Акции как социально-педагогическое средство в условиях сельской школы

Дипломная работа
Содержание скрыть

В современном школьном образовательном пространстве проблема формирования конкурентоспособной личности старшеклассника способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность. Именно образование выполняет важную общественную функцию — формирует самосознание человека, от уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Из этого следует что, проблема создания организационно-педагогических условий для формирования конкурентоспособности личности современного сельского школьника актуальна, так как все острее осознается необходимость смены образовательной парадигмы в сельской школе, модернизации действующей системы. Необходимо создавать такие социально-педагогические условия образовательного процесса, которые обеспечат формирование компетенций, позволяющих обучающимся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности.

Современная сельская школа представляет собой один из основных факторов обеспечения жизнеспособности, сохранения и развития посёлка, села, деревни. Следуя статье 19 Федерального Закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в городских и сельских условиях должен быть выдержан одинаковый стандарт образования.

Общими целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (далее — Программа) являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны. В целях осуществления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, а также для координации и мониторинга модернизации региональных систем образования Программой по ряду показателей предусмотрены значения по городским поселениям и сельской местности.

30 стр., 14920 слов

Реферат роль образования в социально экономическом развитии общества

... НТП, их роли в социально-экономическом развитии общества; исследовать опыт формирования и развития научного потенциала в России ... развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста. В современной экономической ... знать истинное положение дел в науке и высшем образовании. Только тогда решения ...

В силу объективных причин, содержание и организация образовательно-воспитательного процесса в школе имеет свою специфику. В сельской местности, вследствие отсутствия учреждений дополнительного образования, эта работа организуется через сеть общеобразовательных учреждений. В число значимых факторов, влияющих на специфические особенности социально-педагогической деятельности на селе и существенно затрудняющих образовательно-воспитательную работу в сельской школе, относится малочисленность и малокомплектность большинства сельских школ. Специфика работы сельских школ связана не только с численностью школьников, но и обусловлена специфическими особенностями собственно социально-педагогической деятельности. Многоаспектный характер социально-педагогических задач, стоящих перед сельской школой, обусловливает поиск новых способов организации социально-педагогической деятельности с ориентацией на комплексный подход, а именно на объединение усилий педагогических работников на основе профессионального взаимодействия. Одним из путей решения данной проблемы может стать организация, предполагающая сотрудничество, сотворчество педагогов различных специальностей школы в рамках поставленных перед ней социально-педагогических задач. В этом случае для каждого педагога определяются целевая направленность его профессиональной деятельности, содержание, формы, методы помощи и поддержки ребенка в школьной среде.

Подготовиться к будущей полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Поэтому, одним из главных ориентиров в социально-педагогической деятельности школы является выработка социальной компетентности учащихся, которая не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит всевозможным социальным проектам, акциям и практикам, являющимся частью единого образовательного пространства. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками. Акция имеет большое воспитательное значение для современных подростков.

Степень изученности. Сложные проблемы сельской школы привлекали и привлекают к себе внимание, как ученых, так и педагогов-практиков. Не утратил своего значения и опыт Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Огромный вклад в ее разработку внес В.А. Сухомлинский. Многосторонняя деятельность сельской школы освещалась в 60-80-х годах в трудах Т.А. Заславской, B.C. Селиванова, Г.Ф. Суворовой, П.А. Жильцова, А.Е. Кондратенкова, Л.И. Новиковой.

Проблемы деятельности сельской школы как открытой социально-педагогической системы представлены в исследованиях А.З. Андрейко, М.П. Гурьяновой, В.И. Семенова, М.С. Кравченко, В.И. Роенко, О.М. Шиловой, где роль сельской школы в реализации социально-педагогической деятельности определялась в качестве активного субъекта социального взаимодействия в условиях стабильно развивающегося социума.

8 стр., 3531 слов

Особенности организации педагогического процесса в сельской школе

... использование имеющихся на селе ресурсов. Чтобы обеспечить решение намеченных задач и достижение планируемых результатов, важно организовать педагогический процесс в сельской малочисленной школе с учетом следующих идей: сотворчество педагогов, учащихся и ...

Выбор темы исследования определили, с одной стороны, объективные требования к реализации в сельской школе социально-педагогической деятельности и обновлении содержания и форм реализации этой деятельности, с другой стороны, недостаточную разработанность теоретико-методических основ организации и проведения акций, как современной формы организации социально-педагогической деятельности в условиях сельских школах.

Объект исследования:, Цель выпускной квалификационной работы:

Для решения поставленной цели нами последовательно решались следующие задачи:

  • изучить сущность и специфику социально-педагогической деятельности в сельской школе;
  • рассмотреть акции как социально-педагогическое средство;
  • обосновать педагогические условия использования акций в социально-педагогической деятельности в сельской школе;
  • провести практическое изучение опыта использования акций как средства социально-педагогической деятельности в сельской школе.

Гипотеза исследования

  • используется различные типы акций: волонтёрские, экологические, патриотические и т.д.
  • школьники участвуют в организации акции на всех её этапах: от придумывания идеи до проведения;
  • родители и педагоги как партнеры школьников участвуют в организации и проведении акций.

База исследования:, Методы исследования:, Структура работы.

1. Теоретические основы изучения акции как средства социально-педагогической деятельности

1.1 Сущность и специфика социально-педагогической деятельности в сельской школе

Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [12, с.17]. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика — наука о воспитательном влиянии социальной среды. Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания. Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми [12, с.18].

Социальные функции и задачи:

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

16 стр., 7701 слов

Социально-культурная деятельность национальных культурных институтов

... также социальные педагоги и представители производственной, культурной, просветительской общественности). Общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям ... воспитание человека культуры. Социально-культурная деятельность - чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу ...

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров [12, с.19].

Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания. Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту. Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Отдельно следует остановится на прикладных задачах социальной педагогики. Это то, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник. Одна из прикладных задач социальной педагогики состоит:

1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятий добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

2. Поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научится общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.

3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.

5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе [27, с.23].

Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научится разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка. Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро; научить организовывать свою жизнь; развивать познавательные интересы; помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

Сельские школы составляют в целом по стране около 70% из них более половины — это малочисленные, т. е. те, где в классе в среднем обучается менее 10 учеников [33, с.27]. Следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризуя сельскую малочисленную школу:

  • уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведёт к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;
  • принятие сельской школой на себя дополнительных функций — экономической, социальной и моральной защиты детей;
  • усиление влияния школы на сохранение и развитие села.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса.

Специфика сельского социума проявляется в следующем:

  • социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание детей.
  • в селе в большей степени, чем в городе, сохранились внутреннее духовное богатство, правильное отношение к Родине и природе.

В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи;

  • опыт общения детей ограничен численностью, но отличается детальным знанием окружающих людей;
  • в селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают огромное влияние на формирования личности ребёнка. Жители села отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию «комплекса городского превосходства»[34, с.82]. Всё чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека. Всё это находит отражение в организации учебно-воспитательного процесса.

Учитывая проблемы и специфику сельской среды, сельское общеобразовательное учебное заведение выступает как интеллектуально-образовательный центр села. Ориентируясь на потребности ученика и общества, оно сочетает практику эффективной передачи знаний с потребностями и мотивациями личности. Проблемы социализации и особенности социализации сельских детей раскрывали (И. Зверева, А. Капская, Л. Коваль, М. Лукашевич, С. Харченко, Л. Мищик, Н. Щуркова) [35, с.83].

Особенностью сельской среды является противоречивый характер ее влияния. Эта противоречивость заключается в том, что, с одной стороны, сельский социум является совокупным образовательным потенциалом всех его субъектов: семьи, отдельной личности, сельской общины, культурных и социальных учреждений, религиозных структур, средств массовой информации, народных, культурных, исторических традиций, которые можно задействовать в социально-педагогической деятельности. Однако, с другой стороны, негативной стороной указанного противоречия является то, что реальная ситуация сельской среды предоставляет немало примеров духовной и физической деградации [31,с. 158].

Социально и культурно ограниченные условия сельского социума позволяют говорить о недостатке культурной базы для развития личности ребенка. Среди задач социального воспитания сегодня одной из важнейших является преобразование сельской среды в воспитательный фактор. В узком понимании педагогическое оздоровление сельской среды, превращения ее в социально-педагогическую среду определяется педагогической деятельностью школы, учреждений культуры. Сельская школа как особое социокультурное явление общественной жизни страны содержит в себе большой потенциал для реформирования общества. В условиях несовершенной системы местного самоуправления, разбалансированного сельского хозяйства, ограниченной инфраструктуры социальных и культурных услуг, школа остается единственным социально- стабилизирующим и культурно-просветительским центром жизни села, гарантом права ребенка на качественное образование и социальную защиту. В ней сосредоточены квалифицированные педагогические силы, она является ответственным проводником государственной политики в области обучения и воспитания. Основной задачей социально-педагогического комплекса сельского общеобразовательного учебного заведения выступает идея социализации в сельской среде. Эта идея является продолжением базовой педагогической задачей взаимодействия школы и социума. Существуют как минимум две причины активного взаимодействия школы и ближайшего социального окружения: с одной стороны, для решения воспитательных задач школа не может и не должна ограждать детей от влияния среды; с другой стороны, сельской школе, особенно малочисленной, трудно самостоятельно решать задачи всестороннего воспитания и социальной компетентности детей. Сельская школа должна пытаться включить в жизнь учащихся проблемы сельской среды, превратиться в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме, тем самым развивая детей, обеспечивая успешную социализацию [31,с. 159].

Для создания системы социально-педагогической работы села на базе общеобразовательного учебного заведения социальный педагог должен опираться на такие формы взаимодействия со средой в пользу процесса социализации школьников:

1. Усиленное и направленное формирование в социальных группах позитивных установок в отношении сельского образа жизни, ценностных установок, адекватных меняющимся условиям жизни;

2. Использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, хозяйств, различных учреждений, клубов, спортивных площадок и т.п.);

3. Направленность детских интересов на историю родного села, исторических корней своей семьи, исторические и трудовые традиции односельчан и родственников;

4. Эмоциональный опыт позитивного отношения детей к трудовой жизни села, семьи, школы; личный вклад детей в обустройство жилища, улицы, села; использование человеческих ресурсов среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов);

5. Формирование трудовых навыков, отвечающих потребностям сельского образа жизни; демонстрация трудовых достижений детей на приусадебных участках, в трудовых объединениях;

6. Эмоциональное восприятие сельской специфики через личностное проживание сценических образов, художественную самодеятельность, личное участие в тематических выставках изобразительного искусства;

7. Содействие участию сельских детей в различных, региональных, международных программах, конкурсах, фестивалях, акциях и т.д.;

8. Развивать свои профессиональные и личностные качества и умения [10,с. 203].

В работе социально-педагогической системы сельской школы ее инициатива проявляется в создании социального партнерства, которое на территории сельского социума выступает целостной базой воспитания детей разного возраста, включение их в разнообразную трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случае субъектами воспитания и социализации ребенка выступает не только школьный социальный педагог, но и специалисты других учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств. Очевидно, что возможности сельской школы намного возрастают, если в социально-педагогическом комплексе объединены различные организации O школы, органы местного самоуправления, которые создают между собой социальное партнерство, в котором единое планирование, единое руководство, совместная ответственность. Это дает возможность скоординировать и направить работу социально-педагогического комплекса, привлечь всех, кто заинтересован в воспитании, становлении личности ребенка.

Таким образом, выявленные особенности процесса социализации детей в сельской среде существенно влияют на характер и содержание социально-педагогической деятельности сельской школы. Ситуация социального неблагополучия, нестабильности, характерной для современного села, актуализирует проблему поиска новых подходов к организации социально-педагогической деятельности в сельских общеобразовательных учебных заведениях, которые бы обеспечивали непрерывное качественное образование и социальную защиту. Социальная акция как общественно — полезная, социальная деятельность является эффективным средством организации социально-педагогической деятельности с учащимися сельских школ.

1.2 Акция как социально-педагогическое средство

Социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе. Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер.

Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает.

«Акция — это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели» — словарь Ожегова. Акция — активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом — проведение тематического дня, в третьем — участие в телевизионной передаче[40,с.112].

Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться

Роджер Харт разработал замечательный инструмент, используя метафорический образ лестницы для анализа разных уровней участия. а основе его разработки «Лестница Харта» составим сравнительный анализ того, что мешает, а что помогает организаторам акций (табл.1) [55].

Таблица 1 — Основные моменты, которые помогают или мешают самим организовывать акции

ПОМОГАЕТ

МЕШАЕТ

— Повышение самооценки

— Большее понимание проблемы

— Личностный рост, развитие

— Самоопределение, самореализация, профориентация

— Возможность реализовать свою гражданскую позицию

— Приобретение навыков, профориентация

— Повышение общественного статуса

— Приобретение круга общения

— Членство в группе

— Некомпетентность

— Низкая мотивация

— Нет доверия со стороны взрослых

— Их не воспринимают серьёзно

— Нет традиций добровольной работы

— Нет организаторских навыков

— Страх, что их используют в личных целях

— Нехватка времени

Социальная акция как средство профилактики имеет место быть, так как она отвечает основным принципам профилактической деятельности, может осуществляться в рамках всех методов социальной профилактики (медико-социальных, организационно-административных, правовых, педагогических, экономических, политических).

С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Акция позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.

Социальная акция — один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть [13]:

  • привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Это может быть проблема, волнующая определенную группу населения (молодежь, пожилых, больных сахарных диабетом и т. п.).

    Это может быть проблема, волнующая какое — либо профессиональное сообщество, например: медицинских работников тревожит низкий уровень информированности молодежи о путях распространения ВИЧ — инфекции и мерах ее предупреждения. Это может быть проблема жителей конкретной территории. Это может быть проблема, требующая привлечения внимания органов исполнительной и законодательной власти. Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации. Понимание того, чья это проблема, определяет, кто будет организатор, исполнитель и целевая аудитория планируемой социальной акции;

  • изучение отношения общества, разных его групп, органов исполнительной и законодательной власти к существующей проблеме;
  • распространение информации среди разных групп населения;
  • содействие формированию общественного сознания.

Социальная акция как целенаправленная деятельность имеет субъекты и объекты. Субъектами социальной акции выступают государственные, коммерческие и общественные организации, объединения, учреждения, органы исполнительной власти, организации — партнеры, меценаты, физические лица. Объекты социальной акции — разные социальные группы населения, органы исполнительной и законодательной власти, жители конкретной территории.

В настоящее время выделяется несколько видов социальных акций:

  • исследовательские: проведение опроса разных групп населения;
  • рекламные: PR планируемого мероприятия, услуги, нового учреждения, службы, социальной ценности и т.

п.;

  • благотворительные: сбор денежных средств, вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе;
  • социально-педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему — либо;
  • социально-профилактические, содержанием которых является предупреждение развития ситуации социальной запущенности молодежи;
  • патриотические, воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему;
  • социокультурные, влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев;
  • социально-правовые, способствующие повышению уровня правовой культуры разных групп населения;
  • трудовые, способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально — значимой трудовой деятельности [13].

Психологические акции — это вид психологической работы в игровой форме. Представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве центра, либо отдельного отряда. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат.

Психологическая акция — игровой или творческий процесс, в ходе которого участники, вместе выполняя задания, расширяют кругозор, осмысливают систему ценностей, совершенствуют свои интеллектуальные и эмоциональные способности. Такая акция является одним из наиболее эффективных способов взаимодействия педагогов, учеников и администрации школы, так как в ее основе лежит групповой метод работы. Главная ее цель — это формирование в рамках школы благоприятного психологического климата, способствующего воспитанию основ нравственности, решению локальных проблем и улучшению коммуникативных навыков.

Круг задач, которые решают психологические акции в школе, весьма широк. Их можно формально разделить на три группы: развивающие, коррекционные и психопрофилактические. Развивающие задачи направлены на совершенствование социальных свойств личности и коммуникативных навыков, на осмысление системы ценностей, на расширение представлений об окружающем мире. Коррекционные задачи призваны исправить текущую негативную ситуацию в классе или в школе, сформировать навыки грамотного преодоления конфликтов. Например, такая акция, как «День вежливости», поможет решить проблему грубости в общении учеников и педагогов, научить грамотному изложению мыслей. Психопрофилактические задачи направлены на создание общего оптимистического настроения и удовлетворение потребностей педагогов и школьников в эмоциональных переживаниях. Принципы работы таких психологических акций довольно просты.

Во-первых, в проводимом мероприятии могут принять участие абсолютно все школьники и учителя. Допускается любая форма участия, поэтому каждый с легкостью подберет себе деятельность в соответствии со своими способностями. Это может быть создание ярких тематичных плакатов или коллажей, фотографирование, сочинение рассказов или стихов. При этом учебный процесс отходит на второй план и появляются широкие возможности для реализации творческих навыков и умений.

Во-вторых, любая акция имеет игровую форму. Этот психологический прием позволяет в легкой и непринужденной форме выявить имеющиеся проблемы и найти их решение. Более того, игровая ситуация и неформальная обстановка позволяет эффективно наладить коммуникации между учениками и педагогами, что в условиях стандартизированного учебного процесса сделать довольно сложно.

В-третьих, психологические акции имеют ненавязчивый характер. Скептически настроенные школьники и педагоги могут при желании остаться в стороне от проводимых мероприятий. Однако практика показывает, что позитивная атмосфера помогает расслабиться и вызывает желание внести свой вклад в общее дело. Кроме того, степень участия в акции и индивидуальные результаты не оцениваются с точки зрения успеваемости школьника. Это, в свою очередь, дает отличную возможность каждому участнику раскрыть внутренний потенциал и показать себя в непривычной для всех роли.

В-четвертых, психологические акции имеют ограничения по времени и проходят в стенах учебного заведения, что не только не нарушает учебный процесс, но и позволяет взглянуть на него по-новому. В большинстве случаев проводимые психологические акции дают хорошие результаты и существенно помогают решить проблемы лидерства и отвержения в классе, нарушения взаимопонимания, пристрастия к вредным привычкам и т. д.

После окончания мероприятий участники получают багаж новых знаний и умений, приобретают новое видение привычных ситуаций, пересматривают систему отношений друг к другу. Игровые приемы позволяют разрядить обстановку, помогают раскрыть творческий потенциал, способствуют преодолению застенчивости и негативизма.

Итак, пользу проведения психологических акций довольно сложно переоценить. Несмотря на то, что они не имеют прямого отношения к учебным методикам, их положительное влияние на улучшение психологического микроклимата огромно.

Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, чувственных красок, культурных значений. Также акции имеют следующие развивающие возможности: развитие креативности, гибкости в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников.

Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Важные особенности акций — ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в центре определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; центр становится единым целым, а находящиеся в нем люди — близкими и интересными собеседниками [24].

1.3 Педагогические условия использования акций в социально-педагогической деятельности в сельской школе

Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие» феномена в различных аспектах. В справочной литературе «условие» понимается как:

1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [12, с. 188 ].

Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [18, с. 70], то есть совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития. В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [11, с. 270-271]. Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский) [11, с.272]. Таким образом, результаты комплексного анализа позволяют заключить, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

1. Условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.

2. Обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека.

3. Влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. Среда, обстановка, в которой системы возникают, существуют и развиваются, трактуется в философской литературе как условия, без которых функционирование системы невозможно. Учитывая, что условия представляют собой существенный компонент комплекса объектов, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления, и что данная категория отражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может, под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному решению поставленных задач.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

В современной психолого-педагогической литературе понятие «педагогические условия» исследователями В.И. Андреевым, М.Е. Дурановым, Т.А. Ильиной, Ю.К. Конаржевским, А.Я. Найном, И.П. Подласым, В.И. Смирновым, В.А. Сластениным, Н.М. Яковлевой и др. трактуются неоднозначно.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей». М.Е. Дуранов отмечает, что педагогические условия — это обстоятельства, при наличии которых реализуются факторы [11, с. 275]. А.Я. Найн трактует педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [11, с. 272]. Исследователи Лейпцигского университета отмечают, что «…условия, прежде всего, определяются целями, стоящими перед системой, и соответствием им содержания, средств деятельности, квалификации педагогов и подготовленности учащихся» [ 11, с. 273]. Понятие «педагогическое условие» по отношению к проблеме развития креативных способностей в психолого-педагогической литературе, как отмечают исследователи [45; 46; 47 и др.], рассматривается широко — от наличия природных задатков до внешней культурной среды. В связи с этим В.И. Андреев отмечает, что «…в изучении и развитии следует опираться на методологический принцип системной, комплексной и целостной детерминации процесса развития творческих способностей, в зависимости от природных, социальных, педагогических факторов и условий развития личности» [11, с. 276].

Проблема выявления условий развития креативных способностей учащихся подробно рассмотрена исследователями Л.А. Анциферовой и И.И. Чесноковой, которые отмечают, что в творческом развитии личности выделяют три основные группы условий, определяющих это развитие: «социальные (к ним относятся совокупность мер педагогического воздействия, структура семьи и условия еe жизни, взаимоотношения, складывающиеся с окружающими людьми, и т.д.), естественные, включающие в себя природные данные, особенности структуры и способа функционирования организма в целом и центральной нервной системы в частности. В качестве третьего условия психического развития выступает сам субъект деятельности, ибо развитие личности — саморазвитие, осуществляющееся преимущественно в форме самовоспитания» [12].

Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психолого-педагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и т.д. [12]

Педагогическое обеспечение позитивной социализации школьников является одной из ключевых задач современной школы. Особенно актуальной эта задача становится в условиях реализации ФГОС. Процесс социализации личности во многом зависит от ценностей и специфики окружающего социума. Они, как известно, разные в городах и сёлах. Выделим отличительные особенности культуры села:

а) С одной стороны, особенности, затрудняющие процесс социализации личности:

  • ограниченные возможности для образовательного и профессионального выбора;
  • недостаточные условия для проявления себя в общественной жизни, для самоутверждения и социального творчества;
  • дефицит возможностей разнообразия занятий в свободное время;
  • небольшое количество стимулов стимулов, влияющих на социальную мобильность личности.

б) С другой стороны, особенности, способствующие процессу социализации личности. Село — это некая замкнутая система, в которой формируется особая среда: все люди и их деятельность на виду, между людьми крепкие связи, что позволяет вовлечь в социально значимую деятельность большое количество участников. При этом высока социальная ответственность каждого участника этой деятельности (она является достоянием всех, обсуждается и оценивается всеми).

Менее развитая по сравнению с городом социокультурная инфраструктура села (отсутствие театров, музеев, концертных и выставочных залов, спортивных сооружений, недостаточное развитие сети внешкольных учреждений, библиотек и др.) ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся и обуславливает специфику воспитательной работы в шестой школьный день. На этом фоне становится очевидным, что школа в селе является главным институтом социализации личности.

Как показал анализ научно-методической литературы, одним из эффективных подходов к формированию успешной личности учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих формировать успешную личность, используя культурный и образовательный потенциал окружающего социума. Однако, в настоящий момент в науке недостаточно представлены как организационно-содержательные аспекты самой этой деятельности, так и условия ее реализация в рамках образовательного учреждения. Не в полном объеме рассматриваются проблемы взаимодействия образовательного учреждения с социумом в рамках культурно-образовательной деятельности.

Данный социум имеет и свои специфические условия: невысокий уровень жизни населения, слаборазвитая социальная инфраструктура, недостаточный доступ к культурным и образовательным услугам. Это отрицательно сказывается на закреплении молодежи на своей малой родине.

Все это находит отражение и на социальном заказе школе: средствами объединения потенциала образовательного учреждения и учреждений культуры, всего социума решить проблему жизненного и профессионального самоопределения молодежи в условиях поселка, создать условия для формирования личности, умеющей активно участвовать в оздоровлении окружающей среды, успешно конкурировать при поступлении в высшие учебные заведения, на рынке труда.

Одним из самых важных социальных партнеров школы являются родители. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся.

Для социальных партнеров проводятся лекции по вопросам образования, воспитания детей, дискуссии «Современная молодежь, какая она?», «Как воспитать конкурентоспособную личность?» и др. В школе создана лекторская группа из педагогов, которые осуществляют просветительскую работу в МБОУ, которые являются социальными партнерами.

Сегодня создание педагогических условий для использования на практике социально-педагогического потенциала сельской школы можно рассматривать как важнейший фактор ее возрождения в современном обществе, столкнувшемся с проблемой кризиса этнокультурной и личностной идентичности. В новых исторических условиях школе необходимо вернуть роль важнейшего института социализации на селе, определить пути решения задачи подготовки школьника к успешной деятельности в рамках новой системы социальных отношений, обусловленных, с одной стороны, законами рынка, с другой — ценностями культуры постиндустриального общества. При этом от сельской школы общество ждет сохранения традиционных функций, связанных с трансляцией народной культуры, особого сельского образа жизни.

Сегодня, в условиях роста социальных возможностей для личности овладение школьниками практическими навыками и умениями в сельской школе должно получить новое значение: не столько приобретение сельскохозяйственной профессии, сколько овладение практикой социального познания, практикой личностного становления в сфере современных социально-экономических отношений. Сельская школа не может ориентировать молодежь только на жизнь и деятельность в условиях села и тем самым препятствовать личностной и социальной самореализации выпускников. При этом проблема успешной социализации сельских школьников сегодня, может решаться как с опорой на новые методологические основания, так и на исторический опыт сельской школы.

Создание педагогических условий сохранения и использования в деятельности сельской школы ее социально-педагогического потенциала рассматривается в связи с внедрением в практику обучения методологических положений конструктивизма и социального конструкционизма. Данные методологические системы представляются наиболее соответствующими традиционным чертам российской сельской школы: ее изначальной ориентированности на объединение теоретического и практического обучения, которые существуют в образовательном пространстве школы не изолированно, но в тесной взаимосвязи, дополняя и раскрывая содержание друг друга; коллективные формы обучения, рождающие межличностное взаимодействие и диалог. Теоретико-методологические положения конструктивизма и социального конструкционизма рассматриваются в качестве основы создания педагогических условий для социализации сельских школьников в ситуации кардинальных перемен, происходящих в современном постиндустриальном обществе.

Глава 2. Практическое изучение опыта использования акций как средства социально-педагогической деятельности в сельской школе

2.1 Исследование использования акций в МКОУ-Верх-Чикская СОШ

Школа существует с 1902 года, изначально как церковно-приходская. В 1910 году в школе было 10 учеников и 2 класса. В 1950 году в деревне построили деревянную школу-семилетку. учились в две смены, детей было много, а классов всего пять. В 1963 году была построена новая кирпичная школа-восьмилетка. Светлая и просторная. Новая школа была построена в 1979 году. Учредителем образовательной организации является Ордынский район Новосибирской области. От имени Ордынского района Новосибирской области полномочия Учредителя Казенного учреждения осуществляет администрация Ордынского района Новосибирской области. Место нахождения образовательной организации: 633275 Россия, Новосибирская область, Ордынский район, д. Верх-Чик, ул. Школьная, 10. В образовательной организации отсутствуют филиалы и структурные подразделения.

Директор школы: Братышева Наталья Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Фомченко Нина Геннадьевна.

Педагогический коллектив — 15 человек. Из них:

  • с высшей категорией -2;
  • с первой категорией -7;
  • соответствуют занимаемой должности — 3,
  • без категории — 3.

Рисунок 2.1 — Состав педагогического коллектива

Школьная методическая служба — ключевое звено, которое обеспечивает развитие школы. В школе работают Методические объединения педагогов: учителей начальных классов и воспитателей; учителей-предметников; классных руководителей. Работа методических объединений осуществляется через разнообразные формы деятельности: теоретические и практические семинары, исследовательскую деятельность, открытые уроки и др.

Педагоги активно участвуют в обобщении своего опыта работы: публикации на педагогических интернет-порталах; публикации на собственных интернет-сайтах, на страницах сайта школы.

Таблица 2.1- Социальный паспорт школы

Категории семей

Количество

Общее количество детей

69

Количество детей на учете в ПДН

0

Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учёте

2

Неполные семьи

17

Количество детей из неполных семей

21

Многодетные семьи

8

Количество детей из многодетных семей

19

Количество опекаемых детей

4

Количество семей «группы риска» (неблагополучных)

1

Количество семей, воспитывающих детей — сирот из числа опекаемых

2

Количество детей — инвалидов

2

Малообеспеченные семьи

16

Дети из малообеспеченных семей

32

Рисунок 2.2 — Структура управления образовательной организацией

Основные направления

  • введение федеральных государственных образовательных стандартов;
  • сохранение здоровья обучающихся и формирование культуры здорового образа жизни;
  • создание оптимальной системы управления в школе;
  • расширение открытости образовательной организации;
  • обновление технологического процесса за счет использования инновационных методов обучения, современных педагогических технологий;
  • создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждым учащимся своей стратегии поведения, направления самореализации и самосовершенствования;
  • повышение уровня воспитательной работы в школе, расширение спектра дополнительных образовательных услуг.

Сегодня организация воспитательной деятельности не мыслится без повышения активности физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы. Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий основана на укреплении физического и психического здоровья детей, снижении уровня заболеваемости, повышении умственной работоспособности и воспитании навыков здорового образа жизни. Исходя из этого, одной из приоритетных задач деятельности является необходимость совершенствования организационных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в сельской местности. С этой целью необходимо сделать значительный шаг в укреплении материально-технической базы сельских учреждений образования, приобретении ими достаточного количества необходимого спортивного инвентаря и оборудования, более широкого использования возможностей районных спортивных центров и комплексов.