Материал (старшая группа)

Дипломная работа

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. Oт совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, большое внимание уделяться взаимодействию детского сада и семьи.

2

Разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДOО с семьями. Одна из таких форм – проектная деятельность. Она и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.

Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДOО и семьи..

Объект исследования: взаимодействие ДOО и семьи.

Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДOО и семьи.

Задачи:

14 стр., 6987 слов

Проблемы семей, имеющих детей раннего возраста

... проблем воспитания детей, считая, что главная их задача обеспечить содержание ребенка в семье, а воспитанием должна заниматься школа. Отчуждение родителей от детей приводит к их безнадзорности и даже к социальному ... за услуги в детских дошкольных учреждениях, детских лагерях, ухудшение качества организованного питания -- все это приводит к дифференциации семей по условиям и результатам воспитания ...

  1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определить роль и место проектной деятельности как формы взаимодействия ДОО и семьи среди других форм работы с родителями.

3. Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОО и семьи.

3

Часть I. Теоретические основы взаимодействия семьи и ДОО.

  1. История вопроса организации взаимодействия ДОО и семьи.

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей

определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного

4

учреждения. Однако на взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключения родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере.

37 стр., 18422 слов

"Взаимодействие семьи и школы" материал

... педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Выявить роль семьи в формировании личности ребенка. Определить характерные черты и проблемы семейного воспитания, особенности педагогического просвещения родителей.. Теоретически разработать и апробировать формы и методы работы с родителями в современной школе. Гипотеза работы – успешность воспитания детей ...

5

1.2 Понятие взаимодействия ДОО с семьей в современной психолого – педагогической литературе.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

В работах Е.П. Арнаутовой, Т.Н. Дороновой первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. Необходима диалогичность в общении между педагогами детского сада и родителями.

«Родители – не ученики, а партнеры по общению, и все, что мы даем им, должно быть интересно и полезно».

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Нужно помнить о том, что не передача научных психолого-педагогических знаний является целью воспитания родителей, а формирование у них «педагогической концепции» и «педагогической рефлексии», для того, чтобы родители научились понимать своего ребенка, смогли правильно построить общение с ним и совместную деятельность.

Педагоги – исследователи отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как наиболее способствующие возникновению

6

положительных результатов в воспитании дошкольников.

Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:

На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На 2 этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.

На 3 этапе формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.

13 стр., 6485 слов

Роль семьи в воспитании детей

... в институте семьи, как увеличение числа разводов. И как следствие, наблюдаются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, ... потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время ... помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие ...

На 4 этапе ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе также проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

На 5 этапе совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности индивидуальные особенности каждого воспитателя).

Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

7

1.3 Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОО и семьи.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Основная цель всех форм взаимодействия ДОО с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов,

8

занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».

7 стр., 3007 слов

«Взаимоотношения между родителями и детьми»

... своем крайнем выражении она включает бурные эмоциональные отношения с ребенком, мешающие родителю рассуждать трезво, и восприятие ребенка в качестве своего продолжения. Один из типов воспитания, ... на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска. Общая характеристика процесса развития. Связующим звеном между стадиями служат те ...

Цель нетрадиционных форм – заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.

В последнее время в ДОО внедрена и активно используется новая форма работы — проектная деятельность. Участвуя в проектах ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло — детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОО.

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта,

9

предмета, создания разного рода теоретического продукта.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой, составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения.

Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.

29 стр., 14029 слов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста

... педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста, выделить ключевые понятия, определить их сущность и структуру. 2. Раскрыть особенности актуальных форм и методов работы с родителями ...

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

По мнению А. Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад,

10

интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

  1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку, осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

  1. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

  1. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

11

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

  1. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

14 стр., 6710 слов

Теоретическое обоснование организации работы логопеда с родителями детей с ОНР

... практике технологию организации взаимодействия логопеда с родителями детей с ОНР. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, выводов, списка использованной литературы. Глава 1.Теорететическое обоснование организации работы логопеда с родителями детей с ОН 1.1 Сущность ...

Для эффективности работы мы использовали алгоритм реализации проектов, предложенный А. Густомясовой.

1 этап — подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.

2 этап — исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование

12

привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап — презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

13

Часть II. Практическая работа по организации проектной деятельности во взаимодействии семьи и ДОО.

  1. 2.1 Анализ эффективности взаимодействия ДОО и семьи (на примере филиала МБДОУ детский сад «Колокольчик» с. Тербуны в с. Урицкое д.с. «Радуга»)

На современном этапе актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И для нас, как может быть и для других педагогов, удачной находкой оказался проектный метод. Сегодня он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Проектный метод – подход к взаимодействию детского сада и родителей, как фактор позитивного всестороннего развития ребёнка.

Мы поставили перед собой задачу: проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Для решения задач стали использовать инновационную форму взаимодействия – семейную проектную деятельность, которая направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.

37 стр., 18173 слов

Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

... семейных стратегий микросоциальной адаптации. Только в последние годы проблемы адаптации родителей к рождению ребенка с особыми ... социальной проблеме., Проанализированы характеристики семей, имеющих детей- инвалидов и выявлены их основные проблемы., Практическая значимость исследования -, Структура работы ... свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе. В ...

Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

Первым этапом работы с родителями стало создание семейного практикума «Мамина школа», с помощью которого был разработан план работы педагогов и родителей с использованием различных видов деятельности. План включает в себя такие виды проектов, как:

  • информационно – познавательная газета «Почемучка» – из которой можно узнать много интересного по каждой

14

  • планируемой тематике;
  • «Путешествие в страну дорожных знаков» – участие родителей в творческой деятельности, изготовление атрибутов;
  • «Безопасный перекрёсток» – привлечение родителей к совместным познавательным экскурсиям;
  • «Неразлучные друзья – взрослые и дети» – направленный на укрепление семейных отношений и привлечение к здоровому образу жизни.

Началом проектной деятельности стало мероприятие «Азбука питания: витамины и полезные продукты», где участниками были родители и их дети. Дети в игровой форме узнали о правильном питании, полезных и вредных продуктах, а родители продемонстрировали свои витаминные салаты, которые готовят в своей семье.

Увидев положительный результат совместного проекта, разработали этапы реализации проектной деятельности в группе.

Мы поняли, что для эффективности реализации этапов проекта, важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.

Второй этап работы с родителями – привлечение родителей к творческой мастерской «Очумелые ручки» и создание клуба «Смешарики», в которых родители совместно с детьми успешно работают и помогают в изготовлении атрибутов для группы, в оформлении игровой площадки, в создании экологической зоны для привлечения детей к природе.

С большим интересом и активностью родителей и детей прошёл проект акции «Зелёная иголочка – живая ёлочка», где родители вместе с детьми показали мастер – класс в изготовлении новогодних поделок, открыток.

15

Активное участие родители принимали в конкурсе «Семья года»,

который был направлен на формирование у детей представления о семье, воспитании любви и уважении к членам семьи.

Всем понравился детско-родительский образовательный проект “Вместе дружная семья – детский сад, родители и я” основу которого составили совместные мероприятия конкурсного характера.

2 стр., 818 слов

Самостоятельная работа : «Экспертная деятельность педагога-психолога»

... На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию и развитию школьной организации. Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, а также школьников и родителей ...

В результате проектной деятельности с 2009 г. по 2014 г., уровень активности родителей группы повысился на 47%.

Подводя итоги своей работы, можно сделать вывод, что творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.

Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что проектный метод работы является достаточно эффективной формой работы ДОО с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей.

16

2.2 Описание проектной деятельности.

Паспорт проекта

Детско-родительский образовательный проект

“Вместе дружная семья – детский сад, родители и я” (старшая группа)

Идея проекта:

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия конкурсного характера.

Цель проекта: объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах развития творческого потенциала ребёнка и создания условий для его самореализации.

Задачи:

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение конкурсных мероприятий для всех участников проекта;

-развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством

17

совместной творческой деятельности детей и родителей;

— повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта: воспитатели ДОУ, воспитанники и их родители

Срок реализации: три месяца

Ожидаемые результаты:

создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

развитие креативных способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности;

появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

обобщение опыта семейного воспитания;

повышение уровня педагогической компетентности родителей;

увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап

Педагогическая деятельность:

18

— анкетирование родителей на предмет социального заказа;

— планирование и разработка конкурсных мероприятии;

— составление сценариев конкурсов;

— оформление фотовыставок с предыдущих конкурсов ДОУ;

Взаимодействие с родителями:

— обсуждение сценариев;

— консультация “Развитие творческих способностей”;

— практикум “Творим всегда, творим везде”;

— подборка ссылок на конкурсы детского творчества, проходящие в сети интернета;

— творческая мастерская по изготовление декораций, шумовых музыкальных инструментов, костюмов для конкурсов.

Работа с детьми:

— чтение художественных произведений;

— заучивание стихов и текстов;

— разучивание песен и танцев;

— рассматривание иллюстраций;

— предварительная работа в соответствии с тематиками конкурсов;

II. Формирующий этап

19

Педагогическая деятельность:

— оформление коллективных пригласительных открыток на конкурс;

— создание условий для успешной реализации конкурсов;

— организация встреч с участниками конкурсов;

Взаимодействие с родителями:

— выбор жюри;

— участие родителей в проведение мероприятий;

— съемка видеороликов мероприятий;

— практическая деятельность совместно с детьми;

— конкурс “Замечательная мама ”.

Работа с детьми:

— Конкурс чтецов: “При солнышке — тепло, при матери — добро”;

— конкурс “Мистер Светлячок”;

— конкурс “Мисс Дюймовочка”;

— конкурс поделок на тему «Осень».

III. Итоговый этап

Педагогическая деятельность:

— сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

20

— обобщение материалов проекта;

— создание слайдовых презентаций.

Взаимодействие с родителями:

— сбор информации по итогам “конкурсного движения” (анкетирование, беседы, опрос, отзывы);

— оценка эффективности работы в проекте; поощрение более активных (благодарственные письма)

Работа с детьми:

— рисунки детей;

— создание фотоколлажа по итогам участия в конкурсах;

— выступление с конкурсными номерами для детей ДОУ.

Риски:

— Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

— Участие одних и тех же семей в “конкурсном движении”

Критерии эффективности:

— Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.

— Согласованность действий педагогов и родителей.

— Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

— Заинтересованность родителей.

21

— Преобразующий характер проекта.

— Положительное общественное мнение родителей о работе педагогов ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

— Фотоматериалы.

— Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.

— Анкеты

— Семейные стенгазеты.

— Проектная папка.

— Декорации, костюмы.

22

Заключение

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.

Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.

23

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/rabota-starshego-vospitatelya/

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2004.
  2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. СПб: Речь, 2010
  3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2008.
  5. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности. // Дошкольное воспитание. 2008 . № 5
  6. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.
  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.
  8. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление ДОУ. 2004. №5.
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004.
  10. Министерство образования и науки РФ — режим доступа:

24