3.1 Понятие экологического контроля
Экологический контроль — составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды Российского государства Боголюбов С.А. Управление охраной окружающей среды: территориальные аспекты. Труды ВНИИ законодательства. — М.: Просвещение, 1988. С. 15..
Основная задача экологического контроля — обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
По своим формам экологический контроль можно подразделить на информационный, предупредительный и карательный.
Информационная форма контроля выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.
Предупредительная форма контроля направлена на предотвращение экологических правонарушений.
Карательная форма контроля заключается в применении мер государственного принуждения, как к физическим, так и к юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.
3.2 Виды экологического контроля
Государственный экологический контроль. В законе «Об охране окружающей природной среды» указывается, что система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием природной среды, государственного производственного и общественного контроля Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». — М.: Юристъ, 2001. С. 9..
В пределах предоставленной компетенции государственный экологический контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Рассмотрим полномочия должностных лиц и специалистов этих органов в части реализации ими функции государственного экологического контроля на примере органов министерства природных ресурсов.
Должностные лица и специалисты комитетов по охране окружающей среды имеют право беспрепятственно посещать объединения, предприятия, организации и другие органы, требовать предоставления информации, касающейся природной деятельности, знакомиться с документами, отражающими природоохранную деятельность.
БЖД предмет и задачи. Опасность и травмирующие факторы системы ...
... вирусы и др.), стрессов и др. Они ухудшия экологическую обстановку ослабляет защитные силы организма. Мутагенез (изменение генов под воздействием окружающей среды) в условиях нарастающего загрязнения выходит из-под контроля природных механизмов. ...
В их компетенцию входят также и другие меры, например, запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного значения, когда нарушаются нормы и правила охраны окружающей природной среды. Аннуляция лицензии (разрешения) на пользование отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них, привлечение лиц, нарушивших природоохранное законодательство, к административной ответственности.
Схожими полномочиями, по существу, обладают должностные лица и специалисты других уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды с учетом профиля их деятельности. Так, государственные санитарные врачи имеют право приостанавливать или запрещать эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства до проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий. Ветеринарные врачи вправе приостанавливать или запрещать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства.
Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства. Конституцией Российской Федерации и Законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено осуществление надзора за исполнением российского законодательства, включая и экологическое законодательство, являющееся его составной частью.
Все другие правоохранительные органы в определенной мере способствуют проведению в жизнь требований экологического законодательства и оздоровлению окружающей природной среды.
Конституционный суд Российской Федерации, конституционные суды республик в соответствии с законом «О Конституционном Суде Российский Федерации» разрешают дела о согласованности федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, конституций, уставов и иных актов субъектов Федерации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе России, краевые, городские, областные, районные и иные суды рассматривают исковые заявления физических и юридических лиц о возмещении вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде, уголовные дела об экологических преступлениях.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» разрешают споры между юридическими лицами, связанные с причинением вреда в результате нарушений законодательства об охране окружающей природной среды.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в основном через органы милиции, в рамках предоставленной им компетенции оказывают содействие органам экологического контроля при задержании правонарушителей, изъятии у них запрещенных орудий лова, охоты, результатов незаконно добытого промысла, после чего возбуждают уголовные дела и ведут по ним предварительное следствие.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
... создание механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды, экологическое налогообложение, выработку совместных стратегий и концепций, регламентацию использования отдельных видов природных ресурсов и т.д. Рассмотрим основные формы международного сотрудничества. 1) парламентское сотрудничество, ориентированное на ...
Ведомственный экологический контроль. Хозяйственные (промышленные, сельскохозяйственные) и силовые министерства и ведомства имеют структурные экологические подразделения (управления, отделы, инспекции), осуществляющие ведомственный экологический контроль на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях. Так, и составе Министерства обороны Российской Федерации имеется управление экологии и специальных средств защиты. При осуществлении контроля ведомственные экологические подразделения особое внимание обращают на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований.
Производственный экологический контроль. Обычно на предприятиях, в учреждениях и организациях приказом руководителя выделяется (определяется) должностное лицо, непосредственно отвечающее за вопросы охраны окружающей среды. Им может быть заместитель директора, главный инженер, главный технолог, главный конструктор (или другое должностное лицо).
Кроме того, на предприятиях создаются структурные специальные природоохранные подразделения, службы, лаборатории, санитарные или ветеринарные инспекции и др.
Что касается очистных сооружений предприятий, то они функционируют на правах цехов или участков, являющихся самостоятельными подразделениями предприятия. На автотранспортных и иных предприятиях имеются контрольно-регулировочные пункты токсичности или контрольно-пропускные (проверочные) пункты.
Общественный экологический контроль. Такой контроль в соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» осуществляется профсоюзными организациями, общественными экологическими объединениями (движениями), трудовыми коллективами и гражданами.
Его главной задачей является проверка исполнения требований экологического законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Граждане имеют право создавать экологические общественные объединения, фонды, иные общественные формирования, запрашивать государственные органы власти об информации, характеризующей состояние окружающей среды и меры по ее охране. Что касается общественных экологических объединений (движений), то они вправе осуществлять общественный контроль за выполнением экологических требований и условий при организации и ведении хозяйственной или иной деятельности, создавать общественные экологические фонды и определять порядок их функционирования и расходования средств.
3. В последнее время все чаще в печати, на радио, телевидении одной из главных тем становится экологическая. Широкая общественность, зная о критическом состоянии окружающей среды, должна активно действовать. «Экологизация» законодательной и исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача — сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение экологическими нормами. Без этого призывы к рядовым гражданам беречь природу будут выглядеть демагогическими и вряд ли достигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех возрастов.
Влияние экологических факторов на здоровье человека (2)
... - об окружающей среде. Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы. Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы ... основные факторы, влияющие на здоровье населения. Химические факторы Факторы воздействия на здоровье человека данного вида воздействия, как правило, имеют сильное влияние на дальнейшее существование человека. ...
2. Бганба В.Р. Социальная экология. — М.: Высшая школа, 2004. — 309 с.
3. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. — М.: СК «Сфера», 1992. — 268 с.
4. Боголюбов С.А. Управление охраной окружающей среды: территориальные аспекты. Труды ВНИИ законодательства. — М.: Просвещение, 1988. — 380 с.
5. Василенко Л.И. Отношение к природе как нравственная проблема // Экология: Пути выживания и развития человечества. — М.: Мир, 1998. — 428 с.
6. Гирусов Э.В., Мамедов ИМ. Экологическая культура. Культура: теории и проблемы. — М.: Проспект, 2002. — 445 с.
7. Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры // Экология. Культура. Образование. — М.: Новый Мир, 1998. — 352 с.
8. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». — М.: Юристъ, 2001. — 42 с.
Взаимосвязь человека, общества и природы, исторические аспекты. Причины и факторы истощения и разрушения природной среды. Представление о природе и принципе её взаимосвязи с обществом на разных этапах развития общества. Глобальные проблемы человечества.