История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом — с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект
Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
Основополагающей причиной деятельного отношения к миру служит необходимость в определенных условиях бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели субъекта.
Именно потребности индивида, отражающие адаптивный характер деятельности, определяют все предшествующие ей состояния сознания и воли, которые выступают в качестве регуляторов человеческих действий (через целеполагание, продуманность, идеальную версию способов и результатов деятельности, осознанный контроль над последней).
Результатом деятельности может быть та или иная, большая или меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат реален.
Цель контрольной работы – изучение деятельности как способа существования
Задачи: 1. Проанализировать категорию «деятельность»;
2. Охарактеризовать структуру и виды деятельности;
3. Описать уровни деятельности.
1. Деятельность как способ существования человека
1.1 Понятие категории «деятельность»
Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности
В широком смысле понятие «деятельность» означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.
Воображение и его роль в деятельности человека
... планированием и управлением деятельностью человека, с регулированием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности. Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, ... функций в их своеобразных отношениях. В данной работе были рассмотрены общие аспекты понятия воображения, его развития и роли в деятельности человека. В силу ...
Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых
Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином — социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.
Исходным для анализа категории
Активность биологических систем поддерживает их динамическое равновесие через приспособление к внешней среде.
Под «активностью» принято понимать всеобщее атрибутивное свойство материи, выражающее собой ее способность к взаимодействию и самодвижению, а также интенсивность реализации этой способности как упорядоченное отражение
Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.
Деятельность характеризуется качеством
Так, Гегель рассматривает деятельность как специфически человеческое отношение к предметам окружающего мира, как результат «побуждения», благодаря которому создаются предметы, удовлетворяющие человеческие потребности. Гегель акцентирует внимание на предметности и историчности деятельности, поскольку последняя осуществляется в единстве процессов опредмечивания (превращения деятельных способностей человека в свойства предмета) и распредмечивания (превращения свойств и характеристик
Эти противоположные процессы деятельности являются тождественными, поскольку опредмечивание предмета сопровождается распредмечиванием человека, и наоборот. Однако для великого философа деятельность — прежде всего чистое мышление, предметность же — лишь момент деградации духа, мышления.
Социальные аспекты инновационной деятельности предприятий
... попытка рассмотреть социальные аспекты инноваций именно с этих двух сторон – социальной цены (влияния персонала и практик управления персоналом на ход инновационного процесса) и социальных последствий (влияния ... аналитиков, рекламщиков, дизайнеров, менеджеров торговли, причем на конечной стадии инновации маркетинговая деятельность начинает играть ведущую роль, а сама проблема становится сложнее. На ...
Если Гегель акцентирует свое внимание на мыслительной деятельности, то Л. Фейербах и К. Маркс в своих ранних работах преимущественное внимание уделяют качеству предметности в деятельности человека. Человек, прежде всего, предметное существо, всегда действующее с предметами и всегда — предметным способом.
Целесообразность действий человека, осуществляемая в форме целенаправленности, целеполагания, реализуется через сознательную постановку цели и проявляется в стремлении к удовлетворению социокультурно заданных потребностей. Например, потребление пищи при помощи ножа, вилки, в обществе приятных собеседников; чтение религиозной или научной литературы и т.д.
Целеполагание как атрибутивная характеристика человеческой деятельности предполагает рассмотрение ее информационных характеристик, означающих способность не только свободной ориентации в окружающей среде, но и ее моделирования. Информационная специфика деятельности определяется ее целеполаганием, наличием цели действий в виде идеального образа планируемого результата.
М. Вебер в основу понимания деятельности положил понятие
Целерациональная деятельность является «идеальным типом», обладающим очевидным методологическим конструктивом, поскольку через соотнесение с ним как с моделью становятся возможными определения и анализ других, не столь рациональных и вообще нерациональных типов человеческого действия. Конкретные воплощения идеальной модели целерационального действия выражаются у М. Вебера в понятиях ценностно-рациональное (как следование каким-либо убеждениям, ценностям), аффективное (обусловленное сильными эмоциями, желанием снять их «напряжение»), традиционное (как реакция на привычное раздражение и действие по шаблону, или по привычке) действия. Все эти типы действий являются в веберовском понимании универсальной характеристикой любых общественных образований и состояний.
О доминировании иного рода целей в человеческой деятельности — нерациональных, алогичных — говорит итальянский
Так, по мнению Парето, создаются религиозные
1.2 Структура деятельности
В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без
Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятелъностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужны и потребности.
Субъект-объектная связь композиционного
Субъект-объектная связь взаимопроникновения
Таким образом, структура деятельности представляет собой процессуальную взаимосвязь определенным образом взаимодействующих элементов: субъекта действия (его потребностей и интересов, информационных механизмов сознания, нормирующих постановку целей, мотивы, контроль за деятельностью и пр.); объекта действия, на который распространяется деятельность, средств деятельности; результатов, продуктов деятельности.
На рис. 1 «Виды человеческой деятельности» наглядно показана двусторонняя связь между субъектом и объектом. Если познание и практика — противоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то игровая (художественная и спортивная) деятельность — промежуточная форма связи. Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежуточное положение между знанием и потребностью (для искусства — это чувства любви, гармонии, красоты, прекрасного; для спорта — это чувства агрессии, соревнования, борьбы).
С У Б Ъ Е К Т
П С И Х И Ч Е С К О Е
(Д У Х О В Н О Е)
ощущение/ ЧУВСТВО /ПОТРЕБНОСТЬ/
ВОСПРИЯТИЕ (ЭМОЦИЯ) ВЛЕЧЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ЗНАНИЕ
СОЗНАНИЕ
О Т Р А Ж Е Н И Е |
П О З Н А Н И Е |
И С К У С С Т В О |
И Г Р О В А Я Д Е Я Т |
С П О Р Т |
П Р Е О Б Р А З О В А Н И Е |
У П Р А В Л Е Н И Е |