Авторитет педагога как средство воспитания

И. И. Рыданова рассматривает авторитет как власть педагога —отражение его ответственности за судьбу ребенка. Однако, как утверждает ученый, эта власть не должна быть разрушающей, а созидающей, способствующей самоутверждению, реализации творческих потенций ребенка, иначе она вырождается в орудие авторитарности.

Б. Г. Корнетов утверждает, что педагогика авторитета не предполагает какого-нибудь изначального принуждения по отношению к воспитанникам, подавления их инициативы и самостоятельности. Наоборот, она в своем позитивном варианте ориентирована на то, чтобы наставник как более зрелый, опытный, знающий человек, опираясь на свой авторитет, добивался превращения воспитанника в своего единомышленника, союзника, сотрудника по реализации педагогических целей.

В связи с этим вспомним слова А. С. Макаренко заявлявшего, что педагог, не имеющий авторитета, не может быть педагогом.

Не малую роль в становление авторитета играет успешность самого учителя. Г.М. Коджаспирова отмечает, что авторитет напрямую соответствует и успешности самого учителя. К критериям успешности она относит: отношение педагога к людям, себе, работе, а также его креативность и гибкость .

Итак, современные исследователи отмечают положительное влияние авторитета на эффективность образовательного процесса, заявляя о том, что авторитет в образовании является реальностью педагогического процесса и представляет собой способ его саморегуляции. 21

Н.А. Морева, в свою очередь, отмечает, что:

  • ·авторитет оптимизирует образовательную деятельность, так как обращение к авторитетам в ходе изложения учебного материала экономит время, усилия и ускоряет темп обучения;
  • ·обозначение авторитетных ученых, занимающихся изучаемой научной проблемой, обеспечивает эффективный поиск информации;

·авторитет тормозит поспешность в отрицании старого и помогает понять недостаточную доказательность, поверхностность нового;

  • ·обращение к авторитету позволяет компенсировать объективную ограниченность возможностей педагога, не позволяющую ему быть одинаково компетентным во всех областях предметного знания;

·плюралистичность авторитета препятствует появлению авторитаризма, безраздельному господству какой-либо личности или теории 22 .

§3.Виды авторитета

Власть руководителя прямо связана с его авторитето м. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним.

2 стр., 908 слов

Профессия педагога. Личность учителя

... контекстах. профессиональной пригодностью Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность ... и практическую подготовку педагога. профессиограммы. 5.3. Педагогическое мастерство. Сущность понятия «педагогическое мастерство». Что же такое педагогическое мастерство учителя? В свое ...

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает:

  • научным (качество учености),
  • деловым (компетентность, навыки, опыт),
  • моральным (высоко ценимые нравственные качества),
  • статусным (уважение к должности) и т.п.

Применительно к деловым организациям авторитет подразделяется на:

  1. должностной или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;
  2. деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя (или любого другого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;
  3. личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Это, например, такие качества, как порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.23

Каковы особенности авторитета в области педагогической? Авторитет педагога есть, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Он направлен на то, чтобы под его влиянием учащиеся изменились согласно целям воспитания. Далее, педагогический авторитет органически связан со всей личностью учителя в целом, во всем разнообразии ее проявлений. Эмоциональная окрашенность, эмоциональная насыщенность характеризуют отношение учащихся к педагогу, пользующемуся у них авторитетом. Это отношение свойственно подрастающему поколению и отражается на его оценке людей.

Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета:

Впервые в педагогической науке авторитет педагога-воспитателя разделил на истинное и ложное А.С. Макаренко. Истина одна, ложь — много разновидностей. Под ложным авторитетом понимается такое отношение учеников (студентов) к педагогу (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового, пассивного или активного опыта. Ложный авторитет основан на стремлении учителя-воспитателя добиться от ученика послушания. Достигнув послушания как ближайшей цели и посвятив ей много времени и усилий, учителя-воспитатели больше не имеют возможности достичь других, конечных, основных целей. Во многих случаях учителям не удается добиться послушания, и с каждым годом ребенок становится все более и более непослушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают личностные качества, противоречащие конечным целям образования и воспитания.

4 стр., 1641 слов

Психологический анализ конфликтных ситуаций в системе отношений ...

... имеют прямого выхода на учебно-воспитательный процесс, предметом нашего внимания являются отношения «учитель – ученик» в ходе образовательного процесса. Для определения типичных причин конфликтов мы предложили назвать эти причины учителям и ученикам 5 – 9 ...

Среди учителей чаще встречаются следующие типы ложного авторитета.

Авторитет подавления: приобретается посредством систематической демонстрации превосходства в правах и способности держать учеников в постоянном и необъяснимом страхе наказания или насмешек за то, что они не реагируют или не выполняют упражнения, кричат ​​или наказывают.

Такие учителя сейчас редкость, но ущерб, который они наносят, огромен. Они вызывают у учеников трусость, подневольное состояние или, наоборот, агрессивное отношение к пожилым людям, желание рассердить его, но тонко маскируют нарушение дисциплины, неуважение к учителю. В данном случае нельзя говорить об образовании, сознательной дисциплине. Кроме того, грубость с целью расшатывать нервную систему учащихся вызывает отвращение к учебе, к учебному заведению и подрывает уважение к старшим. Точность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учеников, приобретает формально бюрократический характер.

Удаленный авторитет. Учитель, воспитатель всегда старается держать учеников на расстоянии. Официальные контакты устанавливайте только с ними. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой учитель превозносит свою личность, создает привилегии до классных занятий с посторонними предметами, посещает президиум школы или собрания учеников, даже если там его никто не называет, выносит еду вне очереди в кафетерии.

Авторитет педантизма. У учителя-воспитателя есть система мелких и бесполезных условностей и традиций. Он постоянно находит в учениках недостатки. Более того, его жалобы не соответствуют здравому смыслу, они просто необоснованны. Педант несправедлив, его действия неэффективны. С таким учителем ученики теряют уверенность в своих силах, на уроках одна часть учеников грубо нарушает дисциплину, другая остается напряжённой и напряжённой.

Авторитет рассуждений. Учитель, пытающийся таким образом завоевать авторитет, бесконечно обучает учеников, считая, что нотация является основным средством обучения. Ученики быстро привыкают к словам таких учителей, перестают на них реагировать и, раздражаясь, а иногда и смеясь, прислушиваются к потоку уроков, текущему из уст резкого собеседника с красноречием учителя.

Авторитет воображаемой доброты. Чаще всего среди молодых учителей встречаются другие виды ложного авторитета. Не имея достаточного опыта преподавания, эти молодежные лидеры считают, что студенты оценят их доброту, попустительство и ответят послушанием, вниманием и любовью. Получается с точностью до наоборот. Ученики игнорируют наставления и даже просьбы старца и, более того, смеются над ним

§4 Структура власти

Авторитет учителя состоит из двух компонентов: авторитета роли и авторитета личности. Исследователь этой проблемы И.П. Андриади отмечает, что власть окрашивается больше личностно, чем профессионально. Педагогический авторитет органически связан со всей личностью учителя в целом, во всем многообразии ее проявлений. 25

По стопам М.Ю. Кондратьева, в последующих исследованиях ученые И.П. Андриади, И.И. Ефремов и Н.А. Морева включают в структуру авторитета учителя следующие компоненты (рис. 1):

8 стр., 3947 слов

Внешний вид педагога и его имидж в общей системе взаимодействия

... учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. 3. Внешний вид ... и т.п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях ...

Рисунок 1. Структура власти (И.П. Андриади, И.И. Ефремов, Н.А. Морева)

· Профессиональная составляющая (особая эрудиция, методическое мастерство, педагогическая техника, технологическое разнообразие и др.);

  • ·личностный компонент (характерологическая составляющая — черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета: чуткость, отзывчивость, уверенность, привлекательность и др.);
  • ·ценностный компонент (нравственные, философские, эстетические ценности, носителем которых является педагог);
  • ·культурологический компонент (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения, культура педагога в самом широком ее понимании и др.);
  • ·социальный компонент (социальная перцепция, социальная значимость профессии;
  • социальный престиж профессии;
  • социальные (профессиональные) стереотипы и др.);
  • ·ролевой компонент (занимаемая должность, права и обязанности и др.).

    26

Условия становления авторитета можно выделить, опираясь на анализ принципов его построения, предложенных И. П. Андриади.

1.Необходимое условиев построении авторитетных отношений — успех в совместной деятельности. По мнению И. П. Андриади, это обусловлено тем фактом, что успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Кроме того, также важно в построении авторитетных отношений создание атмосферы эмоционального благополучия и сопричастности к успеху.

2.Соответствие личностных качеств педагога содержанию и условиям совместной деятельности. Это связано с тем, что авторитет образуется синтезом свойств личности. Если свойства руководителя отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива, и наоборот, несоответствие свойств личности требованиям ведет к неавторитетности руководителя.

3.Есть общие свойства личности педагога как руководителя, способствующие построению авторитетных отношений. К ним относятся профессиональная компетентность; обязательность; умение слушать, слышать; деловитость, организаторская активность и ряд других. Особую роль в построении авторитета педагога играют нравственно-психологические качества: открытость, терпение, обаятельность, отзывчивость и др.

4.Учет ценностных ориентации, мотивации и потребностей всех воспитуемых и каждого в отдельности. Это связано с тем обстоятельством, что востребованность конкретных личностных качеств педагога зависит также от ценностных ориентации конкретного коллектива. Одни и те же личностные качества педагога принципиально по-разному проявляются и воспринимаются в группах разного уровня развития. Такие качества, как строгость, взыскательность, в высокоразвитом коллективе могут выступать одним из оснований для построения авторитетных отношений. В то же время в группах с низким уровнем развития коллектива и социально-психологической зрелости эти же качества могут быть расценены как негативные и препятствовать их формированию. Этим можно объяснить тот факт, что один человек может быть неавторитетным для одних и авторитетным для других. Речь фактически идет о субъект-субъектном характере построения авторитета, так как ценностные ориентации, мотивация и потребности присущи конкретному субъекту.

8 стр., 3660 слов

Деятельность и сознание личности

... практической, внешней. На более позднем этапе развития предметом сознания становится также и внутренняя деятельность. Постепенно сознание как образ, картина внешнего мира преобразуется в модель, в ... из которых он является. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при ...

5.Условие, связанное с необходимостью учитывать возрастные особенности обучаемых. Чем младше воспитанники, тем более они признают авторитет педагога в первую очередь в силу авторитетности его ролевой позиции, в силу его властных полномочий. По мере взросления обучаемых происходит усиление личностной избирательности. Если в младшем возрасте наблюдается иррадиация авторитета педагога, то в процессе взросления проявляется его спецификация за счет уменьшения ориентации обучаемых на роль педагога.

6.Необходимость сбалансированности педагогических задач со спецификой и уровнем авторитета педагога. Необходимо соизмерять учебно-воспитательные задачи и возможности их решения с учетом не только субъективных возможностей педагога, но и объективных реалий, так как в реальной жизни не может быть ситуации, когда педагог всесилен во всех аспектах воспитательных проблем. Но в то же время предвосхищение возможных трудностей характеризует его профессионализм.

7.Наличие нравственного авторитета педагога, являющегося определяющим в решении задач нравственного воспитания. Это связано с тем, что в профессиональной деятельности педагога приоритетной является проблема эффективного формирования нравственных качеств, что обусловливает важность в учебно-воспитательном процессе его нравственного авторитета. Этот аспект педагогической деятельности не может быть проигнорирован. Если нравственные качества педагога оцениваются обучаемым как неприемлемые, то эффективное решение задач воспитания невозможно.