Концепция преобразующего лидерства

Контрольная работа

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова «лидерство» и «лидер».

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». Актуальность исследования обусловлена тем, что лидерство играет важную роль в эффективной работе организации.

Целью исследования является рассмотрение концепции преобразующего лидерства. И лидерства, как феномена в общем.

Достижение цели подразумевает под собой достижения следующих задач:

1. Определить сущность и роль лидерства.

2. Рассмотреть концепцию преобразующего лидерства .

3. Провести исследования поведения в практической ситуации персонала.

Объектом исследования выступает понятие и сущность феномена лидерства. В свою очередь предметом изучение концепции преобразующего лидерства.

1 Концепция преобразующего лидерства

1.1 Понятие и сущность лидерства

Лидер — это человек или группа, берущий на себя роль главы, руководителя какой-либо социальной группы, политической партии, организации, общества в целом, спортсмен, возглавляющий гонку. Это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия. []

Лидерство может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), а может быть и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, но не имеет официального статуса.

6 стр., 2562 слов

Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции

... глубоким исследованием феномена деструктивного лидерства. В более поздних работах Т.В Бендас указывает причины, которые способствовали активному развитию гендерной психологии лидерства в ... уровнем организованности группы и выражаются в гендерной дифференциации лидеров. Н.Л. Минаева, исследуя феномен должностного лидерства, установила, что среди должностных лидеров современных коммерческих организаций ...

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны: первая из них это проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека. Вторая достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации. Заключительная сторона уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

1.2 Концепция преобразующего лидерства

Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется совсем иначе. Лидер – реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер – реформатор – это преобразователь, а не спасатель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.

Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимосвязь между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера – преобразователя.

4 стр., 1531 слов

Лидерство как социально-психологический феномен

... Лидерство и становление лидера как социальный и психологический феномен получает освещение с различных дисциплинарных позиций. Цель работы охарактеризовать феномен лидерства с точки зрения социологии и психологии. Задачи: 1. Разобрать понятие лидерство, ... его от последователей. Таким образом, сторонники данной теории (Э. Богардус, К. Бэрд и сам Ф. Гальтон) трактуют лидерство как совокупность ...

2. Исследование эффективности и гибкости руководства трудового коллектива ОАО «Сбербанк России».

2.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России».

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. На 01 июля 2008 года Сбербанк занимал 33 место крупнейших банков мира. Основанный в 1841 году Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 01 февраля 2009 года, доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50%, а его кредитный портфель составил 30% всех выданных в стране займов.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 20 000 подразделений по всей стране.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 года. В марте 2007 года Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд.рублей. Средний дневной объем торгов по акциям Сбербанка составляет пятую часть объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

По состоянию на 08 мая 2008 года, ему принадлежит 60,25% голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 240 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 28%) свидетельствуют о его инвестиционной привлекательности.

В октябре 2008 года Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 года, в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволяет Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций.

4 стр., 1917 слов

Экономические и социальны проблемы России в 90е годы и первое ...

... млрд. долларов дохода, из которых в бюджет попала лишь одна четвертая. 2. Обзор главных проблем экономики РФ 2.1 Высокий уровень инфляции Высокая инфляция в России ... основные экономические и социальные проблемы нашей страны за минувшие 20 лет. ... обладавшие высокими технологиями и современным оборудованием, обеспечат выход российской ... и вкладов населения в Сбербанке. Россия лишилась всех своих сбережений, ...

Чистая прибыль Группы за 2009 год составила 24,4 млрд. руб. (за 2008 год: 97,7 млрд. руб.) Стабильный рост доходов по основным направлениям операционной деятельности:

  • Рост чистого процентного дохода за 2009 год на 32,9% по сравнению с 2008 годом;
  • Рост чистого комиссионного дохода за 2009 год на 17,3% по сравнению с 2008 годом;
  • Доходы от торговых операций с ценными бумагами за 2009 год составили 36,5 млрд.

руб. по сравнению с убытком за 2008 год в размере 37,3 млрд. руб.;

  • Консервативный подход Группы к формированию резервов под обесценение кредитного портфеля: расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля за 2009 год составили 388,9 млрд. рублей, что в 4 раза больше, чем за 2008 год.

Эффективный контроль за расходами: показатель соотношения операционных расходов и операционного дохода снизился в отчетном периоде до 35,4% по сравнению с 49,3% за 2008 год.

Оценка портфеля ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи: доходы от переоценки портфеля инвестиционных ценных бумаг , имеющихся в наличии для про дажи , за 2009 год составили 32,6 млрд . руб. по сравнению с убытками от переоценки за 2008 г од в размере 33,9 млрд.руб .

Высокая ликвидность баланса Группы: 17,4% активов Группы представлено ликвидными активами, имеющими ожидаемый с рок погашения «до востребования и менее 1 месяца».

Высокий уровень достаточности капитала Группы: показатель достаточности общего капитала Группы, рассчитанный в соответствии с Базельским соглашением о капитале, по состоянию н а 31.12.2009 составляет 18,1% и значительно превышает нормативное значение 8%. Норматив достаточности капитала Банка, рассчитанный в соответствии с требованиями Банка России без учета событий после отчетной д аты (СПОД) по состоянию на 31.12.2009 остается на высоком у ровне и составляет 23,2%

Следствием снижения прибыли за 2009 год стало снижение показателей рентабельности Группы: показатели ROA и ROE снизились. (рис. 1 и рис. 2)

Рисунок 1 – Рентабельность активов (ROA), %

Рисунок 2 – Рентабельность собственных средств (ROE), %

Операционные доходы до создания резервов под обесценение кредитного портфеля выросли за 2009 год на 44,2% в сравнении с предыдущим годом. Основным источником роста являются процентные доходы от кредитования клиентов, а также доходы о т торговых операций и переоценки ценных бумаг.

Основными составляющими Прочих доходов, полученных Группой в течение 2009 года в сумме 7,8 млрд. руб., являются доходы, полученные от операций с иностранной валютой в размере 16,2 млрд. руб. и расходы от переоценки зданий в сумме 15,0 млрд. руб.

Рисунок 3 – Операционные доходы до создания резервов под обесценение кредитного портфеля, млрд. руб.

Чистые процентные доходы выросли за 2009 года на 32,9% в сравнении с 2008 годом. Источниками роста чистых процентных доходов за 2009 год явился рост доходности и объемов кредитных операций.

Рисунок 3 – Динамика чистых процентных доходов, млрд. руб.

17 стр., 8226 слов

Доходы групп населения и потребительское поведение

... и ординалистской теории поведения потребителя; выявить особенности потребительского спроса на основе классификации спроса Лебенстейна; рассмотреть факторы, влияющие на потребление; рассмотреть влияние доходов на поведение потребителя. Теоретической основой написания курсовой работы ...