Философия как наука (3)

Контрольная работа

Философия (от греч. Phileo — люблю и Sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).

Классическая форма — в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом — Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на в наибольшей мереобщие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое в наибольшей мерезримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

1. Мировоззрение, его структура

Мировоззрение — система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения к миру, к себе. Наличие мировоззрения — показатель зрелости не только личности, но и социальной группы. Субъектом мировоззрения, является и личность, и социальная группа, и общество в целом. Мировоззрение определяется : историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство).

Структура мировоззрения:

1. знания

2. система ценностей

3. опыт.

На основании этого формируется поведение. Мировоззрение включает в себя проблемы:

1. Что есть мир? Сущность бытия, космоса. Кто сотворил? Есть ли начало? Есть ли границы?

73 стр., 36107 слов

Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия

... вопросы, если не отвечать на них, - дело философии." Большая многоплановая проблема " мир-человек", по сути, выступает ... субъективное ощущение чел.? Принадлежит ли красота предм. природы, людям... или она продиктована чувством прекрасного, челов. способностью воспринимать ... мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств. Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, ...

2. Мир стабилен или развивается? Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком?

3. Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире?

4. Познаваемость мира.

5. Проблема бога, смысла жизни, личного бессмертия.

Всякое мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззрении включено волевое начало человека. Разум и воля — необходимые элементы человеческих убеждений. Мировоззрение зависит от бытия человека. Общественное сознание — отражение действительности. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций — возникают разные формы общественного сознания (нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).

Мировоззрение — это убеждение. При этом важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);

— Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении присутствуют как интеллектуальный, так и эмоциональный опыт людей. Первый относят к миропониманию, второй — к мироощущению.

В мировоззрении следует выделить два важных момента: прежде всего оно многомерно, то есть формируется под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. Мировоззрение не сводимо просто к знаниям. Во-вторых, мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности.

Структура мировоззрения:

1) познавательно-информационный блок; т.е. в состав мировоззрения входят обобщенные знания (повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные).

Чем больше знаний — тем серьезнее опора для мировоззрения; непросвещенное сознание не может рационально обосновывать свои убеждения;

2) ценностно-идеологический блок. Содержит отношение людей к происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами и т.п. (добро-зло, красота-уродство);

3) поведенческий блок. О характере мировоззрения можно судить по поступкам;

4) блок веры. Диапазон веры широк — от практической, т.е. рациональной веры до религиозных верований. При этом существенна роль сомнений. Безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций — догматизм. При этом, возможна и противоположная крайность — скептицизм, утрата идеалов, неверие ни во что.

В мировоззрении различимы повседневно-практический и теорети-ческий уровни. Всякая личность обладает определенным мировоззрением, однако мировоззрение на бытовом уровне часто неполно, противоречиво, опирается в основном на веру и жизненный опыт. Научно-философское мировоззрение — это такая система понимания мира и места человека в нем, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой.

7 стр., 3471 слов

Контрольная работа: Проблема человека в истории философии

... становление одной из первых в истории философии антропологических программ. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум ... человеке в государствах Древнего Востока. Древнеиндийская философия человека представлена прежде всего в памятнике древнеиндийской литературы — Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Человек ...

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. С течением времени происходят изменения практически во всех сферах жизни. Мировоззрение также подвержено историческим изменениям. Оно чутко улавливает и отражает различные процессы, происходящие в обществе. В каждую историческую эпоху можно выделить основные преобладающие черты. При этом следует учитывать, что мировоззрение формируется в соз-нании конкретной личности и мировоззрение социальной группы и всего общества в целом формируется из его индивидуальных вариантов. Общественно-исторический характер мировоззрения проявляется в том, что общественное сознание во много формируется под влиянием общества в лице его в наибольшей мереярких представителей — публицистов, писателей, деятелей науки и культуры. С другой стороны, несомненно существует историческая преемственность в развитии общественных взглядов.

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, прин-ципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Имеет место три типа мировоззрения:

1. Мифологический тип мировоззрения.

2. Религиозный тип мировоззрения.

3. Философский тип мировоззрения.

2. Истоки философского знания: миф, религия.

Мифология.

Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos — предание, сказание и logos-слово, понятие, учение).

В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении в наибольшей мереважных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы- эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли — анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

8 стр., 3745 слов

Мировоззрение человека

... мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления ... политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии. Миф - единая, синкретическая форма сознания, ... свыше 40. Существуют три основных мировых религии - буддизм, христианство, ислам и различные ...

Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов — в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии — христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы — о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.

Религия

Религия (от лат. Religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхчувственный.

Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой

в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Позднее формируется образ единого Бога — высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

14 стр., 6515 слов

Философия Древнего мира

... с нею, об исходных противоречиях общественного сознания, разрешение которых и есть рождение философии. 2. Главные периоды античный древний мир мыслитель С развитием рабовладельческого общества и ... указанный нами процесс отделения философии от мифов совершился совершенно иначе, чем у родственных индийских народностей. Освобождение религиозного и научного мышления одновременно и в непосредственной ...

Религия — сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они — общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

3. Объект и предмет философии

Многообразие мировоззренческих школ и направлений нашло свое отражение, прежде всего, в различном понимании предмета и важ-нейших вопросов (проблем) философии.

При всем многообразии исторических и современных представле-ний о предмете философии их можно, с известной долей условности, свести к трем основным позициям. Коротко их охарактеризуем.

гносеологизаторскую

Наиболее последовательные позитивисты по-требовали полного изъятия аксиологических (оценочных) высказы-ваний из «строгой» и «нейтральной» десубъективированной филосо-фии. По их мнению, они лишены смыслового значения (не истин-ны, не ложны), в них отсутствует объективное содержание, так как они ничего не описывают и не могут быть подтверждены или опро-вергнуты прямым человеческим опытом. Если же вдруг оценочные понятия или суждения проникают в науку и философию, то необхо-димо применить соответствующие способы их устранения.

Определения философии и ее предмета остаются постоянным объектом дискуссии. До середины 80-х годов XX столетия соответ-ствующие представления в советской философской мысли отлича-лись явным уклоном в сторону гносеологизма и сциентизма. Правда, этот уклон никогда не был столь же последовательным, как, напри-мер, в аналитической (неопозитивистской) философии, поскольку мировоззренческая природа философии в большей или меньшей сте-пени всегда признавалась. Вместе с тем мировоззренческая компо-нента философского знания нередко уходила на второй план из-за переоценки «научной» составной. Так, уже в 90-х годах нашего сто-летия в учебных пособиях, монографиях читаем: «Философия — это наука»; «Наиболее перспективным представляется понимание философии как науки…» Соответственно «в наибольшей мереобщим опре-делением является формула: «философия есть наука о формах всеобщего».

9 стр., 4285 слов

Основные философские учения: материализм и идеализм

... 1.1 Основной вопрос философии Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания ... раз и призвана дать философия. Цель данной работы рассмотреть материализм и идеализм как два основных направления в освоении человека и мира. 1. Основной вопрос философии и две его стороны ...

Некоторые из сторонников подобного понимания философии прямо квалифицируют свои представления в качестве «сциентистских». Специфику этого сциентизма З.А. Каменский усматривает в том, что последний «…не ориентирован исключительно на естествоз-нание, а науку как форму общественного сознания…». Из данного представления логически вытекает, что «… всякое подлинное фило-софствование является научным…». Вполне естественно, что «ни ре-лигиозная философия, ни художественное произведение в строгом смысле не могут быть подведены под статут науки…» и должны быть исключены из подлинной (т. е. научной) философии. Соответствен-но, подобная философия абсолютно рациональна, ибо, согласно ци-тируемому автору, «иррационального онтологического вообще не существует…». Спрашивается, что осталось бы от всей мировой философии, если подобные установки использовать в качестве современной бритвы Оккама?

аксиологиизаторскую

Поворот западной мысли в сторону сближения методов филосо-фии и искусства носит весьма неоднозначный характер, если учесть, что нередко он знаменует собой разрыв с традициями рационализма и научной объективности. Ибо философия здесь теряет свой статус теории и превращается в своеобразный синтез с преобладанием ми-фологических конструкций. Неудивительно, что многих мыслителей подобная иррационалистическая и антитеоретическая направленность не устраивает и, желая остаться в рамках рационального философ-ского мышления, они идут по несколько иному пути, сближая фило-софию не столько с искусством, сколько с эстетической теорией.

С этим явлением мы сталкиваемся не только в рамках экзистенци-ализма, но и многих других школ и направлений. Так, в учении од-ного из главных представителей франкфуртской школы неомарксиз-ма Т. Адорно именно эстетические понятия цементируют конструк-ции негативной диалектики и лежат в основе ее «не методологичес-кого метода», отказавшегося от аргументированного хода мысли, первоначала, системы, но пожелавшего остаться теорией и осуще-ствить ненасильственный понятийно-непонятийный синтез. В грани-цах подобного «не методологического метода» истина добывается не столько логикой познавательного, сколько образно-оценочного про-цесса, а эстетика (отнюдь не как теория искусства) превращается в универсальный эталон философского мышления. «Истина не дости-гается более в дискурсивной рефлексии, в рацио, но преимущественно в медиуме искусства… Эстетика в связи с этим не дисциплина внутри философии, но центр, соразмерный сущности». От эстетики, таким образом, ждут решения тех задач, которые ранее относили к компе-тенции философии. «Эстетика могла бы, следовательно, совершить то, что когда-то ожидалось от философии: освещение сущности или лучше несущности этого мира».

В конце концов, ущербность одностороннего гносеологизаторского и аксиологизаторского подходов была замечена самими представителями различных направлений современной западной философии и ныне наблюдается процесс своеобразной интеграции и преодоле-ние крайностей гносеологизаторства и аксиологизма. Именно из этой тенденции выросла третья точка зрения на предмет и сущность фи-лософии, которая стремится совместить воедино ее гносеологичес-кие (познавательные) и аксиологиические (оценочные) ориентации. В современной зарубежной философии «глобальный синтез» есте-ствознания и общественных наук, знаний и ценностей пытаются осуществить представители христианской теологии (в первую оче-редь неотомисты), а также западные школы марксизма (фрейдомарксизм и др.).

3 стр., 1485 слов

Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления

... диалектический взгляд на мир, и он, по праву, считается основоположником античной диалектики. На этом этапе развития античной философии еще не было противопоставления мышления и бытия, раскрытия их ... Это значит, что Платон разработал вариант объективного идеализма, на который впоследствии ссылались многие философы. С точки зрения Платона, мир — это всеохватывающий космос, нечто целостное, ...

В марксистской философии с момента ее возникновения суще-ствовал сильный крен в сторону гносеологизаторства, что вырази-лось в отождествлении философии с классической научной дисцип-линой. Этому представлению соответствовали и господствовавшие в учебной и другой литературе формулировки предмета философии: философия есть наука о всеобщем (например, о всеобщем в системе «мир — человек» или абсолютном; о в наибольшей мереобщих законах (за-кономерностях) природы, общества и мышления; или о в наибольшей мереобщих законах материального мира; о соотношении бытия (мате-рии) и сознания. Было бы чрезмерно оптимистичным полагать, что гносеологизаторский подход в отечественной философии уже пре-одолен. Не случайно, в учебных пособиях 90-х годов для студентов читаем: «Все философские категории — гносеологические…».

Так или иначе, но логически весь предмет философии (в марк-сизме-ленинизме) был сведен к общим законам. Между тем, во-первых, более фундаментальными составными теории, нежели за-коны, являются ее принципы; во-вторых, помимо тех и других есть еще и категории; в-третьих, полноценная философия с ее предме-том не может быть сведена к отражению гносеологических принци-пов, законов и категорий вместе взятых. Иначе вся философская си-стема превратится в рефлексию познавательной деятельности. В ре-зультате за ее границы была бы выведена аксиология (исторический материализм, социальная философия, социально-философская ант-ропология), в лучшем случае мир человеческих ценностей и оценок оказался бы растворенным в рамках гносеологии. Собственно, имен-но таким образом и представляют себе данную ситуацию сторонни-ки философии как науки, по словам которых «…аксиология носит подчиненный характер по отношению к гносеологии…». Нередко справедливо указывается на то, что «научное и ценностное знание присуще любой философской системе, но в разной пропор-ции», однако «ядро философии представляют онтология и гносеология…». Ситуация усложняется еще и произволом в употреблении термина «онтология». Соответственно, неадекватным образом пони-мается и гносеология, смысл которой сужается, а термин «онтоло-гический» наделяется значением, изъятым у термина «гносеологи-ческий». В результате онтологическое нередко понимается всего лишь как аспект внутри отношения, именуемого «гносеологическим».

При подобном подходе к истолкованию сущности философии в ней невозможно найти самостоятельное место аксиологии (теории оценки).

Поэтому те авторы работ, которые пытаются провести ли-нию гносеологизма последовательно, стремятся либо вообще вывес-ти аксиологию (социальную философию, исторический материализм, социальную антропологию) за рамки философии, либо в лучшем случае растворить ее в содержании теории познания. Тем более дале-ко за границами философии оказываются эстетика и этика, которые традиционно входили в сферу философского мышления, что оказы-вается неприемлемым для современных пангносеологов ввиду аксиологической сущности этих учений.

теоретическая

6 стр., 2992 слов

Материализм и идеализм: сущность и особенности

... сущности мира – материалистический и идеалистический. Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Идеализм ... историей борьбы материализма против идеализма…»[3] Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г.В.Лейбниц ...

Все больше исследователей усматривает предмет философии во всеобщих, или универсальных, субъект-объектных связях (отноше-ниях).

В литературе последних лет выделяется, как правило, от двух до четырех, а иногда и более универсальных типов отношения человека к миру и к самому себе, а именно: онтологическое, гносеологи-ческое (или познавательное), аксиологическое, праксиологическое (практическое).

Их пытаются связать с основным вопросом филосо-фии (гносеологии).

В результате вместо привычных двух сторон про-блемы взаимосвязи бытия и мышления число этих «сторон» возрос-ло уже до четырех. Согласно мнению авторов, они дают ответы на следующие вопросы: что первично-вторично; познаваем ли мир; це-нен ли мир; преобразуем ли мир? К этому следует добавить не получившее поддержку предложение о выделении еще социоло-гической и психологической сторон основного вопроса философии. Налицо, таким образом, определенная тенденция, требующая теоретического осмысления, поскольку она касается понимания са-мой сущности предмета, структуры и функций теоретической фило-софии.

Основной вопрос философии — отношение духовного и материального. Он имеет антологическую и гносеологическую стороны. При его решении философы подразделяются на философские направления: материализм, идеализм, дуализм, гносеологический оптимизм и агностицизм.

Имеет место три позиции решения онтологической проблемы:

1. Идеализм — это направление философии, которое считает идеальное сознание первичным по отношению к материальному сознанию.

2. Материализм — это направление философии, которое считает материальное сознание первичным по отношению к идеальному сознанию.

3. Дуализм (эклектика) — направление философии, в котором признаётся параллельность обоих начал: и материализма, и идеализма.

Идеализм существует в двух формах:

1. Объективный идеализм. Это такое направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание.

2. Субъективный идеализм. В этом направлении философии считается первичным сознание человека, индивида. Мир — производная сознания человека.

Имеет место три формы материализма:

1. Наивный стихийный материализм античного мира .

Это не подтверждённые никакими научными доказательствами гениальные догадки.

2. Метафизический материализм XVII-XVIII веков.

3. Диалектический материализм.

Имеет место три точки зрения на познаваемость мира:

1. Агностицизм (проблема знаний).

Этой позиции придерживаются философы, которые считают, что мир принципиально непознаваем.

2. Оптимизм. Признание возможности познания мира.

3. Скептицизм. Философы-скептики признают возможность познания мира, но сомневаются в правильности этого познания.

Заключение

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

6 стр., 2675 слов

Философия» «Философия как наука и тип мировоззрения

... мир человека. Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм философский есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения ... сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы го­ ... необходимость и т. д. Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к ...

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/filosofiya-kak-nauka-2/

1. ВВЕДЕНИЕ в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат,1989. — с. 367

2. В. Г. Афанасьев. Основы философских знаний.— М.: Изд-во ” Мысль ”, 1986. — с. 399

3. Вернадский В.И. Научное мировоззрение.

4. М.Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. — N8.

5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М.,1990.

6. Предмет философии и система философского знания. Тезисы межвузовской региональной конференции. — Челябинск, 1981. — С. 39-42.

7. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. — К.: 1993.