Преступная субкультура

За последнее десятилетие общество пережило глубокие формационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни, обусловленные политическими, экономическими и социальными реформами. Эти преобразования не могли качественно и количественно не отразиться на преступности. Наряду с количественными изменениями, произошло обострение ее качественных характеристик. Усилилась преступная идеология, в различные сферы социальной жизни внедряются нормы поведения криминальных сообществ — так называемые «понятия». Тревожным симптомом является распространение в обществе элементов преступной субкультуры. Из жаргона преступников слова: «отморозок», «беспредел», «крыша», «мочить», «наезд» переместились в обыденную речь, публикации СМИ, стали использоваться политиками, депутатами, руководителями различного уровня. Криминальная субкультура видоизменяется, приобретает новые формы, вследствие чего возникает своеобразная «конкуренция» между ними.

С начала 90-х годов XX века страну захлестнул вал организованной преступности, противопоставивший традиционной культуре свою субкультуру со всеми присущими ей атрибутами. Середина 90-х годов ознаменовалась стремительным распространением наркомании среди молодежи и формированием субкультуры наркоманов. Продолжает существовать и субкультура представителей профессиональной преступности, то есть на сегодняшний день существуют три самостоятельных вида криминальной субкультуры. В местах лишения свободы эти три вида криминальной субкультуры, сливаясь с некриминальными нормами и правилами поведения, образуют своеобразный «коктейль» — тюремную субкультуру.

Одним из следствий трагической трансформации украинского общества, наблюдаемой в последние годы, выступил беспрецедентный рост преступности, повлекший за собой криминализацию общественных отношений, и представляющий реальную угрозу создания на территории нашей страны криминального государства. Ж.Т. Тощенко в этом свете отмечает: «…Криминальное перерождение общества становится реальной угрозой, которая может перерасти из сферы криминологической, правоприменительной, в политическую, затрагивающую не только судьбы государственности, но и жизнь всего социума»[75; С. 24].

На сегодняшний день практически все специалисты склонны солидаризироваться с тем, что нынешняя криминальная ситуация в Украине — качественно новое явление и по масштабу, и по степени разрушительного влияния на жизнедеятельность граждан, функционирование и безопасность государства, оказавшегося абсолютно не готовым к эскалации данного явления, ни в правовом, ни в социальном отношении. Фактический уровень преступности препятствует нормальному функционированию всех без исключения социальных институтов и интеграционных процессов в обществе. Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ, порождающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к органам власти и управления, к проводимой государственной политике.

14 стр., 6566 слов

Субкультура преступного мира

... вида субкультуры «на зоне». Это не только действие уголовных традиций, но и социальная подоплека – перенесение норм криминальной субкультуры из обыденной жизни ... криминальной субкультурой и преступностью, что вполне логично. Ведь преступности без криминальной субкультуры не бывает, так же как и данная субкультура не может существовать без преступности. ... криминальной субкультуры в сегодняшнем обществе ...

В контексте изучения причин эскалации криминального поведения, немаловажное значение имеет такой параметр как нравственное состояние общества, ибо причины того или иного состояния преступности и её количественные и качественные характеристики во многом зависят именно от нравственного состояния общества, наличия или отсутствия тех моральных ценностей и установок, которые служат своеобразным регулятором поведения его членов. Преступность того или иного государства в конкретный период времени, иными словами, является отражением нравственного, культурного состояния общества в определенных пространственно-временных условиях.

Объективным представляется тот факт, что в обществе, стабильном в экономическом, политическом, социальном, нравственном отношении, криминальный образ жизни со стороны большинства граждан получает осуждение, а противодействие преступности в большинстве случаев более эффективно, чем в обществе дестабилизированном, находящимся в системном кризисе, где следствием обострения социальных противоречий выступает падение нравственности, а преступная мораль и образ жизни привлекает внимание многих членов общества. Как отмечал И.И. Карпец: «Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, ибо, в конечном счете, каждое преступление аморально» [76; С. 29].

Преступная субкультура представляет опасность в том отношении, что она поражает широкие слои населения и характеризует собой определенный уровень развития общества, выражающийся в девальвации правовых и нравственных ценностей (обслуживая интересы представителей преступного мира, криминальная субкультура неизбежно входит в противоречие с общепринятыми культурными ценностями), криминогенных формах организации его жизнедеятельности и взаимоотношении его членов. Характерной чертой такой субкультуры является активное и повсеместное культивирование в общественное сознание образцов и норм поведения криминальной среды, насаждение элементов блатного творчества, пропаганда характерных для этой субкультуры способов решения проблем и выяснения отношений. Сформировавшись в преступном мире и совершенствуясь в нем, она представляется не просто отражением настроений и мироощущением. Субкультура — гораздо в большей степени вредное явление психолого-нормативистского характера.

В отличие от истинной культуры, препятствующей появлению и распространению насилия, жестокости, преступная субкультура, обладая значительным объемом криминогенного потенциала, наоборот способствует эскалации этих явлений, декларируя их как действенные способы удовлетворения потребностей. В данном контексте деструктивная роль этой субкультуры в развитии общества выражается в агрессии, которая оказывает непосредственное влияние на формирование противоправного поведения. Налицо инициация социальной деградации общества: преступная идеология и образцы поведения заменяют законную идеологию общества.

12 стр., 5598 слов

Влияние криминальной субкультуры на социализацию российской молодежи

... Ш Раскрыть понятия субкультуры и криминальной субкультуры. Ш Изучить влияния криминальной субкультуры на культуру российского общество. Ш Выделить особенности ... поведение людей, прежде всего молодежи, оказывают колоссальное влияние телевидение, материалы, которого несут поток негативной информацией, а на экранах телевизоров изобилуют грубо-натуралистические сцены насилия. Субкультура преступного ...

Культивация преступного поведения в качестве ценного образца, точнее образца для подражания, стремление к удовлетворению своих потребностей любой ценой приводит к тому, что, сталкиваясь с социальными противоречиями и межличностными конфликтами, человек зачастую выбирает противоправные способы их.

Важен тот факт, что криминальная культура зачастую приводит к утрате человеком практически всех социальных ориентиров. Стоит отметить, что это вызывает в личности такие глубинные трансформации, что восприняв криминальную культуру, человек освобождается от социальных запретов.

Черты криминальной субкультуры проникли в повседневную жизнь граждан, их можно встретить практически во всех социальных группах. Причем это проникновение является более глубоким и многосторонним, чем это может показаться на первый взгляд. Так, согласно исследованиям А.Н. Олейника 33,6% терминов криминального арго 30-50-х годов встречаются в то же самое время и в повседневной речи [ [65; С. 2]. Приходится констатировать, что подобное наблюдается и среди представителей государственной власти страны самых высоких уровней. В свою очередь социальные психологи отмечают наличие в повседневном поведении граждан элементов, характерных для социально-психологического типа заключенного.

Научное исследование криминальной субкультуры осуществляли многие ученые, среди которых необходимо отметить Ю.К. Александрова, Ю.А. Алферова, В.М. Анисимкова, Ю.М. Антоняна, Ю.И. Блохина, А.Г. Бронникова, А.И. Гурова, П.С. Дагеля, СИ. Дементьева, Ю.П. Дубягина, И.И. Карпеца, В.И. Игнатенко, С.Я. Лебедева, Д.А. Ли, Д.С. Лихачева, А.Н. Олейника, В.Ф. Пирожкова, Ж. Росси, А.А. Сидорова, Ф.Р. Сундурова, А.А. Тайбакова, Г.Ф. Хохрякова, В. Чалидзе, В.Е. Южанина и др.

Однако за последние годы криминальная субкультура сильно изменилась, что создает предпосылки к ее дальнейшему изучению. К тому же криминальная субкультура представляет собой столь сложное явление, что поле ее изучения весьма обширно. Криминологические исследования по данной теме могут и должны быть могущественной основой для законотворчества, разработки уголовной политики государства и теоретических предпосылок предупреждения преступности, обоснования и практического воплощения мероприятий по предупреждению преступности как на общесоциальном, так и на специально – криминологическом уровне.

ПРЕСТУПНАЯ СУБКУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

2.1. Понятие преступной субкультуры

Бытует мнение, что преступная субкультура имеет место лишь в исправительных учреждениях (колониях и тюрьмах), приемниках-распределителях для несовершеннолетних и молодежи, следственных изоляторах, а также в близких к ним специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (специальных школах и специальных ПТУ).

4 стр., 1961 слов

Субкультуры в Украине

... являются молодёжные субкультуры. В украине, как и во многих странах, широко распространены многие субкультуры. Расскажем о самых популярных из них в наше время Музыкальные субкультуры Одной из ... своими законами[]. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, ...

Конечно, именно здесь криминальная субкультура особенно рельефно выражена. Однако следует учесть, что она существует и вне этих учреждений, т.е. на свободе — в других заведениях (детских домах, интернатах, общежитиях для взрослых на предприятиях, в армейских подразделениях и даже в обычных общеобразовательных школах и ПТУ).

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, которые характеризуют определенный уровень развития данного общества [78, С. 272]. В широком смысле под культурой понимают совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов [83, с. 229].

Хоруженко К.М. определяет культуру как, определенную совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность [52, с. 55].

Использование приставки «суб» по отношению к культуре (от лат. sub…-под) [78, с. 488] в определении понятия обозначает, что данная культура не является основной в общественном бытии, является продуктом культурного развития общества.

Выделяют несколько подходов к пониманию понятия «субкультура»:

  1. Субкультура – это специфическая группа или группировки людей. Данный подход более характерен для психологии, частично для философии.
  2. Субкультура – это структура общей культуры, ее внутреннее разнообразие. Использование данного понимания субкультуры характерно для социологии, частично для психологии. То есть в данном случае под субкультурой понимают культуру, какой – то социальной или демографической группы [22; С. 17].

На основании вышеизложенного возникает следующий вопрос: следует понимать субкультуру как разновидность культуры общества или же как специфическую группу? То есть, по большому счету, изучать содержание и особенности культуры: язык, нормы, традиции определенных групп или же изучать эти группы, в том числе и все их особенности: содержание и характер общей деятельности: цели и задачи этой деятельности; определенный тип отношений между членами группы; внешнюю и внутреннюю организацию; принятые в группе нормы и ценности; осознание членами группы своей принадлежности к ней; наличие групповых атрибутов и те интересы, потребности, которые удовлетворяют человека путем его участия в таких группах.

Следует отметить, что эти подходы не столько противоречат друг другу, сколько освещают разные стороны того же явления, а выводы и знания, полученные благодаря изучению этого явления с точки зрения первого подхода можно включить в круг тех проблем, которые рассматриваются в рамках второго подхода.

Для того чтобы определить наиболее оптимальное определение понятие «субкультуры» следует рассмотреть, как определяют данное понятие ученые.

М. Брэйк считает, что субкультура – это система значений, способов выражения жизненных стилей группой, которая занимает подчиненные позиции в структуре общества, в ответ на доминирующие системы

значений, — как попытка разрешить структурные противор ечия, которые возникают в более общем социальном контексте. Субкультура создает новые групповые значения, которые формируют правила поведения, действий и ценностей, которые имеют глубокое символическое содержание для членов группы [22; С. 28].

6 стр., 2907 слов

Философская этика и моральные ценности социальных процессов

... прикладных, особенно профессиональных этик, что в какой-то мере сможет компенсировать издержки формирования нравственной культуры в обществе. 2. Моральные ценности социальных процессов и их динамика философский моральный ценность социальный В современных ...

Аналогичное определение предоставляет нам и Дж. Мердок: «Субкультура представляет собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, которые занимают в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Субкультура дает набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для наполнения содержания своего особого положения и формирования стойкой идентичности» [57; С. 187].

Оба определения указывают на подчиненное положение групп, которые пытаются адаптироваться или противопоставить себя доминирующему обществу с помощью определенных средств выражения.

С.А. Сергеев предлагает следующее деление между культурой и субкультурой: культура – это свойственная данному обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодах, который определяют образ жизни, то есть что-то специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа. Под субкультурой С.А. Сергеев понимает систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которые свойственны более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как стойкие образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от тех, которые используются в господствующей культуре, хотя и связаны с ними [77; С. 23].

В психологическом словаре дано следующее определение субкультуры: «Это культура четко определенного сегмента общества внутри большого общества. Она должна не только отражать доминантные культурные основы большого общества, но и иметь специальные, отличные оценки, нормы и привычки» [22; С. 18].