Деятельность социального работника по урегулированию семейных конфликтов по направлению 040400 «Социальная работа» уровень магистратура

Дипломная работа

Сегодня многие исследователи утверждают, что существует кризис в семье — крупном социальном институте, который является первичной системой социализации ребенка и одним из «строительных блоков» общества, его ячейкой, из которой он состоит. Благополучие семьи, ее социальная активность оказывает сильное влияние на гармоничное развитие ребенка, поэтому изучение проблем семьи выходит на первый план. Государство берет на себя ответственность за решение проблем семей и их поддержку через реализацию семейной социальной политики, в рамках которой создаются программы помощи семьям с детьми и разрабатывается законодательная база. Так, в Санкт-Петербурге была создана Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы, целью которой является «достижение благополучия семьей как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции…» 1 . Данная концепция предлагает модель благополучия семьи, которая предполагает наличие таких внутренних ресурсов, как равноправие в семье, положительный семейный климат, экономическая самодостаточность, включенность в систему социальных отношений на всех уровнях, а также умение разрешать конфликты и другие.

Одним из каналов реализации социальной политики семьи является деятельность системы социальных организаций и учреждений, оказывающих услуги семьям. Специалисты работают с семьями, которые подходят под одно из оснований для получения помощи, прописанных в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Одним из таких оснований является « наличие внутрисемейного конфликта» с лицами с различными проблемами. Чаще всего семейные конфликты фиксируются в семьях, члены которых относятся к категориям населения, традиционно являющимся клиентами учреждения социальной защиты. Однако выделение внутрисемейных конфликтов как основы обращения в социальные службы предполагает, что такой помощью может воспользоваться любая семья, где по разным причинам возникают семейные конфликты. Другими словами, семейные конфликты становятся предметом работы специалистов по социальной работе. Учитывая тот факт, что деятельность социального работника может носить профилактический характер, так называемый латентный семейный дистресс также может быть в центре его внимания. Скрытые семейные проблемы можно считать одним из основных факторов дисгармоничного развития ребенка. Таким образом, социальная работа, например, с детьми и подростками с признаками неприспособленности, имеющими конфликты в семье, также может регулироваться этим законом. Часто аддиктивное поведение ребенка является признаком каких-либо проблем в семье. Когда такие особенности обнаруживаются, можно выявить более глубокие семейные проблемы, которые укажут на проблемы в семье.

22 стр., 10871 слов

Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

... психических нарушений у детей, вызванных конфликтными отношениями в семье. Объект исследования: психическое развитие детей. Предмет исследования: влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста. ... для каждой стадии; кроме того, стадия характеризуется устойчивой адекватной возрасту социальной ситуацией развития. Различные понятия являются ключевыми в периодизациях как ...

Статистика разводов убедительно свидетельствует о необходимости социальной работы с семейными конфликтами. Развод — одно из самых нежелательных и негативных последствий семейного конфликта.

Год

2012

2013

2014

2015

Количество браков, ед

1213598

1225501

1225985

1161068

Количество разводов, ед

644101

667971

693730

611646

Таблица 1. Браки и разводы в РФ

Как видно из таблицы 1, количество разводов постоянно велико; Это пугающая тенденция, которая вызывает опасения за будущее российской семьи: почти каждый второй брак заканчивается разводом. Причины развода очень разные, но они всегда основаны на конфликте, с которым семье не справиться в одиночку. Неизвестно, сколько разводов можно было бы избежать, если бы семья обратилась за помощью к специалистам — психологу или специалисту по социальной работе. Социальная работа с семьями, для которых характерно наличие внутреннего конфликта, представляется весьма актуальной, поскольку направлена ​​на предотвращение и разрешение конфликтов, улучшение психологического климата в семье, что также является предотвращением разводов.

Цель исследования:, Задачи исследования:

  1. Охарактеризуйте семью как объект социальной работы, проанализируйте причины семейных конфликтов.

  2. Опишите последствия семейного конфликта для ребенка и семейной системы в целом.

  3. Описать возможности специалиста по социальной работе в контексте внедрения технологий работы с семьей как социальной системой при разрешении семейных конфликтов.

  4. Определите роль и особенности деятельности специалиста по социальной работе в разрешении семейных конфликтов.

  5. Определить значимость семейных конфликтов в молодежной среде на примере студентов и подростков.

Предмет исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:, Новости исследования, Методы и выборка.

  1. Анализ существующих практик социальной работы с семьей.

  2. Экспертные интервью со специалистами для определения методов работы с семейными конфликтами.

  3. Полуструктурированное интервью родителей, у которых есть дети подросткового возраста, которое поможет определить способы решения конфликтов, применяемых самими членами семей, охарактеризовать роль специалиста по социальной работе в оказании помощи при решении проблем семейных конфликтов.

  4. Анкетирование молодежи (подростков и студентов высших учебных заведений) с целью выявления их отношения к семейным конфликтам.

Выборка экспертного интервью составила 44 специалиста, среди которых были специалисты по социальной работе, психологи социальной работы, специалисты по социальной работе с молодежью, занимающиеся урегулированием конфликтов в молодежной среде, в том числе, семейных конфликтов. Выборка родителей составила 14 человек из разных семей, включая детей подросткового возраста. Выборка подростков составила 36 человек в возрасте 12-17 лет. Выборка студентов высших учебных заведений составила 102 человека в возрасте от 17 до 30 и больше лет. Последние две группы являются представителями единой сети контактов. Тип выборки – случайная.

База исследования:, Структура работы, Глава 1. Семейный конфликт как объект деятельности специалиста по социальной работе

Семья — основа государства, первое социальное учреждение, куда попадает ребенок, будущий гражданин страны. Вся его дальнейшая жизнь, его цели, взгляды и деятельность зависят от благополучия семьи. В случае нарушения функций семьи происходит деформация личности ребенка, что часто приводит к негативным последствиям не только для семьи, но и для общества. Для семьи это проблемы во внутренних и внешних отношениях и взаимодействиях, конфликты, социальная дезадаптация ребенка. Последствиями для общества, которые являются внешними проявлениями семейных дисфункций, являются правонарушения и преступления, совершенные ребенком. Социальная работа как деятельность, имеющая в качестве конечной цели благополучие всех членов общества, помогает такие проявления дисфункции семьи предотвратить или обнаружить, чтобы в дальнейшем устранить их.

Сегодня многие исследователи по-разному определяют понятие «семья». По мнению Кравченко А.И., семья — «это сообщество, основанное на браке супругов и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» 3 . Ожегов С. И. определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, вместе живущие люди, их семья, а также квартира — это дом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному. В Словаре ключевых социологических терминов семье дается следующее определение: «это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности»4 .

Основными семейными функциями считаются репродуктивная и социализирующая, поэтому во всех определениях упор делается на наличие детей в семье. Семья, прежде всего, направлена ​​на рождение одного или нескольких детей и его социализацию. это первая «школа» социальных ролей, она проводит первичную социальную адаптацию. Один из главных факторов правильного и гармоничного развития ребенка — благополучная семья. Если в семье ребенка присутствует дисгармония физического или психического плана (один родитель, нарушение эмоционального контакта с членами семьи и пр.), то высока вероятность того, что ребенок будет не в полной мере социально адаптирован. В этом случае семья может обратиться в учреждение, оказывающее социальную помощь семьям с детьми.

Существуют разные типы семей, с которыми напрямую работают социальные службы и специалисты по социальной помощи. К ним относят:

  1. Неполные (монородительские) – семья состоит из одного родителя и ребенка (нескольких детей);

  2. Семьи с приемными детьми/опекаемыми детьми/детьми на попечительстве;

  3. Многодетные семьи – семьи, в которых трое и более детей;

  4. Малообеспеченные семьи – семьи с доходом ниже прожиточного минимума;

  5. Семьи, в составе которых присутствует человек с ограниченными возможностями (ребенок/родитель);

  6. Семьи, в составе которых присутствует безработный.

Устьянцева А. Д. предлагает свою классификацию семей — клиентов института социальной работы. Сообразно принципу адресности, она выделяет такие типы семей: самостоятельные семьи, которые успешно решают возникающие проблемы; семьи, с затруднением справляющиеся с трудными ситуациями; семьи, которые не могут совладать с проблемами без помощи со стороны 5 .

Сегодня в Санкт-Петербурге действует разветвленная система государственной помощи и поддержки семей с детьми. В эту систему входят учреждения, оказывающие определенные виды услуг семьям, и специализированные социальные учреждения по оказанию помощи семьям и детям.

К специализированным учреждениям относятся: 68 государственных учреждений различных видов, осуществляющих социальное обслуживание семей и детей: 11 городских учреждений, подведомственных Комитету по социальной политике; 57 районных учреждений, подведомственных районным администрациям, среди которых: 3 комплексных центра социального обслуживания населения, включающих отделения по работе с семьей и детьми, 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 16 центров социальной помощи семье и детям, 16 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, 15 центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эта система основана на законодательной базе, которая включает нормативные акты на государственном и местном уровне. К государственным законодательным актам относятся:

  1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

  2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 3.07.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

  3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

  4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 3.07.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие.

На местном уровне нормативно-правовая база социальной работы с семьей и детьми представлена следующими актами:

  1. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 (ред. от 30.06.2016) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 09.11.2011);

  2. Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 (ред. от 15.06.2016) «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 24.12.2014) и другие.

Существует еще одна классификация семей, относящаяся к учреждениям социального обслуживания: богатые, неблагополучные и неблагополучные семьи.

Чаще всего благополучной семью называют при успешной реализации всех ее функций: репродуктивной, воспитательной, социализирующей, экономической, сексуальной, функции удовлетворения потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и поддержке. Исследователи дают более подробные определения богатой семьи. Так, Цинченко Г. М. отмечает несколько характеристик такой семьи: выполнение всех функций, в составе должны быть родители и дети, наличие психоэмоциональных и межличностных связей.

Мачурина Т. Н. дает свое определение благополучной семье – это «полная семья, имеющая определённый культурный и материальный достаток, обладающая неким социальным положением (статусом); это семья, в которой отсутствует физическое насилие и систематические конфликты; для подобной семьи характерны высокая социальная активность и гармоничный эмоциональный фон» 6 .

Даже обеспеченные семьи могут оказаться в центре внимания специалиста по социальной работе, однако, как правило, это кратковременное взаимодействие после того, как семья сама обратилась, например, с просьбой о помощи в оформлении необходимых документов. В основном клиентами социальных услуг являются семьи из малообеспеченных слоев населения.

Обездоленные семьи являются наиболее частой целью социальной работы по сравнению с двумя другими категориями. Исследователи также чаще обращают внимание на проблемы этих семей и изучают их, дают собственные определения. Так, О.Н. Истратова семейное неблагополучие определяет так: «самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению» 7 . Губанихина Е.В. характеризует данную категорию семей наличием нарушений во внутрисемейных отношениях, несоблюдением морально-этических норм семьи и общества, непедагогичное отношение к детям. По мнению Ганишиной И.С., неблагополучная семья – это семья с нарушением или отсутствием выполнения основных функций, этим самым нанося вред ребенку и способствуя появлению у него девиантного поведения. Свое определение дает Цинченко Г.М.: неблагополучная семья это такая семья, где нет блага для ребенка.

В благополучных семьях возможно наличие скрытого неблагополучия. В этом случае при нормальном внешнем функционировании внутри семьи наблюдаются нарушения какой-либо сферы отношений или деятельности. По мнению Ишембитовой З.Г., одним из примеров скрытого неблагополучия является непринятие ребенка родителями. В такой ситуации ребенок чувствует себя лишним, бесполезным, не получает достаточного внимания со стороны родителей, а со стороны может хорошо выглядеть — хорошо одет, иметь дорогое оборудование и так далее.

Семьи со скрытым неблагополучием относятся к категории группы риска. Как правило, в категорию семей риска попадают семьи, которые еще нельзя определить как неблагополучные, но для этого есть предпосылки. Такими предпосылками или группой предпосылок могут быть крайние проявления стиля воспитания: гипо- и гиперопека; излишне директивное воспитание – удовлетворение малейших желаний и потакание во всем; эмоциональное отвержение ребенка, его «непринятость» родителями; завышенные требования к ребенку; частные конфликты и скандалы, необязательно тематически связанные с ребенком. Это также касается и жизни супругов из-за ребенка, когда это единственное звено между ними.

У семей со скрытым неблагополучием могут наблюдаться факторы, которые свойственны так называемым неблагополучным семьям: насилие в семье (физическое, психическое, сексуальное), алкоголизм, наркомания, правонарушения, прививание детям асоциальных ценностей, психические отклонения и заболевания. Все это может присутствовать в богатой семье, будучи скрытым, но последствия столь же разрушительны, а иногда даже более серьезны, чем в тех случаях, когда семья была признана нуждающейся в помощи и находилась под наблюдением специалистов по социальной работе.

Цинченко Г.М., говоря о семье группы риска, считает ее главной особенностью «наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи 8 ». Сюда же входят «особенности сложного поведения членов семьи, порождающие трудности адаптации в обществе, создающие социальный риск».

Одной из причин неблагополучия семей были названы конфликты. Миллер О.В. характеризует семейный конфликт как «столкновение противоположных потребностей, интересов, мнений или взглядов супругов и других членов семейного взаимодействия» 9 . Изначально конфликты можно разделить на две категории: те, которые вызвали проблемы, и те, которые стали их последствиями. В обоих случаях конфликты также влияют на развитие и социализацию ребенка.

Сысенко В.А. приводит свою классификацию семей с внутренними конфликтами. Это конфликтные, кризисные, невротические, проблемные семьи. Конфликтные семьи характеризуются наличием одной или нескольких сфер, в которых происходит регулярное столкновение интересов членов семьи, порождающее сильные отрицательные эмоции. В семьях, находящихся в кризисной ситуации, противостояние интересов и потребностей более длительное и относится к наиболее важным для семьи сферам; эти семьи находятся в процессе распада или уже близки к ним. Термин «невротическая семья» носит больше медицинский характер, так как такая семья характеризуется наличием невроза у одного или нескольких членов семьи, который сильно влияет на внутрисемейные отношения. Семья становится проблемной, если она оказалась в трудной жизненной ситуации, повлекшей за собой нарушение стабильности отношений, например, тюремное заключение члена семьи, продолжительная болезнь.

У семейных конфликтов существуют свои функции. Родионова Е.А. составила таблицу, где разделила их на позитивные и негативные.

Позитивные функции

Негативные функции

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации об оппоненте

Снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в семье

Сплочение семьи

Представление о побежденных членах семьи как о врагах

Стимулирование к изменениям и развитию семейных отношений

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия

Снятие синдромы покорности у подчиненных

После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между членами семьи

Диагностика возможностей оппонентов

Усложненное восстановление семейных отношений («шлейф конфликта»)

Таблица 2. Функции семейных конфликтов 10 .

Все конфликты, возникающие в семье, могут исполнять какие-либо функции и сочетать их. Как правило, превалируют негативные функции, вследствие этого позитивные зачастую уходят в тень или же вовсе не претворяются в жизнь.

Существует несколько типологий семейных конфликтов. Самая широкая из них включает в себя два типа – конструктивный конфликт и деструктивный конфликт. Конструктивный конфликт имеет как результат взаимоприемлимое решение и чувство своей разрешенности. Деструктивный конфликт, как правило, оставляет после себя психоэмоциональное напряжение, неудовлетворенность исходом столкновения. Именно деструктивные семейные конфликты приводят к негативным последствиям как для личности ребенка, так и для всей семьи.

Целуйко В.П. разделяет семейные конфликты по основанию опасности для семейных отношений на 3 типа:

  1. неопасные – как правило, их причиной становятся усталость и раздражительность, зачастую не имеет далеко идущих последствий и быстро заканчивается;

  2. опасные – более глубокий конфликт, предъявление претензий и попытка изменить члена семьи, его привычки, мировоззрение, жизненные ценности;

  3. особо опасные – как итог происходит развод.

В. А. Сысенко выделяет следующие виды конфликтов.

  1. Конфликты на почве неуважения и пренебрежения к чужому «Я», ущемление чувства достоинства, обиды, несправедливая критика, оскорбления.

  2. Конфликты, завязанные на сексуальной неудовлетворенности супругов.

  3. Конфликты на базе дефицита ласки, внимания, юмора и подарков.

  4. Конфликты, порождаемые наличием аддикций.

  5. Конфликты на почве несовпадения взглядов супругов на ведение семейного бюджета, недовольство вкладом в него и тратами.

  6. Конфликты из-за неудовлетворения потребности в питании, одежде и других предметах первой необходимости.

  7. Конфликты, связанные с распределением обязанностей в семье, отсутствием или нехваткой взаимопомощи в ведении хозяйства и воспитании ребенка.

  8. Конфликты из-за разницы в увлечениях, хобби, способах проведения досуга.

Итак, данный автор рассматривает конфликты как следствие неудовлетворения разнообразных потребностей супругов. По его мнению, в каждой семье необходимо достижение определенного уровня удовлетворения потребностей, иначе, как правило, накапливается напряжение и отрицательные эмоции. Изначально супружеский конфликт с большой долей вероятности может превратиться в детско-родительский, так как родители могут вымещать весь накопленный и сдержанный по отношению к супругу негатив на ребенка.

Куфтяк Е. В. изучает проблему семейных конфликтов с точки зрения стресса. Любая семья на протяжении всего своего жизненного пути постоянно сталкивается с различного рода проблемами и явлениями как негативного, так и позитивного порядка, каждое из них становится стрессом. Такой стресс, даже если он вызван положительным событием, например, рождением ребенка, можем стать причиной конфликта при условии, что один из супругов не знает, как вести себя или же попросту не готов к изменениям в привычном укладе жизни.

В своих исследованиях А.И. Кочетов отмечает семь основных причин семейных конфликтов:

  1. «нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

  2. биологическая несовместимость;

  3. неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д.;

  4. несовместимость интересов и потребностей;

  5. различие педагогических позиций по отношению к ребенку;

  6. наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;

  7. отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми» 11 .

В качестве последней типологии приведем классификацию причин Кричевского Р.Л., он разбил их по группам:

  1. Трудовой процесс, обязанности в семье

  2. Психологические особенности человеческих взаимоотношений, то есть их симпатии и антипатии, культурные, этнические различия людей, действия родителей плохой психологической коммуникацией

  3. Личностное своеобразие членов семьи (бестактность, агрессивность).

Многие исследователи получили свои результаты при проведении различных опросов и анкетирований по теме причин семейных конфликтов. Так, если рассматривать развод как последствие семейного конфликта, следовательно, приравнять его причины к причинам конфликта, Вилижинская К.А., Пойманова Ю.М., Ермолаева Е.В. в результате своих научных изысканий отмечают следующее распределение причин: «несходство характеров и разные взгляды — 33,4%; измену — 8%; наличие другой семьи — 7%; неготовность к семейной жизни — 6,5%» 12 .

Необходимо отдельно классифицировать причины детско-родительских конфликтов. Они могут носить иметь те же основания, что и супружеские конфликты: денежный вопрос, личностные особенности, несовпадение взглядов на способы проведения досуга. Также к ним относятся некоторые особенности подросткового возраста, так как именно в этот период чаще всего происходят конфликты между ребенком и родителями. Взросление ребенка сопровождается изменениями в физическом и психическом состоянии. Конфликтное поведение и вспышки агрессии, провоцируемые гормональными скачками, трансформации тела, которые часто не устраивают подростков, стремление к независимости и самоутверждению, попытки самоидентификации и поиска себя, своего места – все это может стать причиной недопонимания между родителями и ребенком. При правильном, понимающем поведении родителей данный период может пройти достаточно безболезненно и тогда после выхода из подросткового возраста ребенок станет гармоничной, развитой личностью. К сожалению, на сегодняшний день семей, которые успешно и с минимальным количеством конфликтов переживают подростковый возраст ребенка, не так много, об этом говорит большое количество исследований, посвященных этой теме. Поэтому таким семьям зачастую необходима помощь со стороны, которую может оказать, в числе других специалистов, специалист по социальной работе.

Итак, семья является классическим объектом социальной помощи. Формулировка Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предполагает помощь любой семье, которая обратится за ней. При этом семья, как правило, относится к одной из трех категорий – благополучные, семьи группы риска и неблагополучные, и все они могут иметь в своей внутрисемейной жизни разнообразные конфликты, оказывающие влияние на социальное и психологическое развитие ребенка. Различные по типологии и основаниям, конфликты в любом случае оказывают свое воздействие на ребенка. Важным моментом является то, что конфликт внутри семьи может быть между супругами. В таком случае им надлежит обратиться к психологу или другому специалисту, в зависимости от причин и сферы конфликта. Однако при возникновении опасности супружеского конфликта или его последствий для ребенка семье необходимо начать взаимодействовать с социальными службами и специалистами по социальной работе. Социальная работа с семьями, имеющими внутренний конфликт, представляется важной в контексте ее благополучия и успешного функционирования, а также гармоничного развития и правильного воспитания ребенка.