Особенности профессионального самоопределения современных подростков

Актуальность исследования: Современная нестабильная социально-экономическая ситуация, возрастание безработицы и образование рынка труда, резкая переориентация с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие требуют улучшения подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.

Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников школ способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.

В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, закладываются основы общего и профессионального развития личности. Исследованиями психологов доказано, что в ранней юности формируется одно из стержневых качеств личности – профессиональное самоопределение.

В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями.

Рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость более раннего профессионального самоопределения школьников. К моменту окончания основной школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования показывают, что за последнее время возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих профессионального намерения, и оно составляет фактически около 50%.

Исходя из этого, мы видим, что данная проблема актуальна в современном обществе.

В связи с этим, темой нашего исследования является: «Особенности профессионального самоопределения современных подростков».

Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.

Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.

4 стр., 1769 слов

Профессиональное становление личности

... стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношение ...

Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.

Гипотеза исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков будет способствовать его эффективному осуществлению, если они будут опираться на индивидуальные и возрастные особенности детей, если они будут учитывать их интересы, основываться на условиях современного рынка труда.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность и особенности профессионального самоопределения подростков.
  2. Раскрыть мотивацию профессионального выбора в подростковом возрасте.
  3. Исследовать особенности профессионального самоопределения современных подростков.
  4. Разработать систему эффективных методов и приёмов, способствующих эффективному профессиональному самоопределению современных

подростков.

Методы исследования:

  • теоретический анализ научной литературы по теме исследования

(систематизация, формулировка выводов, выделение главного);

  • эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, проведение сравнительного эксперимента, разработка комплекса занятий по развитию коммуникативных способностей младших школьников.

Методологическая основа:

  • Теоретическая значимость исследования – теоретически обоснована необходимость нового осмысления профессионального самоопределения учащихся в связи с резко изменившийся и постоянно меняющейся ситуацией в образовании и экономике в стране в целом;
  • выделены и теоретически обоснованы основные направления деятельности педагога по оказанию помощи школьнику в профессиональном самоопределении;
  • Практическая значимость исследования — разработана комплексная организационно-целевая программа формирования профессионального самоопределения подростков; даны научно-методические рекомендации по подготовке учащихся к профессиональному самоопределению в процессе технического творчества.

Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из трёх подпунктов; включает введение, выводы по главам, заключение, библиографию, состоящую из 40 литературных источников и 12 приложений. Объём работы — 35 страниц.

Экспериментальная база исследования: опытно-педагогическая работа была проведена в

1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков

По утверждению Н.С. Пряжникова, определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и представителей других направлений науки.

Несомненный интерес для развития теории профессионального самоопределения представляют идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также близкие к ним рассуждения В.М.Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства.

Предлагая концепцию профессионального развития, А. Маслоу выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию — как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле. Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», разрабатываемая Д. Сьюпером. Выбор профессии автор рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения — это постоянно чередующиеся акты выбора. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.

17 стр., 8142 слов

Профессиональное самоопределение старшеклассников

... самоутвердиться. Актуальность исследования профессионального самоопределения, как процесса выбора личностью профессии и ... работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. 1.1 Возрастные особенности формирования личности подростка ... притязания. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях ...

Анализ психологических источников (Е.А. Климов, Г.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.) показывает, что отечественные ученые рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности.

В зарубежной практике в течение длительного времени господствовали две самостоятельных теории профессионального самоопределения: диагностическая и воспитательная. Диагностическая теория сводила выбор профессии к определению профессиональной пригодности индивида.

Воспитательная теория направлена на подготовку личности

к профессиональному самоопределению в соответствии с заранее планируемыми воздействиями.

В отечественной педагогике многие проблемы профессионального самоопределения долгое время также рассматривались в рамках воспитательной концепции профессиональной ориентации, основы которой были заложены А.Е. Голомштоком и руководимым им коллективом.

Под руководством В.А. Полякова и С.Н. Чистяковой была разработана принципиально иная концепция, согласно которой основой профорентационной работы должно быть профессиональное самоопределение. Под ним авторы понимают «процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики».

В публикациях М.В. Ретивых обоснована так называемая развивающая концепция, согласно которой «профессиональное самоопределение можно определить как процесс и результат общего и профессионального развития как субъекта будущей профессиональной деятельности».

Профессиональное самоопределение связано с процессом профессионального развития личности, под которым К.К. Платонов понимает «процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения».

Обращение к процессу профессионального развития показывает, что он включает в себя четыре основных компонента:

  • формирование профессиональных намерений и осознанный выбор профессии;
  • продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений;
  • активное вхождение в профессию, социально- профессиональная адаптация;
  • развитие профессионального мастерства и творчества, полная реализация личности в трудовой деятельности.

Таким образом, профессиональное самоопределение действительно можно

считать начальным этапом профессионального развития и становления

личности.

Адекватное профессиональное самоопределение является важнейшим условием жизненного самоопределения и успешности профессиональной карьеры человека. Поэтому подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна быть одной из задач общеобразовательной школы.

Основными задачами профессионального самоопределения подростков являются:

10 стр., 4763 слов

Самореализация личности в профессии

... и даже будет способствовать в самореализации личности в профессиональной деятельности. 2 бухгалтера с эмотивным типом ... Данные характеристики тип вполне способствуют самореализации личности в бухгалтерской профессии. Этот же тип продемонстрировал один ... имеют. Результаты опроса по методике определения взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной личности, автор Дж. Холланд продемонстрировали ...

  • формирование профессиональной направленности (5 -7 классы);
  • формирование профессионального самосознания (8-9 классы).

Рассмотрим эти понятия подробнее.

В отечественной психологии впервые направленность выделил в самостоятельную подструктуру личности С.Л. Рубинштейн, отнеся к ней мотивы, потребности, интересы, идеалы. Л.И. Божович показала, что в основе направленности личности лежит устойчиво доминирующая система мотивов.

Одним из видов направленности является профессиональная направленность, которая уже достаточно хорошо исследована. Различные аспекты направленности рассмотрены в работах Н.Н. Дъяченко, Е.М. Павлютенкова, А.П. Сейтешева, Н.К. Степаненкова, А.С. Ткаченко, П.А. Шавира и др. Анализ их трудов позволяет сделать вывод о том, что формирование профессиональной направленности начинается с возникновения потребности в профессиональном самоопределении, осознания значимости правильного выбора профессии в жизни человека. Эта потребность возникает задолго до выбора конкретной профессии.

Диапазон возможностей удовлетворения данной потребности чрезвычайно широк. Прежде всего она находит свое выражение в профессиональном интересе. А.П. Сейтешев профессиональный интерес определяет как «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность». Стержневые учебные и познавательные интересы являются основой для формирования профессионального интереса, который с ними взаимосвязан и взаимообусловлен. Успешность формирования профессиональных интересов подростков обеспечивается приобретением ими опыта практической деятельности, приближенной к профессиональной.

Одной из форм направленности является профессиональный идеал. Он воплощается в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться.

О реальном содержании профессиональной направленности можно судить по системе мотивов, лежащих в основе субъективного отношения человека к профессии. Под мотивом принято понимать внутреннее побуждение к действию.