Исследование гендерных различий коммуникативных трудностей. Часть

Дипломная работа

2.2. Проявление гендерных различий в общении

При обсуждении проявлений гендерных различий в процессе коммуникации важно правильно определиться с сущностью термина «гендерные различия». Во многих источниках по данной тематике под гендерными различиями понимаются различия между мужчиной и женщиной [34, 23], а, следовательно, термин «гендер» является синонимом понятия «пол», что на наш взгляд, является неверным.

В традиционных обществах гендер строго предписан, потому что не отделен от пола. Пол понимается как заданная биологическими критериями социально одобренная и принятая форма поведения. Социально принятая форма поведения пола выражается через одобренные социумом категории (одежда, поведение, и т.д.).

Энтони Гидденс приводит такой факт в работе «Трансформация интимности». Сто лет назад в Британии незамужние забеременевшие девушки тысячами ссылались в исправительные заведения для малолетних преступников и в психбольницы. Акт о душевных заболеваниях 1913 года разрешал местным властям выдавать удостоверения о психическом заболевании и неопределенно долго удерживать под стражей незамужних беременных девушек, которые были бедны, бездомны или просто «аморальны». Поскольку имела широкое распространение идея о том, что незаконная беременность сама по себе является признаком психической ненормальности [32].

Гендер же в отличии от пола является продуктом особого рода социального действия. Каждый человек конструирует собственную гендерную принадлежность, и точно так же каждый расшифровывает гендерную принадлежность.

Гендер создают индивиды, но он проявляется исключительно в ходе социального взаимодействия. Создание (конструирование) гендера, состоит в управлении ситуациями таким образом, что поведение рассматривается как гендерно соответствующее или намеренно несоответствующее публичной сфере. Гендер или гендерные отношения – это социальные последствия разделения людей по признакам пола [18].

Гендер фиксирует принадлежность личности к определенной субкультуре с ее нормами, стандартами, идеалами, образцами поведения, системой предназначений, формами коммуникации, соответствующими потребительскими рынками, видами творчества, общественной самоорганизации, формами проведения досуга и т.д. Это социально-биологическая и культурная характеристика, с помощью которой личность самоопределяется как пол [19].

6 стр., 2847 слов

Теория гендера: пол и гендер, гендерные роли и стереотипы

... Гендер (социальный пол) (gender). 1). Грамматический род существительного. (Оксфордский словарь). 2). Социальный конструкт, предполагающий определенный путь нормирования. II) Набор характеристик, определенный культурой общества, который идентифицирует социальное поведение ... пола. БЭКМ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ (англ. gender - род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. ...

Клод Леви-Стросс (1908-1990) – представитель структурализма и философской антропологии высказал предположение, что основу развития общества и его фундаментальное отличие от животных положило разделение общества по половому признаку: на мужчин и женщин. Самки выполняли свою работу, а самцы свою. Это разделение труда, но разделение не по выполняемым обязанностям, а по половому признаку.

Разделение труда о котором обычно говорят – это разделение на скотоводство и земледелие у людей произошло позднее, когда основная форма коммуникации язык сформировался. Разделение людей по половому признаку породило новые элементы системы, которых не было ранее: это структуры родства характерные для всех человеческих обществ: брат/сестра, муж/жена, отец/сын, дядя по матери/сын сестры и т.д. Структура родства и есть новые элементы системы. Отношения между различными структурами родства разные, не одинаковые. Отношение матери и отца не такое как брата и сестры. Отношение к внукам не такое как к детям и т.д. Затем необходимость брать в жены женщину не родственницу привело к контактам с другим племенем. Структуры родства дробятся, делятся и порождают новые отношения между членами общества отличные от разделения труда и как следствие новые элементы коммуникации, т.е. развитие языка. Независимо от природных условий существования человека структура родства спонтанно создает новые элементы в первобытном обществе. Новые элементы общества требуют новой коммуникации. Поле коммуникации расширяется. Структуры родства обеспечили переход от природно-инстиктивного к примитивно-культурному человеку. Коммуникация между людьми в контексте гендерных отношений трансформируется в социальное пространство [33].

Гендерные отношения – это система социального взаимодействия определяемая поведением и идентификацией пола. Характерная черта гендерных отношений – это осознание своей половой принадлежности и структуры родства, порождающей обязанности и права.

Конструирование новых форм гендерной идентичности проявлялось в создании новых образцов поведения, сопровождавшихся новыми непривычными формами гендерной идентификации. Это было связанно с внешним обликом. Тушь от махфактор, чулки от голденледи, запах от кристиандиор – это не женщина, а это новый социально-культурный феномен, порождающий новые формы коммуникации, что расширяет социальное пространство [18].

Природа мужчины и женщины не дана в готовом виде, а создается в процессе социального развития общества.

Социальное пространство, где складываются микросвязи, трансформируется в культурные нормы, определяющие режимы функционирования и поведения тел. Возникает иная реальность – это социальная конструкция пола. Конкретно-историческая взаимосвязь мужского и женского начала формирует воспроизводство новых социальных и культурных форм, общественных отношений. Любое развитие общества, изменение его социальной, экономической, политической и т.д. составляющей всегда связано с изменением социальной структуры пола [17].

Гендерные отношения являются объективными, так как гендерные отношения всегда составляют основу отношений между людьми и, таким образом, гендерные отношения идентичны различным видам общественных практик. Гендерные отношения – это универсальные представления о человеческом факторе.

5 стр., 2319 слов

Проблемы гендерной социализации

... гендерных проблем социализации Одним из направлений гендерных исследований является изучение гендерных стереотипов. Гендер - это особая система социальных ролей, общественных отношений ... зависимость женщины в семье оправдывает традиционное гендерное разделение труда; большая нагрузка ... что ни в «одном обществе женщины не располагают теми же ... подавление «феминных» чувств, таких как нежность и т.п. Это и ...

И в личном плане человек постигает свою самоидентичноть через осознание принадлежности гендерным отношениям и возможностей реализации себя в них. Реализация задатков человека, его становление в обществе зависит не только от социальных отношений, в которых он оказался после вхождения в этот мир, но и от такой движущей силы исторического развития как собственное тело. Человек не бессилен в условиях доминирования социальных отношений или отношений власти, поскольку человек может создавать иные формы социального бытия не рефлексируемые властью. Основа этого явления состоит в том, что гендерные отношения расширяют поле культуры [9].

Женщины создают то, что не могут создать мужчины, а мужчины создают то, что не могут создать женщины. Вследствие этого и происходит расширение поля культуры, которое иногда носит латентный характер и не может быть отрефлексировано социальными отношениями или властью.

Гендерные отношения (как на основе равенства, так и неравенства) сосредоточены на эмоциональном мироощущении, посредством которого создаются изменения, которые в дальнейшем приобретают всеобщий характер. То что раньше было частной сферой становится публичной сферой.

Гедерные отношения – это отношения возникающие между публичной и частной сферами. Частная сфера требовала публичности (равенства прав), а публичная сфера требовала контроля над частной сферой. Реорганизация частной сферы всегда оказывается сходной с тем, что происходит в сфере публичных отношений.

Трансформация частной сферы оказывает преобразующее воздействие на современные социальные институты. Например, процесс демократизации частной сферы совпадает с демократизацией общества в целом. В Советском Союзе один иностранец (нехороший человек) в одном из московских универмагов купил женского нижнего белья разных размеров и сделал выставку в Париже. Мир был в шоке от продемонстрированных «экспонатов». Известна фраза, публично сказанная коммунисткой на весь мир: «У нас секса нет!». По состоянию гендерных отношений можно судить об уровне развития других социальных институтов общества [10].

Частное, интимное являлось таковым в силу своей биологичности. Частная сфера трансформировалась в публичную потому, что появившиеся права и обязанности являлись следствием порожденным биологическими связями. В дальнейшем с развитием общества права и обязанности подвергались изменениям, так как гендерные отношения номируются обществом, задающим свой вариант понимания телесности. Возникающие из биологической сферы права и обязанности являлись своеобразной самоидентификацией человека, которая была автономной по отношению к публичной сфере. Гендерные отношения создают свое собственное социальное пространство, которое взаимодействует с другими социальными пространствами, оказывая на них влияние. Возникают новые проекты, программы социальной конструкции пола, что приводит к социальным конфликтам (кризис морали, пересмотр ценностей и др.) [10]

Причина конфликтов опора на социальный стереотип. Инерция традиционного теоретизирования воспроизводит тип такой рефлексии, которая не обращается ни к наличным процессам протекающим в обществе, ни к личным смысложизненным вопросам. То есть такое мышление замыкается в своей социокультурной среде, отказываясь принимать другой тип поведения, так как понимание другого типа требует иной рефлексии. Социальная рациональность и ее обусловленности лишены возможности творить новое. Гендерные отношения напротив. Они более эмоциональны, более личностны. Они требуют личностного участия или соучастия. Конечно, формирующееся личностное восприятие пола в дальнейшем проходит социальный контроль через нормированные социальные отношения, что ослабляет гендерные отношения, но не исключает их полностью. Т.е. не делает их копией, подобием социальных отношений, так как всегда существует возможность выбора между поведением диктуемым обществом и личным мотивом. Общество несаморефлексивно. Оно основано на отказе от своей атомарности. В то же время гендерные отношения создают возможности для иного психологического климата. Возникает психологическая необходимость ощутить себя более адекватно, более природно, более подлинно, без оглядки на общественно-социальные нормативы, которые могут быть для человека просто деструктивными. Поэтому возникает необходимость для иной коммуникации, не предусмотренной обществом (например, лексика субкультур), что в дальнейшем расширяет и социальное пространство – карнавал, футбол, праздник и т.п. Футбольное мероприятие есть проявление гедера. Энергия тела не находит выхода в предлагаемых обществом социальных формах и создает свои формы, которые конфликтуют с традиционными (например, с органами правопорядка).

14 стр., 6813 слов

Гендер и гендерные стереотипы

... статуса, а гендера - как социального. Современная гендерная теория акцентируется на отношениях власти и доминирования, основа которых - это на гендерные отношения. М. Киммел считает что гендер - это отношения. В повседневной ...

Забитый гол или несправедливо назначенный пенальти приводит к эмоциональным последствиям не достигаемым в обычном социальном пространстве. Производительность труда в Советском Союзе падала если сборная по хоккею проигрывала и возрастала если выигрывала. Менялось самоощущение человека, что приводило к социальным последствиям [3].

Характерная черта гендера способность разлагать фиктивное. Гендер девальвирует социальные компоненты системы, порождая иные социальные стратегии поведения. Гендер прагматичен. Его задача получить как можно больше адептов, вырванных из устойчивых социальных систем. Первый стриптиз показанный во Франции студенткой-француженкой в конце 19-го века выявил неспособность социальных систем реагировать на подобное мероприятие. Что могут сделать социальные структуры определяющие повседневность, если публика аплодирует?

Гендер ведет себя так, что социальная система со всем ее мощным аппаратом власти и контроля не в состоянии реагировать как адекватно так и не адекватно. Например, футбольный матч. Несправедливо назначенный пенальти по мнению публики. Половина стадиона скандирует на протяжении 30-ти минут «судья» и далее нецензурное слово на букву П. И какая реакция социального контроля? Никакой! Хотя на правительственной ложе находятся представители государственной власти. Гендер себя реализовал полностью. Личность достигла самоидентификации – независимости своих реакций от функций социального контроля. Следующий пример. Недавний марш несогласных. Как сказал представитель одной партии несогласные были схвачены и отфигачены. Составлено 150 протоколов задержаний, написанных одинаково – нецензурно выражался и выкрикивал антиправительственные лозунги. Почему такая разная реакция социального контроля? Несогласные действуют в рамках рациональности, которая определяется социальным контролем достаточно четко. Их действия ясны и предсказуемы. Не понятно за счет чего возможно расширение культурного поля, расширение социального пространства в этом случае? Данный политический процесс не является гендерным.

Гендер всегда действует в направлении расширения социального пространства, он всегда пытается создать «контркультуру». Гендер не втягивается в борьбу с социальными институтами. Они сами рухнут, когда личность самоидентифицирует себя по новому, что является важной предпосылкой для создания иного дискурса. Вот почему важно при формировании личности в детстве, чтобы ребенок пережил различные эмоции, страхи, фобии, приключения, читая книги, сказки, смотря кинофильмы или играя в компьютерные игрушки. Гидденс отмечает роль любовной лирики 19-го века (романтическая любовь) на развитие гендерных отношений в Европе. В таких первичных системах коммуникации становится гендерная система личности. Здесь личность знакомится с различными стратегиями поведения, переживает эмоции (например, перестает боятся), что делает личность зависимой от себя самой, зависимой от своих ощущений. Здесь формируются идеальные представления о своей гендерной роли и ее реализации. Гармоничность личности начинает контрастировать с дисгармоничностью социальных институтов и отношений, что приводит в дальнейшем к реформированию общества. Невозможно изменить общество, используя социальные институты общества, права и обязанности, которые регламентированы в обществе. Реформирование общества лежит в плоскости создания «контркультуры». «Контркультуру» всегда создавало одно явление – это гендер [17].

7 стр., 3048 слов

Гендерный подход в социологии

... соответственно, сконцентрировать внимание на раскрытии внутренних механизмов формирования различных культур с точки зрения гендера. Социальная стратификация и гендер Гендерная идентичность - осознание ... воспитанием детей. Такой биологически определенный (детерминированный) подход к мужским и женским ролям сегодня подвергается критике со стороны сторонников идеи социального конструирования гендера. ...

Что позволяет создать новые ценности? Только творчество личности. Как достичь творчества личности? Творчество достигается через самоидентификацию как потребность в создании новых ценностей, новой культуры и как следствие новых социальных институтов.

Личность никогда не пойдет на протест исходя из рациональных предпосылок, такой протест для нее труден. Личность пойдет на протест касающийся ее личных отношений. Если личность будет себя чувствовать более комфортно в новой контркультурой среде, то прежняя социальная среда будет встречена агрессивно. Гендер вызывает отторжение общепринятых культурных стереотипов и как следствие отторжение политических и социальных институтов. Гендер формирует локальные, неустойчивые общности, которые не доступны цензорам. Что позволяет личности выработать свои собственные представления (идеалы) о своей роли в обществе, своем поведении, выработать формы коммуникации. Представления человека о своей гендерной роли менее подконтрольны чем другие. Нельзя человеку запретить быть тем, кем он хочет быть [18].

Развитие современного западного общества прошло несколько этапов. Первый этап – осознание человеком себя как индивидуальности (период античности), затем осознание человеком себя как социального феномена, как человека способного конструировать социальную реальность (социальные проекты, которые выдвигало христианство, проекты социальных утопистов, марксизм и др.), а теперь осознание себя как гендера т.е. построение социальных отношений на основе индивидуальности пола.

Опираясь на статью В. В. Знакова «Психология половых различий и гендерная психология» [19, 19], мы можем говорить о том, что психология половых различий и гендерная психология — два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований. В первом случае – объектом исследования являются мужчина и женщина, их различия в психологическом плане (способности, мышление и пр.).

В гендерной психологии основными смыслообразующими понятиями являются «маскулинность» и «фемининность». Основными, но не единственными. Поскольку термин «гендер» впервые появился в исследовательских трудах англоязычных социопсихологов для обозначения проявлений пола в поведении человека, выходящих далеко за рамки двух разрядов. Как было замечено выше, в соответствии с классификацией, предложенной Сандрой Бем, гендерная идентичность может проявляться индивидуумами четырех типов: маскулинный — индивид с характерным преобладанием мужских психических особенностей над женскими; феминный тип характеризует личность, отличающуюся преобладанием женских психических особенностей над мужскими. Кроме того, может быть индивид с одновременно ярко выраженными и мужскими, и женскими психическими характеристиками (андрогинный тип) и, наконец, человека может отличать низкий уровень проявления как мужских, так и женских характеристик (недифференцированный тип).

6 стр., 2562 слов

Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции

... связывает с глубоким исследованием феномена деструктивного лидерства. В более поздних работах Т.В Бендас указывает причины, которые способствовали активному развитию гендерной психологии лидерства в конце ХХ ... на проявление гендерных различий лидеров и «нелидеров» по личностным характеристикам. Согласно ее мнению, на личность лидера действуют три фактора: ситуационный, гендерный и этнический. ...

Таким образом, в гендерной психологии изучаются ролевые позиции, которые люди занимают в процессе коммуникации независимо от биологического пола. Именно с таких позиций мы будем рассматривать гендерные различия, которые проявляются в процессе коммуникации.

Наиболее полно гендерные различия в процессе общения представлены в работах М. В. Бураковой, А. Г. Кирилиной, Н. В. Куницыной, В. А. Лабунской, Ю. А. Менджерицкой.

Общим для всех исследований является тот факт, что для субъектов с маскулинным типом гендерно-ролевой идентичности характерны высокий уровень выраженности отношений манипулирования, доминирования, подозрительности, агрессивности, враждебности и низкий уровень выраженности отношений принятия других. Маскулинные индивиды более деятельны и властны, склонны к спорам, их отличает более высокая уверенность в себе, независимость, решительности и, кроме того, целеустремленность.

Фемининным людям свойственна, в целом, более яркая эмоциональность, заботливость, общительность. Фемининные индивиды более оживленнее, чем маскулинные или недифференцированные личности, для них также более характерна непринужденность по сравнению с андрогинными и маскулинными индивидами. Установлено, что фемининные женщины менее откровенны, весьма неохотно делятся личной информацией по сравнению с андрогинными женщинами. Маскулинные мужчины менее откровенны, чем андрогинные мужчины. Хотя во многих исследованиях принято считать женщин более склонных к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Именно высокой степенью феминности личности, проявлением дружелюбия, а также вежливости и теплоты души объясняется склонность улыбаться [8, 113].

Исследование М. В. Бураковой по изучению стратегий социально — психологической адаптации показало, что субъекты с маскулинной гендерной идентичностью характеризуются направленностью на достижение социального успеха, на решение задачи, на удовлетворение собственных потребностей и игнорирование потребностей партнера. У людей с данным типом гендерной идентичности наблюдаются низкие показатели эмпатии и эмоциональности в отношениях с партнером. У них могут быть трудности в интерпретации социально – психологических и психологических особенностей партнера общения по его невербальному поведению.

Субъекты с феминной гендерной идентичностью характеризуются направленностью на создание гармоничных взаимоотношений с окружающими и поддержание равновесия в общении. Они отличаются высоким уровнем развития эмпатии и высокой эмоциональностью в отношениях. Феминный субъект с высокой степенью точности и адекватности интерпретируют социально – психологические и психологические особенности партнера общения по его невербальному поведению.

Субъект с андрогинной гендерной идентичностью сочетает в себе черты как фемининного, так и маскулинного типов. Он характеризуется направленностью на установление баланса между сферой межличностных отношений и сферой достижений. Для него характерно сочетание направленности на создание гармоничных отношений с окружающими и психологического комфорта с направленностью на достижение социального успеха, на решение задач. Высокий уровень развития эмпатии, высокая эмоциональность в отношениях, адекватная самооценка, высокая степень точности и адекватности понимания невербального поведения партнера позволяют связать андрогинный тип гендерной идентичности с высокой степенью социально – психологической адаптации [24; 59].

Имеются гендерные различия и в системе ценностей. У фемининного субъекта более значимыми являются ценности любви, семьи, человеческих отношений; у маскулинного – независимость, социальный успех, высокий уровень достижений. Исходя из этих различий, К. Эдвардс выдвинул гипотезу о том, что люди с маскулинной ориентацией (независимо от биологического пола) имеют склонность интерпретировать сообщения с позиций контроля и доминирования над партнером, а люди с феминными ценностями – как проявление поддержки и сближения. И в целом исследование К. Эдвардса подтвердило предположение о влиянии половой роли и ценностей на интерпретацию сообщений [24; 40].

Если говорить о маскулинном и феминном стиле общения, то маскулинный стиль выглядит более активным и предметным, но в тоже время более конфликтным и соревновательным, чем феминный. Для субъектов с маскулинным типом гендерной идентичности содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальные симпатии к партнерам. Они чаще являются инструментальными лидерами. Маскулинный стиль общения отличается эмоциональной сдержанностью, сосредоточенностью на задаче. Маскулинное отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль и независимость.

В отличие от маскулинного, феминные субъекты имеют большую склонность к любви и привязанности, они более эмоциональны. Среди них больше эмоциональных лидеров. Феминный стиль общения характеризуется взаимозависимостью, ценностью являются отношения между партнерами по общению.

Проведенное А. Г. Самохваловой исследование гендерных различий делового общения врачей, учителей, менеджеров (более 600 человек), позволило выявить характерные признаки маскулинного и феминного типов делового общения. Так, маскулинный тип в деловом общении проявляет склонность к лидерству, соревновательности и манипулированию; целеустремленность, открытость, энергичность и методичность; с трудом признает ошибки и рефлексирует собственные коммуникативные действия; отличается направленностью на достижение успеха в коммуникациях, на удовлетворение своих потребностей и игнорирование потребностей партнера.

Для феминного типа характерны высокая потребность в общении, в доброжелательных взаимоотношениях; забота о других, уступчивость, эмоциональная чувствительность, хорошая интуиция, доверчивость, нерешительность; склонность воздействовать на собеседника с помощью уговоров, внушений; направленность на создание гармоничных взаимоотношений с окружающими, поддержание психологической близости и равновесия в общении.

Но необходимо отметить, что такое деление на маскулинный и феминный стили общения является условным. В каждом человека присутствуют как маскулинные, так и фемининные черты, отличается лишь их соотношение [39, 143].

Таким образом, гендерная идентичность как сугубо психическая, внутренняя характеристика личности находит свое проявление в деятельности. Гендерные различия ярко проявляются во взаимодействии с окружающими людьми, в процессе общения. Так, субъект с маскулинным типом гендерной идентичности в процессе коммуникации отличается ориентацией на задачу, на достижение социального успеха, признания. Ценится независимость, высокий уровень достижений; склонность интерпретировать сообщения с точки зрения доминирования и контроля над партнером по общению. Субъект с феминным типом гендерной идентичности ценит взаимоотношения и взаимосвязь. Склонен проявлять дружелюбие и эмпатию; эмоционален в отношениях с партнером. Сообщения интерпретирует с точки зрения поддержки и сближения с партнером по общению.

Неудивительно, что мы предполагаем наличие фундаментальных отличий между мужчинами и женщинами, ведь они занимают разные роли в обществе и наша культура непрерывно подчеркивает, насколько велики различия между мужчинами и женщинами. Однако если считать, что гендерные различия в поведении коренятся в биологических половых отличиях, и игнорировать то, что их причиной могут быть различия в ролях и нормах, то такой узкий взгляд может привести к «фундаментальной ошибке гендерной атрибуции».

Выводы по теоретической части:

1. Коммуникативный барьер – устойчивое личностное образование, приводящее к сбоям в общении. В основе коммуникативных барьеров лежат объективные причины – социально – психологические, культурные и прочие различия. Коммуникативные трудности – явление, в большей степени ситуативное, легче поддающееся психокоррекционной работе и обусловленное, чаще всего, возрастными особенностями.

2. Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей его социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.

Гендерная идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определённому полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

3. В общении проявляются наиболее ярко гендерные различия мужского и женского стилей. Так для мужского стиля характерны: доминантность, твёрдость, независимость, агрессивность, невыраженность проявления эмпатии. Для женского – мягкость, отзывчивость, демократичность, чувствительность, нежность, эмоциональность.

Глава 3. Исследование гендерных различий коммуникативных трудностей

3.1. Цель и процедура исследования

Цель исследования: выявить гендерные различия коммуникативных трудностей личности.

Объект исследования: затрудненное общение личности.

Предмет исследования: гендерные различия коммуникативных трудностей личности.

Гипотезы исследования:

  1. Существуют гендерные различия в проявлении коммуникативных трудностей личности:

а) маскулинным субъектам свойственны экспрессивно-речевые трудности и трудности отношения — обращения партнеров друг к другу;

— б) фемининным субъектам свойственны трудности, связанные с отношением субъектов общения друг к другу и трудности, связанные с интенсивностью общения, количеством партнеров, их возрастом, полом, статусом.

  1. Существуют гендерные различия в проявлении некоторых базовых коммуникативных характеристик личности (агрессивность, эмпатия, принятие других и доброжелательность).

Задачи исследования:

  • Сформировать выборку и организовать диагностическое исследование.
  • Выявить тип гендерной идентичности представителей выборки.
  • Выявить социально-психологические трудности испытуемых, проявляющиеся в процессе взаимодействия людей.
  • Определить особенности проявления коммуникативных характеристик личности, таких как агрессивность, эмпатия, доброжелательность, принятие других.
  • Выявить гендерные различия в проявлении коммуникативных трудности и коммуникативных качеств личности.

Этапы работы:

  1. Предварительный этап: формирование выборки, сбор первичной информации об испытуемых, выдвижение гипотез.
  2. Проведение комплекса диагностических методик.
  3. Обработка и интерпретация полученных данных.
  4. Выявление гендерных различий в проявлении коммуникативных трудностей и базовых коммуникативных качеств личности.
  5. Заключительный этап – формулировки выводов, подтверждение гипотез.

Экспериментальной базой исследования являлись: исследования являлось: Открытое общество с ограниченной ответственностью «Слант» г. Москва

Выборка: в исследовании принимали участие 75 испытуемых. Из них 39 мужчин и 36 женщин. Возраст – 19 до 59 лет. Стаж работы испытуемых – от 3 до 10 лет и выше. 46 испытуемых имеют высшее образование, 29 – среднее – специальное. (характеристика выборки представлена в приложении № 1).

Для проведения диагностики были избраны следующие методики:

  1. Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (Приложение 3) для выявления коммуникативных затруднений. Автор В. А. Лабунская. В опроснике представлены пять групп характеристик общения. Каждая группа включает как позитивные, так и негативные черты, определяющие его эффективность. Суммарная оценка степени влияния различных групп характеристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения («Профиль психологических трудностей общения»), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чертам общения, создать «портрет» оптимального или трудного партнера с точки зрения субъекта или группы.
  2. Методика измерения гендерной идентичности (Приложение 4).

    Разработана С. Бем в 1974г. в США, адаптирована М. Бураковой в 1999г. для России. Представляет собой список 30-ти характеристик личности, позволяющих определить к какому типу гендерной идентичности можно отнести личность испытуемого: маскулинному, фемининному или андрогинному.

  3. Опросник Басса-Дарки (Приложение 5) для определения форм и уровня агрессивности, является одной из диагностических процедур выявления мотивационной агрессии как прямого проявления реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
  4. Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» . Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояний психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей правой доминантной руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

    Метод позволяет получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к различным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной.

  5. «Шкала эмоционального отклика» А.Меграбиана и Н.Энштейна (Приложение 6).

    Шкала используется для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия – несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.

  6. «Шкала принятия других» Фейя (Приложение 7).

    Шкала направлена на изучение степени интенсивности отношений принятия других людей. Методика представляет собой Опросник, состоящий из 18 утверждений. Испытуемым необходимо выразить свое отношение к утверждениям с помощью шкалы имеющей 5 градаций: всегда, часто, иногда, редко и никогда. Показателем выраженности отношений принятия – непринятия выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения оценок каждого из 18 утверждений с помощью ключа.

  7. «Шкала доброжелательного отношения» Кэмпбелла (Приложение 8) – для диагностики степени выраженности позитивной установки на других людей (принятие).

    Шкала применяется для диагностики степени интенсивности отношений доброжелательности к другим людям.

Методика представляет собой опросник, состоящий из восьми пар утверждений. Каждая такая пара содержит утверждение, отражающее доброжелательное и недоброжелательное отношение к другим людям. Испытуемым необходимо выбрать одно утверждение, с которым они наиболее согласны.

3.2. Обсуждение результатов исследования

Первым этапом исследования явилось определение гендерной идентичности испытуемых.

На представленной диаграмме указан состав испытуемых с учетом их пола и гендера (рис. 1).

 обсуждение результатов исследования 1
Условные обозначения:

М М – мужчины маскулинные;

  • М А – мужчины андрогинные;
  • М Ф – мужчины фемининные;
  • Ж М – женщины маскулинные;

Ж А – женщины андрогинные

Ж Ф – женщины фемининные.

Из диаграммы видно, что в общем составе испытуемых наибольшую часть и составили андрогинные мужчины — 35% , число фемининных женщин и андрогинных женщин составляет – соответственно, 28% и 17%. Примерно равные доли составляет количество маскулинных мужчин (9%) и фемининных мужчин (8%).Особенный интерес для нас представили испытуемые, к сожалению, в небольшом количестве, но в силу их фактического наличия, — маскулинные женщины (3%).

Следующим этапом нашего исследования было выявление у испытуемых коммуникативных трудностей в общении с учетом их половой и гендерной принадлежности.

1. Фемининные женщины

ЭР СП ОО НВ УО
28 6,21 9,18 9,99 8,1 5,83
29 9,99 11,88 11,07 11,61 7,95
30 9,72 9,18 10,8 9,18 11,66
31 8,1 8,1 9,99 8,64 12,72
32 7,56 7,56 10,26 9,72 7,95
33 8,1 6,21 9,18 9,45 8,48
34 9,45 9,18 11,07 10,8 12,78
35 9,72 8,1 9,72 8,64 8,48
37 8,1 8,1 10,53 7,29 8,48
39 7,56 7,56 8,91 8,91 5,3
40 9,99 9,18 11,88 9,99 9,54
41 7,83 8,64 9,99 8,37 13,25
42 9,72 8,64 9,18 8,37 10,07
43 11,61 9,18 9,18 8,64 7,95
44 9,99 10,26 8,64 7,56 4,77
45 10,8 9,99 9,99 9,99 12,72
46 9,99 8,64 10,26 7,83 10,6
47 9,45 8,37 8,37 7,29 5,3
48 11,07 10,08 11,88 10,08 8,48
49 11,88 8,64 8,64 8,1 9,54
50 9,18 6,75 9,18 7,56 9,01

Условные обозначения:

  • ЭР – экспрессивно-речевые особенности партнёров;
  • СП – социально-перцептивные особенности партнёров;
  • ОО – трудности, связанные с «отношением-обращением» партнёров друг к другу;
  • НВ – умения и навыки организации взаимодействия;
  • УО – трудности, связанные с такими параметрами, как интенсивность общения, количество партнёров, наличие свидетелей, возраст, пол, статус.

Из представленных данных можно сделать вывод о том, что фемининные женщины испытывают наибольшие затруднения по шкалам в отношениях партнеров друг к другу (шкала ОО) и условиях влияния на возникновение трудностей в общении таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, пол, возраст, статус (шкала УО).

На наш взгляд, это связано с тем, что данная категория представлена большей частью средними медицинскими работниками, т.е. медсёстрами, находящимися в подчинённой позиции в отношении с врачами с одной стороны, с другой стороны ответственными за поддержание эмоционально-благоприятных отношений с больными. Эта ситуация требует от них достаточно высокого уровня коммуникативных способностей и часто сопровождается состоянием эмоционального напряжения, которое проявляется в виде выше указанных трудностей в общении.

2. Андрогинные женщины

ЭР СП ОО НВ УО
6 11,88 9,47 9,47 9,99 8,48
7 7,56 9,45 10,8 12,15 4,77
10 12,42 11,88 9,45 9,72 9,54
15 9,99 11,07 9,18 11,07 4,24
17 7,29 6,75 8,91 8,1 7,42
18 11,07 10,8 11,61 11,61 12,19
21 11,07 12,69 14,31 14,04 13,78
22 10,26 10,53 6,75 11,61 9,01
23 13,5 11,34 11,88 12,15 15,9
25 6,48 8,91 7,83 5,4 5,3
27 8,64 7,56 10,8 8,64 12,72
ф 8,37 11,88 7,83 7,83 7,95
х 9,18 9,18 9,99 8,91 8,48

Наибольшие затруднения можно отметить по шкалам СП – социально – перцептивные особенности и НВ – умения и навыки организации взаимодействия.

С нашей точки зрения, причины возникновения трудностей у представителей данной категории целесообразно рассматривать в контексте ситуации общения с учётом их личностных индивидуальных особенностей.

3. Маскулинные женщины

Эта категория представлена всего двумя испытуемыми. При этом все показатели затруднений в общении имеют невысокие значения, что может свидетельствовать о том, что их личностные особенности и стиль общения позволяют им почти не испытывать трудностей в общении. Это обусловлено их доминантной позицией и косвенно подтверждается данными анкеты, из которой известно, что испытуемые занимают достаточно высокие руководящие должности.

4. Фемининные мужчины

Из представленных данных можно сделать вывод о том, что фемининные мужчины, как и фемининные женщины, испытывают наибольшие затруднения по шкалам «отношения-обращения» партнеров друг к другу (шкала ОО) и таким параметрам, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, пол, возраст, статус (шкала УО).

Довольно часто ситуации делового общения требуют от собеседников проявления решительности, настойчивости, жёсткости. Для представителей данной категории наиболее значимым является поддержание межличностных отношений в русле взаимопонимания, компромисса, взаимоуважения. Поэтому, фемининные мужчины, в силу своих личностных особенностей, отчасти обусловленных их гендерной принадлежностью, вероятно склонны испытывать затруднения в подобных ситуациях.

5. Андрогинные мужчины

ЭР СП ОО НВ УО
5 9,45 9,45 10,8 9,72 9,54
8 9,99 8,37 9,18 7,02 9,54
9 7,83 7,56 7,29 5,94 7,95
11 7,02 4,59 5,4 5,67 6,36
12 8,64 6,21 7,29 6,21 11,13
13 9,72 8,64 10,8 9,72 11,13
14 7,02 6,21 10,26 7,56 6,89
16 7,29 7,02 6,75 6,75 4,77
19 7,83 8,91 10,53 9,18 10,07
20 10,8 10,8 10,26 9,99 9,54
24 6,21 6,21 7,02 5,94 5,3
26 9,18 8,91 9,72 9,09 9,01
е 6,75 8,37 8,91 9,45 8,48
ж 7,29 8,1 9,72 6,75 6,89
з 7,02 8,1 7,83 9,18 6,89
и 10,53 9,72 10,26 9,18 4,77
к 8,1 7,83 8,64 7,83 7,42
л 10,26 7,83 9,99 9,18 8,48
м 5,67 7,02 7,02 6,21 9,01
н 9,72 9,18 11,07 8,91 6,89
о 12,69 11,07 11,07 10,53 7,02
п 5,94 6,48 8,1 8,37 4,77
р 5,94 5,67 5,94 6,21 6,36
т 10,26 7,02 9,72 8,37 7,95
у 7,56 5,94 7,02 7,83 9,54
51 11,07 8,91 11,88 11,61 7,95

Полученные данные говорят о том, что андрогинные мужчины наибольшие трудности испытывают по шкале «отношения-обращения» партнеров друг к другу (шкала ОО).


Страницы: