Педагогика как наука включает в себя многолетний опыт воспитания и воспитания подрастающего поколения. Эта наука — результат многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
В настоящее время одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели образования. Определение цели вообще и цели воспитания в общем виде необходимо для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеобразовании и целеполагании [7, с. 30] .
Постановка целей и постановка задач — неотъемлемая часть профессиональной деятельности учителя. Определение целей имеет свою структуру, иерархию и классификацию целей педагогической деятельности.
Постановка целей относится к формированию и развитию целей на определенном педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей воспитательной деятельности на разных его этапах [3, с. 13] .
Этот момент подчеркивает актуальность выбранной темы контрольной работы
Цель исследования — изучить особенности целеполагания в педагогической науке.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и значение цели и целеполагания.
2. Описать
3. Рассмотреть многоуровневую систему целеполагания., Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей целеполагания в педагогической науке
1.1. Сущность, значение цели и целеполагания
Цель — осознанное предвидение, выраженное словами, будущего результата педагогической деятельности. Цель также предназначена как формальное описание окончательного статуса, присвоенного любой системе.
Педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность поставленной цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе.
В образовательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется и развивается. В этом случае нужно поговорить о постановке целей, о деятельности учителя по постановке целей. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания [4, с. 34-35].
Основные категории педагогической психологии
... такие важнейшие категории педагогической психологии, как учебная и педагогическая деятельность, усвоение, понятие, учебная мотивация. Раскрытие данных понятий способствует достижению основных задач педагогической психологии - ... тесно связаны педагогические умения: 1) умение составить педагогическую задачу, варьировать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации, предвидеть ...
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание
Целеполагание является непрерывным процессом. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
1) Диагностичность, то есть выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, то есть выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Учитель должен соотнести желаемую цель, ожидаемые результаты с реальными условиями.
3) Преемственность, которая означает:
— осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.).
— выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания [2, с. 15-17].
Исследования показывают, что если деятельность по постановке целей организована и пронизывает весь педагогический процесс, у детей развивается потребность в самостоятельной постановке целей на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Ученики приобретают такие важные качества, как целеустремленность, ответственность, эффективность и развивают навыки прогнозирования.
1.2. Классификация целей и целеполагания
В образовательном процессе учитель должен участвовать в постановке целей на разных уровнях. Существует большое разнообразие целей и подходов к их классификации.
Прежде всего, это общие, групповые и индивидуальные образовательные цели.
1) Общая цель воспитания выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.
Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного ...
... процесса и обусловило выбор темы дипломной работы «Личностно- ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в начальных классах». Проблема исследования заключается в выявлении оптимальных моделей реализации личностно-ориентированных технологий в обучении учащихся начальных классов Цель исследования - сравнить различные модели студентоцентрированного обучения в начальных классах в ...
2) Групповая цель воспитания — у людей, которые участвуют в совместной группе.
3) Индивидуальная цель воспитания формулируется, когда предполагается воспитание отдельного человека [5, с. 123].
важно, чтобы учителя и ученики участвовали в постановке образовательных целей и чтобы у родителей была возможность обратиться с просьбой.
По способу достижения целей в группе выделяют:
1) свободное целеполагание: участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие;
2) жесткое целеполагание: цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия; цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других — недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности;
3) интегрированное целеполагание, сочетающее элементы первых двух: цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей [4, с. 35-36].
Во всех организованных группах на первом этапе общая цель, как правило, ставится извне учителями, организаторами работы. Она является основой для объединения школьников в данную группу. Кроме того, возможен переход от жесткой к интегрированной и, следовательно, свободной фиксации.
Опираясь на исследование В.В. Горшковой, можно представить процесс целеполагания как межсубъектного, партнерского взаимодействия с помощью двух моделей:
1 модель:
2 модель:
Реализация этих моделей, согласование деятельности субъектов в процессе целеполагания возможны, если участники ориентированы на общечеловеческие ценности, имеют высокую культуру общения [2, с. 21] .
Итак, для определенных групп и условий их бизнеса всевозможные целеполагания реальны. Тип постановки целей будет зависеть от характеристик ассоциации: возраста, количественного и качественного состава группы, продолжительности существования, метода происхождения, наличия содержания деятельности, а также навыков учителя. Безусловно, бесплатная постановка целей наиболее эффективна.
1.3. Многоуровневая система целеполагания
На практике учителю часто приходится решать задачу органического сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей и родителей на каждом этапе работы.
Технологии целеполагания, мотивации и рефлексии
... учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение задач обучения, воспитания, развития. рефлексия педагогический целеполагание мотивация Главная дидактическая цель урока Задачи обучения: овладение учащимися системой ...
Разнообразие целей, их многочисленность обуславливают многомерность, многоуровневость процесса постановки целей. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.
Композиция относится к процессу логического построения и компиляции, упорядочивания и соотнесения промежуточных целей в общую цель. Декомпозиция — это разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции целостность цели не должна нарушаться, все части общей цели должны быть иерархической структурой. Гармония и согласованность целей — это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса [6, с. 140-141].
Одна из реальных практических проблем, с которой сталкивается учитель, — это определение не только целей, но и задач обучения. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель обучения также рассматривается как система решаемых учебных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей [7, с. 13].
Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания рассмотрим следующие: общие цели и задачи педагогов и учащихся; цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.
Общие цели и задачи учителей и учеников вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются практической жизнью. Хотя они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, интересы и потребности детей имеют решающее значение. С точки зрения содержания и формулировки практические цели и задачи жизни могут быть самыми разными, ориентированными на преобразование окружающей действительности, на командные отношения и на самосовершенствование.
Общие цели и задачи, выработанные в процессе взаимодействия учителей и учеников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Принимая это во внимание, учителя определяют цели и задачи, ориентированные на развитие учеников и их взаимоотношений, то есть практические жизненные задачи играют роль основных средств в решении конкретных задач. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства [1, с. 164-165].
Таким образом, после определения общей цели совместной деятельности каждая сторона определяет свою роль, индивидуальные цели, отражающие общие, позиции и возможности участников в определении целей. Цель совместной деятельности педагогов и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении организационных вопросов, а зачастую она декомпозируется в воспитательные цели и педагогические задачи, решение которых создает условия для формирования у школьников нравственных качеств, отношений друг к другу и окружающему миру.
Общая и профессиональная культура педагога
... в его профессиональной деятельности. Содержание общей культуры педагога состоит из нескольких компонентов: экологическая культура – характеризует взаимосвязь человека и окружающей среды; правовая культура; коммуникативная культура; экономическая культура. Компоненты педагогической культуры Педагогическая культура представляет собой составную часть общей культуры, в ...
Воспитательные задачи сориентированы на развитие учащихся, отношений их с окружающими людьми и миром, сплочение коллектива детей и улучшение отношений в нем.
Организационно-педагогические задачи направлены на организацию учебного процесса. Учебные задания могут быть одинаковыми для команд, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться [6, с. 142].
Итак, целеполагание — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется в результате вывода, выраженного в устной или письменной форме.
Заключение
Профессиональной деятельности учителя, как и любой человеческой деятельности, предшествует осознание цели. Отсутствие цели не позволяет отнести работу педагога с детьми к деятельности профессионала; эту работу можно классифицировать только как определенную деятельность, как набор действий, но не как образовательный процесс.
Поэтому целеполагание — ключевая категория педагогической науки. Выявление, формулировка и развитие цели — центральный момент в создании педагогической концепции. Общий характер цели позволяет достичь ее в самых разных обстоятельствах.
Цель как продукт идеальный (нематериальный) очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого.
Динамичность целеполагания в воспитательном процессе просматривается особенно четко, так как развитие ребенка стремительно и от возраста к возрасту, конкретная цель воспитания должна отвергаться и заменяться другой, чтобы учитывать социально-психологические новообразования растущей личности. Общий характер цели как конечного результата позволяет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ «образованного человека».
Следовательно, для выполнения своих целевых функций постановка целей должна быть общей. И тогда очевидна расстановка цели обучения по отношению ко всему образовательному процессу: цель будет отправной точкой, первым элементом профессиональной деятельности учителя.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/tselepolaganie-v-pedagogike/
1. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
2. Горшкова В.В. Свобода педагогического целеполагания как творчество и ответственность / В.В. Горшкова. — Хабаровск, 1994. — 27 с.
3. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования / О.Е. Лебедев.- СПб.: Питер, 1992. — 38с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с