Основные компоненты психологической готовности к браку

Дипломная работа

Процесс вхождения молодого человека во взрослый мир характеризуется противоречиями: с одной стороны, вступление на путь взросления сопровождается акселерацией (быстрым половым созреванием) и ранней социальной активностью и мобильностью (быстрым самоопределением в профессии), позволяющими уменьшить границы вхождения и в брачно-семейные отношения; с другой стороны, взросление сопровождается психологической незрелостью, в результате чего границы брачного возраста раздвигаются до неопределенного возраста.

Ученые констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни (Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева, В.Т. Лисовский, Е.М. Черняк, Л.Б. Шнейдер).

Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подрастающего поколения является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. От того, как сегодня молодые люди относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущем как социального института.

Несмотря на то, что задача подготовки к браку является актуальной и востребованной в обществе, в психологической науке по этому поводу существуют следующие проблемы. Отмечается относительная скудность новых научных разработок по проблеме готовности к браку в современных социально-культурных условиях. Многие положения, накопленные советской педагогикой в идеологической системе воспитания семьянина, оказываются сегодня невостребованными.

Степень разработанности проблемы. Проблемами психологии семьи в целом, выявления ее функций, структуры и динамики занимались такие психологи, как В.И. Зацепин, Н.Я. Соловьев, В. Сатир и многие другие. Благодаря этим исследованиям были выявлены типы семей, их функции, структура и динамика семьи и т.д. С. Минухин предложил рассматривать семью как систему, имеющую определенную структуру, внешние и внутренние границы, правила и стереотипы взаимоотношений. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис особое внимание уделили нарушениям функционирования семейной системы, в том числе и незрелым мотивам вступления в брак

Проблемы выбора брачного партнера исследовались в работах Р. Зидлера, предложившего теорию «фильтрации»; Д. Адамса, выделившего стадии этого процесса и других.

В психологии семьи проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю. Шапиро, А.Н. Обозовой и В.И. Штильбанс, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, М.А. Абалакиной

37 стр., 18287 слов

Социология — ы : Социология семьи и брака, пути укрепления семьи

... проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и ...

Особо следует отметить исследования, посвящённые изучению социально-психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни (И.Ю. Зудилина, С.В. Ковалёв, Т.Н. Тычкова и др.).

Изучение психологической готовности к браку является востребованным в современных условиях увеличения роли внесемейных ориентаций. В научных исследованиях наблюдается недостаточность использования понятия психологической готовности к браку. Этим обусловлен выбор темы.

Целью данного исследования является изучение мотивов психологической готовности к браку.

Гипотеза: Предположим, что психологическая готовность к брачным отношениям есть интегральная характеристика, объединяющая психологические мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечивают построение отношений супругов в браке и выражены в когнитивном, мотивационном, операциональном, эмоциональном и поведенческом компонентах.

  • Уровень психологической готовности к браку определяется системой мотивов вступления в брак, которые в свою очередь, различаются у юношей и девушек.
  • Уровень психологической готовности к браку зависит от отношений, сложившихся в родительской семье, от отношения к семье в целом и к противоположному полу.
  • Уровень психологической готовности к браку зависит от преобладающих семейных ценностей будущих супругов и ролевых представлений.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами исследования предполагается решение следующих задач:

  • проанализировать основные теоретические подходы к проблемам брака и семьи и рассмотреть характеристики добрачных и предбрачных взаимоотношений партнеров;
  • рассмотреть понятие психологической готовности к браку и выделить его основные компоненты;
  • выявить основные мотивы вступления в брак и рассмотреть их возможную гендерную специфику;
  • исследовать возможное влияние отношения к семье, противоположному полу на уровень психологической готовности к браку;
  • исследовать возможное влияние степени согласованности семейных ценностей молодых людей на уровень психологической готовности к браку;
  • разработать рекомендации по формированию психологической готовности молодых людей к брачным отношениям.

Объектом данного исследования выступает категория отношений молодых людей планирующих вступить в брак, в количестве 60 человек (30 юношей и 30 девушек).

Предметом исследования являются психологическая готовности к браку.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном; принцип системности, разработанный Б.Г. Ананьевым; концепция отношений, разработанная В.Н. Мясищевым

Методы исследования: библиографический метод; метод опроса (анкетирование); психодиагностический метод; метод статистической обработки информации.

Методики исследования:

  • методика РОП, разработанная А.Н.Волковой;
  • методика «Неоконченные предложения» Сакса и Леви;
  • Научная новизна работы состоит в том, что в нём конкретизировано научное представление о содержании понятия «психологическая готовность к брачным отношениям» и раскрыто содержание её структурных компонентов (психологическая готовность к брачным отношениям есть интегральная характеристика, объединяющая мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечивают построение отношений супругов в браке и выражены в когнитивном, мотивационном, операциональном, эмоциональном и поведенческом компонентах);
  • показано влияние на уровень психологической готовности к браку системы мотивов вступления в брак, отношения к семье и противоположному полу, а также семейных ценностей молодых людей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что необходимо проведение психолого-педагогической работы по формированию психологической готовности молодых людей к браку; что его результаты позволяют осуществить дифференцированный подход к молодым людям в процессе консультирования по вопросам их психологической готовности к брачным отношениям. Разработанные рекомендации по формированию психологической готовности молодежи к браку можно использовать в процессе добрачного консультирования молодых людей.

8 стр., 3766 слов

"Я-концепция" как система психологических особенностей отношения человека к себе

... особенности Я - концепции как системы отношения человека к себе. Достижение ... nbsp; Объект исследования - Я - концепция личности. Предмет исследования - Я - концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.   Цель исследования - рассмотреть ...

Положения, выносимые на защиту.

  • Основными компонентами психологической готовности молодых людей к браку являются когнитивный, мотивационный, операциональный, эмоциональный и поведенческий. Содержание когнитивного компонента составляет система знаний и представлений о предназначении брака, его роли в человеческом обществе и в жизни каждой отдельной личности;
  • об особенностях брачных и добрачных отношений;
  • о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром. Содержание мотивационного компонента включает мотивы выбора брачного партнёра. Содержание операционального компонента составляет система умений общаться и взаимодействовать с учётом гендерных особенностей партнёра. Содержание эмоционального компонента составляют эмпатические способности, выражающиеся в осознании значимости, ценности другого человека, в активном сопереживании, наличии навыка чувствования другого человека. Содержание поведенческого компонента включает проявление сотрудничества как основной тактики поведения в конфликтных ситуациях.

— Уровень психологической готовности молодых людей к вступлению в брак определяется системой мотивов, среди которых ведущее место занимают любовь, стремление иметь детей, а также материальная и эмоциональная поддержка. Положительное отношение к семье, противоположному полу, позитивный опыт отношений в родительской семье, а также согласованность семейных ценностей и ролевых позиций у будущих супругов способствуют формированию психологической готовности к браку.

— Формирование психологической готовности молодых людей к брачным отношениям можно осуществить посредством реализации комплексной программы формирования психологической готовности молодежи к брачным отношениям. Программа включает в себя теоретический, практический и консультационный разделы. Теоретический раздел состоит из системы лекционных занятий, которые содействуют формированию знаний в области психологии брачных отношений, мотивов, определяющих благополучие отношений супругов в браке. Практический раздел включает тренинговые занятия, способствующие развитию умений, навыков, качеств личности, необходимых для построения конструктивных отношений в браке, развитию самосознания молодежи, постижению ими собственных взглядов, установок, мнений и качеств. Консультационный раздел включает индивидуальные консультации, которые помогают молодым людям осознать особенности собственной личности, способствуют развитию самосознания.

11 стр., 5314 слов

Этико-психологические аспекты построения деловых отношений при ...

... безконфликтное достижение своих целей. Типичные модели поведения на переговорах, их влияние на формирование отношений между партнерами Переговоры являются “запасным выходом" в конфликтах, когда его ... философского знания и имеющая многовековую, тысячелетнюю историю начинает подвергаться специальным теоретическим исследованиям только в XX веке. В последние десятилетия особый интерес вызывают ...

Глава I. Теоретические аспекты психологической готовности к браку

1.1 Брак и семья как категории психологии

Семье и браку посвящено большое количество исследований с древности до наших дней. Ещё Платон и Аристотель говорили о супружестве и семье. Изменение семьи эволюционировало от беспорядочных половых связей (промискуитета), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. По мере того, как общество эволюционировало, семья переходила от низшей формы к высшей [32, с. 17].

Всё больше российских и зарубежных монографий посвящены именно проблемам семьи и брака, эволюции семьи, её структуре, в которых нашли отражение такие немаловажные вопросы, как мотивы вступления в брак, причины семейных конфликтов и разводов, функции семьи, методы семейной терапии, супружеские и детско-родительские отношения (А.Г. Харчев, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В. Сатир, Г. Навайтис и др.).

Сложность и многогранность брака и семьи обуславливают большое количество определений этих понятий, встречающихся в научной литературе. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть немало специфического.

По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей [29, с. 12].

Е.Г. Силяева определяет брак как легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Брак, с её точки зрения, составляет основу норм морали и права, которые регулируют семейные отношения [32, с. 6].

Брак — это исторически сложившийся социальный институт регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Целью брака всегда считалось создание семьи.

Брак — это особый, общественный институт, исторически обусловленная и регулируемая обществом форма отношений между полами, и прежде всего юридическая форма. Брак позволяет определить права и обязанности между мужчиной и женщиной и их детьми.

Семья — это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [29, с. 4].

По мнению В. Сиволобова, семья — это добровольный союз женщины и мужчины для удовлетворения духовных, социальных, сексуальных потребностей, эмпиративной потребности, потребности в рождении и воспитании детей, «для создания личного и нерушимого очага верности, любви, стабильности и безопасности в огромном непростом мире жизни [44, с. 4].

16 стр., 7772 слов

Семья и отношения поколений. Социальный анализ

... в равной степени считаются членами семьи). Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством ... связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья как социальный институт проходит ...

Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

Л.Б. Шнейдер пишет, что семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая не только современные, но и мифологические уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания [43, с. 10].

Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи [30, с. 3].

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции и структура.

Функции семьи. По мнению Н.Я. Соловьева, жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи [34, с. 6].

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделяют следующие функции семьи: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую и воспитательную, суть которой заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения этой функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества [45, с. 4].

Со временем происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Структура семьи. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис определяют структуру семьи как состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений [45, с. 5]. З.А. Янкова под структурой семьи понимает систему связей между членами семьи или характер взаимоотношений между ними [21, с. 7].

С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи (авторитарная семья), и семьи, где явно выражено равноправие (демократическая семья).

Различия могут быть связаны с распределением основных обязанностей: либо равномерно, либо большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.

Члены семьи обычно не ощущают себя частью семейной структуры. Каждый человек видит себя единицей, целым, взаимодействующим с другими единицами. Он знает, что он влияет на поведение других, и что они влияют на него. Семью легко рассматривать как целое, а индивидуума — как холон этого целого. Термин «холон» ввел А. Кеслер, говоря о семье как о части и целом [22, с. 26].

Семья имеет дифференцированные подсистемы, которые образуются по возрастному принципу (например, братско-сестринская), по принадлежности к полу (например, дед, отец, сын) или по задаче (например, родительская подсистема).

Таким образом, в семейном холоне три соединения: супружеское, родительское и возрастное.

Анализ структуры семьи и ее подструктур дает возможность ответить на вопрос, как реализуются функции семьи, кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности и как проходит воспитательный процесс.

60 стр., 29682 слов

Совместимость супругов как фактор удовлетворённости браком

... жизни, а реализация этих представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворенность семейными отношениями ... 1. Работа с научной литературой по проблеме совместимости и удовлетворённости браком; 2. ... согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ... недругами); чуть больше половины друзей по «доминантности» попали в ...

По мнению А.М. Швеца и Е.А. Могилевкина [42, с. 10], большинство работ, посвященных семье, рассматривают ее как относительно закрытую систему, имеющую слабую связь с окружающими институтами, организациями и группами. Семья выступает как культурная общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиций во взаимоотношениях с обществом. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака.

Таким образом, брак и семья являются древнейшими социальными институтами. Как всякий социальный институт, они изменяются по мере развития общества — возникают новые нормы, ценности и образцы поведения в области семейно-брачных отношений. В зависимости от эволюции общества произошла трансформация как содержания, так и социальных функций брака и семьи. Во многих современных исследованиях брака и семьи приводятся данные, подтверждающие наличие кризиса данного социального института. Эти тенденции наблюдаются практически во всех европейских, североамериканских странах, в странах СНГ и Кыргызстане. В разных странах они отличаются лишь исторической длительностью и социокультурными особенностями.

1.2 Психологические особенности добрачных и предбрачных отношений

Одни люди считают, что выходить замуж и жениться нужно только по любви. Другие — что немного расчета не помешает. А третьи вообще затрудняются ответить на этот вопрос. По мнению Т.А. Гурко, особенности выбора брачного партнера могут стать одной из причин трудностей в семейной жизни [11, с. 58].

Одним из первых над причинами вступления в брак стал размышлять основатель классического психоанализа Зигмунд Фрейд. В своей теории он предположил, что ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола. Вследствие сложного бессознательного процесса любовь, испытываемая к родителю, потом может переноситься на потенциального супруга. Вероятно, поэтому многие мужчины обращают внимание на девушек, похожих на их мать, и девушки часто предпочитают мужчин, похожих на их отцов [17, с. 3].

Р. Уинч предложил теорию дополняющих потребностей, которая основывается на принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Каждый человек, выбирая супруга, ищет того, кто сможет дать максимальное удовлетворение потребностей. Влюбленные должны как бы дополнять психологически друг друга. Это не означает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Теория показывает, почему человек из всего круга избранников считает привлекательными лишь некоторых. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая и покладистая женщина, а спокойному и мягкому мужчине могут нравиться женщины энергичные и прямые [47].

Инструментальная теория, разработанная Р. Сентерсом, основана тоже на удовлетворении потребностей. Но, в отличие от предыдущей концепции, она утверждает, что человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их. Например, парня скорее привлечет девушка, которая, как и он, любит путешествия, чем та, которая предпочитает чтение книжки в уютном кресле [44, с. 41].

Теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение. Согласно ей, отношения между мужчиной и женщиной в своем развитии проходят несколько стадий.

Стадия первая — «стимул». Встретившись, каждый из партнеров составляет первоначальное мнение по поводу внешности, ума, поведения в обществе другого человека. Также происходит оценка собственных качеств, которые могут быть привлекательными для партнера.

Если молодые люди понравились друг другу, то наступает вторая стадия — «сравнение ценностей». Партнеры обмениваются своими взглядами на жизнь, делятся мнениями в отношении устройства семьи, воспитания детей, роли мужчины и женщины в обществе и т.д. В ходе этого общения либо укрепляются взаимные симпатии между мужчиной и женщиной, либо — прекращаются отношения, если выясняется, что точек соприкосновения мало.

Третья стадия — «ролевая» — возникает, если внешняя взаимная привлекательность подкрепляется сходством ценностей, интересов, установок друг друга. Здесь партнеры проверяют, насколько ролевое поведение одного соответствует ожиданиям другого, в просторечии — «притираются» друг к другу. Конечно, отношения могут прекратиться и на этой стадии (если «притирка» не произошла), но уже с гораздо меньшей долей вероятности. Также на каждой ступени происходит «учет» плюсов и минусов партнера. И, если в конечном итоге плюсов оказывается больше, то принимается решение заключить брак. Как показывает жизнь, в основном люди действительно склонны оценивать и взвешивать «активы» и «пассивы» потенциального избранника, перед тем как пожениться. Хотя есть и такие, кто, встретив любовь, женятся, не раздумывая долго, безо всяких тревог и опасений [44, с. 43].

Согласно «круговой теории любви» А. Рейса выбор будущего спутника жизни представляет собой несколько процессов. Они протекают последовательно и связаны между собой. Чувство любви развивается постепенно при прохождении от первой стадии к четвертой и пропуск одного или нескольких этапов негативно сказывается на отношениях.

— Установление взаимосвязи. Под этим подразумевается то, насколько двум людям хорошо и легко вместе. Зависит от социально-культурных факторов (социального положения, стиля воспитания, уровня образования) и от индивидуальных особенностей (открытость, общительность, чувство юмора).

брак семья психологический готовность

  • Самораскрытие. В результате взаимосвязи с партнером возникает доверие, что позволяет человеку расслабиться и раскрыться перед другим человеком. Также очень зависит от социально-культурных факторов.
  • Формирование взаимной зависимости. В процессе общения и развития отношений появляется система взаимосвязанных привычек, возникает чувство необходимости друг другу.
  • Реализация основных потребностей личности: потребности в любви, доверии, стимуляции амбиций и др. [47].

Немецкий ученый Р. Зидлер представляет выбор брачного партнера как процесс фильтрации. Вначале человек определяет круг социально подходящих для него кандидатов. Это происходит почти незаметно, в той среде, где человек вращается: на работе, в кругу друзей, среди общих знакомых по интересам и т.д. Затем человек выбирает из числа возможных партнеров наиболее подходящего, ориентируясь на психологические, сексуально-эротические, эстетические особенности. При этом большое значение имеют впечатления, вынесенные из родной семьи, образование, ранняя профессиональная карьера.

Американский социальный психолог Д. Адамс изучал стабильные студенческие пары на протяжении шести месяцев. В результате своих исследований он пришел к следующим выводам. Вначале имеет место первичное влечение. Оно основывается на внешней привлекательности, коммуникабельности, общих интересах. Затем возникшие отношения укрепляются благодаря одобрению окружающих, ощущению комфорта друг с другом. Положительное действие также оказывается благодаря получению статуса «пары». Впоследствии влюбленные вступают в стадию взаимных обязательств и близости, изучения взглядов и ценностей друг друга. Здесь обоюдное притяжение ощущается еще сильнее. На этой стадии чаще всего и принимается решение вступить в брак [47].

М.А. Абалакина также выделяет несколько стадий в позитивном развитии добрачных отношений. На первой стадии молодые люди встречаются и формируют первые впечатления друг о друге. Когда отношения становятся более устойчивыми, наступает вторая фаза. Здесь уже и сами партнеры, и их окружение воспринимают диаду как довольно стабильную. Отношения становятся более интенсивными и эмоционально насыщенными. На третьей стадии принимается решение о свадьбе. В этот период, как правило, возрастает удовлетворенность отношениями и снижается степень идеализации друг друга. Молодые люди более ценят свою любовь, дорожат ею, учатся прощать и принимать партнера таким, какой он есть [1, с. 12].

Таким образом, все подходы и концепции имеют два общих принципа. Как правило, успешный выбор будущего супруга происходит в одной и той же социально-культурной среде. Вряд ли поженятся дочка профессора и сын слесаря-водопроводчика. А вот невеста из семьи врачей и жених из семьи успешного инженера — вполне вероятная ситуация. Во-вторых, процесс выбора мужа или жены представляется как система фильтров (стадий).

При постепенном прохождении через эти фильтры сужается круг потенциальных избранников, неподходящие отсеиваются, заинтересовавшие — рассматриваются более глубоко и пристально. И на заключительном этапе обычно остаются те пары, которые должны друг другу подходить наиболее удачно. Конечно, в жизни бывает по-разному. Случается, что люди женятся после непродолжительного знакомства, а бывает так, что помолвка длится 5-8 лет и в итоге разрывается. Наша жизнь порой непредсказуема, но опыт говорит, что успешные браки — все же те, к которым супруги подходили взвешенно и обдуманно.

1.3 Психологическая готовность к браку

В психологии психологическая готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

В психологических и педагогических исследованиях наблюдается множественность подходов к определению понятия «психологическая готовность». Она характеризуется как:

  • определённое психическое состояние, возникающее перед началом деятельности, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [3, с. 16];
  • существенный признак установки, целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности [8, с.

26];

  • качество, которое формируется на основе внешних и внутренних условий. Под внешними условиями подразумевается та конкретная обстановка, в которой осуществляется деятельность, а под внутренними — устойчивые психические особенности, свойственные данному человеку [10, с. 45];

— устойчивая характеристика личности (в данном случае речь идёт о так называемой устойчивой готовности или о подготовленности личности, которая существует длительное время и которую не нужно формировать каждый раз с целью выполнения поставленной задачи), качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия [14, с. 63].

Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытиё), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни [18, с. 4].

«Ядром» современных брачно-семейных отношений являются супружеские. Эти отношения обычно «задают тон» всем остальным внутрисемейным отношениям. Супружеская диада, супружеская подсистема — основополагающий элемент, лежащий в основе развития и функционирования всей системы семьи, выполнения семьёй её основных функций. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде выступает как психологическое отношение между супругами [18, с. 6].

И.Ю. Зудилина под психологической готовностью к брачным отношениям понимает интегральную характеристику, объединяющую психологические мотивы, знания, умения, навыки и качества личности, которые обеспечивают построение отношений супругов в браке и выражены в когнитивном, мотивационном, операциональном, эмоциональном и поведенческом компонентах [16, с. 12].

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость) [37, с. 167].

Таким образом, давая различные определения психологической готовности к браку, все исследователи склоняются к мысли о том, что для устойчивости семейно-брачных отношений необходимо, чтобы молодые люди, вступающие в брак, имели определенный уровень социальной и личностной зрелости, без которого сложно будет преодолевать жизненные трудности.

1.4 Основные мотивы психологической готовности к браку

Существуют разные точки зрения на то, какие компоненты включает в себя психологическая готовность к браку.

Т.В. Андреева, И.В. Гребенников и В.А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку [36, с. 36]:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

Брачный возраст — это минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий страны [8, с. 14].

В современном мире нет установленных рамок определения среднего возраста вступления в брак. Принято считать, что каждая пара должна принять свое решение о заключении брака.

— Так, в 16-20 лет легко даются серьезные решения и поступки. Девушки и юноши еще не обдумывают последствия своих действий. Это возраст, когда влюбленность и вожделение принимается молодыми людьми за настоящее чувство. Конечно, необходимо проверить свои чувства, попытаться определить их серьезность. Но и в эти годы можно заключить брачный союз, который станет надежным оплотом на всю дальнейшую жизнь.

— В 20-30 лет человек оценивает себя более трезво. В основном в этом возрасте он уже закончил обучение и приступил к построению своей карьеры. У него есть опыт общения с различными людьми. Но это время неограниченных возможностей и порой не хочется сковывать себя узами брака, а также обязанностью заботиться о супруге и детях.

— Человек старше 30 лет обладает отличным багажом знаний и прекрасно отдает себе отчет в том, чего же он хочет от жизни. И казалось бы, что вот он, тот идеальный возраст вступления в брак. Однако в жизни людям этого возраста трудно идти на компромисс и подстраивать свою жизнь под желания партнера. Поэтому медленнее идет привыкание к другому человеку [41, с. 28].

Вступать в брак наиболее приемлемо для девушки в возрасте от 18 до 23 лет. К этому времени завершается ее половое созревание, она уже не только физически, но и нравственно подготовлена к материнству. Роды в эти годы благотворно влияют на ее организм, способствуют расцвету физических и духовных сил. Наилучший брачный возраст мужчин признан от 22 до 25 лет.

2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять-семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

Социальная зрелость — это социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности. На этапе социальной зрелости человек способен не только осознавать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только эффективно усваивать групповые и общественные нормы, но также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума [36, с. 57].

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

И.Ю. Зудилина выделяет следующие компоненты психологической готовности к браку, представленные в табл. 1.4.1. [16, с. 13].

Таблица 1.4.1. Структура психологической готовности к брачным отношениям

№\п

Компоненты

Содержание

Показатели

1

Когнитивный

система знаний о предназначении брака, его роли в человеческом обществе и в жизни каждой отдельной личности; об особенностях брачных отношений; представления о системе обязанностей по отношению к будущему партнёру и выполнении семейных функций, об особенностях собственной личности, о возможных отношениях с партнёром

Ролевые ожидания и притязания в браке. Раскрываются ценностно-смысловые особенности личности в представлениях о распределении функций в семье и согласованности ролевых ожиданий и притязаний в браке

2

Мотивационный

соответствующие мотивы, проявляющиеся в выборе брачного партнёра

Мотивы выбора брачного партнёра. Этот показатель позволяет определить ведущие мотивы в выборе брачного партнёра как жизненной ценности и стимула поведения

3

Операциональный

система практических умений и действий, связанных с общением и взаимодействием с учётом гендерных различий

Уровень перцептивно-интерактивной компетентности. Выявляется умение студентов взаимодействовать в процессе общения и адекватно воспринимать партнёра

4

Эмоциональный

эмпатические способности, выражающиеся в осознании значимости другого человека, в «активном сопереживании» (представлении и понимании психологического состояния другого, сопереживании ему и готовности помочь), наличие навыка чувствования другого человека

Уровень эмпатических способностей. Данный показатель по комплексу шкал позволяет изучить способность студентов эмпатировать как важный элемент эмоциональных отношений в браке

5

Поведенческий

-особенности поведения личности в конфликтных ситуациях

Тактики поведения в конфликтных ситуациях. Проявление основной тактики поведения в конфликтных ситуациях

В.Н. Дружинин особое внимание уделяет личностной зрелости молодых людей, вступающих в брак. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) [14, с. 135].

1. Ответственность — это необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но вся жизнь слагается из поступков, или даже жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок. Выдающийся ученый-гуманист двадцатого столетия Э. Фромм полагал, например, что забота, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого человека. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость [18, с. 124].

Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополнении обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не признавая его в то же время и свободным.

Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.

2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая зрелости личности. Однако терпимость терпимости — рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще [21, с. 224].

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идея «самости» (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) занимает и в акмеологии. Стремление к саморазвитию — это не идея фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком.

4. Позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.

Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень достижений в аспекте развития человека. При этом все исследователи в этой области выделяют нарастание с годами субъектности (в основе которой лежит развитая рефлексия, обращенная и к самому себе и к другим).

Так, Э. Эриксон выделяет такие качества, как забота, милосердие (взрослость), мудрость (старость); при этом каждый следующий этап не отменяет предыдущие, но как бы наращивает новый уровень субъектности, прежде всего как социальной зрелости личности.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым.

1.5 Мотивация вступления в брак и ее влияние на характер семейно-брачных взаимоотношений

В. Сатир утверждает, что, вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сделает его или её жизнь еще хуже. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой семьи. Когда надежды начинают рушиться, появляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить, ответят, что женились по любви.

«Я верю в любовь, способность любить и быть любимым. Я думаю, что любовь, включая любовь и сексуальную, — самое прекрасное и полноценное чувство, которое может испытать человек. Не любя и не будучи любимыми, человеческая душа и сердце застывают и умирают. Но любовь не может удовлетворить все требования жизни; нам столь же необходимы интеллект, новые знания, профессионализм» [28, с. 17].

На всех ступенях развития человеческого общества взаимное влечение могло быть, и часто было ведущим мотивом заключения брака. Однако, с разделением общества на классы и появлением частной собственности приоритет над всеми иными мотивами вступления в брак (нравственными, эстетическими, психологическими и т.д.) имели утилитарные соображения (накопление собственности и передача ее по наследству, экономический расчет и т.д.).

Следствием этого стал брак, заключенный не по личному выбору, а по принуждению других лиц (родителей, опекунов, начальства), у которых будущие супруги находятся в зависимости, или по экономическим причинам, религиозным соображениям и т.д. [10, с. 73].

Урбанизация повлияла на мотивы вступления в брак — возрос свободный выбор, усилились миграционные процессы, изменилось влияние религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков [44, с. 28].

По мнению О.А. Ахмазовой, знакомство до вступления в брак можно различать не только по характеру, но и по длительности. Существует некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который тесно связан с успешностью и сохранностью брака. Было выявлено, что как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности. Снижает интерес и новизну межличностных отношений.

Время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Статистика свидетельствует — пары по длительности знакомства до брака от 1 года до 3 лет имеют более высокий показатель устойчивости брачных отношений впоследствии [6, с. 53].

По мнению А.А. Арзамасцевой, можно выделить следующие семь интерпретаций семейно-брачных стратегий:

  • с позиции социобиологии главный мотив заключения брака определяется репродуктивной функцией человека в рамках его биологического вида;
  • структурный функционализм рассматривает брачный выбор индивидов как стремление поддержать функционирование общества в целом;
  • представители теории конфликта определяют мотивационную базу заключения брака как желание индивидов обладать властью в семье;
  • этот же подход разделяет и теория феминизма, при этом акцентируя внимание на изначально неравное положение женщин и мужчин в семье;
  • символический интеракционизм интерпретирует мотивы заключения брака в рамках коммуникативного поведения мужчин и женщин;
  • теория семейных систем позволяет с двух позиций рассмотреть мотивы вступления в брак, тем самым, расширяя фокус данного социального факта.

Сочетание идей структурного функционализма и символического интеракционизма образуют подвижную систему, что помогает логически проследить формирование и обоснование мотивов заключения брака. Начиная от социально обусловленного спектра мотивов, и заканчивая непосредственным общением в рамках социальных ролей, теория семейных систем представляет весь спектр возможных мотивов заключения брака, как для женщины, так и для мужчины;

— теория социального обмена предлагает оптимальное объяснение гендерным различиям мотивов вступления в брак у мужчин и женщин. Представители обоих полов обладают разной культурной базой для «экономической сделки» — заключения брака. В целом, данная теория позволяет рассмотреть мотивы вступления в брак как реально существующие желания мужчин и женщин [46].

Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы.

Далеко не каждый отдает себе отчет в том, что его решение жениться или выйти замуж продиктовано скрытыми мотивами. Конечно, чаще всего это комплекс самых разнообразных причин, но все-таки какая-либо из них является ведущей [17, с. 4].

Очень часто молодые люди вступают в брак по достаточно банальной причине: так делают все. Социальные стереотипы имеют на людей весьма сильное влияние. И даже если не хочется, не время, не созрел, «общественное мнение» в лице родителей, друзей, коллег, знакомых и незнакомых оказывает на человека нешуточное давление. Он понимает: пора. Торопливо оглядывается по сторонам, высматривая подходящую кандидатуру; на ком-то останавливает свой взгляд (нередко на том, кто всегда на глазах или под рукой); прикидывает, что лучше он вряд ли найдет; недолго колеблется, стараясь определить, это еще симпатия или уже любовь. А затем решительно вступает в брак с чувством облегчения: теперь я — «как все». Прогноз в этом случае достаточно благоприятный, особенно если мотивация партнеров совпадает. Ведь большинству из тех, кто руководствуется социальными стереотипами, присуще чувство долга и ответственности. Поэтому и в браке такой человек будет придерживаться основных стереотипов: быть защитником интересов семьи и добытчиком или хорошей хозяйкой и заботливой женой. Однако иногда желание «быть как все» может носить несколько инфантильный характер. Особенно это касается молоденьких девушек, которые, насмотревшись на свадьбы подруг и родственниц, тоже хотят побыть невестой, королевой бала, принцессой. Они стремятся не к браку, а к свадьбе, особенно не задумываясь о будущей семейной жизни. Прогноз в этом случае туманный. Все зависит от способности каждой отдельно взятой «куклы-невесты» быстренько повзрослеть и от того, хватит ли у ее супруга терпения этого дождаться [42, с. 91].

Достаточно часто люди вступают в брак в поиске более комфортных условий для жизни. Бывает, что в основе желания жениться или выйти замуж лежит жажда заботы и душевного тепла. У мужчин, впрочем, иногда это просто желание, чтобы его обслуживали, а у женщин — чтобы в доме был хозяин и добытчик. Прогноз такого брака неплохой: цель достаточно четкая, сознание, незамутненное романтическими иллюзиями, позволяет трезво оценивать искомые качества кандидата.

К этой же категории можно отнести и стремление к упорядоченному сексу. Весьма распространенная в советские времена причина (тогда проблема «с кем и где» стояла острее) снова стала приобретать актуальность и в наши дни, когда призрак СПИДа многих стимулирует к моногамным отношениям. Сюда же можно отнести и брак по материальному расчету, и выход замуж за иностранца в надежде на красивую жизнь. Такие браки могут быть как весьма удачными, так и очень драматическими [42, с. 53].

Не менее распространенной побудительной причиной вступления в брак может быть прямо противоположный вариант — желание о ком-то заботиться, что в большей мере присуще женщинам. Иногда этот инстинкт настолько силен, что побуждает женщину выходить замуж за калеку или за вдовца с несколькими детьми. (Суррогатные варианты — это заведение целой кучи собак или котов.) Понятно, что в том случае, когда свои судьбы объединяют тот, кто ищет заботы, и тот, кто испытывает потребность ее дарить, брак может быть очень удачным.

Бывает, что женитьба — это своеобразное бегство от одиночества. В этом случае сверхцель весьма примитивна: чтобы кто-то был рядом. Естественно, что низкий уровень притязаний в этом случае удовлетворяется достаточно легко: «кого-то» найти много проще, чем достойного партнера. Но вот жить с ним будет, скорее всего, не очень весело [40, с. 3].

К разряду скрытой мотивации к вступлению в брак принадлежит и желание вырваться из родного гнезда. На первый взгляд может показаться, что это закономерный этап взросления и становления личности, стремление к самостоятельности и к тому, чтобы выстраивать жизнь по своим законам. Однако нельзя использовать женитьбу или замужество как средство для достижения, каких бы то ни было побочных целей, так как брак является целью сам по себе. И если его используют не как цель, а как средство, прогноз весьма неблагоприятный.

Чаще всего непреодолимое желание покинуть родительский дом продиктовано тяжелой семейной обстановкой, деспотизмом родителей или их склонностью к тотальному контролю. В этом случае можно говорить о «невротическом» браке, одной из особенностей которого является опасность, что муж или жена будут обладать именно теми качествами родителей, от которых пришлось удирать. Именно так девушка, настрадавшаяся от алкоголика-отца, выбирает себе пьющего супруга. Бывает вариант и «от противного». В этом случае выбор падает на абсолютного трезвенника, что и становится решающим фактором без учета других, иногда не самых лучших качеств (нередки, например, истории, когда, избавляясь от пьющего отца, девушка становится женой наркомана).

Точно так же молодой человек, избавляясь от властной матери, весьма быстро оказывается под каблуком у супруги. Или же выбирает себе в жены тихую, на первый взгляд, покорную женщину, а получить может, к примеру, хитрую интриганку. Подобные опасности подстерегают тех, для кого брак — это не серьезный, продуманный шаг, а паническое бегство от неблагоприятных обстоятельств [17, с. 6].