Современные тенденции в социально-экономических отношениях, а также кризисные процессы современной России негативно сказываются на процессах развития системы дополнительного образования детей, выявления и поддержки одаренных учащихся, социализации личности в обществе и др. В таких условиях огромную роль приобретает грамотная государственная политика в сфере образования, направленная на повышение общественного статуса дополнительного образования детей как фактора взаимодействия семейного и общественного воспитания, укрепления здоровья, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Танцевальные студии как часть системы дополнительного образования детей способствуют индивидуальной творческой самореализации молодежи, социализации, выявлению музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей и т. д. В современном обществе спортивные бальные танцы являются одним из наиболее популярных, привлекающих внимание, востребованных, доступных, массовых занятий. Многие родители понимают, что именно спортивные бальные танцы могут развить и поддерживать положительную активность детей, способствовать укреплению межличностных взаимоотношений, гармонизации физического и душевного состояния ребенка, развитию музыкальных, пластических, этических и художественно-эстетических качеств, способствуют приобщению к достижениям мировой культуры. В связи с этим, в современной педагогике предъявляются высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Актуальность исследования заключается в комплексном анализе процесса подготовки педагогов спортивных бальных танцев позволяющим поставить ряд новых проблем. Во-первых, специфической особенностью профессиональной подготовки педагога спортивных бальных танцев является формирование его «двойственной компетентности»: с одной стороны, педагог должен быть профессионалом танцором-спортсменом, с другой – грамотным педагогом, искусно владеющим современными образовательными приемами и технологиями, знаниями психо-возрастных особенностей детей. Таким образом, профессиональная компетентность педагога спортивных бальных танцев должна носить многогранный характер, выражающаяся в триаде «Педагог-Тренер-Хореограф».
Во-вторых, профессиональное становление специалиста педагога-тренера-хореографа представляет собой достаточно длительный по времени процесс и его отличительной особенностью является формирование устойчивых навыков с раннего детства и на протяжении всей жизни.
» Праздники и развлечения в дошкольном учреждении, как формирование ...
... праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, ... этапе большое значение придается праздникам, посвященным «красным датам» календаря, национальным праздникам: Осенний бал, Новый год, 8 марта, День защитника Отечества, 7 Калядки, спортивные мероприятия и ...
В-третьих, в мировой и отечественной практике не существует отлаженной, методологически обоснованной системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Сегодня на практике применяются разрозненные программы подготовки, не выстроена четка система целевой, содержательной, технологической преемственности обучения. Очевидно также: процесс профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев происходит при запаздывании становления ее методологический основы, что приводит к тому, что процесс подготовки осуществляют специалисты, не владеющие профессиональными компетенциями этой деятельности. В ряде отечественных и зарубежных научных исследований сделаны выводы о недостатке подготовленных педагогических кадров с опытом работы в области хореографического искусства и танцевального спорта, об отсутствии критериев эффективности педагогических систем и научно обоснованной теории процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Степень научной разработанности проблемы. Методические аспекты хореографического искусства стали объектом изучения более двух веков тому назад. Автор работы опирается на зарубежный и отечественный материал, а также на известные энциклопедические издания, Интернет-источники. В связи с этим был привлечен следующий круг источников:
1. Методологическим, теоретическим и методическим основам развития личности в системе непрерывного образования посвящены работы Л. С. Выготского , П. Я. Гальперина и многих других.
2. Роль физической культуры в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения отображена в трудах М. Громова , А. Ф. Закирова и др.
3. Личностно-деятельностный, профессионально-деятельностный, прогностический, социально-педагогический подходы формирования личности специалиста анализируются в трудах В. В. Давыдова , H. H. Никитиной , Ш. А. Амонашвили , В. А. Александрова и др.
4. Теоретическим основам подготовки специалистов спортивных бальных танцев посвящены работы А. П. Аношкина , Р. Блока , Т. Р. Джала , А. А. Коваленко , В. В. Панферова и др.
Объектом исследования является система профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Предмет исследования – методологические принципы профессиональной подготовки педагогов-хореографов спортивных бальных танцев
4,500 руб.
Большая популярность спортивных бальных танцев вызывает насущную необходимость усовершенствования системы подготовки специалистов данного вида спорта. Качество подготовки тренеров-педагогов обуславливается также и интеграцией искусства танца и спорта.. Квалификационные характеристики тренеров по спортивным бальным танцам должны формироваться с учетом современных тенденций, потребностей и новых социальных условий общества. К современному педагогу этой области предъявляются высочайшие требования, в частности он должен обладать профессионализмом, социальной активностью, творчеством и креативностью, динамизмом.
«Спортивная подготовка как педагогический процесс»
... на результативность тренировки и соревнований. Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на ... реферата — раскрыть сущность вопроса, связанного с основой спортивной тренировки. Глава 1. Основы спортивной тренировки 1.1 Цели и задачи спортивной тренировки Современная система подготовки ...
Специфика профессиональной деятельности тренера-педагога в коллективе спортивного бального танца заключается в разнообразии его компетентностей, осуществляемых в неразрывном единстве: организаторских, педагогических и художественно-творческих. Каждое из которых предполагает практическую, методическую и теоретическую деятельность.
Анализ учебно-методической литературы и практического опыта показал, что педагог-тренер коллектива спортивного бального танца должен выполнять следующие функции:
- экспертно-консультативные, предполагающие, что тренер-педагог должен выступать перед обучающими как специалист, педагог, владеющий широким кругозором, выступать как источник методической информации;
- проектировочные. Педагог должен осущевтвлять перспективное и текущее планирование функционирования коллектива;
- хозяйственно-организаторские (административные).
Каждый тренер на практике производит снабжение спортсменов, осуществляет аренду спортивных баз для занятий, организацию врачебного контроля и т. п.;
— воспитательные, подразумевающие целенаправленное влияние тренера на учеников. Отметим также, что деятельность тренера – это, прежде всего, учет всех психофизиологических особенностей обучающихся, их познавательных процессов (памяти, мышления, воображения и др.), эмоциональной сферы, волевых качеств, общей культуры, кругозора и т. д. Такие знания способствуют оптимизации учебно-тренировочной работы, обусловливают ее эффективность. Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что современный педагог спортивных бальных танцев должен обладать ясностью и логичностью, оперативностью мышления, критичностью, воображением, изобретательностью, остроумием и др. О мастерстве тренера можно судить и по способности по невидимым признакам оценивать выполнение программы, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и коллектива спортивного бального танца, т.е. по интуитивным способностям тренера.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, тренер-педагог должен обладать яркими личностными и профессиональными качествами, а также общими (определяющие высокие результаты в любой человеческой деятельности) и специальными (профессиональными) способностями. К специфическим способностям педагогов спортивных бальных танцев относят умения:
- использовать эффективные методы обучения;
- доступно объяснять новый материал;
- реализовывать индивидуальную траекторию обучения;
- реализация мероприятий по интеллектуальному и нравственному развитию спортсменов-танцоров;
- тактичность в работе с детьми и родителями.
В ходе работы мы также пришли к выводы, что тренер-педагог авторитарного стиля руководства ориентируется в основном на свои знания, личный опыт и мало принимает во внимание мнения учеников. Педагоги такого стиля свои требования выражают в форме указаний с использованием резкой или иронической интонация.
Тренеры с либеральным стилем руководства не отличаются лидерскими качествами во взаимоотношениях со школьниками, широко предоставляют им свободу и почти полную самостоятельность; часто используют в работе ободрение и указание. Практика показывает, что либеральный стиль общения свойствен, в основном, начинающим тренерам.
Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
... как олицетворение Родины, Главной целью профессионального спортивного педагога является не только подготовить высококвалифицированного ... особенностями методик: 1) этап начального разучивания (ознаком Деятельность специалистов в области физической культуры: тренеров, ... 6) Развитие спортивного коллектива с учетом его специфики, проведение профориентационной работы, подготовка спортивного актива; ...
Тренер-педагог демократического стиля руководства это педагог с высоким уровнем профессиональных знаний и личностных качеств, научным подходом к своей деятельности. Танцевальный коллектив под руководством такого педагога отличается высокой сплоченностью, самодисциплиной и сознательностью, творческой активностью, самостоятельностью и инициативностью. Каждый ребенок знает об основных проблемах, решаемых в коллективе.
4,500 руб.