Социально-экономическая трансформация российского общества невозможна без постоянной модернизации государственных институтов, аккумулирующих и распределяющих денежные потоки в России. Поскольку 80-90% поступлений доходов в бюджетную систему РФ обеспечивается за счет налогов и сборов, постольку налогообложение и его развитие в условиях меняющейся современной экономики остается одним из наиболее важных сегментов современной налоговой системы.
Постоянные реформы в сфере налоговых отношений во многом продиктованы недостатком бюджетных ресурсов и неравномерностью роли налогов и сборов в бюджетах разного уровня. Ограниченность в инструментах наращивания налоговых доходов за счет изменения их механизмов общим уровнем налоговой нагрузки плательщиков создает предпосылки для развития другого сегмента налоговой деятельности — изыскания резервов повышения собираемости доходов за счет укрепления налоговой дисциплины участников налоговых отношений, которые представлены не только государственными служащими в лице сотрудников налоговых и иных органов, управленческим персоналом организаций, но и населением, выступающим как социальная группаналогоплательщиков, проявляющая разные (в т. ч. и девиантные) формы налогового поведения.
Тем не менее, только лишь ужесточение мер налоговой и административной ответственности за налоговые правонарушения не могут служить единственным решением данной проблемы, поскольку одним из наиболее конфликтогенных вопросов налогового процесса является обеспечение социальной справедливости налогообложения и соблюдение паритета интересов государства и плательщиков в налоговом процессе. Решение данных проблем позволяет либо сглаживать социальное неравенство в доходах различных групп плательщиков и, таким образом, упреждать конфликты, либо, напротив, — обострять. Однако действующий в российском обществе порядок налогообложения не только не сглаживает социальный разрыв разных групп налогоплательщиков, а, наоборот, усиливает социальную и имущественную поляризацию, провоцируя возникновение налоговых споров и возникновение социальных конфликтов.
В связи с этим все чаще поднимается вопрос о необходимости выработки государственной стратегии формирования налоговой культуры участников налогового процесса в качестве кардинальной меры.
Мировой опыт в данном сегменте государственного управления свидетельствует о необходимости выработки единых научно-обоснованных подходов к формированию национальной налоговой культуры с учетом экономических, финансовых, демографических и социальных особенностей развития государства.
Конституционные обязанности личности
... 1994, стр. 3. Вот об обязанностях граждан автор и поговорит в данной работе. Так что же такое конституционные обязанности граждан Р.Ф. Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные ...
Налогообложение в современных условиях в значительной мере зависит от уровня налоговой культуры налогоплательщиков, которая во многом обуславливает налоговое поведение всех его участников. Налоговое поведение населения детерминировано ценностными ориентациями, в том числе, правовыми нормами, мотивациями, традициями, оказывающими непосредственное влияние на формирование налоговой культуры. Исторически сложилось, что в России ее уровень остается достаточно низким.
Налоговая культура и налоговая дисциплина как результат взаимодействия государства и налогоплательщиков
Совершенствование и изменение налоговой системы, в период перехода к рыночной экономике, будет происходить бесконечно долго. Меняются законы, вводятся новые инструкции, меняются льготы — это зеркальное изображение того, что происходит в экономике, в социальных процессах.
Сам процесс расчетов с государственными и местными бюджетами, платежами в госфонды, вышел за пределы бухгалтерии и финансовой службы предприятия. Этим прямо занимаются руководители и делают это ежедневно. Однако, непосредственные контакты с налоговой инспекцией осуществляются менеджерами и бухгалтерами. Вот почему последние должны не только в совершенстве владеть технологией бюджетных и других обязательных платежей. Они должны знать принципы построения налоговой инспекции и налоговой администрации, их требования и возможности; должны быть лично знакомыми с налоговыми инспекторами и как участники одного и того же социального процесса менеджеры и бухгалтеры предприятий должны вносить существенный вклад в этику и культуру взаимоотношений с налоговыми инспекторами. Это нужно для формирования деловых взаимоотношений, исключение разного рода конфликтов. То есть, они должны в совершенстве владеть организационной культурой взаимоотношений.
Под налоговой культурой следует понимать своевременную уплату налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в сроки, устанавливаемые законодательными и нормативными документами. Важнейшим элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина. Налоговая дисциплина — это систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей, возможностей налогоплательщика рассчитываться с бюджетами с учетом синхронности взаимодействия налоговых инспекций по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств.
Таким образом, в понятие налоговой культуры входит как деятельность налогоплательщиков, так и деятельность налоговых инспекторов. При этом, их деятельность следует рассматривать во взаимосвязи: с одной стороны, культура деятельности налоговой инспекции оказывает принципиальное влияние на налогоплательщика, создавая дополнительные моменты давления; с другой стороны, налогоплательщики оказывают определенное давление на налоговые инспекции. Если это давление выходит за рамки общей культуры, то между налогоплательщиком и налоговым инспектором возникает конфликт. Безусловно, конфликтная ситуация в налоговой инспекции приводит к торможению уплаты налогов предприятиями.
В настоящее время в основе деятельности менеджеров, по отношению к налоговикам, должны лежат следующие принципы:
- культура взаимоотношений,
- преданность задачам своего предприятия;
- повиновение;
- честность;
- почтительность.
Во многих случаях во взаимоотношениях с налоговой службой достигает успеха не самый трудолюбивый менеджер или бухгалтер, а тот, кто умеет установить деловые и принципиальные отношения с налоговиками в пределах служебной этики и культуры.
Влияние общества на становление личности
... воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации ... поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ...
Одним из элементов служебной культуры менеджера и бухгалтера, как ответственного представителя предприятия — налогоплательщика является его лояльность и преданность делу. Со своей стороны, в плане повышения культуры, налоговые инспекции делают возможное, а именно:
- информируют менеджеров, бухгалтеров, предпринимателей о своих намерениях;
- прислушиваются к их мнения;
- проводят семинары с целью повышения квалификации бухгалтеров.
Основы культуры взаимоотношений. Культура взаимоотношений налогоплательщиков с госналоговиками включает некоторые составляющие, влияющие на формирование высокой культуры отношений. Но это не было сделано доразработки [1,с.28] основоорганизационной культуры взаимоотношений с госналоговиками.
Безусловно, есть факторы культуры, бескультурья, антикультуры, все они имеют влияние. Но не все они зависят от деятельности организации, которое не имеет влияния на состояние правовой обеспеченности производства, от организации не зависит уровень общекультурного развития страны [3,с.97]. Значительно большее влияние на культуру взаимоотношений имеют инспекторы налоговых учреждений.
Но, надо согласиться, что организационная культура управления — это гармония знаний. Последние очень быстро стареют, их надо обновлять и развивать.
Относительно рефлексивной культуры менеджера следует отметить, что рефлексия руководителя, его внутренняя психическая деятельность нацелена на опознание собственных действий. Здесь очень важно обладать практическим инструментарием взаимоотношений. Его можно получить только сочетая ментальные способности с практикой работы, которая зависит от персонала. На основе этого можно говорить о индивидуальных качествах личности.
Для того, чтобы культура стала реальностью, нужно добиться единства внутреннего состояния и внешнего его обнаружения. Внутренняя сторона — это цель, намерения, ориентиры. Внешняя — те факторы, которые воспринимаются сотрудниками и руководством, непосредственные действия и результаты. До этого принадлежат аккуратность выполнения задач, точность, тактичность в отношении других работников и налоговиков. Это не производится автоматически.
Безусловно, главное — это внутренняя культура человека. Она определяет стиль взаимоотношений (подчинения), отношение к персоналу, к технологии и к оборудованию. Внутренняя культура также определяет правильное поведение в предельных ситуациях, когда необходимо быстро принять решение.
Другим элементом внутренней культуры должна быть гуманность, бескорыстие, элементарное проявление заботы сотрудников.
Формирование внутренней и внешней культуры немыслимо без систематического знакомства с законодательством, что расширяет кругозор. Также чтение общественных журналов вызывает впечатления, которые полезно использовать в повседневнной работе.
По физической культуре «Влияние высшей нервной деятельности ...
... зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности. Под способностями понимают сочетание врожденных функциональных факторов - психических и физиологических (двигательных) функций - с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы. ... Возможности человека и эффективность его деятельности внешнесредовыми и внутренними человеческими факторами. К внешнесредовым ...
Рис. 1 Схема налогового администрирования
Под налоговым администрированием понимается деятельность. На рис.1 показаны основные составляющие налогового администрирования. Видим, что на функционирование налоговой системы влияет дисциплина, которую формирует культура. Если есть культура, то должна быть и антикультура, от которой, в значительной степени, зависит бюрократизм, в тяжелых случаях она ведет к коррупции. Отсюда следует: на итоги работы региона (государства) влияют в совокупности персонал и индивидуальные результаты работы отдельных предприятий. Таким образом, наполняемость бюджета в налоговом поле зависит от действий каждого налогового инспектора и недостаточная эффективность деятельности одного из них может затруднить поступление налогов. Так, например, случаи либерализма или взяточничества среди налоговых инспекторов могут в определенной части налогоплательщиков поколебать решимость строго рассчитываться с бюджетом.
Результатом деятельности руководителей предприятия и налоговой службы является повышение качества жизни работников и социально-слабозащищенных слоев.
Культура взаимоотношений
Выбрав для себя основную культурологическую линию поведения, каждый налогоплательщик должен детализировать свои действия примерно по такому образцу:
- хорошо подготовиться,
- завязать первый контакт (первым поздороваться, улыбнуться),