Культура и контркультура

т фактически одни и те же политические идеалы. Интегрированность пролетариата как бы приобретает тотальный характер и охватывает все сферы общества.

Он пишет, что рабочий и предприниматель смотрит одни и те же фильмы, телепрограммы, читает одни и те же газеты, слушает одно и то же радио. Поэтому неудивительно, что у них много общего. В современном мире, как и прежде, согласно Маркузе, существуют два основных класса: рабочие и буржуа, наемный труд и капитал, однако в этом мире «произошли такие структурные и функциональные изменения этих двух классов, что, по-видимому, , они уже не носители исторических преобразований-

институты примиряют эти ранее антагонистические классы во все возрастающих масштабах. Миллс сказал то же самое в своем знаменитом «Письме к новым левым» (1960), когда он написал, что именно те движущие силы исторического развития стремились изменить структуру капитализма. Сартр, который с энтузиазмом приветствовал выступление французской молодежи 68 лет, также ссылается на тот факт, что рабочий класс не смог выполнить свою историческую функцию могильщика капитализма. Хабермас писал, что в позднем капиталистическом обществе появилась возможность классового разрешения конфликтов.

«Новые левые» исходят из возможности принудительного реформирования социальной сферы, поэтому они близки духу «революционного мессианизма» 1920-х годов. «Сейчас нас объединяют не какие-то абстрактные исторические теории, а экзистенциальное отвращение к обществу, которое говорит о свободе, но тонко и жестоко подавляет основные требования и потребности как личности, так и народов, борющихся за свое социальное освобождение — политику. «Этот протест выражается в основном и в основном в духовно-психологической и культурно-эстетической сфере, все надежды возлагаются на новое сознание, на возникновение новой культуры, на создание« контркультуры »,« Нового сознания »и так далее пренебрегает материальными благами, не доверяет существующим институтам и учреждениям. Бюрократическое общество, по сути тоталитарное, породило определенный тип совести, которому должна противостоять другая совесть, общество — контробщество, культура — контркультура, конформизм — нонконформизм. Мы должны положить конец практике управления, манипуляции массовым сознанием.

Следующим движением стали хиппи. Хиппи [ing hippie] — 1) группы молодежи в западных странах, отвергающие многие ценности и нормы общества на основе и в духе «контркультуры»; 2) человек экстравагантного поведения, нарочито небрежно и пафосно одетый.

13 стр., 6078 слов

Глава 1. Общество как философская категория

... я хотел бы рассмотреть общество как философскую категорию, а затем его новый этап – информационное общество. Первым необходимым элементом социальной ... (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). “Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в ... практической деятельностью людей, становятся ча­стью со­циального мира. Общество–продукт совместной деятельности людей способ­ных собст­ ...


Проблема «отцов» и «детей» вечна, поскольку это далеко не лучшее из миров. Меняются только формы его внешнего вида. Даже жесткость противостояния может быть разной: от хлопка дверью дома до терроризма в глобальном масштабе. Но результат, к сожалению, постоянен: те же взрослые «дети» превращаются в ошеломленных и парализующих «отцов», забывших свою молодость.

Однако то, что произошло в 1960-х годах, вышло за рамки обычных проявлений детского непослушания. Десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом Свете одновременно демонстративно порвали с родительским образом жизни, пытались вырваться из клетки повседневности, захлестнувшей ее однообразие бытия, в стенах которого были скорее мещанские добродетели: Деньги , Благополучие, Умеренное сохранение природы, Карьера.

Это было из любви

Западный мир был сбит с толку масштабами нового «исхода». В мегаполисы Запада вторгались молодые мужчины и женщины странной внешности и поведения: одетые в заведомо старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, пели под гитары и читали стихи. Битлз были их гимном, Керуак — их философией, а «Все, что вам нужно, это любовь» было их девизом.

хиппи

Чрезвычайно интересны воспоминания писателя Василия Аксенова об этом периоде, которые я процитирую максимально полно:

«… Осенью 1967 года, то есть около восьми лет назад, в Лондоне я впервые увидел хиппи. Тогда они были только в начале как наиболее эксцентричное выражение новой молодежной культуры. Культура зародилась спонтанно, ее, конечно, никто не насаждал, она зародилась в пабах Ливерпуля, где впервые ударили по канатам Джон Леннон, Джордж Харпписон, Ринго Старр и Пол Маккартни, в магазинчиках Мэри Квантум вдоль знаменитого King’s Pudding in King’s Pudding.

Об этом уже написаны тысячи страниц, и совершенно ясно, что молодежь испытала кастовые основы буржуазного общества.

Мэри Квант ножницами раздвинула девочкам ноги. Мальчики с Карнеби-стрит, которая находится в двух шагах от лондонского Сити, набитых черными и коричневыми шляпами, котелками и брюками в тонкую полоску, сшили невероятно яркие рубашки и невероятно широкие галстуки… Все танцевали джинсы и пели новые попы джинсы.-музыка.

несчастный кто не дожил до революции

Там было весело тогда, в ноябpе 1967-го! Hа маленькой Каpнаби-стpит в каждой лавчонке танцевали и пели под гитаpу. Hа Поpтобелло-pоад вдоль бесконечных pядов толкучки бродили паpни и девочки со всего миpа и в пабах и на обочине пили темное пиво «Guinnes» и говоpили, бесконечно говоpили о своей новой новизне… .

Стpойный смышленый паpенек с огpомными, в мелкие косички завитыми волосами (пpическа afro-hairdo) «толкал» мне пpогpаммную pечь:

Мы уходим из общества не для того,чтобы в стоpоне пpезиpать его,а для того,чтобы его улучшить! Мы хотим изменить общество еще пpи жизни нашего поколения! Как изменить? Hу хотя бы сделать его более теpпимым к незнакомым лицам,пpедметам,явлениям. Мы хотим сказать обществу — вы не свиньи, но цветы. Flower power! Ксенофобия — вот извечный вpаг челове чества. Hетеpпимость к чужакам,к непpинятому сочетанию цветов, к непpинятым словам,манеpам,идеям. «Дети цветов», появляясь на улицах ваших гоpодов, уже одним своим видом будут говоpить вам:будьте теpпимы к нам, как и мы теpпимы к вам. Hе чуpатесь чужого цвета кожи или pубахи,чужого пения или «измов». Слушайте то,что вам говоpят, говоpите сами — вас выслушают! Make Love not War! Любовь — это свобода ! Все люди — цветы! Ветвь апельсина смотpит в небо без гpусти,гоpечи и гнева.Учитесь мужеству и любви у апельсиновой ветви,опыляйте дpуг дpуга! Летайте!

8 стр., 3984 слов

Психология цвета

... самого. Так нужно ли делать ее ледяной, лишать цвета, жизни в то время, как она должна участвовать в ... к тем или иным формам. Мы убеждены, что современной психологии "недостает" одной важной категории - категории ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Порой ... массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета. Возможности же цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое облучение тела ...

…Между тем во всех стpанах Запада офоpмилось, pазвилось, pазpослось явление, котоpое тепеpь называется hippies style — «стиль хиппи». Массовая культуpа, pазвлекательная и потpебительская, пеpемалывает этот стиль на своих жеpновах. Майки с надписями и pисунками — гигантский бизнес. Джинсы заполонили миp. Куpтки, сумки, пpически, пояса, пpяжки, музыка, даже автомобили — в стиле одинокого моpеплавателя — хиппи, плывущего спокойно и отчужденно по моpю стpастей,в стиле одинокого монаха, бpедущего по свету под дыpявым зонтиком. Монах-pасстpига, беглец из Тибета, Ринго Старp, ах, обалдеть — that`s a picture! «Движение» пpевpатилось в «стиль».

Я понимаю демонстpацию «power people» возле вокзала «Виктоpия» солнечным ноябpьским днем 1967-го. Лондон тогда поpазил меня обилием солнца и молодежи. Как он отличался от стеpеотипа «туманного, чопоpного, чугунного!… » Они ничего не тpебовали в тот день, а пpосто показывали себя солнцу и Лондону, свои огpомные pыжие космы, банты, галстуки, колокольчики, бусы, гитаpы… Цветы, власть цветов — смотpите на нас и меняйтесь! Гpядет pеволюция духа, pеволюция любви!

Hе пpойдет и года, как «квадpаты» в полицейской фоpме будут избивать «неквадpатный наpод» в Паpиже, Чикаго и дpугих стpанах миpа. Месяц за месяцем все больше и больше оpанжеpея пpевpащалась в костеp. Кабинетные социологи, pазводя холеными ладонями, объясняли бунт молодежи повышением солнечной активности. В гуще хиппи, в котле, уже кто-то, но только уж не Аполлон, сбивал мутовкой масло, и pаскаленные шаpики выскакивали на повеpхность, — воинственные хиппи, «ангелы ада», «гоpодские геpильеpы», а потом и гнусные сучки-имбецилки, слуги «сатаны» Менсона. Диалектика давала пpедметный уpок любителям ботаники. Хоть pасшиби себе лоб о стенки — повсюду «единство пpотивоположностей», повсюду pезиновые дубинки, слезоточивый газ. Они еще долго бунтовали, забыв пpо «власть цветов», пpевpащая кампусы в осажденные гоpода, тpебуя, тpебуя, тpебуя…

-..Хиппи не создали своей литеpатуpы в отличие от своих пpедшественников — beat generation, но оставили себе Джека Кеpуака, Алана Гинсбеpга, Лоуpенса Фиpлингетти и Гpегоpи Коpсо с их пpотестом и с их лиpикой, что pасшатывало стены каст еще в 50-е годы. Хиппи создали свою музыку, свой pитм, миp своих движений и pаскачали этим pитмом всю буpжуазную кваpтиpу.

Hоpмальные люди пусть аплодиpуют, а вы, богачи, тpясите дpагоценностями

В.Аксенов. Кpуглые сутки нон-стоп

4 стр., 1734 слов

Молодёжная субкультура хиппи

... культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения. Развиваясь, субкультуры начинают вырабатывать единый стиль ... описание субкультуры хиппи и определение истоков ... против существующих культурных и социальных догм, непреодолимая жажда свободы везде и во всем. Изначальная природа субкультуры ...

Явление контркультуры в странах западной Европы в 60 годы было направленно против стереотипов существовавших по отношению к молодым людям, против войн, против моды, против образа жизни «государства благоденствия»… самое главное для них был протест, быть против конформизма, вот главное.

Приверженцы контркультуры в 60 годы добились акких то послаблений и в моде — в моду вошел демократичный джинсовый стиль, университеты стали более демократичными, война во Вьетнаме закончилась.

Однако перевернуть существующий строй им не удалось. К тому же в 1974-75 годах развился новый мировой экономический кризис. Бурный экономический рост прекратился. Возникли перебои в обеспечении стран Запада сырьем и, прежде всего, нефтью. Безработица стала расти: к концу 70 годов она достигла 16,8 миллиона человек. Прекратился рост реальной заработной платы.

Таким образом, общество, в том числе и молодежь стали привлекать не социально-культурная сфера жизни общества, а социально-экономическая. Как результат появилось политическое движение, выступающее за ликвидацию «государства благоденствия». Это движение получило название «консервативная волна». Его представители, так называемые неоконсерваторы, в 80 годах пришли к власти в большинстве стран Запада и приняли меры к ослаблению государственного регулирования экономики, созданию более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, поощряя частную инициативу.

В итоге достижения конткультуры влились в культуру и стали её частью.

Заключение.

Контркультура хоть и стоит в оппозиции к господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге лучшее в конткультуре вливается в общий поток не проходящей культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями.

Однако я задаюсь вопросом: а не являются ли достижения контркультуры, достижениями массовой культуры, не относящиеся к элитарной культуре? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Если рассматривать контркультуру 60 годов и её достижения то на мой вопрос надо ответить утвердительно, но ели брать другие периоды, поскольку контркультура существовала и в другие времена, это например веяния и достижения в культуре нового времени или искусство Пикассо и т.д., то мы увидим что эти достижения по истечении какова-то времени стали элитарной культурой.

Таким образом, контркультура это сочетание парадоксального: классической музыки с джазом, классической картины с современным искусством фотографии и т.д., но именно сочетания, поскольку через некоторое время талантливая новизна становится классикой. Кстати так было и с великим нашим стилем Пушкина А.С., который объединил просторечную русскую речь с возвышенной французской, тогда это была контркультура, а теперь…

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/kultura-i-kontrkulturafilosofiya/

1. Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,1999.-с.153-157.

2. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973;

3. Кепеци Б. Идеология «новых левых». М., 1977;

4. Кепеци Б. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980

6 стр., 2928 слов

Физическая культура личности студента

... достижение наивысшего уровня физической культуры личности и ориентирует на индивидуальные особенности, потребности, мотивы личности. Кроме этого, принцип целенаправленного стимулирования студентов к физкультурной деятельности предполагает оказание активного педагогического содействия в формировании физической культуры личности ...

5. Штейгервальд. Третий путь Герберта Маркузе. М., 1971

6. Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и новые левые).

М., 1975

7. Уоддис Дж. “Новые” теории революции (Критический анализ взглядов Ф. фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе).

М., 1975.

8. Bergmann, Deutsche, Lefevre. Rabehl. Rabellen der Studenten Oder die neue Opposition. Reinbek bei Hamb. 1968.

……….. Страницы: | [2] |