Инвалиды с нарушенным зрением-профработа

Дипломная работа
Содержание скрыть

Профессиональная деятельность в жизни человека — главная, обеспечивающая его социальные устремления, самоутверждение и самореализацию. В начале 1990-х годов профориентация получила нормативное отражение в новой интегрированной области обучения «Технология», которая требовала от учителя подготовки к профессиональной ориентации более качественных студентов.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места ра­боты с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда пу­тем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки.

Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Одно из направлений этой работы — защита и реализация прав человека, создание достойных человека условий жизни. В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, детей сирот, беженцев, а также инвалиды по зрению) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

Актуальность.

Начало систематического обучения слепых послужило толчком к возникновению тифлопедагогики и одновременно стало объективной предпосылкой для становления тифлопсихологии. В России зарождение тифлопсихологии относится к 80-ым годам XIX в. Учение о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского—крупнейший вклад в становление дефектологии в России.

Среди учёных, занимавшихся проблемой изучения психики слепых, большой вклад в науку внесли: А.Г. Литвак, М.Е. Хватцев, Б.Г. Ананьев, А.В. Ярмоленко, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, Т.Р. Армитэдж, П. Виллей.

Опыт отечественной и зарубежной школы по осуществлению преемственности трдовой подготовки и профориентации молодежи представлен в трудах, статьях и выступлениях П. П. Блонского, Л. Бэнэдэк, В. Герника, Ч. Девора, Э. Клиффорда, Л. Лан-ди, К. Лелиньской, А. С. Макаренко, И. Павлова, М. Б. Павловой, В. А. Су-хомлинского, Дж. Ферера, X. Франкевича, С. Т. Шацкого и др.

Социальная работа как наука в нашей стране еще очень молода и пока не имеет серьезных достижений в направлении профориентации. И хотя психологические особенности слепых и слабовидящих и некоторые их возможности трудоустройства освещаются в литературе, сегодня они малоизвестны для социальной работы, мало изучены и недостаточно учитываются при работе с такой категорией граждан.

В нашем исследовании мы в основном ориентируемся на решение проблем подрастающего поколения, на детей школьного возраста, поскольку именно эта категория инвалидов наиболее уязвима для будущего негативного воздействия современной жизни.

11 стр., 5442 слов

По физической культуре "Значение физической культуры и спорта в жизни человека"

... человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры выполняет в ...

Темой

Гипотеза

Предмет

Объект

Цель

Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:

1. Анализ теоретической и практической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить виды социальных технологий.

3. Изучить виды и методы социальной реабилитации инвалидов по зрению.

4. Изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования.

5. Изучить особенности профориентации у детей-инвалидов по зрению.

6. Разработать проект профориентационной работы, направленный на реабилитацию детей-инвалидов.

1. Технология профориентационной работы у детей-инвалидов с нарушенным зрением

1.1. Личность и межличностные отношения детей-инвалидов с нарушением зрения

Формирование активной, гармонически развитой личности ребенка, с нарушенным зрением, а так же эффективное включение таких детей в учебно-восстановительный процесс и в полноценную трудовую деятельность, возможно лишь при детальном изучении особенностей формирования личности школьника с нарушенным зрением.

В течение многих столетий представление о слепом как о глубоко несовершенной личности формировалось в повседневном сознании, обладая рядом специфических характеристик, которые отличают слепых от нормальных зрячих. Слепым присвоены разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера. Всё это — прямое следствие нарушения зрения. Поэтому слепой — человек абсолютно иного рода. А возможности формирования положительных качеств и совершенствования своей личности считались крайне ограниченными.

Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой физический недостаток — это фактор, который меняет отношения человека с внешним миром, в основном с людьми, и приводит к «социальной аномалии поведения».

То есть органический дефект изменяет социальное положение, вызывает у слепых возникновение иных социальных установок, чем у зрячих.

Для слепых отсутствие зрения само по себе не является психологическим фактором, они не чувствуют себя погруженными в темноту.

Слепота становится психологическим фактором только при контакте со здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может стать причиной появления отрицательных черт характера.

Эти особенности — некоторые изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение условий, негативно влияющих на формирование различных черт характера. Это могут быть как чрезмерная забота со стороны окружающих, так и невнимательность, отказ от ребенка. В результате у слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, чувства товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная чёрствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

4 стр., 1726 слов

Контрольная работа: Проблема человека в западной философии

... взаимоотношениях людей. В своих истоках эта реальность есть взаимодействие "Я" и "Другого". Общая характеристика современной западной философии. С середины XX века заметно возрос интерес философов к проблемам ... познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к ...

Всё это показывает, что устойчивые свойства личности слепых

(направленность, способности, темперамент, характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одном случае эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (боязнь нового), а в другом—неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Еще менее выражена взаимосвязь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем проявления первичного дефекта.

То есть в формировании основных черт личности на первый план выходят социальные факторы, действие которых не зависит от патологии зрения.

При формировании личностной ориентации некоторые моральные, волевые, интеллектуальные черты характера, дефекты зрения могут быть основной причиной их отклонения от нормы, затрудняя общение ребенка со сверстниками и взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыт. Такие отклонения (негативизм, внушаемость, эгоистичность) отмечаются многими исследователями. Но при создании благоприятных условий (широкое вовлечение ребёнка в различные виды деятельности, правильная организация воспитания и обучения) формирование этих свойств личности, мотивации деятельности оказывается независимым от состояния зрения.

А.И. Зотов утверждает, что слепота, первоначально тормозящая развитие некоторых сторон личности (формирование интересов, эстетических чувств и т.д.) при педагогическом воздействии отступает на второй план, но

«…продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребёнка к окружающей действительности. Но если слепому доступен тот или иной вид деятельности, то формирование отношения к нему оказывается независимым от дефекта. Таким образом, интерес к деятельности, которая успешно осуществляется без визуального контроля, оказывается очень глубоким, устойчивым, как у тех, кто видит нормально».

Таким образом, между зрячими и слепыми, а тем более между слабовидящими, различия могут наблюдаться только в процессе формирования личности, в динамике формирования ее свойств. Конечный результат, то есть уровень сформированности личности, определяется не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных влияний: воспитанием и обучением.

Рассматривая вопросы формирования личности, необходимо особое внимание уделить проблеме активности личности, так как не подлежит сомнению то, что отсутствие или патология зрения вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняют его взаимодействие с окружающим миром, снижают его активность.

11 стр., 5339 слов

Развитие личности в деятельности

... деятельность. 1.2 Соотношение понятий «деятельность» и «личность» Личность ? наряду с деятельностью ... деятельности. Регуляция человеческой деятельности и психики осуществляется по принципу активности: активность выступает одной из конституирующих характеристик человеческой деятельности, ... Рубинштейн рассматривает личностные свойства человека ... социологического. В работах французских социологов Э. ...

«Активность является фундаментальным свойством, присущим всей живой материи, при этом на различных ступенях эволюционной лестницы уровни активности и проявления её различны». Человеческая деятельность определяется как биологическими, так и социальными факторами. А.Г. Литвак рассматривает социальные факторы как главные в этом взаимодействии, и мы с ним согласны.

Основной источник активности — наши потребности. Утрата зрительных функций негативно сказывается на их формировании: нарушаются отношения между материальным и духовным. Из-за того, что органические потребности легче удовлетворить, их развитие у слепых может привести к доминированию и даже гипертрофии.

Также при слепоте нарушается, по словам А.И. Зотова, формирование, вследствие проблем удовлетворения, «…перцептивные потребности, т.е. неодолимое стремление к восприятию окружающего мира».

«Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения при восприятии окружающего мира и вызванное ими снижение активности отражения, требуют широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных интересов, т.е. активизации познавательной деятельности». Г.А. Буткина указывает ещё на одно обстоятельство, которое мы можем квалифицировать как дополнительный фактор, снижающий активность слепых — «…отрицательные эмоциональные состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации, обусловленные часто встречающейся у слепых неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни. Иногда люди с ограниченными возможностями не могут преодолеть возникающие перед ними препятствия.

Многократное повторение фрустрации приводит к снижению активности, безынициативности, отказу от работы».

Она также указывает, что серьезные препятствия для проявления активности вызывают трудности, которые испытывают слепые при установлении социальных контактов. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, к зрячим, различным видам деятельности, так же как и не верные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации.

«В среднем и старшем школьном возрасте зависимость межличностных отношений от состояния зрения…не наблюдается, что можно объяснить…относительной однородностью коллектива (у всех …имеется патология зрения) и тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый план при выборе лидеров выступают морально-волевые и интеллектуальные качества членов коллектива».

Социально-психологические последствия дефектов зрения наиболее ярко проявляются, когда инвалиды находятся в смешанном коллективе, где слепые и зрячие люди учатся и работают. В этих условиях для слепых ограничения способности воспринимать изменения в окружающей среде затрудняют установление личных связей с окружающей средой, вызывают затруднения в бизнесе и свободном общении. Слепые могут уходить от контактов со зрячими, становятся замкнутыми, ориентированными на свой внутренний мир. В таких группах слепые часто изолируются, занимают позиции крайней зависимости от зрячих, работают под давлением и отказываются сталкиваться с трудностями. Очевидно, это следствие недостаточной работы специалистов по подготовке слепых к самостоятельной жизни в мире зрячих.

13 стр., 6310 слов

Особенности психического развития детей с глубокими нарушениями ...

... в способе развития. В связи с этим считаю тему курсовой работы «Особенности психического развития детей с глубокими нарушениями зрения» особенно актуальной. Глава 1. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия нарушения 1.1 Необходимость зрения для полноценной жизни Роль зрения в ...

Кроме того, неблагоприятное влияние на установление положительных межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают трудности социальной перцепции (восприятие человека человеком), которые испытывают слепые. «Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательные восприятия часто не дают слепому достаточного знания о партнёре по общению. Это может усугубляться неадекватным отношением зрячих к слепым из-за их эстетических недостатков, незнания своих психологических особенностей, непонимания».

По словам А. Г. Литвак, формирование межличностных отношений между слепыми и зрячими подчиняется общим законам. Но на этот процесс влияют и перечисленные нами факторы. Литвак далее заявляет, что «.. характерной чертой системы межличностных отношений в смешанных коллективах является широко распространенное безразличие слепых к другим и зрячим. По этой причине в структуре статуса коллектива наиболее распространенные категории людей оказываются в нейтральной или обособленной позиции». Это доказательство отсутствия у команды тренированности и сплоченности.

Можно предположить, что при надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специалиста по социальной работе специфические особенности коллектива, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступят на задний план, уступят место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы снижения активности людей с нарушениями зрения можно преодолеть, создав соответствующие условия для успешной компенсаторной адаптации. Важнейшее из них — вовлечение слепых в деятельность, формирование у них мотивации и позитивного отношения.

1.2. Виды социальных технологий

Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Одно из направлений этой работы — защита и реализация прав человека, создание достойных человека условий жизни. Поскольку сегодня государство не может помочь людям в получении материальных социальных услуг, поддержать их в трудный период жизни общества, это должны делать социальные работники. То есть, создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности и получить всё, что им положено по закону, будут жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих. И это можно сделать, когда мы сможем дать слепым возможность работать.

Действующее российское законодательство практически не защищает права людей с ограниченными возможностями на достойное и безопасное существование. Задача социальных работников — создать условия, в которых люди с ограниченными возможностями могут, несмотря на свои физические и умственные недостатки, максимально проявить свои способности и жить достойно, сохраняя при этом уважение к другим. А это можно сделать, предоставив им возможность трудиться. Одно из направлений этой работы — защита и реализация прав человека, создание достойных человека условий жизни.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места ра­боты с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда пу­тем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

6 стр., 2949 слов

Особенности зрения человека

... клетки. Фоторецепторные клетки (приложение) состоят из палочек и колбочек. Палочек в сетчатке человека примерно 120 млн, причём расположены они преимущественно по периферии её зрительной части. ... образ жизни. Колбочки эффективно работают при достаточно ярком освещении и обеспечивают цветное зрение, имеющее высокую остроту; соответственно их больше у животных, активных преимущественно днём. Оба ...

Индивидуальная консультация

План поиска работы.

Во многих центрах занятости существуют курсы «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможно­сти для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в ре­зультате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные на­выки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка особенно важна в тех регионах, где женских рабочих мест мало или почти нет. Позволяет остановить распад личности, помочь людям поверить в себя, направить их на самозанятость, надомный труд и развитие подсобного сельского хозяйства.

Информационная консультация

Профессиональное консультирование

Благодаря переходу к рыночным отношениям спектр профессиональных возможностей расширился. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при бо­лее детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных за­дач — обратить внимание инвалида по зрению на те профессии, по кото­рым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек—природа», «человек—техника», «человек—художественный образ», «человек—человек»), наиболее соответствующее желаниям и склонностям школьника. Именно направле­ние, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение списка профессий, входящих в состав руководства.

Если консультант смог выбрать себе специальность и есть вакансия, специалисты отделов переподготовки вместе с клиентом определяют, в каком учебном заведении он может ее получить.

Профессиональное консультирование можно разделить на индивидуальное и групповое.

Индивидуальное консультирование

В процессе индивидуального консультирования вы сможете получить исчерпывающую информацию по различным сферам деятельности, пройти тесты на выявление своих навыков.

Групповое консультирование

Личностная консультация

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных ус­пешно работать по той или иной специальности. С помощью тести­рования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик оп­ределяются возможности, личностные качества, способности инвалида по зрению и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профес­сией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объе­ма времени, высокого уровня квалификации специалистов. Прово­дится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами заня­тости населения.

В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения. Для осуществления достовер­ной диагностики возможностей инвалида по зрению, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную рабо­ту имеются такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мультипси-хомер».

2 стр., 977 слов

Особенности формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных ...

... деятельности; формированию общегородских систем специализированных телекоммуникаций и информации для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. Однако доступ инвалидов ... рубежом проблеме адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов и маломобильного населения уделяется большое внимание. Практический ... в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками. Например, помочь слепым призвано т.н. « ...

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмар­ки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере сти­пендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных кур­сах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других спе­циалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуаль­ным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».

Профориентация, являясь приоритетным направлением государ­ственной политики содействия занятости населения, позволяет сни­зить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации инвалидов по зрению к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

1.3. Реабилитация детей-инвалидов с нарушенным зрением

При правильной организации воспитательной и коррекционной работы зависимость мотивов трудовой и общественно-полезной деятельности от состояния зрения будет отсутствовать, а активность лиц с нарушенными функциями зрения придёт в норму. Активное участие тысяч инвалидов по зрению в жизни общества, их успехи в самых различных областях деятельности—лучшее тому подтверждение.

Поэтому, одной из основных задач реабилитационной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая адаптация, а у поздно ослепших — реадаптация.

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.

Слово реабилитация происходит от латинского слова rehabilitatio

(ре — возобновление, хабилитас — пригодность, способность).

С юридической точки зрения реабилитация—оправдание, восстановление доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица.

Медицинская реабилитация

В специальной литературе существует разное толкование понятия

«реабилитация слепых» и различный подход к решению данной проблемы. Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции.

В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа сведена только к профессиональной подготовке.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное, эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня. Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух, осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое состояние.

14 стр., 6752 слов

Школы для детей с нарушением зрения

... а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза». [15] б) Раздельное обучение различных категорий детей с нарушениями зрения Опыт различных педагогов в обучении детей с нарушениями зрения позволил ...

Пастор Керолл (США) в книге «Что такое слепота и как с ней жить.» утверждает: «…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые, пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер, необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы с трудностями нового положения».

Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности, нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие «реабилитация» применяют только по отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они считают более правильным применить термин «абилитация» — врастание в жизнь в условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то, что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин «абилитация» употребляется и в отечественной литературе.

Однако когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий.

Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения, определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества, государства.

Каждая психическая функция—это продукт деятельности определённого органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности.

Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений.

Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым.

5 стр., 2414 слов

Профессиональная деятельность психолога история и современность

... продуктивность, качество, результативность и др. деятельности. (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006. С.54). 3. История становления профессии «психолог» Запрос на психологическое знание остро ... трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица) 2. Характеристика профессии «психолог» Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых ...

Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля.

Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта. Общественная трудовая деятельность—основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе.

Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность. Однако, как утверждает А.Г.

Литвак, «…формирование положительной установки на работоспособность не зависит прямо от глубины и времени возникновения дефекта».24

Формирование положительных установок к труду во многом зависит от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий. В целом социально- трудовая реабилитация должна складываться из системы мероприятий психолого- педагогического, социально-экономического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности. Зависимость процессов адаптации и реадаптации от личности ослепшего проявляется в существовании четырёх типов поведения непосредственно после утраты зрения, выделенных В.С. Сверловым:

  • Безразлично-вялый, длительно пребывающий в депрессивном состоянии, не предпринимающий никаких усилий для восстановления своего положения в обществе;
  • Рассудительно-волевой тип, направляющий усилия на преодоление последствий дефекта;
  • Контрастный, для которого характерна глубокая депрессия, сменяющаяся мобилизацией сил на борьбу с дефектом;
  • Неустойчивый, характеризующийся регулярными сменами депрессивного и оптимистического

При включении в деятельность психологический кризис преодолевается, происходит выход из состояния психологического конфликта. Этот процесс

В.С. Мерлин разбил на фазы:

  • Фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия;
  • Фаза занятия. Инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от тяжёлых мыслей о своей инвалидности;
  • Фаза деятельности. Характерно стремление реализовать свои творческие возможности;
  • Фаза поведения, когда определяется характер деятельности, стиль поведения человека, определяющий весь его дальнейший жизненный путь.

Следует отметить, что у зрячих часто формируются субъективные и неадекватные установки к слепым. Это либо негативная установка на избегание, либо псевдо положительная установка, проявляющаяся в жалости к слепому, в стремлении взять его под опеку. Причины таких установок различны. Прежде всего—незнание психологии слепых, их реальных возможностей, представления о слепых как несчастных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях. Легко ранимые, тяжело переживающие свой дефект и тонко чувствующие отношение партнёра по общению слепых не остаются безразличными к подобным ситуациям, затрудняя дальнейшие контакты, закрепляя установку на избегание зрячих. Всё это ведёт к стремлению общаться преимущественно с товарищами по несчастью, к созданию микрогрупп, состоящих из инвалидов по зрению, и в результате к аутизму, то есть к уходу в свой внутренний мир, выпадению из жизни общества.

Мы считаем, что реабилитационная работа со слепыми может быть достаточно эффективной только при условии пропаганды тифлологических знаний среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитания у них чуткого, тактичного, бережного отношения к инвалидам, но без унижающей достоинство жалости.

Врождённые и приобретённые дефекты зрения с неизбежностью сказываются на развитии всех основных психических функциях человека.

Нарушения или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают сложившиеся межанализаторные связи, что отражается на всей сенсорной организации человека, что вызывает отклонения в сферах логического познания и практики. У человека в норме формируется двигательно-моторная координация, т.е. все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Слепота же делает это невозможным.

Изменения в сфере ощущений отражаются на восприятии объектов и явлений окружающего мира. Избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности. Апперцепция проявляется слабее, чем в норме. Осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого. Нарушается целостность восприятия, его качество, точность и полнота.

Недостаток зрения отрицательно сказывается на развитии внимания.

Здесь сокращается круг объектов, которые должны вызывать непосредственный интерес. Т.е. сокращается объем, устойчивость, концентрированность, страдают другие свойства внимания.

За счёт полного или частичного выпадения зрительных образов характерной чертой представлений слепых является резкое сужение их круга.

Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости и вербализм—такие качественные отличия представлений слепых от чувственных образов памяти зрячих.

При нарушении зрительных функций происходят замедленные образования временных связей, что выражается в необходимости большего числа подкреплений. Среди особенностей процесса запоминания слепых можно выделить меньший объём и пониженную скорость, а также недостаточную осмысленность запоминаемого материала.

Дефекты функций зрения оказывают влияние и на процесс интеллектуального развития, что отражается практически на всех операциях мышления, прежде всего на анализе и синтезе различных сторон окружающей действительности. Сложность получения чувственных данных приводит к трудностям в сравнении объектов. Дефекты в сфере чувственного познания отражаются на всех мыслительных операциях.

Сужение сферы чувственного познания обедняет восприятие и представление и, поэтому, делает ограниченным воображение.

Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями, и это повышает успешность реабилитации инвалидов по зрению.

Человек восстанавливает равновесие не только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают как в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии, так и в обыденной практической деятельности. То есть, реабилитация у человека проходит с подключением сознания.

Социальная среда – это уровень развития общественных отношений и технического прогресса, положение человека в обществе, условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения, социального обеспечения и многие другие факторы.

Поэтому, при переплетении и взаимодействии биологических и социальных факторов последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и человек может достичь высокого уровня психического развития.

На основании выше сказанного мы можем утверждать, что при своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению, при обязательном контроле со стороны специалиста по социальной работе, можно добиться высоких результатов в их психическом развитии. А это, в свою очередь, даст возможность проведения мероприятий по профессиональной ориентации и подготовке для последующего вступления в самостоятельную трудовую деятельность, которая позволит проявить таким людям свои способности, реализовать свои возможности и стать полноценными членами общества и не быть у него на иждивении.

1.4. Отечественный и зарубежный опыт

1.4.1. Труд слепых за границей

С целью более полного выявления трудовых возможностей слепых остановимся на их профессиях в некоторых странах.

С древних времён отдельные слепые выделялись своими достижениями в профессиях интеллектуального и физического труда. В некоторых профессиях трудовой деятельностью занимались довольно значительные группы слепых: народные певцы в разных странах, массажисты в Японии с X века нашей эры, ремесленники в Египте в I веке до нашей эры и т.д. Однако организованное, массовое включение слепых в трудовую деятельность во всех культурных государствах началось лишь в XIX веке и до наших дней охватило далеко не всех слепых.

В 1925-1930 наиболее распространёнными среди слепых видами труда были: корзиноплетение, изготовление щёток, плетение мебели, музыка, настройка роялей, ручное вязание, работа на трикотажных машинах, игра на органе, преподавание музыки и других предметов, переплёт книг, печатание на пишущих машинках под диктовку, переписывание книг по Брайлю, сетевязание, обработка дерева, работа на телефонных станциях. В этом перечне профессии даны в убывающем порядке по степени их распространённости в ряде государств Европы и Америки.

В Великобритании во второй половине XIX века Армитэдж энергично защищал возможности интеллектуального труда для слепых и рекомендовал им занятия музыкой, в частности игру на органе, фортепиано и особенно настройку музыкальных инструментов. В области физического труда он отмечает профессии корзинщика, щёточника, столяра, канатчика, вязальщика сетей и т.д. Из женских работ им указаны вязка чулок и сетей, шитьё ручное и машинное. Он также рекомендует слепым заниматься торговлей.

В начале нашего века (1916 г.) в специально организованном для военноослепших учреждении С. Дунстан в Лондоне обучались специальностям: массажист, стенографист, переписчик на пишущих машинках, телефонист, корзинщик, столяр, трикотажник, птицевод, торговец и прочее.

По данным Робба, в Шотландии на ряду со слепыми, трудоустроенными в мастерских, многие работают на дому. Их основные занятия: органист, учитель музыки, настройщик, корзинщик и пр. Изыскиваются новые профессии, в частности на фабрике.

В США, по данным Беста, лишь восьмая часть слепых содержала себя своим трудом. Слепые в США работают в качестве служащих в конторах, юристами, учителями, музыкантами, настройщиками, телефонистами, работают в прачечных, домашними работницами, страховыми агентами, разносчиками газет и др.

П. Вилей указывал, что во Франции есть слепые учёные, артисты, литераторы, журналисты, юристы, преподаватели, но основная масса слепых интеллектуального труда—музыканты.

Таким образом, приведённый перечень профессий, которыми занимались и занимаются слепые в разных странах, позволяет сделать вывод, что трудовые возможности инвалидов по зрению весьма многообразны.

1.4.2. Трудовая деятельность слепых в России

В России с 1925 года создано Всероссийское общество слепых (ВОС), которое организовало разветвлённую сеть производственных предприятий, в рамках которых происходит трудоустройство инвалидов по зрению. Учебно- производственные предприятия ВОС (УПП ВОС) являлись наиболее оправдывающей себя формой трудоустройства слепых в сфере производства до сегодняшнего дня.

Спецификой УПП является то, что всё здесь подчинено единой задаче рациональному трудоустройству слепых: подбор профиля производства, разработка специальных технологий, применение защитных устройств и нестандартного оборудования, проведение мероприятий по охране остаточного зрения и т.д.

Некоторые тифлопедагоги прошлого, занимаясь проблемами трудоустройства слепых, предполагали готовить их лишь к интеллектуальному труду. Такие предположения основывались на тех сложностях, которые существуют при работе слепых в области физического труда. Конечно, слепота вызывает затруднения и при работе в области интеллектуального труда. Кроме того, некоторые слепые, как и зрячие, более склонны к труду в сфере производства. Мы согласны с тем, что слепым, как и зрячим, должна быть дана возможность заниматься и физическим, и умственным трудом, в соответствии с их способностями и наклонностями.

Но, учитывая современное состояние российской промышленности, перспективы её дальнейшего развития, а также то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках УПП ВОС подразумевает разделение технологического цикла на мельчайшие операции (т.е. вовлечение огромных людских ресурсов), что приводит к удорожанию продукции, а также учитывая крайне низкий потенциал обновления технологии и оборудования на этих предприятиях (т.к. нецелесообразна автоматизация технологического процесса), можно допустить возможность неконкурентноспособности этих предприятий на рынке, что подтверждается невозможностью функционирования большинства Учебно-Производственных Предприятий ВОС уже сегодня и что означает нецелесообразность профессиональной ориентации слепых в сферу производства.

Кроме того, трудоустройство слепых на УПП ВОС ведёт к слабой социальной интеграции инвалидов по зрению.

Под понятием «социальной интеграции» слепых мы понимаем расширение их общественных функций и связей, т.е. создание условий для проявления слепыми своих способностей и талантов: в науке, искусстве, педагогической деятельности, юриспруденции, в организационной в организационной и хозяйственной деятельности.

Одной из главных практических задач социальной интеграции является материальное обеспечение слепых не ниже уровня благосостояния зрячих членов нашего общества.

Учитывая выше перечисленные экономические сложности, мы можем утверждать, что сегодня и в дальнейшем благосостояние трудящихся УПП ВОС будет неизбежно снижаться, заинтересованность в труде падать и, следовательно, желание молодых инвалидов трудоустраиваться на этих предприятиях постепенно отпадёт.

Что же касается проявления талантов и способностей, то здесь необходимо отметить, что вся та культурно-просветительная работа, которая проводилась на этих предприятиях, проходила на базе ведомственных Домов

Культуры. Сегодня ВОС не может содержать их. Следовательно, вся кружковая и спортивная работа угасла.

Кроме всего этого нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках специализированных предприятий влечёт за собой изоляцию их от зрячих и противоречит принципам интеграции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Советское государство, создав УПП ВОС, загнало инвалидов в некие «резервации». Жильё строилось рядом с предприятиями, вся местная инфраструктура планировалась с учётом удобства для слепых. Это привело к замкнутому кругу передвижения, к однообразному общению, к строгому упорядочению и однообразию всей жизни. Постепенно все интересы людей сводятся к производственным. Все их действия чётко контролируются и регламентируются. Однообразие действий, узкий круг общения, жёсткая дисциплина не могут не сказаться на психике людей. В первую очередь страдает мышление и творческое воображение, затем эмоционально-волевая сфера. В итоге можно проследить процесс дегенерации личности. Трудовая деятельность в таких условиях перестаёт выполнять свою компенсаторную функцию.

Поэтому мы приходим к выводу о нецелесообразности профориентации старшеклассников в производственную сферу, во всяком случае сегодня, когда она представлена в таком виде.

1.4.3. Особенности, возникающие при выборе профессии

При выборе профессии необходимо иметь в виду, что к слепым будут предъявлены такие же требования в отношении производительности и качества работы, как и к зрячим, занятым в той же профессии. Слепой должен работать полноценно, наравне со зрячим. Тифлопедагоги подчёркивают, что «Не нужно никаких льгот и скидок на слепоту. Их не только нельзя требовать, но и нельзя допускать».

Для правильного выбора профессии, в первую очередь, необходимо выяснить и учесть интересы ребёнка, его направленность и способности, а так же общую подготовку к намечаемой работе.

«В определённых случаях представляется необходимым воздействовать на школьника мерами убеждения, чтобы изменить его профориентацию и создать правильную трудовую установку». При профессиональной подготовке обучение должно быть и теоретическим, и практическим. Вторая сторона подготовки очень важна тем, что помимо всего, что должен изучать для данной профессии зрячий, слепому необходимо усвоить все навыки, помогающие выполнять работу без зрячих.

Содействие окружающих и воля к преодолению препятствий —необходимые предпосылки к успешному овладению слепым выбранной профессии. Он должен не замыкаться в себе, быть активным. Сознание своей общественной полезности укрепляет у слепого веру в свои силы и умение их пользовать.

Иногда «…трудоустройство ослепшего срывается или работа выполняется им неполноценно. В этих случаях причину видят в слепоте, в то время как суть дела — в неправильной организации труда, а иногда в неправильном выборе профессии и недостаточной подготовке к ней. Правильно выбрав профессию и хорошо к ней подготовившись, слепые при обеспечении необходимых организационных условий могут с успехом работать как в области интеллектуального, так и в области физического труда, за исключением тех, которые не пригодны к трудовой деятельности независимо от состояния зрения». Это подтверждает Б.О. Корман (доктор филологических наук, профессор): «Специфические трудности, с которыми сталкивается зрячий вузовский педагог, исследователь и руководитель, есть в конечном счёте лишь заостренное и концентрированное выражение тех трудностей, с которыми сталкивается вузовский работник вообще».

Когда выбор области труда или профессии затруднителен, их необходимо намечать ориентировочно. В этом случае лучше начинать с более простого, чтобы не подорвать у слепого веру в свои силы.

Необходимо учитывать, что первые трудовые пробы имеют большой психологический результат: даже небольшие успехи радуют слепых, а неудачи ими преувеличиваются.

По утверждению Б.И. Коваленко, «При нормальных условиях и отсутствии других дефектов слепые более или менее легко достигают целей, и что вызывает у них потребность достичь новых, более трудных. Желательно, чтобы в этом была определённая последовательность».

Таким образом, для правильного выбора профессии, необходимо выяснить и учесть интересы ребёнка, его направленность и способности, а так же общую подготовку к намечаемой работе. Сознание своей общественной полезности укрепляет у него веру в свои силы и умение их пользовать. Инвалиду с ослабленным зрением необходимо усвоить все навыки, помогающие выполнять работу без зрячих.

1.4.4. Профессии интеллектуального труда, доступные слепым

Начиная с древних времён, отдельные слепые делали успехи в различных областях интеллектуального труда. Они достигали этого, благодаря выдающимся способностям и исключительной энергии.

Сегодня тифлопедагогика имеет богатый арсенал методик обучения слепых и слабовидящих детей, поэтому можно с полной уверенностью говорить о доступности этого вида деятельности для инвалидов по зрению.

Так В.Н. Киселёв делится своим опытом обучения незрячих студентов на математических факультетах ЛГУ: «Сразу после зачисления в ВУЗ новых незрячих студентов возникает вопрос собрать ли их в одной группе или рассредоточить равномерно по всем группам? В ЛГУ пошли по первому пути…первым аргументом в пользу этого…является то, что образуется специальная группа по изучению иностранного языка…Во-вторых, все незрячие студенты, находящиеся на курсе, слушают одни и те же лекции, посещают одни и те же семинары, что позволяет им объединяться при подготовке к контрольным работам, зачётам и экзаменам, образуется полный конспект материала, изложенного на лекциях, т.к. то, что не успел записать один, удалось записать другому. В-третьих, это совместная работа с чтецом…

…На четвёртом курсе происходит переформирование учебных групп. В одну учебную группу входят те студенты курса, которые зачислены на данную кафедру…Общие курсы читаются всем группам одновременно, и готовиться к экзаменам студенты могут по-прежнему вместе. А находясь в группе, соответствующей его кафедре, студент имеет больший контакт со зрячими студентами и глубже постигает специальные курсы, которые читаются только для его группы. Таким образом, начиная с четвёртого курса, речь может идти о нахождении незрячих студентов лишь в одном потоке…».

В разные времена, начиная с древности встречались слепые философы. По греческим сказаниям, некоторые древние философы намеренно ослепляли себя, «дабы ничто не мешало им предаваться умственному созерцанию». В числе их указывают на Демокрита из Абдер (VI-V в. до н.э.), Карл Фердинанд (умер в 1496 г.), Франсуа Малаваль (1627-1719), Ахилл-Даниэль Леопольд (1681-1753), Шлютер (1801-1884), Евгений-Карл Дюринг (1833-1921) и др.

Были слепые историки и географы: Ауфидий (II в. до н.э.)—римский сенатор, автор римской истории, Агюстен Тьерри (1795-1856), Вильям Прескотт (1796-1859) и др.

Слепые выделялись как юристы и филологи: Николай Верде (1440-

1492)—написал работу об институциях Юстиниана, Шёнбергер (1601-1648), Голу (1764) и пр.

Слепые добивались успехов и как математики: Дивим из Александрии (310-398), Николай Саундерсон (1682-1739), Леонард Эйлер (1707-1783), Джон Гофф (1757-1825), Ж. Платенау (1801-1883).

Этот перечень можно продолжить. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что слепые могут заниматься научной работой.

Серьёзные затруднения для научной работы слепого представляет невозможность без посторонней помощи знакомиться с литературой, материалами, проводить наблюдения и опыты, особенно по экспериментальным наукам некоторые осложнения возникают при систематизации собранного материала и изложении работы. Но постоянно развивающаяся тифлотехника значительно облегчает их работу. М.С. Князев (УрГУ) пишет, что «При использовании комплекса тифлосредств, имеющихся в лабораториях УрГУ, незрячий математик-программист может работать на ЭВМ без посторонней помощи. Комплекс тифлотехнических средств позволяет не только самостоятельно работать незрячему специалисту, но и эффективно обучать студентов…».

Б.И. Коваленко рекомендует «При выборе ослепшим научной специальности…предпочесть социальные и математические науки, а на экспериментальных останавливаться лишь тогда, когда к этому есть особые основания —…навыки в этой области».

Далеко не редкость имя слепого среди художников слова. Слепые поэты встречались уже в древности. Издавна связывают с именем слепого Гомера величайшие эпические поэмы — «Илиаду» и «Одиссею». В более поздние времена среди поэтов и писателей различных народов тоже довольно часто встречались слепые. Среди писателей Англии и США мы выделяем: Джон Мильтон (1608-1674), Вильямс (XVIII в.), Алиса Кинг (XIX в.), Елена Келлер (XIX в.) и т.д. Среди русских писателей и поэтов мы находим: Домна Анисимова (XIX в.), И.И.Козлов (1779-1840), В. Рязанцев (1867-1942)—«Слепой Ивка», «Илька- каторжник», «Слепцы», «Сквозь броню» и т.д., А.П. Белоруков (1881)—«Путями веков», «В непогоду», Н.А. Островский (1904-1936), Ф.О. Шоев (1903), О.Скороходова (слепоглухонемая) и т.д.

Приведенный перечень—доказательство того, что слепые могут быть писателями и поэтами.

Из особых препятствий, встречающихся на пути слепого писателя—трудность непосредственных наблюдений, требующих зрения, трудность изучения источников, исправление своих ошибок. Но современные технические средства значительно уменьшают или полностью устраняют эти проблемы.

Среди слепых мы встречаем артистов, певцов, музыкантов. В древней

Греции и в средние века во всех странах слепые часто бывали народными певцами, странствовавшими с места на место. Они часто встречались и в

России, особенно на Украине, где их называли каликами перехожими, кобзарями, бандуристами. Среди них мы знаем Остапа Вересай, Фёдора

Грищенко—XIX в.

Успехи отдельных слепых певцов содействовали серьёзному обучению слепых пению. Хор слепых воспитанников Петербургского института человеколюбивого общества с успехом выступал на Политехнической выставке в Москве в 1872 году. Хоры слепых пользовались успехом и за границей, о чём свидетельствует журнал попечительства о слепых «Слепец» 1914 года.20

В XX веке высшее музыкальное образование слепых перестало быть редкостью. Существуют оркестры слепых, которые пользуются успехом. Одним из первых был симфонический оркестр слепых воспитанников Петербургского института человеколюбивого общества, Московский оркестр слепых, организованный на товарищеских началах. В настоящее время у нас в стране многие слепые превосходно играют на различных музыкальных инструментах, выступают солистами в ансамблях.

Слепые с успехом занимаются и настройкой музыкальных инструментов. Чернов—один из первых русских высококвалифицированных настройщиков, виолончелист и учитель музыки; П.П. Трекше—старший настройщик на фортепианной фабрике Оффенбахера.

Среди слепых были и скульпторы, но эта профессия не получила широкого распространения.

Успехи слепых в различных областях искусства позволяют говорить о возможности их специализации в этих профессиях.

А.Г. Кондратов предостерегает от традиционного вредного заблуждения, будто слепота создаёт какие-то особые преимущества в области развития музыкальных способностей. «Способности в искусстве встречаются среди слепых не чаще, чем среди зрячих». Для нас важно, что слепые могут заниматься искусством, особенно в области художественного слова, пения и музыцирования. Здесь очень важна помощь зрячих во время подготовки при изучении жестов и мимики.

В нашей стране, благодаря ЛГПИ им. А.И. Герцена и другим пединститутам, профессия преподавателя среди слепых стала массовой.

Вопросам слепых педагогов в литературе уделено большое внимание. «Опыт показал, что слепым педагогам легче заниматься со старшими, чем с младшими классами». Из этого следует, что более всего им подходит работа в высшей школе, затем в средней. Но не все слепые подходят для работы в ВУЗах (впрочем, как и зрячие), т.к. для неё требуется высокая квалификация.

Слепые педагоги могут преподавать как зрячим, так и незрячим учащимся. При работе со зрячими легче наладить их содействие, но встречаются моменты, затрудняющие работу слепого. При работе со слепыми учащимися педагог легче устанавливает контакт с ними, но может оказаться беспомощным в тех случаях, когда они нуждаются в помощи зрячих.

По определению В.И. Коваленко наименьшие трудности для слепых представляет преподавание гуманитарных наук. «Преподавание физики, географии, естественных наук…затруднительно. Оно не желательно в школе слепых, а в школе зрячих допустимо в виде исключения». Но анализ литературы опровергает это заключение. По словам многих специалистов слепые преподаватели успешно справляются с преподаванием этих наук. С.Д.Белоголовцев (доцент текстильного института г. Иванова) пишет, что

«…незрячие математики давно доказали, что они с успехом могут сочетать научную и педагогическую работу в высшей школе. Академик Л.С. Понтрягин, доценты И.В. Проскуряков и А.С. Пархоменко, М.И. Шерстнёв, В.В. Кузнецов, В.М. Чмутов и др.

Поле педагогической деятельности слепых в различных отраслях знания очень широко, т.к. во всех профессиях возможен переход с практической работы на сообщение знаний.

Назовём несколько имён известных слепых преподавателей прошлого:

  • Армитэдж (1824-1890)—его работа «О воспитании и занятиях слепых» до сих пор сохранила значение;
  • Френсис-Джозеф Кемпбелл (1832-1914)—учитель слепых в Бостонском институте Перкинса. Выступал на международных конгрессах по слеповедению. Оставил после себя ряд работ: «Воспитание слепых» и т.д.;
  • Пьер Виллей (1879-1933)—профессор литературы, автор книг «Психология слепых», «Педагогика слепых» и др.;
  • П.Г. Мягков (XIX в.)—крепостной юрист. Обучал юриспруденции. О нём упоминает Аксаков в своей «Семейной хронике»;
  • А.В. Бирилёв (1872)—руководитель Казанского училища слепых. Написал работы: «Осязание слепых», «Тифлопедагогическая техника»;
  • В.С. Сверлов (1898)—преподаватель географии. Читал лекции в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Автор многих трудов по вопросам преподавания слепым географии, работы слепых педагогов, трудоустройства слепых.

Многолетний сравнительный анализ показывает, что знания студентов, полученные от незрячего преподавателя технического ВУЗа, не уступают результатам работы зрячих коллег».

Таким образом, научная деятельность, преподавание в школе, техникуме и ВУЗе являются для инвалидов по зрению одной из наиболее эффективных форм участия в общественно-полезном труде.

Также встречались в истории среди слепых и врачи.

В Японии с древних времён массаж является основной профессией слепых. Долгое время он был даже их монополией. Массаж как профессия слепых проник из Японии в Европу через Англию в

XIX веке, но первоначально не получил широкого распространения. Но во время мировой войны 1914-1918 г.г. этой профессии стали обучать военно-ослепших. Возникла ассоциация слепых массажистов.

На съезде русских деятелей по распространению профессионального и технического образования в Москве в 1896 году А.А. Густовский сделал доклад о доступности для слепых массажа как профессии. На основании опыта он утверждал, что слепые хорошо усваивают приёмы массажа, в частности хирургического, и вполне справляются с этим делом.

То есть профессия массажиста давно вошла в список рекомендуемых при профориентации слепых и их трудоустройстве.

Таким образом, приведенный перечень основных профессий интеллектуального труда говорит о том, что слепота не является препятствием для работы в самых разнообразных отраслях умственного труда. Основные препятствия для работы в этой сфере—недостаточная оснащённость техническими приспособлениями, недочёты в подготовке к интеллектуальному труду, слабое обеспечение новой литературой по системе Брайля, насторожённое отношение к слепым специалистам со стороны зрячих коллег (это постепенно проходит) и населения.

Тем не менее, мы считаем целесообразной и преимущественной организацию профориентации детей-инвалидов по зрению в сферу умственного труда.

1.4.5. Опыт отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению

В Свердловской области проблемой профориентации детей-инвалидов по зрению серьёзно занимается Свердловская областная средняя школа-интернат.

Под руководством бывшего директора школы Мартиросян С.А. коллектив тифлопедагогов разработал систему методов и приёмов по формированию интересов у учащихся к тому или иному виду трудовой деятельности. Им удалось наладить не только профориентационную работу, но и выпуск уже готовых специалистов. Т.е. ребёнок, покидающий стены школы, имеет специальность, с которой смело вступает в жизнь.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство слепых и слабовидящих детей в России вынуждены обучаться в специализированных школах-интернатах, что затрудняет их возможности в выборе профессии, так как дети оторваны от реальной жизни. Поэтому заслуги коллектива школы в этой области неоценимы.

Начиная со средней школы, педагоги очень внимательно следят за развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому к 10-11 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в том или ином специализированном классе.

К предпоследнему году обучения школьник уже самостоятельно может выбрать направление дальнейшей трудовой деятельности. Школа даёт возможность выбора между обучением в классе с углублённым изучением математики, где старшеклассники изучают языки программирования, вычислительную технику, работают с компьютером и т.д., обучением в классе с проф. подготовкой массажистов, где им преподают теоретические курсы медицинского колледжа и организуют практические занятия как на базе специальных кабинетов школы, так и стажировку в медицинских учреждениях города В. Пышмы и Екатеринбурга.

После окончания математического класса и сдачи квалификационных экзаменов выпускнику присваивается квалификация «вычислитель-программист». После же успешного освоения теоретического и практического курса обучения (828 часов) в классе с медицинской проф. подготовкой выпускнику присваивается квалификация «массажист».

Также был организован класс с углублённым изучением гуманитарных наук: литературы, истории, музыки, права. Здесь дети постоянно знакомятся с классической и современной литературой, проводят литературные вечера, поэтические встречи, посещают музеи и выставки, собираются на музыкальные лектории и т.д. Перечень мероприятий очень велик, и все они направлены на то, чтобы после окончания школы облегчить ребёнку поступление и обучение в гуманитарном Вузе, дать ему такой багаж знаний, который позволил бы будущему слепому студенту решить многие проблемы, связанные с чтением литературы по тому или иному предмету самостоятельно.

Также на базе учебно-производственных мастерских ведётся проф. подготовка будущих рабочих УПП ВОС с учётом запросов этих предприятий.

Сегодня проводится, на наш взгляд, уникальный эксперимент совместно с СоИном УГППУ по профессиональной ориентации детей в специальности социальной сферы. Преподаватели Вуза проводят занятия в специализированном классе по отдельным дисциплинам первых курсов института. Это значительно облегчит как обучение будущих студентов, так и разработку коллективом Вуза организационных и учебных материалов по подготовке незрячих специалистов. В случае положительных результатов это даст возможность поиска доступных специальностей в других Вузах и средних учебных заведениях, что ещё более облегчит будущую профессиональную подготовку инвалидов по зрению. Хотелось бы, чтобы опыт, накопленный в этой школе, более широко распространился на другие специализированные школы-интернаты страны.

Также видится очень важной проблема, которая характеризуется тем, что слепые после окончания школы при установлении социальных контактов испытывают очень серьёзные затруднения. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, зрячим людям, также как и неверные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную учебную и трудовую деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации. Поэтому необходимо изучение межличностных отношений в коллективах, состоящих из лиц с нарушениями зрения. Причём тифлопедагог, специалист по социальной работе и социальный педагог должны не только изучать межличностные отношения в таких коллективах, но и уметь управлять ими в целях налаживания нормальных межличностных контактов между инвалидом по зрению и его зрячим коллегой на будущем рабочем месте. Это необходимое условие для установления благоприятного социально-психологического климата и формирования активной жизненной позиции у каждого члена коллектива.

То есть, при профессиональной подготовке необходимо уделить особое внимание вопросам обучения налаживания отношений между слепыми и зрячими людьми, так как в нашей стране пропаганде тифлознаний среди населения до сих пор не уделяется внимания. Часто слепые попадают в ситуации, о которых говорит доцент Челябинского политехнического института И.В. Вишев: «…Не всегда складываются нормальные отношения…с коллегами по работе. Одни…начинают…чрезмерное сочувствие (часто из самых благих намерений), но теряя при этом чувство меры, другие…стараются вести себя подчёркнуто панибратски, что…подчёркивает наличие физического дефекта, третьи…предпочитают игру «в жмурки»,..они…»дружески» хлопают тебя по плечу…и хотят, чтобы ты их узнал. Необходимо самообладание и тактичность, чтобы…выравнивать эти взаимоотношения и доводить их до обычных…незрячий преподаватель не должен спекулировать на своём физическом недостатке…нужно быть всегда готовым выполнить любое задание…Должны быть выработаны ровные и реалистичные отношения с окружающими, что может явиться лишь следствием трезвой оценки происходящего. Иных путей, по-видимому, не существует».

Иногда люди с ограниченными возможностями не могут преодолеть возникающие перед ними препятствия в налаживании контактов со зрячими коллегами. Многократное повторение фрустраций приводит к снижению активности, безынициативности, отказу от любой деятельности, что недопустимо.

Сейчас в России активно действуют благотворительные фонды, внедряющие различные образовательные проекты. Так республика Марий Эл стала следующим регионом России после Санкт —Петербурга, Московской и Свердловской областей, где Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина реализует образовательный проект «Профориентация» с элементами социальной адаптации и профориентации для детей-инвалидов. Предоставляемые Фондом специализированные компьютеры и программное обеспечение позволяют детям с ограниченными возможностями взглянуть на окружающий их мир, получить достойное образование и профессиональные навыки.

Главная задача проекта — помочь современной молодежи с ограниченными возможностями осознанно подходить к выбору будущей профессии в зависимости от индивидуальных психологических склонностей, а так же познакомить их с реальной ситуацией на рынке профессиональных кадров. Проект осуществляется при поддержке администрации Республики Марий Эл.

Таким образом, профессиональная ориентация слепых и слабовидящих старшеклассников является возможной и необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. А включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства представляется актуальным и перспективным. Это открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране. Только активное участие в трудовой деятельности даёт им возможность стать полноценными членами общества, создаёт условия для формирования разносторонне развитой личности.

2. Содержание работы по профессиональной ориентации в школе-интернате

2.1. Возрастная направленность профориентационной работы

В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

Для оценки сформированности профессионального самоопределения школьников можно использовать следующие эмпирические индикаторы: наличие профессиональных намерений; устойчивость профессионального интереса; преобладание содержательных мотивов выбора профессии; информированность учащегося об основных аспектах будущей профессиональной деятельности; практический опыт в избранной сфере трудовой деятельности, стремление познать данный вид труда.

Спецификой профессионального самоопределения инвалидов по зрению в условиях трансформирующегося общества (меняющегося воздействия макросреды) на разных этапах и у различных групп молодежи является то, что комплекс детерминирующих его факторов и мотивов неустойчив. Эта нестабильность вызывает необходимость научной разработки системы профориентационной работы для каждого конкретного города с учетом социально-экономической и социокультурной ситуации в нем, с одной стороны, и степени сформированности профессионального самоопределения учащихся с другой.

Значение профессиональной ориентации и психологической поддержки инвалидов по зрению в условиях трансформации социальных отношений, сопровождающейся системным социальным кризисом, значительно возрастает. Повышение роли профессиональной ориентации в оптимизации социальных процессов связано с направленностью профориентации на формирование и активизацию адаптационных возможностей индивида не только в сфере труда, но и в широком социальном контексте его жизнедеятельности.

Учитывая низкий уровень социально-психологической готовности инвалидов по зрению к деятельности в условиях глобальной неопределенности социально-трудовой среды, профессиональная ориентация сегодня осуществляется как социально-профессиональная ориентация. Независимо от того, имеет ли деятельность специалистов по профориентации выраженную педагогическую, психологическую, социологическую или иную составляющую, практически никто не исключает из рабочего поля влияние социального окружения, поддерживающие или подавляющие факторы среды.

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, подростку желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.

Часто воспитанники школы-интерната при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за несделанной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего); так и из-за нехватки информации об учебных заведениях. Так же обстоят дела и с возможностью трудоустройства.

Естественно, что в этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо если специальность ему понравится и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учится), и государство теряет средства на учебу посредственного работника. Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент не знает, куда ему подавать документы и, зачастую, подает документы в первый попавшийся вуз. Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации.

Чтобы решить эти проблемы необходимо в первую очередь проводить профориентационную работу в школе-интернате.

Благодаря переходу к рыночным отношениям спектр профессиональных возможностей расширился. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников с ослабленным зрением складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при бо­лее детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных за­дач — обратить внимание инвалидов с ослабленным зрением на те профессии, по кото­рым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек—природа», «человек—техника», «человек—художественный образ», «человек—человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направле­ние, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение списка профессий, входящих в состав руководства.

Каждая профессия должна рассматриваться с учётом всех её положительных и отрицательных сторон. Нужно выяснить, насколько она соответствует особенностям труда слепых и нельзя ли её приспособить к ним. Важное значение имеет остаточное зрение и зрительные представления, сохранившиеся у слепых и слабовидящих. Практически в каждом отдельном случае можно ограничиться выбором между несколькими, наиболее выгодными и подходящими для данного ослепшего.

2.2. Результаты диагностики учащихся школы-интерната

В первой главе мы провели анализ профориентационной работы, направленной на реабилитацию детей-инвалидов с нарушенным зрением. Во второй части нашей работы мы проведем экспериментальное исследование профессиональных интересов старших школьников с ослабленным зрением.

Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в приложении 2. Диагностические методики для нашего исследования взяты из практикума по возрастной психологии (Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб «Речь» — 2002), и представлены в приложении 1.

Экспериментальная база нашего исследования – Савинская школа-интернат. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 15-16 лет.

По результатам методики «ДДО Климова» мы получили следующие результаты (Диаграмма.1)

Диаграмма 1. Диагностика предпочитаемых типов профессий у детей с ослабленным зрением.

Итак, из таблицы 1 мы видим, что среди наших испытуемых не обнаружилось значительных предпочтений какого либо типа профессий. Однако наиболее популярным оказался тип «человек-художественный образ», а наименьшее количество выборов получила категория «человек-человек».

Таким образом, полученные данные говорят о широте диапазона интересов наших испытуемых.

Результаты экспресс-диагностики характерологических особенностей личности наших испытуемых отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Диагностика типов темперамента у детей с ослабленным зрением по методике диагностики характерологических особенностей.

Диаграмма 2 наглядно информирует нас о том, что преобладающий тип темперамента у наших испытуемых – сангвиники. Меньше всего среди наших испытуемых холериков.

Посмотрим, как тип темперамента выбор типа профессии у наших испытуемых зависит от типа их темперамента (Диаграмма3).

Диаграмма 3. Зависимость выбора типа профессии от типа темперамента у детей с ослабленным зрением

Итак, из диаграммы 3 мы видим, что типу профессии «человек-природа» отдают большинство предпочтений меланхолики (15%).

Тип «человек-знак» выбирают флегматики (15%), тип «человек-художественный образ» и тип «человек-человек» — сангвиники (по 15%).

Тип «человек-техника» привлекает меланхоликов и флегматиков (по 10%).

Таким образом, выбор типа профессии зависит от типа темперамента. Так, общительные школьники с ослабленным зрением выбирают типы профессий, подразумевающих общение с людьми. А менее общительные и более инертные выбирают те типы профессий, которые позволят им заниматься спокойной неторопливой деятельностью.

В диаграмме 4 показаны преобладающие стили поведения стили поведения наших испытуемых.

Диаграмма 4. Преобладающие стили поведения детей с ослабленным зрением.

Итак, диаграмма 4 наглядно иллюстрирует, что почти половина наших испытуемых выбирает такой тип поведения, как приспособление. Треть испытуемых готовы идти на компромисс, и треть – готовы к сотрудничеству.

Таким образом, анализируя полученные в результате диагностики данные, мы пришли к

— Среди наших испытуемых не обнаружилось значительных предпочтений какого либо типа профессий. Однако наиболее популярным оказался тип «человек-художественный образ», а наименьшее количество выборов получила категория «человек-человек». Полученные данные говорят о широте диапазона интересов наших испытуемых.

— Выбор типа профессии зависит от типа темперамента. Так, общительные школьники с ослабленным зрением выбирают типы профессий, подразумевающих общение с людьми. А менее общительные и более инертные выбирают те типы профессий, которые позволят им заниматься спокойной неторопливой деятельностью.

  • Почти половина наших испытуемых выбирает такой тип поведения, как приспособление. Треть испытуемых готовы идти на компромисс, и треть – готовы к сотрудничеству.

Таким образом, профессиональная ориентация слепых и слабовидящих старшеклассников является возможной и необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. А включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства представляется актуальным и перспективным.

2.3. Совершенствование технологий.

2.3.1. Проект профориентационной работы с детьми с ослабленным зрением

Анализ результатов теоретической литературы и диагностики слабовидящих школьников в Савинской школе-интернате для слепых детей позволяют отметить, что при устранении препятствий слепые и частично видящие, использующие тактильно-слуховой способ восприятия информации, могут овладеть многими специальностями, за исключением тех, где требуется такая степень включения зрительного анализатора, что компенсация его с помощью тифлотехнических средств в настоящее время и в обозримом будущем оказывается недостаточной или отсутствует.

В нашей работе основное значение придаётся школьному этапу обучения на базе факультативов в специализированных классах. Опыт, накопленный в процессе обучения в таких классах коллективом педагогов в Савинской специальной средней школе для слепых и слабовидящих детей позволяет сделать выводы:

  • Являясь новой формой дифференциации обучения, занятия в специальных классах позволяют учитывать и развивать специальные интересы и способности учащихся с глубокими нарушениями зрения, соответствуют их профориентации;
  • Изучение дополнительных специальных предметов, включение детей в практические занятия носят ярко выраженную трудовую и политехническую направленность;
  • Практические занятия в области будущей специальности вырабатывают у учащихся ценные практические умения и навыки;
  • С целью улучшения качества обучения требуется система отбора на основе длительного изучения учащихся;

— Для ускорения внедрения достигнутых результатов необходимо утвердить в качестве базовых 2-3 региональные школы для слепых и слабовидящих детей со специальными классами по профессиональной подготовке детей, организовать выпуск малых серий разработанных тифлоустройств.

Начиная со средней школы, педагогогам необходимо очень внимательно следить за развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому к 10-11 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в том или ином специализированном классе.

К предпоследнему году обучения школьник уже самостоятельно может выбрать направление дальнейшей трудовой деятельности. Школа даёт возможность выбора между обучением в классе с углублённым изучением математики, где старшеклассники изучают языки программирования, вычислительную технику, работают с компьютером и т.д., обучением в классе с проф. подготовкой массажистов, где им преподают теоретические курсы медицинского колледжа и организуют практические занятия как на базе специальных кабинетов школы, так и стажировку в медицинских учреждениях городов: Йошкар-Олы, Волжска, Козмодемьянска.

После окончания математического класса и сдачи квалификационных экзаменов выпускнику присваивается квалификация «вычислитель-программист».

После же успешного освоения теоретического и практического курса обучения (828 часов) в классе с медицинской проф. подготовкой выпускнику присваивается квалификация «массажист».

Также был организован класс с углублённым изучением гуманитарных наук: литературы, истории, музыки, права. Здесь дети постоянно знакомятся с классической и современной литературой, проводят литературные вечера, поэтические встречи, посещают музеи и выставки, собираются на музыкальные лектории и т.д. Перечень мероприятий очень велик, и все они направлены на то, чтобы после окончания школы облегчить ребёнку поступление и обучение в гуманитарном Вузе, дать ему такой багаж знаний, который позволил бы будущему слепому студенту решить многие проблемы, связанные с чтением литературы по тому или иному предмету самостоятельно.

Также на базе учебно-производственных мастерских ведётся проф. подготовка будущих рабочих УПП ВОС с учётом запросов этих предприятий.

Преподаватели МАРГТУ проводят занятия в специализированном классе по отдельным дисциплинам первых курсов института. Это значительно облегчит как обучение будущих студентов, так и разработку коллективом Вуза организационных и учебных материалов по подготовке незрячих специалистов. В случае положительных результатов это даст возможность поиска доступных специальностей в других Вузах и средних учебных заведениях, что ещё более облегчит будущую профессиональную подготовку инвалидов по зрению.

Также видится очень важной проблема, которая характеризуется тем, что слепые после окончания школы при установлении социальных контактов испытывают очень серьёзные затруднения. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, зрячим людям, также как и неверные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную учебную и трудовую деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации. Поэтому необходимо изучение межличностных отношений в коллективах, состоящих из лиц с нарушениями зрения. Причём тифлопедагог, специалист по социальной работе и социальный педагог должны не только изучать межличностные отношения в таких коллективах, но и уметь управлять ими в целях налаживания нормальных межличностных контактов между инвалидом по зрению и его зрячим коллегой на будущем рабочем месте для установления благоприятного социально-психологического климата, формирования активной жизненной позиции у каждого члена коллектива.