Инклюзивное образование проблемы и перспективы

Профиль: Математика. Информатика и Информационные технологии в образовании.

Дисциплина: Основы инклюзивного образования.

Эссе на тему: «Инклюзивное образование проблемы и перспективы».

Образование детей с ОП (особыми потребностями) на сегодняшний день является одной из основных задач для страны. Это является необходимым условием создания действительно инклюзивного общества, в котором каждый сможет чувствовать важность и востребованность своих действий. Педагоги обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, помочь научиться приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Согласно главному принципу «Образование для всех» (ОДВ).

Дети посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально–техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

13 стр., 6412 слов

Организация учебной деятельности младших школьников с особыми ...

... позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности. В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с ... фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем ...

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. То, есть нужно отходить от интеграции и переходить к инклюзии.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ОВЗ, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Ведь школа — это основная сфера жизни ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из детей происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно со сверстниками и учителем творчески решать образовательные проблемы.

И по этому, можно с уверенностью сказать — инклюзивное образование расширяет личностные возможности не только детей с ОП, но и всех остальных детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам и социализироваться в обществе.

Но, к сожалению в нашем обществе, люди с инвалидностью воспринимаются как нечто инородное и необычное. Такое отношение складывалось годами, поэтому изменить его за короткий срок практически невозможно. Но стоит уже сегодня начинать активные действия и люди поймут свои ошибки, ведь инвалидом может стать даже самый здоровый человек.

И в заключении, хочу сказать, инклюзивное образование будет успешно реализовано, если измениться социальная модель инвалидности.

Иными словами, если общество будет видеть причину инвалидности, не в заболевании и не в человеке имеющем его, а в самом обществе, в его физических и организационных барьерах.