Врожденное слабоумие, степени олигофрении

Контрольная работа

Что же такое — «дурак», «дебил», «идиот», «даун», «олигофрен»? Что описывают эти столь любимые в народе термины? Какое качество ума?

Врожденное слабоумие представляет собой общую, выраженную в разной степени умственную отсталость (недоразвитие психики).

Причина врожденного слабоумия — нарушения, возникшие во время беременности.

Умственное недоразвитие, отсталость, врожденное слабоумие — все это синонимы основного термина «Олигофрения». Впервые этот термин предложил один из классиков психиатрии Э.Крепелин.

Врождённое слабоумие, иными словами олигофрения, характеризуется общим недоразвитием психики, умственной отсталостью, ослаблением памяти и мыслительных процессов. Дети, страдающие олигофренией, проявляют малую способность или вовсе неспособны к учёбе. Речь у них развита слабо, а при некоторых видах слабоумия не развита вообще. Накопление жизненного опыта крайне затруднено. В отличие от приобретённого слабоумия, умственная недостаточность у олигофренов не прогрессирует, а напротив, в благоприятных условиях, используя педагогические методы, привлечение к труду, можно добиться коррекции умственного развития и улучшения приспособляемости к жизни.

1.Общее понятие об олигофрении

Олигофрении (синонимы: врожденное слабоумие, умственная отсталость) включают группу патологических состояний, основным проявлением которых является врожденное или приобретенное в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумие. Состояние психики при олигофрении характеризуется преобладанием интеллектуального дефекта и затруднением социальной адаптации. Термин «олигофрения» — сборный, объединяющий три степени умственной отсталости: дебильность (наиболее легкая степень), имбецильность (средняя степень), идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

олигофрения

Распространенность олигофрении, по данным ВОЗ (Всемирная Организация здравоохранения), составляет 1-3%; значительное увеличение выявления слабоумия происходит в возрасте от 7 до 19 лет, что объясняется такими социальными факторами, как начало обучения, освидетельствование при призыве к воинской службе. Олигофрения выявляется у мужчин в 1,5 раза чаще, чем у женщин. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии составляет 75, 20 и 5% соответственно.

2 стр., 963 слов

Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики ...

... проходя за короткое время огромный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца. Ребенка, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно ...

Олигофрении считают не заболеванием, а относят к порокам индивидуального развития, так называемым дизонтогениям. Таким образом, они не являются болезнью в строгом смысле этого понятия.

Наиболее ярким клиническим проявлением олигофрении служит недоразвитие интеллекта; в то же время при олигофрении наблюдается как недоразвитие познавательных способностей, так и недоразвитие личности в целом.

Характернейшей чертой олигофрении является отсутствие прогрессирования патологического состояния — слабоумие не нарастает с течением времени.

1.1. Этиология и патогенез

В настоящее время известно более сотни различных факторов, способных приводить к слабоумию, однако и причины, и механизм развития олигофрении во многом изучены недостаточно. Прежде всего, принято выделять повреждающие эндогенные и экзогенные (т. е. внутренние и внешние) факторы, возможно также и разнообразное их сочетание. Считается, что олигофрения эндогенной природы развивается вследствие поражения половых клеток родителей, в то время как экзогенные факторы действуют в пренатальном и раннем постнатальном периодах (т. е. до рождения и сразу после рождения ребенка).

Среди множества причин, приводящих к развитию умственной отсталости, принято выделять следующие:

  • наследственно обусловленные расстройства обмена веществ и хромосомные болезни;(среди хромосомных аномалий, связанных с олигофренией, выделяют болезнь Дауна, энзимопатические формы олигофрений (фенилкетонурия, галактоземия), синдром Марфана и др.))

  • различные инфекционные агенты, способные оказывать повреждающее действие в период внутриутробного развития или в первые годы жизни, например, нейротропные вирусы;
  • разнообразные интоксикации, например, алкоголизм;
  • действие ионизирующей радиации в период беременности;
  • иммунологическая несовместимость тканей матери и плода;
  • разнообразные нарушения питания плода, особенно кислородное голодание;

  • недоношенность беременности, механические травмы в родах и в меньшей степени — в первые годы жизни ребенка;
  • влияние негативных социальных и культурных факторов.

Действие вредного фактора возможно на еще неоплодотворенную клетку, приводя к гаметопатиям (поражение половых клеток).

Также возможно повреждение зародыша на любом этапе внутриутробного развития, начиная с первой недели и вплоть до рождения ребенка.

Важное значение в формировании олигофрении имеет сам этиологический фактор, продолжительность и интенсивность его действия, а также период развития организма. Скажем, вирус краснухи после четвертого месяца внутриутробного развития уже не опасен.

8 стр., 3751 слов

Пороки развития головного мозга

... в организме врожденные пороки развития подразделяют на 3 группы: 1. Изолированные - локализованные в одном органе. 2. Системные - в пределах одной системы органов. 3. ... уменьшаются. Наиболее частыми причинами различных пороков развития головного мозга являются неправильная закладка нервной системы или поражение ее в период эмбрионального развития вследствие изменений генетической информации ( ...

Доказано, что к развитию олигофрении могут приводить и воздействия в перинатальном и постнатальном периодах, однако ведущее значение придается поражению во время внутриутробного развития, т. к наиболее грубые пороки возникают в период закладки, формирования органов и их специализации.

Общепринятой единой классификации умственной отсталости не выработано.

По времени патологического воздействия выделяют три большие группы слабоумия: наследственные и семейные олигофрении; олигофрении, обусловленные поражением эмбриона или плода; олигофрении, обусловленные поражениями во время родов и в первые месяцы или годы жизни.

Принято также выделять олигофрении с выясненным и с невыясненным происхождением., Олигофрении с выясненным происхождением принято подразделять на следующие группы:

  • вследствие наследственных заболеваний;
  • вследствие воздействия различных вредностей в периоде внутриутробного развития;

  • вызванные воздействием различных вредностей в перинатальном периоде и в первые месяцы и годы жизни;
  • олигофрении как следствие негативных психосоциальных воздействий.

Олигофрении вследствие наследственных заболеваний включают умственную отсталость в связи с генными болезнями и хромосомными болезнями.

Среди генных болезней, приводящих к олигофрении, основное место занимают метаболические, или энзимопатические, расстройства, обусловленные наследственными болезнями обмена веществ. Из них более изучена фенилкетонурия, или болезнь Феллинга, сопровождающаяся обычно глубокой степенью умственной отсталости — идиотией или имбецильностью. Среди других метаболических причин развития олигофрении отмечают галактоземию, цитруллинурию, гаргоилизм, синдром Лоренса-Муна, синдром Барде-Бидля, синдром Крузона и др. Среди хромосомных болезней, сочетающихся с умственной отсталостью, наиболее известна болезнь Дауна.

Олигофрении в период внутриутробного развития могут развиваться вследствие краснухи, гриппа (реже), токсоплазмоза, на почве врожденного сифилиса, резус-конфликта, на основе эндокринных нарушений. К этой же группе относят олигофрению вследствие родовых осложнений.

Олигофрения раннего возраста может развиваться на почве перенесенных в раннем детстве менингитов, менингоэнцефалитов и энцефалитов, вызванных различными возбудителями — менингококками, вирусами энцефалитов, гриппа, кори, паротита, краснухи.

Примером умственной отсталости вследствие негативных психосоциальных влияний служат неоднократно описанные случаи развития детей вне человеческой среды (человек-волк, синдром Маугли).

По данным различных авторов, удельный вес наследственно обусловленных форм олигофрений меньше, чем экзогенных.

Несмотря на несомненные достижения в изучении этиологии врожденной умственной отсталости, этиология четко установлена только для 35% форм олигофрений. Формы с неустановленной этиологией называют недифференцированными или идиопатическими. Их доля в группе олигофрений снижается по мере накопления научных знаний об этиологии и патогенезе умственной отсталости.

20 стр., 9647 слов

История и перспективы развития современной олигофренопедагогики

... исследования, Цель исследования, Задачи исследования Проанализировать историю становления олигофренопедагогики. Описать предмет и методы современной олигофренопедагогики. Охарактеризовать развитие специального образования в современной России. Проанализировать перспективы развития олигофренопедагогики. Глава 1. История развития олигофренопедагогики 1.1. История развития олигофренопедагогики в ...

Таким образом, этиология олигофрений многообразна. Они могут быть обусловлены многими наследственными, экзогенно-органическими и социально-средовыми факторами. Заболевание возникает в результате влияния одного из этих факторов либо в результате сложного взаимодействия многих патогенных вредностей.

1.2.Клиническая картина

Клинические проявления олигофрений многообразны, что связано с разнообразием клинических форм и различной степенью психического недоразвития. Несмотря на это все они обладают общими признаками, позволяющими объединить все эти формы патологии в единую группу.

Характерной особенностью олигофрений является наличие тотального психического недоразвития, что проявляется не только в нарушении познавательной, интеллектуальной деятельности, но и в мышлении, восприятии, речи, моторики, эмоционально-волевой сфере. При этом в первую очередь страдают онтогенетически более молодые психические функции, такие как мышление и речь. Онтогенетически более древние — элементарные функции психики, инстинкты — остаются относительно более сохранными. В значительной степени страдают процессы мышления, которые характеризуются слабостью абстрагирования с преобладанием конкретных связей и ассоциаций, невозможностью отвлеченного и недостаточностью логического мышления.