Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

Контрольная работа

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей.

Учёные, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что воздействия извне, в том числе и музыкальные, участвуют в формировании человека ещё до рождения, на эмбриональной стадии развития. Так, американский учёный Энтони де Каспер, английский учёный Томас Верн высказывают предположения о том, что зародыш способен запоминать звуковые впечатления с восьми месяцев, а возможно и ранее. В настоящее время ведутся исследования в области пролонгированного эффекта систематического звукового воздействия – от эмбриональной стадии к дошкольному возрасту.

Формированию музыкального мышления уже в младшем возрасте способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений.

Приобщаясь к культурному наследию, ребенок познает эталон красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу, эмоциональную отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения с помощью пения, игры на детских музыкальных

Можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и влияет на общее развитие ребенка. Чувство ритма формируется в музыкально – ритмических движениях. Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций.

18 стр., 8695 слов

Методика развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста

... музыкального воспитания определяется общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные ...

Значение музыки в развитии творческих способностей детей

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Есть данные, которые подтверждают факты влияния на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, влияя на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

«Вальс цветов» П. Чайковского слушают при язве желудка, «Свадебный марш» Мендельсона снижает кровяное артериальное давление, «Танец с саблями» Хачатуряна повышает общий жизненный тонус.

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает ничем не сравнимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Психолог Б. М. Теплов считает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»

Актуальность развития музыкальных способностей

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком всегда был взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения. Успех музыкального развития в детском саду зависит от всего педагогического коллектива, от родителей воспитанников, т. к. вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Особенностью музыки является то, что она может огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Музыкальная культура детей начинается с первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения со взрослыми, прежде всего с родителями. Важную роль здесь играет общение ребёнка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.

7 стр., 3142 слов

Особенности музыкальной педагогики Древней Греции

... и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной. Очень часто историю развития музыкальной педагогики связывают с историей развития системы общего музыкального образования и воспитания детей. Музыка и поэзия занимали самое ...

К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью и когда речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному, важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым. Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры.

Таким образом, до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь с матерью. В этой связи важно, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации музыкальной деятельности к трёхлетнему возрасту у ребёнка формируется такие компоненты музыкального сознания, как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.

С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

Слушание музыки. В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.

Пение. В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.

Музыкально-ритмическая деятельность. Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.

Музыкально-дидактические игры. Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра (ведущий вид деятельности), она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

Творческая деятельность детей дошкольного возраста преимущественно проявляется:

  • в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального
  • в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;
  • в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;
  • в озвучивании персонажей сказок;
  • в музыкальной рефлексии (способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, цвета (графических изображений), слова).
    7 стр., 3287 слов

    Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...

    ... преподавания пения в школе» (1952); В.А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса» (1953), «Начальные приемы развития детского голоса» (1954); Е.М. Малинина «Вокальное воспитание детей» (1967); В.К. Белобородова «Развитие музыкального слуха ...

Цель музыкального воспитания детей в развитии

творческих способностей

Задачи развития творческих способностей

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него творческие способности и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Само музыкальное искусство выдвигает ряд задач:

  • Воспитать любовь и интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, пополнить запас по определению музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, игры на музыкальных инструментах. Знакомить с инструментами симфонического оркестра. Слышать во время исполнения себя и других.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
  • Способствовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке формировать сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применения новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок, воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.