Многообразие культуры: субкультура и контркультура

Санкт–Петербургский государственный технологический институт (Технический университет), Кафедра социологии Факультет 5

Курс 4

Группа 561

Учебная дисциплина: Социология, КУРСОВАЯ РАБОТА, Тема: Многообразие культуры: субкультура и контркультура, Студент Кузнецова А.А., Руководитель, Ливач Е.А.

должность

Оценка

за курсовую Подпись

работу ___________________

Санкт–Петербург

2010г.

  1. Культура и ее многообразие в современном обществе 4
  2. Субкультура 6
  3. Контркультура 9
  4. Немного о современности субкультур и контркультур в России 11

Социологический анализ культуры не может обойти вопрос взаимосвязи культуры и общества — вопрос о многообразии мировой культуры, присутствии в ней разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических различий. Источник этих различий надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур.

Многообразие культур — объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами.

В своей курсовой работе я ставлю цель – изучить сущности субкультуры и контркультуры в рамках социо-культурного многообразия. Достаточно вспомнить некоторые события недавнего прошлого, чтобы осознать актуальность выбранной мною темы: растущая преступность неонацистов (и в связи с ней громкие судебные дела), убийства сатанистами несовершеннолетних и др.

Эта тема интересна мне по двум причинам. Во-первых, потому что я в процессе жизни сталкивалась с представителями различных субкультур: я выросла в крупном городе, а значит, с детства принадлежу к городской субкультуре; на волне увлечения рок-музыкой, общаюсь с представителями таких субкультур, как готы и панки; работаю в медицинском магазине, постоянно сталкиваясь с медицинской субкультурой и т.д. А во-вторых, хотелось бы отыскать причины таких явлений, как контркультура и субкультура. Что заставляет людей объединяться и создавать некую свою систему ценностей и норм поведения, порой идущую вразрез с общепринятой? В ходе выполнения курсовой работы я просмотрела очень много различных литературных и интернет — источников. Наибольшей содержательностью обладали учебники Кравченко А.И. и Гуревича П.С. Также с огромным удовольствием я прочла статью Лукова В.А. «Молодежные субкультуры в современной России», из которой узнала о развитии и становлении различных субкультур в России. Схожей теме посвящены и книги Левиковой С.И. Естественно, что я также использовала различные интернет-ресурсы при раскрытии данной темы.

8 стр., 3981 слов

Субкультуры: типология, признаки, виды

... и технократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» ... эвристическом (программа описания различных сегментов и вариаций культуры), так и в практически-прикладном отношении. С этим последним связан ряд ее модификаций, среди которых ...

1. Культура и ее многообразие в современном обществе

Общество, социальная структура (институты и взаимодействующие группы), характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. Для его уточнения исследователи используют массу специальных определений, выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, религиозную, политическую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную и др.

Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.1

Она включает в себя нематериальную культуру – созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты или предметы – каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы.

Культура – это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми. Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.

Когда мы говорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многообразие конкретных вариантов культур. Чем богаче многообразие, тем выше вероятность, что человеку удастся подобрать нужный вариант ответа на вызовы истории. Богаче арсенал идей, представлений, норм, способов деятельности, культурных предложений, которые могут быть использованы. В этом отношении внутреннее многообразие всегда признак развитой адаптационной способности, способности к развитию той или иной системы. Безразлично, идет ли речь о человечестве в целом или об отдельном обществе. Вместе с тем, нельзя и абсолютизировать принцип внутреннего многообразия. Оно не должно зайти настолько далеко, чтобы ставить под угрозу сохранения целостности системы.

Многообразие культур следует рассматривать в двух аспектах:

— многообразие культур в масштабах человечества, сделав акцент на социокультурных суперсистемах;

62 стр., 30764 слов

Поликультурное образование как фактор сохранения культурного многообразия

... самоопределению жизни. 2.2 Реализация поликультурной программы в дополнительной системе образования, Программа проведение внеклассных мероприятий. ... Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм образовательной деятельности в ... возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному ...

— внутреннее многообразие культур отдельного общества, народа, уделив внимание субкультурам.2

Анализ великих культур человечества (так их называли О.Шпенглер и Н.А.Бердяев) или локальных цивилизаций (А.Тойнби), или же больших культурных систем и суперсистем (П.А.Сорокин) всегда привлекал пристальное внимание философов, историков, социологов. Но с конца ХIХ века он приобрел как бы «второе дыхание», подкрепленный новыми наблюдениями, новой системой аргументации научных теорий. Большинство исследователей, и прежде всего О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, особое внимание уделяли различиям между цивилизациями, адресовали свой интерес к определенным группам народов, близких друг другу географически, стремились выделить повторяющиеся этапы, циклы развития подобных цивилизаций.3

Общество крайне неоднородно, оно распадается на множество групп, и постепенно у каждой из них формируется своя определённая разновидность культуры. Такие разновидности принято называть субкультурами. Приверженцев одной субкультуры отличают общие ценности, цели, нормы поведения, принципы, а зачастую регламентируется и внешний вид – стиль одежды, причёска, аксессуары, атрибуты. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Само понятие субкультуры зародилось в связи с необходимостью дифференциации культурного пространства и общества. Термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века, однако распространение получил лишь в 60-70е гг., в связи с исследованиями молодёжных движений. Дать исчерпывающее определение этому явлению затруднительно из-за многообразия самих субкультур, а также различных трактовок понятия культуры, которое является фундаментом, базой, опорой. Зачастую социологи стараются отразить в определении основные свойства, черты этого феномена. Вот определение, данное А.И.Кравченко:

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.4

Интересны примеры субкультур, приведённые психологом П.С.Гуревичем:

  1. Цыгане, к примеру, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом. На данном примере П.С.Гуревич наглядно показывает, что «субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса . »5
  2. В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь. Мысль, что мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя. Но она вовсе не стремилась превратить взрослых в детей — контркультурных тенденций в ней не было . А здесь Гуревич говорит уже о возможности влияния субкультуры на основную, доминирующую.

Да, большинством социологов признаётся тот факт, что субкультура – это закрытое общество, с установившейся морально-этической базой и полностью сформированными межличностными отношениями. Однако как мы только что могли убедиться, субкультура способна выходить за рамки собственной культурной среды, привносить новые ценностные и практические установки в широкие социальные общности.

9 стр., 4056 слов

Феномен молодежной субкультуры

... а также преступников, действующих в виртуальном пространстве - хакеров. Комплексные субкультуры без доминирующего системообразующего признака также возникают и существуют. Помимо собственной музыкальной сцены, ... стабильно на протяжении длительного времени. Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активного развития, появляются новые течения ...

Элементы субкультуры представлены на рисунке 1., Рис 1. Элементы субкультуры

Критерием наличия и сформированности любой субкультуры является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать, прежде всего, в широком смысле. То есть как большую общность людей, главным признаком которой является, прежде всего, культура, а не место в системе общественных отношений.

половозрастные

Традиционно, большее внимание уделяется исследованию молодёжных субкультур. Как говорит П.С.Гуревич: «в культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры — процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Конечно, юношество воплощает в себе новую историческую реальность. Оно творит собственную субкультуру. Но означает ли это, что молодое поколение обязательно преобразует культуру как таковую? По мнению Мангейма, чаще бывает так, что ценностные искания, духовные веяния неизбежны в силу возрастной адаптации. Однако минует возраст брожений, и культура снова устремляется в свое основное русло. Иначе говоря, мангеймовская концепция разъясняет, почему люди создают особый мир ценностей, жизненных ориентации. Вместе с тем немецкий социолог констатирует: субкультуры, хотя и возобновляются постоянно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующей культуре.»7