Исследовательская работа Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка

Дипломная работа
Содержание скрыть

Первый год жизни ребенка – важный и сложный период. Именно в это время закладывается фундамент, основа физического развития малыша, а значит, и его будущего здоровья [1, с. 7].

Актуальность данной темы в том, что ранний детский возраст является определяющим как в общем развитии ребенка, так и для формирования его здоровья. Поэтому от эффективности проводимых в данном возрастном периоде профилактических мероприятий во многом зависит здоровье детей в дальнейшем.

Роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий заболеваемости детей первого года жизни заключается в обследования детей: проведении антропометрии; психометрии, заблаговременном направлении ребенка к специалистам, на лабораторные и инструментальные исследования, определенные приказом № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

Медицинская сестра дает рекомендации по вскармливанию, физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита.

При патронажном посещении на дому контролирует правильность выполнения процедур. Все данные, полученные во время подобных посещений, фиксируются в истории развития ребенка. Важно, чтобы гимнастика и массаж проводились систематически с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа [10, с. 112].

Целью работы, Задачи исследования

  1. Изучение теоретического материала по данной теме.

2 Проведение анализа основных показателей медицинской деятельности детской поликлиники за период с 2013 по 2015 года.

3 Изучение роли медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере детской поликлиники города Сатка.

Объект исследования., Предмет исследования., Методы исследования:

1 работа с документацией;

2 аналитический;

3 статистический;

4 математический.

Гипотеза:, Практическая значимость исследования., Структура работы.

1 Теоретические аспекты в изучение профилактики заболеваемости детей первого года жизни

prophylaktikos

Диспансерное наблюдение участковой медсестры: 1 раз в месяц посещение на дому, с обязательным контролем посещения после проведения профилактических прививок.

7 стр., 3332 слов

Российская деревня будет жить ! Российская деревня будет жить ...

... я не хочу его забывать никогда! Сочинение на тему: Моя деревня (2 варианта и 5 похожих топиков) Главная>Сочинения по темам Моя деревня , Вариант 1 Мы с родителями живем в городе, но каждый год летом ездим в деревню ...

Частота осмотров специалистами: педиатр на первом месяце жизни не менее 3-х раз, в последующем не реже 1 раза в месяц.

Осмотр узкими специалистами:

  • в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед;
  • двукратно (1 триместр и 12 месяцев);
  • осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев.

Лабораторно диагностическое обследование:

  • анализ мочи на ФКУ 2х;
  • клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.

Показатели эффективности наблюдения:

  • хорошая ежемесячная прибавка массы тела;
  • хорошая адаптация ребенка к новым условиям жизни;
  • нормальное физическое и нервно-психическое развитие и снижение уровня заболеваемости.

При проведении профилактических осмотров осуществляется контроль:

  • за режимом дня;
  • вскармливанием ребенка;
  • проведением массажа;
  • закаливающих мероприятий;
  • выполнением рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических расстройств питания, инфекционных заболеваний.

При объективном осмотре особое внимание обращается на:

  • массу тела и рост;
  • окружность головы и груди;
  • оценку нервно-психического и физического развития;
  • прорезывание зубов;
  • достояние прикуса;
  • поведение;
  • состояние кожных покровов, костно-мышечной системы, внутренних органов;
  • следовую реакцию от вакцинации БЦЖ;
  • наличие врожденных заболеваний, аномалии развития.

Дополнительные методы обследования: антропометрия 1 раз в месяц, клинический анализ крови и мочи к 3-м месяцам жизни и в 1 год.

На основании данных объективных и дополнительных методов исследования врач дает комплексную оценку состояния здоровья, включающую оценку физического и нервно-психического развития, поведения, наличие или отсутствие функциональных или органических отклонений от нормы, определяет группу здоровья, при необходимости группу риска развития заболевания и назначает комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий [11,с. 123].

Основные профилактические и оздоровительные мероприятия:

  • режим;
  • организация рационального вскармливания;
  • достаточное пребывание на свежем воздухе;
  • проведение массажа;
  • гимнастики закаливающие процедуры;
  • задачи воспитания;
  • специфическая профилактика рахита;
  • профилактика анемии;
  • лечение выявленной патологии.

Критерии эффективности диспансеризации: показатели нервно-психического и физического развития, поведение, данные клинического обследования, частота заболеваний.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

1-й группе здоровья

2-й группе здоровья

3-й группе здоровья

4-й группе здоровья

5-й группе здоровья

В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может изменяться в зависимости от динамики состояния здоровья [10,с. 112].

1.2 Профилактический приём здорового ребенка

1 Организация санитарно-гигиенического ухода за ребенком (микроклимат помещения, количество и качество проветривания, освещенность, организация места сна и бодрствования, прогулки, одежда, соблюдение правил личной гигиены).

2 стр., 898 слов

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

... жизни. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. Какие виды здоровья Вы знаете? От чего зависит здоровье человека? Как Вы понимаете понятие «образ жизни»? ... по уходу за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие - 3-е изд. ... возраста, а увеличение продолжительности жизни до 70 лет и более по новому ... баланса, развития рекреации, экологизации медицины, увеличения объема сервиса, снятия стрессов повседневной жизни. Мир ...

Матери необходимо объяснить, что несоблюдение санитарно-гигиенического ухода за ребенком может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка, на его физическом и умственном развитии. В истории развития врач фиксирует имеющиеся в уходе за ребенком недостатки, дает соответствующие назначения для их исправления.

2 Организация режима жизни и питания соответственно возрасту. Часто жалобы матери на плохой аппетит у ребенка, на повышенную или пониженную возбудимость, на безучастность, плаксивость связаны не с какими-то органическими изменениями, а являются результатом неправильной организации режима сна и бодрствования, режима кормления.

Необходимо знать, что до 9 месяцев должна быть следующая последовательность: сон, кормление, бодрствование, что соответствует анатомо-физиологическим потребностям ребенка. После 9 месяцев эта последовательность изменяется в связи с удлинением отрезков бодрствования, а именно – бодрствование, кормление, сон. На протяжении первого года жизни время активного бодрствования увеличивается от нескольких минут до 3 ч, продолжительность сна за сутки уменьшается с 18 до 14 ч. Произвольное увеличение периода бодрствования может вызвать у ребенка отрицательные эмоции, капризность, повышенную возбудимость.

3 Организация рационального вскармливания и питания является одной из основных задач врача – педиатра общей практики. На каждом приеме или визите на дом врач осуществляет строгий контроль за соответствием получаемого ребенком кормления, его физиологическим потребностям в основных пищевых ингредиентах. Особенно это касается детей, родившихся с весом до 2500 и более 4000 г. Они нуждаются в более частых расчетах питания по ингредиентам и калоражу, так как у них легко могут возникнуть нарушения питания.

Правила организации рационального вскармливания и питания:

  • поддерживать, поощрять и максимально длительно сохранять грудное вскармливание;
  • своевременно переводить ребенка на смешанное или искусственное вскармливание при недостатке грудного молока и невозможности получать донорское молоко;
  • .своевременно, с учетом возраста, вида вскармливания, индивидуальных особенностей ребенка, вводить в рацион соки, фруктовые пюре, докорм, прикорм;

— Докорм следует давать после кормления грудью и не из ложечки, а из рожка с соской. Объясняется это тем, что у ребенка первых 3-4 месяца физиологичным является акт сосания, который поддерживает возбудимость пищевого центра. Кормление с ложечки вызывает снижение возбудимости этого центра, рассогласование ритма сосания и глотания, что влечет за собой быструю утомляемость ребенка, а возможно, и отказ от еды.

Прикорм обычно дается с 4-5 месяцев вначале кормления при высокой возбудимости пищевого центра. Его целесообразно давать с ложки, чтобы научить ребенка снимать пищу губами и постепенно овладевать навыками жевания.

  • периодически (до 3 месяцев ежемесячно, а затем 1 раз в 3 месяца) проводить расчеты химического состава пищи, фактически получаемой ребенком, чтобы при необходимости внести соответствующую коррекцию;
  • правильно организовать методику кормления.

При введении докорма ребенка надо держать на руках, как и при кормлении грудью. При введении прикорма ребенка надо держать на руках, сидя в вертикальном положении.

4 стр., 1671 слов

Гимнастика и массаж детей 1-го года жизни

... детей. Важнейшие факторы физического воспитания детей первого года жизни – массаж и гимнастика, способствующие правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, ... Одним из средств физического воспитания детей дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж ... пальцев к пятке. ЧЕТВЕРТЫЙ-ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ Развитие детей в первые месяцы жизни происходит так быстро, что ...

Несоблюдение методики кормления часто приводит к нарушениям питания у детей. Если ребенок грудного возраста при ежемесячном осмотре по темпам нарастания массы тела и длины соответствует нормальным показателям, а также является здоровым, то питание, получаемое ребенком, надо считать рациональным. Следовательно, он находится в оптимальных условиях вскармливания.

4 Организация физического воспитания ребенка. Оно оказывает положительное воздействие на организм в целом:

  • повышает активность неспецифических факторов защиты организма (лизоцим, компоненты комплемента и др.) и тем самым повышает сопротивляемость к вирусно-бактериальной инфекции;
  • улучшает кровоснабжение, особенно периферии;
  • улучшает обмен веществ и тем самым утилизацию пищевых продуктов;
  • регулирует процессы возбуждения и торможения;
  • повышает активность надпочечников (усиливается выработка кортикостероидов);
  • регулируется деятельность эндокринной системы;
  • улучшается работа мозга и всех внутренних органов.

Физическое воспитание детей до 1-го года жизни включает: массаж, гимнастику и кинезиотерапию (выкладывание ребенка на живот в каждый период бодрствования для развития самостоятельных движений).

Очень важно, чтобы занятия гимнастикой, массаж проводились систематически, с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа. Если контроль за проведением массажа и гимнастики недостаточен со стороны врача и медсестры, если на приемах не фиксируется внимание родителей на огромной важности физического воспитания, то, естественно, эффективность их значительно снижается.

Для организации кинезиотерапии необходимо иметь деревянный трек на полу и поддерживать комфортную температуру воздуха в комнате.

Медицинской сестре необходимо обучить маму проведению закаливающих процедур с использованием воздушных ванн, организации сна на улице, на балконе, купанию 2 раза в день с обтиранием тела влажным полотенцем, а затем и обливанием с постепенным снижением температуры.

5 Организация нервно-психического развития ребенка. Оно идет в теснейшем контакте с физическим развитием и является одной из составных частей здоровья. Нарушение или отставание в физическом развитии нередко приводит к задержке нервно-психического развития. У ребенка, часто болеющего, физически ослабленного, задерживается формирование условных рефлексов, различных умений, трудно вызывается радость.

Врачу – педиатру необходимо учитывать взаимовлияние физического и нервно-психического развития и создавать благоприятные условия для их развития. Необходимо помнить, что тема развития и последовательность в формировании различных движений, умений, а также речи у детей 1-го года жизни зависят не только от их индивидуальных особенностей, но и от воздействия на ребенка взрослых людей, ухаживающих за детьми, а также от окружающей обстановки. Контроль за динамикой нервно – психического развития детей раннего возраста. Оценка нервно-психического развития (НПР) у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам развития в установленные сроки: на первом году жизни – ежемесячно, на втором году – 1 раз в квартал, на третьем году – 1 раз в полугодие, в дни, близкие ко дню рождения ребенка. Медицинские работники: участковый педиатр или медицинская сестра, или сестра (фельдшер) кабинета здорового ребенка проводят диагностику НПР в соответствии с рекомендациями, по определенным показателям – линиям развития. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям предыдущего или последующего возрастных периодов

16 стр., 7574 слов

Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни

... развития) предписывают специальные массажно-гимнастические комплексы или рекомендуют некоторое время вовсе повременить с гимнастикой. Примерные комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни, Первый месяц ... ребенка. 2. Занятия проводятся регулярно: ежедневно, систематически (несколько раз в день), в течение длительного периода (желательно на протяжении всего первого года жизни). ...

[11,с. 123].

Методика определения уровня нервно-психического развития детей первого года жизни.

На 1-м году жизни контролируются следующие линии нервно-психического развития:

До 6 месяцев:

  • развитие зрительных ориентировочных реакций;
  • развитие слуховых ориентировочных реакций;
  • развитие положительных эмоций;
  • развитие общих ориентировочных реакций;
  • развитие движений руки;
  • развитие подготовительных этапов активной речи;
  • развитие навыков.

С 6 месяцев до 1 года:

  • сенсорное развитие;
  • развитие общих движений;
  • развитие действий с предметами;
  • развитие подготовительных этапов активной речи;
  • развитие подготовительных этапов понимания речи;
  • развитие навыков.

Развитие всех умений и навыков на 1-м году жизни тесно связано с уровнем развития анализаторов. Наиболее значимые среди них – зрительный, слуховой, тактильный и проприоцептивный анализаторы [12, с.134].

Для ребенка до 3 месяцев очень важно своевременное возникновение зрительного и звукового сосредоточения, а также развитие следующих положительных эмоций: улыбка и комплекс оживления.

В возрасте от 3 до 6 месяцев важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок с уменьем отыскивать источник звука, формирование хватательных движений руки (брать игрушку из рук взрослого и из разных положений), гуление, лепет (начало речевого развития).

В возрасте от 6 до 9 месяцев ведущим является развитие ползания, подражания в произношении звуков и слогов, образование простых связей между предметами и обозначающими их словами.

В возрасте 9-12 месяцев самыми значительными являются развитие понимания речи взрослого, образование первых простых слов, развитие первичных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. Не менее важным, чем сенсорное развитие, является развитие движений.

Мать должна быть информирована, каким движениям и в каком возрасте учить ребенка. С первых дней и недель жизни в периоды бодрствования ручки и ножки ребенка должны быть свободными, перед каждым кормлением его необходимо выкладывать на живот, развивая умение поднимать и удерживать головку. Такие свободные движения головой укрепляют мышцы шеи и спины, формируется правильный изгиб позвоночника, улучшается кровообращение мозга. Если в семье имеются условия поддержания комфортной температуры для раздетого ребенка, желательно в период бодрствования выкладывать его на деревянный трек на полу для развития ползания и ощущения тела в пространстве. В дальнейшем все эти движения надо продолжать развивать, выкладывания на трек игрушки, чтобы ребенок мог их захватывать и/или целенаправленно двигаться к ним. Время от времени (но не слишком часто) ребенка обязательно надо брать на руки, придавая ему вертикальное положение. Этим стимулируется удержание головы, фиксация взора на лицах матери, отца и других родных и знакомых.

11 стр., 5438 слов

Лечение заболеваний органов пищеварения у детей. Заболевания ...

... лечения заболеваний органов пищеварения у детей. Глава 1. Теоретические аспекты анализа болезни органов пищеварения, .1 Болезни органов пищеварения Органы пищеварения обычно включают желудок ... остро либо в течение нескольких недель или немногих месяцев, особенно если в каловых массах видна примесь крови ... ежедневный стул присущ далеко не каждому: многие всю жизнь опорожняют кишечник 1 раз в 2-3 дня и ...

С 3 месяцев особое внимание уделяется развитию движений рук, с 4 месяцев надо учить ребенка захватывать свободную игрушку, к 6 месяцам – переворачиваться с живота на спину.

Во втором полугодии необходимо учить ползать, а к 8 месяцам – садиться и сидеть, подниматься на ножки и переступать в кроватке или манеже. При такой последовательности развития движений ребенок к 12 месяцев овладевает умением самостоятельной ходьбы [12, с.134].

1.3 Наблюдения за новорожденными из групп риска в

течение первого года жизни

Группы риска детей раннего возраста:

  • дети, имеющие риск по развитию патологии ЦНС (перенесшие перинатальное поражение ЦНС);
  • дети, имеющие риск по анемии, ЖДС, реконвалесценты анемии;
  • дети, имеющие риск по развитию хронических расстройств питания;
  • дети с аномалиями конституции;
  • дети, страдающие рахитом 1, 2 степени;
  • дети, рожденные с крупной массой тела («крупный плод»);
  • дети, перенесшие гнойно-воспалительные заболевания, внутриутробную инфекцию;
  • часто и длительно болеющие дети;
  • дети из приоритетных семей.

Принципы наблюдения детей из групп риска:

  • выделение ведущих факторов риска. Определение задач наблюдения (предупреждение развития патологических состояний и заболеваний);
  • профилактические осмотры врача – педиатра и врачей других специальностей (сроки и кратность);
  • лабораторно-диагностические, инструментальные исследования;
  • особенности проведения профилактических осмотров, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия (питание, режим, массаж, гимнастика, немедикаментозная и медикаментозная реабилитация);
  • критерии эффективности наблюдения;
  • план наблюдения отражается в форме 112-у.

1 группа:

  • осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 5 раз, в дальнейшем

ежемесячно;

  • осмотр невропатологом на 2 месяце (не позднее), в дальнейшем поквартально;
  • осмотр зав отделением поликлиники на 3 месяце, обязательно при каждом заболевании ребенка на 1м году;
  • строгий контроль педиатра за размерами головы, неврологическим статусом, уровнем психического и физического развития;
  • профилактические прививки строго по индивидуальному плану и только с разрешения невропатолога;
  • по достижении 1 года, при отсутствии патологии со стороны ЦНС, ребенок может быть снят с диспансерного учета (ф.30).

2 группа:

  • осмотр ежедневно в течение 10 дней после выписки из родильного дома, затем на 20-й день и в 1 месяц, до года ежемесячно;
  • строгий контроль за состоянием кожи и пупочной ранки;
  • ранние лабораторные исследования (анализ крови, мочи) в 1 месяц и 3 месяца, после каждого заболевания;
  • осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев;
  • мероприятия по профилактике, раннему выявлению и лечению дисбактериоза;
  • при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования снимают с учета (ф.30) в возрасте 3 месяцев.

3 группа:

  • осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 4 раз, в дальнейшем ежемесячно;
  • осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев;
  • борьба за естественное вскармливание, строгий контроль за прибавкой массы, борьба с гипогалактией. Рацион сбалансированного питания с учетом массы ребенка;
  • осмотр эндокринологом не менее 2 раз на 1м году жизни (в 1 квартале и в 12 месяцев).

    Перед следованием у эндокринолога анализ крови

натощак на сахар;

  • диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают сучета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

4 группа:

  • осмотр педиатром 4 раза на 1 месяце жизни, в дальнейшем ежемесячно;
  • анализ мочи в 1 месяц, затем 1 раз в квартал и после каждого заболевания;
  • консультация специалистов в ранние сроки при малейшем возникновении подозрения на патологию (кардиолог, хирург);
  • диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

5 группа:

  • рекомендуются более частые патронажи: в 1 месяц 4-6 раз, далее 1-2 раза в месяц;
  • строгий контроль за качеством ухода за ребенком, за питанием, за прибавкой массы тела, за нервно-психическим развитием;
  • обязательная госпитализация при любом заболевании;
  • участие зав поликлиники в профилактическом наблюдении этой группы детей;
  • более раннее оформление в ДДУ (на втором году) желательно с круглосуточным пребыванием;
  • контроль участковой медсестры за фактическим местом проживания ребенка.

Для ребенка 1-го года жизни характерен ряд особенностей, которые не встречаются в старшем возрасте:

  • быстрый темп физического и нервно-психического развития;
  • потребность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности;
  • обездвиженность ребенка, «сенсорный голод» приводят к задержке в развитии;
  • взаимозависимость физического и нервно-психического развития;
  • эмоциональная обедненность, отсутствие впечатлений, недостаточная двигательная активность ведут к задержке нервно-психического и физического развития;
  • низкая сопротивляемость к метео- и экологическим воздействиям и различным заболеваниям;

— – очень большая зависимость развития ребенка от матери (родителей, опекунов).

Характерной особенностью этого периода жизни ребенка является превращение ребенка из беспомощного существа в человека с характером и определенными чертами личности.

Нет такого периода в жизни более старшего возраста, чтобы за 12 месяцев здоровый ребенок утроил свой вес и вырос на 25-30 см, т.е. именно за 1-й год жизни рост и развитие ребенка идет очень бурными темпами.

Бурно развивается и функциональная речевая система. Ребенок овладевает интонацией того языка, на котором с ним говорят; появляются гуление, лепет, первые слоги, слова. Он начинает понимать речь взрослых, общающихся с ним.

У ребенка постепенно вырабатываются навыки и умения: умение пить из кружки, чашки, есть пищу с ложки, есть хлеб или сухарик; первые элементы навыка чистоплотность.

Значительно расширяется эмоциональная сфера ребенка, и он адекватно реагирует на изменение обстоятельств: плачем, смехом, улыбкой, хныканьем, интересом к окружающим предметам и действиям и т.д. В связи с этим необходимо правильно организовать контроль над развитием ребенка и за состоянием его здоровья, чтобы как можно раньше заметить отклонения в психическом и моторном развитии и планировать оздоровительные мероприятия, обеспечивающие профилактику различных заболеваний

[11, с.123].

1.4 Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных детей

Патронаж новорожденного ребенка в течение первого месяца жизни проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка [10, с.112].

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.

Конкретные цели:

  • оценить состояние здоровья ребенка;
  • оценить состояние здоровья матери;
  • оценить социально-экономические условия семьи;

— Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка. Во время первого патронажа медицинская сестра проводит беседу с матерью, уточняет течение беременности и родов, изучает выписной эпикриз, выясняет тревоги и проблемы семьи, связанные с рождением ребенка.

Медсестра уделяет внимание условиям пребывания младенца, дает рекомендации по уходу за малюткой.

Медицинская сестра проводит обследование ребенка, осмотр кожи и слизистых, оценивает рефлексы. Смотрит активность сосания и характер вскармливания. Так же обращает внимание на плач ребенка, дыхание. Пальпирует животик и осматривает большой родничок, пупочную ранку.

Медсестра узнает о самочувствии матери, соматическом и психическом здоровье и состоянии лактации, характере питания, осматривает молочные железы. При проведении первичного патронажа матери даются рекомендации по охране своего здоровья: дневной отдых, разнообразная пища, усиленный питьевой режим, соблюдение личной гигиены (ежедневно принимать душ или мыть тело до пояса, ежедневно менять бюстгальтер, мыть руки после прихода с улицы, перед пеленанием и кормлением ребенка и т. д.).

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком. Для успешного общения с ребенком необходимо знать уровень его возрастных потребностей и возможностей общения.

Новорожденным до 1 месяца нравится:

  • сосать;
  • прислушиваться к повторяющимся негромким звукам;
  • сосредотачивать внимание на движении и свете;
  • находиться на руках, особенно когда его убаюкивают [12, с.134].

Задача родителей предоставить ребенку возможность слушать их разговоры и пение, негромкую музыку, чувствовать их руки, ощущать телесное общение, особенно во время кормления. Совет матери: даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, во время кормления необходимо брать его на руки.

Основные показатели правильного психо-эмоционального развития новорожденного после выписки из роддома:

  • положительно реагирует на поглаживание;
  • самопроизвольно улыбается;
  • улыбается в ответ на улыбку, голос и прикосновение;
  • успокаивается, когда берут на руки;
  • задерживает свой взгляд на короткий промежуток времени во время кормления.

Медицинская сестра должна обучить правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций:

  • обработка пупочной ранки;
  • купание ребенка;
  • подмывание;
  • обработка носика, ушей, глаз;
  • уходу за ногтями.

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Цель такого патронажа состоит в оказании помощи матери при организации и проведении ухода за новорожденным. Важно научить ее правильно выполнять манипуляции по уходу за ребенком. Во время проведения первичного патронажа новорожденного медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком.

Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа малыша тонкая, и в ней гораздо активнее протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно как метод закаливания.

Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике. Личико и глазки малыша протирать ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

Если дыхание ребёнка затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком).

Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном).

От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

Ногти по мере роста нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь младенческими маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу. На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному.

На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур [12, с.134].

1.5 Вакцинопрофилактика детей первого года жизни

Инфекционные болезни встречаются у детей очень часто, иногда они могут протекать в тяжелой форме, давать осложнения.

Целью иммунизации является формирование специфического иммунитета к инфекционному заболеванию посредством искусственного создания инфекционного процесса, который в большинстве случаев протекает без проявлений или в легкой форме. Каждый ребенок может и должен быть привит, родителям надо лишь своевременно обращаться к врачу – педиатру. При выявлении каких-либо индивидуальных особенностей детского организма доктор составляет индивидуальный план обследования ребенка, его медицинской подготовки к последующей вакцинации [24, с. 11].

В соответствии с приказом Минздрава России № 125н от 21.03.2014 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»:

Выполнение этого приказа может существенно модернизировать вакцинопрофилактику в России, поскольку:

1 Введена обязательная вакцинация детей, начиная с 2 месяцев жизни, против пневмококковой инфекции.

2 Расширен список контингентов, подлежащих вакцинации против различных инфекций.

3 Расширен список инфекций и список контингентов, подлежащих вакцинации согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Согласно Федеральному закону от 17 сентября 1998 г.

N 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» регионы могут финансировать программы вакцинопрофилактики гемофильной, пневмококковой, ротавирусной инфекций, ветряной оспы.

Для организации и проведения прививок лечебно-профилактическое учреждение должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную территориальным (городским, областным, краевым) органом здравоохранения и помещение (прививочный кабинет), отвечающее требованиям СПиН 2.08.02-89.

Вакцинопрофилактика – обязательное государственное мероприятие для предупреждения инфекционных заболеваний. Структурные изменения в современной экономической и демографической обстановке в стране, растущая международная консолидация по реализации программ элиминации и ликвидации инфекций приводят к повышению требований, предъявляемых к иммунопрофилактике [26, с. 7].

Таким образом, роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий, заболеваемости детей первого года жизни заключается в обследования детей: проведении антропометрии; психометрии, заблаговременном направлении ребенка к специалистам, на лабораторные и инструментальные исследования, определенные приказом № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Дает рекомендации по физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком.

Медсестра проводит психологическую подготовку ребёнка к прививке.

2. Роль медицинской сестры в организации профилактики заболеваемости детей первого года жизни на примере

детской поликлиники города Сатка

2.1 Диспансеризация детей первого года жизни в детской поликлинике города Сатка

Статистические данные по диспансеризации детей первого года жизни были получены с Центральной детской поликлинике №1 г. Сатка.

За три года прошло диспансеризацию 2331 ребенок (дети первого года жизни), из которых в 2013 году прошло 792 ребенка, что составило 34% от общего числа прошедших диспансеризацию за год.

В 2014 году прошли диспансеризацию 764 ребенка, что составило 32,8% от общего числа прошедших диспансеризацию за год.

В 2015 году прошли диспансеризацию 775 ребенка, что составило 33,2% от общего числа прошедших диспансеризацию за год. Количество осмотренных детей в 2015 году снизилось на 0,8% по сравнению с 2013 г.

Таблица 1

Диспансеризация детей первого года жизни

Дети первого года жизни

Количество осмотренных человек

Распределение по группам здоровья

2013 год

  1. (34%)

1 группа – 369 (46,6%)

2 группа – 256 (32,4%)

3 группа – 117 (14,7%)

4 группа – 29 (3,8%)

5 группа – 21 (2,5%)

2014год

  1. (32.80%)

1 группа – 233 (30,4%)

2 группа – 383 (50,3%)

3 группа – 99 (12,9%)

4 группа – 22 (2,8%)

5 группа – 27 (3,6%)

2015 год

775(33.20%)

1 группа – 294 (37,9%)

2 группа – 359 (46,3%)

3 группа – 75 (9,5%)

4 группа – 16 (2%)

5 группа – 32 (4,1%)

В 2013 году количество осмотренных детей было выше на 1,2%, чем в 2014 и на 0,8% чем 2015 году (Рис.1).

Рисунок 1 – Долевое соотношение количество осмотренных

детей первого года жизни за 2013 – 2015 года

Из общего количества детей осмотренных в 2013 году (792 ребёнка) с первой группой здоровья составили 369 детей первого года жизни, что составило 46,6%. Со второй группой 256 детей первого года жизни, что составило 32,4%. С третьей 117 детей первого года жизни, что составило 14,7%, с четвертой 29 детей первого года жизни, что составило 3,8% и с пятой группой 21 ребенок, что составило 2,5% (Рис.2).

Рисунок 2 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2013 год среди детей первого года жизни

Из осмотренных детей первого года жизни в 2013 году с первой группой детей было больше на 14,2%, чем со второй группой, на 31,9%, чем с третьей группой, на 42,8%, чем с четвертой группой и на 43,8% чем с пятой.

Рисунок 3 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2014 год среди детей первого года жизни

Из общего количества детей осмотренных в 2014 году (764 ребёнка) с первой группой здоровья составили 233 ребенка первого года жизни, что составило 30,4%. Со второй группой 383 ребенка первого года жизни, что составило 50,3%. С третьей 99 детей первого года жизни, что составило 12,9%, с четвертой 22 ребенка первого года жизни, что составило 2,8% и с пятой группой 27 детей, что составило 3,6%.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2014 году со второй группой детей было больше на 19,9%, чем с первой группой, на 37,4%, чем с третьей группой, на 47,5%, чем с четвертой группой и на 46,7% чем с пятой (Рис.3).

Из общего количества детей осмотренных в 2015 году (775 детей) с первой группой здоровья составило 294 ребенка первого года жизни, что составило 37,9%. Со второй группой 359 ребенка первого года жизни, что составило 46,3%. С третьей группой 74 детей первого года жизни, что составило 9,5%, с четвертой 16 детей первого года жизни, что составило 2% и с пятой группой 32 ребёнка, что составило 4,1%.

Рисунок 4 – Долевое соотношение по группам здоровья

за 2015 год среди детей первого года жизни

Из осмотренных детей первого года жизни в 2015 году со второй группой детей было больше на 8,4%, чем с первой группой, на 36,8%, чем с третьей группой, на 44,3%, чем с четвертой группой и на 42,2% чем с пятой группой (Рис.4).

Рисунок – 5 Долевое соотношение по группам здоровья

С 2013 по 2015 год среди детей первого года жизни

За три года детей первого года жизни:

  • с 1 группой здоровья было 38,4%;
  • со второй группой 42,7%;
  • с третьей группой 12,4%;
  • с четвертой группой 3%;
  • с пятой группой 3,5%.

С 2013 по 2015 год увеличилось количество детей с 5-й группой на 13,7 по сравнению с 2013 годом (Рис.5).

Роль медицинской сестры в организации диспансеризации детей первого года жизни заключается в обследования детей:

  • проведении антропометрии;
  • психометрии;
  • заблаговременном направление ребенка к специалистам;
  • направление на лабораторные и инструментальные исследования.

    2.3.

Работа медсестры прививочного кабинета

Одним из основных направлений в деятельности поликлиники в профилактики является повышения грамотности населения в вопросах иммунопрофилактики и формирование понимания значения вакцин для здоровья.

Профилактические прививки являются основным мероприятием в борьбе со многими инфекционными болезнями у детей, радикально воздействующими на эпидемический процесс.

Кабинет иммунопрофилактики обслуживает в настоящее время:

  • детское население в возрасте 0-15 лет;
  • подростковое население 15-18 лет.

Основные принципы иммунопрофилактики:

  • массовость, доступность, своевременность, эффективность;
  • обязательность проведения вакцинации против управляемых инфекций;
  • индивидуальный подход при проведении вакцинации детей;
  • безопасность при проведении профилактических прививок;
  • бесплатность проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки планируются в кабинете «Вакцинопрофилактика» – ежемесячно, здесь же принимаются отчеты о выполнении плана профилактических прививок и заносятся в компьютерную базу данных. Вакцины хранятся в холодильнике, сроки реализации и холодовая цепь соблюдается.

Таблица 2

Выполнение плана иммунизации детей первого года жизни

Наименование прививок

Выполнено

2013 году

Выполнено

2014 году

Выполнено

2015 году

Против:

коклюша

дифтерии

столбняка

2376

(23,1%)

2292

(23,1%)

2322

(19,7%)

Против:

полиомиелита

2373

(23%)

2291

(23%)

2323

(19,8%)

Против:

кори

краснухи

эпидемического паротита

2376

(23,1%)

2292

(23,1%)

2325

(20%)

Против:

туберкулеза

792

(7,8%)

764

(7,9%)

775

(6,7%)

Против:

Вирусного Гепатита В

2371

(23%)

2279

(22,9%)

2341

(20,1%)

Против:

Пневмококковой инфекции

0

0

1525

(13,1%)

Против:

Гемофильной инфекции

0

0

11

(0,2%)

Против:

гриппа

0

2

(0,02%)

8

(0,1%)

За три года было сделано 31836 вакцинаций детям первого года жизни, в 2013 году 10288 вакцинаций, что составляет 32,3% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. В 2014 году 9920 вакцинаций, что составляет 31,1% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. В 2015 году 11630 вакцинаций, что составляет 36,6% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. Из этого можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается количество вакцинируемых детей. С 2013 года увеличилось на 4,3% по сравнению с 2015 годом (Рис.6).

Рисунок – 6 Долевое соотношение количества вакцинируемых детей до 1 года жизни

Работа медицинской сестры в прививочном кабинете г. Сатке

Медицинская сестра проверяет количество флаконов с вакциной на рабочий день, контролирует температуру в холодильнике и отмечает показания в журнале.

Медсестра проводит психологическую подготовку ребёнка к прививке. В истории развития фиксирует допуск врача к вакцинации, интервалы между прививками и их соответствии индивидуальному прививочному календарю. Регистрирует прививку в карте профилактических прививок (ф. № 063/у), журнале учета профилактических прививок (ф. № 064/у) и в истории развития ребёнка (ф. № 112/у) или в индивидуальной карте ребёнка (ф. № 026/у).

Выполняет вакцинацию и даёт рекомендации родителям по уходу за ребёнком.

Медицинская сестра получает прививочные препараты, медикаменты. Отвечает за использование и проводит выбраковку бактерийных препаратов. Соблюдает правила хранения вакцин при проведении иммунизации и правила обработки прививочного инструмента. Отвечает за санитарно-гигиенический режим прививочного кабинета.

В течение рабочего дня она уничтожает всю оставшуюся вакцину в открытых флаконах, записывает в регистрационном журнале количество использованной вакцины и подводит итог (количество оставшихся доз), проверяет и записывает температуру холодильников.

Ежемесячно медсестра составляет отчёт по прививочной работе.

1 Организация труда в соответствии с настоящей инструкцией, почасовым графиком работы.

  1. Организация процедурного кабинета согласно стандарту.

  1. Соблюдение требований, предъявляемых к маркировке предметов медицинского назначения.

4 Четкое и своевременное ведение медицинской документации. Своевременная подача отчета о выполненных манипуляциях за месяц, полугодие, год.

5 Подготовка кабинета к работе.

6 Владение в совершенстве методиками проведения профилактических, лечебных, диагностических, санитарно-гигиенических процедур, манипуляций и качественное, современное их выполнение.

7 Строгое соблюдение технологии взятия крови на все виды лабораторных исследований.

8 Своевременная и правильная транспортировка исследуемого материала в лабораторные отделения.

9 Своевременное сообщение лечащему врачу об осложнениях от проведения манипуляций, об отказе пациента о проведении манипуляции.

10 Обеспечение наличия и укомплектованности аптечки для оказания неотложной помощи, оказание неотложной доврачебной помощи.

11 Проведение контроля стерильности полученного материала и медицинского инструментария, соблюдения сроков хранения стерильных изделий.

12 Регулярное и своевременное прохождение медицинского осмотра, обследование на RW, HbSAg , ВИЧ – инфекцию, носительство патогенного стафилококка.

13 Обеспечение надлежащего порядка и. санитарного состояния процедурного кабинета.

14 Своевременная выписка и получение у главной мед. сестры необходимых для работы медикаментов, инструментов, систем, спирта, мед. инструментария, предметов мед. назначения.

15 Обеспечение правильного учета, хранения и использования медикаментов, спирта, мед. инструментария, предметов мед. назначения.

16 Проведение сан. просвет работы по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

17 Постоянное повышение профессионального уровня знаний, умений и навыков. Своевременное прохождение усовершенствования.

Вывод исследования.

В 2013 году количество осмотренных детей было выше на 1,2%, чем в 2014году и на 0,8% чем 2015 году.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2013 году с первой группой детей было больше на 14,2%, чем со второй группой, на 31,9%, чем с третьей группой, на 42,8%, чем с четвертой группой и на 43,8% чем с пятой.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2014 году со второй группой детей было больше на 19,9%, чем с первой группой, на 37,4%, чем с третьей группой, на 47,5%, чем с четвертой группой и на 46,7% чем с пятой.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2015 году со второй группой детей было больше на 8,4%, чем с первой группой, на 36,8%, чем с третьей группой, на 44,3%, чем с четвертой группой и на 42,2% чем с пятой группой.

За три года детей первого года жизни:

  • с 1 группой здоровья было 38,4%;
  • со второй группой 42,7%;
  • с третьей группой 12,4%;
  • с четвертой группой 3%;
  • с пятой группой 3,5%.

С 2013 по 2015 год увеличилось количество детей с 5-й группой на 13,7 по сравнению с 2013 годом.

За три года было сделано 31836 вакцинаций детям первого года жизни, в 2013 году 10288 вакцинаций, что составляет 32,3% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. В 2014 году 9920 вакцинаций, что составляет 31,1% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. В 2015 году 11630 вакцинаций, что составляет 36,6% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. Из этого можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается количество вакцинируемых детей. С 2013 года увеличилось на 4,3% по сравнению с 2015 годом.

2.4 Роль медицинской сестры в патронаже новорожденных

детей города Сатка

Старшая медицинская сестра детской поликлиники г. Сатка, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Первый патронаж к новорожденному выполняют на 1-2 день после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор посещают в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач – педиатр.

Общая цель патронажей:

  • создать программу реабилитации ребенка;
  • оценить состояние здоровья ребенка;
  • оценить состояние здоровья матери;
  • оценить социально-экономические условия семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Охрана здоровья детей в нашей стране является одной из приоритетных задач, так как нет большей ценности, чем здоровье человека, которое является показателем благополучия общества.

Особое внимание принадлежит профилактическим и оздоровительным мероприятиям, которые способствуют снижению заболеваемости.

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Дает рекомендации по физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком.

Медицинская сестра обучают правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций:

  • обработка пупочной ранки;
  • купание ребенка;
  • подмывание;
  • обработка носика, ушей, глаз;
  • уходу за ногтями.

Все медицинские сестра детской поликлинике г. Сатка хорошо справляются со своей работой. Грамотно объясняют правилам ухода за детьми первого года жизни.

Прививочная медсестра проводит психологическую подготовку ребёнка к прививке. В истории развития фиксирует допуск врача к вакцинации, интервалы между прививками и их соответствии индивидуальному прививочному календарю.

Регистрирует прививку в карте профилактических прививок (ф. № 063/у), журнале учета профилактических прививок (ф. № 064/у) и в истории развития ребёнка (ф. № 112/у) или в индивидуальной карте ребёнка (ф. № 026/у).

Выполняет вакцинацию и даёт рекомендации родителям по уходу за ребёнком.

За три года прошло диспансеризацию 2331 ребенок (дети первого года жизни).

Количество осмотренных детей в 2015 году снизилось на 0,8% по сравнению с 2013 годом.

В 2013 году количество осмотренных детей было выше на 1,2%, чем в 2014году и на 0,8% чем 2015 году.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2013 году с первой группой детей было больше на 14,2%, чем со второй группой, на 31,9%, чем с третьей группой, на 42,8%, чем с четвертой группой и на 43,8% чем с пятой.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2014 году со второй группой детей было больше на 19,9%, чем с первой группой, на 37,4%, чем с третьей группой, на 47,5%, чем с четвертой группой и на 46,7% чем с пятой.

Из осмотренных детей первого года жизни в 2015 году со второй группой детей было больше на 8,4%, чем с первой группой, на 36,8%, чем с третьей группой, на 44,3%, чем с четвертой группой и на 42,2% чем с пятой группой.

За три года детей первого года жизни:

  • с 1 группой здоровья было 38,4%;
  • со второй группой 42,7%;
  • с третьей группой 12,4%;
  • с четвертой группой 3%;
  • с пятой группой 3,5%.

С 2013 по 2015 год увеличилось количество детей с 5-й группой на 13,7 по сравнению с 2013 годом.

За три года было сделано 31836 вакцинаций детям первого года жизни, в 2013 году 10288 вакцинаций, что составляет 32,3% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. В 2014 году 9920 вакцинаций, что составляет 31,1% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. В 2015 году 11630 вакцинаций, что составляет 36,6% от всех вакцинируемых детей первого года жизни за год. Из этого можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается количество вакцинируемых детей. С 2013 года увеличилось на 4,3% по сравнению с 2015 годом.

Основные принципы иммунопрофилактики:

  • массовость, доступность, своевременность, эффективность;
  • обязательность проведения вакцинации против управляемых инфекций;
  • индивидуальный подход при проведении вакцинации детей;
  • безопасность при проведении профилактических прививок;
  • бесплатность проведения профилактических прививок.

Роль медицинской сестры в организации диспансеризации детей первого года жизни заключается в обследования детей:

  • проведении антропометрии;
  • психометрии;
  • заблаговременном направлении ребенка к специалистам;
  • направление на лабораторные и инструментальные исследования.

Одним из главных разделов работы медицинской сестры педиатрического участка является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка, что подразумевает индивидуальные занятия с учетом культурного и общеобразовательного уровня семьи, психологического климата и многих других факторов. На каждом педиатрическом участке должен быть составлен годовой план санитарно-просветительной работы с населением, в соответствии с которым педиатр и медицинская сестра систематически организуют лекции и беседы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/kontrol-za-razvitiem-i-zdorovem-detey/

1. Акимова, Г. Н. Занятия с ребенком от рождения до шести лет / Г. Н. Акимов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 416 с.

2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей России / А. А. Баранов. – М.: ИД Династия, 2005. – 207 с.

3. Баранова, А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах / А. А. Баранова, В. Р. Кучма. – М.: ИД Династия, 2004. – 158 с.

4. Баранова, А.А. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 608 с.

5. Гулова, С.А. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу / С. А. Гулова, Т. Ф. Казакова, И. Е. Галахова. – М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 316 с.

6. Доскин, В.А. Поликлиническая педиатрия / В.А. Доскин, Т.В. Косенкова, Т.Г. Авдеева, – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. – 303 с.

7. Ефимкина, Р.П. Детская психология методические указания / Р. П. Ефимкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 212 с.

8. Жданова, Л.А. Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике / Л.А. Жданова, Г.Н. Нуждина, А.В. Шишова. – М.: Феникс, 2011. – 308 с.

9. Жданова, Л.А. Профилактические осмотры детей / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Т.В. Руссова. – М.: Феникс, 2010. – 136 с.

10. Жданова, Л.А. Медико-педагогические мероприятия по облегчению адаптации детей к образовательным учреждениям / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Г.Н. Нуждина, – М.: Иваново, 2010. –116 с.

11..Карпова, С.С. Состояние здоровья и перспективы реабилитации детей ранней возрастной группы / С.С. Карпова, А.И. Волков, Ю.П. Ипатов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. – 209 с.

12. Коток, А. Д. Прививки в вопросах и ответах / А. Д. Коток. – М.: Феникс, 2009. – 104 с.

13. Краснов, М.В. Профилактическая работа по охране здоровья детей раннего возраста / М.В. Краснов, О.В. Шарапова, В.М. Краснов. – М.: Иваново, 2002. – 252 с.

14. Мигунов, А. И. Прививки: справочник / А. И. Мигунов. – М.: Весть, 2005. – 160 с.

15. Миллер, Н. И. Прививки. Действительно ли они безопасны и эффективны: учебник / Н. И. Миллер. – М.: Медицина, 2002. – 344 с.

13. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.

14. Приказ № 307 Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».

15. Приказ Минздрава России № 125н от 21.03.2014 « Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

16. Румянцев, А.Г. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей / А.Г. Румянцев, М.В. Тимакова, С.М. Чечельницкая. – М.: Медпрактика, 2004. – 388 с.

17. Русакова, Е.М. Педиатрия. Основы рационального вскармливания. Иммунопрофилактика / Е.М. Русакова. – М.: ТетраСистем, 2001. – 111 с.

18. Семенов, Б.Ф. Вакцины и вакцинация: учебник / Б. Ф. Семенов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 636 с.

19. Соколова, Н. Г. Прививки. За и против: учебник / Н. Г. Соколова. – СПб.: Фолиант, 2011. – 190 с.

20. Спок, Б.К. Ребенок и уход за ним / Б.К. Спок. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2008. – 454 с.

21. Степанов, А.А. Активная профилактика кори, эпидемиологического паротита и краснухи / А.А. Степанов. – М.: Медпрактика, 2005. – 79 с.

22. Студеникин, М.Я. Научные проблемы здоровья детей / М.Я. Студеникин, А.А. Ефимова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011. – 960 с.

23. Таточенко, В.К. Вакцинация детей в дополнение к календарю иммунопрофилактики / В.К. Таточенко. – М.: Медпрактика, 2003. – 52 с.

24. Федорова, Е. Н. Прививки. Календарь, реакции, рекомендации: учебник / Е. Н. Федорова. – СПб.: Фолиант, 2010. – 128 с.

25. Хаитов, Р.М. Иммуногены и вакцины нового поколения: учебник / Р. М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 608 с.

26. Червонская, Г. П. Календарь прививок: учебник / Г. П. Червонская.– М.: Академия, 2004. – 464 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ, Приложение 1, Критерии оценки эффективности профилактической работы

  • Охват дородовыми патронажами беременных;
  • Охват патронажем детей первого года жизни;
  • Полнота охвата профилактическими осмотрами детей (не менее 95% от общего числа детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам;
  • на первом году жизни ребенка – 100% в 1 мес., 3 мес., 6 мес., 9 мес., 12 мес.);
  • Полнота охвата профилактическими прививками в соответствии с Национальным календарем (не менее 95% от общего числа детей подлежащих прививкам);
  • Удельный вес числа детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании (в 3 мес.

— не менее 80%, в 6 мес. — не менее 50 %, в 9 мес. — не менее 30%);

  • Проводится в первые сутки после выписки из роддома (в первые трое суток, если новорожденный здоров);
  • Уточнить и оценить социальный, генеалогический и биологический анамнез, используя данные опроса матери, дородовых патронажей и сведения из обменной карты новорожденного (ф-113-у);
  • Вопросы и проблемы вскармливания новорожденного;
  • Объективное обследование новорожденного;
  • Заключение по диагнозу, группе здоровья и группе риска;
  • План диспансеризации на первый месяц;
  • Рекомендации по вскармливанию, режимным моментам, вопросам ухода;
  • Профилактика гипогалактии, витаминной и микронутриентной недостаточности, питание кормящей женщины;
  • Максимальное соблюдение принципа профессиональной этики, внутренней культуры, доброжелательность и торжественность обстановки.

Наблюдение новорожденного ребенка

Приказ МЗСР РФ от 28.04.2007 № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни

  • Патронажи участкового педиатра на 14-й и 21-й день жизни, по показаниям (группа здоровья) на 10, 14, 21-й день жизни;
  • Патронажи медсестры не менее 2-х раз в неделю;
  • В течении первого месяца жизни медицинскую помощь детям оказывают педиатр и специалисты детской поликлиники только на дому;
  • Комиссионный осмотр в 1 месяц жизни в поликлинике (невролог, детский хирург, травматолог-ортопед, офтальмолог, педиатр, зав.

педиатрическим отделением, аудиологический скрининг, УЗИ тазобедренных суставов);

  • Оценка физического развития на основании антропометрических показателей, нервно-психического развития, определение группы здоровья, выделение групп риска;
  • План диспансерного наблюдения в течение первого года жизни.

Наблюдение детей первого года жизни Приказ МЗСР РФ от 28.04.2007 № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни:

– Врач педиатр – ежемесячно: оценка анамнеза, выявление групп риска, прогноз состояния здоровья, направленность риска, оценка сведений предыдущего периода, физического развития, нервно-психического развития, оценка резистентности, диагностика и оценка функционального состояния организма, заключение по состоянию здоровья, рекомендации.

  • Невролог – 3, 6, 12 месяцев, детский стоматолог и детский хирург – 9 и 12 месяцев, ортопед, офтальмолог, отоларинголог – 12 месяцев, гинеколог детский – до 3-х месяцев и в12 месяцев для девочек.
  • Постановка на диспансерный учет и наблюдение по учетной форме №030-у.

Лабораторно-инструментальные исследования:

  • В возрасте 1 месяц – аудиологический скрининг и УЗИ тазобедренных суставов;
  • В 3 месяца – анализ крови и мочи, в 12 месяцев – анализ крови и мочи, ЭКГ;
  • В группах риска – дополнительно в 1 месяц и 9 месяцев анализ крови и мочи, в 9 месяцев ЭКГ.

Группы здоровья младенцев

1 группа — здоровые дети (без нарушений здоровья и факторов риска).

2 Группа — в зависимости от количества и направленности факторов риска, а также их потенциальной или фактической реализации делится на варианты: А и Б.

3 группа — наличие хронического заболевания в стадии компенсации.

4-я и 5-я группы — по аналогии с соответствующими группами старших детей.

По окончании неонатального периода его переводят в группу здоровья детей раннего возраста (Постановление № 621).

Приложение 2

Порядок проведения профилактических прививок граждан в рамках национального календаря профилактических прививок

1 Профилактические прививки по общегосударственному календарю профилактических прививок проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок).

2 Вакцинация проводится медицинскими работниками, обученными использованию иммунобиологических препаратов для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, организации вакцинации, методам вакцинации, а также оказанию неотложной или неотложной медицинской помощи.

3 Вакцинация и ревакцинация в рамках национального календаря профилактических прививок проводятся иммунобиологическими препаратами для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, зарегистрированными в соответствии с Российской Федерацией, согласно инструкции по их применению.

4 Перед профилактической вакцинацией лицо, проводящее вакцинацию, или его законный представитель должны быть объяснены о необходимости иммунизации против инфекционных болезней, возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях, а также о последствиях отказа от проведения профилактической вакцинации и о добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство оформляется в соответствии с требованиями Федерального закона от ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5 Все люди, которым должны быть сделаны профилактические прививки, проходят предварительное обследование у врача (фельдшера).

6 При изменении времени вакцинации она проводится по схемам, предусмотренным национальным календарем профилактических прививок, и согласно инструкции по применению иммунобиологических препаратов для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. Вакцины (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза), используемые в национальном календаре профилактических прививок, разрешается вводить в один и тот же день разными шприцами в разные части тела.

7 Вакцинация детей, которым не была начата иммунопрофилактика пневмококковой инфекции в первые 6 месяцев жизни, проводится дважды с интервалом между вакцинациями не менее 2 месяцев.

8 Вакцинация детей, рожденных от матерей с ВИЧ-инфекцией, проводится в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению иммунобиологических препаратов для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. При вакцинации таких детей учитываются: ВИЧ — статус ребенка, вид вакцины, показатели иммунного статуса, возраст ребенка, сопутствующие заболевания.

9 Ревакцинация детей грудного возраста от туберкулеза, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, получивших трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку (во время беременности, родов и неонатального периода), проводится в больничном декретном отпуске с вакцинами для профилактики туберкулеза. (чтобы избавиться от первичной вакцинации).

У детей с ВИЧ-инфекцией, а также при обнаружении нуклеиновых кислот ВИЧ у детей молекулярными методами ревакцинация против туберкулеза не проводится.

10 Вакцинация живыми вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза) проводится для ВИЧ-инфицированных детей с 1-й и 2-й иммунными категориями (без иммунодефицита или с умеренным иммунодефицитом).

11 Если диагноз ВИЧ-инфекции исключен, младенцев, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, вакцинируют живыми вакцинами без предварительного иммунологического обследования.

12 Токсоиды, убитые вакцины и рекомбинантные вакцины вводятся в рамках национальной программы иммунизации всем младенцам, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей. Детям с ВИЧ-инфекцией эти иммунобиологические препараты для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний назначают при отсутствии тяжелого и тяжелого иммунодефицита.

13 При вакцинации населения используются вакцины, содержащие антигены, актуальные для Российской Федерации, позволяющие обеспечить максимальную эффективность иммунизации.

14 При проведении вакцинации против гепатита В детей первого года жизни, против гриппа детей с 6-ти месячного возраста, обучающихся в общеобразовательных организациях, беременных женщин используются вакцины, не содержащие консервантов.