Развитие классической и западноевропейской социологии

Контрольная работа

Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.

Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития — просто невозможно. История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.

В этой работе будет освещена только часть истории социологии, т.е. речь пойдёт в основном о классической социологии.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено но отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция социальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства социального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же самое верно и в отношении ряда текстов даоcизма, трудов других китайских социальных философов. Таким же образом многие трактаты древнеиндийских мыслителей, в особенности «Законы Ману», «Бригаспати», «Нарада» и «Установления Вишну», являются крупными социологическими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристики и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений.

21 стр., 10470 слов

Анализ моделей человека в социологии и экономике

... о моделях человека в соответствующих науках. Предмет: модели человека в социологии и экономике. Цель: исследовать модель человека в институциональной экономической теории, как критический ответ на модель человека в ... жизнью наилучшим образом. От верного ответа на основные экономические вопросы зависит благосостояние как всего общества, так и отдельного индивида. Именно поэтому многие политические, ...

Математика как наука начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов — в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии.

С середины 19 в. исчисляется первый этап в развитии социологии — этап формирования научных основ. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О. Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г. Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г. Тард, Г. Лебон, Ф. Теннис, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Е.В. Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии.

Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э. Реклю, Ф. Ратцеля, Л.И. Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и до определенного времени П.Б. Струве, А.А. Богданов и М.И. Туган-Барановский. В основе этой концепции — решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов.

Целью данной работы является изучение различных концепций классической социологии, а так же сравнение становления классической социологии в разных странах.

XVIII вв.)

Данное время не ознаменовано какими-либо новыми значимыми подходами к изучению общества, хотя отдельные мыслители и внесли весомый вклад в предысторию социологической науки. Так, итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), отталкиваясь от идей Платона и Аристотеля, пытался создать собственную теорию общества и государства, делая при этом акцент не на их структуру, функции и закономерности, а на поведение политического лидера и его роль в судьбе страны. Этот вопрос остаётся весьма актуальным и до нашего времени.

11 стр., 5318 слов

Социология права как наука, ее предмет и место в системе юридических наук

... социологии социальных институтов, говорится о социологии семьи и брака, социологии образования, социологии религии и социологии политики, но право как социальный институт вообще не упоминается. А в более позднем учебнике Ж. Тощенко "Социология" (М., 1998), хотя социология права и ...

В своём главном произведении «Государь» Макиавелли утверждал, что только при сильном правителе можно создать независимое государство, свободное от чужеземного ига. При этом для упрочения государства допустимы любые средства (впоследствии политику, пренебрегающую законами морали, стали обозначать термином «макиавеллизм»).

Макиавелли резко отрицательно относился к политике феодалов, приводившей к постоянным раздорам и препятствующей образованию единого государства. Но он опасался и «черни», отдавая симпатии средним и высшим слоям торгово-ремесленнического сословия, т.е. делал упор на лично свободный, обладающий частной собственностью средний класс. Важнейшей движущей силой общества Макиавелли считал политическую борьбу, являющейся видом социальной, классовой борьбы (социальные конфликты).

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист, оставивший после себя теорию общественного договора, положил начало учению о гражданском обществе, как высшем этапе социальности. Согласно этому учению общество должно покоиться не на стремлении к личной выгоде, понимаемом каждым по-своему, а на законах, признаваемых всеми.

В гражданском обществе, по Гоббсу, возможны три формы правления: демократия, аристократия и монархия. В результате общественного договора там должна прекратиться «война всех против всех» и граждане, взамен добровольного ограничения своей свободы, получают от государства необходимую поддержку, защиту и безопасность. Пётр-I был хорошо знаком с этими и другими идеями Гоббса о том, что государство — наилучший способ удовлетворения потребности людей в безопасности, а причиной возникновения стабильного и длительно существующего общества является страх, а не любовь и расположение. Эти идеи Пётр применял в духе патернализма, выступая в образе разумного, предвидящего будущее монарха — отца Отечества и народа. Так он ответил однажды на упрёки об отсутствии в России парламентаризма: «Говорят чужестранцы, что я повелеваю своими рабами как невольниками. Я повелеваю подданными повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству. Англинская вольность здесь не у места, как к стене горох. Надобно знать свой народ, как оным управлять. Недоброхоты и злодеи мои и Отечеству не могут быть довольны, узда им — закон. Тот свободен, кто не творит зла и послушен добру».

Взгляды Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве таких деятелей эпохи Просвещения, как Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.

Особый интерес в предыстории социологии вызывают исследования так называемых «утопистов». Термины «утопия» и «социальная утопия» появились после написания английским гуманистом Томасом Мором (1478-1535) фантастического литературного произведения о несуществующей стране Утопии. В нём Мор описал социалистический строй, основанный на коллективной собственности на средства производства, и подвергнул критике институт частной собственности.

Идеи Т. Мора развили в дальнейшем итальянский поэт-философ Томмазо Кампанелла в произведении «Город Солнца» и английский социалист-утопист Джерард Уинстенли в книге «Новый закон справедливости». Они утверждали в своих книгах, что идеальное общество — это не мечта, а общественный строй достижимый в действительности. В этих воззрениях ранних утопистов отразились чаяния и грёзы людей об идеальном обществе и «Золотом веке» человечества. Несмотря на мистицизм и романтизм их социальных воззрений, они представляли зачатки трёх типов мировоззрений, определяемых в зависимости от их отношения к идеальному представлению о Золотом веке. Так, Мор в поисках Золотого века погружается в историю, тем самым открывая новый исследовательский метод исторического анализа в социологии — историзм. Кампанелла, наоборот, больше склоняется к поискам Золотого века в будущем и открывает метод умозрения, научно-художественного и теоретического конструирования, развиваемый в дальнейшем Сен-Симоном, Оуэном, Фурье и, в конечном счёте, в марксизме (где соединяется с историзмом).

4 стр., 1537 слов

Социология концепции О.Конта

... в социологии Конта нашла отражение следующая мысль о происхождении государства: общественные явления естественны, возникают и развиваются подобно естественным организмам. Признание общества частью природы приводило к идеи закономерности общественного развития. Человек ...

А Уинстенли своими поисками Золотого века в реальной жизни обусловливает зарождение идеи связи теории с жизнью — прагматизма.

Эта прагматическая идея в социологии о направленности исторического и теоретического анализа на факты самой жизни и поиск ответов на её вопросы станет центральной идеей русских социологов и политиков от А. Герцена до П. Сорокина и В. Ленина.

2. Развитие классической социологии

2.1 Становление и развитие классической западноевропейской социологии

Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин «социология» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в работе «Курс позитивной философии», что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

На структуру новой нарождавшейся науки сильное влияние оказали бурно развивающиеся естественные науки: физика, биология, химия. О. Конт стремился создать доказательную, общепризнанную, «позитивную» (научную, объясняющую) социальную теорию общества, основанную на научных методах. В те времена не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики, О. Конт разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи, государства, религии ит. д.); вторая — на осмысление проблем социального развития и изменения общества.

О том, что социальные законы столь же точны и неизменны как законы механики, и едины для всех эпох и народов, писал также бельгийский учёный-криминолог Ламбер Адольф Жак Кетле (1796-1874).

Однако он свёл «социальную физику» лишь к статистическому исследованию общественных явлений, а в понимании Конта социология должна была быть не столько статистической, сколько теоретической наукой.

Несмотря на то, что Конт вошёл в историю как создатель кроме собственно социологии ещё и позитивистской социологии, он, к сожалению, не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Ведь даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. О. Конт фактически всё развитие общества относил к ведущей роли человеческого разума. Второстепенную роль он отводил преобразованиям в науке, экономике, политике и т.д., детерминируя соответствие политических действий и решений характером эпохи. Конт отстаивал необходимость частной собственности и считал, что неважно, в чьих она руках, — лишь бы её использование шло на благо общества. Идеальным в общественном устройстве он считал гармонию и солидарность между всеми классами, достигаемые путём согласования мирского и духовного порядка, когда каждый стремится быть первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.

8 стр., 3551 слов

Общество как социальная система

... становится обществом? Признаки общества как социальной системы таковы: 1) Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества). 2) ... рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое. Современная социология использует все типологии, объединяя их в ... называются социальный статус и престиж. Понятие социального слоя было введено в науку первоначально как альтернатива ...

Большое влияние в XIX в. на социологическую мысль оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, породив эволюционизм — направление общественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природы и человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещё называют «теорией одного фактора». Сюда относятся концепции («школы одного фактора»), которые выдвигают на первый план природные факторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих сил социального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.

Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, — это интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое (общество), но при этом целое не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.

В конце XIX в. усилилось влияние психологической тенденции в социологии, имеющей следующие самостоятельные направления: «психология народов», тесно связанное с этнографией; «групповая психология»; «интеракционизм» (от лат. interaction — взаимодействие), считающее первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисков явилось появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Из её наиболее ярких представителей нужно отметить Гюстава Лебона (1841-1931) и Габриэля Тарда (1843-1904).

Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).

4 стр., 1510 слов

Социология современного общества

... процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию ...

Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-истрической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.

Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и это событие нужно также связывать, прежде всего, с именами таких выдающихся европейских социологов, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть «понимающей», поскольку действия индивида — «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие «идеальный тип», которое и служит главным инструментом познания. «Идеальный тип, — писал Вебер, — это картина однородного мышления, существующая в воображении учёных и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов». Идеальные типы — это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.

По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократия», «религия», «государство» и др. На основе приложения к политике такого понятия, как «социальное действие», Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

  • ѕ легальный тип, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;
  • ѕ традиционный тип, обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
  • ѕ харизматический тип, основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по его мнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как «социальная сфера». Им разработаны методология и методы социологических исследований, которые позволили подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О. Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» на вопрос «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» — примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают «социальные факты», которые существуют вне индивида и их можно изучать как вещи, к тому же они оказывают на индивида принудительное воздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал «коллективным сознанием».

3 стр., 1423 слов

Социология — ы : Статус в социологии и социальной психологии

... лидера в социальных движениях. Контрольная социология и психология управления общие функции. Психология социальная роль в группе контрольная работа план. Реферат по социологии социальная мысль петровского периода. Роль социальной психологии в медицине и педагогике реферат. Реферат по социологии социальный статус и социальная ро

Э. Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином «аномия» (безнормативность).

Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть «хорошо», а что есть «плохо». Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии «социологизм». Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества — традиционному или современному.

Таким образом, в классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:

1) произошла структурализация уровней социологического анализа общества;

2) сформировались различные школы, направления, теоретико-методологические подходы в социологии;

3) существенно обновилось само социологическое знание.

2.2 Развитие социологии в России

Общественная жизнь, а также мировоззренческие теории её представителей в России отличались определённым своеобразием по сравнению с социальными теориями Запада. Этому имелся ряд причин.

Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств.

Во-вторых, возникновению социологии в России предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской.

В-третьих, самой главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма.

Развитие социологической мысли в России принято обычно разделять на три основных этапа: с середины XIX в. до1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.; с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.

5 стр., 2039 слов

Социология семьи в России

... бытия. Именно, поэтому рассмотрение социологии семьи в России один из актуальнейших вопросов ... социальный институт семьи. Предметом исследования являются отличительные черты семьи в России. Стоит отметить, что в работе рассматривается эволюция семьи в ... проблему, назвали в числе основных причин снижения рождаемости кризисные явления в экономике и падение жизненного уровня большинства населения страны в ...

Первый этап — институционализация, несколько отставал от аналогичного процесса на Западе. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 году. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское социологическое общество имени М. Ковалевского. В начале этого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л. Лавров (1829-1900) и Н.Н. Михайловский (1822-1904).

Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса. А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё до Э. Дюркгейма.

Согласно их концепции мерилом и главной движущей силой общественного прогресса является критически мыслящая, творческая личность — «инновационный субъект». Эта инновационная личность достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П. Лавров и Н.Н. Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.

Также заметное место в первом периоде занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), который ведущую роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами).

Ковалевский критиковал однофакторные теории, поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.

Помимо академической социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.

Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: «ортодоксального марксизма» (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и «легального марксизма» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев и др.).

Главный смысл марксистской теории — это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.

Экономическое направление представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:

4 стр., 1737 слов

Значение социологии для развития общества

... социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для ...

  • общество подвержено социальной дифференциации;
  • существует чёткая взаимосвязь экономического и социального развития, но о невозможности одновременного и параллельного реформирования в этих сферах;

— развитие капитализма обязательно должно происходить при наличии таких важных факторов социальной стабильности, как появление широкого среднего класса, усовершенствование системы образования, развитие промышленности и, наконец, при определённой социальной уравновешенности общества.

Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).

Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций).

В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.

Второй этап развития социологии в России характеризуется нарастанием процесса институционализации и приобретением социологической наукой статуса социального института.

В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии и введена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в Петроградском университете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.

После высылки из России в 1922 году он жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую науку считается разработанная им теория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.

В СССР в 30-х годах марксизм (в сталинской редакции) был окончательно утверждён в качестве официальной идеологической основы общества. Социология была объявлена буржуазной философской наукой, после чего произошёл её разгром и полный упадок в нашей стране.

Третий этап развития отечественной социологии начинается как её возрождение на волне «хрущёвской оттепели». В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, а в 1969 году начал работу Институт конкретно-социологических исследований АН СССР. Создаются факультеты и кафедры при вузах, а с 1974 г. выходит специализированный журнал «Социологические исследования».

Большой вклад в развитие современной социологии внесли такие наши учёные, как Ю.А. Аверин, И.В. Бестужев-Лада, М.Я. Бобров, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко, С.С. Фролов, В.А. Ядов, А. Ципко, Н. Шмелёв и другие.

2.3 Развитие социологии в США

социология западноевропейский классический

Считается, что с 20-х гг. XX в. США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. Причиной её бурного развития послужили следующие факторы: быстрая институционациализация и большой объём конкретных эмпирических исследований. Эти факторы, в свою очередь, обусловлены своими причинами и обстоятельствами. Основной причиной, видимо, следует считать энергичную эволюцию молодого американского государства и связанные с этим проблемы его границ, процессы урбанизации и индустриализации, крупномасштабную иммиграцию, политическую демократизацию и антидемократические движения, развивающуюся сферу образования, существенное влияние христианских доктрин, а также растущую бюрократизацию во всех областях жизни общества. Не последнюю роль в этом сыграли две мировые войны и Великая депрессия. Сказывалось влияние и европейской социологической мысли. Многие основатели американской социологии получили образование в Европе (Р. Парк, У. Томас, Дж. Мид и др.) или иммигрировали из неё (Ф. Знанецкий, П.А. Сорокин и др.).

Большой резонанс вызвали прочитанные в 1909 году лекции Зигмунда Фрейда о его теориях психологического детерминизма.

Историю американской социологии довольно условно можно разделить на четыре этапа.

1. Институционализация — период с начала 90-х гг. XIX в. до начала 20-х гг. XX в. Это этап экстенсивного развития, поиска тем и формирования теоретических позиций. Именно тогда, когда в 1892 г. в Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии, была основана знаменитая Чикагская школа социологии. Центральной её фигурой считается Роберт Парк (1864-1944).

В ней работали почти все крупнейшие американские социологи того времени: А. Смолл, У. Томас, Дж.Г. Мид и др. В 1906 г. было образовано Американское социологическое общество, преобразованное впоследствии в Американскую социологическую ассоциацию.

2. Эмпирический этап. Он начался с опубликования в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким их пятитомного труда «Польский крестьянин в Европе и Америке», и с этого момента, на протяжении двух десятилетий, в США безоговорочно господствовал эмпиризм — прикладная социология.

В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, безудержно растёт число эмпирических исследований, как правило, лишённых какой-либо теоретической основы («бихевиоризм» и др.).

3. Этап формирования и широкого распространения структурно-функционального направления в социологии в 40-х — 50-х гг. (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.).

4. «Критический» этап». Он начался с осознания в начале 60-х гг. кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок для социологических исследований и заключается в радикальном пересмотре основ американской социологии. Считается, что этот этап продолжается и в настоящее время.

Таким образом, можно отметить такие особенности развития американской социологии:

  • во-первых, если в Европе социология долго развивалась на инициативной основе, то в США она сразу стала складываться как университетская дисциплина;

— во-вторых, с самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука, называемая в Америке индустриальной социологией или менеджментом. По сути, это социология труда. Её главный постулат заключается в том, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления.

Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни. Теория, как показало историческое развитие, часто расходится с социальной действительностью. Именно поэтому в США статус «большой теории» был поставлен под сомнение: «То, что объясняет всё, не объясняет ничего конкретно». К тому же необходимость эмпирических социологических исследований была обусловлена общественными потребностями.

Принято считать, что в истории социологии труда, или менеджмента, существовали три главные школы.

1. Классическая школа, или движение за научный менеджмент (1890-1920).

Её представляли Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др. (именно первую в мире систему научной организации труда Фридерика Тейлора В. Ленин называл «потогонной системой капитализма»).

2. Школа человеческих отношений в промышленности. Сформировалась в конце 20-х годов XX в. и существует по сей день. Представители — Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.

3. Эмпирическая школа, которая связана с именами П. Друкера, Д. Дэвиса, А. Слоуна, Г. Саймона и др.

Интересно, что в первой половине XX в. эмпирическая социология в США не пользовалась авторитетом в официальных кругах. Так в 1946 г. Сенат США отверг предложение об учреждении в национальном научном фонде (NSF) организации, финансирующей научно-исследовательские программы отделения социальных наук. В этот период исследования, в основном, проводили частные фирмы, фонды и университеты. И лишь с 1955 г. социологические исследования стали получать правительственные дотации, а после принятия в 1963 г. президентской программы Л. Джонсона правительственные чиновники стали всё чаще привлекать социологов для апробирования и оценки эффективности подобных разработок.

В настоящее время в Америке правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент для преодоления социальных конфликтов, обеспечения социальной стабильности, социального контроля и управления, для повышения производительности труда и благосостояния граждан. Именно благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, методик моделирования и эксперимента, социология в США превратилась в точную науку.

Заключение

Итак, из всего выше изложенного, мы видим, что в ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных теоретико-методологических позиций. Так же стоит отметить, что на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление.

Учитывая, какую роль в самосознании классической социологии прошлого века — этого законного детища Просвещения — играла идея науки и подлинной научности, не приходится удивляться тому, что исследование науки, ее истории, ее возрастающего общественного значения, проблематика классификации научных дисциплин (с целью определения места социологии в «системе наук») играет в высшей степени значительную роль.

XIX век это был век социологической классики, отмеченный не только доминирующей ориентацией «отцов-основателей социологии» на «классическое естествознание» Галилея / Ньютона, — чем они не отличались от своих предшественников, начиная с Гоббса и кончая Кантом, — но и (что составляло их особенность) резко выраженным стремлением к профессионализации обществознания.

То есть — к самоутверждению его в качестве самостоятельной научной дисциплины, обладающей точно таким же «статусом», как уже доказавшие свою профессиональную значимость математика и астрономия, физика и химия, физиология и медицина.

Подводя итог историческому развитию социологического знания, можно выделить свойства, достоинства и особенности социологии как науки.

1. Социология — это наука, обобщающая и координирующая, вмещающая в себя всю совокупность областей, рассматриваемых специальными социальными науками (политологией, экономической теорией, этнографией и др.).

Для социологии характерно осмысление обществ как целостности. Это проявляется:

  • а) в изучении общества как системы;
  • б) в анализе всех частных социальных явлений и процессов, с точки зрения их включённости в общественное целое;
  • в) в изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов и общностей.

Социология как бы содержит в себе определённую всеобщность, что отличает её от других социальных наук.

2. Социология стремится к постижению общественных явлений как реальности, т.е. изучает конкретные связи, взаимодействия, институты и интересы людей, вовлечённых в социальные процессы.

3. Достижение конкретного знания о социальных явлениях стало возможным благодаря широкому использованию социологией наряду с теоретическими методами и, так называемых, социологических (практических) методов, применяемых в конкретных социологических исследованиях.

Социологические методы (разного вида опросы, наблюдения, интервью, контент-анализ и др.) — это средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы (правила), совокупность приёмов и способов действия, порядок (схема, план) действий. Особенностью социологических методов является то, что они:

1) научны;

2) объективны, т.е. основаны на изучении конкретных фактов и явлений;

3) реализуются специфическими способами.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/razvitie-zapadnoy-klassicheskoy-sotsiologii/

1. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.

2. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — ИНФРА-М — НОРМА, 1997.

4. Радугин А.А., К.А, Радугин. Социология: курс лекций. — Москва: Центр, 1996.

5. Философия: Учебник. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е издание. — М.: Юрист, 1998.