Объекты и субъекты социальной политики

Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.

Политическое лидерство составляет цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации является важной задачей социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

С позиции субъект-объектных отношений термин «социальная политика» многовариантен:

  • это деятельность государства в социальной сфере;
  • это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач.

В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики является все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные сообщества определенного уровня, объединенные определенными узами и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы, органы и учреждения, а также негосударственные организации, действующие в социальной сфере, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

Принципы социальной политики.

Принципы социальной политики:

Принцип социальной справедливости. Социальная справедливость — это общепризнанная ценность современного демократического общественного сознания, закрепленная в основополагающих документах мирового сообщества, наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости до сих пор не дает представления о том, что входит в это неоднозначное понятие. Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта получили название уравнивающего и распределительного типов правосудия.

8 стр., 3763 слов

Характерные черты социального правового государства

... черты определенного типа. “Он подразделяет все государства на два типа: идеальный и эмпирический. Теория государства и права Большинство правовых аксиом закреплено в законе. W 6. Социальная ... права цивилизованной страны - упорядочивание общественных отношений , введение их в рамки социальной свободы и справедливости . Эту задачу право решает посредством регулятивной функции . Второй важной задачей ...

Принцип социальной ответственности — требует, чтобы человек, семья, небольшая группа прилагали максимум усилий для самодостаточности и самодостаточности. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

Принцип социального партнерства — выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:

  • равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
  • равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;
  • обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;
  • принцип трипартизма, т.

е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

Социальное партнерство — неотъемлемый институт стабильного современного общества и демократического государства; работает продуктивно в экономике, которая работает эффективно. Однако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который (в рамках своей компетенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.

Принцип социальных гарантий — предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды, и качество которых, должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип обеспечивает баланс между целями и возможностями реализации социальной политики.

Принцип социальной компенсации направлен на обеспечение правовой и социальной защиты граждан, которая необходима для компенсации ограничений, связанных с их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизни, предоставление определенных льгот и адекватных социальных услуг.

Социальные приоритеты – понятие и сущность.

Социальные приоритеты — это социальные задачи, которые признаются обществом на данном этапе своего развития как наиболее актуальные и неотложные, требующие приоритетного решения. При разработке комплексной социальной программы на пятилетие и более долгосрочную перспективу с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, во-первых, с точки зрения выбора между различными направлениями повышения народного благосостояния (прямым повышением денежных доходов населения, снижением розничных цен, расширением объема жизненных благ, представляемых членами общества бесплатно или на льготных началах).

9 стр., 4165 слов

Конституционно-правовая основа социального государства

... стороны, человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой – государства. Цель работы заключается в комплексном анализе конституционно правовой основы социального государства в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, ...

Во-вторых, выбор социальных приоритетов предполагает научное обоснование решения о том, какие социальные группы должны получить приоритет или приоритетное внимание в планируемом периоде. Определение социальных приоритетов основано на учете текущих и будущих интересов всех социальных классов, социально-территориальных, демографических, национальных и социально прибыльных групп. К приоритетным задачам современной социальной политики относятся решение продовольственной и жилищной проблем, ликвидация малообеспеченности отдельных групп населения, отставания социальной сферы и т. д.

30. Роль государства в организации и финансировании здравоохранения. Роль частного финансирования здравоохранения.

Здравоохранение — одна из тех сфер, в которых деятельность государства объективно присутствует в гораздо большей степени, чем в экономике в целом. Более того, эта позиция остается верной независимо от экономической модели, к которой тяготеет здравоохранение в данной стране. В современной экономической литературе недостаточно внимания уделяется государственному регулированию социальной сферы и, в частности, системе здравоохранения, проблемам и противоречиям в этой сфере.

Мировой опыт показывает, что государство оказывает существенное влияние на процесс создания и оказания медицинских услуг населению. Государственное регулирование этих отношений направлено на достижение

создание условий для удовлетворения потребности населения в качественных медицинских услугах;

  • обеспечение устойчивых темпов развития отрасли;
  • поддержание научного потенциала отрасли;

регулирование структурных изменений в здравоохранении, вызванных уровнем заболеваемости населения, демографической ситуацией в

Важнейшая концепция, объясняющая необходимость государственной службы или государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, являющийся часто наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с его «провалами». Основные рыночные недостатки системы здравоохранения заключаются в следующем. Как вы знаете, для существования свободного рынка необходимы покупатели, определяющие спрос, и продавцы, определяющие предложение. Однако в медицине покупатель не определяет спрос на конкретную услугу. Врач, определяя одновременно и спрос и предложение, оказывается в выгоднейшем положении, получая в условиях свободного рынка неограниченную возможность, продавать то, что выгодно в первую очередь ему.

Государственное регулирование затрагивает различные направления. Рассмотрим некоторые из них.

38 стр., 18882 слов

Основные направления государственной социальной политики в РФ

... одного из направлений социальной политик РФ; охарактеризовать основные социальные гарантии, предоставляемые гражданам при осуществлении социальной политики на рынке труда РФ; провести анкетирование безработных с целью определения качества услуг, предоставляемых государственной службой занятости. Структура дипломной ...

Важная функция государства в сфере здравоохранения — создание правовой основы для бизнеса. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования здравоохранения в целом и отдельных ее субъектов. При этом государство должно контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Еще одна важная область государственного регулирования здравоохранения — это создание служб общественного здравоохранения. Как известно, рынок может только выявить и удовлетворить спрос на частные медицинские услуги. Создание и реализация услуг общественного здравоохранения является обязанностью государства.

Следующим важным направлением государственного регулирования здравоохранения является предоставление медицинских услуг высокого качества.

Экономические средства занимают значительное место среди мер государственного регулирования медицинской деятельности. Это бюджетно – финансовая политика государства в сфере здравоохранения, денежно-кредитная политика, государственное программирование и т.п. Одна из составных частей фискальной политики — фискальная политика. Некоторые медицинские организации могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налога в соответствии с налоговым законодательством.

Как уже отмечалось, одним из методов государственного регулирования здравоохранения является целевое регулирование оказания медицинской помощи или ее календарное планирование. Государственные программы можно подразделить на несколько видов. Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3 – 5 лет. Долгосрочные программы планируются на срок от 5 и более лет. Целевые программы предполагают разработку конкретных видов медицинских услуг и их оказание определенным группам населения.

84. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ): понятие, значение, виды. «Монетизация льгот» в Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата — это замена натурального пособия денежным пособием. ЭДВ предоставляется отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам, инвалидам, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и людям, пострадавшим от радиационного облучения, в денежной форме из федерального бюджета. В настоящее время ЕДВ получают более 16,7 миллионов россиян.

ЕДВ создается и оплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Его размер подлежит индексации один раз в год, начиная с 1 апреля, исходя из ожидаемого уровня инфляции, установленного Федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Виды:

1) ежемесячная денежная выплата;

2) ежемесячная социальная выплата;

3) оплата жилья;

4) оплата коммунальных услуг;

5) организация оздоровительного отдыха;