Теория гендера: пол и гендер, гендерные роли и стереотипы

Контрольная работа

1. Сущность и содержание понятий “гендер”, “пол”, “гендерные роли”, “гендерные стереотипы”

Термин «гендер» (gender) впервые был введен в научную литературу как аналитическая категория в 1986 г., когда вышла статья американского историка Дж.В. Скотт «Гендер: значимая категория исторического анализа».

«Gender» в английском языке в первоначальном значении является грамматической категорией рода, имеющей сугубо прикладное применение. Учитывая отсутствие в этом языке категории рода для неодушевленных предметов, его относят к одушевленным существам в случае необходимости уточнения пола. Отсюда легко можно вывести использование термина в качестве замены приземленно-медицинского слова «sex»: последнее обозначает чисто физиологические отличия между полами, а «гендер» — социальные и иные, из них вытекающие. Данное понятие не признано, безусловно, всеми исследователями. До сих пор оно нередко заменяется более привычными терминами «feminism» и «sexualities» или просто «пол». Однако в настоящее время, когда феминизм перестает быть массовым и популярным явлением, лишенное негативного оттенка понятие «гендер», удачно вошло в историко-философскую и культурологическую литературу. Изначальная нечеткость термина привела к неясности понятия, им обозначенного. Дж.В. Скотт в указанной выше статье определяет данную категорию как » составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами». При этом автор подчеркивает, что, хотя осознание половых различий и связанных с ними областей социальной сферы характерно для всех веков существования человечества, проблемы гендерного порядка недопустимо некритически переносить на отдаленные исторические эпохи. В сущности, недолгое развитие гендерных исследований привело к общепризнанному выводу, что применение термина следует ограничивать XIX-XX веками.

«Гендер» включает в себя представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях» (М. Соколова).

Такое «определение» расплывчато.

Е.Н. Каменская под «гендером» понимает систему социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества. Гендерное воспитание автор определяет как процесс культурной, гендерной ориентации, идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов в определенной культурной (педагогически организованной) среде.

10 стр., 4704 слов

Эстетическая функция языка и формирование языкового эстетического идеала

... сущность эстетической функции языка. В словаре литературоведческих терминов отмечается, что «сущность эстетической функции языка в пробуждении и ... и подрывая представление о лексической норме и эстетике слова. А чего стоят утренние телепередачи развлекательного характера ... через русское слово автор познакомил китайских слушателей с красивейшим и богатейшим украинским языком: показал отличие в ...

Гендер — это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, способа мышления, ролей и отношений мужчин и женщин, приобретенных ими в процессе социализации.

  • С биологическим полом рождаются. К биологическому полу относятся первичные и вторичные половые признаки;
  • Гендер конструируется в процессе воспитания ребенка как мальчика или как девочки: гендер обусловлен обществом и культурой в данный конкретный период истории.

Биологический пол. Совокупность морфологических, физиологических, анатомических особенностей.

Гендер (социальный пол) (gender).

1).

Грамматический род существительного. (Оксфордский словарь).

2).

Социальный конструкт, предполагающий определенный путь нормирования.

II) Набор характеристик, определенный культурой общества, который идентифицирует социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Инструмент для понимания социальных процессов.

Социальный пол (гендер) — не тождествен биологическому полу, он конструируется социальной практикой, социальными стереотипами. Возникает система норм поведения индивидуумов в различных сферах жизнедеятельности, предписывающая выполнение ими определенных социо-половых ролей, формируется устойчивая система понятий о том, что представляют из себя «женские» профессии, занятия, черты характера, роли, а что — «мужские».

Эта система «давит» на человека еще до его рождения (желание родителей иметь ребенка определенного пола — мальчика), продолжая воспроизводить социальных мужчин и социальных женщин на протяжении всей жизни. Распределение социо-половых ролей переносится из распределения биологических ролей и анатомических особенностей человека (что не является тождественным и перенос не выглядит логичным).

Язык, литература, философия, наука, политика общества «пронизаны» социальными мифами, являются сексистскими по своей природе.

Сексизм — приверженность идеям распределения социо-половых ролей, когда женщине приписывается природные качества и домашняя сфера деятельности, а мужчине — разум, профессионализм и активность. Разница между мужчинами и женщинами носит характер иерархической зависимости.

Общественное развитие предполагает не устранение различий (создание бесполого существа в unisex society), а устранение иерархии различий.

Гендерные стереотипы — это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише.

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Ю. Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения… Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально-одобряемого или социально-допустимого поведения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются… средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации».

7 стр., 3042 слов

Гендерный аспект коммуникативного поведения

... зрения теории общения, отмечая при этом роль гендерного аспекта в коммуникативном поведении. "Учет гендерного аспекта вносит коррективы в процесс коммуникативной деятельности и модифицирует выбор языковых средств ... предполагающие, что на базе патриархальных стереотипов, зафиксированных в языке, развиваются разные стратегии речевого поведения мужчин и женщин. Феминистская лингвистика далеко не первой ...

Гендерные стереотипы. Стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

  • «Дело женщины — домашнее хозяйство и воспитание детей»;
  • «Принятие решений — мужское дело»;
  • «Женщина без мужчины — неполноценный член общества»;
  • « Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»;
  • «Бабы — дуры» и т.п.

Большую роль в формировании гендерных стереотипов играют средства массовой информации, реклама.

Половая идентичность (компоненты).

1. Биологический пол (имеем) — первичные и вторичные физические признаки.

2. Гендерная идентичность (чувствуем) — осознание своего пола.

3. Гендерные идеалы (представляем) — культурные стереотипы поведения мужчин и женщин.

4. Гендерные роли (выполняем) — разделение труда, прав, обязанностей в соответствии с полом. (Н.Смелзер, «Социология», М., 1994).

Социо-половые роли. Модели поведения, ожидаемые от индивидуумов в соответствии с созданными обществом представлениями о «мужском» и «женском».

ГЕНДЕРНЫЙ (англ. gender — род, пол), связанный с проблемой роли в обществе лиц мужского и женского пола. БЭКМ

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ (англ. gender — род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы профессиональные роли, но в отношении мужчин не доказано, что они более активны, чем женщины, предприимчивы, самодостаточны, независимы, легко принимают решения, любят математику и науку, неэмоциональны. Женщин характеризуют хорошо развитые вербальные способности, дружелюбность и контактность, предпочтение семейных ролей профессиональным, но не доказано, что они более тревожны, импульсивны, аккуратны, имеют более низкую самооценку, чем мужчины. БЭКМ

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (англ. gender — род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов. К гендерным проблемам относятся: гендерное неравенство (характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе), гендерная дискриминация, гендерные стереотипы (сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины), гендерно-ролевой стресс (состояние нервного напряжения, возникающее, когда индивиду трудно поддерживать стандарт традиционной гендерной роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для противоположной гендерной роли).

15 стр., 7213 слов

Проблема гендерных отношений в современном обществе

... гендерной психологии сменились периодом перерыва до середины XX века по причине негативного влияния движения за освобождение женщин и провозглашении равных прав и возможностей, наравне с мужчинами. ... наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде сегодня ... женщина также стоит на уровень ниже в правах, чем мужчина - всю свою жизнь она должна подчиняться мужчине, вымаливая тем ...

ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (англ. gender — род, пол и лат. discrimination — различие), дискриминация по половому признаку, практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам. В патриархальных обществах женщины подвергаются гендерной дискриминации в таких областях, как занятость, дифференциация в оплате труда, политическая и религиозная карьеры, обеспечение жильем, социальная политика, право на собственность в гражданском и уголовном праве, сексуальные домогательства на работе и насилие в семье.

Гендерные представления являются нормативными представлениями о роли мужчин и женщин в зависимости от их пола.

Основные особенности традиционных гендерных представлений:

  • Бинарность (Двойной, состоящий из двух частей, компонентов);
  • Иерархичность (греч., священная власть);
  • Патриархатность: Женское подчинено мужскому;
  • Неравенство обосновывается природой, естественным ходом вещей;
  • Эти представления являются репрессивными как в отношении женщин, так и мужчин.

Где «работает» гендер?

  • Социальные статусы и нормы, которые выражаются в поведении.
  • Разделение труда.
  • Семейные обязанности.
  • Структура личности, которая выражается в чувствах и поведении.
  • Социальный контроль.
  • Идеология.
  • Художественные образы, художественная продукция.
  • Язык (сравните: «один человек и его жена» и «один человек и её муж»; «все люди — сестры»).

Дискриминация. Преимущества одних групп над другими не по причинам достоинств или нужд, а вследствие критерия возраста, пола, расы.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение), умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п. БЭКМ

Гендерная дискриминация:

  • Если индивид не соответствует гендерным нормам, включается репрессивный механизм социального гендерного контроля: Человек дискриминируется.
  • Пример: уровень толерантности общества можно измерить через степень терпимости к сексуальным меньшинствам.
  • Среднестатистическая женщина чаще дискриминируется в публичном поле, чем среднестатистический мужчина:
  • Меньший заработок.
  • Отсутствие продвижения по карьерной лестнице.
  • Сексизм.
  • Дискриминация в отношении женщин:
  • Отношение к женщинам по половому признаку, которое уменьшает значимость личных достижений, ограничивает в правах и возможностях.
  • Например: отказ в приеме на работу женщине, которая хочет завести детей.
  • В современном мире 66% всей работы в домашнем хозяйстве и в неформальной экономике выполняют женщины.
  • А 99% всей собственности в мире и столько же власти находятся в руках мужчин.

Домашний труд. Уход за детьми и нуждающимися членами семьи + обслуживание членов семьи + поддержание жилища.

5 стр., 2029 слов

Образ идеальной женщины глазами мужчин

... человеческая эти 2 стороны 2 . Идеальная женщина с зрения точки мужчины имеет две стороны: человеческую и ангельскую. ... отличаться друг от мужчины друга и женщины по своим социальным и психологическим большинстве. В качествам культур ... Противоположны и роли социальные, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые преимущественно являются «инструментальными», а второе – «экспрессивными». Мужчина – ...

2. Характеристика особенностей гендерной политики

гендерный социальный бинарность

Под гендерной политикой понимается утверждение партнерства полов в определении и реализации социально значимых целей и методов их достижения в деятельности государственных и общественных структур. Одной из стратегических задач гендерной политики является обеспечение равноправия, которое достигается при условии предоставления женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, труде, продвижении по службе, общественно-политической и культурной деятельности, а также реализации своего потенциала в различных сферах жизнедеятельности.

Гендерная политика. Политика,

(а) осуществляемая для устранения дискриминации по признаку пола,

(б) осуществляемая для формирования эгалитарного общества,

(в) являющаяся в широком смысле политикой населения, охватывающей сферы занятости, семьи и т.д.

Следует заметить, что последний тип гендерной политики возможно осуществить только в обществе, являющимся эгалитарным. Строго говоря, в ином обществе гендерную политику вообще проводить невозможно. Первые два типа гендерной политики по сути являются гендерными экспертизами различных политик — занятости, семейной, социальной, демографической и т.д. Именно гендерная экспертиза представляется в настоящее время необходимым условием функционирования «негендерных» политик.

За период реализации Национального плана действий по улучшению положения женщин на 1996-2000 годы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. N 373 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 17, ст. 413), и Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2001-2005 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2001 г. N 670, в республике целенаправленно принимались правовые, организационные, административные меры, направленные на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов.

Вместе с тем, позитивно оценивая сделанное, необходимо отметить, что женщины по-прежнему несут основную тяжесть домашнего труда. Для неполных семей, возглавляемых женщинами, существует высокая степень вероятности попадания в категорию малообеспеченных. Женщины сталкиваются с дискриминацией на рынке труда. Насилие в семье в отношении женщин является распространенным явлением.

Множество нерешенных проблем имеют и мужчины. Вследствие недооценки обществом значимости отцовства уменьшилось влияние мужчин на воспитание детей в семье, не в полной мере проявляется их ответственность за социализацию детей. В результате при расторжении брака дети чаще всего по решению суда остаются с матерями. В сфере социального обеспечения мужчины, воспитывающие детей в одиночку, до настоящего времени не имеют тех же прав, которые есть у женщин в аналогичных ситуациях. На процессе обеспечения равных возможностей мужчин и женщин сказывается наличие в обществе стойких стереотипов в отношении социальных ролей мужчин и женщин.

14 стр., 6652 слов

«Основы ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

... гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия ... однако женщина во всем немощнее мужчины". В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе "О ...

Изменение ложных представлений о гендере.

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины — это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям.

3. Ложные представления о гендере

1. Гендерные различия огромны. Часто употребляемое выражение «противоположный пол» является всего лишь одним из примеров широко распространенного представления, что один гендер значительно отличается от другого. Исследования доказывают, что в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества не обнаруживаются существенные различия. Небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но даже когда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5-10 %. Исследования гендерных различий в эмоциях, эмпатии, альтруизме, агрессии и способности влиять на других показали, что различия не только малы, но и во многом зависят от гендерных норм, характерных для изучаемой ситуации. Существует три взаимосвязанных причины, обуславливающих то, почему мы считаем, что гендерные различия более значительны, чем они есть на самом деле. 1) Наше общество постоянно обращает внимание на гендер и провозглашает тысячью различных способов, что мужчины и женщины не похожи друг на друга. 2) Подчеркивание нашим обществом гендерных особенностей способствует развитию гендерных схем. 3) Большинство социальных ролей исполняется главным образом либо одним, либо другим полом. Женские роли, как правило, требуют иных моделей поведения.

2. Гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами. Представление о том, что гендерные различия обусловлены фундаментальными биологическими различиями, не вызывает удивления, если учитывать те сигналы, которые мы получаем из окружающей нас культурной среды. Это фактор, дополняемый озабоченностью сексуальными отношениями, которая привлекает наше внимание к анатомическим/биологическим различиям между гендерами, делает биологическую атрибуцию гендерных различий более когнитивно доступной и вероятной. Мы начинаем социализировать наших детей по-разному с раннего возраста в зависимости от их пола, и прививаем мужчинам и женщинам различные ожидания на протяжении всей их жизни.

3. Биологические гендерные различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин к различным социальным ролям. Хотя и верно, что гендерные роли могут изначально возникать в силу половых различий в физических возможностях и способности женщин кормить младенцев, эти различия не оправдывают то дифференцированное отношение к мужчинам и женщинам, которое имеет место в современном обществе. Даже если женщины и мужчины различаются биологически в плане своих способностей и склонностей, эти отличия неспособны оправдать те различные роли, которые они исполняют в обществе.

9 стр., 4244 слов

"Роль гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного ...

... на гендерное воспитание дошкольников. Предполагаемый результат:, Воспитание и развитие девочек и мальчиков в ДОУ с акцентом на гендер позволит: сформировать у детей устойчивую гендерную идентификацию; сформировать позитивное отношение к гендерным ролям; улучшить ...

4. Гендеры разделены, но равны между собой. Раздельность гендеров проистекает из: связанного с полом разделения способствуют лучшему приспособлению женщин и мужчин к различной деятельности; различного образа жизни мужчин и женщин, обусловленного гендерными ролями. Гендерное неравенство проявляется в более низкой оплате труда женщин, их более низком статусе, а также непропорциональном распределении домашнего труда и ухода за детьми, даже в том случае, когда работают оба супруга.

5. Традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Несмотря на напряжение, которое может быть связанно с исполнением множества социальных ролей (работница, жена, мать), женщины, скорее всего, будут продолжать работать вне дома, поскольку они нуждаются в деньгах, социальных контактах и/или чувстве самореализации, которое дает им работа вне дома.

Существует два основных способа разрушения традиционного порочного круга. Первый из них — это просвещение; надо помочь людям обратить внимание на свои неосознаваемые стереотипные представления и их незапланированное влияние, возможно, часто напоминая об этом в соответствующих ситуациях.

Осознав стереотипы, люди смогут, прилагая определенные усилия, сознательно делать скидки на свою предвзятость и корректировать свои мнения, то есть фактически сознательно «пересматривать» свои представления. Проводить такую стратегию нелегко. Для этого человек должен иметь искренне намерение одинаково относиться к мужчинам и женщинам, признать, что у него неправильные искаженные преставления, и не забывать следить за ходом своих мыслей, чтобы внести в них необходимые коррективы. Даже при наличии самых лучших намерений этот способ не особенно надежен.

Самый простой способ разрушения порочного круга состоит в том, чтобы обеспечить присутствие в социальной среде множества промеров авторитетных женщин, получающих социальную поддержку. Этой средой может быть группа, организация или общество в целом, но чем чаще встречаются подобные примеры, тем сильнее становится их влияние за счет усиления эффекта консенсуса. По мере того как женщины выступают в таких ролях, а другие люди своим поведением подтверждают их авторитет, характеристики, типичные для ролей высокого статуса, начинают казаться возможными и приемлемыми женскими характеристиками. Таким образом, другие женщины начинают стремиться к более высокому положению и соответственно вести себя, а наблюдатели признают и принимают тот факт, что женщины компетентны.

Гендер — это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность).

Мужчины и женщины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество так же указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Изменения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин.

18 стр., 8919 слов

Методика обучения технологии: гендерный подход

... и женщин, их месте и роли в историческом процессе и современном обществе; принятия своей гендерной роли и готовности к ее исполнению; знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»; критического ...