Дауншифтинг как вид девиантного поведения

Дипломная работа

Дауншифтинг в настоящее время стал такой же популярной темой в деловых изданиях, как и управление временем. Эта тема довольно бурно обсуждается на появившихся сайтах дауншифтеров, выходят статьи, отражающие различные точки зрения на данное явление, издаются книги.

Единого представления об этом явлении пока еще не сформировано. Как у любого течения, у дауншифтинга есть свои приверженцы и несогласные с ними оппоненты, споры между ними идут и сейчас, что подтверждает актуальность этой темы в нашем обществе.

В условиях ускоряющегося темпа современной жизни возникает проблема нехватки свободного времени, проблема самореализации индивидов, осуществления ими своих желаний и замыслов. Дауншифтинг становится следствием, вытекающим из этого ряда проблем.

Актуальность изучаемой темы обоснована необходимостью глубинного изучения такого социального явления, как дауншифтинг, разработкой способов профилактики дауншифтинга, поиском путей решения проблемы.

Степень научной разработанности темы. Тема дауншифтинга является очень популярной в наше время, но степень раскрытия проблемы с социологической точки зрения ничтожно мала.Исследование данного социального феномена представлены в работах Г.Д. Торо, П.А. Гладкова. К тому же, целый ряд известных социологов занимался исследованием проблемы девиантного поведения. Это такие ученые, как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон.

Объект дипломного исследования — девиантное поведение.

Предмет исследования — дауншифтинг как вид девиантного поведения.

Цель дипломного исследования — социологический анализ дауншифтинга как вида девиантного поведения.

Задачи дипломной работы:

Определить сущность и типологию дауншифтинга

Выявить социальные детерминанты дауншифтинга

Выявить причины дауншифтинга

Оценить удовлетворенность дауншифтеров своим стилем жизни

Разработать тест тематического контроля по теме: «Дауншифтинг как вид девиантногоповедения».

Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие теории и концепции: теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона; теория социального обмена и рационального выбора Д. Хоманса и П. Блау; иерархическая модель потребностей человека А. Маслоу.

19 стр., 9204 слов

Методика обучения подростков безопасному коммуникативному поведению ...

... проблеме безопасности общения в социальных сетях. В связи с этим, целью нашего исследования стало изучение особенностей общения подростков в социальных сетях и формирование методики их обучения безопасному коммуникативному поведению в социальных сетях. Объект исследования - коммуникативное поведение подростков в социальных сетях. Предмет исследования - методика ...

Эмпирическая база дипломной работы: вторичный анализ результатов и выводов социологических исследований различных авторов;результаты конкретно-социологических исследований, проведенных методом интервью, анализа документов и биографического метода.

Научно-практическая значимостьработы состоит в возможности использования результатов исследования при выработке программ, направленных на изучение дауншифтинга. Материалы проведенного исследования, могут использоваться при разработке курсов по социологии девиантного поведения.

Теоретико-методологические основания изучения дауншифтинга

Сущность и типология дауншифтинга как социального явления

Тема дауншифтинга становится все более популярной в настоящее время. Однако это тема почти не разработана в социологической науке. Поэтому такое явление как «дауншифтинг» вызывает безусловный как теоретический, так и практический интерес.

«Дауншифтинг» по сути своей — сленговый термин, но нам необходимо разобрать его смысл с точки зрения социологии. Нам важно дать определение терминам «дауншифтинг» и «дауншифтер».

Само слово «downshift» взято из быта автолюбителей и в переводе с английского буквально обозначает — перейти на более низкую передачу. В рамках данного понимания оно обозначает избавление от ненужных хлопот, уход к простому образу жизни, при котором можно успевать заниматься тем, что душе угодно и при этом не впадать в крайности, не покидать общества и не пытаться быть полностью самодостаточным.

Дауншифтерами в рамках такого подхода называют людей, которые сознательно отказываются от высокооплачиваемой работы, от мыслей о своем положении в обществе, от удобств и блеска большого города, от ожесточенной конкуренции и бешеной погони за богатством (т.н. “крысиных” гонок) Гладков П.А. Дауншифтинг и аномия: классическая теория Р. Мертона и ее современное приложение//Электронный журнал «Гуманитарные научные исследования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/03/1868.

Считается, что впервые термин «дауншифтинг» был употреблен в СМИ 31 декабря 1991 года американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (англ. «Living in A Lower Gear:Downshifting: Redefining Success in the ’90s»)Пищур А.Г. Несколько слов в защиту дауншифтинга//Личный блог А.Г. Пищура [Электронный ресурс]: Режим доступа: .

Несмотря на широкое распространение в последнее время движения дауншифтинга, очевидно, что данное явление пока является маргинальным, находящимся за пределами признаваемого и одобряемого общественным мнением поведения. Парадоксально, что тенденция, возникшая внутри персоналистского общества, как крайнее выражение индивидуализма, вошла в противоречие с общепризнанными нормами, при попытке реализации ценностей данного общества и внедрения их в повседневную жизнь. Естественно, что такое положение рождает определенные трудности для тех, кто последовательно решил отказаться от навязываемых унифицированных стандартов «правильной жизни».

Вследствие малой разработанности термина в социологической науке нами было принято решение рассмотреть его в контексте других понятий, которые связаны с дауншифтингом.

5 стр., 2319 слов

Философия права : «Понятие права. Право в системе социальных норм»

... внешним миром, а Подробнее там же: Понятие права. Право в системе социальных норм. Архив студентов, ссылка: https://studfiles.net/preview/5753216/page:5/. социальные – это нормы обычаев, религиозные нормы, нормы права, нормы морали. Право и нормы обычаев представляют собой правила, которые в ...

Первое из таких понятий, с которым неразрывно связано явление дауншифтинга, это девиантное поведение.

Под девиантным поведением понимается социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиямГилинский Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России//Профессиональный сайт «Псевдология» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pseudology.org/Crim/Glinsky_Control.htm.

Исходным для понимания отклонений является понятие норма. В теории организации сложилось наиболее общее понимание нормы как пределов, меры допустимого. Это такие характеристики, «границы» свойств, параметров системы, при которых она сохраняется (не разрушается) и может развиваться. Это естественная, адаптивная норма, отражающая закономерности существования системы. Социальная норма выражает исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, социальных групп, социальных организаций. Социальные нормы складываются (конструируются) как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (идеологизированного, политизированного, мифологизированного, религиозного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама «норма», «нормальны» же (адаптивны) отклонения от нееГилинский Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России//Профессиональный сайт «Псевдология» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pseudology.org/Crim/Glinsky_Control.htm.

Социологи создают теории, которые смогли бы объяснить причины такого поведения в обществе. Одной из таких теорий является теория Р.К. Мертона о социальной аномии.

Развив понятие «аномия», введенное французским социологом Э. Дюркгеймом, Р. Мертон дает определение понятию «аномичный человек». Под аномичным человеком Р. Мертон понимает «духовно стерильного индивида, который ответственен только перед собой и не отвечает ни перед кем»Мертон Р.Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ Москва-Хранитель, 2006. С. 283..

Говоря о движении дауншифтинга, нельзя не отметить тему успеха в современной культуре, о которой пишет Р. Мертон: общество стремится к обогащению и делает акцент на уровень материального благосостояния, которое почему-то является единственным показателем успеха.

Р. Мертон связывает понятие аномии с девиантным поведением. Можно сказать, что дауншифтинг также связан с девиантным поведением, ведь дауншифтеры отказываются исполнять предписанные обществом социальные роли. Их поведение явно отклоняется от общепринятых и укорененных норм.

Р. Мертон выделяет пять типов аномии в обществе: конформность, инновация, ритуализм, ретретизм (бегство), мятеж.

Социальная аномия как бегство подразумевает отказ индивида от навязываемых ценностей, которые доминируют в обществе. Р. Мертон отмечает, что бегство происходит в том случае, когда индивид, находясь в обществе, ему не принадлежитМертон Р.Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ Москва-Хранитель, 2006. С. 283..

8 стр., 3551 слов

Общество как социальная система

... При каких условиях это объединение людей становится обществом? Признаки общества как социальной системы таковы: 1) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества). 2) Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного ...

Можно сказать, что дауншифтеры попадают под эту типологию: они действительно отказываются от навязываемых ценностей, «выбывают из борьбы» за успешную жизнь, одобрение в обществе. Дауншифтеры, которые переезжают из мегаполиса в сельскую местность, не находят способа полной реализации в системе города. Они осуществляют реализацию в условиях сельской местности. Расставаясь со своим имуществом, покидая обжитое место и переезжая, к примеру, в маленький частный дом в деревне, дауншифтеры в прямом смысле слов «убегают» от реалий современной городской жизни.

Мертон также отмечает, что бегство свойственно «социально обделенным людям, которые … не получили ни одного из вознаграждений, предлагаемых обществом» Там же. С. 274-275.. Получается, что дауншифтеры-беглецы не видят никакого смысла «ценности в стремлении к успеху, столь высоко превозносимому культурой» Там же. С. 273..

Социальный мятеж, как один из типов аномии, Мертон понимает как не только отвержение идей общества, но и попытку институционализировать новые цели и процедуры, которые могли бы быть приняты другими членами общества Там же. С. 255.. Мятежники призывают общество измениться.

Можно ли назвать дауншифтеров мятежниками? Дауншифтеры не призывают изменить общество, не призывают других идти за собой. Они просто отказываются ради ценностей, господствующих в обществе, жертвуют ими ради самореализации. Если они и проявляют в какой-то степени мятеж, то этот мятеж тихий, внутри самого человека. В данном случае мятеж выступает не в привычном своем проявлении, а в более мягкой и завуалированной форме, ведь сопротивленцы, отклоняя конформизм во имя социального изменения, не только отрицают существующие цели и средства, но ищут новые.

Дауншифтеры не осуждают само желание богатства, но оно не является для них доминантой. Дауншифтеры не желают следовать за обществом, ориентированным на получение прибыли. Они понимают, что в обществе люди не живут своей жизнью.

Люди становятся дауншифтерами, когда осознают, что стремятся не к своим целям, а к целям, навязанным обществом. Это ведет к тому, что люди живут не своей жизнью, а чужой, ведь в больших городах мысли многих людей заняты карьерой и улучшением своего финансового положения. Карьера может и идет вверх, но сами люди чувствуют себя не на своем месте.

Еще одно понятие в учении Мертона имеет отношение к дауншифтингу. Это понятие ретретизма, то есть эмоциональное отвержение одобряемых целей и средствМертон Р.Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ Москва-Хранитель, 2006. С. 315..

Дауншифтер не видит безусловной ценности в навязываемых обществом ценностях. Не принимает и отторгает их.

Дауншифтинг может принимать различные формы. Часть дауншифтеров не рвут радикально с прошлой жизнью: они просто меняют сферу деятельности или образ жизни. Другие же, наоборот, переезжают в провинцию или даже забираются в непролазную глушь. Таких людей еще называют эскапистами.

Другая причина такого радикального изменения образа жизни заключается в усталости: усталости от проблем, постоянной суеты, ежедневных неприятных контактов в метро, общественном транспорте или на работе. Люди устают от быстрого ритма городской жизни, в которой не ценится простое человеческое участие, поскольку в современном обществе зачастую до чужих проблем никому нет никакого дела.

5 стр., 2432 слов

Теория государства в философии Платона

... аспекты философии Платона в учении о государстве в котором мы видим уникальность взглядов Платона-мыслителя в истории человечества. 1. Краткий обзор по книгам «Государство» Платона 1. 1 Миф пещеры В "Государстве" ... активному участию в политической жизни своего города. Несправедливое осуждение Сократа вызвало у Платона разочарование в политике Афин и стало поворотным моментом в его жизни. В 28 лет, ...

Когда накапливаются усталость, раздраженность, неуверенность в себе и в завтрашнем дне, многие начинают задумываться о смысле жизни и выбирают иную жизньГладков П.А. Дауншифтинг и аномия: классическая теория Р. Мертона и ее современное приложение//Электронный журнал «Гуманитарные научные исследования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/03/1868.

Большинство дауншифтеров не отрываются полностью от системы, а лишь несколько обособляются от нее. Они продолжают, и контактировать с людьми, и пользоваться благами цивилизации.

Действительно, плоды цивилизации дауншифтерам не чужды, ведь они не полностью утратили связь с внешним миром: они используют в своих домах электричество, телефоны, имеют выход в Интернет и пр.

Среди отрицательных сторон этого явления наиболее часто выделяют потерю друзей и близких, а также потерю значительной части дохода. Однако, мы не согласимся с определением этих факторов, как недостатков. Дело в том, что дауншифтер, переосмыслив свои приоритеты, отказавшись от ряда ценностей и приняв на вооружение иные, меняет и свое отношение ко многим вещам.

Отделившись от социальной системы и построив новую жизнь, дауншифтеры прибегают к жесткой селекции людей, с которыми они хотели бы общаться. Порыв с бывшим кругом общения вовсе не означает отрицательный контекст. Разрыв с друзьями или близкими, не разделяющими переосмысленную реальность дауншифтера, будет только благоприятствовать его новому укладу жизни.

Снижение значительной части дохода также не обязательно является недостатком для дауншифтеров. Их переосмысленная реальность не строится на стремлении к успеху, а этот самый успех больше не строится на уровне материального благосостояния.

Также такой уход от существующих реалий города может быть как постоянным, не подразумевающим обратного пути, так и временным. Дауншифтинг вовсе не означает, что необходимо полностью порвать с прошлой жизнью, «сжечь все мосты». Так, к примеру, американский мыслитель XIX века Генри Торо несколько лет один в лесу недалеко от небольшого американского города Конкорд. Для этого он собственноручно построил маленький домик на берегу Уолденского пруда. О своей уединенной жизни и возврату в городскую жизнь Торо написал: «Так я прожил два года и два месяца. Сейчас я снова временный житель цивилизованного мира»Торо Г.Д.Уолден, или Жизнь в лесу//Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt.

Таким образом, разобрав явление дауншифтинга в концепции социальной аномии Мертона, мы убедились, что аномия у дауншифтеров возникает в результате того, что их жизненный опыт перестает соответствовать идеальным общественным нормам.

Благодаря этому мы выяснили, что дауншифтинг — это совсем не обязательно «игра на понижение». На самом деле, у дауншифтера отпадает необходимость быстро бежать, для того чтобы лишь оставаться на том же месте. Переходя на пониженную скорость, замедляясь, дауншифтеры повышают качество жизни. При этом дауншифтеры полностью не теряют связь с обществом: у них есть выход Интернет, с помощью которого они могут работать дистанционно.

Мы прекрасно понимаем, что дауншифтеры преследуют абсолютно другие цели и разделяют иные ценности. Дауншифтеры — это люди, для которых важно общение с природой и единомышленниками, а не с озлобленными горожанами, однако городские жители вряд ли оценят явление дауншифтинга и ценности дауншифтеров по достоинству.

6 стр., 2567 слов

Теории потребностей человека

... управлять своей жизнью. Там, где заканчиваются потребности, заканчивается и жизнь... Теория иерархии потребностей А. Маслоу ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются ...

Благодаря учению Р. Мертона мы выяснили, что дауншифтеры не принимают господствующие цели и ценности в обществе (наблюдается конфликт); совершают резкую смену образа жизни (бегство); за счет устранения раздражителя, дауншифтеры решают конфликт; человек исключается из обществаГладков П.А. Дауншифтинг и аномия: классическая теория Р. Мертона и ее современное приложение//Электронный журнал «Гуманитарные научные исследования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/03/1868.

Анализ теории социальной аномии подводит нас к еще одному термину, с которым отчасти связано явление дауншифтинга. Это понятие эскапизма.

Эскапизм — социальное явление в современном обществе, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельностиФроммЭ. Анатомия человеческой деструктивности//Международная ассоциация трудящихся[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.aitrus.info/node/211.

Дауншифтеры действительно совершают уход от действительности, в которой они не могут реализоваться. Переезд из города в деревню или даже в непроглядную глушь превращает человека в эскаписта.

Следующая теория, к которой отчасти относится дауншифтинг, это теория социального обмена.

Теория социального обмена занимает особое положение среди микросоциологических концепций. Наиболее яркие представители — американские социологи Джордж Хоманс и Питер Блау исходят из приоритета человека, а не системы. Они трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затратыХоманс Д. Теория социального обмена//Энциклопедия экономиста[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/dzhordzh-kaspar-homans.html .

Хоманс выделил четыре принципа социального обмена: принцип успеха (чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения); принцип стимула (если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие); принцип ценности (чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие); принцип «насыщения» (когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения).

Последователь Хоманса П. Блау предложил исследовать взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и понятий структурного функционализма. В результате в 80-х гг. XX в. появилась формальная модификация теории социального обмена — теория рационального выбора. Согласно ее положениям, люди, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, обычно делают то, что должно привести к наилучшему результатуХоманс Д. Теория социального обмена//Энциклопедия экономиста[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/dzhordzh-kaspar-homans.html .

Можно сказать, что дауншифтеры совершают социальный обмен: они меняют неудовлетворяющую их потребности реальность на новую жизнь, где они способны самореализоваться.

7 стр., 3150 слов

Ов по эргономике № тема психология труда человека-оператора: ...

... Триада", 2005. - 220 с. Артемьев П. Психология самопознания. М., 2001 Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989 Гутянский, Г.С. Основы медицинской ... оператора (виды ошибок, страх и переживание вины, проблема метода исследования ошибок оператора) Организация труда операторов (разработка режима труда и отдыха, контроль за состоянием операторов, охрана ...

Мы видим принцип ценности в действии: человек осознает, что его не устраивает текущее положение вещей и понимает, что ценность самореализации значит для него больше, нежели материальные ценности.

Здесь же происходит и принцип рационального выбора — имея несколько вариантов человек избирает тот, который, по его мнению, является предпочтительнее.

Еще одна связь явления дауншифтинга прослеживается с иерархической моделью потребностей человека по А. Маслоу.

Определив главную причину дауншифтинга как стремление человека к самореализации, которое он не может воплотить в жизнь в рамках своей повседневной городской жизни, можно сделать вывод о том, что для дауншифтеров важна реализация высшей ступени «пирамиды» Маслоу: потребности в самоактуализации.

Самоактуализация подразумевает собой реализацию своих целей, способностей, развитие собственной личности. Именно эти факторы являются главной причиной неудовлетворенности дауншифтеров в прошлой жизни и причиной их поисков.

Маслоу также отмечает, что удовлетворенность потребности в самоактуализации происходит у «счастливчиков» к пятидесяти годамХоллифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. ООО «Пароль». М.: ГИППО, 2008. С. 119.

Стоит также отметить, что далеко не все дауншифтеры добиваются своей цели и становятся счастливыми, и свободным чаще бывает падение, а не взлёт. Так, лишь около трети из них полностью довольны новым образом жизни, в то время как остальные по тем или иным причинам испытывают дискомфорт и даже неудовлетворениеФазуллина Г. Уравнение счастья // Секрет фирмы. 2006, №16[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.bookle.ru/1073419/books_155342/.

Таким образом, рассмотрев близкие дауншифтингу понятия в социологии, мы можем дать собственное определение данному явлению.

Дауншифтинг — это социальное явление, при котором индивид совершает отказ от навязываемых обществом идей ради достижения своих собственных целей, в первую очередь, ради реализации потребности в самоактуализации и самореализации.

Остается еще один интересный вопрос: следует ли называть дауншифтеров «субкультурой»?

Субкультура — это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности (группы) от культуры большинства общества (например, молодежная субкультура).

Она не отвергает культуру этого большинства, но отклоняется от нее. Субкультура совсем не обязательно должна быть со знаком «минус», особенно если речь идет о тех или иных профессиональных группах (субкультура врачей)Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. С. 510..

Мы видим, что определение «субкультура» по большей части не подходит к описанию дауншифтинга. Дауншфтинг по большей части явление индивидуальное. Дауншифтеры редко объединяются в общности, объединенные по какому-либо признаку. К тому же, как мы описали выше, дауншифтер вступает в конфликт с господствующей культурой, с ее ценностями. Вся суть дауншифтинга заключается в том, что он совершает своеобразный уход от доминирующих в обществе ценностей.

1.2 Социальные детерминанты дауншифтинга

3 стр., 1248 слов

Различие категорий терминов: человек, личность, гражданин, физическое лицо

... патронажа. Эти и некоторые другие вопросы далее будут рассмотрены подробно. 1. Различие категорий (терминов): ”человек”, ”личность”, ”гражданин”, ”физическое лицо” “В РФ признаются и гарантируются права и свободы ... чтобы прийти к осознанию, а тем более воплощению в жизнь принципа первостепенного значения прав и свобод гражданина и человека. Глядя с позиций сегодняшнего дня на исторический опыт ...

Одной из важнейших проблем дауншифтинга являются причины, толкающие людей на такой поступок. Не разобрав причины этого явления, мы не сможем говорить и о его последствиях.

Вследствие малой разработки понятия «дауншифтинг» сделаем основной упор в наших рассуждениях на понятии «девиантное поведение».

В основании изучения причин отклоняющегося поведения лежат три теории: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурологические, теории.

Суть теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности определяют ее отклонение от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кречмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом Фролов С.С. Социология. М.: Логос, 1996. С. 118.. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако, может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивидаФролов С.С. Социология. М.: Логос, 1996. С. 120..

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

По Дюркгейму аномия — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения Фролов С.С. Социология. М.: Логос, 1996. С. 121..

4 стр., 1696 слов

Реферат по обществознанию 6 класс человек личность

... человека и его деятельность и других наук, обществознание , психология, языкознание и некоторые другие науки занимаются изучением проблемы личности. На этой странице материал по темам: Что такое личность реферат 6 класс ... мире человека, его поведении, деятельности, отношении к существующим институтам эти различия стали определяющими. В этих условиях люди стали разнообразными личностями. Личность, ...

Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достиженияСмелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 208..

Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей, он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в классы.

Конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества.

Новатор же пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

Ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются.

Ретретистский тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения.

Мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения Фролов С.С. Социология. М.: Логос, 1996. С. 122-123..

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой — поддерживает эту стабильность.

Изучая дауншифтинг как вид девиантного поведения, можно сравнить причины этих явлений.

Теории физических типов не подходит для определения причин дауншифтинга: совершенно необязательно физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

Психоаналитические теории отчасти могут объяснять мотивы дауншифтеров. Таким мотивом может стать, к примеру, внутренний конфликт между стремлением к обеспечению семьи и желанием самореализоваться, заниматься любимым делом.

Теории же Э. Дюркгейма и Р. Мертона подтверждают, что индивид, находясь в обществе, чужд ему. Он не ощущает к нему чувства принадлежности.

Несколько распространенных причин, толкающих людей к дауншифтингу, тесно связаны с трудовой и досуговой деятельностью, нехваткой свободного времени, неудовлетворенностью темпом жизни.

Настоящая цель — «найти путь к себе», понять, чего хочешь ты сам, вернуть целостность личности. Можно сказать, что по сути, дауншифтер — это человек, дошедший до нервного срыва, депрессии или кризиса аутентичности. Но не всегда именно большие деньги и красивые машины делают его несчастным, а то, как он их добивается2 Торо Г.Д.Уолден, или Жизнь в лесу//Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.lib.ru/INPROZ/TORO/walden.txt. Другими словами, человек просто занимается тем, что ему не нравится, не получая при этом никакого удовольствия. И совсем не факт, что ему нужно будет отказаться от денег и удобств цивилизации, чтобы обрести свое истинное Я (или истинные — их может быть множество).

Получается, что настоящая цель дауншифтера — совсем не в том, чтобы бросить высокооплачиваемую работу и навредить компании, а в том, чтобы найти себя. Ведь зачастую наше поведение подвержено влиянию социальных мифов и установок, оказывающих сильнейшее влияние на профессиональное и личностное развитие человека. Взять, например, поступление в университет или институт. Какие бывают основные критерии молодых людей при выборе профессии? Зачастую это совет родителей или навязанные с экранов телевидения профессии. Насколько же осознанным является этот выбор?

Такие установки работают незаметно — человек просто не осознает процесс и в итоге оказывается связанным кучей обязательств (особенно крепко вяжут материальные блага).

И в один момент, связанный этими обязанностями человек, осознает суть своего положения, задумывается о различных вещах, которые существуют помимо карьеры и материального достатка. Такие мысли обычно и ведут к дауншифтингу. Однако, большинство менеджеров просто не имеют свободного времени на свое личностное развитие. Не имеют, или не хотят иметь. Ведь иногда, это просто страшно — спокойно сесть и подумать о своей жизни.

Но важно не только думать и заниматься постоянным самокопанием. Важно действовать. Можно с легкостью создать множество планов и стратегий, но вот гораздо сложнее — сделать первый шаг к изменениям.

Итак, причинами вовлечения в идеологию дауншифтинга могут быть различные аспекты жизни. Чаще всего — это желание сохранить семью и воспитать здоровое потомство, оно является одним из самых распространенных причин для дауншифтинга. Но это не единственная причина. Не реже приходится слышать о том, как люди отказались от карьерных перспектив не ради родственников, а ради себя самих. Доказательством этого случая может служить пример того, как человек добился многого в своей работе, но неожиданно бросил эти достижения ради своей мечтыОстрогорский А. Правильная статья о дауншифтинге// Проект «Планета HR»[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://planetahr.ru/publication/345..

Наиболее стандартный приход к сознательному отказу от «крысиных гонок», ratrace, как их называют на Западе, выглядит следующим образом. Работник довольно успешно продвигается по карьерной лестнице, добиваясь высокого статуса в престижной компании, хорошей зарплаты, интересной работы, надежного тыла и уверенности в завтрашнем дне — стандартного набора одобряемых ценностей. Но это не тот образ жизни, которого желает этот конкретный работник. Добравшись до верхней ступеньки карьерной лестницы, он испытывает разочарование — ничего нового от «олимпа» он не получает, круг общения катастрофически сужается, для сохранения позиции приходится подстраиваться и лавироватьФазуллина Г. Уравнение счастья // Секрет фирмы. 2006, №16[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.bookle.ru/1073419/books_155342/.

В этот момент психологические издержки превышают карьерные бонусы. В идеале, работнику следует сменить образ жизни, место работы, должность или даже профессию, чтобы «найти себя». В идеале, работодателю следует найти компромисс между желаниями работника и организации. Реальность предлагает свои варианты. Как правило, работник остаётся на прежнем месте, совершенно обоснованно полагая, что смена деятельности для него просто невозможна. Его обязывает семья, останавливает общественное мнение, вынуждают счета — и блокирует страх перед неизвестностью.

Более того, продолжая занимать нежеланную должность и, как правило, не подавая сигналов руководству, этот работник сдерживает не только себя, но и организацию, в которой он работает.

Успешная карьера у большинства реальных и потенциальных дауншифтеров соседствует с осознанием нерешенности важнейших жизненных вопросов: отношения с Богом, самим собой, детьми, определения смысла жизни. Этот пробел, в основном и пытаются восполнить, став дауншифтером. В этом случае дауншифтерами становятся в основном состоятельные люди.

Но в дауншифтеры идут не только от хорошей жизни. Кто-то просто не выдерживает гонку за длинным рублем и карьерным ростом, сопряженную с многочисленными стрессами. Многие делают карьеру ценой стрессов и платят своим здоровьем за возможность работать в международных компаниях на престижных должностях, которым они, по сути, не соответствуют. А профессиональные неудачи только усугубляют стресс. И дауншифтинг для них становится альтернативой нервному срыву.

Основная же причина, по которой люди выбирают дауншифтинг — неожиданное понимание того, что работа не приносит им никакого удовольствия, а вместо самореализации и личностного роста они получают «ярмо».

Вот некоторые причины дауншифтинга, связанным с усталостью от постоянно работы.

Во-первых, людей увлекает смена рода деятельности. Во-вторых, часто специалисты признают собственную некомпетентность. В-третьих, желание работать в престижной компании (смена высокого поста в небольшой компании на невысокий в крупной известной фирме).

В-четвертых, работа на менее ответственной должности.

В США ряды отказавшихся от карьеры растут в год на 5%, и сегодня около 17% взрослых американцев сознательно сократили уровень своего потребления. Это очень много по сравнению с Россией. Но ещё более впечатляют цифры, полученные австралийскими исследователями: по данным AustraliaInstitute за последний десяток лет около 23% жителей самого маленького континента перешли на более скромный уровень жизни. В 50-60-х гг. некоторые американские ученые и политики всерьез предрекали наступление «эры праздности». Логично полагая, что рост заработных плат позволит тратить гораздо меньше усилий на поддержание уровня жизни, они прогнозировали уменьшение рабочей недели в два раза и выход на пенсию в возрасте сорока. Но в действительности освободившиеся силы начали тратиться на достижение ещё более высокого уровня жизни и интенсивного потребления. Круг замкнулся, и рост потребностей, погоняемый СМИ, вновь вынудил работника работать как лошадьЛисицин Д. Упражнения по вдохновению // Секрет фирмы. 2006, №4 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?id=694.

Баланс между работой и жизнью для них не пустые слова. В отличие от своих родителей, склонных считать карьеру приоритетной, самые юные работники заинтересованы в том, чтобы работа не мешала семье и личной жизни. Они хотят гибкого графика, возможности работать из дома через интернет, перейти на частичную занятость или сделать перерыв в карьере, когда в их жизни появятся дети. Ценность самореализации для них довольно высокаФазуллина Г. Уравнение счастья // Секрет фирмы. 2006, №16 [Электронный ре-сурс]: Режим доступа: http://www.bookle.ru/1073419/books_155342/.

В России же работнику крайне сложно решиться «играть на понижение» — уровень безработицы и состояние экономики обеспечивают стабильный спрос на валокордин и антидепрессанты. Но, казалось бы, где же, в таком случае, как не в России стоит ждать расцвета дауншифтинга?

Большую роль играют определённые особенности российского менталитета: неуверенность в завтрашнем дне, склонность принимать тяжёлые обстоятельства, не пытаясь изменить их, покорность на грани самоуничижения.

Вообще, проблема соотношения роли трудовой деятельности и досуговой представляется одной из наиболее актуальных при рассмотрении дауншифтинга как социокультурного феномена. И именно в этой области возможна констатация некоторых новых тенденции, которые в скором времени, вероятно, станут доминирующими.

Во-первых, трансформируется само представление о труде, который теряет свое главенствующее и структурообразующее положение в жизни человека, вытесняясь в область долженствования. Теперь трудовая деятельность все чаще востребована индивидом лишь в целях поддержания жизненного оптимума. Иначе говоря, человек должен трудиться, так как представляет собой существо биологическое, для функционирования которого необходима пища. В то время как успешность, самореализация и другие жизненные ценности переносятся в сферу досуговой деятельности.

И, во-вторых, как следствие, происходит реструктуризация самого досуга, в область которого помещается сама экзистенция. В досуговом пространстве акцент переносится с отдохновения и времени безделья на активную деятельность, связанную с постижением смысла своего существования, различными практиками самореализации и насыщенной интеллектуальной деятельностью. Целью такой деятельности становится гармонизация как внтуриличностного аспекта, так и всего контекста существования человека, включая природу и общество. В данном случае мы имеем дело с явлением, которое условно можно было бы обозначить как «экологический досуг».

В целом, современный человек, определяемый через деятельностную позицию, оказывается свободен от монотонности проявления своей активности. Трудовая и досуговая позиции, сменяя друг друга, позволяют в достаточной степени реализовать себя. При этом мы оказываемся вольны разделять эти позиции или принимать их целостно, что происходит, например, в рамках творческих специальностей, в науке и т. д. Более того, и продуктивность деятельности будет восприниматься в достаточной мере субъективно. Презентация результатов труда во многом влияет на статус индивида, определяя его место в социокультурных порядках. В этом плане демонстративный отказ от неэффективной, рутинной деятельности предполагает переход к иной ценностной стратегии, ориентированной на высокую степень креативности, определяющей возникающие новые коммуникативные практики, во многом стимулируемые развивающимися информационными технологиямиБутонова Н.В. Дауншифтинг. Новое правило-отказ от всяческих правил// Новые традиции: Коллективная монография. СПб.: Петрополис, 2009. С. 169-176..

В итоге можно говорить, что причиной к дауншифтингу могут послужить различные аспекты жизни — неудовлетворенность работой, ее результатом или содержанием, нерешенные внутренние вопросы и неразрешенные кризисные состояния личности, уход от стрессов современности, желание быть ближе к родным людям. Как мы видим, все это проблемы, уходящие корнями в нашу психологию, а именно к основным жизненным потребностям человека по А. Маслоу — социальным потребностям (принадлежность к группе, дружба, любовь, привязанность) и потребности в безопасности (защищенность от физической и психологической опасности).

Дауншифтинг имеет множество проявлений, что дает нам право говорить о его типологии.

Первым критерием, выделенным нами, является факт смены социального статуса. По этому критерию может быть выделена следующая типология дауншифтеров: сменивших свой социальный статус (отказ от работы, от проживания в городе, от социальных взаимодействий) и не сменивших (к примеру, перераспределение рабочего и свободного времени).

Вторым важным критерием является факт переезда с обжитого места, смена обстановки. Здесь так же выделим два типа дауншифтеров: сменивших место проживания (с города на деревню или др.) или не сменивших.

Еще один критерий — степень потери своего благосостояния, дохода. Дауншифтер может совсем не претерпеть изменений в этом плане, потерять малую часть дохода или же столкнуться с серьезной потерей материального своего состояния.

Следующий критерий — степень удовлетворенности совершенным поступком: здесь дауншифтеры разделяются на полностью удовлетворенных или же удовлетворенных частично и на неудовлетворенных.

Так же немаловажный критерий выделен по временным характеристикам. Дауншифтер может полностью порвать с социальной реальностью, а может отнестись к этому поступку как к временному отдыху. Некоторые же вообще могут совершать поступок, характеризуемых как дауншифтинг несколько раз за определенный временной промежуток, а затем возвращаться к своей обычной жизни (так называемые частичные дауншифтеры).

Еще один критерий — причины совершенного поступка. Причиной может являться стремление к самореализации, усталость от повседневной городской жизни, желание больше времени уделять семье.

Следующий критерий был выделен нами по субъективным оценкам. Суть данного критерия в отождествлении человека с понятием «дауншифтер». Человек, являясь по всем показателем дауншифтером, может не отождествлять себя с этим понятием. Может быть и наоборот: человек, которого уволили с престижного места работы, может оправдывать сложившуюся ситуацию дауншифтингом, ничем при этом не относясь к данному явлению.

Таким образом, можно сделать ряд выводов о таком сложном латентном понятии как «дауншифтинг».

Тема дауншифтинга становится все более популярной в настоящее время. Однако это тема почти не разработана в социологической науке. Поэтому такое явление как «дауншифтинг» вызывает безусловный интерес.

Дауншифтинг неразрывно связан с такими понятиями и теориями, как девиантное поведение, ретретизм, эскапизм, аномия, теория социального обмена, иерархия человеческих потребностей.

Основными причинами дауншифтинга можно считать неудовлетворенность жизнью, усталость от работы, желание больше времени посвящать семье, стремление к самореализации, желание перейти на низкий темп существования.

Социальные проблемы дауншифтеров в их самооценках

Ввиду латентности изучаемой проблемы нами было принято решение о проведении качественного исследования. Количественные методы сбора информации из-за слабой распространенности такого явления как «дауншифтинг» и его плохой освещенности в обществе не принесли бы желаемого результата и не смогли бы решить задачи нашей работы. В мае 2013 года был проведен ряд исследований. Во-первых, это анализ интернет-сайтов, во-вторых, нарративное интервью, в-третьих, биографический метод (опрос респондентов через социальные сети).

Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Типичным примером анализа текстовых источников может служить изучение научных публикаций и отчетов по проблеме. Данный тип исследования был выбран с целью изучения интернет-сайтов, посвященный тематике дауншифтинга.

Нарративное интервью представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни информанта без вмешательства интервьюера, который может только направлять собеседника в «нужное русло» и задавать ряд вопросов после рассказа самого информанта. Среди преимуществ этого метода выделяют в силу его неформализованного характера гибкость, возможность дать респонденту рассказать о том, что он считает самым важным в своей жизни.

Биографический метод, то есть исследование жизненного пути личности, был выбран нами ввиду недостаточного количества респондентов, с которыми удалось взять личное интервью. Преимущество этого метода состоит в получении детальной информации об изучаемом объекте.

В рамках анализа интернет-сайтов было проанализировано пять ресурсов, посвященных тематике дауншифтинга. Интернет становится одним из основных источников информации в современном мире, поэтому даже такой теме, как дауншифтинг, посвящено множество интернет ресурсов.

Одним из основных параметров при анализе интернет-сайтов стало определение степени доверия к каждому ресурсу.

Первым ресурсом, появившимся по поисковому запросу, стал сайт, именующий себя «Сообществом дауншифтеров России» ).

Суть сайта состоит в том, что на нем выложены биографии и фотографии людей, уехавших жить в тихую сельскую местность подальше от городской суеты. Степень доверия к данному сайту достаточно велика, поскольку сайт не содержит рекламы, то есть не создавался с целью обогащения или пропаганды. По большей части ресурс создан для ознакомления с судьбами некоторых дауншифтеров.

Следующий ресурс, найденный в поисковых системах, это страница «Дауншифтинг как образ жизни. Все о дауншифтинге и дауншифтерах» (http://www.daunshiftery.ru/).

Сайт представляет собой новостную ленту. Новости категорируются по разделам: «Суть дауншифтинга», «Причины дауншифтинга», «Преимущества», «Недостатки», «Дауншифтинг и вы» и просто «Новости». Оценка степени доверия к данному сайту вызывает определенные затруднения. Дело в том, что ресурс создан также не с целью рекламы, но вся информация, представленная на нем, является субъективным мнением одного автора.

Больше в поисковых запросах не нашлось веб-сайтов, посвященных данной тематике, в названии которых бы фигурировал термин «дауншифтинг». Однако были найдены несколько интересных ресурсов, посвященных дауншифтерам, которые, однако, так себя не именуют.

Первый такой сайт — это личная страница Мустафы Ибрахима. Страница носит название «Мустафа Ибрахим, сайт степного дервиша». Из многочисленных статей, новостей и репортажей СМИ можно узнать биографию этого человека и его жизненную позицию.

Этот человек предпочитает, чтобы к нему обращались не иначе, как «Мустафа Ибрахим». Настоящее имя он скрывает, но при этом говорит, что оно было «простое, русское». Родился в Екатеринбурге, сделал карьеру топ-менеджера в Москве, получал ежемесячную зарплату в «несколько тысяч долларов». Но, когда, по его словам, ему надоела «офисная суета», он переехал в село «Путь Октября» в 60км от Аркаима. В селе Мустафа приобрел дом, в котором обустроил комнаты для проживания, баню и небольшой ресторан, организовав, тем самым, гостиницу.

Данный сайт, а точнее его раздел про уход от городской жизни, вызывает высокую степень доверия. Остальная же часть сайта является рекламой гостиницы Мустафы.

Помимо своего собственного сайта Мустафа также ведет два блога под названиями «Ушельцы от потреблятства» и «Simpleliving, беспонтовство». В этих блогах он описывает свои мысли, свое отношение к тому или иному вопросу (к фильму, книге или к происходящему в мире).

Также в новостную ленту блогов могут писать и другие зарегистрированные пользователи. Но большинство записей все равно принадлежат Мустафе.

В целом эти блоги так же подчинены философии и идеям Мустафы, как и его личный сайт. Другие пользователи, отписывающиеся там, так же разделяют эти идеи. Помимо философских рассуждений на этих страницах есть и юмористические статьи (к примеру, статья под названием «Мультфильм «Простоквашино» — про дауншифтинг»), и рецепты блюд и натуральной косметики и статьи о помощи деревенскому жителю.

Еще один сайт — «Вольному — Воля! Портал о свободе». Пропагандирует идею отшельничества, ухода от мирской жизни. Содержит информацию о том, как выжить новоиспеченным отшельникам в тайге, тундре или на тропических островах.

В рамках нарративного интервью было опрошено трое информантов, найденных нами с помощью метода «снежного кома».

Первым информантом, с которым было проведено интервью, оказался Станислав Павлович, бывший директор строительной фирмы, отказавшийся от своего места, чтобы жить в спокойном ритме. Открыл бесплатную школу альпинизма для подростков. Получает ежемесячный процент с прибыли от своей бывшей фирмы.

Вторым информантом стал Савелий Алексеевич, менеджер банка, который на выходные уезжает в деревню и живет там, не используя там никакой техники. Сам носит воду из колодца, сам рубит дрова и топит печь.

Третий информант — Анастасия Викторовна, бывший работник туристической фирмы, бросившая свою работу ради профессии воспитателя в детском доме.

В рамках биографического метода были найдены и опрошены через социальные сети также три информанта.

Первым информантом, с которыми был проведен опрос через социальные сети, оказался Владимир Анатольевич, бывший программист из Киева, который переехал вместе с семьей в деревню. Старается обеспечить полную автономность существования, опасаясь наступления ресурсно-топливного кризиса. Проживает в деревне с 2003 года.

Вторым информантомНадежда Дмитриевна, бывшая домохозяйка из Санкт-Петербурга, переехавшая со своим мужем после рождения ребенка в одинокий дом вдали от населенных пунктов. Проживает там с 2005 года.

Третий информант — Наталья Сергеевна, бывший риэлтор из Москвы, переехавшая в небольшое село в Тверской области, где в одиночку ведет собственное хозяйство. Проживает здесь с 2008 года.

Сначала информантам было предложено рассказать историю своей жизни. Им было позволено рассказать обо всем, что, по их мнению, казалось важным. Затем респондентам было задано несколько вопросов (См. Приложение В) для более конкретного раскрытия проблемы.

Характеристика причин дауншифтинга в оценках информантов

Истории жизни, рассказанные участниками первой группы, помогли нам разобраться с некоторыми проблемными ситуациями такого явления как дауншифтинг.

Во-первых, не подтвердилось предположение, что корни дауншифтинга кроются в воспитании. Все информанты воспитывались в разных типах семей: в полной семье — «отец у меня был, что называется из номенклатуры, а мама не работала и занималась домашними делами» (И1), в семье без одного родителя — «мать, Наталья Владимировна, умерла при родах» (И2) или же вообще без родителей — «родителей своих я не знала, так как сразу после рождения я попала сюда, в этот детский дом» (И3).

Известно, что воспитание играет огромную роль в процессе социализации личности, однако причины такого сложного явления как дауншифтинг мало зависимы или же не связаны вовсе с процессом воспитания. Но стоит отметить, что информант №2 сам признался в том, что видит корни своих поступков именно в своем воспитании — «Наверное, все же воспитание. С одной стороны, я достаточно хлебнул нашей социальной реальности, пока пробивался на свое нынешнее место, но я бы и не стремился бы так к нему, если бы не обещание моему отцу. С другой же стороны, моя бабушка, без которой, я, как мне кажется, и забыл бы о существовании другой жизни, без кутюр» (И2).

В интервью со второй группой напротив была выявлена взаимосвязь с воспитанием. Информанты отметили, что главная причина их поступков не в усталости от работы, а кроется в особенностях их личности — «не знаю, может воспитание, может корни, все-таки все мы вышли от земли» (И5), «во всем виновата моя романтическая натура» (И6).