Близнецы-дошкольники в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения

Дипломная работа

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях за явлениями природы или человеческой деятельности. Отсюда наблюдением в самом широком смысле можно называть любые типы получения эмпирических знаний. Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение — отдельный человек, группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом же наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Применяется наблюдение для сбора информации, эмпирического изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Еще в античные времена философы интересовались таким явлением, как близнецовость. Гиппократ считал, что близнецы появляются в результате деления спермы на две части, и каждая из них попадает в одну из маточных труб. Демокрит, в свою очередь, высказал предположение, что близнецовость — результат избытка «семени», вещества, из которого образуется зародыш. Аристотеля придерживался иной точки зрения. Он полагал, что близнецы появляются благодаря расщеплению одного зачатка на два. Несмотря на ошибочность этих предположений, люди всегда пытались дать логическое объяснение появлению близнецов. Попытки понять это явление не прекращаются и по настоящее время. Гемеллология — (лат. gemellus парный +…логия) наука о близнецах, выясняющая их происхождение (из одной или разных яйцеклеток) и анализирующая признаки их сходства и различия с позиций генетики, морфологии, физиологии и психологии. Внешняя удивительная схожесть близнецов создает иллюзию идентичности их психологических характеристик. Но это только первое впечатление. В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер — ведомый». Факту доминирования одного близнеца над другим способствуют не только их биологические особенности, но и разное отношение к родителям (идентификация с отцом или с матерью).

5 стр., 2139 слов

Метод наблюдения в социальной работе

... в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах. Классический пример использования включённого наблюдения для сбора основной информации – работа Уильяма Уайта (1936 – 1939гг.), который и ввёл этот метод наблюдения в ...

Подобные тесные узы могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Психологи пытаются найти ту грань, за которой близость близнецов переходит в патологию. Актуальность вышеизложенного предопределила выбор темы исследования: «Метод наблюдения в психологии». Работа написана на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам генетической психологии человека и индивидуальных особенностей развития близнецов.

Проблема исследования:

Каковы индивидуальные отличия близнецов дошкольников?

Цель работы:, Объект исследования:, Предмет исследования:

Близнецы-дошкольники в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения.

Гипотеза исследования:

Близнецовая ситуация, влияет непосредственно на формирование личности близнецов и на специфику их психической жизни.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

·Показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;

·раскрыть сущность понятия «наблюдение»;

·отследить историю возникновения метода наблюдения;

·выявить основные требования к организации наблюдения;

·экспериментально показать применение метода наблюдения в психологии на примере изучения межличностных особенностей близнецов.

База исследования:

Исследование проводится на базе МДОУЦРР д/с №5 «Гнездышко» г.о. Спасск-Дальний Приморского края c май — июль 2010 г. В исследовании принимали участие 20 человек детей — воспитанников подготовительной группы ДОУ (всего 12 девочек и 8 мальчиков, из которых 2 девочки — близнецы).

Возраст детей от 6-7 лет.

Работа проведена в 3 этапа:

. констатирующий;

15 стр., 7023 слов

Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов

... психофизиологических функций у человека должна быть специальным предметом исследования. МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ Какими же методами может решаться эта задача? По вполне понятным причинам ... в области психологии и психофизиологии используются и другие: метод разлученных близнецов, метод близнецовой пары, метод контрольного близнеца. Коротко остановимся на них. Метод разлучённых монозиготных близнецов является ...

. формирующий;

. итоговый.

1. Проблема метода наблюдения в науке и практике

1.1 Состояние проблемы наблюдения в науке и практике

В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда — это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования. Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они, так или иначе, связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека.

Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь — айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались методы объективного исследования психики и метод наблюдения в их числе. Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.

Исследования отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла образующих сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.

Одна из существенных специфических характеристик психологического метода наблюдения состоит в гораздо более тесной, чем в любой другой науке, связи наблюдения с теоретической позицией наблюдателя . Здесь имеется в виду влияние исходных теоретических предпосылок исследования (вплоть до понимания предмета психологии) не только на выбор объекта и предмета наблюдения, но и, на организацию самого процесса наблюдения и интерпретации его результатов.

7 стр., 3053 слов

Методы исследования современной психологии (2)

... объективного метода в психологическом исследовании составляет принятый в научной психологии принцип единства сознания и деятельности. Объективными методами в психологии осуществляется изучение психики путём исследования объективных ... так как является опосредствованным, а не непосредственным методом исследования. От обычного наблюдения оно отличается лишь меньшей степенью достоверности в ...

Таким образом, теоретическое представление о природе и свойствах изучаемой психической реальности входит в методику наблюдения определяющей ее составной частью. Такое положение вещей согласуется с пониманием сути научного метода как «приведенной в действие теории» по выражению болгарского марксиста Н. Стефанова.

Справедливость утверждения о связи наблюдения с теорией очевидна для наблюдений, имеющих целью проверку гипотез. Думается, однако, что это утверждение следует распространять и на поисковые исследования, в которых общая направленность интерпретации наблюдений определяется всей суммой психологических знаний и представлений исследователя и, следовательно, его теоретической ориентацией.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Рассмотрим кратко преимущества и недостатки метода наблюдения в психологии.

Преимущества метода наблюдения.

·Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;

·Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.;

·Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;

·Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;

·Оперативность получения информации;

·Относительная дешевизна метода.

Недостатки метода наблюдения.

·Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

·На результаты наблюдения могут повлиять:

oнастроение наблюдателя,

oсоциальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

oпредубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),

oкомплексность наблюдаемых ситуаций,

oусталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

oадаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

3 стр., 1414 слов

Наблюдение как метод социологического исследования

... ряда статистических задач. 1. Наблюдение как метод социологического исследования 1.1. Сущность наблюдения как метода социологического исследования Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя, как отмечает И.Ф. Девятко 1 ...

oошибки моделирования:

·Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

·Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

·Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

·Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

·Сложность соблюдения операциональной валидности.

oошибки в оценках, А.А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

·ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения),

·«галло-эффект» (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий),

·«эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему),

·ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению),

·ошибка корреляции (Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)),

·ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным).

1.2 Сущность понятия «наблюдение»

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего, тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.

Понятие «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Рассмотрим их поочередно.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.

14 стр., 6515 слов

Методы исследования в юридической психологии. Методы юридической психологии

... этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами. 3. Методы судебно-психологической экспертизы (СПЭ). По способам исследования В.Л.Васильев предлагает классифицировать следующие методы: наблюдение, эксперимент, ...

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется, прежде всего, характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.

Термин «метод» употреблялся еще в древнем мире как синоним «учения». В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта». Иначе говоря, метод включает, с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала, и, с другой стороны, — способ истолкования фактов (А.П. Куприян).

В согласии с этой точкой зрения Б.А. Климов считает, что метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя. Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте).

5 стр., 2238 слов

Методы исследования психологии управления

... Эксперименты: Наблюдение; естественные (полевые); анкетирование; моделирующие; беседа; лабораторные; шкалирование; формирующие; тестирование; обучающие. опрос; интервью. Неэкспериментальные методы изучения психологии ... по отношению к анкетированию. Экспериментальные методы. Экспериментальные методы изучения профессиональной деятельности — исследования, организованные в специальных условиях и ...

Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

Главными особенностями метода наблюдения являются: 1. непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; 2. пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; 3. сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

1.3 История возникновения метода наблюдения

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение было одним из основных исследовательских методов в рамках академической психологии детства. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми , направленную против субъективизма в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1925 г. организовал клинику нормального развития детей. Наблюдение специалистов за поведением детей велось в этой клинике круглосуточно. Именно там были открыты основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка (появление комплекса оживления, становления ходьбы и хватания).

В детском психоанализе метод наблюдений также активно использовался как источник данных о ходе нормального детского развития. Стараясь сделать наблюдения более объективными и систематическими, А. Фрейд и Д. Бурлингейм в 1937 г. в Вене основали экспериментальный детский сад для группы тоддлеров (детей 1-2,5) из бедных венских семей. Он был создан для сбора информации о втором годе жизни и о ранних попытках преодолеть биологическое единение матери и ребенка. В этих исследованиях данные о развитии собирались в процессе длительного наблюдения за детьми в условиях, приближающихся к естественным. Вскоре после переезда в Лондон в 1938 г. Фрейд и Бурлингейм основали центр для осиротевших или разлученных с родителями в военное время детей. Хэмпстедский военный детский сад постепенно превратился в центр психоаналитических исследований, основанных преимущественно на записанных наблюдениях за детьми. По мере развития детской психологии и детского психоанализа удельный вес использования методологии наблюдений в них изменялся. Постепенно в детской психологи стали использовать экспериментальные исследования, появились нормативы развития, отраженные в нормах выполнения тестовых заданий, появились и лонгитюдинальные исследования детского развития. Методы эксперимента и срезовых измерений стали центральными в области академической психологии развития, а метод наблюдения стал использоваться все реже. В современной психологии развития метод наблюдений используется не часто. «В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически». Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. В психоанализе же роль наблюдений за детьми со временем стала все более весомой. В настоящее время наблюдения считаются точкой соприкосновения двух исследовательских подходов — экспериментального и клинического. Точное наблюдение является фундаментом любого исследования, на котором основывается и проверяется гипотеза. Метод наблюдений за детьми постепенно превратился в основополагающий блок подготовки детских психотерапевтов психоаналитического направления. Важно подчеркнуть существенное отличие психоаналитической методологии наблюдений и метода наблюдений в академической психологии детства. Согласно академической психологии только планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни делает метод наблюдения научным и объективным. «Необходимыми условиями научного наблюдения являются постановка цели, разработка плана, разработанность способов фиксации результатов». В наблюдениях, проводимых в рамках академической психологии, предпочтение отдается «объективной» регистрации фактов поведения ребенка, т.е. согласно нашей терминологии рациональным откликам наблюдателя. В психоаналитической технике наблюдений активно используются субъективные отклики наблюдателя. Наблюдение за ребенком происходит с опорой на собственные рациональные и аффективные реакции. Этот подход основан на общей психоаналитической методологии и отличает метод психоаналитических наблюдений от «объективных» наблюдений академической психологии. В современной академической детской психологии экспериментальная методология занимает центральное место. В целом эксперименты позволяют получить много новых данных о детском развитии. Тем не менее, факты, полученные экспериментальными методами, могут быть объяснены различными гипотезами. «Внутренние причины, лежащие в основе поведенческих феноменов, по-прежнему остаются скрытыми». Отечественная психология развития пыталась найти выход из этого положения. Так, Л.С. Выготским была предложена стратегия формирующего эксперимента, который составляет отличительную черту отечественной психологии развития. В ней накоплен богатый экспериментальный материал формирования и развития разных психических процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако корректность применения формирующего эксперимента в консультативной детской психологии остается спорной. Психологи-практики считают, что «в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка», поэтому поиски адекватных методов организации экспериментов и способов интерпретации полученных данных продолжаются.

4 стр., 1997 слов

Готовые ответы. Этапы психологического исследования. Характеристика ...

... двух периодов:, Сензитивный период развития СМОТРИ «ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ» БИЛЕТ №13. Психологическая характеристика ребенка периода младенчества. В соответствии с возрастной периодизацией психилогического развития ... и предмета Планирование исследования., Выбор методов и методик Метод – способ выполнения чего-либо, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, принцип воздействия на объект. ...

3 стр., 1473 слов

Методы исследования в возрастной психологии

... этом случае методы социально-психологического исследования, используемые в возрастной психологии, обычно также подходят для возраста ребенка. Это наблюдения, опросы, интервью, методы социальных измерений, социальные и психологические эксперименты. Таким образом, метод исследования, используемый учеными ...

1.4 Требования к организации наблюдения

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:

·Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе.

·Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются.

·Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

·Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

·Эти основные черты одновременно являются требованиями , которым надо следовать при организации научного наблюдения .

После того, как в соответствии с целью наблюдения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов . Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможные интерпретации результатов наблюдения с принятой теоретической позицией.

Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных наблюдения часто оказываются тоже разными.

Общие требования к записи наблюдений, Запись наблюдений в поисковом исследовании.

Обычно в поисковых исследованиях используются формы записей наблюдений в виде сплошного протокола или дневника — ведется наблюдение, указывается в записи дата, время, место и ситуация наблюдения социальное и предметное окружение и, если нужно, контекст предшествующих событий (например; наблюдение за поведением человека вечером, после напряженного трудового дня, дома на общей кухне коммунальной квартиры, во время конфликта с соседом).

Сплошной протокол

Запись наблюдений в исследовании, направленном на проверку исходных теоретических предположений. Существенное отличие фиксации наблюдений от предыдущего случая определяется тем, что, во-первых, цель исследования состоит в изучении только определенного типа активности, то есть не столь широка, как в поисковых исследованиях, и, во-вторых, наблюдатель имеет предварительные теоретические знания о предмете исследования, выраженные в виде гипотезы, подлежащей проверке. Оба эти обстоятельства позволяют исследователю заранее, до проведения наблюдения указать наиболее соответствующие цели исследования категории, в которых будет осуществляться запись наблюдаемой активности.

Категории — понятия, означающие определенные классы наблюдаемых явлений (А. Пэнто, Р. Гравитц).

Они должны определяться операционально, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что и другие, и выражать определенный аспект решения задачи исследования.

Однако, метод наблюдения позволяет получить количественные описания наблюдаемых событий в ходе самого наблюдения, если категории для описания определены заранее. Существуют 2 основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: 1) оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства, действия — психологическое шкалирование; 2) измерение длительности наблюдаемого события — хронометраж.

Шкалирование

В реальных исследованиях различные методы описания наблюдаемого поведения (качественные и количественные) могут использоваться одновременно, дополняя друг друга. Стандартизация условий наблюдения включает в себя организацию воздействий, контроль побочных факторов (шум, другие люди), вызывающих ориентировку ребенка, заданность периодов наблюдения, их количество.

Таким образом, наблюдение — описательный исследовательский метод, состоящий в целенаправленном, организованном восприятии и регистрации поведения объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение, наряду с самонаблюдением, является старейшим исследовательским методом.

Применяется наблюдение для сбора информации, эмпирического изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр. Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. То, что наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании, в его живых, многогранных связях и проявлениях, несомненно, является его достоинством. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуаций; делать точные замеры. Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий исследователем.

Основные черты наблюдения одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации научного наблюдения.

Наблюдение было одним из основных исследовательских методов в рамках академической психологии детства. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. Так М.Я. Басов в 1924 г. предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми. Так же существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. В настоящее время наблюдения считаются точкой соприкосновения двух исследовательских подходов — экспериментального и клинического. Точное наблюдение является фундаментом любого исследования, на котором основывается и проверяется гипотеза. Метод наблюдений за детьми постепенно превратился в основополагающий блок подготовки детских психотерапевтов психоаналитического направления.

2. Опытно-экспериментальная работа по изучению межличностных особенностей близнецов

2.1 Организация и проведение исследования индивидуальных отличий близнецов

наблюдение близнец дошкольник психологический

Проанализировав научно-методическую литературу, мы приступили к опытно-практической части нашего исследования с целью доказательства верности выдвинутой гипотезы.

Данное исследование проводилось в МДОУЦРР д/с №5 «Гнездышко» г.о. Спасск-Дальний Приморского края c май — июль 2010 г. В исследовании принимали участие 20 человек детей — воспитанников подготовительной группы ДОУ (всего 12 девочек и 8 мальчиков, из которых 2 девочки — близнецы).

Возраст детей от 6-7 лет.

Модель опытно-экспериментальной работы.

Опытно — экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый.

На констатирующем этапе: анализ научной и художественной литературы, специализированных изданий и Интернет-ресурсов для проведения практического исследования наблюдения.

На формирующем этапе: собственно само систематическое (сплошное) наблюдение в течение определенного периода, в котором фиксируются все проявления психической деятельности близнецов: проявления взаимоотношениям в семье близнецов, с товарищами по группе детского сада и с воспитателями, в форме дневника.

На итоговом (анализ результатов) этапе: анализ и интерпретация полученных данных сплошного наблюдения, с целью определения степени соответствия выдвинутой гипотезы исследования.

Констатирующий этап.

На первом этапе нашего исследования отобразим общую картину проведенной деятельности. Цель : теоретические основы и природа индивидуальных особенностей личности близнецов. Методика исследования : близнецовый метод психологических особенностей членов пары, исследование близнецов как пары, метод контрольного близнеца. Проведение обследования : в процессе исследования систематически изучали развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительного отрезка их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому пришлось ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование в нашем случае дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личностей близнецов и выявить их причины. Вообще организация исследования предполагала одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии и т.д.

Основным же недостатком выбранного нами исследования являлись значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение. Прежде чем приступить к исследованию кратко рассмотрим типы близнецов, происхождение групп близнецов и что сказывается на признаках близнецов?

Какие типы близнецов различают?

·Однояйцовые (идентичные) по другому называют: — монозиготные.

·Разнояйцовые (неидентичные) — дизиготные.

Происхождение каждой группы близнецов.

·Однояйцовые — из одного оплодотворенного яйца.

·Однояйцовые близнецы имеют общую плаценту.

·Двуяйцовые — из двух яйцеклеток, оба плода развиваются самостоятельно.

·Двуяйцовые близнецы имеют отдельные плаценты.

Как это сказывается на признаках близнецов?

Однояйцовые.

·Всегда одного пола.

·