Психологические условия развития профессиональной предрасположенности личности. Часть

Дипломная работа

Таким образом, если мы проанализируем коммуникативные склонности студентов-психологов, обучающихся на 1 курсе, то обнаружим следующие результаты: низкий уровень продемонстрировали 10 студентов (50%), ниже среднего продемонстрировали четверо студентов, что составило (20% от выборки), четверым студентам (20%) оказался свойственен средний уровень, высокий уровень оказался свойственен –2 студентам -психологам, обучающихся на 1 курсе (10%) – причём, оба они являются лидерами волонтёрского движения. Представим полученные данные в виде рисунка 3.

Психологические условия развития профессиональной предрасположенности личности. Часть 1
Рис.3 Коммуникативные склонности студентов-психологов, обучающихся на 1 курсе

Таблица 8- Результаты теста: КОС- 2 (организаторские склонности первокурсников)

№ испытуемого баллы уровень
1. 0.65 2(ниже среднего)
2. 0.7 3(средний)
3. 0.55 1(низкий)
4. 0.4 1(низкий)
5.

0.75 4(высокий)
6. 0.65 2(ниже среднего)
7. 0.7 3(средний)
8. 0.45 1(низкий)
9. 0.45 1(низкий)
10. 0.6 2(ниже среднего)
11. 0.75 4 (высокий)
12. 0.7 3(средний)
13. 0.8 4 (высокий)
14. 0.71 4 (высокий)
15.

0.7 4 (высокий)
16. 0.67 3 (средний)
17. 0.69 3 (средний)
18. 0.78 4 (высокий)
19. 0.69 3 (средний)
20. 0.77 4 (высокий)
Таблица результаты теста кос организаторские склонности первокурсников  1
Рис. 4. Организаторские склонности (группа первокурсников)

Таким образом, организаторские склонности в группе студентов- первокурсников факультета психологии следующие: 4 студентов – низкий уровень (20%), трое – ниже среднего (15%), средний уровень – 7 студентов (35%), высокий – 7 человек (35%)

Следует обратить внимание на тот фактор, что оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых умений.

Таким образом, если мы проанализируем результаты, представленные в таблицах, можно прийти к выводу, что у студентов-первокурсников достаточно невысокие уровни коммуникативных и организаторских склонностей студентов, несмотря на активное участие в разнообразных сферах жизнедеятельности вуза, причём, результаты студентов, обучающихся на 5 курсе психологического факультета существенным образом отличаются от результатов студентов того же факультета, но первого курса

С целью количественной, качественной и статистической обработки полученных результатов, мы применили статистический критерий U-критерий Манна-Уитни.

Данный статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоном (см. фото) в 1945 году. Однако в 1947 году метод был улучшен и расширен Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.

Метод U-критерия Манна-Уитни определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-ым рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-ым рядом — тот, где они предположительно ниже.

Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.

Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Представим результаты статистической обработки по обеим выборкам в таблице 9.

Таблица 9 — Результаты статистической обработки по обеим выборкам

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 0.35 4 0.35 4
2 0.95 40 0.45 10
3 0.55 18 0.5 15
4 0.85 39 0.65 29
5 0.7 33 0.7 33
6 0.5 15 0.5 15
7 0.75 35.5 0.6 25
8 0.6 25 0.45 10
9 0.75 35.5 0.35 4
10 0.45 10 0.35 4
11 0.62 27 0.5 15
12 0.65 29 0.65 29
13 0.56 19.5 0.7 33
14 0.76 37 0.5 15
15 0.77 38 0.6 25
16 0.57 22 0.45 10
17 0.67 31 0.35 4
18 0.57 22 0.35 4
19 0.56 19.5 0.45 10
20 0.57 22 0.35 4
Суммы: 522 298

Результат: U Эмп = 88

Критические значения

Полученное эмпирическое значение U эмп (88) оказалось в зоне значимости, следовательно, между студентами первого и старшего курсов обнаруживаются существенные различия по коммуникативным и организаторским склонностям- качествам важным для будущих психологов.

На следующем этапе нашего исследования нами осуществлялась диагностика социальной эмпатии, которая проводилась нами с помощью методики И.М. Юсупова — наиболее распространённая методика определения эмпатии.

В таблице 10 представим склонность к эмпатии среди студентов-психологов 5 курса и в таблице 11 — среди студентов-психологов 1 курса.

Таблица 10- Склонность к эмпатии среди студентов 1 курса факультета психологии (в баллах)

Высокий уровень эмпатии не продемонстрировал ни один студент-психолог первого курса, средний уровень эмпатии оказался свойственен 11 студентам- первокурсникам, что составляет 55 % от всей выборки, низкий уровень эмпатии оказался свойственен 9 студентам первокурсникам, что составило 45% от всей выборки.

Представим полученные данные в виде диаграммы.

Таблица склонность к эмпатии среди студентов курса факультета психологии в баллах  1
Рис. 5 — Склонность к эмпатии среди студентов-психологов, обучающихся на первом курсе

В таблице 11 представим склонность к эмпатии среди студентов-психологов, обучающихся на 5 курсе.

Таблица 11 — Склонность к эмпатии среди студентов-психологов, обучающихся на 5 курсе

Данные, представленные в таблицах, позволяют сделать вывод о том, что среди студентов -пятикурсников нет ни одного, кто показал бы низкий результат эмпатии.

Средний уровень эмпатии оказался свойственен 1 пятикурснику, что составляет 5% от всей выборки, высокий уровень эмпатии продемонстрировали 19 старшекурсников, что составляет 95% от всей выборки.

Результаты диагностики уровня эмпатических способностей студентов-пятикурсников в процентном соотношении представлены на рисунке 6.

Таблица склонность к эмпатии среди студентов психологов 1
Рис. 6- Уровни эмпатии среди студентов-психологов, обучающихся на 5 курсе

На следующем этапе для выявления мотивов выбора профессии студенты отвечали на вопросы в виде эссе.

Для выявления разных аспектов представлений о будущей профессии, использовались три последующие пункта эссе, в которых необходимо было описать: цели обучения данной профессии, достоинства и недостатки выбранной профессии, ПВК психолога.

Для выявления мотивов выбора профессии и представлений о будущей профессиональной деятельности использовались следующие методы: письменный опрос (эссе) и обработка текстов контент-анализом.

Учебным группам давалось задание в рамках дисциплины «Введение в профессию»: «Запишите задание, которое необходимо будет выполнить вне учебное время. Внимательно выслушайте комментарии к нему, возникающие вопросы запоминайте и затем их зададите. Необходимо будет написать эссе на тему: «Мои представления об идеальном психологе».

Студентам был представлен следующий план эссе:

  1. Почему, по каким причинам я выбрал профессию психолога (Вы, отвечая на вопрос «почему?», описываете мотив выбора профессии, что побудило вас к такому выбору, что привело вас в психологию: книга, человек, случай)?
  2. Зачем я хочу стать психологом (Зачем? То есть цель вашего обучения здесь)?
  3. Достоинства и недостатки профессии (то, что вы пока еще не являетесь специалистами в области психологии, не означает, что вы не можете представить проблемы, трудности, с которыми, возможно, придется столкнуться специалисту данной области, а также перечислить достоинства).

  4. Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать профессиональным психологом (здесь вы составите психограмму – документ, содержащий список профессионально важных качеств.

Опишите психологический портрет «успешного психолога»)?

Пояснения к заданию

  1. Обязательно раскрыть все 4 пункта (отсутствие какого-либо из пунктов – причина, по которой может быть снижена оценка).

  2. Можно менять последовательность пунктов.

Можно добавлять свои пункты, какие считаете нужными, тогда их необходимо будет дописать в план эссе.

  1. Можно пользоваться литературой, тогда ее необходимо будет указать в конце эссе, в списке литературы. Желательно ограничиться своим мнением, своими представлениями по каждому из вопросов.
  2. Объем текста – не абзац и не 25 страниц. Важно одно – все 4 пункта должны быть раскрыты. Это один из содержательных критериев оценивания вашей работы.

В общей сложности первокурсники упомянули 215 мотивировок, которые в результате контентанализа были условно разделены на 5 категорий (типов): 1) профессиональные, 2) «меркантильные», 3) социальные, 4) инфантильные, 5) случайные (реально действующие, но не связанные со сферой будущей профессиональной деятельности).

Пять категорий (типов) мотивов послужили основанием для распределения и объединения отдельных высказываний респондентов, с целью выявления доминирующего типа мотива в группе студентов второго высшего образования.

Типы изучаемых мотивов:

  1. Профессиональные
  2. Ценность профессионального мастерства.
  3. Владение такими навыками, как диагностика, анализ и коррекция психол. проблем.
  4. Индивидуальный подход к работе.
  5. Высокий интерес в рабочих результатах, моральное удовлетворение от ее выполнения. Удовлетворенность от осознания пользы своей работы.
  6. Желание связи своего жизненного пути с этой сферой деятельности.
  7. Профессионально важные качества, по мнению других людей.
  8. Детская способность (талант рассказчика, создания особой атмосферы и др.)
  9. Интерес.
  10. Желание видения и понимания причинно-следственных связей явлений.
  11. Профессиональный рост.
  12. Недостаточные знания, их поверхностность и обобщенность.
  13. Желание стать высококлассным специалистом, «держать марку».
  14. Психология является неотъемлемой часть жизни, предназначением, стилем, образом жизни.
  15. Готовность, потребность, «зрелость» для психологического образования.
  16. Призвание, судьба.
  17. Психологические ЗУН.
  18. Внесение своего вклада в науку.
  19. Стать специалистом в области практической психологии, желание быть психологом в организации/предприятии.
  20. Социальные (альтруистические).

  21. Помощь в решении проблем, которые с миром переживаний человека.
  22. Готовность испытывать любые трудности в профессии.
  23. Помощь людям.
  24. Интерес к людям. Любовь к общению. Общение с людьми – 6 чел.
  25. Понимание людей.
  26. Случайные.
  27. «Не лежит душа» к первой профессии.
  28. Переживание депрессии, горя, ситуации.
  29. Изученные книги по психологии.
  30. Школьный спецкурс «Психология».
  31. Лекции по психологии в ВУЗе.
  32. Психолог неординарный, имеющий способность заинтересовать.
  33. «Меркантильные»
  34. Психология помогает в ориентации в мире разных людей.
  35. Психологические знания необходимы в житейских ситуациях.
  36. Возможность приобретения навыков в самоанализе, рефлексии собственных действий.
  37. Перспектива получить экономическую и социальную выгоду.
  38. Получение благ при оказании услуг.
  39. Высокий заработок (гонорары).

  40. Карьерный рост (практикующий психолог бизнес-тренер, PR-специалист).

  41. Масса вариантов трудоустройства (связанных с бизнесом и сферой услуг).

  42. Стремление самосовершенствоваться, самораскрываться, самореализовываться.
  43. Популярная, востребованная профессия, престижная, модная профессия.
  44. Помощь себе.
  45. Повезло – профессия совпала с хобби.
  46. Познание себя и др.
  47. Возможность личностного роста.
  48. Поиск ответов на свои вопросы.
  49. Управление своей жизнью.
  50. Психология в качестве фундамента в любой др. профессии, юриспруденция и психология занимаются взаимодополнением и обогащением друг друга; психология как значительный плюс к профессии.
  51. Обретение душевного комфортного состояния и равновесия; жизнь в гармонии с окружающим миром.
  52. Разбираться в людях, ситуациях.
  53. Компенсирование того, что не удалось получить в детстве (страхи, обиды, несбывшиеся надежды, мечтания).

  54. Получение диплома.
  55. Понимание себя.
  56. Поиск себя, обреттение себя, «найти себя в этой жизни».
  57. Инфантильные
  58. Профессияю окружает ореол загадочности, причастность к таинству человеческого бытия.
  59. Детская мечта.
  60. Мой мечтательный характер, ранимый, впечатлительный.
  61. «Насквозь видеть человека».
  62. «Выбор по велению сердца».
  63. Психология как волшебная палочка.
  64. Обретение душевного покоя, ощущение состояния полноценного счастья для себя самого.
  65. Сделать счастливыми и жизнерадостными людей.

Таким образом, по преобладающим мотивам, описанным студениами в импровизированном эссе у студентов –психологов старшекурсников мотивация выбора профессии характеризуется ярко выраженным интересом к науке психологии и к профессии психолога.

Превалируют меркантильные (42 %), профессиональные (28 %) и социальные (14 %) мотивы.

Среди «меркантильных» мотивов наиболее сильно выражены категории «разобраться в себе», «помочь себе», «возможность личностного роста», а также выражены «престиж», «карьера», «деньги».

Сравнительно невысока доля случайных (9 %) и инфантильных (7 %) мотивов.

Общий анализ материалов (эссе) показал, что старшекурсники по сравнению с первокурсниками психологического факультета имеют гораздо более адекватные представления о своей будущей профессиональной работе.

Им известны сферы возможной деятельности, потребности рынка труда, условия оплаты, типичные трудности.

Представления студентов старших курсов о своей профессии более приближены к профессиональным реалиям, что проявляется в малом проценте инфантильных и нереалистичных «домыслов» о специфике работы.

В то время как у студентов 1-го курса дневного обучения нами обнаружен искаженный образ деятельности психолога-профессионала.

Нереалистичность их представлений проявляется в незнании конкретных сфер профессионально-психологической деятельности, а также в идеализации профессии.

Таким образом, основным фактором успешной динамики профессионализации является принятие действительности – готовность к профессиональной самореализации в имеющихся жизненных условиях.

Мотивация является ядром личности, стержневым определяющим компонентом, внутренней движущей силой деятельности. Мотивация выбора профессии определяет дальнейшую учебную активность студентов, их настойчивость и усердие в овладении учебным материалом. Поэтому отсутствие целенаправленного развития и формирования мотивации студентов может привести к издержкам в учебной работе, к отсутствию интереса к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, возникает необходимость специального изучения вопросов выбора абитуриентами профессии «психолог». При одной и той же цели – поступление в вуз, мотивы ее достижения могут быть разными, например: ради престижа, чтобы не расстроить родителей и продолжить семейную традицию, чтобы не пойти в армию и прочее.

Мотивы для дальнейшего профессионального развития также будут различны: для одних студентов учеба будет ступенькой к овладению новыми знания- ми по привлекательной специальности, для других – промелькнут, не оставив ощутимого следа, так как их мотивы были чисто внешними, приходящими.

Именно исходя из полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости разработки программы, включающей психологические условия развития профессиональной предрасположенности студентов –психологов к будущей профессии, которая будет представлена нами на следующем этапе нашего исследования.

2.3 Разработка программы, включающей психологические условия развития профессиональной предрасположенности студентов –психологов к будущей профессии

На наш взгляд, система психологического сопровождения, поддержки становления психолога-профессионала в вузе должна быть наполнена следующими компонентами:

  • многоплановыми исследованиями, анализом и обобщением основных психологических проблем обучения и профессионализации студентов на факультете;
  • психодиагностикой по профессионально важным личностным качествам студентов и аспирантов факультета;
  • профориентирующими семинарами, групповыми информационно- дискуcсиоными занятиями и теоретическими тренингами, направленными на процесс формирования навыков;
  • обучением и самообразованием, а также развитием соответствующих познавательных способностей и навыков общения студентов в студенческих группах и с преподавателями;
  • индивидуальным психологическим консультированием;
  • психологическим мониторингом дальнейшего профессионального развития выпускников факультета;
  • контактами и взаимодействием со слушателями, которые получают на факультете психологии второе образование.

Технология для разных этапов обучения в вузе должна различаться: адаптация (первый курс), где задача психологической службы — оказать помощь в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; интенсификация (второй, третий курс) и идентификация (четвертый, пятый курс).

Технологическая программа этой работы должна:

  • диагностировать готовность осуществлять учебно-позанавательную деятельность, мотивы учения, ценностные ориентации, социально-психологические установки;
  • помогать развивать учебные умения и регуляцию своей жизнедеятельности;
  • психологически поддерживать и консультировать первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и выстраиванию комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;
  • корректировать профессиональное самоопределение при компромиссном выборе профессии.

На завершающем этапе – идентификации – психологическое сопровождение должна проводиться повторная диагностика профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля реализации себя, поддержки в нахождении смысла будущей жизнедеятельности.

Главная цель данной программы сопровождения – помочь выпускникам профессионально самоопределиться и найти место работы».

Необходимо ещё до обучения в вузе на основе индивидуального тестирования выявить личностную направленность студентов и определить те профессиональные функции, при реализациях которых они смогли бы быть наиболее эффективны.

Предлагаем модель требований для осуществления психологического обеспечения образовательного процесса в ВУЗе:

  1. Определить предрасположенность студента к изучению специальности, свести к минимуму ошибки.
  2. Выбрать вид профессиональной деятельности. Для правильного выбора компетенции необходимы объективные сведения о склонностях студента.
  3. Определить интеллектуальный потенциал личности при достижении уровня квалификации, наметить продолжение обучения, самостоятельный профессиональный рост.
  4. Создавать психологический комфорт для студента.
  5. Организовать работу, чтобы она была органичной, живой частью бытия, ориентация не на поток, а на готовность к сотворчеству с людьми, способность учиться у них, а не только учить.

Формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста представляет особую проблему, решение которой требует специального внимания со стороны преподавателей образовательных учреждений, особенно владеющих реальными представлениями о содержании осваиваемой студентами деятельности. Немаловажная роль в данной работе принадлежит дисциплинам психологического цикла, в ходе овладения которых студенты могут не только проверить уровень сформированности своих профессионально значимых качеств, но и получить рекомендации по их развитию, а также целенаправленно развить их в ходе специально разработанных спецкурсов, тренингов и т. п.

В то же время особую категорию профессионалов представляют сами психологи. Их профессиональная практическая деятельность носит, как правило, помогающий характер. Инструментом психологической помощи другим людям является, наряду со специальными процедурами и техниками, сама личность психолога. Особенно ярко это проявляется в процессе консультативной, психокоррекционной и психоразвивающей работы, требующей от психолога проявления таких качеств личности, как эмпатия, открытость собственным чувствам, способность к позитивному принятию клиента и его проблемы, в то же время, как отмечают Т.Д. Дубовицкая, Р.Р.Газизова [1], при сохранении границы общения с клиентом. Проявление названных качеств не может носить искусственный характер, выступать в виде «игры» с клиентом, который легко почувствует «неискренность» в поведении психолога. Клиенту важно чувствовать истинный внутренний интерес психолога к его личности и его проблеме. Только в этом случае психолог сможет понять в полной мере проблему клиента и начать решать её как свою собственную, а клиент получит удовлетворение от проведенной с ним работы.

В этой связи в формировании профессиональной предрасположенности личности будущего психолога к профессии особое место, на наш взгляд, занимает формирование такого качества, которое А. Адлер называл «социальный интерес», выступающий как способность человека «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» [2, с. 268].

Именно искренний интерес психолога к клиенту и его проблеме обеспечивает комфортную психологическую атмосферу в ситуации оказания помощи, помогает создать отношения сотрудничества и взаимопомощи, удовлетворяет потребность клиента в эмоциональном отклике и поддержке. Более того, Адлер считал, что решение психологических проблем людей в социальной динамике связано с опытом переживания ими социального интереса. Он, в частности, писал: «Задача врача или терапевта на самом деле состоит в том, чтобы способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других» [3].

То есть работа психолога – это работа по передаче опыта проявления социального интереса психолога к клиенту. Однако Адлер не дает конкретных рекомендаций по формированию данного качества у психологов.

В последние десятилетия проблема социального интереса находит все большее отражение и в работах отечественных психологов. Так, в психологической энциклопедии отмечается, что социальный интерес «относится к врожденной потенциальной способности человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему» [4].

Интерес к другому человеку Р. Кочунас рассматривает в качестве характеристики, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности психолога [5].

И.А.Шмелева указывает на значимость формирования интереса к другому в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов [6].

Важность интереса к другому человеку в работе психолога подчеркивается М.Б. Молокановым [7].

Данная категория рассматривается им как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение основывается на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента.

А.С. Кривцова [8] среди профессионально важных качеств психолога наряду с эмпатией, стремлением к саморазвитию, коммуникабельностью, креативностью выделяет социальный интерес. Т.Д. Дубовицкая, Р.Р. Газизова рассматривают социальный интерес как одну из составляющих эмоционально-регулятивного компонента культуры отношения к клиенту у студентов-психологов [1].

Как видим, многими исследователями признается значимость социального интереса в работе практического психолога, в то же время неоднозначно определяется понятие социального интереса и не разработаны программы формирования социального интереса у психологов.

В нашей работе под социальным интересом психолога понимается интегративное качество личности психолога, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства клиента и создании условий для его развития и самореализации [9].

Как интегративное качество социальный интерес включает следующие компоненты и их содержание:

1) когнитивный компонент – включает понимание и осознание значимости социального интереса в профессиональной деятельности психолога, позитивную социально-перцептивную установку по отношению к другим людям, способность к рефлексии;

2) эмоционально-регулятивный компонент включает способность к эмпатическому пониманию личности клиента, сопереживанию, а также саморегуляции своего эмоционального состояния;

3) коммуникативно-поведенческий компонент включает коммуникативную компетентность, направленность психолога на развитие личности клиента;

4) мотивационно-ценностный компонент включает осознание просоциальной мотивации, альтруизм и отношение к другим людям как к ценности.

Формирование социального интереса у студентов – будущих психологов явилось целью проведенного нами экспериментального исследования.

В этой связи предлагаем следующую модель формирования социального интереса у студентов-психологов, представляющую собой, на наш взгляд, совокупность трех взаимодополняющих блоков.

Целевой блок включает в себя цели, задачи и принципы организации модели.

Соответственно, целью разработанной модели является формирование социального интереса у студентов-психологов. Задачами модели являются формирование когнитивного, эмоционально-регулятивного, коммуникативно-поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов социального интереса.

В качестве методологических принципов построения модели выступили следующие:

  • принцип активности – предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира и самого себя;
  • принцип развития, согласно которому изменения в психике и поведении человека происходят также в процессе специально организованного обучения и воспитания;
  • принцип единства сознания и деятельности, свидетельствующий об изменениях в психики и протекании психических явлений в ходе специально организованной деятельности;
  • принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, предполагающий учет в обучении потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей и других индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
  • принцип профессиональной направленности, предполагающий ориентированность используемых методов и форм обучения на будущую профессию.

В качестве психологических механизмов формирования социального интереса должны выступать: осознание ценности социального интереса, как для общества, так и для личности, рефлексия, целеполагание, интериоризация-экстериоризация, идентификация, подражание, аттракция.

Содержательно-деятельностный блок должен включать в себя научно-методическое обеспечение процесса формирования социального интереса, в которое должна входить программа спецкурса «Психология социального интереса» и дополнительное индивидуальное и групповое консультирование студентов – будущих психологов в рамках психологической службы вуза.

Программа курса «Психология социального интереса» может состоять из диагностического, теоретического и практического модулей.

Диагностический модуль курса должен обязательно включать индивидуальную и групповую диагностику сформированности социального интереса и его компонентов.

Теоретический модуль должен быть направлен на формирование у студентов знаний и представлений о социальном интересе, его компонентах, критериях, роли в жизни и профессиональной деятельности психолога, а также ценностного отношения к другим людям, условиях саморегуляции своего поведения и деятельности во взаимоотношениях с другими людьми.

Данный структурный компонент может реализоваться в ходе освоения студентами теоретического материала, представленного на лекциях и в ходе самостоятельного изучения психолого-педагогической литературы.

Практический блок предполагает включение студентов в активные и интерактивные формы взаимодействия, направленные на формирование качеств и свойств личности, соответствующих заявленным компонентам социального интереса. Для этого используются тренинговые упражнения с деловыми и ролевыми играми, дискуссиями, анализом и проигрыванием проблемных ситуаций, отработка техник эмпатийного слушания и др.

Самостоятельная работа должна включать в себя выполнение домашних заданий с письменным отчетом.

С этой целью в дальнейшем должна быть разработана программа и содержание дисциплины «Психология социального интереса», которая рассчитана на 72 часа, из них 42 часа аудиторных занятий и 30 часов самостоятельной работы. Каждое занятие должно быть рассчитано на 2 академических часа. Оптимальная частота встречи 1–2 раза в неделю.

Студенты-психологи станут более позитивно относиться к другим, ценить других; будут готовы эмоционально поддерживать людей, стремиться искать индивидуальный подход к окружающим.

Для них станет характерными отзывчивость, сопереживание другому человеку, способность создавать атмосферу открытости, доверительности в отношениях.

На наш взгляд, предложенная нами модель формирования социального интереса у студентов-психологов, включающая психологические условия профессиональной предрасположенности личности и ее содержательное и практическое воплощение в ходе специально организованной работы со студентами могут быть эффективны и должны применяться в профессиональной подготовке будущих психологов.

Выводы.

Таким образом, нам удалось разработать программу, включающую в себя психологические условия, направленные на становление и развитие профессиональной предрасположенности студентов-психологов.

В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии разных курсов 1-го и 5-го. Мы посчитали целесообразным, основываясь на теоретические положения нашей работы, провести исследование профессиональной предрасположенности студентов-психологов в зависимости от курса обучения

Гипотеза исследования профессиональная предрасположенность студентов-психологов формируется и совершенствуется под воздействием определенных условий, направленных на становление личностных качеств, свойственных психологам, основанной на комплексном подходе и совершенствуется к старшему курсу обучения -подтвердилась

Данное исследование может и должно быть продолжено в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате написания работы нам удалось решение следующих задач: проанализировать психологические механизмы формирования и особенности формирования профессиональной предрасположенности; изучить особенности развития профессиональной предрасположенности студентов-психологов на разных этапах профессионализации; провести исследование профессиональной предрасположенности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность; разработать программу, включающую психологические условия развития профессиональной предрасположенности студентов –психологов к будущей профессии.

В эмпирической части комплексно использовался комплекс методов психологической диагностики, а также метод статистической обработки полученных данных по критерию Манна Уитни.

Методиками диагностики выступили: метод эссе, методика КОС-2, методика диагностики социальной эмпатии И.М. Юсупова.

Нам удалось разработать программу, включающую в себя психологические условия, направленные на становление и развитие профессиональной предрасположенности студентов-психологов.

В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии разных курсов 1-го и 5-го. Мы посчитали целесообразным, основываясь на теоретические положения нашей работы, провести исследование профессиональной предрасположенности студентов-психологов в зависимости от курса обучения

Гипотеза исследования профессиональная предрасположенность студентов-психологов формируется и совершенствуется под воздействием определенных условий, направленных на становление личностных качеств, свойственных психологам, основанной на комплексном подходе и совершенствуется к старшему курсу обучения -подтвердилась

Библиографический список

  1. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования /Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н.В. Алишева. М., 2017.- 167 с.
  2. Быкова Е.А. Социально-психологические факторы риска в процессе профессиональной подготовки студентов психологического факультета// В сборнике: Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю.А. Зубок. 2015. С. 316-321.
  3. Диагностика социальной эмпатии / Фетискин Н.П., В Козлов.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012. -230 с.
  4. Дмитриева Л.А. Профессионально важные качества психологов на разных этапах профессионализации// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 2. С. 49-55.
  5. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э.Ф. Зеер; Рос. гос. проф. пед. ун-т. Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. – Екатеринбург, 2012. – 126 с.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2013. – №5. – С. 23-45.
  7. Ищенко Д.В. Аспекты социокультурных рисков адаптации в условиях социализации специалиста социальной сферы / Д.В. Ищенко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.).

    – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 48-50.

  8. Климов Е.А. На дальних подступах к профессии психолога / Е.А. Климов, В.Я. Романов // Мир психологии. – 2015. – №3(12).

    – С. 33-40

  9. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — М.: Инфра-М, 2014. — 215 с.
  10. Литвак М.Е. Профессия – психолог / М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 226-229.
  11. Миронова Т.Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов // Психология в вузе. – 2015. – № 3, С. 31–42.
  12. Пименова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов-психологов в процессе профессионального обучения// Вестник Университета (Государственный университет управления).

    2012. № 13-1. С. 300-303.

  13. Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. – 865 c.
  14. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издат. Центр «Академия», 2011. – 408 с
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2016. -320 с.
  16. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2013. – 329 с.
  17. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. -Иркутск, 2016. — 25 с.
  18. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вестник МГУ. – 2015. – Серия 14. – № 2. – С. 33–44
  19. Чеботарева Е.Ю., Дмитриева Л.А. Развитие профессионально важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 31-36.
  20. Хоффман, X. Целительная виртуальная реальность / X. Хоффман // В мире науки, — 2014. №11. — С. 36-43.
  21. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер Пресс, — 2017. — 608 с.
  22. Шакирова, И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей студентов: дисс. на соиск. ученой степ. канд. псих, наук / Л. И. Шакирова. — Казань, — 2016.
  23. Шапкин, С.А. «Взаимодействие человека с компьютером». [Электронная версия] / С.А. Шапкин // Психологический журнал, — 2015, том 20, №1, — с. 86-102. — Ресурс доступа: http://psy-games.narod.ru/
  24. Шихирев, П. Н. Современная социальная психология. / П. Н. Шихирев. — М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, — 2012. — 448 с.
  25. Шкуратова, И.П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы / И.П. Шкуратова // Индивидуальные и стилевые особенности личности. — Р. н/Д.: ЮРГИ, — 2012, — С. 29-45.
  26. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодагностические возможности. / А. Г. Шмелев — М.: Изд-во Моск. ун-та, — 2013. — 158 с.
  27. Шмелев, А.Г. Многослойность субъективной семантики и трудности её «расслоения» / А.Г. Шмелев // Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях: Материалы науч. конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Е.Ю. Артемьевой. — М.: Смысл, — 2014. — С. 35-39.
  28. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности. Тексты. — М., — 2012. — С. 55-59.
  29. Шютц, А. Равенство и смысловая структура социального мира / А. Шютц // Социологический журнал. — 2012. № 4. — С. 5-45.
  30. Юнг, К.Г. Психологические типы. / К.Г. Юнг — СПб.: Ювента, — 2015. — 717с.

Страницы: