Учение Аристотеля о душе, благе и справедливости

Необходимо стремится к балансу этих душевных способностей, как говорил Аристотель к золотой середине. Под совестью будем понимать те жизненные нормы и принципы, которые приобретает человек в процессе воспитания и взаимодействия с людьми, если обратиться к Аристотелю, то вероятно это можно сопоставить с нравственностью. Но здесь есть подводный камень — комплексы. Ведь все что связано с людьми весьма относительно: что хорошо для одного, то плохо для другого, при этом сегодня это может быть приемлемо, а завтра нет. Это вероятно даже не нравственность, так как она не измена (это те общие принципы, которые провозглашены во всех мировых религиях), а скорее мораль. Не всегда заложенные моральные основы соответствуют жизненным изменениям, и этот диссонанс порождает комплексы и только человек с высоким интеллектом и волей может этому противостоять. Будем рассматривать волю как механизм преодоления себя.

Таким образом, интеллект позволяет осознать проблемы и найти способы ее решения, воля достичь желаемого результата. С бессознательным все намного сложнее, так как оно связано с глубинным естеством человека. Управлять инстинктами, заложенными в нас природой в ходе длительной эволюции почти не возможно, но можно сдерживать при помощи развития своего интеллекта. Вопрос интуицией вообще остается загадкой, почему мы можем предчувствовать что-либо.

Однако, при развитом интеллекте мы можем основываясь на анализе определенных условий так же предвидеть результат. Таким образом, представленное бессознательно можно соотнести с животной душой у Аристотеля, а сознательное с разумной душой.

Человек с развитыми умственными способностями: Во-первых, эффективнее борется с комплексами; во-вторых, не идет на поводу своих инстинктов; в-третьих, дополняет свою интуицию рациональным анализом. Все это способствует избеганию негативных ситуаций, позволяет планировать свою жизнь сообразно своим желаниям, то есть делает человека счастливее.

3. Цели человеческого существования

Согласно Аристотелю главная цель в жизни человека это достижение блаженства, но это скорее идеал, чем реальное стремление, так как под силу лишь божеству. Другая важнейшая цель в жизни любого человека — это стать достойным гражданином, так как это заложено в самой природе человека. Совершенный гражданин основа совершенного государства, которое создано для благой жизни всех сограждан, для человеческого счастья. Для достижения этой глобальной цели необходимо решить ряд более простых задач. Чтобы стать совершенным гражданином, не обходимо обладать следующими достоинствами: добродетелями, доблестью, богатством, собственностью.

5 стр., 2319 слов

Общие принципы организации выявления и оказания помощи больным ...

... описан опыт организации психогигиенических и психиатрических кабинетов в общих поликлиниках, созданы специализированные службы помощи лицам с кризисными состояниями, включающие кабинеты социально-психологической помощи, «телефон ... помощь оказывается не менее чем 500 больным, стационарное лечение (включая дневной стационар) получают 300 человек. В работе Центра соблюдаются следующие принципы: ...

Гражданином может быть только человек, обладающий частной собственностью. «Трудно выразить словами, — пишет Аристотель, — сколько наслаждения в сознании, что нечто тебе принадлежит…». Быть добродетельным, оказывать другим помощь, судить, защищать и управлять можно при наличии собственности. И хотя приятно оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым и товарищам, «осуществление всего этого мыслимо, однако лишь при условии существования личной собственности». Для того чтобы развивать свои доблести и добродетели человеку необходимо свободное время и не думать о питании. Поэтому собственность распространяется и на рабство. Рабы должны взять на себя весь физический труд: земледелие, ремесло и т. п. Таким образом, наличие собственности способствует достижению других целей. Одним из необходимых условий жизни Аристотель называет богатство.

Он сравнивает его с орудиями, которые мы избираем в качестве средств для преследуемой цели. Под богатством в точном смысле слова Аристотель понимает «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения». Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство — действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущество. Но именно поэтому истинное, самодостаточное для благой жизни имущество не беспредельно. Ценно этически только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно.

Между крайностями расточительности, т. е. недостаточной заботы о хозяйственных благах, и скупости, или излишнего старания о них, лежит средняя мера в распоряжении имуществом. Это «щедрость» — доблесть свободного и благородного человека. Щедрый наилучшим способом использует вещь, раздает хозяйственные блага ради прекрасного и притом правильным образом.

Таким образом, Аристотель выстраивает иерархию целей, которая подчинена в свою очередь глобальной цели достижения блаженства. Достижение простейших целей (здоровье, питание, определенные жизненные условия) способствует достижению более важных жизненных целей.

Нельзя сказать, что представленная иерархия жизненных целей архаична и не может применяться в современных условиях. Аристотелевская иерархия целей очень напоминает пирамиду потребностей А.Маслоу. В основании пирамиды находятся витальные потребности: 1) физиологические потребности (пища, сон и т. п. ); 2) потребность в безопасности, стабильности, порядке. Удовлетворив эти потребности у человека возникают более сложные, которые носят социальный характер: 1) потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); 2) потребность в уважении (признание).

И замыкает пирамиду ключевая потребность, которая и есть в современном смысле цель жизни — самоактуализация (самореализация).

8 стр., 3867 слов

Философия, её место и роль в жизни человека

... философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и ...

Сегодня счастливый человек — это человек, который максимально раскрыл все свои творческие задатки. Как говорил Аристотель, что необходимо в первую очередь развивать именно то, чем только тебя наделила природа. В это мир люди изначально приходят разные: кто-то с детства прекрасно танцует, у кого-то даже палка земле растет, кто-то рисует, кто-то поет, кто-то обожает животных и т. д. Самое трудное и самое главное для современного человека найти свой путь, чтобы максимально раскрыться в выбранной деятельности.

К сожалению не всегда этому способствуют социально-экономические условия, а иногда человек находится всю жизнь в поиске и так в итоге не раскрыв себя. Аристотель прав, что, не имея стабильности в питании, безопасности нельзя заниматься размышлениями или работать на благо других людей. Конечно, рабство сегодня неприемлемо, но этим Аристотель выразил современный принцип разделения труда. Каждый человек должен заниматься тем, к чему у него есть способности (в идеале).

Ведь не у всех есть способность к управлению, рисованию, спорту, земледелию. Природные задатки у всех разные, а так же разное социальное окружение. Аристотель говорил о том, что когда каждый находится на своем месте и выполняет посильную для себя работу, то государство гармонично устроено и все стараются на общее благо. Однако в реальной жизни существует много «но». Сегодня сложно выдвигать глобальные жизненные цели, наверное главное чтоб каждый человек старался состояться в этой жизни.

Список литературы , А. В. Философия

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/uchenie-aristotelya-o-dushe/

429с.

Аристотель О душе. Сочинение в 4-х томах М., Наука, 1976

Том 1.71с.

Аристотель Политика. М., АСТ, 2004. 41с.

А. В. Философия, В. Ф. Античная

324с.

А. Ф. Аристотель

550с Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для вузов. М., Владос, 1997.

448с.

Аристотель Политика. М., АСТ, 2004.С.

38.

Аристотель Политика. М., АСТ, 2004.С.

10.

Там же.С.

21.

Аристотель Политика. М., АСТ, 2004. С.

16.

Там же.

Аристотель Политика. М., АСТ, 2004.С.

18.