«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ»,

Дипломная работа

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство — самое благодатное время для привития священного чувства любви к Родине.

У младших школьников необходимо развивать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к их великим достижениям и достойным страницам прошлого.

От школы требуется многое: школа — важнейший социальный институт в формировании патриотического воспитания младших школьников.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В.Ломоносова Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский , , К.Д. Ушинского, Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен , , Л.Н. Толстой, Никола́й Гаври́лович Чернышевского, Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский , , Анто́н Семёнович Мака́ренко , так как они отводили главную роль в образовании патриотическому воспитанию личности.

желательно верить, что проблема патриотического воспитания была актуальна во все времена, многие ученые, педагоги, психологи сталкивались с этой проблемой, пытаясь найти оптимальные пути ее решения.

Исходя из актуальности данной темы, мы определили проблему, цель и задачи нашего исследования.

Проблема исследования каковы цели, задачи и методы патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе?

Цель исследования – рассмотреть проблемы и пути решения патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе.

Объект исследования процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками.

14 стр., 6732 слов

Воспитание культурного поведения у школьников

... воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе; выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников; проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения; сделать выводы. 1.1 Культура поведения ... а не иного типа поведения. Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников. В соответствии с ...

Гипотеза исследования — патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе будет осуществляться эффективно при соблюдении ряда условий:

-проведение внеклассных занятий и классных часов;

-беседы;

-экскурсии в музеи;

-встречи с ветеранами.

Задачи:

  1. Изучить и провести анализ психолого — педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников;
  2. Рассмотреть теоретические основы проблемы патриотического воспитания младших школьников;
  3. Р аскрыть характерологические особенности младшего школьного возраста;
  4. Рассмотреть организацию внеклассной работы в начальной школе;
  5. Изучить историографические подходы к проблеме патриотического воспитания в отечественной и зарубежной науке и практике;
  6. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня подготовки патриотического воспитания младших школьников во внешкольной деятельности.

Методы исследования:

  • Теоретические:

— анализ психолого-педагогической и методической литературы.

  • Эмпирические:

-наблюдение;

-анкетирование.

База исследования: МАОУ «Лицей №38 г. Ульяновска», учащиеся 2 А и 2 Г классов.

Этапы исследования:

1 этап (октябрь-ноябрь 2013 года) – организационный.

На этом этапе была изучена психолого-педагогическая литература, методическая литература, подготовлена ​​экспериментальная программа. проведена входная диагностика уровней сформированности патриотических представлений несовершеннолетних школьников.

2 этап (декабрь-февраль 2014 года) – экспериментальный.

Проведены: формирующий эксперимент, классные часы и внеклассные занятия с младшими школьниками по формированию патриотического воспитания.

3 этап (март-апрель 2014 года) – заключительный.

Подведены итоги экспериментальной работы, систематизированы и обобщены результаты полученных материалов, формализованы результаты педагогических исследований.

Позвольте перейти к экспериментальной части работы.

2 стр., 989 слов

Проблемы развития корпоративного страхования в России на современном этапе

... рынка корпоративного страхования жизни и накопительного страхования. В Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года данное направление отмечено в числе приоритетных. Увеличить степень охвата объектов корпоративного страхования в России также ...

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Лицея №38 г. Ульяновска», в 2 А (количество учащихся 25 человек), 2 Г (количество учащихся 28 человек) классах.

Эмпирическое исследование включало три этапа опытно-экспериментальной работы:

1 этап – констатирующий. Диагностика начальных уровней сформированности патриотических представлений школьников экспериментальной и контрольной групп.

2 этап – формирующий. Разработан комплекс внеклассных мероприятий, ориентированных на патриотическое воспитание младших школьников (Приложение Б).

3 этап – контрольный. Выявление изменений в уровне сформированности патриотических представлений школьников экспериментальной группы.

В эксперименте принимали участие два класса:

1) 28 (16 девочек и 12 мальчиков) детей в возрасте 8-9 лет, они составили экспериментальную группу; в этой группе проводилась целенаправленная работа по формированию патриотического воспитания.

2) 25 детей в возрасте 8-9 лет (9 девочек и 16 мальчиков), они составили контрольную группу.

С детьми проводился мониторинг уровней сформированности патриотических представлений в форме анкетирования. Младшим школьникам предлагались вопросы патриотического характера (Приложение А).

Исследуемыми критериями выступали:

  1. знания о своей Родине;
  2. знание символики России;
  3. наличие представлений о народной культуре страны;
  4. знания о природе страны.

По результатам мониторинга определены уровни сформированности патриотических представлений школьников.

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ -1 балл.

За неполный ответ – 0,5 балла.

За неправильный ответ – 0 баллов.

Максимальный – 17 баллов.

Высокий уровень (свыше 15 баллов): верно определены названия города, страны, достопримечательностей, зеленых зон города, улиц (4-5), площадей; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; знание народных праздников, народных игрушек, предметы быта; знание природных богатств России, природно-климатических зон, ландшафтов; помнит свой адрес проживания.

Средний уровень (10-15 баллов): верно определены названия страны, города; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; не полностью названы достопримечательности, зеленые зоны, улицы (2-3), площади города, народные праздники, игрушки, природные богатства России, природно-климатические зоны; помнит свой адрес проживания.

Низкий уровень (менее 10 баллов): верно определены названия страны, города, знание флага России; отсутствие знаний герба России, гимна России; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не полностью названы улицы (1-2) и площади; не названы народные праздники, игрушки, природные богатства России, природно-климатические зоны; не помнит свой адрес проживания.

4 стр., 1730 слов

Медико-социальные проблемы пожилых людей в России

... века основными проблемами пожилых людей в современной Российской Федерации остаются: плохое состояние здоровья плюс малообеспеченность и одиночество. Все проблемы, с которыми сталкиваются пенсионеры в России, имеют материальный ... в составе общества сопряжено не только с решением новых экономических и социальных проблем, определяющих качество и уровень жизни, но и с решением политических вопросов. ...

Результаты мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы представим в таблице 1.

По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в экспериментальной группе: у 21 (74 %) ребенка выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 4 (15 %) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 3 (11 %) ребенка выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений.


Анализ по вопросам анкеты показал следующее:

1. Все дети ответили на вопрос о стране и городе, в котором живут.

3. Достопримечательности города назвали 15 детей. Для некоторых затруднение вызывало само понятие «достопримечательность», и только после пояснения они могли назвать их. Почти половина опрошенных детей не могли вспомнить, что дорого в их городе с культурной и исторической точки зрения.

4. Название парков и скверов смогли указать только 7 детей.

5. Дети знают улицы и площади своего города лучше, чем парки, и 21 человек дал ответ 7, вопрос вызвал затруднения.

6. Как выглядит флаг России знают 24 человека.

7. Герб России смогли описать только 7 человек.

8. Герб родного города знают 8 человек.

9. Гимн своей страны смогли вспомнить (как минимум две строчки) 7 человек.

10. Представление о народной игрушке имеют 8 человек. Дети называли: матрешку, свистульки, дымковскую игрушку. Интересно, что дети, давшие верный ответ, имеют четкое разграничение современной и народной игрушки, не путая их. Остальные дети просто затруднились ответить на данный вопрос.

11. 12 человек знают народные праздники, в их числе были названы: Масленица, Святки, Пасха. Некоторые дети причисляли в этот ряд Новый год, Рождество. Учитывался только верный ответ.

12. Жилище русского человека – изба, так ответили 8 человек. Остальные дети затруднились ответить на этот вопрос.

13. Предметы русского быта назвали 11 человек.

14. На вопрос «Какие природные богатства страны вы знаете?» Правильный ответ дали 11 человек. Респонденты указали такие природные ресурсы, как уголь, нефть, газ, песок.

41 стр., 20020 слов

Особенности использование волшебной сказки как средства формирования ...

... «нравственные представления » детей дошкольного возраста. 3. Выявить потенциал волшебной сказки и особенности её использования в процессе формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. 4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию у детей дошкольного возраста нравственных представлений. 5. ...

15. Различают климатические зоны нашей страны 13 опрошенных респондентов.

16. На вопрос «Какой вид ландшафта твоего населенного пункта (горы, равнина)?» верный ответ дали 11 человек.

Поэтому наибольшее затруднение вызвали вопросы о названии парков и площадей своего города, гербе России, гимне. Следовательно, дети плохо знают символику своей страны.

Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы представлен на рисунке 1.

Результаты мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представим в таблице 2.

По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в контрольной группе: у 8 (32 %) детей выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 14 (56 %) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 3 (12 %) детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений.

Анализ по вопросам анкеты показал следующее:

1. Все дети ответили на вопрос о стране и городе, в котором живут.

2. Адрес проживания назвали только 16 детей. Как и в экспериментальной группе, дети не указывают свой домашний адрес, хотя знают его из соображений безопасности.

3. Достопримечательности города назвали 13 детей.

4. Название парков и скверов смогли указать только 11 детей.

5. Улицы и площади своего города знают 13 человек.

6. Как выглядит флаг России знают 18 человека.

7. Герб России смогли описать только 13 человек.

8. Герб родного города знают 10 человек.

9. Гимн своей страны смогли вспомнить (как минимум две строчки) 13 человек.

10. Представление о народной игрушке имеют 13 человек.

11. 14 человек знают народные праздники.

12. Жилище русского человека – изба, так ответили 15 человек.

13. Предметы русского быта назвали 14 человек.

14. На вопрос «Какие природные богатства страны вы знаете?» 16 человек дали правильный ответ. Респонденты указали такие природные ресурсы, как уголь, нефть, газ, песок, щебенка.

15. Различают климатические зоны нашей страны 15 опрошенных респондентов.

16. На вопрос «Какой вид ландшафта твоего населенного пункта (горы, равнина)?» верный ответ дали 16 человек.

Поэтому в этой группе наибольшую трудность вызвали вопросы о названиях парков и площадей своего города, гербе России и гимне. В результате дети не знакомы с символами своей страны и района своего города.

3 стр., 1086 слов

История методики развития математических представлений у детей ...

... развитии и воспитании дошкольников, выделяли при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с 3-х лет. Становление методики развития элементарных математических представлений ...

Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представлен на рисунке 2.

Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в экспериментальной и контрольной группах представим на рисунке 3.

Общий вывод по результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений школьников:

— у детей экспериментальной группы: у 74% детей выявлен низкий, 15% детей выявлен средний, 11% ребенка выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений;

— у детей контрольной группы: у 32% детей выявлен низкий, 56% детей выявлен средний, 12% детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений.

Показатели, выявленные по результатам оцениваемого исследования, свидетельствуют о том, что респонденты из экспериментальной и контрольной групп не обладают достаточными представлениями и знаниями о символах и природе нашей страны, а также о массовой культуре и традициях.

Схематично комплекс внеклассных мероприятий на формирующем этапе исследования представлен в таблице 3.

По завершении занятий всего цикла с учащимися проводится итоговая беседа, ее план таков:

  1. Что нового мы узнали из истории нашей Родины?
  2. Что такое гимн?
  3. Что такое герб?
  4. Что такое флаг?
  5. Как в российском государстве возникли гимн, герб и флаг?

В заключение учитель предлагает написать учащимся небольшое сочинение на одну из тем:

— «Что бы я сделал, если бы был президентом России»

— «Символы могущества государства»

— «История флага (гимна, герба) российского».

После разработанных нами мероприятий была проведена контрольная фаза эксперимента с целью выявления изменений в уровнях сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы.

Результаты контрольного мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы представим в таблице 4.

По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в экспериментальной группе: у 2 (5%) детей выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 20 (74%) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 6 (21%) детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений. Это говорит о том, что показатели уровня образования выросли за счет проведенных нами внеклассных занятий. Углублялось знание символов страны, ее исторической, географической и природной составляющих.

14 стр., 6974 слов

Цели, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста

... малыша. Реализация личностно-ориентированных моделей образования требует соблюдение принципов. 1) Пренатальности воспитания. 2) Принцип воспитания детей в любви 3) Принцип развития 4) Педагогизация окружающей среды 5) ... его представления. Основателями педагогики раннего возраста является Н.И. Щелофанов, Н.И. Аксарина. В 1949 году они разработали основные принципы и методы воспитания детей в ...

Результаты контрольного мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представим в таблице 5 .

По результатам мониторинга уровней сформированности патриотических представлений в контрольной группе: у 9 (36 %) детей выявлен низкий уровень сформированности патриотических представлений, у 7 (28 %) детей выявлен средний уровень сформированности патриотических представлений, у 9 (36 %) детей выявлен высокий уровень сформированности патриотических представлений. Таким образом, существенных изменений в этой группе по сравнению с первым этапом диагностики не обнаружено.

Анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов контрольной группы представим на рисунке 4. _

Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной и контрольной групп после проведенных внеклассных мероприятий на контрольном этапе исследования представлен на рисунке 5.

Таким образом, представим сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследований на рисунке 6.

Сравнительный анализ результатов мониторинга уровней сформированности патриотических представлений респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследований представим на рисунке 6.

Общий вывод по результатам контрольного мониторинга уровня сформированности патриотических представлений младших школьников:

— у респондентов экспериментальной группы выявлено повышение уровня сформированности патриотических представлений после проведения разработанных нами занятий: до проведения разработанных нами занятий: у 74% детей выявлен низкий, 15% детей выявлен средний, 11% ребенка выявлен высокий уровни сформированности патриотических представлений; после проведения разработанных нами занятий: у 5% выявлен низкий, 79% детей выявлен средний, 21% детей выявлен высокий уровни сформированности патриотических представлений;

— у респондентов контрольной группы, с которыми разработанные нами занятия не проводились, изменения уровней сформированности патриотических представлений имеет место, но в значительно меньшем количестве.

Таким образом, можно сказать, что после проведения внеаудиторных занятий уровень сформированности патриотических представлений у респондентов обеих групп изменился. Так, респонденты экспериментальной группы отметили заметное повышение уровня сформированности патриотических представлений, тогда как респонденты контрольной группы не показали столь значительного изменения уровня патриотических представлений.

Заключение

В своей работе мы обнаружили, что патриотическое воспитание было актуально во все времена, несмотря на то, что воспитание в духе патриотизма — довольно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированного педагогического состава. Школа — один из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, обеспечивающий необходимую основу для дальнейшего развития личности. При формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности ученика и характер изучаемого материала.

4 стр., 1600 слов

Воспитание здорового образа жизни у школьников

... как необходимый фактор системы обучении и воспитания школьников.. Предмет исследования: педагогика основных факторов здорового образа жизни. Гипотеза исследования: педагогика здорового образа жизни приводит к ... представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности[5,46]. Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие «здоровье» ...


Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину, ее историю, ее успехи. Это стремление сделать нашу страну красивее, богаче, сильнее, счастливее — это национальная гордость и достоинство народа, объединенные патриотическими чувствами как общественный цемент.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что понятие патриотизма в разные периоды развития общества рассматривалось по-разному, тем не менее, оно всегда остается значимым качеством для человечества. Сегодня яснее, чем когда-либо, что без воспитания патриотизма в подрастающем поколении, ни в экономике, ни в образовании, мы можем уверенно двигаться вперед, ведь в нашем будущем должна быть духовно-нравственная суть: любовь к Родине, к своей Родине.

По итогам результатов исследования можно сделать общий вывод о том, что проведенная нами работа полностью себя оправдала, потому что после проведенных нами внеклассных мероприятий заметно повышается уровень патриотических представлений не только о стране, но и о Родине в целом. Дети осознают всю прелесть и богатство природы, поэтому чувство любви к Родине, к своим родным и близким усиливается.

Библиографический список использованной литературы

  1. Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов. М.: Просвещение, 2004. — 300 с.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. — 225 с.
  3. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф.Смирнов. – М. М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
  4. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1979.
  5. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение , 1978. — 128 с.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб, Издательство «Питер», 2009.- 400 с.
  7. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
  8. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л.М. Николаевой. М.: Просвещение, 1981.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Эксмо, 2006. – 455 с.
  10. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
  11. Вырщиков А.Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: монография / А.Н. Вырщиков, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.; под ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. – 328 с.
  12. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Патриотическое воспитание. — 2005. — №6. — С. 59-64.
  13. Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. — 2005. — №9. — С. 14
  14. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
  15. Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников / Г.М. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. — №8. – С. 17-19
  16. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. — 2007. — №7. — С. 31
  17. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. — 3-е изд., испр. и доп.- М.: ТЦ Сфера, 2006. — 496 с
  18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М., 2000. – 159 с.
  19. Краснощекова Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников / Н. А. Краснощекова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №6. – С. 22-28.
  20. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: метод. пособие Н.Г. Комратова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 207 с.
  21. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс до и после. – 2002. — №4. – С. 4-6.
  22. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: «Просвещение», 1971. — 415 с.
  23. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы.- М.: ВАКО, 2009. – 192 с.
  24. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. — М., 1956. — с. 72.
  25. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескин, М.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с
  26. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендаци / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 40 с.
  27. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. – 608с.
  28. Педагогический словарь. М.: Просвещение, 1990. — Т.1., с.167-168
  29. Плехов В.В. Патриотическое воспитание школьников: метод. материалы / В.В. Плехов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 28 с.
  30. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденция развития //Воспитание школьников. — 2009. -№5. — С. 2-5
  31. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма школьников: из опыта сельской школы. М.: Учпедгиз, 1959.-148 с.
  32. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С. Соловейчик. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
  33. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Просвещение, 2009. – 600 с.
  34. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М., 1974, — т.9 – С.117-118.
  35. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]
  36. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 2012.
  37. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. — С. 358
  38. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

26 стр., 12812 слов

Воспитание чуткости у детей через сказку

... мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно ста­новится сферой духовной жизни ребенка, средством выра­жения мыслей и чувств — живой реальностью ... заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к серд­цу и уму ребенка могучий ...

Приложение А

Анкета на выявление уровня сформированности патриотического воспитания младших школьников (составлена автором исследования)

Инструкция

Дорогой друг! Прошу тебя ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочтите вопросы и напишите свой ответ на дополнительной строчке. Напиши свои фамилию и имя. Итак, начнем!

Вопросы анкеты:

  1. Как называется страна, в которой ты живешь?

______________________________________________________________

  1. Как называется твой родной город?

______________________________________________________________

  1. По какому адресу ты проживаешь?

______________________________________________________________

  1. Какие достопримечательности есть в твоем городе?

_______________________________________________________________

  1. Какие парки и скверы есть в твоем городе? Как они называются?

_______________________________________________________________

  1. Названия каких улиц и площадей твоего города тебе известны?

_______________________________________________________________

  1. Что изображено на флаге России?

_______________________________________________________________

  1. Какой герб у России?

_______________________________________________________________

  1. Что изображено на гербе твоего родного города?

___________________________________________________________

  1. С каких слов начинается Гимн России? (напиши две первые строчки)

_______________________________________________________________

  1. Какие народные игрушки ты знаешь?

_______________________________________________________________

  1. Какие традиционные праздники отмечаются в нашей стране?

_______________________________________________________________

  1. Какие национальные предметы быта русского человека ты знаешь?

_______________________________________________________________

  1. Как называется жилище русского человека? Какие предметы быта в нем есть?

_______________________________________________________________

  1. Какие природные богатства нашей страны ты знаешь?

_______________________________________________________________

  1. Какие природно-климатические зоны нашей страны тебе известны?

________________________________________________________________

  1. Напиши вид ландшафта твоего населенного пункта (горы, равнина)?

___________________________________