Выбор профессии — одна из самых сложных жизненных задач, в решении которой надо проявить ответственность и самостоятельность.
В современных условиях, когда само устройство общества требует от человека усваивать все больше информации, и едва ли не самой главной способностью успешного в трудовом отношении человека называют способность быстро переучиваться, выбор профессии становится все более сложной задачей. С этой проблемой сталкиваются не только выпускники школ, но и, казалось бы, вполне состоявшиеся люди — профессионалы с немалым стажем.
Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.
Сегодня, в силу часто изменяющихся условий, даже внутри своей профессии работники вынуждены постоянно повышать свою квалификацию и расширять круг знаний и умений. Чтобы соответствовать постоянно растущим требованиям, быстро и эффективно усваивать новые знания в своей отрасли, и при этом избежать эмоциональной перегрузки, нужно быть действительно заинтересованным в своем деле. Вот почему выбор профессиональной области в наше время становится все более важным
1.ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
Профессиональная ориентация-научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями человека к соответствующим видам деятельности.Она учитывает личные интересы и способности человека и социально- экономическую целесообразность.
Условно профориентационную работу можно разделить на три практическиравноправных составляющих:
1- непосредственно профориентация;
Социология профессий и изучение проблем эволюции профессиональных ...
... в рамках социологии профессий. Другая отличительная черта — собственно предмет анализа. Западная социология профессий долгое время фактически концентрировалась на осмыслении социальной роли профессиональных групп интеллигенции ... вырабатываются особые, «свои» знания и способы их передачи, вокруг конкретного вида работы складывается свой специфический жизненный мир, формируются стилевые особенности и ...
2- профессиональная психодиагностика;
3-морально- эмоциональная поддержка человека.
В профессиональной ориентации учитывается:
1) ЧтоХОЧЕТ человек: его интересы, потребности, установки, ценностные ориентации и т.д.
2) ЧтоМОЖЕТ человек: его способности, таланты .
3) ЧтоНУЖНО ОБЩЕСТВУ: потребности в специалистах определенного профиля на данном этапе его развития.
2.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Службы занятости населения предоставляют желающим помощь психолога в выборе профессии.
Человек может обратиться профконсультанту за помощью:
- в составлении своих профессиональных планов, оценке своей профпригодности;
- в прогнозировании профессионального роста, карьеры;
- в поиске форм подготовки к профессиональному труду (порекомендовать учебное заведение и др.);
- в вопросах самоопределения, самореализации личности в труде;
- в профессиональной адаптации;
- в реабилитации работников, частично утративших трудоспособность;
- внахождении путей преодоления кризисов и конфликтов, монотонности в работе и создания благоприятного психологического климата в коллективе.
При этом очень важно, чтобы человек был заинтересован в получении помощи и информации от психолога.
Психолог проводит обследование на трех уровнях.
1. Личностно-мотивационный уровень (мотивы, склонности, интересы) ,
экстраверсия — интроверсия,
эмоциональные особенности,
коммуникативные способности.
2. Уровень познавательных способностей:
внимание, память, мышление, воображение и др.
3. Уровень нейропсихологических свойств:
свойства нервной системы,
особенности темперамента.
Результаты консультации должны быть объективными, научно обоснованными, обуждаются совместно и не подлежат разглашению. Полученная информация должна быть доступна лишь тем, для кого она предназначена. С согласия клиента либо его родителей она может быть доступна педагогам, администрации и т.д. Сведения, которые могут нанести ущерб человеку, не разглашаются.
Психолог несет персональную ответственность за адекватность используемых диагностических методов и коррекционных мероприятий.
Услугами профконсультанта может пользоваться организация при приеме новых сотрудников.
Психолог в беседе с претендентами , желающими занять рабочее место в организации, специально изучает личностные ресурсы клиента.
Служебная карьера профессионала во многом определяется именно личностными качествами работника. Такими, как общительность, целеустремленность, настойчивость и т. д.
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ, Психологическая классификация профессий предназначена для профессиональной ориентации человека.
Один из широко распространенных в России методов тестирования основан на идеях советского и российского психолога Евгения Александровича Климова-дифференциально диагностический опросник (ДДО).
Согласно методу Климова, все направления деятельности современного человека делятся на пять групп: «Человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» и «человек-природа».
Психопрофилактическая работа психолога. Коррекционное занятие с детьми
... непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики. В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можем сказать, что здесь мы наблюдаем самозапрос ... установление соответствия своих способностей и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку. На основе сравнения ученик может определить свой выбор. Профессиональная ...
Дифференциально диагностический опросник, при помощи которого определяется склонность человека к той или иной группе профессий, дает достаточно точные результаты. К тому же он чрезвычайно прост в применении и интерпретации, что также объясняет его широкую популярность. Рассмотрим предложенную данным методом классификацию профессий подробнее.
l1.ЧЕЛОВЕК — ЖИВАЯ ПРИРОДА (П).
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами( агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т. д.).
l2. ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА( и неживая природа) (Т).
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда
( слесарь-сборщик, техник – механик, инженер – механик, инженер – электрик, и т.д.).
l3. ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК (Ч).
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер – организатор производства, врач, учитель).
l4. ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (З).
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот то, чем занимаются представители профессий этого типа
(программист, математик, редактор издательства, языковед и т.п.).
l5. ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х).
Явления, художественное отображение действительности – вот то , что занимает представителей этого типа профессий (художник, артист, актер, …)
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 125 ;