Гендерные особенности формирования самосознания и самоактуализации личности в семейных взаимоотношениях и деторождении

Дипломная работа

Особенностью современного периода развития России является исключительно сложная демографическая ситуация. Согласно статистическим данным, опубликованным в вестнике Российской академии наук, к началу 2000 года в Российской федерации родилось на 6 миллионов человек меньше, чем за предыдущие 10 лет. Несмотря на явное увеличение рождаемости в 2003-2006 годах, эти изменения еще не решают проблемы демографии. В Российской Федерации показатель рождений идет встык со смертностью.

Согласно опубликованным сведениям комитета статистики и информации муниципального образования Новомосковский район, показатель рождаемости в г. Новомосковске Тульской области в 2003-2006 годах снизился с 8,3 до 7,7 на тысячу населения; показатель смертности, наоборот возрос с 18,5 до 19,8 на тысячу населения. Соответственно, естественная убыль населения составила в 2006 году показатель 12,19 на тысячу населения. Ситуация по демографии в регионе сложная, так как такой уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.

Для увеличения населения каждая женщина должна родить в среднем по 3 ребенка. По свидетельству медиков, среди девушек до 18 лет 30% страдают гинекологическими заболеваниями, которые резко снижают шансы когда-либо стать матерями. Возросло количество детей с наследственными заболеваниями. В результате сложившейся экологической ситуации страдает генофонд. Диспансеризация, проведенная в 2003 году, выявила всего 30% здоровых детей. Число детей-инвалидов возросло до 22,8 на тысячу детского населения.

Демографический кризис показал необходимость введения Национального социального проекта по улучшению демографии и повышению рождаемости, по социальной поддержке семей с детьми, введенный правительством РФ с января 2007 года. Резко возросла материальная заинтересованность семей детородного возраста в рождении детей. Ежемесячные денежные выплаты при рождении, особенно второго и последующих детей, в размере, приравненном к средней заработной плате, единовременная выплата «материнский капитал» в размере двести пятьдесят тысяч рублей стимулируют рождаемость, однако не в той прогрессии, которой бы хотелось добиться.

На жизнь человека, его семейные отношения, сознательное родительство и деторождение влияют не только материальные мотивы, но и личностные, которые формируются в процессе самосознания и концептуально входят в систему сложного личностного образования человека — образ «Я». «Я»- концепция формируется в процессе становления личности, изменяется в течение жизни и включает в себя представления о собственной жизни, всех сторонах ее проявления, обладает интегрирующей, планирующей и контрольной функцией.

13 стр., 6498 слов

Медико-социальные аспекты демографии

... Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса . А. И. Чупрова брачность, рождаемость, смертность — естественное движение населения и миграционное движение населения, т. е. территориальные перемещений населения, социальное движение населения, т. е. ...

Демографический кризис привел к ряду деформаций в гендерной и социально-демографической структуре российского общества. Важнейший гендерный показатель — сравнительная продолжительность жизни мужчин и женщин, за последнее десятилетие стал резко асимметричным, смещенным в пользу женщин. Одна из беспокоящих тенденций развития российского общества на ближайшие пятьдесят лет, его неуклонная феминизация. По данным переписи населения, проведенной в РФ в 2002 году, средняя продолжительность жизни женщин в России — 72 года, мужчин — 58,5 лет. Количество мужчин в России сократилось до 46,5 % населения. Следовательно, слова известной советской песни 60-х годов «…на десять девчонок по статистике девять ребят» надо подредактировать: «на десять девчонок по статистике ныне восемь ребят». Если в 2003 году в структуре российского населения женщин на 6,5 % больше, чем мужчин, то к 2015 году этот разрыв прогнозируется на уровне 10-11%, а к 2050г. — до 15% в пользу женщин. По прогнозам демографов к 2016 году в России численность мужского населения в возрасте 17-19 лет, вступающих в детородный возраст, сократится с 3,5 млн. человек до 2 млн. человек, что повлияет на этот процесс негативно. А на сегодняшний день уровень мужской смертности в 4 раза выше женской.

Феминизация демографической структуры населения — общемировая тенденция, развитие которой уже сегодня ставит перед правительством сложные задачи. В период демографического неблагополучия в России, отражающегося в уменьшении численности населения, росте разводов и повышении уровня заболеваемости и смертности, особенно среди мужчин и женщин дееспособного возраста, отмечаемого Госкомстатом в 2004году, отношение к своей гендерной роли приобретает все большее значение.

Отмечаемое рядом психологов, таких как С.В. Айвазова, 1998, О. Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998, В.В.Абраменкова, 2003, [38] гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует по — существу отношение к своей и противоположной гендерной роли. Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной полоролевой идентичности, которая, в свою очередь, сама начинает в процессе самосознания, при неадекватной самооценке влиять на формирование личности, на ее самоактуализацию, прежде всего в семейных взаимоотношениях, на полоролевые отношения отцовства и материнства, сознательного родительства.

Выбор данной темы дипломной работы обусловил большой интерес к данной проблеме, понимание актуальности ее решения в современном обществе вообще и в Новомосковском регионе в частности. Так как на процесс самоактуализации личности в семейных отношениях, в сознательном родительстве и деторождении, в большей степени влияют, по нашему мнению, личностные качества человека, которые формируются в процессе самосознания, через самооценку и путем самореализации в этой жизненной сфере.

Объект исследования: особенности самосознания и на его основе самоактуализации личности.

Предмет исследования: гендерные особенности самоактуализации личности.

Цель исследования: изучить гендерные особенности самосознания, самооценки и самоактуализации личности.

Задачи исследования:

13 стр., 6362 слов

Личность в системе социальных связей (2)

... а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. На протяжении девятнадцатого века лучшие умы в области биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри ... независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает у личности наличие самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а ...

1. Изучить теоретико-методологические аспекты гендерных составляющих формирования самосознания, самооценки и самоактуализации личности.

2. Составить социальный портрет выборки, с учетом их семейных взаимоотношений, ролей отцовства и материнства, сознательного родительства.

3. Изучить уровень самооценки и уровень притязания личности на формирование самосознания и «Я»- концепции.

4. Выявить гендерные особенности индивидуально-типологических свойств личности и их влияние на формирование самосознания.

5. Сравнить гендерные различия содержательной стороны направленности личности, формирующих «Я»- концепцию путем сопоставления полоролевых установок, выраженных в терминальных и инструментальных ценностях личности.

6. Определить влияние гендерных особенностей на самосознание личности, ее систему отношений, социальных ролей, полоролевой идентификации.

7. Разработать рекомендации, составить планы бесед, направленных на изменение гендерных особенностей самосознания и самоактуализации личности в сторону сознательного родительства и повышение деторождения, для дальнейшего применения в профессиональной деятельности и в общественной работе.

Гипотеза исследования: психологические особенности формирования самосознания, самооценки и самоактуализации личности имеют гендерные особенности и влияют на полоролевую идентификацию личности.

Методологическую основу исследовательской работы составляют: концептуальные положения общей, социальной, дифференциальной психологии, психологии личности, психодиагностики, а также сложившиеся в науке принципы и методы изучения гендерных особенностей. В исследовании использовалась беседа, интервьюирование, опрос, анкетирование, тестирование по методикам:

1. Социологическая анкета. Автор: Петров Ю.П. (в сокращении)

2. Методика «Шкала самооценки личности» (модификация

Прихожан А.М. методики Дембо-Рубинштейна).

3. Методика «Индивидуально-типологический опросник»

4. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

5. Тест двадцати утверждений.

После сбора результатов была проведена статистическая обработка, описание и аналитический анализ результатов психологического тестирования и социологического анкетирования, сделаны выводы.

Всего человек, принявших участие в исследовании — 50 респондентов. Из них 25 женщин и 25 мужчин. Все респонденты женаты или замужем, состоят в браке — 50 человек. В выборке сами пары не представлены. Средний возраст выборки — 33 года. Исследование проводилось на базе ГУТО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Новомосковского района Тульской области» среди родителей, посещающих «Школу семейного общения», а именно «Школу молодой семьи», «Школу молодых родителей», «Родительский клуб».

Структура дипломной работы: введение, глава 1, глава 2, включающие теоретическую часть, глава 3, включающая практическую часть, выводы, рекомендации, заключение, литература, приложение 1, приложение 2.

Глава 1. Теоретические подходы к гендерным составляющим формирования личности

1.1 Гендерная составляющая формирования личности

Понятие «гендер», от английского «gender» — «пол», «род», от греческого — «происхождение», «род», «рождающийся», пришло в современную отечественную социальную психологию из англоязычных стран в начале 90-х годов 20 века, вместе с началом рыночных преобразований. Можно отметить, что одна из первых попыток западных исследователей развести понятия «пол» и «гендер» принадлежит американскому психологу Роберту Столлеру (1968г.).

6 стр., 2847 слов

Теория гендера: пол и гендер, гендерные роли и стереотипы

... особенностей. Гендер (социальный пол) (gender). 1). Грамматический род существительного. (Оксфордский словарь). 2). Социальный конструкт, предполагающий определенный путь нормирования. II) Набор характеристик, определенный культурой общества, который идентифицирует социальное поведение мужчин и женщин ...

В качестве компонентов «гендера» западные психологи Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при явной недооценке влияния социально детерминирующих их факторов: преимущественно биологических, анатомических, психосексуальных особенностей мужчины и женщины вне социального контекста их положения демонстрировала научную обреченность такого узкого подхода.

В российской психологии — признак пола, отражающий принадлежность индивида к конкретной половой группе в структуре общества, изначально социален, так как личность, независимо от ее пола, рождается и развивается в социуме, в многообразной системе социальных связей и отношений.

В 1942 году Макнемар установил и подтвердил статистически, что особи женского пола обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как представители мужского пола обладают лучшими математическими и механическими способностями, начав тем самым разработку гендерных проблем. Позже было выявлено, что женщины более адаптивны, легко воспитуемые, у них выше уровень социальной желательности, а мужчины более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами и лишь потом — женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.[11]

Все попытки объяснения половых различий поведения могут быть сгруппированы в биологические (сюда могут быть отнесены эволюционная теория пола В.А. Геодакяна, нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса) и психологические (психоаналитическое, бихевиористское и когнитивистское объяснения развития психологического пола).

В эволюционной теории пола, созданной В.А. Геодакяном в 1965г. [8] утверждалось, что дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюции его генотипа. Итак, мужчины осуществляют поиск, а женщины — совершенствование. Таков механизм эволюционного биологического и психологического прогресса. Очевидно, что, обладая узкой нормой реакции, мужчины более уязвимы и биологически, и психологически. Поэтому и продолжительность жизни у них ниже. Новорожденные мальчики чаще гибнут, чем девочки. Однако большинство долгожителей все-таки — мужчины. Конечно, развиваются и изменяются не все анатомофизиологические и поведенческие признаки, а только некоторые. Наличие различий признаков у мужских и женских особей называется половым диморфизмом, в психологии — половым дипсихизмом. У современных людей, например, существует половой диморфизм по признакам роста, веса, оволосения. В стабилизирующей среде половой диморфизм отсутствует (нет необходимости приспосабливаться, и мужские и женские особи обладают одним и тем же эволюционно выгодным значением признака).

А в движущей среде уже в одном поколении появляется генотипический половой диморфизм, возрастающий в следующих поколениях.

В строении мозга также наблюдается половой дипсихизм (у мужчин более отчетливо выражена асимметрия полушарий и оперативные системы — кора и левое полушарие, а у женщин — консервативные системы, подкорка и правое полушарие, что обусловливает преобладание у мужчин аналитического мышления, а у женщин интуитивного, образного и чувственного познания).

Благодаря меньшей асимметрии женщины также более обучаемы.

Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. Как известно, у каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин гормон эстрадиол. Существует две стадии влияния половых гормонов на мозг: первая «организационная» имеет место на третьем месяце жизни эмбриона, а вторая «активационная»- во время полового созревания. Эти два момента характеризуются особой интенсивностью формирования биологического пола человека. Четыре типа исследований подтвердили связь биологического пола и психологического поведения: манипуляция андрогенами вследствие поведения до, во время и после пубертата. В результате было выделено двенадцать устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем).

Соответственно типично женское поведение характеризуется отсутствием этих способов поведения [11]:

1. Наступательное эротическое поведение: от мужчин ждут инициативы, в то время как женщинам проявление эротических инициатив противопоказано, ибо приходит в противоречие с инстинктом.

2. Агрессивное социальное поведение: мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру, при котором нужно постоянно нечто разрушать, чтобы создавать новое.

3. Пространственная ориентация: мужчины лучше, чем женщины, воспринимают пространство, удаленность, скорость.

4. Территориальное поведение: мужчинам свойственно иметь, проверять свою территорию, а также охранять ее границы.

5. Выносливость к боли: у мужчин изначально ниже болевой порог, чем у женщин, подготовленных природой к родам, поэтому вынужденных с ней лучше справляться.

6. Медленное усвоение оборонительных условных рефлексов: мужчинам более свойственно нападать, а не защищаться.

7. Слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу: мужчины склонны скрывать, а не демонстрировать переживания, которые не становятся менее сильными, но проявляются либо в поведении, либо в психосоматических заболеваниях.

8. Настойчивость, или персистентность при выполнении задания без подкрепления: мужчинам ввиду их слабой обучаемости свойственно совершать подобные ошибки.

9. Слабая связь с ближайшими родственниками: мужчины, как правило, меньше скучают по жене и детям, чем наоборот, реже вспоминают о родителях.

10. Периферизация: тяга к созданию «групп» по интересам у взрослых и особенно подростков. Женщинам от этого отказаться намного легче.

11. Поиск приключения, новых и сложных раздражителей: мужчины устают от монотонности и поэтому склонны хорошее, но уже известное променять на непонятное и новое.

12. Тяга к соперничеству.

В структуре темперамента, согласно теории В.М. Русалова, включающей восемь шкал [4], отмечаются различия по шести шкалам. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, социальной эмоциональности, а у мужчин — показатели пластичности и индивидуального темпа. Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью[16].

Сравнение интеллекта и способностей показало, что женщины по сравнению с мужчинами обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи. Анализ личностных факторов показал, что по всем факторам, кроме открытости к опыту, наблюдается половой дипсихизм. Экстраверсия, включающая доминантностъ и поиск ощущений, больше выражена у мужчин; зато дружелюбность, включающая качества заботы и любви, сильнее выражена у женщин. Психотизм и невротизация больше присущи мужской выборке.

Все приведенные определения касались, в основном, биологических основ пола. Однако биологический пол и психологический связаны неоднозначно: очевидно, что мужчина может иметь женский характер, а женщина вести себя по-мужски. Для того чтобы человек принял, осознал свой пол и научился использовать его ресурсы, он должен успешно пройти процесс, который называется полоролевой социализацией.

В психологии неоднозначно рассматривался вопрос о соотношении мужского и женского в психологическом образе человека. Во-первых, маскулинность и фемининность противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, маскулинность и фемининность рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. В-третьих, маскулинность и фемининность могут рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки.

Психология последних лет ориентируется на смешении полоролевого поведения. Как указывает Клецина, Сандра Беем [45] выделила восемь типов полоролевого поведения, по четыре для мужчин и четыре для женщин (это маскулинные, фемининные, андрогинные и недифференцированные, которые присутствуют в каждой половой группе).

Андрогинные отличаются наиболее гибким поведением и высокой продуктивностью, а недифференцированные — отсутствием жизненных сил.

Говоря о психологическом поле, за рубежом используют два термина: «зех», если речь идет о биологических основах поведения, и «депиег», когда имеют в виду социокультурное содержание поведения.

Проблема соотношения пола человека и его психологии издавна привлекала внимание мыслителей — представителей различных философских направлений. Первоначально представления о возможностях проявления маскулинности и фемининности были выражены в духе жесткой дихотомии, когда строгие нормативы делили признаки поведения на мужские и женские. По существу, эта была примитивная модель, которая уже в древних цивилизациях уравновешивалась многочисленными «исключениями из правил» и неприменимость которой в психологии становилась все более очевидной по мере научного изучения половых различий. Тем не менее, до 1970-х годов в западных социально-психологических исследованиях широко было распространено представление о соответствии половой роли.

Наиболее здоровой, функциональной и гармоничной психологической половой ориентацией личности считалась та, которая соответствует биологическому полу человека. Согласно этому представлению, для женщины наиболее функциональным и естественным является проявление фемининности, а для мужчины — маскулинности во всех сферах социальной активности. Фемининность и маскулинность рассматривались как противоположные полюса одномерного континуума, то есть считалось, что личность способна проявлять либо фемининность, либо маскулинность

В современной дифференциальной психологии разработаны дихотомичные тесты, основанные на стереотипных представлениях о психологических различиях между полами. Ю.Е.Гусева ссылается на В.И. Куликову 1988, [10] составившую «словесный портрет», выделив как полярные основные мужские и женские качества личности.

Таблица 1.1. Полярные типы индивидного теста В.И. Куликова «Словесный портрет»

Мужской тип

Женский тип

Мужской (тип конституции- мужчина; первичные и вторичные признаки по мужскому типу)

Женский (тип конституции — женщина; первичные и вторичные признаки — по женскому типу)

функция деторождения отсутствует

есть функция деторождения

препятствия преодолевает преимущественно с помощью интеллекта и силы

препятствия преодолевает преимущественно с помощью хитрости и ловкости

развито прогнозирование (склонен к решению отсроченных долговременных задач)

прогнозирование ослаблено (решает преимущественно повседневные задачи)

потребность в эмоциональном возбуждении снижена

потребность в эмоциональном возбуждении повышена; страдает от скуки

рассудительность

чувственность

упорядоченность

неорганизованность

реалистичность и критичность

идеалистичность, интуитивность, фантазерство

сдержанность

раздражительность

обращает внимание больше на содержание, чем на форму, наблюдательность и точность снижены

обращает внимание больше на форму, чем на содержание, наблюдательность и точность повышены

Фрагмент описания полярных типов индивидного теста В.И.Куликовой показал насколько до сих пор сильна тенденция разделять характеристики социального восприятия и поведения (сдержанность-раздражительность) между мужским и женским типами так же, как и биологически определенные различия (способность к деторождению).

В понимании психологических особенностей половых различий ставятся в один ряд и сравниваются зачастую не связанные между собой едиными механизмами феномены биологического, физиологического, психологического и социального уровней.

Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, едва развитом состоянии, можно найти и у женского пола; и наоборот, все половые признаки женщины в своей совокупности содержатся и в мужчине, хотя в очень неоформленном виде. Существуют бесчисленные переходные степени между мужчиной и женщиной. Этот вывод внес большой вклад в направлении понимания психологических свойств личности мужчины и женщины в рамках континуальной модели.

В русле идеи континуальности психологических свойств разных полов западные психологи в 1930-1970-е гг. сконструировали ряд специальных методик для измерения маскулинности-фемининности эмоций, интересов, установок и мотиваций личности: шкала маскулинности-фемининности опросника приспособляемости Белла , 1938г., тест Термана-Майлз, шкала М-Ф MMPI, 1940г., шкала маскулинности Гилфорда-Циммермана, 1949г., шкала женственности Калифорнийского психологического опросника, 1956г., фактор мужественности-женственности Фрайбургского личностного опросника, 1970г., шкала маскулинности-фемининности личностных шкал Комрея 1970г. [11] В основе этих тестов лежит предположение, что индивиды могут в пределах какой-то нормы различаться по степени маскулинности и фемининности. Однако свойства маскулинности-фемининности представлялись при этом альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и наоборот, причем для мужчины нормативна и желательна высокая маскулинность, а для женщины — высокая фемининность.

Со временем накопившиеся данные исследований психологических различий между полами показали, что не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские». Кроме того, разные шкалы, например интеллекта, эмоций, интересов, в принципе не совпадают друг с другом — индивид, имеющий высокую маскулинность по одним показателям, может быть весьма фемининным в других отношениях. Таким образом, диктуемые этой моделью ролевые предписания входили во все большее противоречие с тенденцией к ослаблению поляризации половых ролей в реальной жизни.

В 1973 году А. Константинопль обратила внимание научной общественности на то, что фемининность и маскулинность в действительности являются не противоположными полюсами одномерного континуума, а скорее независимыми конструктами [8].

Это положило начало развитию теории андрогненности, согласно которой каждая личность может обладать и фемининными, и маскулинными характеристиками одновременно. Создание теории андрогенности было отражением того, что современное общество стало слишком сложным, чтобы адекватно укладываться в рамки концепции соответствия половой роли. С точки зрения теории андрогенности эффективность функционирования личности в любой сфере деятельности зависит от способности проявлять как фемининность, так и маскулинность адекватно возникающим ситуациям, а не дифференцировать свою позицию и поведение по половому признаку.

Таким образом, психологический пол мог комбинироваться с биологическим полом (как, например, андрогинный мужчина, фемининный мужчина, маскулинная женщина).

Данный подход позволил достичь более точного измерения, чем категориальная система из двух частей, и ознаменовал переход к более совершенной — ортогональной модели психологического пола личности.

Психоанализ в основном развивал взгляд 3. Фрейда на природу женщин, который состоял в том, что женщина — это мужчина, лишенный гениталий. Поэтому свою энергию женщина тратит на то, чтобы овладеть отсутствующими у нее гениталиями. Позитивного определения женственности Фрейд (как, впрочем, и многие другие психологи, в основном изучавшие мужчин) не давал. Отсюда возникло противопоставление и вечная борьба между полами. З.Фрейд считал маскулинность первичной психосексуальной функцией, а формирование фемининности связывал с подавлением маскулинности и отказом от нее. [23] По З.Фрейду, механизмом сдвига от маскулинности к фемининности является комплекс кастрации. К.Хорни, в принципе соглашаясь с идеей З.Фрейда о важности комплекса кастрации в развитии девочки, выделяет первичный и вторичный комплекс кастрации. [22] На основе первичной зависти к пенису девочка приходит к объектной любви к отцу и психосексуально становится женщиной. Вторичный комплекс кастрации приводит к фрустрации гетеросексуального либидо, и девочка уходит от женственности, обретая маскулинные черты — формируется комплекс маскулинности.

К. Хорни, яркий представитель классического психоанализа, полагала, что причиной недоверия между полами (наличие которого сомнению не подвергается) является разочарование в надеждах на счастье и любовь, проекция страхов от зависимости, лишения родительской любви, возникающих в детстве. Конфликты раннего детства могут приводить к тому, что у девочки, травмированной разочарованием в отце и ревностью к матери, может возникнуть желание «отнимать» у мужчины, а не получать. Т.е. подавление агрессии против мужчин приводит к нарушению женственности. Итогом взаимного приспособления полов, согласно К. Хорни, может быть не любовь и привязанность, а смягчение антагонизма и сосуществование. К.Хорни определяет комплекс маскулинности у женщин как «…комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины».[24] Стремление к смерти в психоанализе иногда рассматривается как стремление воссоединиться с матерью. Таким образом, вырисовываются реальные мотивы борьбы за власть между полами, основанные на конфликте между самоотдачей и самосохранением.

В бихевиоризме принятие половой роли рассматривается как результат приобретения навыков, подкрепляемых поощрением, подражанием, выбором модели поведения. Маленькие девочки и мальчики уже, как правило, имеют особенности творчества и поведения в соответствии с полом, по которым можно проводить диагностику тенденций полоролевой социализации. Так, еще Э. Эриксон отмечал, преобладание внутренних процессов и изменений над внешними у девочек, мальчики более обращены во внешнее пространство.[28] Это различие соответствует психологическому предназначению мужского и женского пола, которое у мужчин состоит в инструментальном отношении к миру, активном и завоевательном поведении, а у женщин — к созерцанию, принятию, впитыванию, переработке внутреннего содержания.

Э. Эриксон утверждал, что матери интуитивно поощряют активность маленьких мальчиков, стремление к соперничеству и достижениям. В то же время требования к девочкам имеют другое содержание: реже предъявляются запреты на плач и пр. Сумма требований отражается в полоролевых стереотипах, существующих в обществе и семье: укоренившихся представлениях о том, какими должны быть мужчины и женщины. Поощряя одни формы поведения и затормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации-феминизации ребенка. [28]

В основе когнитивно-генетического подхода полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, формированием его «Я»- концепции. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. Если половая роль усваивается практически сразу, так как ребенок знает, мальчик он или девочка, то гендерная схема и входящие в нее, обусловленные полом нормы поведения, является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются.

Перечисленные подходы отражают разные аспекты мужских и женских проявлений. Однако при наличии полового диморфизма и дипсихизма понимание и доверие между полами все-таки возможно; достигается это благодаря опыту долгой истории успешного взаимодействия мужчин и женщин, закрепленной в архетипах анимы (у мужчин) и анимуса (у женщин), которые даже при отсутствии убедительной реальной модели для подражания предоставляют своим обладателям образцы мужского и женского поведения.

Гендерные роли рассматриваются психологами с точки зрения взаимоотношения полов в рамках культурно-исторической теории И.С. Кон, 1988г. [12], С.И. Айвазова, 1998г, И.В. Бестужев-Лада, О.В. Захароваё В.С. Агеев, 2000г., А.Ф.Швейгер-Лерхенфельд, 1998г., А.Адлер, 1998г.[1].

Изучены гендерные роли, особенности гендерных отношений в странах, находящихся на разных ступенях развития (А.Адлер, 1998г. [1], К.Хорни, 2002г. .[24], А.Лоуэн, Х.Ремшмидт, 1998г.[19].

В исследованиях показано, что тип семьи и положение женщины в обществе и ее полоролевая идентичность связаны между собой самым прямым и тесным образом С.И.Голод, А.Адлер,1998г. [1]; Уайнхолд Б, Уайнхолд Д., 2002г; Э.Г.Эйдемиллер, 1996г.

Проблемы взаимоотношения полов и полоролевой идентичности в России, отмеченные рядом авторов: В.Е. Каган, 2000г., Н.К. Радина, 1999г, О.М. Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998г, связаны с особенностями культурно — исторического развития России. Они выражаются в единых взглядах на гендерные роли у представителей обоих гендеров, отмечают О.М. Здравомыслова, М.Арутюнян, проявляются в сочетании представлений о равенстве полов с патриархальными установками, при этом происходит вытеснение из сознания конкуренции и конфликтности между гендерами, усиливая недоверие между полами.[38]

Как пишет С. Айвазова, Н.К. Радина 1998г, в патриархальной России вопрос женского равноправия рассматривался в рамках освобождения личности от власти государства. Революция 1917 года не только не ликвидировала эту зависимость, а даже усилила. В современной России закрепленное законодательно положение диады «мать-ребенок» практически исключило мужчин из семьи. До сих пор законодательно права матери и отца не уравнены, что не может не отражаться на взаимоотношениях полов и гендерной идентичности. Эти проблемы прослеживаются во всех поколениях: от взрослых к подросткам, как отмечает Н.К. Радина, 1999г.[41], от подростков к детям, как отмечает В.Е.Каган, 2000г.[42]

1.2 Особенности полоролевой идентификации

Проблемы идентичности личности, связанные с полом, рассматривали в современной западной психологии Э. Фромм, 1987г., Э. Эриксон, 1996г.[28], Ш. Берн, 2002г.[5], а в отечественной психологии В.С. Агеев, 1990г., В.А. Ядов, 1995г; А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева, 1997, В.Н. Павленко, 2000г., Г.У. Солдатова, 2001г. Обзор существующих подходов к идентичности говорит о том, что несмотря большой интерес к данной проблеме и рост исследований, связанных с ней, до настоящего времени не сложилось единого представления об этом явлении, его структуре и содержании.

Исследуя проблему усвоения мужских и женских ролей в нашем обществе, Ю.Е. Алешина и А.С. Волович [32] отмечают, что в современном обществе основной акцент в воспитании ставится на развитие традиционно женских качеств, таких как ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции. Общественная активность подразумевает установление и поддержание широких контактов с другими людьми, что соответствует женскому стереотипу поведения. Видимо, поэтому женщины всех возрастов проявляют большую активность, чем представители мужского пола. В то же время такая ситуация приводит к формированию различий между полами, не соответствующих традиционным: как например, активные, инициативные, доминантные женщины и пассивные, подчиняемые мужчины. Таким образом, полоролевая социализация в ее современном виде в нашем обществе приводит к парадоксальным результатам: мужчин как бы толкают на пассивную или внесоциальную активность, женщин же, напротив, — на гиперактивность и доминантность. Однако, современное общество, во многом ориентированно на традиционные полоролевые стандарты.

Анализ теорий полоролевой идентичности показывает, что понятие «пол» рассматривается как результат не столько биологического, сколько психосоциального развития. К.Юнг, 1994г. [30], Хьелл, Зиглер, 2000г. [26].

Различные психологические теории полоролевой идентификации фактически дополняют друг друга и расходятся только во времени и объекте идентификации.

Провозглашаемая в нашей стране ориентация на социальное равенство мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути: независимо от пола всем необходимо получить образование и работать. Семья для женщины выступает лишь как дополнительная сфера реализации. В то же время в нашем обществе очень влиятельными остаются традиционные иерархические взгляды на отношения полов. Подобная ситуация стимулирует развитие у женщин маскулинных качеств: конкурентности, стремления к доминированию, сверхактивность. Психологические исследования показывают также, что женщины, занятые преимущественно мужскими профессиями, обнаруживают и более маскулинный тип — стиль мышления и черты характера, что, в свою очередь, вызывает перемены и в культурных стереотипах фемининности-маскулинности, которые стали сегодня менее отчетливыми и полярными.

Исследования внутрисемейных отношений в современном обществе выявляют сохранение традиционного разделения семейных обязанностей на мужские и женские. При этом у женщины круг текущих домашних обязанностей, которые надо выполнять ежедневно, шире, чем у мужчины. Одновременно наблюдается «перетекание» традиционной мужской обязанности материального обеспечения семьи — к женщине, а традиционных женских обязанностей, например, уход за малолетним ребенком, в круг обязанностей мужчины. В результате нормативные наборы социально-положительных черт мужчины и женщины перестают казаться взаимоисключающими, и открывается возможность самых разнообразных их сочетаний. При этом отмечается, что некоторая неопределенность ролевых ожиданий вызывает у многих людей психологический дискомфорт и тревогу. Так, например, традиционное отношение к мужчине как к кормильцу семьи сильно, а реальные экономические условия не дают возможности для большинства реализовать эту традиционную роль. Утрачивая традиционные мужские роли — главы семьи и кормильца, мужчины укрепляют свою роль отцов, реализуя себя в уходе за детьми, в их воспитании. У многих женщин непривычная (вынужденная) роль кормильца вызывает раздражение и недовольство мужем, сомнение в необходимости иметь мужа, который не может обеспечить семью.

Такие резкие изменения в системе общественных отношений, не соответствующие культурно-историческим традициям полоролевого поведения, неизбежно приводят к напряжению в межличностных отношениях, чувству своей неполноценности и неопределенности в жизни. Хорошие межличностные отношения может обеспечить только соблюдение норм взаимодействия и общения при условии их стабильности: «В любой социальной общности взаимопонимание и контакт достигаются лишь при условии упорядочения взаимодействия людей на нормативной основе. Если нет единой нормы, четкого правила, людей обычно раздирают противоречия и конфликты». [38, С. 68]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в нашем обществе можно выделить две группы факторов, которые, вероятно, неодинаково влияют на становление психологического пола личности — это культурно-специфические традиционные полоролевые представления и особенности социально-экономического развития общества, обусловливающие изменения в полоролевой дифференциации системы общественных отношений и в содержании общественного сознания.

Глава 2. Теоретические подходы к гендерным особенностям формирования самосознания и самоактуализации личности

2.1 Гендерные особенности формирования самосознания личности

Самосознание — высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И одна из высших форм самосознания — попытка найти смысл в собственной деятельности, что нередко перерастает в попытки отыскать смысл жизни. Кратко это событие можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на самого себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само сознание.

Самосознание — это более сложная форма индивидуального сознания, она формируется на базе двух первых и в известном смысле является их совмещенной, инвариантной частью «Чувство Я», самость, ощущение самобытия, которое иногда определяется как самосознание в узком смысле слова, состоит в осознании факта своего существования. Оно членит мир на две категории «Я» и «не Я», позволяет видеть окружающую среду независимой от факта своего существования, дает критерий для иерархизации предметов и явлений среды обитания, задает ее мерность и масштаб, дает начало координат для ее отражения. «Чувство Я» позволяет отделить себя от среды и противопоставить себя ей. Наличие «чувства Я» означает, что субъект уже отделил свои реакции от самого себя и смог посмотреть на себя как бы со стороны. Ю.Б. Гиппенрейтер [14] также определяет самосознание как «образ себя» и «отношение к себе»; также состоит из двух компонентов. Из них выводятся главные функции самосознания — познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. При этом совершенно определенно утверждается, что поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания.

Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. И.С. Кон, 1978г. [12], Л.И. Божович, 1968г., С.Л.Рубинштейн, 1989г. [52] изучали общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности, социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей. А.В.Захарова, 1980г.; А.И. Липкина, 1976г. [36]; В.В. Столин, 1983г. [45]

В психологии используется множество самых разнообразных терминов: «самосознание», «Я», «Я»-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ-«Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. М.И.Лисина, 1980г.; В.В. Столин, 1983г. [45].

Как научное понятие «Я»- концепция вошла в обиход специалистов сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки. Ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но «Я»- концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата. Теоретические положения, лежащие в основе изучения разных аспектов «Я»- концепции, могут быть сведены к четырем источникам. Это: подход У.Джеймса, символический интеракционизм Ч.Кули, представления об идентичности Э.Эриксона, феноменалистическая психология К. Роджерса. У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное «Я», он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются «Я- сознание» и «Я- объект». Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт «Я -сознающее», а другая — содержание этого опыта «Я»- как объект». По мысли Джемса, «Я»- как объект»,- это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я». Р.Бернс. [6]

Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление «Я-концепции» индивида. Р.Бернс [6]

В теории Э. Эриксона проблематика «Я-концепции» рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности «Я» — процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Э. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности. Э. Эриксон считал, что трудности процесса самоидентификации скрыты во множестве ситуаций, каждому знакомы моменты, когда он испытывал трудности выборов: ситуации примирения прошлого и будущего и составление планов на дальнейшую жизнь, экспериментирование с ролью, решение проблемы полоролевой идентификации, формирование профессионального выбора, планирование семейных взаимоотношений, репродуктивных установок, интеграция функций власти и подчинения. «Оптимальное чувство идентичности переживается просто как благополучие…чувствование себя «как дома» в собственном теле…«знание, куда идем», и внутренняя уверенность в последующем признании со стороны других». Э. Эриксон, 1972г. [28 С.145]. Оперируя в основном клиническими данными, Э. Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно.

Канадский психолог Д. Марсиа восполнил этот пробел, предложив исследовать уровень структурной организации идентичности с помощью полустандартизированных интервью по трем темам: идеология (отношение к религии и власти), профессиональный уровень (имеющаяся ориентация на профессию и ее выбор), сексуальность (совокупность половых ролей, установок в сексуальных отношениях и далее в выборе семьи и позиции репродукции).

Результатом анализа стало разделение респондентов по четырем статусам идентичности: диффузия (размытая идентичность), выражающееся в отсутствии аффективного «вклада» в зоны идентичности; предрешение (досрочная идентификация), когда человек включился в соответствующую систему отношений, но не испытал кризис самоопределения; мораторий (индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения); реализованная идентичность (респонденты пережившие кризис идентичности, пережившие критический период, перешедшие от поска себя к самореализации).

[17]

К. Роджерс понимает под «Я-концепцией» восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. Р.Бернс. [6] Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание — это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе.

Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. [36] Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. По-видимому, Я-концепция по своему происхождению в основном фенотипическое образование, подкрепляемое генетически уровнем тревожности и свойствами нервной системы.

Процесс формированиия самосознания идет в течении всей жизни человека: Л.С. Выготский, ссылаясь на исследования А. Буземана, вычленяет шесть направлений развития самосознания. Первое направление- есть возникновение и рост собственного образа «Я». Человек все более и более узнает самого себя. Второе. Далее идет процесс переноса собственного образа извне во внутрь. Причем развитие во втором направлении не идет параллельно с нарастанием сознания в первом направлении. А. Буземан показал зависимость этого процесса от социальной среды: «деревенский ребенок в значительной степени дольше застревает на стадии внешнего сознания» [7,С.230.] Третье направление развития самосознания- это интегрирование отдельных черт в черты характера. Человек начинает воспринимать себя как нечто целое, осознавая каждое отдельное проявление как часть целого. Четвертое направление- это отделение собственной личности от окружающего мира, сознание собственного отличия и своеобразия. Л.С. Выготский указывал, что «чрезмерное развитие самосознания в этом направлении приводит к замкнутости, к мучительным переживаниям отъединености…» [7,С.230] Пятое направление развития самосознания состоит в переходе к суждениям о себе по внутренним, моральным критериям, применяемым человеком для оценки собственной личности. Шестое, и последнее направление самосознания «…заключается в нарастании различий между индивидами, в нарастании интер-индивидуальной вариации». [7,С.230]

Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и другие рассматривают «Я» то как внутреннее ядро личности, то как ее сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе. Монография В.В.Столина «Самосознание личности», в которой детально рассматриваются основные уровни и единицы самосознания, когнитивные и эмоциональные составляющие смысла «Я» и их значение для психологической помощи и психотерапии. Факторы, детерминирующие характер и поведение личности, и психические механизмы, посредством которых индивид усваивает разные влияния и социальные нормы интериоризация, анализировались более глубоко, нежели собственная творческая активность, самосознание и процессы самоосуществления личности. [7] Отсюда интерес к субъективной реальности, внутреннему миру, переживаниям и смысловым образованиям личности, включая ее самосознание, компоненты рефлексивного «Я» Совокупность представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения, называется «Я»- концепцией. Иначе говоря, «Я»- концепция — система наиболее общих установок субъекта на самого себя.