Названия глав и рассматриваемые проблемы могут быть самыми разнообразными.
Если Вы решили писать работу самостоятельно, то можно воспользоваться статьей, приведенной ниже.
Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Православной Церкви
Володина Лариса Олеговна, канд. пед. наук
В статье обозначены некоторые результаты историко-педагогического исследования ценностей воспитания в русской семье в период с IX в. до 1917 г., нашедшие свое отражение в обосновании сущности культурно-педагогического идеала воспитания в русской семье современной России. Устойчивым компонентом этого идеала в ходе его исторического развития признается ценностное понятие «православный», с опорой на которое определен и представлен в системе ценностей воспитания в русской семье современной России ряд традиционных национальных духовных и нравственных ценностных категорий. В раскрытии проблемы автор опирается на культурно-исторический опыт русской семьи, представленный в исторических, этнографических, литературоведческих первоисточниках, архивных материалах Русского этнографического музея, архивах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской областей. Целесообразность изучения данных материалов в конкретных исторических и территориальных рамках продиктована логикой научного познания, проецирующей первичность историко-педагогических фактов необходимым условием обоснования научных выводов. Такое обоснование стало возможным в результате использования историко-системного метода, необходимость применения которого определена целостным охватом познаваемой историко-педагогической реальности. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в научно-исследовательской деятельности, организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, их актуализации структурами государственной власти разного уровня в ряде законодательных и нормативных государственных федеральных и региональных документах по семье и семейному воспитанию в целях оптимизации государственной культурной и семейной политики.
Актуализация вопроса ценностей воспитания в русской семье связана с проблемой национальной безопасности, возникшей в условиях глобализации, породившей явления унификации и стандартизации. Разрушение государственных барьеров способствует, с одной стороны, межкультурному взаимодействию, с другой — размыванию национальных границ и подрыву основ национального суверенитета, акцентирующих значимость национальных духовных приоритетов.
Реферат по философии русская идея
... русскую национальную идею, с которой россияне обращаются ко всему миру. Цель данной работы - это раскрыть суть понятия и истоки развития "Русской идеи" по ... Соловьеву, Бердяеву и другим ученым философам. 1. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Русская философия прошла ... России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного ...
В настоящее время наблюдается переосмысление устоявшихся ценностей: те из них, что связаны с комфортностью внутреннего мира человека (брак, семья, целомудрие, интересная работа, общественный труд, Родина), постепенно заменяются прагматическими ценностями индивидуального материального преуспевания (свобода в межличностных отношениях, высокооплачиваемая работа, активность в реализации личностных потребностей).
Осуществляемая сегодня государственной властью демографическая политика не может в полной мере изменить ситуацию угрозы национальной целостности, сопровождающуюся неконтролируемыми миграционными потоками: наблюдается трансформация русской семьи в отношении ее главных функций — воспроизводства и социализации.
В условиях позитивной государственной помощи семье (материнский капитал, программа «Родовой сертификат» и др.) возникает вопрос: всегда ли количественные изменения гарантируют качественный результат? Согласно диалектическому закону изменение количественных и качественных показателей рассматривается в их взаимодействии: не только количество приводит к качеству, но и качество вызывает количественные изменения. Усиление внимания к качественным показателям функций семьи (воспитательной) позволяет перенести акцент с процесса воспроизводства на фактор ее духовной составляющей — традиционных национальных духовно-нравственных ценностях семейного воспитания.
Предпринятая нами попытка анализа развития ценностей воспитания в русской семье в контексте историко-культурного становления российского государства, охватывающего период с Древней Руси (IX в.) до 1917 г., сделала возможным обоснование в конкретное историческое время идеала семейного воспитания и соответствующей ему системы духовно-нравственных ценностей:
- добродетельный семьянин (культура Древней Руси IX в. — 990-е гг.);
- семьянин — православный христианин (период становления христианства на Руси — 990–1240 гг.);
- семьянин — православный патриот (период татаро-монгольского нашествия — XIII в. — середина XV в.);
- семьянин — православный патриарх (период становления Московской великокняжеской Руси — середина XV — конец XVII в.);
- семьянин — православный верноподданный государства (эпоха формирования Российской Империи — XVIII в. — первая половина XIX в.);
- семьянин — просвещенный, православный верноподданный государства (период модернизационных реформ вторая половина XIX — начало XX в.).
Как показало исследование, идеал есть отражение доминирующих ценностей воспитания с устойчивым структурным компонентом. Таким компонентом в системе ценностей воспитания русской семьи до 1917 г. было ценностное понятие «православный». Выделение и определение устойчивого компонента воспитательного идеала русской семьи позволило зафиксировать данный идеал как «культурно-педагогический идеал» в значении целостной системы высшего образца подражания, определенной культурно-историческим временем и представленной в педагогическом процессе упорядоченной совокупностью его ценностных смыслов.
Народная педагогика в практике семейного воспитания
... воспитательной работы. Цель работы: выявить роль методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания. Задачи работы: ... периода. Систематические исследования отечественной народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника русской ... оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков. Тогда образовательная система, ...
Вся аксиосфера семейного воспитания русской семьи была пронизана христианскими понятиями, охватывающими широкий спектр межличностных отношений в семье, обществе, государстве. Источник тому — сильная позиция православной Церкви в ранний период становления русского государства, способной в силу своей высокой культуры, сформировавшейся в передовой стране мира — Византийской Империи, дать продуктивные образцы семейного быта и самой государственности. При этом ассимиляция христианских древнеславянских верований, обусловленная устойчивостью норм обычного семейного права, традиционных элементов языческого сознания, способствовала зарождению русской православной культуры и последующей ее интеграции в сферу ценностей семейного воспитания.
Начиная с XIII–XIV вв. (после периода адаптации православных норм к нормам русского семейного права) православие становится той идеологией, способной в сложных исторических условиях (феодальная раздробленность, княжеские усобицы, татаро-монгольское нашествие) через христианские символы и в христианских символах решать политические задачи государства: подъем национального самосознания и сохранение национальной независимости, осмысление национальной целостности и создание государственного суверенитета. В русскую семью православная вера вошла как вера добротолюбивая. Выражением сущности единства Бога и человека выступало понятие добра и его высшее проявление — благо. Вера в Бога как добро (благо) и путь к нему через добро (благо) определяло духовно-нравственное движение к Богу. В контексте категории «Добро» интерпретировалось и христианское понимание брака.
В настоящее время позитивная динамика обращения к ценностям русской православной культуры подтверждается устойчивым сотрудничеством государства и Русской Православной Церкви по проблемам семейного воспитания, ростом числа актов венчания, крещения, все больше людей участвует в церковных празднествах. Данные явления можно объяснить стремлением к поиску ценностных ориентиров общественного идеала в ситуации идеологического вакуума, возникшей на фоне противоречивости информационного пространства. Однако, как показывают результаты исследований жизненных приоритетов молодежи (возраст 15–18 лет), из 56% лиц, относящих себя к верующим, православные ценности в качестве нравственного идеала называют лишь 8%, из которых более точное толкование этих ценностей встречается у 2,3% респондентов. С позиции православной культуры каждая ценностная категория изначально имела глубокий сакральный смысл, четкое осознание которого позволяло русской семье выстроить тактику традиционного семейного воспитания, создавая прочную основу национальной целостности и безопасности. В современных условиях факт признания таких ценностей — свидетельство их значимости для общества. В настоящее время усилия государственных деятелей, ученых, представителей общественных организаций, священнослужителей направлены на осмысление и формулирование национального идеала, где ведущей идеей выступает идея единства светской и православной культур. Опираясь на государственные, научно-педагогические и религиозные прогнозы национального идеала, мы предприняли попытку обосновать культурно-педагогический идеал воспитания в русской семье современной России. Таким нам видится «Семьянин — образованная самодостаточная православно-ориентированная личность».
Понятие об образе Божием как основе православного воспитания
... более пристальное внимание на педагогический опыт наших православных отцов и дедов. А основой и отправной точкой как крестьянского семейного воспитания, так и воспитания в лучших дворянских семьях старой Руси ... нем тяги к истинным ценностям, которые основаны на соблюдении Заповедей Божиих. Воспитание должно быть направлено на такую семейную жизнь, в которой дети окружены любовью и где развивается ...
Понимание и принятие молодежью обозначенного идеала в качестве своих ценностных ориентаций предполагает целенаправленную просветительскую работу как со стороны государственных образовательных учреждений при поддержке педагогической науки, так и со стороны Русской Православной Церкви. С целью помощи в направлении подобной просветительской деятельности совокупность духовных и нравственных ценностей, отражающих понятие культурно-педагогического идеала и его содержание, нами упорядочена и представлена в системе (см. таблицу).
Это позволяет решить педагогическую задачу осмысления ребенком каждой ценностной категории в контексте целостного представления о высшем образце подражания
Киберленинка: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-vospitaniya-v-russkoy-semie-v-kontekste-traditsiy-pravoslavnoy-tserkvi-2