Методы Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.
К третьей группе можно отнести методы Левитова Н.Д., который профилировался на изучении автобиографий, дневников, писем, архивных данных.
Отметим методы изучения характера по Левитову Н.Д.:
1. Наблюдение. 2. Самонаблюдение и самоанализ. 3. Эксперимент. 4. Беседа, анкета. 5. Анализ продуктов деятельности. 6. Свободное сочинение.
Оценка и обработка характерологического материала производится по двум линиям:
- номотетическая (в характерологии как науке надо находить только обобщения и закономерности);
- идеографическая (направлена на изучение индивидуальных случаев во всем своеобразии и полноте).
Номотетический метод – установление общих закономерностей. Направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.
Номотетическая психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов человеческого поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения социальных явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психических и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники номотетического подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования номотетическими науками результатов, полученных с помощью идеографических методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной цели. В-шестых, номотетические теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают функционалистские объяснения явлений.
Изучение конфликтов в педагогическом коллективе
... и политических условий оказалась в сложной ситуации, а жизнь педагогического коллектива зачастую просто полна конфликтных ситуаций. Целью данной работы является изучение и анализ конфликтов в педагогическом коллективе. Проблема взаимодействия индивидов в конфликтной ситуации остается ...
Идеографическая психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
Идеографический метод – изучение индивидуальных методов. Направленность диагностического обследования на описание и объяснение личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.
Этот метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных.
Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования
Преимущества архивных исследований: в современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые
Архивные исследования могут согласовываться с
Недостатки архивных исследований: в имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью. При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу. При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.
Разновидностями данного метода являются биографический метод и контент-анализ.
Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Контент-анализ представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием
Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия.
Основные идеографические методы: исследование профилей личностных черт (Штерн, Кеттел и др.); биографический метод и его разновидности; анализ и обобщение документальных материалов (Штерн, Лазурский, Маслоу, Теплов, и др.); естественный эксперимент Лазурского; феноменологический метод (техника репертуарных решеток Келли) и др.
К третьей группе отнесем также патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
На основе классификации характеров, которая принадлежит известному отечественному психиатру А.Е.Личко и была построена на типологии характеров по Кречмеру, в 1970г. был предложен патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), предназначенный для определения типов акцентуаций характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте. ПДО является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Опросник неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983г. [Личко]
Метод опроса в психологии
... обеспечения метода опроса : а) интервью, б) опросники-анкеты в) личностные опросники. Интервью - представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической ...
Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем (самочувствие, настроение, сексуальные проблемы, отношение к родителям и т.д.).
В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений.
Обследование проводят в два этапа. Первоначально, обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора («0» в регистрационном листе).
Семь и более отказов по двум этапам – показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.
Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частот выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера:
1.Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен,
2.Циклоидный тип. У него часто меняется
3.Лабильный тип. Он характеризуется крайней,
4.Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной
Понятие и типы характера
... типов характера и их определения по его проявлениям с целью спрогнозировать поведение человека в разных ситуациях. Поскольку характер ... ведущей стороной характера является волевое проявление человека. Общественная значимость характера определенного человека ... человека, они характеризуются как допустимые или недопустимые, достойные или недостойные и так далее. 2. Физиологические основы характера ...
5.Сенситивный тип.
6.Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний. Неспособен отвечать за себя и свои поступки.
7.Шизоидный тип.
8.Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышено ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
9.Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании,
10.Неустойчивый тип.
11.Конформный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать из себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».
А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как: а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно; б) амальгамные – формирующиеся в течение жизни вследствие наслоения черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.
Проявление характера в деятельности человека
... (статья 4 Конституции РФ). Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ). Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ). Многообразие ... человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на ...
Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый. На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т.е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть выявлены также черты достоверно отвергаемых типов.
Теоретической основой ПДО является, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозологического направления и концепция