Эрих фромм душа человека

Эрих Фромм немецкий психолог, философ, социолог. Был одним из представителей неофрейдизма.

В этой книге авотор пытается разрушить человеческий нарциссизм и инцестуальное влечение. Затрагивает и любовь, но в новом, более широком смысле – о любви и жизни.

Фромм пытается показать, что любовь к живому в сочетании с независимостью и преодолением нарциссизма образует «синдром роста» противоположный «синдрому распада», который возникает из любви к мёртвому, из инцестуального симбиоза и злокачественного нарциссизма.

Очень волнующий вопрос исследовал Эрих Фромм – это феномен безразличия по отношению к жизни во всё более механизированном индустриальном мире.

«В этом мире человек стал вещью и как следствие этого – он со страхом и равнодушием, если не с ненавистью, противостоит жизни».

Фромм при написании этой книги опирался на свою работу в клинической сфере деятельности.

Человек: волк или овца?

Очень много лет люди не могут придти к одному выводу: Кто же человек: Волк или Овца? Каждый кто выбирает свой ответ, может привезти веские аргументы.

Так например «Овцы» — люди, которые выполняли в древние времена приказы своих вождей, зная, что при выполнении этих приказов они могут умереть. Но и в наше время они особо ничем не отличаются от тех времён.

«Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди – это овцы» — пишет Фромм. Считалось, что вождям это придаёт некую убеждённость, что они выполняют вполне моральную обязанность. Вожди давали «овцам» то, что они хотели.

Так, кто же такие «волки»?!

Томас Гоббс пишет: «homo homini lupus est – Человек человеку волк». Фромм пишет, что многие приходят к заключению, человек является существом злым и диструктивным, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.

«Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому что они хотят подчиняться».

Я считаю, что в наше время сохранились те же самые и «волки» и «овцы», но теперь эти люди в других скажем так обличиях.

15 стр., 7250 слов

Повадки и образ жизни волков

... крыса с помощью человека смогла расселиться шире, чем волк. В своем ареале волк очень изменчив, образу множество подвидов, различающихся размерами, окрасом, некоторыми особенностями образа жизни. Зоологи выделяют ... в состоянии справиться с более крупной добычей, например, овцами, телятами. Часто поселяется вблизи жилища человека, причиняя ему массу беспокойств. Благодаря хитрости и изворотливости, ...

Так например «овцами» можно назвать людьми, которые также подчиняются, но уже в другом смысле. Они подчиняются например в профессиональной деятельности, на военной службе и во многих других областях. Можно ли их назвать рабами? Сомневаюсь! Они вынуждены «подчиняться» но если если брать реальность они имеют с этого свою выгоду.

Фромм остановился на трёх феноменах, которые если объединить образуют «синдром распада» — это любовь к мёртвому, закоренелый нарциссизм и симбиозно-инцестуальное влечение. Этот синдром побуждает человека разрушать ради разрушения, а «синдром роста» состоит из любви к всему живому.

«Однако нет сомнения в том, что каждый человек движется в определённом, избранном им направлении: к живому или к мёртвому, к добру или злу ».

Различные формы насилия.

Насилие — физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

Насилие всегда сопровождало человеческую природу. Раскрывая «анатомию деструктивности», Фромм признает наличие внутренней агрессивности человека. Выявление же ее зависит от социальных условий, реализующих внутреннюю противоречивость человека, проживание его сразу в двух мирах. . Нарастание насилия в историческом процессе связано с преобладанием социальных условий, способствующих агрессивности.

Фромм различает несколько форм насилия: игровое, реактивное, компенсаторное и архаичный тип.

Игровое насилие используется в целях демонстрации свой ловкости, но не мотивированно ненавистью. Реактивное Фромм рассматривает как насилие проявляемое при защите жизни, свободы, достоинства и имущества, компенсаторное – насилие, служащее обездоленному жизнью человеку в заменой продуктивной деятельности и способом отомстить жизни. Архаичный тип здесь рассматривается как жажда крови.

Насилие это использование силы – явное или скрытое – с целью добиться от человека или группы людей чего-то, на что они не хотят согласиться добровольно. В узком смысле насилие — это нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле насилие — любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Проблема места и роли насилия в человеческом обществе всегда привлекала к себе внимание исследователей. Человеческая история и особенно история европейских народов насыщена войнами и военными конфликтами. Сейчас насилие стало универсальным средством разрешения различных конфликтов, как внешних, так и внутренних.

Любовь к мёртвому и Любовь к живому.

Согласно Э. Фромму, любовь – это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера – к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Любовь – искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе – дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви.

5 стр., 2050 слов

Философия любви Э. Фромма

... Фромма Понимание сущности любви как духовного образования в современной философии связывается с философскими идеями немецкого философа Эриха Фромма. Мыслитель указывает, что любовь представляет собой некоторое искусство, которому необходимо учиться. Многие люди ...

Любовь к мёртвому это дословный перевод – никрофилия, а биофилия – любовь к живому.

Фромм пишет, что некрофилы это люди, которые с лёгкостью могут говорить о смертях и похоронах. Их притягивает ко всему мёртвому: трупу, гниению, нечистотам и грязи. В пример Фромм поставил Гитлера, и говорил, что тот был очарован разрушением и находил удовольствие в запахе мёртвого.

«Некрофилы живут прошлым и никогда не живут будущим. Их чувства, по существу, сентиментальны, то есть они зависят от ощущений, которые они пережили вчера или думают, что они их пережили. Они холодны, держатся на дистанции и привержены «закону и порядку». Их ценности являются как раз противоположными тем, которые мы связываем с нормальной жизнью: не живое, а мертвое возбуждает и удовлетворяет их.»

Некрофил привык к организованному миру, где всё разложено по полочкам, где все (и он в том числе) знают свою социальную роль. И если этот мир рушится или даже просто сильно меняется, тогда некрофил начинает вести себя активно. Но сам он никакого другого мира создать не способен: он не способен к свободному творчеству, его раздражают те, кто ведет жизнь в полной неупорядоченности, его раздражают случайности, ему действуют на нервы неожиданности – он всего этого боится.

А как же можно охарактеризовать биофилов?! Биофилы – по Фромму это люди, любящие всё живое, стремящиеся к созиданию.

Биофильная этика имеет свой принцип добра и зла. Добро – это всё, что служит жизни, зло – всё, что служит смерти. Такж автор рассматривает радость как добродетель, а печаль, как грех. По Фромму биофильная своесть мотивированна жизнью и радостью, цель моральных усилий состоит в том, чтобы укрепить жизнеутверждающую сторону в человеке. По этой причине биофил не мучается угрызениями совести и чувством вины, которые, в конце концов, являются только аспектами ненависти к самому себе и печали.

Индивидуальный и общественный нарциссизм.

Понятие о нарциссизме восходят к древнегреческой мифологии. Само понятие нарциссизм иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания. Понятие Нарциссизм было введено в оборот Х.Эллисом в 1989году, для обозначения патологической формы самовлюблённости, но большее распространение получило в психоаналитических учениях. Для Зигмунда Фрейда это была одним из плодотворных открытий. Согласно Фрейду нарциссизм – это состояние и направленность либидо на Я.

В программной роботе 1914 года ‘О нарциссизме’ Фрейд описал первичный нарциссизм — ‘…изначальный либидинозный катексис собственной персоны, часть которого впоследствии отдается объекту, но который в основном сохраняется’ (с. 75) и вторичный нарциссизм — катексис ‘осад­ков’ утерянных объектов, встроенных (по­средством интроекции) внутрь Я. Трансфор­мируясь в нарциссизм, это объектное либидо десексуализируется (сублимируется) и пред­положительно дает энергию для развития и функционирования Я. Кроме того, Фрейд определял нарциссизм как ‘либидинозный катексис Я», но, как отмечает Гартманн (1950), Фрейд здесь использует понятие Я в значении Самости. Фрейд также называл нарциссической такую установку к внешне­му миру, для которой характерно отсутствие объектных отношений. Наконец, он обозна­чил нарциссические корни Я-идеала и по­казал, что самооценка зависит от нарцис­сического либидо.

Таким образом, в психоаналитической литературе термин нарциссический исполь­зуется для обозначения широкого круга явлений: сексуальной перверсии, стадии развития, типа либидо или его объекта, спо­соба выбора объекта, взаимоотношений со средой, установки, самооценки и типа лич­ности, которая может быть относительно здоровой, невротической, психотической или пограничной. Кроме того, представление об отдельной линии развития нарциссическо­го либидо стало фундаментальной теорети­ческой основой для школы психологии Са­мости, в которой различные личностные черты рассматриваются как нарциссичес­кие структуры, возникающие в результате трансформации нарциссизма. Столь широ­кое применение этого термина приводит к путанице, поэтому все очевиднее становит­ся необходимость более строгого его упот­ребления.

11 стр., 5100 слов

Классификация характеров по Э. Фромму

... и убеждения. Таким образом, поведение человека в его наиболее распространенных и предсказуемых аспектах определяется, по Фромму, социальным характером. Социальный характер занимает в мотивационной структуре личности ... моральных и юридических причин поведения, Фромм предлагает рассматривать определенный тип социального характера как связующее звено между человеком и обществом, в котором существуют ...

Фромм продолжил идею Фрейда. Определенное внимание он уделил исследованию нарциссизма как профессионального капитала и профессиональной болезни политиков. Квалифицируя политических лидеров как нарциссов, Фромм отмечал, что для них типична совокупность черт характера, побуждающая их к реализации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха.

В результате исследований группового и общественного Н. Фромм пришел к выводу, что наряду с некоторыми позитивными моментами и полезными социальными функциями, обеспечивающими существование социальных групп и общества, эти формы нарциссизма вместе с тем представляют большую опасность для людей и существования человечества.

Инцестуальные связи.

В этой главе Эрих Фромм также опирался на идеи Фрейда, а именно на инцестуальную связь с матерью. Так что же такое само понятие инцест? Инцест – согласно Фрейдё это врожденное эротическое влечение, направленное на родителей, а согласно Фрому инцест понимается расширительно в плане отношений межличностных и обретает социологическое измерение. Привязанность к родителям считается самой фундаментальной формой инцеста. Можно сказать, что развитие организма идёт от инцеста к свободе.

Самый простой пример по инцестуальным связям это привязанность мальчика или девочки к своей матери. Не каждый может потом побороть эту привязанность.

Здесь играет роль и сексуальный фактор. По мнению Фрейда он был решающим элементом в отношении именно маленького мальчика к своей матери. Фрейд связал два факта: существование привязанности к совей матери и генитальное устремление в раннем возрасте. Следует вывод, что нередко возникает у мальчика сексуальное влечение к матери, а у девочки к отцу, в то время как инцестуальное влечение девочки направлено к матери. Всё это является следствием психологического симбиоза с матерью. Но даже будучи взрослым человеком, мужчины будут нуждаться в женщине, которая будет создавать им комфорт, уют, предоставлять материнскую заботу, а если этого нет, они могут впать в депрессию. Конечно это не скажется слишком сильно на жизни этого человека. Люди, подверженные инцестуальному симбиозу теряют свою индивидуальность.

Фромм отрицал точку зрения Фрейда только в таком положении, что влечение к матери основано на потребности в безопасности, а не на потребности в сексе. Инцест отрицательно сказывается на умственных способностях человека, делает его неспособным к настоящей любви и препятствует достижению независимости и личностной целостности.

7 стр., 3254 слов

Большая фантазия Фрейда: почему он был неправ? Психоанализ как новая религия

... матерью [1, С. 345]. Таким образом, Фромм указывает, что Фрейд подменил узкой концепцией ... субъектом, каким его видел Фрейд. Человек способен подавлять некоторые импульсы ... устранить обвинения в инцесте. В результате Фрейд начал рассматривать сны ... Фрейд пересматривает теорию личности и вводит трехчастное деление сознания: Оно, Эго и Супер-эго. Посредством введения концепции «Супер-Эго» Фрейд ...

Фромм писал по этому поводу:

«Тенденция оставаться привязанным к матери или человеку, ее заменяющему, а также к семье, племени является врожденной для всех людей. Она контрастирует с другой не менее естественной тенденцией — быть рожденным для того, чтобы развиваться, расти. Если психологическое развитие человека протекает нормально, то вторая тенденция одерживает верх. В противном случае выигрывает ее противоположность — склонность к симбиозным отношениям, рождающая в человеке несостоятельность и ограниченность»

Свобода. Детерминизм. Альтернативность.

Если исходить из того, что сущность человека может быть определена как противоречие присущее человеческому бытию. Человек принадлежит к животному и человеческому миру. В животном мире означает, что человек недостаточно оснащён от природы инстинктами, поэтому выжить он может лишь развивая искусственную жизнь. Но человек в отличие от животных осознаёт самого себя, прошлое и будущее.

«Человек видит свою вовлеченность в ужасный конфликт — он пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Это осознание самого себя сделало человека чуждым в мире, обособленным от всех, одиноким и преисполненным страха».

Фромм сводит всё к тому, что человек относится к двум противоборствующим мирам.

Идея альтернативы заложена в каждом человеке. «Человек может выбирать между двумя возможностями: идти назад или двигаться вперед. Он может либо регрессировать в сторону архаического, патологического решения, либо прогрессировать, развивая свою человечность».

Детерминизм(от лат. – определяю) – учение о всеобщих закономер.взаимосвязей всего существующего. Согласно детерминизму, реальные природные, общие и психологические явления и процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определённых причин, обусловлены ими. Объяснить явление значит найти его причину. Причина – это явление, которое порождает другое явление.

Исторически первой версией детерминизма было представление о судьбе, роке, божественном предначертании. Соответственно проблема свободы в философии и теологии вставала в связи с проблемами воли («свобода воли») и выбора («свобода выбора»).

С одной стороны, понятие божественного предначертания не оставляло места индивидуальной свободе, с другой – тезис о богоподобии человека, его божественной природе («по образу и подобию») предполагал возможность человека влиять на свою судьбу.

Заключение.

Эрих Фромм исследовал сердце человека, его «душу». Именно в душе он находил истоки общественного миропорядка, нравственных исканий и человеческих потенций.