Ювелирные изделия

Содержание скрыть

Ювелирное искусство — один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Он воплощает человеческое стремление к красоте. Ювелирные изделия — предметы декора и быта из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и полудрагоценными камнями, а также предметы искусства из недрагоценных материалов, выполненные с большим мастерством и отвечающие высоким эстетическим требованиям.

Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание свойств материала, умелое определение его декоративных свойств и высокое художественное мастерство. Ювелиры стремятся вдохнуть жизнь в камень, в металлические игры, в блестки стекла.

Ювелирное искусство берет свое начало в глубокой древности. В 7 веке до н.э в Древней Греции зародилось искусство глиптики — резьбы по камню (драгоценным камням).

В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные изделия с драгоценными камнями.

Золото и серебро издавна использовались во всех видах древнерусского искусства. На Руси XI-XIII веков киевские и новгородские ювелиры с большим мастерством обрабатывали камни разного цвета, созданные природой. Великий Новгород особенно славился изделиями из драгоценных металлов (золота и серебра), откуда это искусство затем перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологодская область).

Указом Петра I в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России ограночная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, производившая ценные камнерезные изделия. В 1787 году был построен Колывано-Воскресенский мукомольный завод, а вскоре под Екатеринбургом был построен мраморный завод. На этих фабриках обрабатывали местную декоративную яшму и мрамор.

Во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого веков выделялся ювелирный бизнес компании Фаберже, основанной в Санкт-Петербурге в 1848 году, которая объединила множество небольших ювелирных мастерских. Золотые и серебряные оправы обрабатывались с большим мастерством и разными способами изделия изготавливались из камня без рамок и т.д.

За последние годы значительно увеличилось производство украшений, расширился их ассортимент, улучшилось качество и отделка. Лазерная технология внедрена на многих ювелирных фабриках страны, что гарантирует высокое качество сварки, резки и сверления драгоценных металлов, а также увеличилось производство украшений с бриллиантами, чернью, эмалью и тиснением.

17 стр., 8111 слов

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного ...

... эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. . Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников. . Провести исследовательскую работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках урока «Изобразительное ...

Шедевры, созданные гениальными мастерами — ювелирами всех времен — золотые изделия с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотыми и серебряными пластинами — украшают лучшие музеи мира.

2. Основные материалы для изготовления ювелирных изделий.

К украшениям (от голландского juweell — драгоценный камень) относятся изделия из драгоценных металлов и камней, а также некоторые другие высокохудожественные рабочие материалы.

Материалы — один из факторов, влияющих на формирование потребительских свойств (функциональных, эргономичных, гигиенических и, прежде всего, эстетических) и качества украшений.

Основными материалами для изготовления украшений являются благородные и цветные металлы и их сплавы, драгоценные, полудрагоценные и полудрагоценные камни, янтарь, перламутр, синтетические камни, а также стекло, эмаль, кость, рог, папье-маше и пластмасса.

Благородные (драгоценные) металлы и их сплавы.

Драгоценные металлы отличаются особой химической стойкостью, пластичностью и красивым внешним видом. Они имеют плотную кристаллическую решетку, обладают хорошим блеском, высокой плотностью, устойчивостью к атмосферным воздействиям, а также пластичностью и плавлением с другими металлами. Все это существенно «улучшает» эстетические свойства ювелирных изделий.

Для изготовления изделий в чистом виде эти металлы не используются, так как они относительно мягкие и обладают невысокой механической прочностью. Поэтому используются сплавы благородных металлов с другими металлами. По сравнению с чистым металлом сплавы имеют лучшие механические свойства, более низкую температуру плавления и определенный оттенок. Металлы, из которых состоят такие сплавы, называются лигатурными. Состав лиг строго регулируется государственным регламентом и называется родительской лигой.

Благородные металлы включают золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, родий, рутений, иридий и осмий).

Золото

При изготовлении украшений используются сплавы с определенным количеством золота и лигатуры, что значительно увеличивает твердость и прочность сплава. В зависимости от состава сплава меняются оттенки и цвет золота.

Количество чистого золота в сплаве называется пробой. Есть несколько примеров систем.

В 1927 году в СССР была принята метрическая проба, т.е. количество химически чистого золота в 1000 весовых единиц лигатурного сплава. Наиболее распространенным сплавом золота является сплав 583-й пробы. Это значит, что в каждой 1000 весовых частей сплава содержатся 583 весовые части химически чистого золота и 417 весовых частей других металлов (серебра и меди).

В России ювелирные изделия изготавливают преимущественно из тройного сплава, состоящего из золота, серебра и меди.

В Российской Федерации проба является государственным клеймом, гарантирующим полноценность ювелирного изделия. Подделка клейма карается законом.

Из золота в России изготавливают ювелирные изделия более 2000 наименований.

Серебро

Серебро – красивый блестящий, белый, мягкий, тягучий металл, стойкий к окислению, обладающий исключительной отражательной способностью. Оно значительно легче золота: плотность 10,5 г/см 3 , температура плавления – 960,5 о С, твердость по шкале Мооса – 2,7.

77 стр., 38316 слов

Народные промыслы как средство эстетического воспитания

... Народные промыслы" в процессе обучения декоративно-прикладному искусству будет способствовать развитию эстетического вкуса учащихся. Научная новизна: электронное пособие "Народные ... ремесленников-металлистов. Материалы, полученные в результате изучения металлических изделий ручной работы, дают основание ... растительного сырья и металлов. Любой трудоспособный член семьи мог участвовать в замкнутом цикле ...

В производстве ювелирных изделий применяют главным образом серебряно-медный сплав, содержащий чаще всего 87,5% серебра и 12,5% меди.

В России выпускают серебряные изделия преимущественно 875-й пробы. Изготавливают также изделия из серебра 916-й пробы, покрываемого эмалью. Кроме того, встречаются изделия из серебра 800-й и 750-й проб. Изделия из низкопробных сплавов относительно быстро покрываются темным налетом в результате воздействия содержащегося в воздухе сероводорода. Столовое серебро также быстро темнеет под воздействием содержащихся в пище кислот.

Сейчас в России из сплавов серебра изготавливают ювелирные изделия свыше 1500 наименований.

Платина

Платина – серебристо-белый, тяжелый, тугоплавкий металл плотностью 21,4 г/см 3 , твердость по шкале Мооса – 4,3, температура плавления – 1773,5 о С. Это очень стойкий металл, не окисляющийся при самых высоких температурах.

Сплавы платины многочисленны – с иридием, родием, палладием, серебром, медью некоторыми другими металлами. В производстве ювелирных изделий используют сплав платины 950-й пробы, содержащей 95% платины и 5% иридия. Сплавы платины применяют в основном для изготовления оправ для колец, серег, брошей и других изделий при креплении бриллиантов, жемчуга и светлоокрашенных камней. Такая оправа способствует усилению блеска и игры закрепленных в ней камней.

Металлы платиновой группы

Палладий – металл серебристо-белого цвета, по внешнему виду напоминает платину. Плотность палладия – 12,16 г/см3 , твердость по шкале Мооса – 4,8, температура плавления – 1554,5 о С. палладий обладает хорошей ковкостью и тягучестью, но менее стоек, чем платина.

В ювелирном деле палладий используют в сплаве с другими металлами. Для изготовления ювелирных изделий обычно используют сплав палладия 850-й пробы, содержащий 85% палладия, 13% серебра и 2% никеля. Широкого применения в производстве ювелирных изделий в наше стране не имеет. Сплавы палладия раньше использовали для изготовления колец, брошей, браслетов для часов.

Родий – металл бледно-голубого цвета, по внешнему виду напоминающий алюминий. Плотность родия – 12,4 г/см3 , твердость по шкале Мооса – 5,5-6, температура плавления – 1966 о С. Химически стоек. Применяется для покрытия тончайшим слоем серебряных изделий для защиты их от потускнения, а также изделий и отдельных деталей из сплава белого золота для сохранения блеска.

Рутений – металл серебристо-белого цвета, получаемый в процессе переработки и очистки сырой платины. По внешнему виду сходен с платиной. Плотность рутения – 12,26 г/см3 , твердость по шкале Мооса – 6,5, температура плавления – 2450 о С. Ввиду хрупкости рутений не применяется в ювелирной промышленности и лишь в незначительных количествах используется в ювелирном деле в сплавах с платиной.

Иридий встречается в платиновых рудах, получается в процессе переработки и очистки сырой платины. Это хрупкий металл серебристо-серого цвета, химически очень стоек (не растворяется в кислотах и даже в «царской водке»), очень тяжелый и твердый. Плотность иридия – 22,42 г/см3 , твердость по шкале Мооса – 6,5, температура плавления – 2454 о С. В ювелирном деле применяют платиново-иридиевый сплав, содержащий 5-10% иридия.

8 стр., 3984 слов

Психология цвета

... и эмоционального отношения к тем или иным формам. Мы убеждены, что современной психологии "недостает" одной важной категории - категории ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Порой человек, сам того ... на наличие колоссальных массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета. Возможности же цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое облучение тела отфильтрованным солнечным светом, ...

Осмий встречается в платиновых рудах в виде сплавов с иридием. Это твердый, тугоплавкий, химически стойкий металл оловянно-белого цвета с серо-голубым оттенком, самый тяжелый среди металлов платиновой группы. Плотность осмия – 22,48 г/см3 , твердость по шкале Мооса – 7, температура плавления – 2500 о С. сплавы осмия редко применяют для изготовления ювелирных товаров.

Цветные металлы и их сплавы.

К цветным металлам относят медь, цинк, никель, олово, свинец, кадмий, хром и алюминий.

В ювелирном деле цветные металлы применяют в виде сплавов, напоминающих по внешнему виду драгоценные металлы. Основными компонентами сплавов являются медь, цинк и никель.

Медь

Цинк

Никель

Олово

Алюминий

Алюминий широко используют при производстве различных украшений (броши, браслеты, цепочки и др.) и предметов быта.

Хром

Кадмий

Сплавы цветных металлов

Латунь – сплав меди с цинком (40-50%), иногда с добавкой небольшого количества других металлов. Плотность латуни – 8,2-8,8 г/см3 . Латунь имеет красивый желтый цвет, сходный с цветом золота. Ее широко применяют для изготовления многих видов ювелирной галантереи, предметов туалета и др.

Томпак – сплав меди с цинком (10-12%).

Применяют для изготовления ювелирной галантереи, стопок и других бытовых предметов.

Мельхиор – сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля, серебристого цвета, с плотностью 8,9 г/см3 . Он легко обрабатывается, обладает высокой тягучестью, высокопластичен, устойчив против коррозии. Применяют мельхиор для изготовления столовых и чайных приборов, посуды, портсигаров и других предметов обихода. Обычно изделия из мельхиора покрывают слоем серебра (до 24 мкм), который придает им устойчивость против коррозии и красивый внешний вид.

Нейзильбер, Камни драгоценные, полудрагоценные и поделочные.

Основные месторождения драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней в России находятся в Якутии (алмазы), на Урале (значительные месторождения ограночных камней – аметисты, аквамарины, изумруды, хризолиты и др.), Алтае (яшма), в Забайкалье (аметист, турмалин, сердолик).

Имеются месторождения камней также в Украине, в Закавказье и других районах.

Существует несколько классификаций ювелирных камней. В торговле и промышленности ювелирные камни классифицируют по их относительной ценности на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Драгоценные и полудрагоценные камни обычно прозрачны и называются самоцветами, поделочные – непрозрачны или слабопросвечвающиеся цветные минералы, пригодные только для шлифовки. Драгоценные камни (алмаз, рубин, изумруд, сапфир) редко встречаются в природе; как правило их вставляют в ограненном виде в дорогие изделия из золота; к драгоценным камням также относят жемчуг. Полудрагоценные камни (аквамарин, александрит, турмалин, гранат, аметист, опал, бирюза, топаз, янтарь и др.) распространены чаще, оправляют их обычно золотом, серебром и мельхиором, а также используют в камнерезных изделиях. К поделочным камням относят агат, лазурит, нефрит, оникс, яшму, малахит и др.

7 стр., 3049 слов

Экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

... России АТР составил около 15 млрд. долл. Важной особенностью торговых отношений России со странами ... Россию главным образом потребительские товары, продукты питания. Одним из направлений сотрудничества, где Россия ... черных металлов, химическая продукция ... изделиям, могут сыграть прямые инвестиции в создание за рубежом производств, ориентированных на местные рынки, и экспорт в третьи страны. В ряде стран ...

Ценность ювелирных камней определяется их свойствами: твердостью, спайностью, плотностью, цветом, прозрачностью, блеском, химической стойкостью.

Многие свойства ювелирных камней обусловлены условиями образования этих минералов и их внутренним строением, т.е. структурой. Существует два типа строения веществ: кристаллическое и аморфное. Структура ювелирных камней в основном кристаллическая, поэтому по составу они однородны, но физические свойства их неравнозначны во всех направлениях, т.е. характеризуются анизотропией.

алмаз

Из всех драгоценных камней алмаз имеет наиболее простой химический состав и представляет собой кристаллический углерод. В нем часто имеются примеси (главным образом окись железа), которые придают алмазу желтоватый оттенок и снижают его ценность. Бриллианты по массе условно делят на мелкие (до 0,29 карата) и крупные (от 0,30 карата).

Мелкие бриллианты в зависимости от прозрачности, количества, характера и местонахождения имеющихся в них дефектов делят на 8 групп (крупные – на 11 групп).

Дефектами в бриллиантах могут быть точки, полоски, облачки, трещинки, пузырьки, микрошвы, включения графита.

Рубин и сапфир

Наиболее ценными считаются рубины, окрашенные окисью хрома в красный цвет. Особенно ценятся рубины цвета «голубиной крови» (красного цвета со слегка лиловатым оттенком).

Сапфирами называют разновидности корунда, чаще синего цвета. Зеленые, розовые, черные и другие оттенки сапфиров называют фантазийными.

Самой распространенной формой огранки рубинов и сапфиров является ступенчатая, реже круглая.

Изумруд

Жемчуг

полудрагоценных камней

Аквамарин

Александрит

Турмалин

Гранат

Аметист

Опал

Бирюза

Топаз

Янтарь

Поделочные камни

Среди синтетических аналогов драгоценных камней особое место занимает рубин. Это первый кристалл, который начали искусственно выращивать в промышленных масштабах свыше 80 лет назад. В ювелирных изделиях используют преимущественно синтетические корунды красного (рубины) и синего (сапфиры)цветов, которые, как природные, могут быть звездчатыми, с эффектом астеризма.

В настоящее время в ювелирной промышленности используются кроме синтетических корундов следующие виды синтетических камней: изумруды, аметисты, опалы, бирюза, иттрий (разновидности гранатов бесцветные и окрашенные), фианиты. Перспективными также являются полученные в 70-х гг. ограночные синтетические камни: александрит, лазурит, турмалин, благородный жадеит, малахит и др.

3. Особенности производства ювелирных изделий.

Производство является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование потребительских свойств и качество ювелирных изделий.

Одна из особенностей производства ювелирных изделий состоит в том, что при их изготовлении мастер-ювелир стремится максимально выявить и показать своеобразную красоту и декоративные свойства используемых материалов. Так, золото значительно проигрывает в толстых массивных деталях и, наоборот, красиво выглядит в тонких ажурных работах. Изделия из серебра обычно оксидируют, чтобы подчеркнуть рисунок и придать красоту закрепленному в оправе камню. Большое значение имеет сочетание оправы с камнем. Аметист и жемчуг, например, хорошо сочетаются с золотой оправой, а для бирюзы лучше серебряная оксидированная оправа. Бриллиант выигрывает в оправе из белого золота и платины.

14 стр., 6737 слов

Деньги как экономическая ценность: философско-психологический аспект

... государством в качестве инструмента для измерения цен товара. Третьи считали, что золото и серебро являются деньгами по своей природе, независимо от характера общественных отношений. Четвертые ... индивидуальных, частных затрат труда. Отсюда вытекают три важных вывода, которые характеризуют сущность денег: во-первых, деньги — это исторически определенная, свойственная товарному производству форма ...

По способу производства ювелирные изделия бывают индивидуального и массового (серийного) производства.

При индивидуальном изготовлении мастер-ювелир выполняет все работы от начала до конца вручную, используя оборудование только для получения первоначальной заготовки или необходимого профиля металла. Этот способ применяется при создании отдельных образцов или дорогостоящих ювелирных изделий со сложной и тонкой художественной отделкой, а также при использовании нестандартных по размерам и формам драгоценных и полудрагоценных камней.

При массовом изготовлении изделия создаются механической обработкой и точным литьем по выплавляемым моделям. Лучшие ювелирные изделия изготавливают малыми сериями.

Основными процессами производства ювелирных изделий являются следующие: заготовка материалов, создание форм изделий, филигранные и отделочные работы, декорирование и закрепление камней.

Заготовка материалов.

Заготовку материалов осуществляют путем составления лигатуры и ее плавки, вальцовки, волочения, ковки и резания.

Плавку драгоценных металлов производят в графитовых тиглях в электропечах (более совершенный способ), а также в газовых, нефтяных и коксовых печах. Сначала плавят тугоплавкие металлы, затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих заготовок (в виде полос или проволоки) расплавленный металл разливают в подогретые стальные или чугунные изложницы.

Вальцовку производят на специальном стане, при этом получают листы, полосы или прутки металла желаемой толщины и формы. Полученные в результате вальцовки полосы или листы металла размечают и раскраивают на заготовки нужных размеров для использования в последующих операциях по изготовлению изделий.

Волочение производят путем протягивания слитка круглого сечения до определенного размера через проволочные вальцы. Затем полученную проволоку протягивают через отверстия волочильных досок до желаемого диаметра.

Ковка – это изменение поперечного сечения заготовки в горячем или холодном состоянии без снятия стружки.

Создание форм изделий.

Формы изделий создают путем штамповки, сборки деталей и пайки, литьем по выплавляемым моделям.

Штамповка на прессах деталей или целых изделий – это один из основных процессов. Для штамповки применяют стальные штампы, состоящие из двух рабочих частей (нижняя часть называется матрицей, верхняя – пуансоном).

Пайку производят специальными припоями, которые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий, но менее термостойкими. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия.

Литье по выплавляемым моделям является наиболее прогрессивным способом изготовления тонкостенных и сложных по конфигурации изделий. Характерной особенностью является использование специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудительное заполнение литейной полости форм жидким металлом под действием центробежных сил или вакуумного всасывания. Этот метод дает возможность значительно расширить ассортимент, увеличить выпуск изделий и повысить их качество.

11 стр., 5205 слов

Какие бывают чувства: классификация и как в них разобраться

... как и положительные, могут быть совершенно разными. И вот некоторые виды и их контроль: страх — просчитываем варианты; чувство вины — отпускаем; гнев — становимся на место виновника; депрессия — ищем ...

После сборки и пайки изделия подвергают дальнейшей обработке – опиловки, очистке, шлифовке, полировке, при необходимости отжигу и др.

Отделочные операции.

К отделочным операциям относят операции, связанные с обработкой поверхности изделий: галтовку, пескоструйную обработку, крацовку, шлифовку и полировку.

Галтовка – это очистка поверхности изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными обрезками, песком и другими абразивными материалами.

Пескоструйную обработку ведут сухим песком, который под давлением из сопла направляют на изделие. В результате такой обработки изделия приобретают шероховатую поверхность.

Крацовку производят круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать изделию необходимую матированную поверхность.

Шлифовку изделий применяют для создания ровной поверхности с помощью вращающихся шлифовальных войлочных, фетровых или бязевых кругов и порошков – пемзы, наждака.

Полировка придает изделиям глянец и зеркальный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематида (минерал – окись железа).

Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на полировальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением порошков – крокуса, трепела. Широко применяют электролитическое полирование и отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.

Декорирование.

Ювелирные изделия декорируют различными способами – золочением и серебрением, оксидированием, анодированием, гравировкой, чернением, нанесением художественной эмали, инкрустированием, чеканкой.

4. Классификация и ассортимент ювелирных товаров.

Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:

  • Предметы личных украшений.
  • Предметы туалета.
  • Принадлежности для курения.
  • Предметы для сервировки стола.
  • Письменные принадлежности.
  • Предметы для украшения интерьера.
  • Принадлежности для часов.
  • Сувениры.

По используемому материалу ювелирные изделия могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости, камня и др.

Предметы личных украшений

Кольца изготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875-й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.).

встречаются также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а другая (верхняя) из платины или палладия.

Кольца из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными, штампованными украшениями, чернью, называют декоративными.

Кольца бывают самых разных форм и фасонов с шинками (ободками) разного сечения – круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного, треугольного и др.

10 стр., 4519 слов

Андроновская культурно-историческая общность на территории Казахстана

... из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других древних памятников. В ... Хозяйство андроновцев Древние люди путем добавления в медь олова (бронза) сделали металлические изделия прочными. Они научились отливать из бронзы различные орудия труда: топоры, копья и ...

Для колей установлены размеры, которые определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между каждым размером – 0,5 мм.

Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов – золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей.

Бывают серьги гладкие, с гравированным или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др.

Серьги для проколотых ушей прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой.

Серьги для непроколотых ушей – клипсы – крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.

Броши бывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото 583-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных металлов, пластмасс и др. Встречаются броши из 500, 750 и 958-й проб и серебра 800-й пробы.

Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком. Бывают броши ажурно-филигранные со вставками и без них, керамические (терракота, майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной обработкой поверхности различными способами.

Браслеты.

Художественная отделка браслетов бывает самой разнообразной: вставки из камней, стекла, янтаря, пластмасс и др. Изготавливают браслеты и без вставок: гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эмалью, чернью, филигранные, проволочные и др.

Браслеты для украшения подразделяют на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты делают в виде обруча, подковки, витка в несколько оборотов или из двух половинок, соединенных шарнирами и замыкающихся особыми замочками. Мягкие браслеты состоят из отдельных соединенных между собой звеньев различных форм и размеров ( в виде пластин, колец, цепочек, бусин и др.) из закрепляют на руке с помощью замочков разнообразных конструкций.

Браслеты для часов вырабатывают в основном без дополнительных декоративных отделок, главным образом мягкие подвижные, из звеньев различной конфигурации, соединенных шарнирами, в виде цепочки, плетеные и в оплете.

Бусы изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца, граната, горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря, кости, стекла, фарфора, пластмассы и дерева. Бывают бусы металлические пустотелые – из золота, серебра, алюминия, изготовленные путем штамповки.

Бусы из полудрагоценных камней обычно изготавливают гранеными, из поделочных – шлифованными, преимущественно круглой формы. Коралловые бусы бывают круглыми и в виде палочек, из янтаря – круглыми и овальными, гладкими и гранеными, а также обработанными частично и др. Из кости и дерева изготавливают гладкие бусы или с декоративной обработкой в виде орнаментной резьбы и др.

10 стр., 4543 слов

Промышленная эстетика

... промышленность, прикладное и декоративно-оформительское искусство, индустриально изготавливаемые предметы, необходимые для жизни людей. Предмет технической эстетики локальнее. Она постоянно тяготеет к той грани, ... системы критериев оценки эстетических свойств формы изделий ждет своего решения. Это важнейшая тема работ научных институтов технической эстетики всех стран. Результаты работ этих ...

Наиболее распространены круглые (шарообразной формы) бусы, которые в нитке могут быть одинакового размера или разного – в центре более крупные, а к концам постепенно уменьшающиеся. Концы таких ниток снабжены запором (застежкой), но бусы могут быть с удлиненной ниткой и надеваться через голову. Такие бусы большей частью выпускают без замка.

Колье от бус отличается тем, что имеет более крупные звенья различной формы, которые обычно расположены в центре, а к краям эти звенья постепенно уменьшаются. Застегивается колье замочком, который может иметь декоративные украшения в зависимости от фасона колье.

Изготавливают колье из золота, платины, серебра, сплавов различных цветных металлов с с различного рода вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и искусственных камней, янтаря, стекла, пластмасс и др. Бывают колье в виде цепей и пластин различной конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.

Кулоны . Они представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте.

Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с гравированным, штампованным или чеканным рисунком.

В верхней части подвески просверливают отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.

Медальоны

Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов. Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге, художественной эмалью.

Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они спаяны между собой.

Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов (позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные – шейные (для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев – бортовые (для часов); по видам звеньев – панцирные, якорные, фантазийные и др.

На цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или заводное колечко.

Предметы туалета.

К группе предметов туалета относят пудреницы, зеркала, флаконы для духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.

Пудреницы

Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными, многогранными и других форм. Состоят они из двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половинка служит для закрепления зеркальца, другая – для пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака, мельхиора, алюминия, пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы вставками из шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого стекла на фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря, а также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные штампованным или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными накладками из металла, перламутра, янтаря и др.

Пудреница настольная представляет собой коробочку или баночку разной емкости с крышечкой, чаще на ножках. Изготовляют настольные пудреницы из металла (серебра, томпака и др.), фарфора, фаянса, хрусталя, папье-маше и других материалов с различной художественной отделкой поверхности.

Зеркала. Они бывают для женских сумочек и ручные. Зеркала для сумок изготовляют обычно круглой и прямоугольной формы, с фацетом и без фацета, одинарные и двойные.

Ручные зеркала могут быть круглыми, овальными, подковообразными и др.

Оправы для зеркал делают из серебра, с гравированными, рельефными штампованными, оксидированными рисунками или с гладкой полированной поверхностью, а также из сплавов цветных металлов и других материалов.

Флаконы для духов

Флаконы для женских сумок изготавливают из серебра или стекла в металлической ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Пробкой служит навинчивающийся колпачок с корковой или из другого материала прокладкой для герметизации. Колпачок закреплен на цепочке, соединенной с корпусом флакона.

Настольные флаконы изготавливают из стекла хрустального или обыкновенного бесцветного, цветного и с нацветом, разной емкости и декорируют различными способами: шлифованием, полированием, гравированием, травлением, нанесением рисунка препаратами жидкого золота, цветными силикатными красками, закрепляемыми обжигом. Кроме того, имеются флаконы оригинальных форм из цветного стекла, имитирующего малахит, лазурит, мрамор.

Булавки для шляп

Головку обычно закрепляют наглухо на одном конце стержня, а в другой, заостренный, конец вставляют или навинчивают на него предохранитель.

Запонки для манжет

Запонки делают из золота, серебра и сплавов цветных металлов, с позолотой или без неё. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, янтарь, стекло и др. гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.

Зажимы для галстуков.

Зажимы могут быть с цепочкой или подвешенным к ней брелоком и без него. Для скрепления галстука с сорочкой используют мелкозвенную цепочку длиной 17-18 см, которую продевают через пуговичную петлю цепочки и запирают замочком-шпрингелем или пластинчатым зажимом.

Цепочку изготавливают из золота, серебра, латуни и томпака, покрытых золотом или серебром, а также анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота или серебра.

Принадлежности для курения.

Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки составляют группу принадлежностей для курения.

Портсигары

Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: с чеканным, гравированным или рельефным штампованным рисунком; оксидированным, рифованным, гильошированным, эмалево-филигранным, с перегородчатой, просвечивающей или живописной эмалью, с чернью. Для украшения золотых портсигаров используют бриллианты. Портсигары бывают гладкими полированными, матовыми или напоминающими по форме самородки золота; последние изготавливают преимущественно из серебра.

Сигаретницы, Порттабаки, Пепельницы, Спичечницы

Мундштуки курительные делают из серебра, кости, рога и других материалов. По форме они могут быть круглыми, овальными, квадратными, ромбическими; без оправы и в металлической (серебряной или латунной позолоченной) оправе, которую закрепляют на конце мундштука. Выпускают мундштуки комбинированные, в которых одна часть, образующая прикус, из янтаря, кости или рога, а другая – наконечник, соединенная насадкой или винтовой резьбой, — из серебра, латуни, томпака с позолотой. Наконечник мундштука может быть гладким, с гравировкой, со штампованным рисунком, с чернью, пресс-филигранью или накладной филигранью с эмалью.

Предметы для сервировки стола.

К предметам для сервировки стола относят столовые и чайные приборы: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники, кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы, изделия из хрустального стекла, а также сервизы и приборы (для вина и ликера) и изделия из хрустального и обыкновенного стекла. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора.

Ложки по назначению бывают столовыми, десертными, чайными, кофейными, разливательными, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным, штампованным оксидированным рисунком на ручке, с чернью, эмалью.

Ложки столовые, десертные, чайные, кофейные обычно выпускают яблоком (чепраком) вытянутой и округлой формы, разливательные – полушаровой, круглой, с несколько плоским дном; для соуса – полушаровой со сливом на боковой части черпака; для варенья – округлой; для салата – из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком.

Вилки. Как и ложки они бывают столовыми, десертными, для рыбы, салата, лимона и др. их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, стали или посеребренных мельхиора и нейзильбера. Ручки у сборных вилок из серебра, мельхиора, нейзильбера, фарфора и др., а рожки – из нержавеющей и углеродистой стали; ручки металлические бывают гладкими полированными, с гравированным или штампованным оксидированным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией различной тематики.

В отличие от столовых и десертных вилок, имеющих по 4 рожка, рыбная вилка имеет 3 рожка, один из которых (левый) более широкий и служит для разрезания рыбы. Салатная вилка напоминает ложку, оканчивающуюся 3 короткими рожками. Ее изготавливают преимущественно из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком. Вилки для лимона бывают разной длины и имеют 2 рожка.

Ножи . Различают ножи столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра, икры и др. Изготавливают их цельноштампованными и составными. Лезвия ножей могут быть из нержавеющей и углеродистой стали, серебра и неметаллических материалов (кости, рога, пластмассы).

Ручки ножей изготавливают из серебра, посеребренного мельхиора и нейзильбера, фарфора и др. Металлические ручки бывают гладкими полированными, с гравированным, чеканным или штампованным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией.

Клинки ножей различные – прямые с выемкой, широкие и узкие; ручки – прямые и фигурные, по профилю – овальные, прямоугольные, многогранные и др. У ножа для фруктов клинок остроконечный, для масла – широкий криволинейный, закругленный на конце, для сыра – широкий криволинейный с тремя короткими рожками, образующими вилку на конце, для икры – фасонный с выемкой и фаской на конце обушка. Иногда клинки ножей для масла и икры делают из рога с серебренным или мельхиоровым посеребренным черенком.

Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора, разных фасонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие, гравированные, эмалево-филигранные, с чернью.

Внутреннюю поверхность корпуса рюмки золотят, а затем полируют и крацуют. Гравированные рисунки большей частью золотят и оксидируют. Рюмки из серебра выпускают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.

Бокалы от рюмок отличаются емкостью, которая может быть 100 см3 и более.

Стопки . Их изготавливают из серебра, мельхиора и томпака. Они имеют форму правильно усеченного конуса.

Различают стопки гладкие, с гравированным рисунком или рисунком чернью, эмалево-филигранные, пресс-филигранные и с перегородчатой эмалью. Стопки из томпака покрывают золотом или серебром, а из серебра – золотят и полируют или крацуют. Наружная поверхность стопок из серебра бывает матовой, с гравированным, оксидированным и позолоченным рисунком. Гравированные стопки могут быть и без позолоты. Стопки из мельхиора серебрят, внутреннюю поверхность их полируют или золотят и полируют, наружную – крацуют.

Графины для вина

Выпускают графины, как правило, в составе винных приборов: графин, комплект рюмок или стопок с подносом или без него.

Сервизы – это комплект посуды одного назначения, рассчитанный на определенное количество людей. Различают сервизы чайные и кофейные, в которые входят различные предметы, оформленные в одном стиле.

Сервизы из серебра бывают гладкими или матовыми крацоваными, со штампованным, гравированным или чеканным рисунком, с чернью, пресс-филигранными и ручной накладной филигранью с художественной эмалью.

Подстаканники

Серебряные подстаканники могут быть золочеными как снаружи, так и внутри; из мельхиора и нейзильбера – посеребренными снаружи и позолоченными внутри; из томпака – золочеными или обработанными кислотой способом травления под цвет золота; из нержавеющей стали – полированными; из алюминия – анодированными и окрашенными под цвет золота.

Подстаканники бывают с рельефным штампованным, оксидированным и полированным (из нержавеющей стали и анодированного алюминия) рисунком, с гравировкой и золочением по рисунку, ажурной филигранной работы, пресс-филигранные с эмалью, эмалево-филигранные (ручной работы), с рисунком чернью.

Лопатки для пирожного, Кольца салфеточные, Солонки и перечницы

Солонки изготавливают открытыми цельноштампованными вставками из стекла и без них, а также с навинчивающейся перфорированной крышечкой.

Наиболее распространенные формы перечниц – яйцевидная и цилиндрическая. Выпускают перечницы и солонки более сложных форм: в виде птиц, рыб и т.д.

Изделия из хрустального стекла

Как правило, их отделывают серебряной оправой со штампованным оксидированным или чеканным рисунком. Встречаются изделия в серебряной оправе художественной чеканной работы.

Изделия из хрустального или обыкновенного стекла с алмазной гранью (вазы для конфет, салатники и др.) могут быть в мельхиоровой посеребренной гладкой оправе, со штампованным оксидированным рисунком.

Письменные принадлежности.

Письменные принадлежности, входящие в ассортимент товаров ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, поделочных камней, папье-маше, кости и др.

К таким принадлежностям относят чернильницы на подставке, пресс-папье, ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной подставке.

Письменные приборы, Ножи для резки бумаги, Стаканы для карандашей., Настольные блокноты и бювары.

Обычно они имеют серебряную пластину с гравированным позолоченным или рельефным штампованным и оксидированным рисунком, бывают художественной чеканной работы. Выпускают также блокноты и бювары с мельхиоровой посеребренной пластиной с рельефным штампованным и оксидированным рисунками.

Предметы для украшения интерьера.

В ассортименте ювелирных магазинов значительное место занимают художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые изделия из папье-маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер (вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).

Камнерезные художественные изделия

Мозаичная миниатюра может выполняться из деталей различной формы, вырезанных из камня разных пород. Фон такой мозаики заполняют мастикой из каменной крошки и клея. Иногда композицию мозаики высверливают в монолитной тонкой пластинке камня и в полученные отверстия вставляют детали мозаики из камня другой породы.

Значительное место в изготовлении камнерезных изделий занимают мягкие поделочные камни (гипсовый камень и селенит), которые легко распиливаются и обтачиваются на станке. Из этих камней делают различные ларцы в русском стиле, вазы, ковши с фигурными ручками, настольные коробки с ажурными крышками, различные фигурки птиц, зверей и др.

Художественные изделия из кости и рога., Лаковые художественные изделия из папье-маше.

Различают изделия из папье-маше палехские, федоскинские, мастерские и холуйские. Свои названия они получили от тех мест, где возникли эти промыслы мастеров-живописцев.

Принадлежности для часов.

Изделия этой группы разделяют на две подгруппы: принадлежности для наручных часов (браслеты для часов и ремни) и принадлежности для карманных часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки).

Шатленки – это украшения к карманным часам, изготавливаемые из сплавов золота, серебра, цветных металлов. Состоят шатленки из короткой цепочки с замками на концах с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока)

Сувениры.

Сувенир – это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая на память о ком-либо, о чем-либо. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов, в честь выдающихся деятелей страны, искусства и т.д.

Сувениры подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры; символы; сувениры-скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном исполнении и др.).

5. Клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов

В соответствии с указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1152 «Положение о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в РФ» и Постановлениями Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 114 и от 15 июня 1994 г. № 684 продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм РФ. Изделия иностранного производства, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм РФ.

Все изделия из цветных металлов, выпускаемые в нашей стране для продажи, обязательно должны иметь пробу, которая ставится Инспекцией пробированного надзора Министерства финансов России.

Государственное пробирное клеймо – специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом государственными инспекциями пробирного контроля. Оно означает, что изделие проверено в государственной инспекции и имеет пробу не ниже указанной в клейме. Государственное пробирное клеймо состоит из знака удостоверения и знака пробы, которые могут проставляться вместе (в одном изображении) или отдельно.

С 1958 г. знак удостоверения представлял собой контурное изображение звезды с серпом и молотом для золота и серебра.

Этот знак используется и в наше время, хотя с 1994 г. в России установлен знак удостоверения в виде женской головы в кокошнике и в профиль, повернутой направо.

Именник – оттиск клейма изготовителя, который ставится на всех изделиях, содержит индивидуальные знаки и знаки, указывающие на год клеймения.

С 1988 г. и до нашего времени во всех именниках после последней цифры, обозначающей год изготовления, располагается буква, содержащая шифр инспекции, в районе деятельности которой находится предприятие. С 1990 г. и по настоящее время в именниках последняя цифра года указывается с двумя вертикальными точками перед ней и располагается перед шифром предприятия изготовителя.

Инспекции пробирного надзора клеймят изделия пробирными клеймами установленного образца, в которых имеется шифр, присвоенный каждой инспекции.

Пробирные клейма делят на две группы: основные и дополнительные.

Основными клеймами являются следующие:

1. Клеймо в виде круга с пятиконечной звездой с изображением серпа и молота – между лучами пятиконечной звезды должен стоять шифр, присвоенный той или иной инспекции пробирного надзора. Это клеймо используют для клеймения зубопротезных дисков, а также золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий в сочетании с одним из дополнительных клейм.

2. Клеймо в виде лопатки – для золотых и платиновых изделий он состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 375, 500, 583, 750, 958-й для изделий из золота и 950-й для изделий из платины.

3. Клеймо в виде фигуры с выпуклыми противоположными горизонтальными сторонами – для серебряных изделий. Клеймо состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 750, 800, 875, 916 и 960-й.

4. Клеймо усеченно овальной формы – для палладиевых изделий. Оно состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 500-й и 850-й.

5. Клейма двухсторонние, круглые – для золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов. Эти клейма состоят из двух отдельных частей, т.е. знака удостоверения с шифром инспекции и круглого знака с цифрами одной из установленных проб: 375, 500, 583, 750 и 958-й; 750, 800, 875, 916 и 960-й; 950-й и 850-й.

6. Клеймо продолговатой формы с закругленными углами – для клеймения книжек с сусальным золотом и серебром. Такое клеймо состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и одной из установленных проб: 910, 920, 930, 940, 950, 960, 970, 980, 990 и 1000-й; 750-й.

Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имеют и при клеймении изделий из драгоценных металлов их применяют только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Дополнительными клеймами являются следующие:

1. Клеймо квадратной формы с закругленными углами – для разъемных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных частей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий одной из установленных проб: 375, 500, 583, 750 и 958-й; 750, 800, 875, 916 и 960-й; 500-й и 850-й.

2. Клеймо квадратной формы с закругленными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) для изделий после реставрации, оказавшихся ниже низшей установленной пробы. Это клеймо ставят на изделиях в сочетании со знаком удостоверения, а также на изделиях из золота, серебра, платины и палладия, представленных предприятием-изготовителем для клеймения, но не соответствующих заявленной пробе

Изделия, состоящие из двух половинок (портсигары, серьги, запонки парные и др.), клеймят на обоих частях клеймом.

Цепочки различных фасонов клеймят на одном из концевых ушек клеймом, и на другом – знаком-именником предприятия.

6. Экспертиза ювелирных товаров.

Экспертиза ювелирных изделий проводится методами органолептической оценки и лабораторными методами: определение физических свойств, химического состава и экологической безопасности изделий, которые определяют качество ювелирных изделий.

Модель и конструкция изделий должна соответствовать утвержденному образцу, ТУ или ТО (техническое описание), чертежам и технической документации по рисунку, форме и назначению.

Вставки из полудрагоценных камней должны иметь равномерно прополированную и блестящую поверхность. Вставки из искусственно выращенного жемчуга должны быть гладкими и не иметь на поверхности царапин

В отдельных изделиях и вставках из натурального янтаря допускаются включения органического и неорганического происхождения, трещины, пузыри, слоистость, участки с внутренними и внешними окислениями, которые не снижают художественной ценности изделий. В цветных вставках из стекла допускается разнотонность.

В изделиях из драгоценных и недрагоценных металлов допускается посадка жемчуга и янтаря одновременно на клей и на штифты с резьбовой нарезкой или насечкой. На поверхности изделий не должно быть следов клея.

Закрепка вставок и накладок с помощью стержня, загнутого ушком, и клепки допускаются в изделиях из недрагоценных металлов.

Изделия из драгоценных металлов не должны иметь раковин, вмятин, заусенцев, шероховатостей, острых кромок, следов работы инструмента, облоя и царапин на лицевой поверхности. На поверхности изделий из золота 958-й пробы допускаются незначительные риски и седы работы инструмента на кромках, не ухудшающие внешний вид изделия.

В изделиях из драгоценных металлов, изготовленных методом литья по выплавляемым моделям, не допускается на лицевой поверхности более 5 пор диаметром более 0,4 мм и глубиной более 0,2 мм; при этом расстояние между порами должно быть не менее 5 мм. Изделия из драгоценных металлов не должны иметь отклонения массы более чем на +15% номинальной массы изделия.

Эмалевые покрытия на изделиях из драгоценных металлов должны быть равномерными, надежными, без заметных невооруженным глазом пропусков, просветов, царапин и пятен.

В изделиях из недрагоценных металлов на эмалевом покрытии не допускается более одной трещины длиной свыше 2 мм, либо одного скола эмали площадью свыше 1 мм 2 , или более 2 пузырьков, или включения в виде точки на 2 мм2 эмалевого покрытия. Наличия в одном изделии трех видов дефектов не допускается.

Все детали должны быть хорошо и прочно смонтированы. Декоративное и защитно-декоративное покрытие – равномерное по всей поверхности, ровным слоем соответствующей толщины, без пропусков, подтеков, трещин, пористостей, отслаивания, пятен, царапин, пузырей и посторонних включений. Места пайки в изделиях тщательно заправлены и следы пайки не должны быть заметны невооруженным глазом. Цвет припоя не должен резко отличаться от цвета изделия. Прожоги не допускаются.

Художественная отделка и форма изделий должны соответствовать их назначению, обеспечивать удобство пользования и соответствовать современным эстетическим требованиям.

Форма колец должна быть правильной, края гладко заправлены, касты припаяны без перекосов и строго соответствовать размеру камня, крапаны гладко заправлены и не должны царапать руку.

Замки у серег должны быть одинакового размера, плотно припасованы, свободно запираться и отпираться с защелкиванием, отверстие для запора у сложного замка -–строго в центре детали, свободный конец крючка – хорошо заправленным, не иметь острых кромок, камни должны быть парными по размеру, цвету и огранке.

У брошей булавки должны быть упругими, коны их – заостренными правильным конусом, без заусенцев, следов запиливания, а также должны исключать возможность самооткрывания и не выступать за пределы габаритов изделия.

Браслеты для часов должны быть эластичными в изгибе и в пружине, браслеты из звеньев – прочно соединенными, звенья растяжки должны равномерно перемещаться и после растягивания свободно принимать исходное положение, защелка замка должна хорошо пружинить и без усилий защелкиваться. При наличии у браслета предохранителя последний проверяется на прочность. Длина браслетов от 130 до 190 мм должна быть кратной 5 и 7,5.

Бусины должны быть без сколов, трещин, царапин, затертостей, граней, а отверстия для ниток расположены в центре бусин и не иметь режущих кромок.

Детали колье должны быть прочно соединены и обеспечивать свободную подвижность, а замок – прочный запор цепочки и легко открываться, крепление колье и кулона к цепочке надежное.

Запонки с челночком должны иметь эластичную пружину, запонки с мягким соединением и запонки без пружин – легко вращаться в заштифтовке шарнира, а челночок – не опускаться без нажима на него.

У цепочек все детали должны быть прочно соединены между собой, звенья цепочки – подвижные, цепочка должна обладать максимальной гибкостью, текучестью и при отвесе иметь строго вертикальное направление, без угловатостей. Замок цепочки при нажиме должен свободно открываться и закрываться, запор хорошо пружинить.

У изделий из хрустального стекла края дна и верхней кромки не должны быть острыми. Не допускаются включения в виде шамотного камня, непрозрачные кристаллические образования, выделившиеся в стекломассе, осыпь края и продутость стенок изделия, просвет между корпусом изделия и крышкой. Серебряная или мельхиоровая оправа должна быть тщательно закреплена на корпусе из хрустального или обыкновенного стекла без перекосов и следов гипса и полностью закрывать матовую поверхность корпуса, предназначенную для посадки оправы. детали серебряной или мельхиоровой оправы должны быть прочно соединены между собой, симметрично расположены, не иметь непропаяных мест, следов инструмента и припоя.

У камнерезных художественных изделий наружная поверхность должна быть тщательно отполированной до зеркального блеска, на лицевой поверхности не допускаются сколы, раковины, царапины и следы обработки, если они ухудшают вид изделий.

В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах и приборах предметы должны быть одинаковыми по форме, размерам и расцветке, рисунку, цвету и огранке вставок, а также по виду оправы.

В скульптурных, рельефных и ажурных изделиях из кости и рога резьба должна быть четкой, чистой и точной по рисунку; в рельефных изделиях – выдержана равномерность распределения высот рельефа в соответствии с общей формой. Изделия из кости и рога должны быть хорошо отполированы, а из кости к тому же хорошо отбелены. Все детали изделия должны быть прочно, без зазоров соединены между собой и свободно сопрягаться по месту разъема.

Лаковые художественные изделия из папье-маше не должны иметь на внутренней и внешней поверхностях наплывов, засоренности лака, неровностей, царапин, пятен, трещин. Живопись, орнамент или другое декоративное оформление – с ровным красочным слоем, рисунок без искажений и недоработок, поверхность отполирована до зеркального блеска. Коробки, шкатулки и ларцы, крышки для которых крепят на шарнирах, должны иметь хорошую заделку петель и плотно закрываться без перекосов крышки. Не допускается коробление изделий

Качество ювелирных изделий на предприятиях –изготовителях проверяется поштучно, а на торговых предприятиях, как правило, выборочным методом, отбирается до 10% изделий от партии, но не менее 10 штук.

У отобранных изделий определяют внешний вид, соответствие опломбированному образцу-эталону и НТД (нормативно-технической документации), ТО (технический образец); проверяют правильность оформления этикеток (наличие и правильность заполнения всех реквизитов), соответствие фактического размера браслетов и колец данным маркировки, а также наличие и качество ювелирных камней (размер пор, сколков, трещин, пузырей, зазоров и др.), а также определяют подлинность ювелирных камней.

При диагностике ювелирных камней одним из свойств, позволяющих получить важную информацию, является люминесценция, наиболее часто возникающая под действием ультрафиолетовых лучей. Цвет определяют в затемненных помещениях.

Прочность закрепления ювелирных камней определяют легким нажатием деревянной палочкой или встряхиванием изделия. Прочность пайки и закрепки вставок, правильность шарнирных соединений и замков устанавливают путем осмотра и опробования в действии.

Массу изделий из драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах 1-го класса, при этом изделия из сплавов золота и металлов платиновой взвешивают с точностью до 0,01 г; изделия из сплавов серебра взвешивают на весах 3-го класса с точностью до 0,1 г.

В случае несоответствия хотя бы одного из отобранных контрольных образцов требованиям ГОСТа проводят повторную проверку удвоенного количества (до 20%), но не менее 20 образцов. Если и при этой проверке окажется, что одно из изделий не соответствует требованиям ГОСТа и опломбированному образцу-эталону, то вся партия бракуется.

7. Заключение

Ювелирные товары – это высокохудожественные изделия тонкой работы, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных и синтетических камней, а также рога, кости, художественной эмали, стекла, фарфора, керамики и других материалов применяемых для декоративных целей.

Ювелирное искусство возникло в глубокой древности. До нас дошли тончайшие украшения, пышно декорированные разнообразные кубки и чаши, изготовленные из золота за несколько тысячелетий до нашей эры.

Вторая половина 19-го столетия, и особенно рубеж 19 и 20-х веков, была временем исключительного расцвета русского искусства, и в том числе периодом значительных успехов отечественного ювелирного дела, когда 4,5 тысячи фирм, фабрик и мастерских практически на 95% обеспечивали внутренний рынок ювелирных товаров. Работы мастеров лучших из них, трудившихся на ювелирные дома Сазикова, Оловянишникова, Феберже, Болина, Овчинникова и других, бесспорно, стали одним из символов блестящей поры Серебряного века русской художественной школы.

Главными центрами ювелирного дела в этот период были Петербург и Москва, вокруг которых складывались две основные художественные школы России.

За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.

Таблица 1

Химический состав золота и сплавов на основе золота

Марка

Проба

Массовая доля компонента, %

Золото

Серебро

Платина

Палладий

ЗлСрМ 375-20

ЗлСрМ 375-100

ЗлСрМ 375-160

ЗлСрМ 375-250

ЗлСрПдМ375-100-38

375

37,5-38

37,5-38

37,5-38

37,5-38

37,5-38

1,7-2,3

9,5-10,5

15,5-16,5

24,5-25,5

9,5-10,5

3,5-4,1

ЗлСрМ 500-100

500

50,0-50,5

9,5-10,5

ЗлСр 585-415

ЗлСрМ 585-80

ЗлСрМ 585-200

ЗлСрМ 585-300

ЗлСрПд 585-255-160

ЗлСрПдЦ 585-287-100

ЗлСрПдКд 585-280-100

ЗлСрНЦМ 585-80-8,2-2,5

ЗлНЦМ 585-12,5-4

585

58,5-59

58,5-59

58,5-59

58,5-59

58,5-59

58,5-59

58,5-59

58,5-59

58,5-59

Ост.

7,5-8,5

19,5-20,5

29,5-30,5

25-26

28,2-29,2

27,5-28,5

7,5-8,5

Ост.

9,5-10,5

9,5-10,5

ЗлСр 750-250

ЗлСрМ 750-125

ЗлСрМ 750-150

ЗлСрНЦ 750-150-7,5

ЗлСрПд 750-100-150

ЗлСрПдМ 750-80-90

ЗлСрПдН 750-90-140

ЗлСрПдН 750-70-140

ЗлСрПдНКд 750-90-85-4**

ЗлНЦМ 750-7,5-2,5

750

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

75,0-75,5

24,5-25,5

12,0-13,0

14,5-15,5

14,5-15,5

14,5-15,5

7,5-8,5

8,5-9,5

6,5-7,5

8,5-9,5

8,5-9,5

ЗлСрМ 958-20***

958

95,8-96,3

1,7-2,3

Зл 999,94

999,9

99,99

(не менее)

ЗлСрМ 375-20

ЗлСрМ 375-100

ЗлСрМ 375-160

ЗлСрМ 375-250

ЗлСрПдМ 375-100-38

375

Ост.

Ост.

Ост.

Ост.

Ост.

ЗлСрМ 500-100

500

Ост.

Окончание таблицы 1

ЗлСр 585-415

ЗлСрМ 585-80

ЗлСрМ 585-200

ЗлСрМ 585-300

ЗлСрПд 585-255-160

ЗлСрПдЦ 585-287-100

ЗлСрПдКд 585-280-100

ЗлСрНЦМ 585-80-8,2-2,5

ЗлНЦМ585-12,5-4

585

7,7-8,7

12,0-13,0

Ост.

Ост.

Ост.

Ост.

Ост.

Ост

2,2-2,8

3,6-4,4

Ост.

ЗлСр 750-250

ЗлСрМ 750-125

ЗлСрМ 750-150

ЗлСрНЦ 750-150-7,5

ЗлСрПд 750-100-150

ЗлСрПлМ 750-80-90

ЗлСрПдН 750-90-140

ЗлСрПдН 750-70-140

ЗлСрПдНКд 750-90-85-4**

ЗлСрНЦМ 750-7,5-2,5

750

7,0-8,0

Ост

Ост

3,5-4,5

7,0-8,0

Ост.

Ост.

Ост.

Ост.

Ост

2,1-2,9

Ост.

ЗлСрМ 958-20***

958

Ост.

Зл 999.9****1

999,9

* Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: свинец – 0,005; железо – 0,15%; сурьма – 0,005; висмут – 0,005; кислород – 0,007; всего – 0,17.

** Сплав содержит от 0,008 до 0,040% бора.

*** Примеси в сплаве не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо – 0,08; сурьма – 0,003; висмут – 0,003; кислород – 0,007; всего – 0,10.

**** Примеси не должны превышать, %: свинец – 0,003; железо – 0,004; сурьма – 0,001; висмут – 0,002; медь – 0,007; серебро – 0,008; всего – 0,01.

Таблица 2 , Химический состав сплавов на основе серебра

Марка

Проба

Массовая доля, %

компонента

примеси, не более

серебро

медь

свинец

железо

сурьма

висмут

кислород

всего

СрМ 800

800

80,0-80,5

Ост

0,005

0,13

0,002

0,002

0,01

0,15

СрМ 830

830

83,0-83,5

Ост

0,005

0,13

0,002

0,002

0,01

0,15

СрМ 875

875

87,5-88,0

Ост

0,004

0,1

0,002

0,002

0,01

0,12

СрМ 925

925

92,5-93,0

Ост

0,004

0,1

0,002

0,002

0,01

0,12

СрМ 960

960

96,0-96,5

Ост

0,004

0,08

0,002

0,002

0,01

0,1

Таблица 3

Химический состав сплавов на основе платины

Марка

Проба

Массовая доля компонента, %

Платина

Иридий

Палладий

Родий

Медь

ПлИ 900-100

ПлМ 900

900

90,0-90,5

90,0-90,5

Ост

Ост

ПлИ 950-50

ПлПд 950-50

ПлРд 950-50

ПлМ 950

950

95,0-95,5

95,0-95,5

95,0-95,5

95,0-95,5

Ост

Ост

Ост

Ост

* Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: железо – 0,04; кремний – 0,009; свинец – 0,015; золото – 0,05; всего – 0,11.

Таблица 4

Химический состав сплавов на основе палладия

Марка

Проба

Массовая доля компонента, %

Палладий

Серебро

Никель

Медь

ПдСрН 500-450

500

50,0-50,5

44,5-45,5

Ост

ПдСрН 850-130

ПдМ 850

850

85,0-85,5

85,0-85,5

12,5-13,5

Ост

Ост

* Примеси в каждой марке сплава не должны превышать, %: железо – 0,05; свинец – 0,004; висмут – 0,002; платина – 0,05; золото – 0,05; всего – 0,16.

Таблица 5

Ассортимент ювелирных камней

Камни

Драгоценные

Полудрагоценные

Поделочные

Искусственные

Минерального происхождения

Алмаз, изумруд, аметист, сапфир

Аквамарин, альмандин, аметист, берилл, бирюза, гиацинт, горный хрусталь, гранат, лунный камень, опал, топаз, турмалин, хризоберилл, хризолит, шпинель и др.

Твердые: авантюрин, агат, амазонит, лазурит, моховик, нефрит, оникс, обсидиан, орлец, сердолик, халцедон, яшма.

Средней твердости: ангидрит, змеевик, малахит, мрамор и др.

Мягкие: алебастр, гипс поделочный, селенит

Синтетические: рубин, аметист, сапфир и др.

Искусственные: гранаты, фианиты, изумруды, сапфиры и др.

Органического происхождения

Жемчуг

Коралл, янтарь

Перламутр

Выращиваемый жемчуг

Таблица 6

Наименование камней

Цвет камней

Алмаз

Рубин

Сапфир

Изумруд

Александрит

Шпинель

Топаз

Аквамарин

Турмалин

Аметист

Альмандин

Опал

Бирюза

Бесцветный или с окраской желтых, зеленых, розовых и других оттенков.

Темно-красный (лучший рубин), красный, светло-красный.

Синий различных оттенков.

Бледно-зеленый, густо-зеленый (наиболее ценный).

Изумрудно-зеленый при дневном освещении, фиолетово-красный – при искусственном.

Красный, ярко-красный, розовый с легким фиолетовым оттенком.

Бесцветный, светло-желтый, винно-желтый, золотисто-желтый, фиолетово-розовый и др.

Зеленовато-голубой, морской воды, голубоватый различной интенсивности.

Розовый, красный, фиолетовый, синий, сине-зеленый, черный.

Фиолетово-сиреневый, голубовато-фиолетовый.

Кроваво-красный, красно-фиолетовый, иногда с голубоватым оттенком.

Молочно-белый, голубоватый, желтоватый или черный, обладает красивой игрой цветов.

Голубой, голубовато-зеленый

Таблица 7

Цвет люминесценции ювелирных камней.

Длина волны

254 нм

365 нм

Белый

Алмаз, воробьевит, жадеит, жемчуг, колеманит, опал, сапфир, серпентин, флюорит, янтарь

Жемчуг, опал, смитсонит, флюорит, янтарь, шеелит, дюмортьерит

Красный, розовый

Александрит, апатит, изумруд, коралл, лазурит, лунный камень, рубин, сапфир, родонит, шпинель

Александрит, алмаз, изумруд, лунный камень, родохрозит, опал огненный, шпинель

Оранжевый, коричневый

Алмаз, лазурит, лунный камень, сапфир, топаз, циркон, шпинель

Алмаз, андалузит, сапфир, топаз, цирконит, тугтупит

Желтый

Алмаз, кунций, опал огненный, топаз, циркон, янтарь, фриделит, смитсонит

Алмаз, топаз, янтарь, циркон, турмалин желтый и коричневый

Зеленый

Александрит, алмаз, апатит, топаз, бирюза, изумруд, жемчуг, шпинель, янтарь, флюорит

Александрит, алмаз, андалузит, опал, топаз, флюорит, янтарь

Голубой, синий

Алмаз, апатит, бирюза, сапфир, лунный камень, янтарь, флюорит, целестин, воробьевит

Алмаз, жемчуг, смитсонит, янтарь, шеелит, амблигонит

Фиолетовый

Алмаз, апатит, кварц розовый, коралл, смитсонит, воробьевит

Алмаз, воробьевит, дюмортьерит, родозрозит, скаполит

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/estetika-yuvelirnyih-ukrasheniy/

1. Э.И. Орловский «Товароведение ювелирных товаров и часов» Москва «Экономика» 1983.

2. А.Ф. Шепелев «Товароведение и экспертиза ювелирных товаров и часов» Ростов-на-Дону «МарТ» 2001.