«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»
(К.Д.Ушинский.)
Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.
Поэтому национальное обучение и воспитание возможно лишь при взаимодействии с народной педагогикой, т.к. в формировании личности ребенка ей принадлежит решающая роль, как совокупности накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение [21,5].
Поэтому эта проблема является актуальной в наше время, мы считаем, что необходимо возродить народные традиции в воспитании в семье и школе, которые будут способствовать эффективному ведению воспитательной работы.
Цель работы: выявить роль методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания.
Задачи работы:
1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.
2. Раскрыть средства и методы народного воспитания.
3. Проанализировать влияние народной педагогики в семейном воспитании.
4. Разработать рекомендации по практическому применению полученных результатов.
Проблема исследования заключается в воспитании детей методами и средствами народной педагогики.
Объект исследования:, Предмет исследования:
Гипотеза: Если всемейномвоспитании детей использовать методы и средства народной педагогики, то уровень нравственного воспитания детей повысится.
Научно-практическая значимость:, Использованные методы:, База исследования:
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, обозначена проблема исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования. В первом разделе раскрыты теоретические вопросы, такие как средства и методы воспитания, народная педагогика в семейном воспитании. Второй раздел посвящен практическим вопросам, таким как использование методов и средств народной педагогики, проведение методики исследования эффективности методов народной педагогики в практике семейного воспитания и анализ результатов. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования. Список литературы составляет 21 источник
Природа как средство воспитания в народной педагогике
... -kak-faktor-narodnogo-vospitaniya/ Природа как средство воспитания в народной педагогике Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание ... исследований. курсовая работа [94,7 K], добавлен 22.09.2011 Методы и формы экологического воспитания. Проектная деятельность как средство экологического воспитания школьников. Тип доминирующей установки в отношении к природе ...
РАЗДЕЛ 1. ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1 Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогического исследования требует изучения подходов к рассматриваемой проблеме в прошлом и настоящем [21,9].
Первые идеи народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства и др. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» [1,166]. В повседневной жизни князь наставлял творить добро: » Больного навестите, покойника проводите…» Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите» [1,167].
Автор «Поучения» призывал бороться с ленью как основной отрицательным качеством человека, приводящим ко многим бедам.
Приведенные педагогические мысли великого киевского князя заимствованы им из народной педагогики и предназначались молодым родителям в семейном воспитании.
Вопросы народного воспитания нашли отражение и в известном поучительном произведении Древней Руси XII века «Молении» Даниила Заточника, и в составленном в Византии сборнике афоризмов мыслителей прошлого «Пчела», переведенного на Руси в конце XI века. Обе эти книги являются памятниками педагогической мысли этого периода.
Систематические исследования отечественной народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника русской народной школы К.Д.Ушинского. Выдающийся русский педагог глубоко ценил воспитательный потенциал народной педагогики. Обосновав идею народности, он отвечал: «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях»
Зная народные обычай, обряды, традиции, ученый выступал за народное воспитание, так как оно, по его мнению, является живым образцом в процессе народного развития. Использование народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет и развивает в человеке, по словам К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание и народный характер.
Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой указывал на высокую значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное.
Методы педагогического воздействия на личность
... Любой из методов педагогического воздействия преломляется через личность педагога, его приверженность культурным традициям, определяя авторитарную или гуманистическую направленность обучения и воспитания подрастающего поколения. ... доступна). Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, ...
Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности, творчества, рекомендовал относиться к ребенку как к личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним над общим делом, передавать ему знания и умения по необходимости.
Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснопольской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей.
Большой вклад в изучении – народной педагогики внес известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа. Он дал характеристику народной педагогики как совокупности навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении.
А.С. Макаренко, имея многолетний личный опыт учителя и воспитателя, пришел к убеждению, что педагогика рождается в живых движения людей, в традициях определенного коллектива. Он считал, что семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека [11,398].
Один из видных исследователей вопросов народного воспитания А.Э. Измайлов отмечает, что народная педагогика рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как систему накопленного веками коллективного опыта народных масс по воспитанию молодого поколения, воплощенного в разнообразных памятниках устного народного творчества [21,14].
В современной науке вопрос обращения к народной педагогике не нов. В последние годы ее проблемами заинтересовались такие ученые, как: Д.И. Латышина, В.А. Николаев, И.П. Малютин и др. Изучая опыт народной педагогики, они отмечают, что русский народ имеет богатые традиции в области воспитания, которые развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитывать подрастающее поколение на лучших образцах народной морали.
Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия – это возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков. Тогда образовательная система, состоящая дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции – передавать народное педагогическое наследие от поколения к поколению [4,67].
1.2 Методы воспитания народной педагогики
Метод воспитания
В педагогической литературе дается описание большого количества методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной признана классификация методов воспитания Г.И. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания, которые представим в виде схемы.
Это общие методы воспитания. Они определяются целями, содержанием, средствами воспитания [13,532].
В этнопедагогике выделены следующие средства воспитания: слово, дело, религия, природа, традиции,. игра, общественное мнение. В соответствии с названными средствами методы народного воспитания можно объединить также на группы, как показано на таблице.
Методы воспитания
Словом | Делом | Религией | Природой и искусством | Традициями | Игрой |
Просьба Совет Намек Рассказы Приказ Просьба |
Пример Приучение Упражнение Показ Испытание |
Поверье БлагословеньеЗаклинание Проклятье Исповедание |
Наблюдение Воспроизведение Сравнение |
Знакомство с традициями Осознание их |
Имитация Соревнование Награда Угроза |
Разъяснения и убеждения применяются с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, школе, обществе. Для народной педагогики особое значение имеет показ способов выполнения различных видов труда. После разъяснения и показа вступают в силу упражнения, которые должны выработать необходимые навыки и приемы труда.
Назидание – один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца – сыну, старшего – младшему, учителя – ученику.
Приучение как метод народной педагогики типичен для раннего детства. Приучают детей вовремя ложиться спать и рано утром вставать, содержать игрушки и одежду в порядке, делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.
Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им [8,45].
Поощрение, одобрение, похвала – важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее воздействие на детей. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения ребенка, поощрение может быть выражено в преподнесении недорогих подарков. Но поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым, оно должно соответствовать одобряемой деятельности ребенка, чтобы не порождать зазнайства, а наоборот – стимулировать на дальнейшие успехи.
Мы считаем, что личный пример – самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, старших, учителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение.
Подводя итог сказанному, хочется заметить, что методы очень тесно взаимосвязаны со средствами, которым мы уделим большое внимание в следующем разделе.
1.3 Средства воспитания народной педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15,456].
Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе » О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. – это все из чего слагается историческая жизнь народа…» [19,110].
Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.
а) Природа.
Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.
Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми [4,56].
Необходимо помнить, что природа – источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты – сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и лекарственных трав и т.п.).
В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников – пейзажистов.
Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.
Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.
Необходимо не только воспитать в ребенке любовно – созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное [21,30]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.
б) Религия.
Религия – одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории [17,22].
Наиболее надежный путь приобретения знаний – обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.
Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально – социально значимыми потребностями – высокой нравственностью, милосердием, состраданием [17,123].
Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.
Изучая педагогические труды русских ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.
Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.
Каким образом следует проводить духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках истории, литературы, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.
В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, истории, географии, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.
На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.
Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [21,27]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.
в) Фольклор
С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8,68].
Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой [5,123].
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.
Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [5,125].
Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.
Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке [5,126].
Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.
Сегодня педагоги могут найти достаточное количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему поколению. Но абсолютизация фольклора и этнографические реконструкции в современном быте могут дать и отрицательный результат, так как простое копирование фольклорных образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком [5,128].
Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи «вживания» детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.
г) Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/metodyi-vospitaniya-2/
Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа [21,31].
Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком [21,32].
Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.
Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.
Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». Распутинские старухи Анна и Дарья – носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей [21,32].
Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.
д) Сказки
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов [19,35]
Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21,37].
е) Русский язык
Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [19,150]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир – историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.
Очень важно показать школьникам, что слова русского языка – это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, традиций, обычаев. Слова – памятник культуры [8,23].
Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.
Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно относиться к своему языку. Только при бережном и любознательном подходе к слову и тексту мы сможем действительно обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.
Завершая разговор о русском языке как об одном из важнейших средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: «Являясь полнейшей и сквернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [19,14]. Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.
ж) Пословицы
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат– поведение [17,46].
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17,47].
з) Музыка
Музыка – один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17,56].
Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности.
По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.
Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь.
Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.
Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Музыка – это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции – основной рычаг его действий и поведения.
Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Многие русские современные композиторы пишут музыку на фольклорные мотивы. Так, для С.Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, «Лягушка», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем» и др.)
Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло [21,35].
и) Загадки
Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету [21,34].
Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21,37].
Мы остановились на наиболее продуктивных средствах воспитания народной педагогики, выделив среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки.
Важными средствами народного воспитания являются также трудовая деятельность детей, традиция, обряд, игра. О них пойдет речь в материалах, посвященных семейному воспитанию.
1.4 Народная педагогика в семейном воспитании
Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью [21,43].
Остановимся на вопросах на семейного воспитания.
Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья для него является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, семьей [21,44]. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Подводя итог сказанному выше, определим основные воспитательные функции семьи:
- семья оказывает серьезное воспитательное воздействие на ребенка, с возрастом оно ослабевает, но не утрачивается полностью (при условии нормальной семьи)
- в семье формируются лучшие качества личности;
- семья осуществляет социализацию личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- Общеизвестно, что мать и отец является первыми естественными воспитателями, в основе этой родственной близости лежат, прежде всего, глубокое уважение и любовь к детям и наоборот.
В наше время заветы народной педагогики приобретают особую актуальность. В семьях растут дети, которых отец и мать должны научить жить, привить им качества, необходимые для совершенной личности, приучить к труду, помочь увидеть в жизни близкие и дальние цели, показать, как добиваться задуманного. Искусство родителей заключается в том, чтобы стать для детей самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно доверить самое сокровенное и быть уверенными, что их поймут [2,11].
Остановимся на вопросах содержания воспитания в семье. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально готовую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.
Физическое воспитание в наши дни выходит на первый план, потому что оно основано на здоровом образе жизни, правильной организации распорядка дня, закаливания организма, занятии спортом и т.д [7,24]. Сегодня это очень актуально, так как отмечается ухудшение экологической обстановки в стране, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как курение, алкоголизм, наркомания.
Центральное место в системе физического воспитания занимали в прошлом детские игры, некоторые из них и сегодня популярны и любимы в детской среде, например: «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Прятки» и др. Эмоциональная окраска, дух соперничества, активные двигательные действия заставляют ребенка прилагать значительные физические и волевые усилия, что развивает выносливость, ловкость, сноровку, смелость, отвагу. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что старинные народные игры уходят из жизни, хотя они достойны возрождения [7,23].
Таким образом, физическое воспитание решает многие задачи, в том числе развивает волю, силу, выносливость, двигательные навыки, ловкость, быстроту, способствует сохранению здоровья, отвлекает от вредных привычек, закаливает организм и обеспечивает высокую работоспособность.
Интеллектуальное (или умственное) воспитание в семье характеризуется заинтересованным участием родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков.
Среди основных источников знаний были и остаются книга, чтение, устный пересказ. Необходимо признать, что чтение достойной, особенно классической литературы не является серьезным пристрастием современных школьников. Добровольный вопрос 725 учащихся 11-х классов Вологодской области дал такие результаты: любимые жанры старшеклассников-романы(31%), фантастика (30%), детектив (25%), публицистика и научно-популярная литература вызывает интерес у 20% опрошенных. Только один из десяти одиннадцатиклассников интересуется поэзией. 24%, участвовавших в опросе, признают, что читают мало или не читают вообще [21,48] Это можно заметить на следующей диаграмме:
Рис.1. Данные опроса среди старшеклассников.
Родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей: с первого слова матери, услышанного младенцем, с нежной колыбельной песни, с собственного имени начинается познание окружающего мира.
Народная педагогика и сегодня предлагает родителям богатый материал для умственного развития детей в семье. Это и многообразие жанров фольклора, и народные наблюдения и приметы, и знания, полученные в процессе ухода за растениями и животными, во время сбора ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.
Остановимся на вопросах трудового воспитания.
Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет, сначала в семейных делах, а когда вырастал человек, проверка его трудовой подготовки становилась общественной. К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой» [19,139].
Важным условием трудолюбия является атмосфера коллективизма, когда вся семья принимает посильное участие в делах, когда проявляется помощь одних членов семьи по отношению к другим. Мы считаем, что большую роль играет личный пример родителей, старших членов семьи. Семья должна готовить ребенка к труду не только для нужд своей семьи, но и для будущего труда в общественном производстве, так как по справедливому замечанию А.С.Макаренко, «ребенок будет членов трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен.» [11,129].
Нравственные черты русского народа складывались столетиями, они передавались из поколения в поколение как своеобразный моральный кодекс. Русский народ изначально отличался высокой нравственностью, порядочностью, честностью, гостеприимством [21,69].
Нравственные понятия отражают различные стороны отношений между людьми, они становятся повседневными нормами поведения. А также общечеловеческие ценности, абстрактные по своей природе, как добро, зло, долг, честь, совесть, переходят в разряд конкретно узнаваемых, регулируя поступки человека.
Первые нравственные навыки дети получают в семье с раннего возраста, с колыбельных песен и сказок. Под воздействием родителей они с первых шагов начинают различать, «что такое хорошо и что такое плохо», у них постепенно вырабатываются навыки культурного поведения: послушание, уважение к старшим, скромность, аккуратность, чуткость, отзывчивость и т.д.
Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения в семье, основанное на заветах народной педагогики, неразрывно связаны. Как и сотни лет, так и в наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интеллектуально развитыми. В этом, по нашему мнению, и заключается идея воспитания более совершенной личности.
РАЗДЕЛ 2.
2.1 Методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания
В этом разделе мы уделим большое внимание практическим вопросам, таким как:
- методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания.
- анализ результатов исследования эффективности методов и средств народной педагогики.
В исследовании участвовали 5 семей различных категорий, дети которых посещают школу №3. Для доказательства гипотезы мы использовали следующие диагностики:
1. Опросник АСВ (см. приложение 9)
2. Анкета «Уровень нравственного воспитания» (см. прилож. 2),
3. Анкета «Взаимоотношения в семье» (см. приложение 4)
4. Тест «Я и мой ребенок» (см. приложение 11)
5. Интервью с семьями (см. приложение 5)
Для повышения уровня воспитания детей в ходе экспериментальной работы были проведены специально подготовленные занятия с детьми и родителями:
1. Занятие «Знатоки пословиц» (см. приложение 6),
2. Занятие «Знатоки природы» (см. приложение 7),
3. Викторина «Сказки» (см. приложение 8),
4. Родительское собрание «Похвала и наказание в воспитании ребенка» (см. приложение 12).
Занятия, цель которых повышение уровня нравственного воспитания, родительское собрание, мы провели на базе средней общеобразовательной школы №3, также выходили на дом в семьи для анкетирования, тестирования, интервьюирования. Цель данных исследований заключается в выявлении особенностей семейного воспитания.
2.2 Анализ результатов исследования и эффективности методов народной педагогики в практике семейного воспитания
Проанализировав результаты, сделаем выводы о том, какое место в семейном воспитании занимает народная педагогика, об эффективности методов и средств народной педагогики в семейном воспитании, выявим уровень нравственного воспитания у детей.
Семья №1
Анализ карты семьи
В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является неполной. Все это необходимо нам знать при работе с данной семьей.
Анализ анкеты «Уровень нравственного воспитания»
По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:
- Информант считает, что народную педагогику необходимо возрождать
- Отдает предпочтение эстрадной музыке, народная музыка не привлекает
- Почти не посещает учреждения культуры.
В целом по этим результатам можно сделать вывод о том, что объект анкетирования еще формально осваивает богатства народной педагогики, уровень развития народной культуры находится на низком уровне.
Анализ интервью
При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:
- Родители применяют в воспитании своей дочери различные методы, приводят примеры из своей жизни, чаще всего применяют методы объяснения, беседы.
- К трудовой деятельности начали приучать довольно рано.
- На вопрос: «Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?» родители ответили, что в воспитании дочери принимала большое участие бабушка, она пела, рассказывала в детстве сказки.
- Также как и дочь, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.
Обобщая, можно сделать вывод о том, что эта семья старается руководствоваться принципам народной педагогики в воспитании своей дочери.
Анализ анкеты «Взаимоотношения в семье»
Анализируя ответы на данную анкету, мы сделали вывод о том, что анкетируемый считает, что взаимоотношения в семье хорошие, иногда возникают конфликты, семья редко собирается вместе, а когда собираются, то проводят вместе досуг — смотрят телепередачи. В данной семье иногда возникают споры, причина которых: разногласия в вопросах воспитания детей. Анкетируемый считает наиболее эффективными средствами воспитания: литература, религия, фольклор. Воспитывает своих детей различными методами, на первое место ставит похвалу.
Анализ опросника АСВ
Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания.
При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:
Нарушения семейного воспитания | Количество баллов | Интерпретация результатов |
Г+ гиперпротекция Г- гипопротекция |
3 из 7 6 из 8 |
Родители слишком мало времени уделяют ребенку |
У+ степень удовлетворения потребностей ребенка У- |
4 из 8 1 из 4 |
Родители стараются удовлетворять потребности своего ребенка |
Т+ Количество требований к ребенку в семье Т- |
4 из 4 0 из 4 |
Чрезмерность требований к ребенку |
З+ количество запретов З- |
3 из 4 1 из 3 |
Чрезмерность запретов к своему ребенку |
С+ количество санкций С- |
3 из 4 0 из 4 |
Чрезмерность санкций |
Н неустойчивая сила воспитания | 4 из 5 | Переход родителей от очень строго воспитания к либеральному. |
Таким образом, сделаем вывод о том, что родитель уделяет мало внимания ребенку, очень много требует от ребенка, присутствует резкая смена приемов воспитательных воздействий, встречается неустойчивая сила воспитания, родители стараются удовлетворять потребности ребенка. Таким образом, семейное воспитание почти гармонично, т.к родители слишком мало уделяют внимания своему ребенку.
Анализ теста «Я и мой ребенок»
Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель хорошо относиться к своей дочери, может посоветоваться с ребенком, не смотря на его возраст — это говорит о том, что родитель уважает своего ребенка как личность, может поставить себя на место ребенка., пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение, но родитель указывает, что иногда не может сохранить самообладание из за поступка ребенка, не может воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка. Таким образом, родитель сочетает в воспитании ребенка методы поощрения и наказания.
Семья №2
Анализ карты семьи
В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является неблагополучной.
Анализ анкеты «Уровень нравственного воспитания»
По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:
- Отдает предпочтение эстрадной музыке, народная музыка не привлекает
- Информант считает, что народную педагогику возрождать не обязательно.
- Почти не посещает учреждения культуры
В целом по этим результатам можно сделать вывод о том, что объект анкетирования еще начинает осваивать богатства народной педагогики, уровень развития народной культуры находится на низком уровне.
Анализ интервью
При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:
- Родители применяют в воспитании своего ребенка различные методы, чаще всего наказание.
- К трудовой деятельности начали приучать с раннего детства.
- На вопрос: «Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?» родители ответили, что в воспитании ребенка бабушка участие не принимала, ребенка старались воспитывать сами.
- Родители считают, что народную педагогику возрождать необязательно.
Обобщая, можно сделать вывод о том, что эта семья применяет в воспитании своего ребенка различные методы, чаще всего наказание.
Анализ анкеты «Взаимоотношения в семье»
Анализируя ответы на данную анкету, мы сделали вывод о том, что родители считают, что взаимоотношения в семье удовлетворительные, т.к. иногда возникают конфликты, касающиеся воспитания ребенка. Анкетируемый считает наиболее эффективными средствами воспитания: религия, литература, музыка. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают наказание.
Анализ опросника АСВ
Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания. При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:
Нарушения семейного воспитания | Количество баллов | Интерпретация результатов |
Г+ гиперпротекция Г- гипопротекция |
6 из 7 6 из 8 |
Родители слишком много времени уделяют ребенку |
У+ степень удовлетворения потребностей ребенка У- |
4 из 8 2 из 4 |
Родители стараются удовлетворять потребности своего ребенка |
Т+ Количество требований к ребенку в семье Т- |
2 из 4 4из 4 |
Недостаток требований к ребенку |
З+ количество запретов З- |
4 из 4 1 из 3 |
Чрезмерность запретов к своему ребенку |
С+ количество санкций С- |
3 из 4 0 из 4 |
Чрезмерность санкций |
Н неустойчивая сила воспитания | 4 из 5 | Присутствует строгий стиль воспитания |
Таким образом, сделаем вывод о том, что родитель уделяет много внимания ребенку, количество требований к ребенку минимальное, отсутствует резкая смена приемов воспитательных воздействий, родители стараются удовлетворять потребности ребенка. Таким образом, семейное воспитание является гармоничным.
Анализ теста «Я и мой ребенок»
Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель к своему ребенку относиться адекватно. Может признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему, может устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть. В любой момент не может оставить все свои дела и заняться ребенком, не может сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел из себя, иногда не воздерживается от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка может посоветоваться с ребенком, не смотря на его возраст. Таким образом, родитель воспитывает своего ребенка методом наказания.
Семья №3
Анализ карты семьи
В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является многодетной.
Анализ анкеты «Уровень нравственного воспитания»
По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:
- Отдает предпочтение классической музыке, народной музыкой не интересуется
- Информант считает, что народную педагогику необходимо возрождать
- Почти не посещает учреждения культуры
- Чаще всего играет в компьютерные игры
В целом по этим результатам можно сделать вывод о том, что ребенок проявляет большого интереса к народной педагогике, но считает, что ее нужно все-таки возрождать.
Анализ интервью
При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:
- Наиболее эффективными методами считают внушение, соревнование, беседа.
- На вопрос: «Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?» родители ответили, что в воспитании ребенка часто принимала участие бабушка.
- К труду начали приучать с детства.
- Также как и ребенок, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.
Обобщая, можно сделать вывод о том, что эта семья старается в воспитании своего ребенка сочетать различные методы, чаще всего используют методы внушения и беседы.
Анализ анкеты «Взаимоотношения в семье»
Анализируя ответы на данную анкету, мы пришли к выводу о том, что родители считают, что взаимоотношения в семье хорошие, т.к. конфликтов и споров в семье не возникает. Анкетируемый считает наиболее эффективными средствами воспитания: фольклор, стихи, литература. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают внушение и пример.
Анализ опросника АСВ
Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания. При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:
Нарушения семейного воспитания | Количество баллов | Интерпретация результатов |
Г+ гиперпротекция Г- гипопротекция |
4 из 7 7 из 8 |
Родители слишком мало времени уделяют ребенку |
У+ степень удовлетворения потребностей ребенка У- |
4 из 8 2 из 4 |
Родители стараются удовлетворять потребности своего ребенка |
Т+ Количество требований к ребенку в семье Т- |
3 из 4 1из 4 |
Адекватное количество требований к ребенку |
З+ количество запретов З- |
1 из 4 1 из 3 |
Достаточное количество запретов для ребенка |
С+ количество санкций С- |
3 из 4 0 из 4 |
Чрезмерность санкций |
Н неустойчивая сила воспитания | 4 из 5 | Присутствует либеральный стиль воспитания |
Таким образом, сделаем вывод о том, что родитель уделяет мало внимания ребенку, очень мало требует от ребенка, отсутствует резкая смена приемов воспитательных воздействий, родители стараются удовлетворять потребности ребенка. Таким образом, семейное воспитание является гармоничным.
Анализ теста «Я и мой ребенок»
Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель адекватно относится к своему ребенку. Может извиниться перед ребенком в случае своей неправоты, признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему. Старается воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка, но не может в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком — это говорит о том, что родители очень мало внимания уделяют своему ребенку.
Семья №4
Анализ карты семьи
В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является обеспеченной.
Анализ анкеты «Уровень нравственного воспитания»
По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:
- Отдает предпочтение современной эстрадной музыке, народной музыкой не интересуется
- Старается посещать учреждения культуры
- Считает, что народную педагогику необходимо возрождать