Современные подходы к изучению и диагностике характера

Методы Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.

К третьей группе можно отнести методы Левитова Н.Д., который профилировался на изучении автобиографий, дневников, писем, архивных данных.

Отметим методы изучения характера по Левитову Н.Д.:

1. Наблюдение. 2. Самонаблюдение и самоанализ. 3. Эксперимент. 4. Беседа, анкета. 5. Анализ продуктов деятельности. 6. Свободное сочинение.

Оценка и обработка характерологического материала производится по двум линиям:

  • номотетическая (в характерологии как науке надо находить только обобщения и закономерности);
  • идеографическая (направлена на изучение индивидуальных случаев во всем своеобразии и полноте).

Номотетический метод – установление общих закономерностей. Направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

Номотетическая психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов человеческого поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения социальных явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психических и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники номотетического подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования номотетическими науками результатов, полученных с помощью идеографических методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной цели. В-шестых, номотетические теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают функционалистские объяснения явлений.

28 стр., 13569 слов

Изучение конфликтов в педагогическом коллективе

... и политических условий оказалась в сложной ситуации, а жизнь педагогического коллектива зачастую просто полна конфликтных ситуаций. Целью данной работы является изучение и анализ конфликтов в педагогическом коллективе. Проблема взаимодействия индивидов в конфликтной ситуации остается ...

Идеографическая психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.

Идеографический метод – изучение индивидуальных методов. Направленность диагностического обследования на описание и объяснение личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

Этот метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных.

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

Преимущества архивных исследований: в современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).

Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.

Недостатки архивных исследований: в имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью. При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу. При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Разновидностями данного метода являются биографический метод и контент-анализ.

Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Контент-анализ представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники. Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.

Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия.

Основные идеографические методы: исследование профилей личностных черт (Штерн, Кеттел и др.); биографический метод и его разновидности; анализ и обобщение документальных материалов (Штерн, Лазурский, Маслоу, Теплов, и др.); естественный эксперимент Лазурского; феноменологический метод (техника репертуарных решеток Келли) и др.

К третьей группе отнесем также патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

На основе классификации характеров, которая принадлежит известному отечественному психиатру А.Е.Личко и была построена на типологии характеров по Кречмеру, в 1970г. был предложен патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), предназначенный для определения типов акцентуаций характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте. ПДО является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Опросник неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983г. [Личко]

5 стр., 2210 слов

Метод опроса в психологии

... обеспечения метода опроса : а) интервью, б) опросники-анкеты в) личностные опросники. Интервью - представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической ...

Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем (самочувствие, настроение, сексуальные проблемы, отношение к родителям и т.д.).

В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений.

Обследование проводят в два этапа. Первоначально, обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора («0» в регистрационном листе).

Семь и более отказов по двум этапам – показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.

Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частот выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера:

1.Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, подвижен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.

2.Циклоидный тип. У него часто меняется настроение, падает работоспособность, утрачивается интерес к окружающим событиям, людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени сменяются активностью, свойственной гипертимному типу. Самооценка часто бывает неадекватной.

3.Лабильный тип. Он характеризуется крайней, непредсказуемой сменой настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Испытывают чувство глубокой личной привязанности к тем людям, которые к ним относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Нередко избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

4.Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.

12 стр., 5699 слов

Понятие и типы характера

... типов характера и их определения по его проявлениям с целью спрогнозировать поведение человека в разных ситуациях. Поскольку характер ... ведущей стороной характера является волевое проявление человека. Общественная значимость характера определенного человека ... человека, они характеризуются как допустимые или недопустимые, достойные или недостойные и так далее. 2. Физиологические основы характера ...

5.Сенситивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.

6.Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний. Неспособен отвечать за себя и свои поступки.

7.Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Частый уход в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем-либо.

8.Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышено ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

9.Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособность к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

10.Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен к развлечениям, к получению удовольствия, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами сегодняшнего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.

11.Конформный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать из себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».

А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как: а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно; б) амальгамные – формирующиеся в течение жизни вследствие наслоения черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.

41 стр., 20477 слов

Проявление характера в деятельности человека

... (статья 4 Конституции РФ). Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ). Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ). Многообразие ... человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на ...

Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый. На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т.е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть выявлены также черты достоверно отвергаемых типов.

Теоретической основой ПДО является, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозологического направления и концепция психологии отношений. Наборы фраз-утверждений составлялись на основе описаний патологических типов характера, представленных в трудах известных психиатров, а принцип отношения к личностным проблемам рассматривается как наиболее плодотворный для распознания типов характера. Принцип построения ПДО, в соответствии с которым допускается переход от клинических типов психопатии к анализу «вариантов нормы», неоднократно критиковался в советской психологии, так как за ним скрыто представление о характере как конституционально запрограммированной статичной структуре. Дискуссионным является и использования понятия «характер» в качестве психологической реальности, на диагностику которой направлен ПДО.