Ценностные ориентации воспитателя

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”

И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.

Актуальностью проблемы является:

Позиции педагога – воспитателя, его идеалы, его ценностные ориентации – не только пример для воспитанников, но и стержень для его профессионального мастерства.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются первоначальные основы нравственности, определяется общечеловеческий минимум, устанавливается принцип моральных норм, так же это период для формирования нравственных чувств.

В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с её первой ступени — дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми.

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

Задачи исследования:

ценность – это

Первые философские представления о ценностях складываются в античности и очень скоро обнаруживают глубокую внутреннюю противоречивость. У Аристотеля, обобщившего в своем учении достижения всей предшествующей ему греческой философии, ценность является одной из разновидностей блага: «Из благ одни относятся к ценностям (timia), другие — к хвалимым (epaineta) вещам, третьи — к возможностям (dynameis).

Ценным я называю благо божественное, самое лучшее, например душу, ум, то, что изначально, первопринцип и тому подобное. Причем ценимое — это почитаемое, и именно такого рода вещи у всех в чести. Добродетель тоже ценность… Хвалимое благо — это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу. Блага-возможности — это власть, богатство, сила, красота. Добродетельный человек сумеет воспользоваться ими для добра, дурной — для зла, почему такие блага и называют возможностями»

3 стр., 1094 слов

Ценности и ценностные ориентации личности

... субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение. 2. Классификация ценностей 2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность ... и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность — ... способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость ...

Многие авторы рассматривают ценность как качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым.

ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью.

В психологическом словаре С.Ю. Головина, ценность, трактуется как

понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Здесь говориться о двух формах существования ценности:

1) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков — конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.;

2) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида. 1

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие

элементы внутренней структуры личности.

1.1. Определение понятия «ценностные ориентации»

“Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.” «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенными принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций -признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

В социальной психологии понятие “ценностные ориентации” используется в двух значениях:

  1. “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
  2. способ дифференциации объектов по их значимости ….”

Ценностные ориентации “формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”

3 стр., 1414 слов

Изучение ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

... определить сущность и содержание понятий « ценность», «ценностные ориентации»; раскрыть особенности формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте; изучить особенности ценностных ориентаций студентов педагогических вузов; опытно-экспериментальным путем исследования изучить ценностные ориентации студентов педагогических вузов. Методологической и теоретической основой исследования являются: ...

2

В более новой интерпретации:

“Ценностные ориентации — это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в

соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальныхпредпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни”.

Трактовка понятия “ценностные ориентации” многосмысловая, это емкое и важное для жизни понятие. Составитель не случайно предлагает его определение из нескольких источников: возможно, у кого-то в фонде есть еще и другие, просмотрите энциклопедии, справочники и словари, может быть, вам будет важно сравнить и увидеть, что появилось нового в определении, что в нем изменило время

3

1.2 Ценностные ориентации педагога.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправляемая машина. Душевная чуткость — необходимое требование воспитателя.

В педагогической деятельности значима зависимость результативности от характера ценностных ориентаций ее субъекта. Деятельность педагога представляет собой уровень реализации ценностей в воспитании. Ценностные ориентации – это осознанные учеником идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценивания окружающей действительности. Структура ценностных ориентаций педагога находит отражение в устойчивых словосочетаниях ряда нравственных категорий: педагогический долг, педагогический такт. Когда говорят о долге, имеют в виду сверхактивность человека, его способность выходить за пределы привычного поведения. Педагогом в той или иной ситуации оказывается человек, способный продемонстрировать в доступной для воспитанника форме способ преодоления обстоятельств этой ситуации в гармонии личного и общественного. Педагог должен создавать для воспитанника условия, позволяющие ему раскрыть, реализовать потенциалы своего развития на данном этапе и при данных обстоятельствах. Педагог обязан направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в ученике. Понятие педагогического такта заключается в том, что педагогическая деятельность постоянно соприкасается с требованием перед воспитанником, с оцениванием его деятельности. Главное требование к педагогу – это наличие его педагогических профессиональных качеств. Выделяются главные группы способностей:

7 стр., 3289 слов

Имидж современного педагога и пути его формирования материал

... случае, когда система ценностных ориентаций педагога совпадает с наиболее актуальными социальными ожиданиями. Имидж педагога является имиджем, ориентированным на восприятие[1;5]. Имидж учителя-это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег . Калюжный ...