Учение о первоначале в Милетской школе философии

Контрольная работа

Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы)

постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был

Милет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до

конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен.

Этот вопрос поставил Фалес (около 624 — 547 гг. до н.э.) — первый

математик и физик Ионии, основатель милетской школы. И не только поставил,

но и с определенной точки зрения его решил, поскольку рассматривал

реальность с промежуточной позиции, как совокупность противоположных начал,

как «сгущение» и «разрежение».

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой

материи состоит мир.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим

началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Все эти знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте и

стремился упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике,

пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввел

календарь, определив продолжительность года в 365 дней, предсказал

солнечное затмение, которое по данным современных астрономов произошло 28

мая 585 года до н.э. Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес не понимал

небесных явлений. Он просто опирался на известную ему периодичность.

Рассматривая мир как непрерывно изменяющееся целое, Фалес полагает,

что он обусловлен различными состояниями одного и того же материального

начала, некой субстанции, ее «сгущением» и «разрежением». Это

свидетельствует о том, что на вопрос о первопричине, первоначале мира, он

дает вполне однозначный и разумный ответ — это отношение

противоположностей. Так, зародившись в мифологии, эта идея находит свое

воплощение и развитие в науке, становится ядром древнегреческой философии.

Фактически, для Фалеса главной точкой зрения — была античная идея

справедливости — Дике, благодаря которой весь непрерывный мир осмысливался

им с позиции промежуточного. И если, например, в едином процессе

5 стр., 2337 слов

Учение Платона об идеях

... его оснований, а само учение об идеях явилось естественным завершением этого поиска. 1 Материальный мир и мир «идей» в философии Платона Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил и ... само по себе, сущность пре­красного, не зависящая от случайных, временных, из­менчивых и относительных его проявлений. После дальнейших препирательств выясняется, что вопрос поставлен не ...

рассматривалось отношение между горячей и холодной сторонами, то было

отчетливо видно, как эти противоположности постепенно переходят в

промежуточное состояние. И так было во всем, с любыми противоположными

свойствами или сторонами: белым и черным, женским и мужским, сгущенным и

разреженным и т.п.

Видимо, подобные факты убеждали античных философов в том, что все

противоположности вне зависимости от их качественного содержания

самопроизвольно могут уничтожаться в промежуточное, которое противоречиво

постольку, поскольку содержит в себе противоположные начала. И напротив, из

промежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи.

В античности этот вывод был распространен повсеместно и признавался

большинством мыслителей. Поэтому в рукописных источниках на нем, видимо, не

акцентировалось внимание. Зато активно осмыслялось другое, И здесь не было

единства между философами, а именно: что принимать за первовещество, за

субстанцию? Фалес находит, что это вода: все появляется из воды — говорит

философ — и в воду все разлагается. При выборе воды решающее значение имело

для него ее жидкое состояние (слово «вода» в древних текстах часто

заменялось словом «жидкое»).

По мнению В.Виндельбанда — известного

немецкого историка философии — мысль Фалеса состояла, главным образом, в

том, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, которое

делало бы возможным переход в обе стороны — как в твердое, так и в летучее,

в виде процесса уплотнения и разрежения.

Что же касается другого взгляда на реальность, т.е. с позиции

соотнесенного, то этот подход, видимо, не привлекал внимания Фалеса,

поскольку не давал возможности увидеть причину происходящих в мире

изменений.

Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) — ученик и последователь Фалеса,

также был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой,

физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др.

Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир,

Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только

между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего

сущего, поскольку каждая вещь происходит «из своих собственных начал».

Например, горячее и холодное — из теплого, белое и черное — из серого и

т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно

быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно

было быть и начало всех начал — первоначало, которое порождает мир в целом.

И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей,

воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа,

которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную,

активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет

5 стр., 2444 слов

Философия фалеса

... образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен. Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом ... противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; ...

“???????“ (апейрон).

Именно в ней, по мысли философа, заключается причина

всеобщего возникновения и уничтожения.

Можно предположить, что Анаксимандр представлял себе некую от точки к

точке изменяющуюся материальную среду, наподобие перехода от белого цвета к

черному. Это позволяло философу взглянуть на нее с промежуточной позиции и

увидеть противоположности как избыток и недостаток. Причем, посмотрев на

каждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их промежуточного,

Анаксимандр мог увидеть новые противоположности и так без конца. Видимо

такой взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает в

себя все виды противоположностей, которые порождают все тела «посредством

различий в плотности и разреженности первоэлемента», что в свою очередь

является основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое испокон

веку повторяется по кругу.

Анаксимандр написал несколько сочинений: «Карта земли», «Глобус», «О

природе». По их названиям можно судить о том, что философ в основном изучал

природу. От последнего труда в свидетельствах Симпликия, одного из

доксографов, жившего на тысячу лет позже Анаксимандра, сохранился один

небольшой фрагмент: «А из каких (начал) вещам рожденье, в те же самые и

гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу

правозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени».

Этот отрывок свидетельствует о том, что отношения между вещами,

называет апейрон таково, как отношение между «должником» и «кредитором»,

что свидетельствует о взаимосвязи мировоззрения Анаксимандра с

мифологическим мировоззрением и, прежде всего, с идеей компенсации — Дике,

как идеей космической справедливости (Правды).

Причем, у Анаксимандра

несмотря на мифологическую терминологию уже нет этих сверхъестественных

стражей меры, поскольку все космические процессы совершаются у него по

своим имманентным законам, обусловленным активностью самой материальной

среды — апейрона.

Поэтому смысл, вложенный в понятие «возмещение неправды» следует

искать в мифологии и, прежде всего, в греческой идее компенсации — Дике,

как идее космической справедливости (Правды), в то время как понятие

«задолженность» ассоциируется с идеей декомпенсации (Раздора).

Здесь наиболее отчетливо проявляется связь между мифологическим и

философским мышлением, которые на первых порах идут рядом, имея своими

объективные законы бытия, мифологическое мировоззрение оказалось уже

способным представить идеи несправедливости и возмездия, Раздора и Правды,

декомпенсации и компенсации в образе физического явления, т.е. в образе

весов в руках богини правосудия, чаши которых в одном случае выходят из

положения равновесия, в другом — стремятся к нему. В этом образе нашла свое

конкретное отражение характерная черта античности — мышление

противоположностями. Последние понимаются здесь исключительно как «избыток»

7 стр., 3235 слов

Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена

... взгляды Фалеса, как основателя милетской школы; Изучить развитие милетской философии в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра. Реферат ... его философское завещание. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена Анаксимандр - ученик и последователь Фалеса. Мы почти ничего не ... и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. ...

и «недостаток» того или иного субстрата относительно положения равновесия —

того промежуточного состояния, из которого возникают и к которому,

уничтожаясь, стремятся противоположности.

Поэтому, основным вопросом милетской натурфилософии было выявление

сущности «промежуточного», сгущение и разрежение которого определяло бы все

многообразие чувственно воспринимаемого мира. Это свидетельствует о том,

что мифологическое мышление, оперирующее не только представлениями, но и

сравнительными понятиями, не только не произвольно, но напротив, обладает

весьма строгой логикой. Только эта логика отличается от логики нашей

сегодняшней науки. Поэтому мифология является не только продуктом

воображения, но и результатом строгого логико-теоретического мышления.

Однако увидеть это можно только в итоге тщательного исследования тех

мифологических представлений, которые отражают отношение противоположностей

в процессе их компенсации и декомпенсации. Не случайно в первой части

фрагмента Анаксимандр обращает наше внимание на то, из чего все сущее

возникает и во что по необходимости оно уничтожается. И если слова

«возмещение неправды» понимать как компенсацию, а слово «задолженность»

понимать как декомпенсацию, то все становится предельно ясным. Появляется

возможность определить «источник всеобщего возникновения и уничтожения».

Все это позволяет предположить, что процессы «компенсации» и

«декомпенсации» связаны у Анаксимандра временными рамками и в целом

представляют собой своего рода циклический процесс.

Очевидно, что такой взгляд на природу предполагает осмысление ее не с

позиций соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного из полюсов градации.

Здесь, как и у Фалеса, точкой отсчета, с которой осмысляется мир, является

середина, промежуточное, которое делит непрерывную среду на активные,

противоположные части.

Анаксимен (585 — 525 гг. до н.э.) — третий представитель милетской

натурфилософии, ученик и последователь Анаксимандра, автор сочинения «О

природе».

Как и его предшественники, другие милетские философы, Анаксимен

осмысливает реальность с позиции противоположностей. Однако в качестве

бесконечной, непрерывной среды — «апейрона», в отличие от Анаксимандра, он