Интеллектуальные технологии (2)

Применение интеллектуальных технологий в экономических информационных системах

.

Интеллектуальные технологии – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

Наиболее ярким примером интеллектуальной технологии являются Экспертные системы. Экспертная система работает в двух режимах: приобретения знаний и решения задач (называемом также режимом консультаций).

В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляется через посредничество инженера по знаниям. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования данными, характерные для рассматриваемой проблемной области. Эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно решать задачи из проблемной области.

Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система.

Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний.

Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов.

Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ.

Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы.

Интеллектуальный редактор БЗ – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создания БЗ в диалоговом режиме.

Искусственный интеллект – это одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно – программных средств, позволяющих пользователю – непрограммисту ставить и решать свои задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка. Основными направлениями развития искусственного интеллекта являются: представление знаний и разработка систем, основанных на знаниях, игры и творчество, разработка естественно – языковых интерфейсов и машинный перевод, распознавание образов, новые архитектуры компьютеров, интеллектуальные роботы, специальное программное обеспечение, обучение и самообучение.

Типы категорий применения интеллектуальных технологий в экономических информационных системах.

31 стр., 15197 слов

Разработка элективного курса «Основы искусственного интеллекта»

... этой области исследований в искусственном интеллекте. 1.1. Определения знаний и приобретения знаний человеком Знания ... область. 3. Соберите материалы по инженерии знаний, полезные для разработки учебных программ ... работы ожидается получение следующих результатов : подтверждение положения о возможности построения курса «Инженерия знаний» в поддержку базового курса «Основы искусственного интеллекта» ...

Интеллектуальные технологии, осуществляющие прогноз, определяют вероятные последствия заданных ситуаций. Например: прогноз ущерба урожая от некоторого вида вредных насекомых, оценивание спроса на нефть на мировом рынке в зависимости от складывающейся геополитической ситуации и прогнозы в экономике. Системы прогнозирования иногда используют программы, которые отражают причинно – следственные взаимосвязи в реальном мире, чтобы сгенерировать ситуации или сценарии, которые могут возникнуть при тех или иных входных данных. Эти возможные ситуации вместе со знаниями о процессах, порождающих эти ситуации, образуют предпосылки для прогноза.

Интеллектуальные технологии выполняют диагностирование, используя описание ситуаций, характеристики поведения или знания о конструкции компонент, чтобы установить вероятные причины неправильного функционирования диагностируемой системы. Диагностические системы часто являются консультантами, которые не только ставят диагноз, но также помогают в отладке.

Интеллектуальные технологии, выполняющие проектирование, разрабатывают конфигурации объектов с учетом набора ограничений, присущих проблеме. Многие проектирующие системы содержат механизмы разработки и уточнения планов для достижения желаемого проекта.

Интеллектуальные технологии, занятые планированием, проектируют действия; они определяют полную последовательность действий, прежде чем начнется их выполнение. Такие технологии зачастую должны иметь способность к возврату, т.е. отвергать некоторую последовательность рассуждений или часть плана из-за нарушения ограничений задачи и возвращать управление назад к более ранней точки или ситуации, из которой анализ должен начаться заново.

Интеллектуальные технологии, которые осуществляют наблюдение, сравнивают действительное поведение с ожидаемым поведение системы. Они подыскивают наблюдаемое поведение, которое подтверждает их ожидания относительно нормального поведения или их предположения о возможных отклонениях. Наблюдающие ИТ по самой своей природе должны работать в режиме реального времени и осуществлять зависящую как от времени, так и от контекста интерпретацию поведения наблюдаемого объекта.

Интеллектуальные технологии, выполняющие отладку, находят рецепты для исправления неправильного поведения устройств. Примерами могут служить настройки компьютерной системы с целью преодолеть некоторый вид затруднений в ее работе.

Интеллектуальные технологии, реализующие ремонт, следуют плану, который предписывает некоторые рецепты восстановления.

Интеллектуальные технологии, выполняющие обучение, подвергают диагностике, «отладке» и исправлению поведение обучаемого. Обучающие системы создают модель того, что обучающий знает и как он эти знания применяет к решению проблемы. Системы диагностируют и указывают обучающемуся его ошибки, анализируя модель и строя планы исправлений указанных ошибок. Они исправляют поведение обучающихся, выполняя эти планы с помощью непосредственных указаний обучающимся.

Интеллектуальные технологии, осуществляющие управление, адаптивно руководят поведение системы в целом. Они должны включать в себя наблюдающие компоненты, чтобы отслеживать поведение объекта на протяжении времени, но они могут нуждаться также и в других компонентах для выполнения любых или всех из уже рассмотренных типов задач.

Интеллектуальные технологии разрабатываются в основном в университетах, научно – исследовательских центрах и коммерческих организациях, в том числе и для финансовой индустрии. В сфере финансового обслуживания эти системы помогают страховым компаниям анализировать и оценивать коммерческий риск, устанавливать размеры ссуд при кредитовании организаций, составлять сметы проектов и т.д.

Область применения интеллектуальных технологий расширяется. Кроме охвата различных областей деятельности, одним из наиболее важных последствий разработки является модификация знаний. По мере того, как разработчики стоят большие, сложные базы знаний, появляется рынок знаний, независимых от компьютерных систем. Появляются средства обучения для изучающих определенную прикладную область. Коммерческим продуктом станут метазнания, т.е. знания об оптимальных стратегиях и процедурах использования предметных знаний.

Задание № 2.

База данных риэлтерской фирмы.

Создать Базы данных риэлтерской фирмы:

  1. Таблица Агенты:

Агенты

Код агента

ФИО

Телефон

Базовый оклад

1

Сидоров А.Н.

226740

20 000,00р.

2

Левина О.М.

281614

15 800,00р.

3

Габрилян О.С.

480275

35 000,00р.

4

Степанова А.Н.

320605

28 600,00р.

5

Латчук В.Н.

215046

18 300,00р.

6

Кравченко А.М.

252386

21 000,00р.

  1. Таблица Квартиры:

Квартиры

Агент

Район

Адрес

Количество комнат

Жилая площадь

Общая площадь

Дата приватизации

1

Южный

ул. Ясная,3, кв.5

3

34

50

14.02.1998

2

Южный

ул. Светлая,8

2

40

54

20.01.2001

2

Северный

ул. Крайняя, 15,кв.3

4

80

115

14.12.2003

3

Юго-Запад

ул. Макарова,45

2

42

60

24.05.2002

3

Юго-Запад

ул. Макарова, 23

3

56

75

01.05.1997

4

Северный

ул. Фрунзе, 5

3

46

70

19.04.2002

4

Северный

ул.Крылова, 45, кв.89

2

55

65

30.12.2001

5

Центральный

ул. Ермак, 22, кв.7

1

18

25

11.07.2003

6

Центральный

ул. Ясная, 17,кв.6

1

42

65

16.02.2000

6

Южный

ул. Амурская, 4

1

30

52

09.06.1998

  1. Связи установленные между таблицами:
  1. Запросы:
  • Квартиры, расположенные в Южном районе:

Запрос1

Район

Адрес

Количество комнат

Жилая площадь

Общая площадь

Дата приватизации

Южный

ул. Ясная,3, кв.5

3

34

50

14.02.1998

Южный

ул. Светлая,8

2

40

54

20.01.2001

Южный

ул. Амурская, 4

1

30

52

09.06.1998

  • Трехкомнатные квартиры, приватизированные до 1999 года:

Запрос2

Количество комнат

Район

Адрес

Жилая площадь

Общая площадь

Дата приватизации

3

Южный

ул. Ясная,3, кв.5

34

50

14.02.1998

3

Юго-Запад

ул. Макарова, 23

56

75

01.05.1997

  • Квартиры, расположенные в Южном районе или имеющие общую площадь от 40 до 60 квадратных метров:

Запрос3

Район

Общая площадь

Адрес

Количество комнат

Жилая площадь

Дата приватизации

Южный

50

ул. Ясная,3, кв.5

3

34

14.02.1998

Южный

54

ул. Светлая,8

2

40

20.01.2001

Южный

52

ул. Амурская, 4

1

30

09.06.1998

  • Жилую среднюю площадь квартир, расположенных в каждом районе:

Запрос4

Район

Avg-Жилая площадь

Северный

60,3333333333333333333333

Центральный

30

Юго-Запад

49

Южный

34,6666666666666666666667