Организация работы с одаренными детьми

Дипломная работа
Содержание скрыть

Веками в обществе формировались представления об одаренности людей. В этом понимании накапливались и собирались научные исследования выдающихся умов и частные, каждодневные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся результатам, рекордам. Мог найти интересный, неожиданный выход из непростой ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другие не могли.

Детская одаренность – это самое интересное и загадочное явление природы. Она по традиции занимает одно из главных мест в современном мире. Проблемы ее диагностики и развития волнуют психологов и педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в наше время очень высокий, что легко может быть мотивированно общественными потребностями. Современная личностно-ориентированная направленность связана с выходом на первый план важности личностного развития и самореализации человека.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой и интеллектуальной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного мышления и поведения.

Одаренность — представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов и психологов для работы с одаренными детьми.

Еще несколько десятков лет назад С.Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались» [11; с. 322].

Актуальность темы и необходимость ее изучения заключается в том, что работать c одаренными детьми надо в другом «ключе», нежели с «простыми», надо немедленно развивать их способности, чтобы они нe изжили себя.

5 стр., 2044 слов

Проблемы развития одаренного ребенка

... творчества одаренного ребенка. Поэтому, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность — ... проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей ...

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является важной задачей в повышении качества образования в России. А также создание условий, которые бы осуществляли реализацию их эвентуальных возможностей. Однако недостаточный психолого-педагогический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, и не желание многих родителей развивать своего ребенка, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Некоторые школы для одаренных детей ставят своей целью повышение познавательной мотивации ребенка. Многие считают главным ответить на вопрос «Как работать с одаренными детьми?» Чаще всего занятия с одаренными детьми сводятся к обычной интенсификации деятельности или к углубленному изучению материала. В работе хотелось бы рассмотреть наиболее перспективные и современные методы и формы работы с одаренными детьми.

Объект исследования, Предмет исследования:

Цель: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности организации психолого-педагогической работы с ними.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»;
  • изучить психолого-педагогические особенности одаренности;
  • рассмотреть методы диагностики одаренности;
  • рассмотреть основные формы в организации обучения и развития одаренных детей;
  • определить факторы, влияющие на развитие одаренности.

Гипотеза: Проблема одаренности, как комплексная проблема, состоит из выявления особенностей организации обучения и развития одаренных детей.

Глава 1. Теоретические вопросы детской одаренности, ее проявления

1.1.Определение и сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

В современной науке существует множество теорий одаренности, ни одна из которых не является общепринятой. Эти теории отражают разное понимание источников одаренности, движущих сил ее развития, культурно-исторических и социальных условий ее проявлений и т. д. Особенно дискуссионными являются вопросы, связанные с ранними проявлениями одаренности. Важнейшими среди них являются вопросы: что такое детская одаренность, какие признаки ее характеризуют и как (какими методами) эти признаки можно выявить?

Необходимо заметить, что ранее термин «одаренность» использовался для обозначения любого уровня потенциальных возможностей детей, в современной литературе им обычно обозначают высокий уровень. При этом выделяют общую (умственную) и специальную (по видам деятельности) одаренность. В дальнейшем под этим термином мы будем подразумевать высокий уровень умственной одаренности детей. [1, с. 16]

Критерий достижений широко используется для суждений об одаренности выдающихся людей, оказавших влияние на жизнь всего человечества, науку, культуру и другие сферы деятельности. Однако мнения о том, какие достижения следует считать выдающимися, не совпадают. Тем более трудно оценить достижения детей: то, что удивляет в четырехлетних детях, кажется вполне естественным у шестилетних, а успехи детей, уже специально наученных чему-то, могут значительно превосходить успехи новичков, даже гораздо более способных. Границы между возрастными группами или обученными новичками весьма условны и сильно варьируют в зависимости от видов и условий деятельности, индивидуальных особенностей детей, их окружения. И все же наиболее часто одаренными считают детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и уже демонстрируют неординарные успехи в учении, в освоении какой-либо деятельности: отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, признание экспертов [8, с. 56]

4 стр., 1782 слов

Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной ...

... бы хотелось рассмотреть некоторые вопросы, связанные с историей развития социально-культурной деятельности в России. 1. Зарождение социально- культурной деятельности на Руси в догосударственный период Чередование будней и ... 2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, ...

Действительно, такие «победители» значительно чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные сверстники, о чем говорят многочисленные исследования. Но в то же время известно и немало противоположных случаев, когда большего успеха во взрослой жизни достигли те, чьи достижения в детстве были не слишком блестящими, а бывшие вундеркинды себя ни в чем не проявляли. Нередко раннее достижение успеха объясняется не столько неординарными способностями ребенка, сколько его повышенным стремлением к внешнему признанию и «наградам», умением манипулировать людьми, особенным трудолюбием и старательностью.[2, с. 47]

Таким образом, достижения не могут служить абсолютно верным и более единственным критерием детской одаренности. Поэтому многие ученные призывают при определении одаренности ориентироваться не столько на успехи, уже реально демонстрируемые ребенком, сколько на его потенциальные возможности достичь высоких результатов в будущем. Однако этот акцент на прогнозе будущих успехов служит главным источником разногласий между концепциями одаренности по вопросу о том, какие качества ребенка, в каком возрасте, и при каких условиях могут предсказать их достаточно надежно. Одним из таких предсказателей одаренности, помимо имеющихся достижений, считают способности детей к познанию, к творческому освоению опыта.

Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение, по крайней мере, трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе. Таким образом, к личностным признакам одаренности, относят не только когнитивные (познавательные, умственные) способности, но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияния среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение).

Сложный характер взаимодействия факторов и условий развития одаренности затрудняет прогноз последующих достижений детей в учебе и взрослой жизни. [14, с. 22]

По данным своих многолетних наблюдений за развитием одаренных детей известный российский психолог Н.С. Лейтес пришел к заключению, что понятие «одаренные дети», «одаренность» следует относить к умственным преимуществам на данном возрастном этапе, а не воспринимать как точное указание на будущие успехи. По его мнению, прогноз развития детской одаренности не может быть абсолютно надежным в силу слитности ее возрастных и индивидуальных моментов, но это не отменяет проблему одаренных детей, а доказывает необходимость перенесения акцента с угадывания будущих рекордсменов на выявление детей, требующих уже на данном этапе своего развития особых условий воспитания, обучения для реализации высоких умственных возможностей и восприимчивости к учению.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... и одарённости к другим видам художественной деятельности (театральной, конструктивной, дизайну и др.). Диагностика художественно одарённых детей и подростков. Психомоторная одарённость детей. Понятие о психомоторной одарённости. Природа психомоторной одарённости. Симптоматика психомоторной одарённости. Генетические ...

Такой вывод подтверждают и многочисленные данные о том, что потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, осознании ценности собственного дара, независимости и признании очень велики и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не удовлетворяются. [5, с. 14]

Изучив научные представления об одаренности детей, необходимо рассмотреть определение термина «одаренность» и «одаренные дети» различных психологов и выдающихся педагогов России и зарубежья.

одаренности

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;

2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей;

5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

одаренные дети

Аналогичные определения понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» в своем педагогическом словаре предлагают Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова [4, с. 99]

Понятие одаренности рассматривают несколько иначе в своем кратком педагогическом словаре-справочнике педагоги Хоруженко К.М. и Курепина А.В.

Одаренность, Одаренность

[9, с. 291]

В своем педагогическом словаре В. И. Загвязинский привел отличное от других определений понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность, Одаренный ребенок

Многозначность термина одаренность указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. Одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психолого-педагогического.

1.2. Психолого-педагогические основы детской одарённости

В этом подпункте мы рассмотрим психолого-педагогические основы детской одаренности. Для исследования данной темы, необходимо проанализировать признаки одаренности. [10]

Признаки одаренности — это те особеннос­ти одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оцене­ны на уровне наблюдения за характером его дей­ствий. Признаки явной (проявленной) одаренно­сти зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует су­дить в единстве категорий «хочу» и «могу». По­этому признаки одаренности охватывают два ас­пекта поведения одаренного ребенка: инструмен­тальный и мотивационный. Инструментальный — характеризует способы его деятельности. Мо­тивационный — характеризует отношение ребен­ка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный

1. Наличие специфических стратегий дея­тельности.

4 стр., 1605 слов

Досуговая деятельность с детьми — инвалидами

... работы с детьми инвалидами» посвящен процессу интеграции детей-инвалидов в общество В третьем параграфе «Виды и формы досуговой деятельности» мы рассматривали различные виды досуговой деятельности, ... культурном и нравственном воспитании, улучшить их межличностные взаимоотношения, найти пути самореализации. Методы исследования: анализ научной методической литературы. Курсовая работа ... развития детей. ...

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобраз­ную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых спосо­бов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, веду­щее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успеш­ности: новаторство как выход за пределы требо­ваний выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественного своеоб­разного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-сво­ему» и связанного с присущей одаренному ребен­ку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выра­жается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствую­щей предметной области, что проявляется в спо­собности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее су­щественную деталь (факт) среди множества дру­гих предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивитель­но легко переходить от единичной детали (фак­та) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации.

4. Особый тип обучаемости. Он может про­являться как в высокой скорости и легкости обу­чения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры зна­ний, представлений и умений.

Мотивационный

1. Повышенная, избирательная чувствитель­ность к определенным сторонам предметной дей­ствительности (знакам, звукам, цвету, техничес­ким устройствам, растениям и т. д.) либо к опре­деленным формам собственной активности (фи­зической, познавательной, художественно-выра­зительной и т. д.), сопровождающаяся, как пра­вило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрез­вычайно высокая увлеченность каким-либо пред­метом, погруженность в то или иное дело. Нали­чие столь интенсивной склонности к определен­ному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознатель­ности, а также готовности по собственной ини­циативе выходить за пределы исходных требова­ний деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противо­речивой и неопределенной информации, непри­ятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам соб­ственного труда, склонность ставить сверхтруд­ные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демон­стрирующих одаренность, могут рассматривать­ся лишь как признаки, сопровождающие одарен­ность, но не обязательно порождающие ее. Поэто­му наличие указанных психологических особен­ностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода об ее безусловном наличии.[6, c. 18]

18 стр., 8712 слов

Генезис способностей и одаренности. Естественное и целенаправленное ...

... многие исследователи предполагают, что поскольку творческий стиль мыслительной деятельности – это первичная и естественная форма работы мозга, то творческие способности присущи всем без исключения людям, ... занимаются, таким образом способствуя развитию (т.е. генезису) имеющейся у ребенка одаренности. Удивительно, но у людей из сферы искусства врожденность одаренности и способностей никем из ученых ...

Следует подчеркнуть, что поведение одарен­ного ребенка совсем не обязательно должно со­ответствовать одновременно всем вышеперечис­ленным признакам. Поведенческие признаки ода­ренности вариативны и часто очень противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социума. Тем не ме­нее, даже наличие одного из этих признаков дол­жно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по вре­мени анализ каждого конкретного индивидуаль­ного случая.[1, с. 23]

Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга. Например, капризы, упрямство, в той или иной мере присущие многим детям, при более высоком уровне интеллекта выступают резче, заметнее. Это относится и к проявлениям нежелания, неумения преодолевать повседневные учебные трудности. Повышенные способности часто сопровождаются привычкой учиться «хватая все на лету».

Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются одинаково легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такой ученик уже может начать тяготиться тем, что не знает, к чему же он более склонен. Выясняется, что отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-нибудь видам занятий, может обусловливать разбросанность интересов, затруднять самоопределение.

Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении.

Исследования выдающихся в умственном отношении детей показали, что многие из них очень критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать спои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы, чувствительны ко всему, что затрагивает их «Я». Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи.

Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта — знания о себе и отношение к себе. Самооценка — важнейший фактор поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми.

Таким образом, самооценка вбирает в себя множество различных факторов, заметных преимущественно в сфере межличностных отношений.

Для успешного традиционного обучения творчество не только не нужно, но может мешать, тормозить усвоение. Школьникам, лишенным творческого подхода к получаемой информации, учиться легче. Другое дело — ученики более творческие: они все пропускают через себя, через собственное видение мира. Таким детям гораздо труднее учиться, но им легче что-нибудь придумывать, изобретать.

34 стр., 16684 слов

Психолого-педагогические условия развития творческих способностей ...

... условиях инклюзивного обучения и их недостаточной разработанностью определило формулировку проблемы диссертационного исследования: «Какими должны быть педагогические условия повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию творческих способностей детей с ЗПР ...

Эти школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, от них не знаешь чего ожидать. Попадаются среди них, правда, редко, даже отличники. Однако не усвоение знаний — главное для этих детей, а именно собственная работа мысли.

Наблюдения психологов и педагогов позволяют описать наиболее общие черты, присущие одаренным детям.

«Одаренность, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными».

В сфере опережающего развития познания отмечается следующее: дети способны заниматься несколькими делами сразу; обладают повышенным любопытством; способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; обладают отличной памятью, базирующейся на развитии ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт; умеют широко пользоваться накопленными знаниями; увлекаются коллекционированием; обладают большим словарным запасом; используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы; предпочитают игры, требующие активизации умственных действий; легко справляются с познавательной неопределенностью; не любят готовые ответы; с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу.

В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; характерны преувеличенные, страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими; нередко проявляется экстрасенсорное восприятие; в школьные годы являются эгоцентристами.

В психологии выделяют два типа одаренности:

Общий (умственный) тип

Специальный (творческий)

Каждому типу одаренности соответствует определенный вид одаренности. А вид рассматривается в психологии как специальная способность. Например, общему типу соответствуют гуманитарные способности, математические способности, технические способности. Для каждого вида одаренности существуют определенные компоненты. Например, для гуманитариев существуют такие компоненты, как умение творчески мыслить, умение грамотно строить речь, ораторские способности, а для «математиков» – рациональность мышления, логика, математическая интуиция. Общие и творческие (креативные) способности находятся в тесной связи, так как для высокого развития творческих способностей необходимо иметь уровень умственного развития выше среднего. После того, как ребенок приобрел высокий уровень развития, он (уровень) уже не влияет на развитие творческих способностей. Отсутствие связи между интеллектом и творчеством усложняет развитие творческих способностей ребенка. Умственная одаренность может быть всесторонней и односторонней. Основным показателем умственной одаренности является высокий уровень деятельности. Односторонняя умственная одаренность заключается в том, что у ребенка, очень высокоразвиты только умственные способности. Всесторонне умственно одаренные дети хорошо развиты в различных областях.

32 стр., 15997 слов

Авто «Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения»

... возрастные периоды, у одаренных мальчиков и девочек, а также влияние условий обучения и особенностей семейного воспитания на ее развитие. 6. Выявить «отсроченное» влияние школьного обучения, основанного на разработанной системе развития общей одаренности детей, на особенности их ...

В частности, Кларк и ряд других исследователей уточняют, что термин “одаренность” относится к когнитивным способностям, а «талант» включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала вывод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций. [5 , с. 84]

вывод к главе

В данной главе раскрыта сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» с познанием различных психолого-педагогических основ. Можно выделить следующие типы одаренности: общий (умственный) и специальный (творческий), а каждому типу соответствует определенный вид. Выделение многих видов одаренности служит важной целью – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить возможности для дальнейшего развития.

Одаренность помогает ребенку раскрыть себя в различных видах деятельности. Очень важно обнаружить в нем свою способность, которая, как известно, выражается в его индивидуальности, то есть необходимо стараться подчеркивать и развивать эту индивидуальную способность.

Глава 2. Принципы выявления и пути развития одаренных детей

2.1. Основные проблемы организации работы с одаренными детьми в школе

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

1.Отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

2. Функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

3.Ориентация школы на «уравнивание» на «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

2.2. Методы выявления одаренности и диагностика одаренных детей

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно — ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

В педагогической психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях, условно их можно назвать теоретическим и методическим (психометрическим).

Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике.

Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести и к одаренным. Второй уровень, методический, включает в себя разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических процедур — методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако большая часть образовательной практики свидетельствует о том, что это не так.

10 стр., 4661 слов

МОДЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АДАПТАЦИИ ...

... дополнительного образования социально-педагогической направленности. Однако при этом также необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми не является заключительным итоговым результатом. На протяжении всего периода пребывания в учреждении для педагогов ... для творческого роста и самореализации, мотивируя на дальнейшее обучение в системе учреждения. Это программы по декоративно-прикладному ...

Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. Эти психометрические методики обычно обвиняются в недостаточной достоверности.

Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследования продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться еще на одном уровне, назовем его условно «организационно-педагогическим».

Организация процесса выявления одаренных детей:

Тестовый подход.

«Принцип турникета».

Иллинойсская модель

Поиск . Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей и от специалистов (психологов).

Пока родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка. Как правило, подробную информацию о результатах не сообщают родителям.

Отбор . Заключительная стадия – отбор — имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе, и обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора:

  • а) превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту;
  • б) превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам;

— в) для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимают совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

диагностика развития

Предварительное психодиагностическое обследование каждого ребенка;

  • Этиологическая или причинная диагностика (вскрываются причины возникновения тех или иных психологических «преград»);
  • Типологическая диагностика (определение того или иного типа развития;
  • выявление конкретных психологических механизмов порождения и функционирования обнаруженных ранее психологических преград и причин их возникновения);
  • Прогнозирование (предсказание возможных последствий развития);
  • Этап разработки педагогически рекомендаций, способствующих оптимальному обучению и развитию данного ребенка. [12, с. 16]

Конкретные тесты для диагностики одаренности детей представлены в приложении. ( Приложение 1)

2.3.Основные подходы к организации обучения одаренных детей в сфере образования

При выявлении детей с незаурядными умственными способностями появляется проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных детей должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:

1.Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

2.Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных знаний и умений.

3.Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

1) учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе).

Однако такая форма наименее эффективна.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения.

Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

Рассмотрим индивидуальную программу работы с одаренными детьми «Ступеньки успеха», которая реализуется мною и многими педагогами нашей школы.

Программа «Ступеньки успеха» направлена создавать условия для выявления и развития творческих способностей детей, для активизации познавательного интереса, для формирования ключевых компетентностей, для реализации способностей детей. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и содержит следующие направления:

  • Работа по плану индивидуального обучения;
  • Включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам; (Приложение 2)

Внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности; (Приложение 3)

Обобщив опыт работы по данной теме, предлагаю оптимальные, на мой взгляд, формы работы с одаренными детьми, и детьми, которые имеют повышенную заинтересованность в учебном процессе.

Выделим направления деятельности учителя по отношению к учащимся вышесказанной категории.

Работа с одаренными детьми:

  • диагностика одаренности;
  • классно-урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Классно-урочная деятельность: работа по индивидуальным планам; ИКТ; интерактивное обучение; работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве; разноуровневые задания; творческие задания.

Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы, по которым мы составили методические рекомендации в помощь учителю.

Внеурочная деятельность: элективные курсы; интеллектуальный клуб «Эрудит»; интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай»; олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны; предметные кружки; научно – практические конференции (проектно-исследовательская деятельность); различные конкурсы.

элективных курсов

Эта роль курсов в системе начального обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов курсов. Одни из них могут обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером могут служить программы «Опасные места в лингвистике», «В мире фонетики», «Решение олимпиадных задач», «Загадки природы». Другие – должны обеспечивать межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на повышенном уровне. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы выполнить общую образовательную цель.

Интеллектуальный клуб

Клуб призван стимулировать своих членов к постоянному пополнению знаний и умений; создавать доступные условия для развития инициативы и творчества; обеспечивать систематический интеллектуальный рост.

Формы деятельности клуба «Эрудит» — это тематические встречи, конкурсы подготовленных творческих программ, турниры между командами, праздники знаний в определенных областях науки и искусства и другие мероприятия.

предметные кружки

Цель таких объединений по интересам – увлечь ребенка по определенному направлению науки, привести в действие программу творческих и научных открытий, расширить спектр деятельности.

Действовать нужно осторожно, комплектуя предметные кружки. Следует учитывать интересы учащихся, их желание. Задача педагога состоит в том, чтобы внимательно изучить реальные интересы ребят вне школы, затем построить мостики, позволяющие соединить сегодняшние интересы учащихся с содержанием кружка.

Учитель предлагает ребятам работать в кружке не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, включая упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Механизм обучения на занятиях будет действовать продуктивно, если для ребят будут предложены задания «от простого к сложному». С каждым разом, преодолевая посильные сложности, ребенок с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время педагог использует дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в учении.

Работа научных секций в среднем и старшем школьном звене является важной частью образовательного процесса и естественной. Юные талантливые ребята плодотворно занимаются исследовательской деятельностью по различным направлениям. Они энергичны и одержимы. А вот на работу научных обществ в начальной школе некоторые смотрят с недоверием. Но младший школьник способен на основе поиска и творчества научиться добывать информацию, составлять план действий, получать хороший результат. Только степень самостоятельности будет взаимозависима от возраста, чем старше ребенок, тем она выше.

проектно – исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, школьник получает, обучаясь по специальным методикам. Широкое распространение среди педагогов получила методика исследовательского обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.

Школьный интеллектуальный марафон

Структура марафона:

Подготовка заданий для учащихся.

Подготовка ответов и решений для проверки.

Составление расписания проведения марафона для учеников и учителей.

Выполнение учащимися заданий по предметам.

Проверка выполнения заданий членами жюри.

Обработка результатов.

Ознакомление учащихся с результатами проверки.

Подведение итогов.

Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Задания предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т. е. умение квалифицировать, обобщать и проводить аналогию, прогнозировать результат, «включая» интуицию, воображение и фантазию.

2.4. Подготовка педагога и родителей к взаимодействию с одаренными детьми

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

следующим характеристикам

Успешный учитель для одаренных учащихся — прежде всего прекрасный учитель, глубоко знающий и любящий свою работу. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его, ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание и помощь родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Для выявления таких способностей можно использовать анкетирование. Предлагаетсятест-опросник для родителей «Способности вашего ребенка» (Приложение 4)

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший ребенок уже вырос и не требует особого внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях, именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

во второй главе

Для развития детской одаренности нужна особая развивающая программа. Работа с одаренными детьми начинается с диагностирования, то есть выявления одаренных детей. Применяются различные формы и методы диагностирования одаренности у младших школьников: наблюдения за детьми; анкетирование не только детей, но и их родителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; тестирование. А также специальная подготовка учителей, работающих с одаренными детьми. Опыт педагогов показывает, чем раньше выявляется одаренность у детей, тем лучше это влияет на дальнейший успех в учебной деятельнос­ти. Таким образом, деятельность учителя должна быть направлена на раскрытие таланта ребенка в максимальной мере. Одаренный ребенок имеет право рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку со стороны не только педагога, но и его родителей в поиске наилучшего использования такого таланта, как для него самого, так и для окружающих.

Заключение

Изученная литература по теме дипломной работы позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Основными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, поэтому необходимо создавать условия для их развития.

Хотелось бы обратить внимание на то, что каждый ребенок одарен по-своему, и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной работе, были приведены основные определения одаренности. Используя психолого-педагогическую литературу, была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

В наше время массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако школа, которая ориентирована на средних, оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого уровня.

Хотя только именно высокоодаренные люди, способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/organizatsiya-rabotyi-s-odarennyimi-detmi/

Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. — 68 с.

Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. А. Л. Венгер- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издателсикй центр «Академия», 2008.-352с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров-М.: Издательский центр «Академия», 2006. -176 с.

Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. Э. Ландау – М., 2005. – 144 с.

Лохов, М.И. Плохой хороший ребёнок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи).

М. И. Лохов — СПб: 2005. — 320 с.

Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993-223с.

Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2008-128 с.

Мижериков, В.А., Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009-544 с.

http://tvoypsiholog.ru/publ/odarennye_deti/17-1-0-711

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер. — 2000. — 543 с.

Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2010-208 с.

Хоруженко, К.М. Краткий педагогический словарь-справочник. К. М. Хоруженко, А. В. Курепина — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. Ин-та, 2010.-200 с.

Юркевич, В.С. «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность»1998. книга для учителей и родителей М , 1990, -114с.

Приложение 1 , Методика диагностики одаренности младших школьников

(Автор методики А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета)

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование., Обработка результатов:

математика и техника (1-й столбец листа ответов);

  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);

труд по самообслуживанию (7-й столбец)

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов.

Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»;

  • если нравится – «+»; очень нравится – «++».

Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

Петь, музицировать.

Заниматься физкультурой.

Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

Собирать технический конструктор.

Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

Самостоятельно рисовать.

Играть в спортивные, подвижные игры.

Руководить играми детей.

Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

Ходить в магазин за продуктами.

Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

Ухаживать за домашними растениями.

Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

Участвовать в постановке спектаклей.

Заниматься спортом в секциях и кружках.

Помогать другим людям.

работать в саду, на огороде, выращивать растения.

Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Методика диагностики одаренности младших школьников

(Автор методики А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета)

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения:

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • творческая (2-й столбец);
  • академическая (3-й столбец);
  • художественно-изобразительная (4-й столбец);
  • музыкальная (5-й столбец);
  • литературная (6-й столбец);
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/organizatsiya-rabotyi-s-odarennyimi-detmi/

  • артистическая (7-й столбец);
  • техническая (8-й столбец);
  • лидерская (9-й столбец);
  • спортивная (10-й столбец).

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

  • «++» — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
  • «+» — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
  • «0» — оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
  • «-» — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Вопросы:

Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

Интересуется общением со сверстниками.

Инициативен в общении со сверстниками.

Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

Интересуется актерской игрой.

Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

Хорошо поет.

Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

Легко общается с детьми и взрослыми.

Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

Бегает быстрее всех в классе.

Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

Хорошо играет на каком-либо инструменте.

Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

Умеет делать выводы и обобщения.

Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

Может выразить свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

Любит игры-драматизации.

Быстро и легко осваивает работу на компьютере.

Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Приложение 2, Включение в проектно-исследовательскую деятельность, Приложение 3, Внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности

Приложение 4

Тест – опросник для родителей

«Способности Вашего ребенка»

( Д. Рензулли – американский педагог — психолог, профессор педагогической психологии в университете Коннектикута, директор американского национального исследовательского центра одарённых и талантливых )

Уважаемые родители! Данный тест поможет Вам на основе собственных наблюдений определить, в чем талантлив Ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за каждый отрицательный – 0 баллов.

1. Находит ли порой Ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10. Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Бывал ли этот его замысел удачен?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли Ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17.Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего не понимает?

20. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

30. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

31. Изобретает ли собственные игры и развлечения?

32.Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты, От 20 до 23 баллов:, От 15 до 19 баллов:, От 8 до 14 баллов:, Менее 8 баллов:

Адрес публикации: