3.2 Электрическая активность мозга человека. Электрические корреляты сознания.
Электрическая активность мозга может быть физиологической основой осознаваемого
Глава IV Функциональные и сознания
4.1 Структуры мозга, участвующие в процессе сознания.
В процессах сознательного восприятия участвуют корковые проекции органов чувств. Во время хирургических операций на мозге, проводимых под местной анестезией, при прямой электрической стимуляции различных зон коры можно вызвать сознательные ощущения и воспоминания о прошлых событиях, не активируя афферентные пути. Например, если раздражению подвергается область кисти руки в корковой проекции (зона S, по Бродману), человек ощущает “
Участие сенсорной коры является необходимым, но недостаточным условием для проявления сознательного восприятия, определяемого человеком как ощущение, образ предмета, явления или события. В условиях сна или наркоза, вызванные сенсорной стимуляцией, корковые потенциалы регистрируются, но сознательное восприятие стимулов отсутствует. Для того, чтобы стимул был осознан, необходим приток активирующих воздействий из ретикулярной формации в кору мозга. Повреждение верхней части ствола мозга, включающей ретикулярную формацию, приводит к стойкой потере сознания. Следовательно, активность ретикулярной формации регулирует состояние сознания.
Мозг. Сознание. Бессознание
... же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга? Исходя из сказанного выше, мы и ... связи начинают сходиться к определенным полям коры, которые были обозначены как фокусы взаимодействия. При этом их топография ... себе весь мир, я был бы слепцом со здоровыми глазами». В исследовании связей - центральной проблемы мозговой интеграции - ...
Для сознательного восприятия внешних раздражителей необходимо участие как минимум двух потоков возбуждения в
Связи лимбической системы с
ансамбли —
Распределенные системы мозга располагают
Сравнение “внутренних” данных, сохраняемых в нервной системе, текущего состояния последней, с информацией об окружающем мире, составляет предполагаемую основу сознания. Точка зрения на описанную “голографическую” основу сознания нуждается в дальнейшем уточнении. [1]
4.2 Нейрофизиологические основы сознания
Зона локальной активации имеет вид светлого пятна на темном фоне. Современным аналогом представлений Павлова можно считать теорию «прожектора» (Crick).
Решающая роль в ней отводится таламусу, именно он направляет поток возбуждения в кору больших полушарий. Причем процесс осуществляется таким образом, что в каждый данный момент времени только один из таламических центров находится в состоянии возбуждения, достаточном для создания в коре зоны повышенной возбудимости. Период такой высокой возбудимости длится около 100 мс, а затем усиленный неспецифическим таламическим возбуждением приток импульсов поступает к другому отделу коры. Область наиболее мощной импульсации создает центр внимания, а благодаря постоянным перемещениям потока возбуждения по другим участкам коры, становится возможным их объединение в единую систему.
4.3 Функциональные предпосылки сознания
сознания человека
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи
... Это и обусловило выбор темы курсовой работы "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию" Цель исследования: Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР ...
С другой стороны, сознание невозможно и при чрезмерной активности нейронов — например, при эпилептических припадках или электрическом шоке. Можно полагать также, что сознание формируется только в результате взаимодействия между и подкорки, и ни одна из этих структур сама по себе не может породить сознание.
Возможно, ключевую роль в поддержании состояния сознания играет восходящая активирующая ретикулярная система (ВАРС).
Такое предположение основано на значении ВАРС в регуляции цикла сон – бодрствование.
Новые важные данные о сознания
Если больному «с расщепленным мозгом» в правую половину зрительного поля предъявить какой-либо предмет, то он может его назвать и отобрать правой рукой. То же самое со словом: он может его прочесть или написать, а также отобрать соответствующий предмет правой рукой. Таким образом, если используется левое полушарие, такой больной не отличается от нормального человека. Дефект проявляется, когда стимулы возникают на левой стороне тела или в левой половине зрительного поля. Предмет, изображение которого проецируется в правое полушарие, больной назвать не может. Однако он правильно выбирает его среди других, хотя и после этого назвать его по-прежнему не может, т.е. правое полушарие не обеспечивает функции называния предмета, но способно его узнавать.(Приложение 2)
Хотя с лингвистическими способностями преимущественно связано левое полушарие, тем не менее правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями. Так, если зрительно предъявить название предмета, то больной не испытывает затруднений в нахождении левой рукой соответствующего предмета среди нескольких других, т.е. правое полушарие может понимать письменную речь.
В опытах Дж. ЛеДу и М. Газзанига (J. LeDu, M. Gassanig) на больном С.П., перенесшем комиссуротомию, у которого правое полушарие обладало значительно большими лингвистическими способностями, чем обычно, было показано, что с помощью правого
4.4 Отличие функций полушарий
Установка позволяет предъявлять в каждой половине поля зрения визуальные сигналы (световые вспышки, предметы, надписи).
Кроме того, испытуемый может ощупывать предметы или писать правой и левой рукой без зрительного
Когда в правой половине поля зрения предъявляется какой-либо предмет (например, ключ или карандаш), больной с расщепленным мозгом способен назвать его или отобрать среди других предметов правой рукой. Когда в этой половине зрительного поля проявляются слова, он может прочесть их вслух, написать или опять же выбрать соответствующий предмет правой рукой. Больной способен также назвать и написать название предмета, помещенного в правую руку. Иными словами, в таких ситуациях он не отличается от нормального человека. Если же предмет предъявлен в левой половине поля зрения, больной с расщепленным мозгом назвать его не может, хотя способен выбрать его левой рукой (однако и после этого все равно не может назвать, даже если предмет вложен ему в левую руку).
Уход за здоровыми и больными детьми
... отопления, кровать, двери. Предметы ухода за больным и игрушки моют отдельно. Пол протирают влажной тряпкой. Проветривать комнату надо несколько раз в день. Во время проветривания ребенка лучше выносить ... сперва со здоровой руки, затем с больной; надевают рубашку сначала на больную, а потом на здоровую руку. Больного ребенка умывают каждый день кипяченой водой. Руки ребенка моют несколько раз ...
Больным не удается прочесть вслух предъявленное в левой половине поля зрения слово, однако если оно обозначает распространенный бытовой предмет, они могут отобрать его левой рукой (но и после этого не способны назвать).
Таким образом, в подобных экспериментальных условиях они выполняют определенные задания, однако не могут рассказать или написать о том, что делают.(Прил.2)
Важнейший вывод из всего этого следующий. Изолированное левое полушарие и с субъективной точки зрения больного, и объективно с учетом наблюдаемого поведения, так же эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг. Следовательно, это полушарие (или какие-то его области) можно считать главным нейронным субстратом названных функций и у нормальных людей. Изолированное правое полушарие не обеспечивает устную или письменную речь, однако и его возможности достаточно широки. Оно способно к зрительному или тактильному распознаванию форм, абстрактному мышлению и в определенной степени к пониманию речи: больные выполняют услышанные команды, читают простые слова, а в некоторых случаях даже пишут или копируют их (хотя при этом остается неясным, присутствовало ли такое правополушарное понимание речи до операции или развилось после нее).
Некоторые задания, например распознавание лиц, а также связанные с пространственными построениями и музыкой, по-видимому, выполняются правым полушарием успешнее, чем левым. [26]
4.5 Взаимосвязь полушарий
Следует отметить, что в норме правое и левое полушария постоянно
4.6 Дисфункции полушарий мозга
У больных с поражениями правого полушария часто наблюдается равнодушие или эйфорическая расторможенность, а при патологии левого полушария возникают «катастрофические
В нейрофизиологических исследованиях было показано, что поражение одного из полушарий приводит к перевозбуждению второго путем растормаживания. При повреждениях передних корковых зон нарушается выражение эмоций, при патологии задних -эмоциональное распознавание и различение. Больные с поражениями правой теменной области часто отрицают наличие болезни, ее проявлений и/или аффективных компонентов (сенсорный и эмоциональный негативизм); их эмоции выражаются либо слишком слабо, либо ненормально расторможены. При депрессивных состояниях патологически повышена ЭЭГ-активность правой, а при маниакальных — левой лобной области.
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
... используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, ... не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи ...
Глава V. Нейрофизиологические аспекты речи
5.1 Основные функции речи
коммуникативную, регулирующую и программирующую.
Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности