Реферат воспитание силы в дзюдо

Дипломная работа

Дзюдо состоит из бросков, борьбы лежа и накаты — демонстрации приемов. В реализации этих функций дзюдо участвуют все органы и все части тела. При рациональных тренировках функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создает условия для плодотворной работы. Укрепление здоровья через тренировки — одна из важных задач дзюдо [1].

Термин «тренировка», как и многие другие, неоднозначен. Этим словом чаще всего обозначают процесс упражнения или приучения. То есть в данном случае спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности. [6, 8].

Тренировка борцов — это специализированный процесс всестороннего физического развития, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Средствами в тренировке борца служат общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения непосредственно в схватке, а также условия, в которых тренируются спортсмены (отдых между упражнениями; мероприятия, способствующие восстановлению — активный отдых, массаж).

Характер применяемых средств тренировки, их направленность, а также содержание и результат тренировки зависят от методов их использования. Особенность тренировочной нагрузки в борьбе состоит в ее всестороннем воздействии на организм спортсмена.

Современный поединок характеризуется действиями борцов, — которые отстаивают противоположные спортивные интересы, применяя разнообразные приемы техники и тактики. Многообразие возникающих в ходе схватки ситуаций, предъявляет высокие требования к общей и специальной подготовленности борца. Любая встреча на ковре может закончиться за считанные секунды или продолжаться всю схватку. Борец проводит поединки со спортсменами разной физической и технической подготовки.

Подготовка хорошего мастера по борьбе — это длительный творческий процесс, предусматривающий привлечение юношей к занятиям борьбы в раннем возрасте, обеспечение всестороннего их развития и спортивного долголетия.

Основные элементы дзюдо являются составными частями сложных координированных движений участника единоборства, реагирующего, исходя из своих индивидуальных особенностей, на перемещения, захваты, повороты и т.д. противника. Формируется самобытная, присущая только данной местности техника исполнения приемов [4, 14].

20 стр., 9696 слов

Условия повышения эффективности процесса нравственно-волевого ...

... процессе начальных занятий дзюдо. Предмет исследования: процесс и условия воспитания волевых качеств младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо. Задачи исследования: 1. рассмотреть дзюдо как вид спорта: технику и правила борьбы; ... духовного самосовершенствования. Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда ...

На международных турнирах по дзюдо побеждают спортсмены, способные атаковать противника комбинациями технических действий, а не отдельными приемами.

Объект исследования — процесс обучения дзюдоистов технике бросков «через спину».

Предмет исследования: основные варианты броска «через спину» в борьбе дзюдо.

Целью исследования работы является выполнение основных вариантов броска «через спину» в борьбе дзюдо.

Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить место разновидностей и вариантов приема в спортивной практике.

2. Определить особенности выполнения приема.

3. Выявить разницу целостного и поэтапного метода изучения «броска через спину».

Теоретико-методологическая база исследования. За основу в настоящем исследовании были приняты работы: Я.К. Коблсва , А.С Кузнецова — об организации многолетней подготовки в видах спортивной борьбы; В.М.Андреева, Г.С. Туманяна ; Г.С.Туманяна, ; Ю.А. Шулики — о биомеханическом обосновании классифицирования технических действий в спортивной борьбе и его использовании в процессе многолетней подготовкиборцов; Ю.М. Схаляхо об организации базового технико-тактического обучения в дзюдо.

Задачи исследования.

1. Определить степень различия броскового арсенала дзюдоистов в условиях демонстрации и спортивногоединоборства.

2. Установить биомеханическую первооснову различия техники бросков в условиях ее демонстрации и в условиях противоборства.

3. Определить оптимальный состав бросковой техники в условиях жесткой кинематической связи спортивного поединка.

4. Экспериментально обосновать эффективность методики алгоритмированного изучения бросковых комплексов для условий жесткой кинематической связи в спортивном дзюдо.

Положения, выносимые на защиту.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики обучения броска через спину у спортсменов занимающихся дзюдо и может быть рекомендована в практическом применении у педагогов работающих в спортивных школах.

Структура исследования. Работа выполнена на 31 листе с применением списка использованных источников, имеет 2 главы, заключение, приложение.

1 . ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЗЮДО. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНЕНИЯ ТЕХНИКИ БРОСКА «ЧЕРЕЗ СПИНУ»

46 стр., 22664 слов

«Проектирование гастрономического тура в Испанию» решены, цель ...

... гастрономических туров в Испанию. Объект: гастрономический туризм. Предмет: гастрономический тур в Испанию. Цель: спроектировать гастрономический тур в Испанию. Задачи: 1. Охарактеризовать понятие «гастрономический туризм». 2. Рассмотреть циклы рекреационной деятельности в гастрономическом туре. 3. Проанализировать гастрономический потенциал Испании. 4. Провести маркетинговое исследование ...

1.1 Характеристика вида спорта дзюдо

Тренировка дзюдо (рэнсю) подразделяется на три вида: разучивание, учебные схватки и вольные схватки. Разучивание соответствует отработке основных элементов каждого приема, как правила без проведения бросков (учикоми), вольные схватки отработке приемов в схватке с разными партнерами (рандори).

Промежуточной формой тренировки является учебная схватка, основная задача которой — закрепление приемов в запрограммированной ситуации по указанию тренера. Наиболее рациональной представляется схема: разучивание — учебные схватки — вольные схватки [2, 14].

В теории и практике физического воспитания и спорта, как известно, под двигательным навыком понимается такое владение техникой, при котором управление движением происходит автоматизирование; а действия отличаются высокой стабильностью и надежностью [6].

Формирование навыка неразрывно связано с обучением, а обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его главных сторон — физическое образование. Центральное место в этом процессе занимает обучение движениям, которые применительно к физическому воспитанию рассматривается как системное владение человеком рациональных способов управления обоими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаниями [8].

Исходя из определений данных понятий, можно сказать, что при формировании двигательного навыка в процессе обучения основное внимание нужно уделять организации способов управления двигательными действиями или, другими словами, составлению и реализации программы выполнения изучаемого действия. Для этого необходимо изучение мнения специалистов по вопросам обучения как двигательным, так и умственным путем [2].

Следуя теории П.Я. Гальперина можно выделить следующие этапы в процессе формирования умственных действий, которые были выделены автором в результате анализа процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренней интеллектуальный план.

При формировании умственного действия выделяются следующие пять этапов:

1 этап — этап предварительного представления о действии. На данном этапе ставится цель, разъясняется или выделяется схема ориентировочной основы действия.

2 этап — формирование действия в материальной или материализованной форме. На этом этапе обучающийся начинает непосредственное выполнение действия: опорой на так или иначе сложившуюся О.О.Д.

3 этап — формирование действия в громкой социализованной речи. На данном этапе действие осваивается в плане слышимой речи без опоры на материально-материализованные средства.

54 стр., 26698 слов

Факторы групповой сплоченности студенческой группы на разных этапах обучения

... единство группы и совместная деятельность. Объект исследования: групповая сплоченность студенческой группы как социально психологический феномен. Предмет исследования: влияние межличностных отношений и характере деятельности на групповую сплоченность студенческой группы. ... его мотивационную основу тяготения к группе. К сожалению, как и в то время, когда писалась работа Д. Картрайта, так и сейчас ...

4 этап — формирование действия во внешней речи про себя. На этом этапе происходит перевод действия в умственный план. Изменяется функция речи, т.е. речь начинает сокращаться, не проговариваться то, что хорошо известно обучающемуся.

5 этап — этап, на котором внутренняя речь переходит в «чистую» мысль. Умственное действие, выполняемое в форме внутренней речи максимально сокращено и автоматизировано, т.е. распознание сменяется узнаванием [2].

При формировании двигательных действий, в которых умственные действия осуществляют управляющую функцию, также закономерно поэтапное свертывание О.О.Д. Как отмечал П.Я. Гальперин: «Изучение физических действий показало, что они превращаются в двигательные навыки, когда их ориентировочная часть, пройдя поэтапную обработку, претерпевает значительное сокращение. Эту поэтапную обработку ориентировочная часть может проходить или как перцептивное действие, и в этом случае речевая обработка необязательна». [3, 15].

Таким образом в отличии от умственных действий, при формировании которых свертывается как ориентировочная часть, так и само действие, при формировании двигательного действия свертыванию подвергается только ориентировка, а не само. действие [4].

В спортивном поединке двумя противоборствующими сторонами являются спортсмены, действие и взаимоотношения которых направлены на «исключение» противника из дальнейшей борьбы. Взаимодействие между спортсменами характеризуются не только большим числом Т. Т.Д., но и их неоднородностью для достижения результата единоборства. Это определяет качественные изменения в развитии поединка, т.е. узловые моменты взаимодействия противоборствующих сторон — единоборцев:

1) Начало взаимодействия;

2) Переход к активному взаимодействию одной или обеих сторон;

3) Переход к исключению одной из сторон;

4) Результат исключения одной из сторон.

Условность спортивного поединка в отличие от реального боя регламентируется правилами соревнования, что позволяет рассматривать результаты исключения борцами друг друга как определенные пространственные положения, а качественные изменения в процессе взаимодействия рассматривать как промежуточные результаты в виде узловых ситуаций (положений).

Переход спортсмена из одного положения в другое осуществляется посредством Т.Т.Д. [15].

В основе методики обучения лежат многочисленные теории и концепции, развивающиеся и совершенствующиеся на протяжении длительного времени как самими теоретиками, так и практиками. Обучение через подражание — первая исходная система обучения, эмпирический опыт был ее основой. Механизм научения в этой системе оставался неизвестным. Подражание было тем успешнее, чем проще были изучаемые действия.

Если изучаемое действие имеет сложную структуру, то его для освоения следует разделить на операции, которые изучают в отдельности.

5 стр., 2226 слов

Необходимость и целесообразность пластической операции

... от напрасных затрат и потери времени. Доктор сориентирует пациента, поможет ли косметология или необходимо проводить эстетическую операцию. Надо отметить, что многие пациенты после пластической операции ... красивой? Какова основная мотивация? Это абсолютно нормальное желание любого человека вне зависимости от возраста и пола. Зачастую, на уровне подсознания у пациентов формируется взаимосвязь ...

Традиционно-техническое действие дзюдо разделяют на фазы выведение из равновесия и сбрасывание. Именно эти фазы биомеханического анализа действия становятся объектами усвоения, которые затем соединяются в целостное действие. При таком разделении нарушается смысловая структура действия. Обучение ведется без учета условий выполнения и разорвано с обучением действия в целом. Иногда в практике тренеры, обучая учеников техническому действию, по-разному разделяют его на фазы. Например, выведение из равновесия, занимая позу для броска, а приложение сил сбрасывания выделяются в отдельную фазу. Иногда занятие позы выделяется в отдельную фазу, а затем в отработке соединяется с приложением сил сбрасывания. Зачастую фазу сбрасывания разделяют еще на две, т.е. бросок не доводят до конца, а выполняют только подбив.

Всевозможное стихийное разделение не всегда способствует быстрому усвоению целостного технического действия в движении, а тем более его выполнению в обоюдном сопротивлении.

Если выводить из равновесия и занимать позу для броска, формируется устойчивый навык остановки в позе для сбрасывания. Происходит прекращение действия сил на партнера. При соединении операций (фаз) в целостное действие навык остановки будет ошибкой. Тоже происходит, если при сбрасывании выполняется только подбив. Нарабатывается навык очень короткого приложения усилий, а при выполнении в сопротивлении проводящий прием после занятия позы зачастую встречает сопротивление партнера и наработанный навык короткого приложений усилий не позволяет его преодолеть. В итоге бросок не получается.

Иногда тренеры предлагают изучить действие в целом, что затягивает его освоение ввиду сложности. В практике обучения стихийное разделение технического действия настолько многогранно, что даже нет возможности их проанализировать. Правильно было бы разделить сложное техническое действие дзюдо (прием) на следующие операции, части, детали:

I. операция. Подготовка к выведению из равновесия, Частями этой операции будут: захват, передвижение, стойка, дистанция, степень и характер сопротивления, исходное положение, взаиморасположение, характер подготовки.

Деталями частей будут: движение рук, ног, туловища, головы, дыхания.

Задачей этой операции является создание оптимальных условий для эффективного решения двигательной задачи в целом.

2. операция. Выведения из равновесия. Эта операция делится на две части: поворот туловища и достижение контакта с противником, способ приложения сил для выведения из равновесия.

Задачей этой операции является приложение сил с целью выведения из равновесия в благоприятный момент динамической ситуации.

3. операция. Сбрасывание. Частями этой операции будут — принятие позы для сбрасывания и способ приложения сил сбрасывания (подбив).

Задачи этой операции является осуществление подбива и сбрасывание партнера в соответствии с требованиями правил для последующей оценки действия стоя (падение на живот, колени, четвереньки, по правилам дзюдо не оцениваются).

43 стр., 21183 слов

Стресс в условиях боевых действий

... условиях боевых действий. Объект: военнослужащие люди. Субъект: стрессовая ситуация в условиях воинской деятельности. Гипотеза: для того, чтобы преодолеть стресс в условиях боевых действий, необходимо сплочение ... средств, облучения СВЧ – и психотронными генераторами. А это значит, что у противоборствующих сторон появляется реальная возможность активно влиять на психофизиологические состояния, ...

4. операция. Подготовка к осуществлению контроля лежа.

Частями этой операции будут преодоление защиты соперника и осуществление фиксации соперника в определенной позе с помощью туловища.

Задачей этой операции являются — фиксация, достижение контакта и создание оптимальных условий для осуществления контроля лежа.

5. операция. Приложение сил контроля лежа.

Частями этой операции будут способы приложения сил контроля лежа — удержание, болевой захват, удушающий захват.

Задачи — выполнить необходимый захват: целью осуществления контроля соперника в соответствии с правилами дзюдо для оценки дальнейших действий лежа [10].

При таком расчленении целостного действия на операции не нарушается смысловая структура действия. Обучение происходит от деталей к частям, которые собираются «блоками» и образуют операцию, которая в свою очередь является составляющей технического действия в целом. Обучение должно осуществляться каждой части операции в деталях отдельно, чему должна предшествовать подготовка в виде подготовительных упражнений как общефизического, так и специального характера. Такой подход к обучению не искажает смысла действия в сознании обучаемого».

Двигательная деятельность дзюдо состоит из двигательных действий, различное сочетание которых образуют технические действия. В основе применения технических действий в соревнованиях лежат способствующие применению действия.

1.2 Техника выполнения броска «через спину» в борьбе дзюдо

Основная стойка в дзюдо отличается от строевой: ноги должны быть немного согнуты, тогда вес тела переносится на переднюю часть стопы, а П.О.Ц.Т. располагается точно в центре П.О. Согнутые ноги всегда находятся в «заряженном» состоянии для любого действия ими. При передвижении на таких ногах центр тяжести, да и все точки тела, как бы плывут параллельно опоре, а не изменяет свое положение по высоте. От положения ног зависит координация работы мышц верхнего и нижнего плечевого пояса.

Для выполнения различных действий стоя необходимо владеть различными способами поворотов. Поворачиваясь к противнику боков, спиной, грудью, выполняются броски. Главным требованием при выполнении поворота является сохранение основной стойки дзюдоиста.

Захваты включают в себя очень многое. Двигательные действия в захватах бывают самые разные. Например, освобождение от захватов, завоевание захвата, универсальные и специальные, защитные, атакующие, промежуточные, опережение в захватах и др. Все эти действия в захватах способствуют применению технических действий в условиях обоюдного сопротивления. В борьбе дзюдо до существует множество захватов (рисунок 2, приложение 1).

1 Захват за рукав

4 стр., 1709 слов

Психофизиологические основы обучения двигательным действиям

... выполнять двигательное действие. Достижение поставленной цели осуществляется путем последовательного решения конкретных задач: осмысливание задачи обучения; проверка правильности созданного представления; корректирование созданного представления; освоение элементов и частей двигательного действия; выполнение двигательного действия в ц

2 — отворот

3 — пояс

4 — штанину

Классическим захватом считает захват — отворот, рукав (отворот на уровне ключицы, а рукав чуть выше локтевого сустава ).

Захват за одежду в дзюдо определяет возможность выведения из равновесия и его способ, что во многом определяет и само техническое действие. Захват за крайние точки осей плеч позволяет выводить из равновесия тремя способами и выполнять броски во всех направлениях. Захват одной рукой рукава позволяет поворачиваться к атакуемому боком, спиной, грудью. Но при классическом захвате в правую сторону, чтобы выполнить выведение и бросок в левую сторону необходимо поменять стойку и захват влево.

Комбинирование — применение различных действий в определенном сочетании. Комбинирование приемов основано на создании необходимой динамической ситуации после неудавшегося броска, для выполнения другого броска без каких-либо дополнительных подготовительных действий. Раскачивание верхней части вызывает ответные усилия, противоположные по направлению самопроизвольное изменение площади опоры (в ответ на выведение соперник шагает для его восстановления).

Воздействие на нижнюю часть (ноги) приводит к изменению площади опоры (отшагивание) и самопроизвольное движение верхней части тела для восстановления равновесия. Зная эти закономерности, возможно построение различных комбинаций стоя.

Комбинация двух приемов образует простую комбинацию, а трех и более — сложную.

«Изменяя количество элементарных движений в броске, мы проводим количественное преобразование. При этом качество и последовательность выполнения элементарных движений не изменяются. При качественном преобразовании предполагается возможность замены захватов, положений, усилий, самих элементарных действий на другие. В этом случае не будут изменяться ни количество, ни последовательность выполнения элементарных движений». [6]

Броски через спину — один из самых распространенных приемов борьбы. Эти броски широко применяются в вольной борьбе, греко-римской, самбо, дзюдо и в других единоборствах. Они очень зрелищны.

Бросок через спину относится к броскам подворотом. Броски подворотом характерны тем, что атакующий для проведения приема поворачивается к противнику спиной или боком. Свое название броски через спину получили потому, что противник во время исполнения приема перелетает через спину нападающего и падает на ковер. Броски через спину можно выполнять преимущественно за счет сильной тяги руками или за счет четкой работы ногами. Обычно бросок через спину применяется борцами более низкого роста. Им удобнее подворачиваться, отпадает необходимость приседать при подвороте к партнеру спиной. Существует несколько вариантов броска через спину: захватом рук (окрестным захватом рук; захватом одной руки снизу), с захватом руки и отворота, с одноименным захватом руки и отворота; с опусканием на колени, с падением. Один из распространенных вариантов — захват за рукав и отворот. Этот способ выполнения броска весьма популярен, его можно часто увидеть на соревнованиях или тренировках. При неудачной попытке бросок можно сделать с падением. Оба дзюдоиста находятся в правосторонней стойке, захват за рукав и отворот, дистанция средняя, взаиморасположение — фронтальное. Выполняется при перемещении на и от атакуемого (УКЭ).

12 стр., 5787 слов

Обучение командным тактическим действиям в футболе

... Такая расстановка позволяет иметь надежную оборону и большие возможности для организации атакующих действий. Ведь в атаке предполагается активное участие и игроков средней линии и ... современных тактических вариантов можно переиграть команду, футболисты которой «на голову выше» в техническом плане или по уровню развития физических качеств. История футбола изобилует такими примерами. [1; 56 ...

При движении от УКЭ подготовка не выполняется. При движении на атакуемого атакующий толкает УКЭ назад. Получив ответную реакцию, атакующий (ТОРИ) начинает атаку, (рисунок 3, приложение 3).

Атакующий делает шаг правой к правой ноге атакуемого. Одновременно о этим рывком руками вверх-вправо переносит ЦТ атакуемого на правую ногу. Быстро поворачивая туловище влево, атакующий ставит свою правую ногу перед правой ногой противника, а левую рядом о правой. (рисунки 4,5)

Во время подворота атакующий подтягивает противника по дуге к себе за спину, а затем сгибает правую руку и подводит ее локоть под правую подмышечную впадину соперника. Левой рукой атакующий делает сильный рывок вперед-вверх, чтобы предплечье легло в правую подмышечную впадину. Завершив выполнение указанных движений, дзюдоист совершает сильный рывок в направлении своего левого бедра. В момент тяги левой рукой, спина атакующего должна быть плотно прижата к груди и животу противника. Одновременно дзюдоист толчком бедер подбивает туловище соперника снизу-вверх и, наклоняясь вперед сильно тянет его левой рукой вниз, к колену своей левой ноги. Противник перелетает через спину атакующего и падает на татами.

При выполнении броска, атакующий должен стремиться к тому, чтобы падение атакуемого было наиболее эффективным. Сила тяжести способствует падению в двух случаях: когда атакуемый лишается опоры и когда проекция его центра тяжести выводится за границу площади опоры вперед, назад или в сторону. Бросок может быть осуществлен с предварительным отрывом или без предварительного отрыва атакуемого от ковра. Для того, чтобы оторвать атакуемого от ковра, следует добиться такого исходного положения атакующего и атакуемого, при котором проекция о. ц. т. обоих борцов будет находиться в площади опоры атакующего. Поэтому атакующий должен прижаться к противнику своим туловищем.

Можно вывести проекцию ц. т. за границы его площади опоры и, препятствуя перемещению туловищем или тазом ног атакуемого в направлении, позволяющем восстановить равновесие, выполнив бросок. Подбив выполняется в направлении, противоположном падению противника и рывку руками. В результате создается пара сил, вызывающая вращение противника в полете и его падение на спину.

При выполнении броска с падением следует действовать так, чтобы обеспечить выход проекции о.ц. т. вперед — в сторону, за границу общей площади опоры борцов». [1, 3, 7]

Быстрота выполнения броска зависит от:

1. положения Чем путь тем времени на подбива.

2. выполнения

Для времени спиной противнику

а) время ног подхода;

б) момент тела.

3. подбива рывка.

4 стр., 1501 слов

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

... достигнута. Фактически усвоение действия происходит только через выполнение этого действия самим учеником, а не путем одного лишь наблюдения за действиями других людей. Вот почему в теории поэтапного формирования умственных действий после первого этапа ...

Сила зависит силы ног сокращения живота. увеличения подбива в положении ноги прогибается, мышцы-сгибатели Вынесение вперед развить силу что увеличивает подбива.

4. сократить на отдельных броска. все броска слитно, движением, насливанием

Чтобы правильное рук это приема), воспроизвести движение воздухе. привязав чему-нибудь от сделать серий Для силы можно следующее

1. с жгутом: руками, подворот.

2. пояс за завязывают партнера резиновый Во отработки партнера за (или жгут).

3. лежит ковре. захват, поднять

Амплитуда броска спину от поворота подбива. поворота от ног захвата. позволяет большую малую поворота. больше между при тем амплитуду развить повороте. для чтобы амплитуду следует исходном перед уменьшить между выполняющими Можно переместить на противника, также увеличить амплитуду.

Благоприятная для бросков когда стоит прямых немного умеренно опираясь плечи переводит тела носки ноги плеч); на вытягивая переводит на которая быть тазом.

Маневрирование

При выполнения атакующему располагаться чтобы атакуемого к Сопротивляясь атакуемый способствовать бросков ковре. может ся в положении, в случае структуру я следует сить уточнение, которых момент подворота атакуемый в площади

Подготовку атакующий осуществлять перемещениями. атакуемый или передвижению своим тот выполнить отшагивая. атакуемый на расставленных атакующий выполнить зашагивая заходя подбиваемую Если стоит узко ногах, может бросок, к противника.

Угроза

Атакующий угрожать проведением бросков:

1. ноги. атакуемый отставляя и устойчивость направлении атакующий бросок спину.

2. подножкой. защищаясь, на .

3. подножкой. защищаясь, боком атакующему упирается

4. изнутри. защищаясь, вес не ногу.

5. изнутри. атакуемый, отставляет назад, выполняет через

При проведении через можно на приемы: изнутри одноименную заднюю переднюю боковую подхват.

2. Исследование методики обучения броска»через спину»

2.1 Методы предварительной подготовки, теоритические аспекты

результате научно-методической был вывод, броски спину» одними самых приемов

Метод педагогическое наблюдение-этот характеризуется восприятием и воспитания, и занимающихся нарушения хода процесса. моем я метод для учебно-тренировочного по установления проведения с среднего возраста учебно-тренировочных определения детей лет выполнению технических дзюдо. Основные элементы дзюдо являются составными частями сложных координированных движений участника единоборства, реагирующего, исходя из своих индивидуальных особенностей, на перемещения, захваты, повороты и т.д. противника. Формируется самобытная, присущая только данной местности техника исполнения приемов [4, 14].

Высокие требования предъявляются к качеству выполняемых бросков и способности полноценно атаковать на протяжении каждой схватки до последней секунды. Все это требует поиска новых, более рациональных путей подготовки спортсменов к соревнованиям [1, 69].

Исходя из всего этого определяются этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень спортивной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других мероприятий, соответствующих целям и задачам данного периода. В зависимости от условий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более раннем возрасте, 12-15 лет — этап начального изучения техники дзюдо. В это время изучается классическая техника дзюдо, которая может преподаваться в виде поясов.

Обучение дзюдоистов новому техническому действию необходимо начинать при наличии у воспитанников готовности к практическому разучиванию двигательного действия. Она имеет несколько компонентов проявления.

Собственно физическая готовность к разучиванию двигательного действия определяется уровнем развития физических качеств (ловкости, скоростно-силовых, выносливости, гибкости).

Двигательный опыт обучаемых чем он разнообразнее, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых юным спортсменам при осво-ении нового действия.

Психическая готовность определяется степенью развития у дзюдоистов волевых качеств, особенно когда двигательное действие связано с необхо-димостью падения и выполнения самостраховки. Этот компонент очень ва-жен: если дзюдоист боится падений при отработке бросков, то всегда есть риск получения им травмы. Страх Уке (атакуемый дзюдоист) к падениям делает невозможным для Тори (атакующий дзюдоист) качественную от-работку техники. Тренер-преподаватель в процессе обучения техническим действиям преимущественно должен формировать у дзюдоистов навыки рационального падения (самостраховка при падениях), а затем осваивать технику приемов. Процесс обучения техническому действию-бросок через спину (в основе которого лежит формирование двигательного навыка) условно делится на три этапа:

— Этап начального разучивания (у дзюдоистов формируется предумение, изучаемое действие выполняется ими в общих чертах).

При ознакомлении обучаемых с новым двигательным действием глав-ной задачей является создание у них представлений, необходимых для рационального выполнения технического действия и побуждения занимающихся к сознательному и активному освоению.

Обучение технике у юных дзюдоистов начинается с осознания ими учебной задачи и формирования представлений о способе ее решения. Формировать представление об изучаемом действии очень важно в обучении новичков, оно является чувственно-наглядным образом двигательного действия, возникает на основе того, что обучаемый видит, слышит и чувствует, опираясь при этом на свои знания. Чем точнее поймет воспитанник значение и сущность двигательного действия, тем точнее будут его представления о нем. Тренер-преподаватель при формировании у юных дзюдоистов представления о техническом действии условно акцентирует их внимание на три звена:

— осмысливание задачи обучения (обучаемые должны понять основу техники);

— составление проекта решения двигательной задачи (логика выпол-нения изучаемого действия);

— попытка выполнения технического действия по образцу (позволя-ет расширить ориентировочную основу действия, полученную от тренера-преподавателя).

Когда сформированы общие представления о движении, целесообразно предлагать воспитанникам устную (письменную) инструкцию (карточка-инструкция).

В нее включаются основные пункты:

— описание сущности двигательного действия и особенности его выпол-нения;

— перечень основных опорных точек (ООТ), входящих в структуры действия в описание ощущений, возникающих при рациональном выполнении (ФО);

— описание возможных ошибок в каждой ООТ и пути их устранения.

Впроцессе разучивания используются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, имеющие сходство с основным (це-левым) действием: элементы сходны по координации; упражнения содействуют усилению мышечных групп, участвующих в выполнении приема; упражнения направлены на растягивание мышц-антагонистов.

Методические особенности изучения новых технических действий:

— обучение необходимо осуществлять при хорошем психофизиологическом самочувствии занимающихся;

— по возможности исключить воздействие на обучаемых сбивающих факторов;

— необходимо прекращать повторение действия при возникновении утомления, при снижении качества выполнения;

— интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления;

— структуре одного занятия обучение новому двигательному действию необходимо планировать в начале основной части, пока у занимающихся не снизилась работоспособность.

— Этап углубленного разучивания (формируется умение в деталях).

Требуется подробно объяснить занимающимся условия выполнения приема тактические предпосылки. Важно пробовать прием в движении создавать единую динамическую систему взаимодействия с партнером. Выполнять прием с дозированным сопротивлением партнера (в начале, в середине, в конце приема), то есть преодолевать усилия партнера в известный момент выполнения технического действия. Сопротивление партнера иначальной фазе движения при выведении из равновесия позволяет Тори повысить межмышечную координацию и «подобрать» технику к конкретному партнеру. Сопротивление в середине выполнения приема (например, «сход с броска» при выполнении броска через спину) повышает качество пространственных характеристик техники формируются рациональные положения Тори. Также улучшаются динамические характеристики техники нарастают усилия, рациональное распределение сил повышает экономичность и ритм движения.

Добившись от воспитанников подобного выполнения приема в стандартных условиях, можно переходить к изменению других характеристик скорости, темпа, величины усилий. движения и тем самым усложнять или затруднять двигательную задачу. В связи с этим требуемое действие будет выполняться с ошибками. Но надо выполнять потому, что восприятие и его механическая модель возможны только через активно щупающий, а не пассивно сканирующий механизм (1991).

Методические особенности: обучение осуществляется при хорошем самочувствии дзюдоистов; число повторений можно постепенно увеличивать, при снижении качества выполнения задания обучение дзюдоистов прекращать; интервалы отдыха постепенно сокращаются; обучение прово-дится в первой половине основной части занятия.

— Этап результирующей отработки действия (формируется двигательный навык).

О качестве основной задачи совершенствования техники дзюдо формирование навыка выполнения технических действий из различных исходных положений (стойки, захваты), в разнообразных ситуациях (атака, за-щита), пользуясь различными способами тактической подготовки бросков (повторная атака, сковывание, маневрирование и другие).

Совершенствование приемов в стойке (последовательный переход от на-учения к применению в изменяющихся условиях) реализуется в поединках: условные поединки с одностронним сопротивлением, могут быть обусловлены захват, положения Тори и Уке, характер действий (атакующие, защитные), последовательность действий (план противоборства), техническое разнообразие, степень сопротивления; условные поединки с односторон-ним сопротивлением и ответными приемами.

2.2 Организация исследования

Педагогический проводился базе дзюдо В принимало две по человек каждой. группы своему одинаковые сформированы и и Обучение технике дзюдо осуществляется на основе известных методи-ческих принципов. Особое значение при этом имеют доступность, система-тичность, наглядность, а также сознательность и активность.

При обучении новичков технике дзюдо широко используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий, ими-тация, помощь преподавателя).

Важная роль при обучении двигательным действиям отводится также словесным методам (объяснению, рассказу, комментарию, указанию и описанию).

Из методов практического упраж-нения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный способ имеет вспомогательное значение. Велика также роль игрового метода, осо-бенно при совершенствовании уже разученных движений.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы юные дзюдо-исты правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме, например, вывести из равновесия, удержать, подтянуть, оттолкнуть.

Следует также учитывать, что чем меньше возраст занимающегося, тем большую роль в процессе обучения технике дзюдо играет методика обе-спечения наглядности. Роль слова в процессе обучения технике движения в какой-то мере уступает эффекту непосредственного показа.

Показ может осуществляться тренером-преподавателем или другим за-нимающимся, а также путем демонстрации видеосъемки. При демонстрации приема воспитанников следует располагать так, чтобы они хорошо ви-дели упражнение. Наиболее оптимальным расстоянием между показываемым упражнением и занимающимися является дистанция от трех до десяти метров. Очень близкое расстояние затрудняет целостное восприятие упражнения, а более далекое препятствует восприятию деталей упражнения.

Методическая сущность использования словесных и наглядных ме-тодов в обучении дзюдоистов:

— Наибольший эффект достигается при сочетании показа и объяснения. Показ без использования словесных методов ограничивает интеллектуальное развитие детей, ведет к подражанию, что затрудняет реализацию принципа сознательности и активности.

— Обучение только с помощью словесных методов является менее эффективным, в этом случае затрудняется формирование полноценных двига-тельных представлений, возможно появление серьезных ошибок в технике движений.

— С увеличением возраста занимающихся значимость наглядных методов при обучении движениям постепенно снижается, а словесных методов возрастает.

Контрольная занималась методике изучения и подготовительных вспомогательных

Экспериментальная изучала через по

Группа по целостного броска без и упражнений.

Группа бросок спину операциям.

При всех технического особое было выполнению передвижении. протяжении обучения роль подготовительным как так специального .

При всех технического особое было выполнению передвижении. протяжении обучения роль подготовительным как так специального

В наблюдения умение бросок спину следующим

1 рук

2 ног

3

4

Использовались на и игры. Цель полной перемещений от и ощущений.

Подвижные : «Вышибалы «Перетягивание черту» , «Не равновесия».

Упражнения Баланс, Бревно, Батут.

Отработка борцовских приемов включает:

— Отработка ре подворотов на ре бросок через ре спину. Время ре выполнения 30 ре учикоми; Бросок ре вперёд «через ре спину». Стойка: ре правая ноги ре спереди, левая ре отставленная, «правосторонняя». ре При выполнении ре броска Тори ре берёт захват ре у Укэ ре за рукав ре и отворот ре «классический», сильно ре потянуть (вывести ре из равновесия) ре на-себя-вперёд-вверх, одновременно ре повернуться к ре атакуемому спиной, ре подставив правую ре руку, согнутую ре в локте, ре под плечо, ре согнуть ноги ре в коленях ре (положение полуприседа).

ре Затем резко ре выпрямить ноги, ре сделать наклон ре вперёд, развернуть ре плечи произвести ре сброс Укэ ре на татами.

2.3 Результаты исследования и их обсуждения

Целью данного педагогического эксперимента было выявление возможности применения концентрированной скоростно-силовой подготовки в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов. Он являлся констатирующим экспериментом. Целью второй части эксперимента было выявление эффективной длительности применения скоростно-силовой подготовки и её влияние на физическую и тактико-техническую подготовленность дзюдоистов. Вторая часть эксперимента проводилась по общепринятой схеме, так называемого, параллельного эксперимента. Этот эксперимент строился по схеме идентичных групп, которая включала организацию двух предельно одинаковых учебных групп. В учебно-тренировочный процесс одной группы вводился экспериментальных фактор. В первой группе в качестве экспериментального фактора применяли концентрированную скоростно-силовую подготовку. Во второй группе (контрольной) применялся обычный учебно-тренировочный процесс без введения экспериментального фактора. Учебно-тренировочные занятия и исследование проводились параллельно в двух группах. При таком построении эксперимента все трудно управляемые факторы будут воздействовать на занимающихся, примерно, одинаково, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Поэтому различия в конечном результате будут являться следствием воздействия именно экспериментального фактора. Педагогический эксперимент строился по схеме: начальное исследование-проведение занятий — промежуточные исследования — проведение занятий — конечное исследование. Методы математической статистики. При обработке экспериментальных данных были использованы методы математической статистики. Для определения сдвигов в результатах испытуемых использовалось сравнение средних арифметических величин показателей. Достоверность сдвигов в результатах определялась с помощью критерия достоверности различий по Студенту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дзюдо вид и жизненная по-новому через реалий жизни. на — позволяет в человеке и учит и подходить применению

Кроме именно дзюдо качество, готовность за подниматься снова в как тяжело ни ценится чем данные.

В время школа считается из в

Дзюдо великолепный решения воспитания поколения. отвлекает от открывая возможность проявить таланты реализовать возможности, себя спортсменами, защищать своей

Дзюдо не спорт достижений, и спорт. в им (по данным) 200 до 000 (всего мире занимаются миллионов

1. Координационные спортсменов из способность согласованию движений единое при новых актов, также изменению уже двигательных и единством функций и управления системой Основным подходом развитии способностей постоянное (изменение, условий упражнений. применяется метод дополнительными или них. стороной координационных является рациональному мышц, позволяет точность другие движений.

2. что методика координационных дзюдоистов, в группе в 6 к значимому улучшению развития способностей.

3. данных исследования что задачи воспитанию способностей состоят оптимизации их применительно требованиям вида Эти решаются процессе и физической, и подготовки что комплексе обеспечивает развитие способностей; их зависит избранного спорта. координационных не ни одной данных подготовки, составляет бы из основ ее