Ощущение и восприятие

Контрольная работа по курсу: «Общая психология — 2».

Раздел: «Познавательные процессы»

Вариант III

Тема: Ощущение и восприятие

Контрольные вопросы

  1. Какую функцию выполняет познавательная сфера личности?

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности это: ощущения,

восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь.

  1. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? Что такое сенсорно-перцептивная деятельность?

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. Суть этого процесса так же, как и процесса ощущения, состоит в отражении реально существующего мира. Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой.

Сенсорно-перцептивная деятельность — понимание мозговой работы как информационной деятельности, осуществляемой всей многообразной совокупностью сенсорно-перцептивных аппаратов. Именно в этой деятельности и заключена наиболее общая работа головного мозга как единого гигантского анализатора внешней и внутренней среды организма. Ощущения — первичный познавательный процесс, на основе которого возникают остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятие, представления, память, мышление и тому подобное. Ощущения — это наш источник знаний, а органы чувств, вернее, анализаторы, то есть каналы, по которым мы получаем все сведения о мире как внешнем, так и внутреннем. И.П. Павлов назвал анализатор сложным нервным аппаратом, который проводит (производит) анализ окружающей среды. Любой анализатор состоит из 3 частей: 1).

периферический отдел, или рецептор ( в переводе — принимать).

К нему относятся органы чувств (ухо, глаз, язык, кожа, нос и др.); 2).

проводниковый отдел – по которому проходит первое возбуждение к центру анализатора, находящегося в головном мозге; 3).

центральный или мозговой отдел — высший отдел анализатора, который осуществляет сложные функции анализа. Тут возникают ощущения — слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, температурные и др.

5 стр., 2155 слов

«Влияние мышления на восприятие»

... на рецепторные поверхности органов чувств [2, c .208]. Результатом восприятия является перцептивный образ. Восприятие ... ощущения различны. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Избирательность восприятия ... восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие ...

  1. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

Четкой границы между процессами нет – они взаимопереходят друг в друга. Однако между ними существуют коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения и заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Возможно, повторимся, что восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта. Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.

Задание

Какие виды профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым и двигательным ощущениям. Поясните почему.

Такие виды профессий как: ювелиры, парикмахеры, художники-живописцы, косметологи, и водители предъявляют повышенные требования к зрительному процессу. Т.к сама профессия очень связана с отличным-чётким зрением.

К слуховым можно отнести — звукорежиссёров, т.к. они должны слышать тот либо иной инструмент в свой композиции. Врач-пульмонолог специализирующийся на болезнях лёгких, также немало важно иметь хороший слух, для того чтобы определить очаги заболевания. К осязательным — врач-травматолог либо врач-хирург, массажист, все эти профессии требовательны к осязательным ощущениям, ведь для них, важно чувствовать и правильно определять, какие мышцы напряжены либо травмированы.

Для такой профессии как парфюмер – без хорошего и чуткого обоняния не обойтись!

К вкусовым ощущениям, повышенные требования у профессии — повар, иначе будет не вкусно. К двигательным ощущениям также врачи, тренера, спортсмены и также водители (в своём управлении автомобилем) т.к. Их профессия заключается в движениях.

Тема: Память

Контрольные вопросы

  1. Какие процессы памяти существуют? Какие функции выполняет каждый процесс?

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

3 стр., 1393 слов

Познавательные процессы. Память

... сферой человека. С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения ... личность. ... Память. Общие положения. Память - это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении и узнавании ...

При запоминании содержание памяти пополняется новой информацией, которая входит в уже существующие у человека системы ассоциативных связей. Под сохранением понимается удержание информации в течение определенного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. По сути, это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот. Забывание проявляется в невозможности восстановить (или даже узнать) ранее известную информацию. Забывание может быть как кратковременным, когда через какое-то время нужный материал воспроизводится человеком, так и продолжительным.

Наиболее простой формой восстановления ранее усвоенного материала является узнавание. Узнавание более простой процесс по сравнению с воспроизведением. Оно происходит при наличии объекта, в то время как воспроизведение — в его отсутствие. Естественно, что легче выбрать из нескольких объектов тот, который мы уже видели, чем вспомнить его во всей совокупности характерных черт. Более сложный характер воспроизведения отражается и в онтогенетическом развитии памяти — узнавание появляется у детей уже к четырем месяцам, а воспроизведение — только к девяти месяцам.

При воспроизведении актуализируются известные по прошлому опыту движения, эмоции, образы и слова. Воспроизведение является активным процессом, который связан, особенно при большом объеме материала, с перестройкой воспроизводимого. Поэтому существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер, оно связано как с индивидуальными особенностями человека, так и с конкретными условиями и задачами его деятельности. Иногда выделяется в качестве отдельного процесса припоминание, которое связано с постановкой специальной репродуктивной задачи — припомнить конкретный случай, предмет или слово.

  1. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?

Как уже было отмечено выше – «Более сложный характер воспроизведения отражается и в онтогенетическом развитии памяти — узнавание появляется у детей уже к четырем месяцам, а воспроизведение — только к девяти месяцам» и т.д. Но также могу и добавить, что процессы воспроизведения и узнавания идут во временной последовательности после сохранения. Однако изучаются они обычно до сохранения, поскольку используются как его показатели. Воспроизведение является доказательством наличия запоминания, показателем его качества и умения использовать приобретенный опыт. О процессах воспроизведения и узнавания известно меньше, чем о процессе запоминания, очевидно, потому, что первые два процесса меньше поддаются экспериментальному изучению. Воспроизведение, как и запоминание, может быть непроизвольным и произвольным.

Процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроизведения. Узнавание предполагает наличие объекта, начинается с него, а воспроизведение предполагает поиски объекта. В то же время узнавание — это и восприятие, но в отличие от первичного восприятия узнавание — всегда повторное восприятие. Часто стимул, который не может быть воспроизведен, быстро узнается при его предъявлении. Поэтому говорят, что узнавание в некотором смысле легче, чем воспроизведение или вспоминание. Различия в продуктивности воспроизведения и узнавания неоднократно подтверждались экспериментально. Но узнавание может быть затруднено использованием стимулов, похожих на заучиваемые.

103 стр., 51173 слов

Развитие памяти учащихся

... развития памяти у младших школьников в процессе учебной деятельности. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Психодиагностические методики: Тест на запоминание 10 слов (Лурия) Тест на зрительную память с узнаванием ...

  1. В чем заключается вклад в изучение памяти Г. Эббингауза?

Метод заучивания Эббингауза состоит в том, чтобы добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить. Наиболее часто применяемым критерием усвоения является первое безошибочное воспроизведение материала или, при более строгом подходе, два безошибочных последовательных воспроизведения. В такой форме этот метод применяется исследователями и в настоящее время, однако его следовало бы называть методом последовательных воспроизведений, поскольку он состоит в многократном предъявлении в постоянном темпе определенного материала, чередующемся в период между двумя последовательными предъявлениями воспроизведением удержанных в памяти элементов.

В области памяти этот метод является адекватным при исследовании различных мнемических процессов, охватывающих длительный период времени и требующих строгих критериев научения. Однако здесь следует сделать два замечания: 1) этот метод ставит в более благоприятные условия субъектов, медленно обучающихся, ввиду того что для достижения критерия усвоения им требуется большее число проб по сравнению с быстро обучающимися субъектами, что дает первым возможность дополнительно повторить некоторые элементы материала; 2) применение его в коллективных условиях при наличии группы испытуемых поднимает иногда трудноразрешимые практические проблемы.

P.S. В психологии память называют мнемической деятельностью (по имени богини памяти и матери девяти муз Мнемозины; ей же древнегреческая мифология приписывает изобретение речи и света).

Задание

Проиллюстрируйте основные закономерности памяти

(1-2 примера на каждую закономерность)

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Иллюстрация на практике некоторых закономерностей памяти.

Практикум состоит из 7 работ:

Тема: Воображение

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные этапы формирования воображаемых образов?

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

6 стр., 2566 слов

По педагогике «Методы обучения»

... по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала. Применение лекции как метода обучения в условиях современной ... активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие ... методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования ... быть организовано таким образом, чтобы все ...

  1. Какие Вы знаете основные приемы создания творческих образов? Охарактеризуйте их.

Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым