Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами[1].
В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения.
Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.
Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.
Инвалидность — это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления — важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.
Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей курсовой работы.
Социальные сети в работе СМИ
... много отличий. Как отмечает К. Б. Гетманский, «социальные сети, в отличие от изданий эпохи Просвещения, подвергавшихся гонениям со ... то в её работе обязательно будут задействованы информационные агентства и другие СМИ. В целом можно отметить, что хотя в сетевом ... обсуждения насущных сексуальных, сугубо личных проблем в рамках реально существующей закрытой тусовки. В нашей стране ЖЖ стал площадкой ...
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой курсовой работы являются труды учёных: Е.И. Холостовой «Социальная работа с инвалидами», где раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов, ее сущность и виды. Дается описание моделей инвалидности, рассматриваются технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидности. Описывается опыт социальной реабилитации за рубежом, а также практика работы учреждений; работы таких отечественных авторов, как Холостовой Е.И., Сорвина А.С «Социальная работа: теория и практика», П.Д.Павленок «Теория, история и методика социальной работы», Н.Ф.Басов «Основы социальной работы» и др. Мировая тенденция реабилитации и инвалидов, конечной целью которой является их социальная интеграция в общество, сталкивается с предвзятым отношением к инвалидам здоровых людей, и др.
Цель работы – рассмотреть государственную социальную политику в отношении инвалидов в Российской Федерации на современном этапе.
Объект исследования — правовое положение инвалидов в РФ.
Предмет исследования — государственная социальная политика в отношении инвалидов
Задачи исследования:
- дать определение понятия «инвалидности»;
- изучить государственную политику и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов;
- практические меры социальной защиты инвалидов.
Глава 1.
Теоретические подходы к изучению политики инвалидности
1.1. Социальное гражданство инвалидов как проблема политики
По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас около 8 млн. инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации, – не меньше 15 млн.[2] С точки зрения официальной статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в ведомственных лечебных учреждениях, и стоящий на учете в статусе бенефициара. Однако к инвалидам можно отнести также и лиц, подпадающих под установленное законом определение инвалидности, но не обратившихся в БМСЭ, поскольку их заболевание еще не было выявлено, или они сами не желают получить статус инвалида.
В России, начиная с 1990 года, наблюдается рост численности инвалидов, достигающий апогея в 1995–96 годах. Эта динамика вызвана разнообразными социально-экономическими факторами: развитием социальной политики непосредственно в отношении инвалидов (расширение понятия инвалидности, спектра и объема гарантий) или опосредованно (адресная поддержка малообеспеченных нуждающихся граждан, в том числе имеющих инвалидность); социально-экономическими трансформациями в России и в бывшем СССР (рост инфляции, увеличение безработицы и падение уровня жизни); ростом числа травм, ранений, отравлений и других причин, характерных для социальной ситуации 1990-х годов. Таким образом, получить статус инвалида для многих людей означало приобрести шанс на реализацию своих гражданских прав, а для некоторых – даже шанс на выживание.[3]
Очевидно, что в отношениях между государством, рынком, инвалидами и другими социальными актерами есть целый ряд противоречий, вызванных конфликтующими интересами, приемами латентного и явного сопротивления закону, столкновением традиций и нововведений. В самом же законодательстве и практиках его реализации заложена идеология определенной политики инвалидности, которая отражает степень последовательности, системности в действиях правительства и глубину понимания социальных, а не индивидуальных причин инвалидности.
Министерство труда и социальной защиты РФ как гарант реализации ...
... социальных и профессиональных групп и слоев населения. Цель курсовой - рассмотреть Министерство труда и социальной защиты РФ как гарант реализации социальной политики государства. Задачи: рассмотреть роль Министерства труда и социальной защиты населения РФ в реализации социальной политик, определить структуру системы социальной защиты населения, охарактеризовать проблемы системы социальной защиты ...
В данной курсовой работе политика инвалидности понимается следующим образом. С одной стороны, это стратегии влияния государства на индивидуальное поведение инвалидов, а также государственные и корпоративные стратегии управления ресурсами с целью формирования социальных условий таким образом, чтобы они становилось более или менее пригодными для жизни людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности. С другой стороны, это идеологически и рационально обоснованная стратегия коллективных действий инвалидов, стратегия влияния движений инвалидов на государство, организации и общество с целью добиться позитивных изменений для людей с инвалидностью. Указанные стратегии основаны на идеологии, которая воплощается как в нормирующем (СМИ, литература, кино), так и в нормативном (законодательство, официальные документы) дискурсе, а также в повседневных самопрезентациях инвалидов.
В связи с этим анализ политики инвалидности может осуществляться в трех взаимосвязанных аспектах. Во-первых, каким образом законодательство, действия, программы и меры на уровне государства, региона или организации оказывают влияние на жизнь людей с инвалидностью; каковы основополагающие принципы и намерения, руководящие прошлыми или нынешними действиями правительства, изложенные в программах партий и движений, в миссиях и кодексах организационной и профессиональной практики; существуют ли стратегические планы правительства, ведомств и организаций в отношении инвалидов. Этот аспект политики инвалидности ярко представлен на примере политики образования и занятости инвалидов.[4]
Во-вторых, важно проанализировать степень участия инвалидов в политике, экономике и культурно-символической сфере общества. В этой связи будет целесообразным критический анализ факторов и процесса самоорганизации российских инвалидов в течение последних десяти-двенадцати лет на материале интервью активистов общественных движений и опроса инвалидов. В-третьих, важным элементом политики инвалидности выступает политика репрезентаций инвалидов, осуществляемая от имени большинства и самими инвалидами. Данный аспект возможно раскрыть посредством содержательного анализа текстов средств массовой информации и символической продукции, произведенной при участии общественных организаций инвалидов, а также критического дискурсивного анализа учебной и научной литературы об инвалидах. Основная теоретическая идея нашего исследования связана с интерпретацией в русле структуралистско-
Рис. 1. Теоретическая схема политики инвалидности
Объединяющим понятием выступает концепт гражданства как статуса, означающего наличие у индивида возможности полноценного участия в обществе. Вслед за П. Бурдье, политика рассматривается одновременно как структурируемый и структурирующий социальный институт. Политика инвалидности подразумевает наличие определенной идеологии и структурируется посредством дискурсивных способов номинации и кодификации, определяющих гражданско-правовой статус группы и возможности реализации этого статуса[5].
Дети-инвалиды, как объект социальной работы
... сущность и содержание социальной политики; Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов; Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов; Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами; Курсовая работа выполнена на ...
Эта номинация осуществляется при участии как государственных, так и негосударственных акторов. В свою очередь социальная политика влияет на положение социальных групп, в частности, инвалидов, в социальной структуре общества, определяет их статус через механизмы распределения социальных благ, номенклатуру и объем предоставляемых социальных гарантий. Характер и объем бенефиций вкупе с идеологическими факторами и уровнем самоорганизации движения определяет репертуар социальной, политической и экономической активности инвалидов. Политика репрезентации инвалидов от имени большинства – это дискурсивное приписывание символического капитала, кодификация статусных позиций инвалидов в обществе с целью закрепить существующее распределение власти, зафиксировать статус-кво. Политика репрезентаций, осуществляемая самими инвалидами, – это интервенция в сложившийся социальный порядок с целью изменить стереотипные и стигматизирующие представления.
Современные социальные представления об инвалидности условно делятся на две группы – медицинскую и социальную (рис. 2).
Медицинская модель делает акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус больных, отклоняющихся (девиантов), и приходит к выводу о необходимости их исправления или изоляции. Такая точка зрения зародилась в недрах системы здравоохранения и социального обеспечения (иногда ее еще называют «административной моделью») и оказывает сильное влияние на законодательство, социальную политику и организацию социального обслуживания. Социальная модель полагает инвалидность последствием несправедливого устройства общества, набором определений, принятых в той или иной системе, и отсчитывает свое начало с 1970-х годов с публикаций британских ученых – активистов организаций инвалидов, а также американских исследований социальных движений, доказавших антигуманный характер содержания инвалидов в интернатах и несостоятельность патерналистских установок, свойственных социальной политике.
Рис. 2. Медицинская и социальная модели инвалидности
Преобладание медицинской или социальной модели инвалидности зависит от характера властных отношений в обществе и воплощается в особой идеологии государственной социальной политики, находит свое выражение в политике образования, занятости, социального обеспечения, здравоохранения, транспорта, жилищной, информационной и культурной политике.
1.2. Политика инвалидности: основные подходы к анализу
Интерес к факторам социального неравенства и способам его преодоления является важной тенденцией мировой и отечественной социологии прав человека и социальной политики и выступает на современном этапе в качестве насущного вопроса в обсуждении развития всего российского общества. Бедность, инвалидность, сиротство, права человека, формы и принципы социальной политики все чаще оказываются в фокусе исследований. В современном отечественном контексте проблемы социальной политики имеют свою постсоветскую специфику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства в различных секторах общественной жизни, а также наследием социалистических принципов управления экономикой и культурой. Отчасти это влияет и на характер научных исследований современной социальной политики. И хотя в определениях социальной политики в учебных пособиях и курсах лекций уже можно встретить упоминание активной роли населения, третьего сектора в формулировании приоритетов социальных реформ, все же гораздо чаще категории населения представлены реципиентами, а государство – единственным актером социальных и политических изменений.
Социальный патронаж инвалидов
... педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства. ь социально-экономического патронажа, осуществляемого, в основном, в отношении малообеспеченных семей, имеющих детей - инвалидов путем наблюдения за социально-экономическим состоянием клиентов учреждений социального ...