Право социального обеспечения

Дипломная работа

Российская Федерация по смыслу статьи 7 Конституции Российской Федерации признана социальным государством, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное человеческое развитие .

Конституционный принцип социального государства предполагает создание равных возможностей для всех членов общества, проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой уровень жизни (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Социальное обеспечение означает обеспечение достаточных средств к существованию для кого-либо из членов сообщества. Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании .

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом .

Социальное обеспечение — это выражение социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно приводит к изменению содержания концепции социальной защиты. Россия должна проводить социальную политику на уровне, санкционированном международными актами, ратифицированными нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит с учетом основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948) , а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973) .

4 стр., 1747 слов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

... обеспечении социальных гарантий сотрудников. Принцип социально-правовой защищенности служащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов, ... социальную напряженность в обществе. Практически все социальные проблемы в той или иной степени касаются и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Многие проблемы, связанные с неудовлетворительной социальной защитой сотрудников органов ...

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства — гарантия достойного развития каждого члена общества и сохранение источника средств к существованию в случае возникновения социальных рисков. Его содержание и параметры постепенно формировались по мере развития самой системы социальной защиты и социальной защиты в Российском государстве.

Конституция России закрепляет правовые основы социальной защиты, в том числе создание условий достойной жизни и свободного развития человека, охрану труда и здоровья, государственную поддержку семьи, материнства и детства, приоритет международных социальных стандартов и т.д. Определились основные тенденции в социальной сфере, среди которых отказ от чрезмерной государственной поддержки, обеспечение минимальных социальных потребностей граждан, исходя из имеющихся в распоряжении граждан финансовых средств, ориентация на адресное оказание социальной помощи и другие. Однако ясно, что такие условия для достойной жизни и свободного развития гораздо проще провозгласить, чем реализовать. В настоящее время почти четверть россиян живут за чертой бедности, и большинство из них имеют постоянную работу. Борьба с бедностью, преодоление социальной несправедливости — одна из важнейших задач как государства, так и общества .

Хотя формально Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, однако ни для кого не секрет, что такое состояние дел в нашей стране — пока всего лишь конституционный идеал.

Тенденция к социально-экономическому развитию указывает на то, что неотложные меры, необходимые на данном этапе, должны быть заменены новой и стабильной социальной помощью, рациональной и практичной по существу, форме и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно понятная система, ориентированная на комплекс мер в области социального обеспечения, основанная на надежной финансово-экономической основе.

В последнее время резко возрос интерес к социальным правам и их значению в процессе социального развития. Недовольство граждан социальной политикой государства, недостатки системы социальной защиты в ряде государств были одним из факторов политической нестабильности. Социальная политика должна основываться на принципах, которые легли бы в основу обеспечения социальных прав граждан в Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость проблемы развития социальной защиты, принципы права социальной защиты, их актуальность предопределили выбор темы работы.

13 стр., 6406 слов

Принципы и источники права социального обеспечения

... обеспечения; раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»; охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения. Объект и предмет исследования. Объектом курсового исследования является право социального обеспечения. Предмет исследования составляют принципы права социального обеспечения. Методологические основы курсового исследования. При написании работы ...

Целями дипломной работы являются: изучение принципов права социального обеспечения.

Для достижения указанных целей определены следующие задачи:

  • определение принципов правового регулирования;
  • раскрытие понятия принципов права социального обеспечения;
  • рассмотрение законодательства, закрепляющего принципы права социального обеспечения;
  • рассмотрение классификаций принципов права социального обеспечения, а также их содержание.

Методологической основой диссертации выступили: современное учение об уголовном праве, общенаучные методы и частнонаучные методы познания: формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический и статистический методы.

Нормативную базу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерств, уполномоченных в области социального обеспечения.

Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых как: Е.И. Антипова, Ю.В. Васильева, П.К. Гончаров, Е.Н. Сидоренко, М.Б. Смоленский, Г.В. Сулейманова и др.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

3,000 руб.

Заключение

В результате исследования можно сделать следующие выводы.

В последние годы одним из направлений законодательной деятельности стало формирование принципов правового регулирования права социального обеспечения.

из теории права известно, что принципы права являются основными исходными положениями, определяющими цели правового регулирования, придающими ему общую направленность, предопределяющими основные направления регулирования общественных отношений . Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на:

1) общеправовые, свойственные всем отраслям права;

2) межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

3) отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

4) внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы.

К отраслевым принципам социального права относятся: всеобщность; финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан.

Помимо общих принципов, эксперты определяют конкретные принципы различных организационно-правовых форм социальной защиты: социального обеспечения и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает суть социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности применяется только к финансированию государственного социального страхования.

4 стр., 1579 слов

Право социального обеспечения (3)

... развития права социального обеспечения 2 Анализ современного этапа развития права социального обеспечения 17. Форма - Очная (собеседование преподавателей кафедры со студентом Студент должен подготовить защитное слово, Стиль одежды - ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ...

Принцип права не является нормой права. Российские ученые, как правило, исходят из того, что принципы права являются основополагающими принципами, которые выражают сущность права и раскрываются во всей совокупности соответствующих законодательных положений.

Принципы права социального обеспечения раскрывают содержание социальной защиты населения, а гарантии являются условием реализации этих принципов (право на судебную защиту, надзор и контроль над соблюдением законов, социальных прав граждан и т.д.) .

Основополагающие положения социальной политики государства — конституционные принципы социального права — закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 2, 7, 37, 38) . Остальные положения социальной политики государства закреплены в законе и стали правовыми нормами. Социальные и юридические принципы отличаются от собственно юридических принципов не только по содержанию, но и по форме своего выражения и существования.

Конституция России закрепляет правовые основы социальной защиты, в том числе создание условий достойной жизни и свободного развития человека, охрану труда и здоровья, государственную поддержку семьи, материнства и детства, приоритет международных социальных стандартов и т.д.. Определились основные тенденции в социальной сфере, среди которых отказ от чрезмерной государственной поддержки, обеспечение минимальных социальных потребностей граждан, исходя из имеющихся в распоряжении граждан финансовых средств, ориентация на адресное оказание социальной помощи и другие. Однако ясно, что такие условия для достойной жизни и свободного развития гораздо проще провозгласить, чем реализовать. В настоящее время почти четверть россиян живут за чертой бедности, и большинство из них имеют постоянную работу. Борьба с бедностью, преодоление социальной несправедливости — одна из важнейших задач как государства, так и общества.

Хотя формально Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, однако ни для кого не секрет, что такое состояние дел в нашей стране — пока всего лишь конституционный идеал.

Реальная защита социальных прав человека и гражданина является необходимым условием не только политической стабильности общества, но и его счастливого развития по пути гуманизма, демократии и прогресса.

В современных условиях социально-экономического положения страны необходимо, в частности, реформировать пенсионную систему . Однако введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно лишь при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение уровня жизни, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения, так как низкооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не смогут участвовать в накопительной системе, а в будущем — рассчитывать на достойную пенсию.

12 стр., 5693 слов

Право социального обеспечения (2)

... по теме работы. ГЛАВА 1. ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА Трудовая пенсия по случаю потери кормильца предусмотрена действующим законодательством РФ, а именно статьей 9 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ... в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца. В случае явки или обнаружения места ...

Предложение о постепенной замене распределительной пенсии на накопительную оценивается экспертами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненно важные интересы десятков миллионов людей. Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. Из-за роста инфляции большинство стран отказались от накопительной пенсионной системы после Первой мировой войны. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917—1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца .

Кроме того, право социального обеспечения является одной из тех сфер, принципы которых не закреплены в законе. Пока нет общего нормативного акта, такого как Основы или Кодекс, который излагал бы принципы закона о социальном обеспечении. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены выводить их из сущности норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

  • обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность;
  • у работниц, кроме того, беременность и роды;
  • вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
  • страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
  • все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
  • всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных .

Идеи, сформулированные на рубеже веков, не утратили своей актуальности.

Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли.

3,000 руб.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/pravo-sotsialnogo-obespecheniya/

1 Российская Федерация. Конституция (1993).

Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Феникс, 2009. – 64с. – ISBN 5-85880-444-6.

2 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998г.

3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (Нью-Йорк, 1996) // Сборник международных документов. – М.: Городец, 2007. – С.23-34.

27 стр., 13252 слов

Правовые основы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации

... методы. В состав выпускной квалификационной работы входят введение, две главы, заключение, список использованных источников. 1.1 Концепция правовой защиты детей-сирот, основные права на социальное обеспечение Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одно из направлений государственной ...

4 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года // Сборник международных документов. – М.: Городец, 2007. – С.245-252.

5 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч.1).

– Ст.3.

6 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2001. — №52 (1 часть).

– Ст.4920.

7 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2001. — №51. – Ст.4832.

8 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2001. — №51. – Ст.4831.

9 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. – 1999. — №29. – Ст.3686.

10 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. — №50. – Ст.4872.

11 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. – 1995. — №32. – 3198.

12 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. — №48. – Ст.4563.

13 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 // Российские вести. — №174. – 1993.

14 Антипова Е.И. К вопросу о понятии принципов права социального обеспечения // Юрист. – 2007. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. – С. 22-28.

15 Васильева Ю.В. О принципах права социального обеспечения // Гражданин и право. – 2007. — №6. – С.29-33.

16 Выборных М.М. Новые принципы пенсионирования // Человек и труд. – 2006. — № 11. – С. 62-69.

17 Галанов В.П. Принципы права социального обеспечения как основа развития отрасли // Российский ежегодник трудового права. – 2006. – № 2. – С.12-16.

18 Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2007. — №4. – С.46-59.

19 Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 187с.

20 Лепихов М. Социальное государство и правовое регулирование социальной защиты // Право и государство. – 2007. — №7. – С.19-24.

21 Морхат П.М. Принципы права: нравственное содержание. — Гражданин и право. – № 10. – 2007. – С.23-29.

22 Право социального обеспечения: учебник / Под ред. М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой. – М.: Юрист, 2008. – 455с.

23 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный).

– М.: Юрайт-Издат, 2008. – 301с.

24 Сидоренко Е.Н. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2007. – 588с.

25 Смоленский М.Б. Право социального обеспечения для студентов вузов. – М.: БЕК, 2007. – 355с.

26 Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Норма, 2007. – 199с.

27 Тарасова Л.С. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном благосостоянии. – М.: БЕК, 2007. – 99с.

2 стр., 846 слов

Конституционная защита социальных прав граждан

... социальных прав граждан К концу ХХ в. в отечественной науке конституционного права сложился подход к закрепленным в Конституции Российской Федерации 1993г. социальным правам как к самостоятельной группе конституционных прав человека и гражданина. Конституционные социальные права человека и гражданина ...

28 Теория государства и права: учебник для ВУЗов / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 2007. – 380с.

29 Теория государства и права. / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 2007. – 677с.

30 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. – М.: Юристъ, 2008. – 687с.

31 Теория государства и права: учебник для ВУЗов / Под ред. В.Н.Хропанюк. – М.: Юрист, 2007. – 410с.

32 Удалова А.В. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2008. – 399с.

33 Федорова М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации. – М.: Норма, 2006. – 344с.

34 Чупрова Е.В. Проблема достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан // Адвокат. – 2006. — №3. – С.14-18.

3,000 руб.