Спортивные игры в детском саду

Значение спортивных игр в воспитании ребёнка

.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играют влияние жизненных условий и воспитание.

В годы дошкольного детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию, повышение работоспособности. Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще не совершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата; формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы. Укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы и органов чувств.

Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости. Необходимо также привить детям навыки личной и общественной гигиены, нужные в быту и при занятиях физической культурой.1

Круг игр, используемых в целях физического воспитания, принято делить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Спортивные игры – единоборство двух сторон, протекающее в рамках правил, преимущество, в котором оценивается по количеству достижений обусловленной цели. Спортивные игры отличаются едиными правилами, четко определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь.

Движения и действия, используемые в спортивных играх, разнообразны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу. Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр – командные. Огромное значение в командной игре имеет взаимопомощь.

7 стр., 3157 слов

» Спорт в системе физической культуры»

... спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующих в той или иной деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации. Спорт в ... место в физической и духовной культуре общества. Он - и неординарное, по – особому действенное средство воспитания, позволяющее в максимальной ...

Спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности.

Разнообразные движения и действия, выполняемые в спортивных играх, в большинстве случаев на свежем воздухе, т.е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают большое оздоровительное влияние: способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма, служат средством активного отдыха. Значительное положительное влияние оказывают спортивные игры на нервную систему. Быстрота выполнения движений, частая их смена и постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствует увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного анализаторов, развивается глубинное зрение, улучшаются функции мышечного аппарата глаз.

Спортивные упражнения представляют собой несколько самостоятельных видов двигательной деятельности. К летним играм относятся плавание и езда не велосипеде, к зимним — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, катание на коньках, ходьба на лыжах.

Все эти упражнения положительно влияют на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей. Они помогают организовать длительное и интересное пребывание детей на свежем воздухе, способствуют разнообразию самостоятельной деятельности, развитию активности.

Во время занятий спортивными упражнениями дети получают новые полезные сведения о предметах и явлениях природы: расширяется их кругозор, воспитывается любовь к природе. Формируются простейшие умения и навыки обращения со спортивным снаряжением: дети привыкают самостоятельно готовить его к занятиям, убирать после занятий, устранять небольшие неполадки в снаряжении (подтянуть ремень на лыжном креплении, надеть велосипедную цепь и т.п.).

Эти действия приобщают детей к разнообразным, доступным им трудовым процессам, способствуют возникновению потребности принимать участие в посильной трудовой деятельности. Спортивные упражнения служат хорошей подготовкой к занятиям спортом в будущем. Большинство подвижных игр имеют познавательное значение, так как они связаны с подражанием животным, птицам, воспроизведением реальных действий людей и т.д. В подвижных играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает содержание игры, ее правила. Дети узнают значения новых слов. Активизации речевого общения способствуют игры с текстом и пением. В играх следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувства радости, удовольствия, бодрости, желания выручить товарища, проявить выдумку, изобретательность.

7 стр., 3001 слов

Подвижные игры для детей и взрослых

... развития. Средний школьный возраст (5-6 классы) Сюжеты подвижных игр для детей среднего школьного возраста символичны, и они понимают их условность, но действуют в соответствии ... волейболу и особенно спортивные игры с несколько облегченными правилами и сокращенным регламентом времени – мини-баскетбол, мини-гандбол, мини-футбол, мини-хоккей. Не только в спортивных, но и в подвижных играх для отдельных ...

Таким образом, спортивные игры занимают видное место в системе физического воспитания, являются прекрасным средством улучшения здоровья, повышения работоспособности и решения воспитательно-образовательных задач.2

2. Виды спортивных игр, их характеристика.

Основное содержание физической культуры в детском саду составляют физические упражнения. Они представлены следующими видами:

  • гимнастикой;
  • играми подвижными и играми с элементами спортивных игр;
  • спортивными упражнениями;
  • простейшим туризмом.

Игры подвижные: сюжетные и бессюжетные; игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, футбол и др.

Двигательная деятельность детей к 6-му году жизни становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование разнообразных способов многих видов спортивных упражнений. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий. Начинают создаваться небольшие группировки по интересам к тому или иному виду упражнений. Движения ребенка становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, учатся постепенно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности.

У некоторых детей появляется желание помочь другому, научить его. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результата движения, игры.

Новыми для физической культуры старших дошкольников являются соревновательные формы работы. Вначале получают развитие в основном соревнования, направленные на выявление личного количественного или качественного результата движения ребенка, затем развиваются коллективные формы соревнования.

Ставится задача приучения детей играть в подвижные игры по собственному почину. Большое внимание уделяется воспитанию организованности и дисциплинированности, дружелюбия, взаимопомощи, инициативности при выполнении поручений взрослого и в самостоятельной деятельности.

«Городки»

Для Игра «Городки» в упрощенном виде доступна детям 6-7 лет. Для игры нужны палки-биты длиной 45-50 см, с сечением 3-4 см и городки длиной 10-12 см, сечением 3-4 см.

На земле, лучше на утрамбованной дорожке участка чертят «город» — квадрат, сторона которого 1 м. На расстоянии 3-4 м от передней линии «города» проводится черта, с которой начинают игру – «кон», а между городом и коном – на расстоянии 2-2,5 м от города — полукон. Пять городков устанавливаются или складываются на передней линии города в виде различных фигур («забор», «бабочка», «козел» и т.д.).

6 стр., 2509 слов

Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста

... что для ребенка игра — это учение, труд и одновременно серьезная форма воспитания. Не случайно дошкольный возраст называют «игровым возрастом». Наибольшее распространение у дошкольников получили два вида подвижных игр — сюжетные игры и ...

Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки за пределы квадрата – города. В начале игры биты бросают с кона, а когда из фигуры выбьют хотя бы один городок – с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков.

Игру в городки надо начинать с самого простого: выбить из квадрата только один городок, поставленный вертикально. При этом детям показывают два вида броска биты. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой – прямой рукой, отведенной в сторону-назад. Обучать детей надо обоим способам. В дальнейшем играющие пользуются по желанию любым из способов броска.

Бадминтон

Для проведения этой игры нужны две ракетки и волан. До проведения игры надо показать детям, как держать ракетку: правой рукой так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед, и опирается о ручку ракетки. Прежде чем дать игру вдвоем, воспитатель предлагает каждому ребенку поупражняться в отбивании волана.

  1. Ребенок левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.
  2. Двое детей с ракетками в правой руке становятся друг против друга на расстоянии 4-5 м. У одного ребенка волан. Он подбрасывает волан перед собой и ударом ракетки направляет партнеру, который задерживает рукой или ракетной волан и затем таким же способом, как первый ребенок, посылает волан обратно.
  3. То же упражнение, но второй ребенок не задерживает волан, а отбивает ракеткой первому; тот в свою очередь отбивает волан обратно второму.
  4. Поперек площадки натягивается волейбольная сетка так, чтобы верхний край ее был на уровне головы ребенка, вместо сетки можно на такой же высоте натянуть шнур. Двое играющих встают по обе стороны сетки (шнура) и отбивают волан через сетку друг другу. Играющие стремятся так ударить по волану, чтобы он «погас» (упал) на стороне противника, а если волан противником отбит, не дать ему упасть на своей стороне. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, не перебросил через сетку), то другой ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто получит большее количество очков.

Настольный теннис

Игра проводится в настольный теннис на столе, длинна которого 2, 7 м, высота 0,7 м. Поперек стола, на его середине, натягивается невысокая сетка. Кроме того, для игры нужны две специальные (фанерные) небольшие ракетки с короткой ручкой и маленький целлулоидный мяч.

Дети дошкольного возраста играют вдвоем (один на один).

Держать ракетку надо так же, как при игре в бадминтон. Дети становятся у противоположных концов стола. Один ребенок подбрасывает мяч левой рукой и, после того как мяч ударился о стол, ударяет по мячу ракеткой так, чтобы он перелетел через сетку, не задев ее, и ударился о стол на стороне другого ребенка. Тот в свою очередь отбивает мяч обратно только после отскока его от стола. Принимать мяч с воздуха, т.е. до того, как он ударится о поверхность стола, нельзя. Каждая ошибка одного играющего приносит очко его противнику.

Пока дети не научились играть, они могут подавать мяч поочередно по одной подаче, в дальнейшем каждый игрок делает по пять подач подряд. Дети заранее договариваются, какое количество очков (9, 11, не больше) надо набрать, чтобы выиграть. Побежденный выходит из игры.

6 стр., 2994 слов

Предметные игры детей раннего возраста

... пойдет не об этом. В раннем детском возрасте преобладает предметное общение. Развитие предметной деятельности ребенка связано с овладением теми способами ... жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих ... найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре ребенок может сходить в магазин, сварить обед, полететь ...

Баскетбол

Игра в баскетбол для дошкольников имеет форму подвижной игры. В ней учтены возрастные возможности детей 5-7 лет, высокий уровень навыков владения мячом.