Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности

Курсовая работа

Устойчивые представления о своей физической, психической или моральной ущербности накладывают отпечаток на поведение людей. При этом человек вовсе не обязательно постоянно думает о своем дефекте. Хотя он отвлекается от него, тем не менее представление о неполноценности — истинной или мнимой, — будучи оттеснено в подсознание, продолжает влиять на поведение человека [18, с. 256].

Людей, отягощенных комплексом неполноценности, характеризует подсознательное стремление к моральной компенсации. Их поведение подчинено невысказанной цели — доказать окружающим и самому себе, что «я не хуже других». Именно они постоянно и больше других стремятся к самоутверждению. Последнее может проявляться в чрезмерной гордости, самолюбии, чувстве справедливости.

Комплекс неполноценности обычно появляется уже вдетском возрасте. Само положение ребенка способствует этому. Дети имеют повышенную склонность к самоутверждению: им важнее всего быть о себе высокого мнения и невыносимо сознание того, что они не способны к тем действиям, которые могут совершать другие [11, с. 83].

Неуверенность людей с комплексами проявляется прежде всего в ситуациях принятия решений. Тревога, страх, повышенная ранимость приводят к тому, что человек видит интриги и желание обидеть там. где их на самом деле нет.

Бывает комплекс неполноценности, связанный с представлением о неполноценности своего образования. Вырабатывается подчеркнуто пренебрежительное отношение к грамотности: «Я и без диплома заработаю не меньше». Это также не лицемерие, а психологическая защита от чувства неполноценности. Такие люди обычно не жалеют усилий, чтобы дать своим детям то самое образование, о котором пренебрежительно отзываются сами. Если же дети по каким-либо причинам плохо учатся, то комплекс неполноценности у родителей углубляется: возникают обиды на педагогов, злорадство по поводу неудач чужих детей [1, с. 246].

Комплекс неполноценности может быть связан с низким социальным престижем профессии. В ряде стран очень низок престиж профессий, относящихся к сфере обслуживания. Неудивительно поэтому, что у представителей этих профессий нередко проявляются вспышки ненависти к тем, кого они обслуживают.

Возникает комплекс неполноценности и как результат принадлежности к национальным меньшинствам. В таких случаях характерна повышенная склонность к самоопределению путем отделения от доминирующей нации даже в ущерб своему экономическому положению. Представители национальных меньшинств обычно выражают бурную радость по поводу успехов своих единоплеменников в любой области жизни [8, с. 417].

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Один из вариантов комплекса неполноценности — комплекс неудачника. Он формируется у людей, смолоду подававших надежды, но не реализовавших своих возможностей из-за слабых волевых качеств или неблагоприятных условий. Часто в детстве неумеренные захваливания вселяют в человека веру в его высокое предназначение. Неудачники черпают утешение в том, что ругают более удачливых коллег, повсюду видят глупость, невежество и шарлатанство. Таким путем нередко подсознательно оправдываются собственная лень, вялость, отсутствие инициативы [9, с. 15].

Нередки случаи, когда комплекс неполноценности мобилизует волю, стимулирует активность, делает человека упорным и целенаправленным. Известно много примеров, когда хилые, тщедушные и узкогрудые подростки благодаря самозабвенным тренировкам завоевывали чемпионские титулы в спорте. Эта гиперкомпенсация проявляется как раз в той сфере, на которую, казалось бы, сама природа наложила вето. Например, заикающийся Демосфен стал знаменитым оратором, хромой Байрон достиг большого искусства во многих упражнениях, требующих ловкости и силы.

Комплекс «маленького человека», утратившего всякую индивидуальность на конвейерном производстве, часто компенсируется стремлением к диктату в семье, старанием внушить близким представление о своей якобы выдающейся роли на работе, потребностью покуражиться над теми, кто находится еще ниже на ступеньках социальной лестницы [10, с. 47].

Людям с комплексами приходится нелегко из-за того, что они постоянно и полубессознательно «выдумывают» других людей: одно чувство при этом принимается за другое, корыстные побуждения могут ассоциироваться с выражением дружбы, сдержанность с черствостью и т. п.

Следует критически относиться к утверждению Фрейда о том, что у каждого человека есть свой врожденный комплекс. Но и другая крайность — полное отрицание комплексов — тоже не принесет пользы. Комплексы — это реальность, которую нужно учитывать при анализе характеров и поведения людей. Влиянием комплексов обусловлены такие специфические черты личности, как чрезмерная язвительность или саркастичность, а также поразительная неспособность к восприятию юмора, ассоциативно связанная с повышенной ранимостью [12, 267].

Именно чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности определяет цель существования индивидуума. Желание быть центром всеобщего внимания и требовать внимания родителей появляется уже в первые дни жизни. Здесь можно обнаружить первые признаки того, что пробуждающееся желание добиться признания развивается параллельно чувству собственной неполноценности. Цель этого желания — достичь такого положения, когда индивидуум выглядит превосходящим свое окружение [13, с. 38].

Таким образом можно сделать вывод о том, комплекс неполноценности присутствует у каждого человека. Это не является психическим расстройством, а, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. Но когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию, этот комплекс становися патологическим. В научной литературе выделены следующие причины возникновения комплекса неполноценности: идентификация взаимоотношений ребенка и взрослого вырабатывает у ребенка негативную позицию по отношению к взрослому и комплекс неполноценности; устойчивые представления о своей физической, психической или моральной ущербности. Возникает комплекс неполноценности и как результат принадлежности к национальным меньшинствам. Бывает комплекс неполноценности, связанный с представлением о неполноценности своего образования. Один из вариантов комплекса неполноценности — комплекс неудачника. Он формируется у людей, смолоду подававших надежды, но не реализовавших своих возможностей из-за слабых волевых качеств или неблагоприятных условий. Комплекс неполноценности обычно появляется уже в детском возрасте. Само положение ребенка способствует этому. Дети имеют повышенную склонность к самоутверждению: им важнее всего быть о себе высокого мнения и невыносимо сознание того, что они не способны к тем действиям, которые могут совершать другие

7 стр., 3167 слов

Обученние и воспитание УО. Учебнометодический комплекс Обучение ...

... материал, как другие дети, нуждаются в специальных образова­тельных условиях. Такие условия создаются для них в специаль­ных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и ... осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их ...

Глава II. ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

2.1. Основные категории детей, склонных к формированию комплексов

Комплекс неполноценности обычно формируется у детей впечатлительных, ослабленных физически, с запаздывающим половым созреванием, растущих в обстановке жесткого родительского диктата. Он может возникнуть и у ребенка, которому ученье дается труднее, чем другим, и он при большой затрате сил и времени все-таки отстает от товарищей. При хорошем физическом развитии такие дети смеются над чужой слабостью и неповоротливостью. Иной раз они не прочь побить более способного ученика. Самоутверждение часто проявляется у них в попытках выделиться отчаянно дерзкими поступками. Такое поведение не напускное: оно выражает глубинные психические процессы [7, с. 54].

Отношение обделенных жизнью детей к жизни как таковой и к себе подобным отличается от взглядов тех, для кого бытие было радостью с самого раннего возраста. Мы можем констатировать следующий непреложный закон: у людей, появившихся на свет с физическими недостатками, детские годы проходят в ожесточенной борьбе, которая зачастую приводит к угасанию их социальных чувств. Вместо того чтобы пытаться приспособиться к окружающим, они все время озабочены собой и впечатлением, которое производят на других. Этот тезис, верный в отношении физических недостатков, верен также и в отношении любой социальной или экономической неполноценности, которая может вызвать чувство ущербности, что в конечном счете приведет к враждебному отношению ко всему миру [2, с. 8].

Раннее детство имеет для этого решающее значение. Зачастую уже в возрасте двух лет такие дети осознают, что они в чем-то хуже приспособлены к жизненной борьбе, чем их товарищи по играм. Они чувствуют, что им нельзя участвовать в играх и развлечениях сверстников. Испытав в прошлом лишения, они чувствуют, что ими пренебрегают, и это выражается в постоянном тревожном ожидании. Следует помнить, что любой ребенок занимает в жизни подчиненное и зависимое положение. Не прояви его семья в той или иной мере социальное чувство, он бы оказался неспособен к самостоятельному существованию. Видя, как слаб и беспомощен любой ребенок, мы понимаем, что в начале жизни всякий испытывает глубокое чувство собственной неполноценности. Рано или поздно каждый ребенок осознает свою неспособность в одиночку справиться с трудностями повседневного существования. Чувство неполноценности — это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает на котором эта цель может быть достигнута [2, с. 14].

11 стр., 5367 слов

Феномен возникновения и проявления комплекса неполноценности

... защитных реакций личности бессознательное сопротивление попыткам избавиться от комплексов обычно усиливается. Объект исследования - комплекс неполноценности. Предмет исследования - факторы возникновения и происхождения комплекса неполноценности. Цель - исследовать феномен возникновения и проявления комплекса неполноценности. Задачи: ...

В своей основе умственные способности ребенка тесно связаны с его физическим потенциалом. Восприимчивость к обучению может быть подорвана двумя факторами. Один из этих факторов — преувеличенное, интенсивное, некомпенсированное чувство собственной неполноценности, а другой — цель, которая требует не только уверенности в себе, мира и социального равновесия, но также борьбы за власть над окружающим миром, цель доминировать над себе подобными. Таких детей легко отличить. Они становятся «трудными» потому, что считают свою жизнь состоящей из одних неудач, а себя полагают заброшенными и обиженными как природой, так и человечеством. Достаточно только упомянуть об этих факторах, чтобы увидеть, насколько велика вероятность того, что развитие ребенка может пойти по кривому, неправильному, ошибочному пути. Каждый ребенок рискует развиться в неправильном направлении. Каждый ребенок рано или поздно оказывается в ситуации, которая чревата опасностью [6, с. 89].

Поскольку каждому ребенку приходится расти в окружении взрослых, он предрасположен считать себя маленьким, слабым и неспособным жить самостоятельно. Он не верит, что сможет исполнить даже те простые дела, на которые его считают способным взрослые, красиво и без ошибок. Большинство наших промахов в воспитании детей начинаются именно в этот момент. Когда мы требуем от ребенка большего, чем то, на что он способен, мы его попрекаем его беспомощностью. Некоторые взрослые даже сознательно заставляют детей ощущать свою недоразвитость и беспомощность. Одни обращаются с детьми как с живыми куклами для игры. Другие считают детей ценной собственностью, требующей бдительного присмотра, а третьи дают детям понять, что они не более чем бесполезная обуза. Сочетание таких установок со стороны родителей и других взрослых часто приводит ребенка к убеждению, что он способен делать только две вещи — доставлять удовольствие или неудовольствие старшим [14, 312].

В дальнейшем этот комплекс неполноценности, внушенный родителями, может усилиться вследствие некоторых особенностей нашей цивилизации. Привычка не принимать детей всерьез принадлежит к их числу. Ребенку внушается, что он — никто, бесправное создание; что его должно быть видно, но не слышно; что он должен всегда быть вежливым, тихим и так далее. Многие дети растут в постоянном страхе перед тем, что над ними будут смеяться. Позволять себе насмешки над детьми — это почти преступление. Они оставляют в душе ребенка неизгладимый след, который влияет на его привычки и поступки во взрослой жизни. Взрослого, которого в детстве постоянно высмеивали, нетрудно отличить от других: он не может избавиться от страха вновь показаться смешным. Еще одно проявление обычая не принимать детей всерьез — это привычка говорить детям явную ложь, в результате чего ребенок начинает сомневаться не только в окружающей действительности, но и ставить под вопрос серьезность и реальность всей жизни. Известны случаи, когда дети постоянно смеялись на уроках без всякой видимой причины. Когда их расспросили, они признались, что думали, будто школа — это одна из шуток их родителей и ее не следует принимать всерьез [7, с. 207].

37 стр., 18244 слов

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка ...

... вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [27] Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка. При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, ...

Само собой разумеется: те, кто от рождения имеет физические дефекты, с самых первых дней жизни ощущают на своих плечах дополнительный груз и в результате могут прийти к абсолютно пессимистическому взгляду на жизнь. Дети, чье чувство неполноценности может по той или иной причине обостриться, пусть даже их органические дефекты и незначительны, также оказываются в аналогичной ситуации. Чувство собственной неполноценности можно настолько обострить искусственно, что результат окажется точно таким же, как и у ребенка, появившегося на свет с каким-нибудь серьезным физическим недостатком. К такому плачевному результату приводит, например, очень строгое воспитание в критический период. Душевную рану, полученную ребенком в первые дни жизни, невозможно залечить, и холодность, которую он встретил, заставляет его избегать общения с себе подобными. Так он начинает верить, что живет в мире, лишенном любви и ласки, мире, с которым у него нет точек соприкосновения [15, с. 54].

2.2. Основные способы преодоления комплексов неполноценности

В. В. Давыдов правомерно указывал на то, что социально-психологическая зрелость личности определяется не столько процессами органического роста, сколько реальным местом индивида в обществе. Он утверждает, что в современной возрастной психологии вопрос надо ставить следующим образом: «Как сформировать целостную человеческую личность, как помочь ей, по выражению Ф. М. Достоевского, «выделиться», как придать образовательно-воспитательному процессу наиболее точное, социально оправданное направление» [14, с. 67].

Безусловно, этот процесс должен строиться таким образом, что бы каждый ребенок получил шанс стать настоящей полноценной, всесторонне развитой личностью. Чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть личностью. Об этом писал Э. В. Ильенков: «Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью. Именно всестороннее, гармоничное развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [14, с. 68].

Всестороннее развитие личности не исключает бесконфликтности самой личности. Мотивация и сознание личности определяют особенности ее развития на всех этапах онтогенеза, где неизбежно возникают единство и борьба противоположностей в самосознании личности и ее эмоционально-аффективных и рациональных проявлениях [14, с. 69].

Определить характер желаемого превосходства личности помогает степень развития и качество ее социального чувства. Мы не можем судить о поведении какого бы то ни было индивидуума, будь то ребенок или взрослый, не сравнив сущность его цели личного превосходства с его социальным чувством. Его цель построена таким образом, что ее достижение предполагает возможность либо получения чувства превосходства, либо подъема личности на такой уровень, на котором жизнь кажется осмысленной. Именно эта цель и дает ценность нашему жизненному опыту. Она связывает между собой и координирует наши чувства, формирует наше воображение, направляет наши творческие силы и определяет, что мы должны запомнить, а что нам необходимо забыть. Теперь мы видим, насколько относительна ценность наших ощущений, чувств, эмоций и воображения; на эти элементы нашей психической деятельности влияет стремление к определенной цели. Оно искажает само наше восприятие, которое, если можно так выразиться, незаметно проходит отбор с учетом конечной цели, к которой стремится данная личность [16, с. 152).

29 стр., 14496 слов

Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста

... эмоции. В нашей исследовательской работе показатель тревожности используется как склонность к возникновению страхов. Литературы по данной проблеме разработано немного. Несмотря на то, что проблема страхов у детей младшего школьного возраста достаточно актуальна ...

Обучение влияет на ребенка благодаря своей сознательной или бессознательной цели — компенсировать его неуверенность в себе, обучить его искусству жить, сформировать его рассудок и поощрить в нем развитие социального чувства по отношению к себе подобным. Все эти меры, каков бы ни был их изначальный смысл, являются способами помочь ребенку избавиться от неуверенности в себе и чувства неполноценности. О том, что творится в душе ребенка в ходе этого процесса, нужно судить по чертам характера, развивающимся у него, поскольку они суть зеркало его психической деятельности. Фактическая степень неполноценности ребенка, хотя она и важна для его психологии, не является критерием, при помощи которого можно определить выраженность его чувства неуверенности в себе и неполноценности, поскольку они зависят главным образом от ее интерпретации (19, [Эллектронный ресурс].

Не следует ожидать от ребенка точной самооценки в какой-либо конкретной ситуации; мы не ждем такого даже от взрослых. Но именно здесь и таится множество трудностей. Один ребенок растет в такой сложной ситуации, что он неизбежно будет заблуждаться относительно степени собственной неполноценности. Другой ребенок сможет лучше понять свое положение. Однако в общем и целом интерпретация ребенком его чувства собственной неполноценности меняется каждый день, пока она в конечном счете не суммируется и не превратится в определенную самооценку. Она становится «константой» самооценки, которую ребенок сохраняет во всех своих взаимоотношениях с внешним миром. Компенсаторные механизмы, которые ребенок создает для того, чтобы избавиться от своей неполноценности, будут образованы с учетом некоей цели, производной от этой выкристаллизовавшейся нормы, или константы самооценки (13, с. 111).

Когда чувство неполноценности усиливается до такой степени, что ребенок начинает бояться никогда не преодолеть свою слабость, возникает опасность, что, стремясь к компенсации, он не удовлетворится простым восстановлением равновесия. Он будет стремиться отклонить весы в другую сторону. В таких случаях стремление к власти и доминированию может стать настолько преувеличенным и обостренным, что его можно будет назвать патологическим, и обычные жизненные отношения не удовлетворят человека никогда. Побудительные мотивы в таких случаях отличаются некоей грандиозностью и хорошо приспособлены к своей цели (12, 34).

Когда мы обретаем истинное знание человеческой природы, основанное на понимании важности проблем, препятствующих нормальному развитию психики, это знание никому не причинит вреда только в том случае, если у нас надлежащим образом развито социальное чувство. Опираясь на это знание, мы сможем лишь помогать себе подобным. Мы не можем винить наделенного физическим недостатком или трудным характером человека за то, что все кругом его возмущает. Он в этом не виноват. Мы должны полностью поддержать его право на возмущение и не должны забывать, что вина за происшедшее отчасти лежит и на нас. Вина лежит на нас, так как мы приложили недостаточно усилий, чтобы изменить неблагоприятные социальные условия, ставшие причиной этого возмущения. Если мы будем придерживаться такой точки зрения, нам в конечном счете удастся улучшить ситуацию (1, с. 564).

34 стр., 16898 слов

Психоаналитические теории развития личности ребенка

... психологии личности, сделанные в других направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях ... этапам развития личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных влечений, развитию комплексов. ... процессе формирования личности, например стремление к преодолению своей неполноценности. Разработки различных коррекционных ... и взаимоотношениями между родителями и детьми в семье. На это ...

Таким образом, анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что комплекс неполноценности обычно формируется у детей впечатлительных, ослабленных физически, с запаздывающим половым созреванием, растущих в обстановке жесткого родительского диктата. Он может возникнуть и у ребенка, которому ученье дается труднее, чем другим, и он при большой затрате сил и времени все-таки отстает от товарищей. Основным способом преодоления комплекса неполноценности является воспитание напрввленное на всестороннеее и гармоническое развитие личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/kompleks-nepolnotsennosti/

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

3. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина — СПБ.: «Академический проект», 1997 — 256 с.

4. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. С.57–62 (с сокращ.).

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Наука, 1995. – 324 с.

6. Семья: Книга для чтения. кн. 2/сост.: И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Полиздат, 1991. – 527 с. Руднев В.П. P 83 Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. М.: Независимая фирма «»Класс»», 2002. — 272 с.

7. Андреева Т. В. Семейная психология: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Эрик Берн. – Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 480 с.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

10. Каган, В.Е. Преодоление: книга для родителей, воспитателей, практических психологов / В.Е. Каган – М. – Фолиант, 1996. – 159с.

11. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

12. Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. – 400с.

8 стр., 3665 слов

Психология развития личности умственно отсталых детей

... продвижения в развитии умственно отсталого ребенка можно достичь. Психология умственно отсталого ребенка тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей ... интеллектуальному отставанию, сложностям социализации, проблемам развития личности ребенка - он чувствует себя не таким ... о тех особенностях, которые она заметила у своего малыша. Чем раньше такому ребенку будет поставлен ...

13. . Маслоу А. Психология бытия. М.: «»Рефл-бук»» – К.: «»Ваклер»», 1997. – 138 с.

14 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

15. Орлов А. Б психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. Пособие для студ. Психол. Фак. Вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

16. Соломесторожская, Т.С. Как работать с трудными школьниками / Т.С. Соломесторожская // Народное образование: российский общественный педагогический журнал. – 2005. — №5 – с. 150-157.

17. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – М.: Академа, 1997. – 317с.

18. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.

19. [Эллектронный ресурс] 1http://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс неполноценности.

20. [Эллектронный ресурс] 2http://www.vselennaja.ru/nauka/100ot82.html