Особенности религиозных конфликтов в современном мире

Дипломная работа

На сегодняшний день, одной из основных проблем человечества выступают религиозные конфликты, которые затрагивают многие страны, но также и при возникновении его внутри определенного государства может привести к дестабилизации общества. Конфликты, основанные на разногласии в вероучениях, являются самыми сложными в разрешении и нахождения консенсуса, так как каждый новый конфликт не похож на другие и требует тщательного анализа, чтобы его преодолеть.

Под религиозным конфликтом мы понимаем противостояние всевозможных вероисповеданий или противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию. Религиозная нетерпимость проявляется в самых различных формах: обвинение представителей иной религии в социальных бедах, разжигание войн под религиозными знаменами.

На протяжении всей истории человечества, ключевую роль в религиозных конфликтах выступает религия. Она определяется как символическая система для восприятия мира и налаживания контакта индивида с миром как с единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенное конечное значение. Одним из таких примеров может служить раскол христианской церкви в 1054 году, что привело к разделению церкви на Римско-католическую на западе с центром в Риме, а на востоке с центром в Константинополе, в результате чего образовалась православная церковь. Сам конфликт зародился еще задолго до этого времени. Он заключался в том, что были разногласия между церквями по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного происхождения. Последней каплей стало закрытие католических церквей в 1053 году в Константинополе, а также выбрасывание Святых даров, приготовленных по-западному обычаю из пресного хлеба для причащения верующих. Этот религиозный конфликт имеет самые большие по протяженности временные рамки, около тысячи лет Запад и Восток не как не могут наладить контакт.

Религия проникла во многие сферы социальной жизни, тем самым при возникновении религиозного конфликта, она влияет на характер отношений, в первую очередь — политических, экономических, межнациональных. Следует отметить, что религия имеет возможность, как разрешения конфликтных ситуаций, так и налаживания межнациональных отношений, а так же приведения к психологической интенсивности социума и к дестабилизации общественно-политической жизни страны.

При изучении религиозных конфликтов, не стоит руководствоваться только одной дисциплиной, будь то политология, религиоведение или социология. Только комплексный анализ на стыке всех этих дисциплин, даст максимальный результат в изучении религиозных конфликтов в современном мире.

5 стр., 2239 слов

Религиозный конфликт

... мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию. 2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, ... тому, что сфера политики – это сфера политической борьбы, конфликтов и конкуренции. Как уже было указано выше, религия также играет регулятивную функцию в обществе, стремясь обеспечить ...

Актуальность темы обусловливается следующим:

1)неконтролируемость протекания конфликта: вероятность перерастания в неконтролируемый геноцид или военные действия на религиозной почве;

  • долгосрочность протекания конфликта (он может длиться 10, 20 лет, а то целые столетия) что делает общество крайне уязвимым перед различными рода кризисами;
  • масштабность религиозных конфликтов, могут проявляться внутри конкретной страны, а могут и охватить целый регион земного шара;
  • не существует определенной методики в разрешении религиозных конфликтов, так как каждый конфликт не похож на предыдущий;
  • Объектом для исследования является феномен религиозного конфликта в современном мире.

Задачи исследования:

1)изучить роль религиозных конфликтов в обществе;

  • установить характеры возникновения религиозных конфликтов;
  • описать религиозные конфликты в современном мире;
  • выявить деструктивные последствия религиозных конфликтов;
  • перечислить механизмы, которые способствуют переходу от конфликтности к стабильности;
  • рассмотреть понятия толерантности как основу межрелигиозных отношений.

Целью данной работы является — изучение религиозных конфликтов в современном мире.

Предметы исследования в данной работе:

  • индивид;
  • социальная группа;
  • общество;
  • общественные организации;
  • государство;
  • церковь;
  • религия.

1. Религиозные конфликты: источники их возникновения и социальная роль

1 Конфликт как социальное явление

Конфликт (лат, conflicts — столкнувшийся) — столкновение двух или более разнонаправленных сил, с целью реализации их интересов в условиях их противодействия.

Социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Конфликт можно подвергнуть анализу, как социальное явление в том случае, если он сводится к расхождению убеждений в обществе. Существует ряд теорий, которые обосновывают и рассматривают конфликт как социальное явление.

По началу до конца 18 века мыслители относили конфликт к проблеме господства и подчинения, разрешаемый только путем регулирующей деятельности государства.

Впервые конфликт как социальное явление был сформулирован в работе Адама Смита Исследование о природе и причинах богатств народов (1776 г).

В своей работе Адам Смит сформулировал мысль о том, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Такое разделение является движущей силой в развитии общества.

Наиболее распространенными основаниями возникновения социального конфликта являются:

  • разное или абсолютно противоположное восприятие людьми ценностей, целей, интересов и поведения;
  • недостаток и не качественность информации;
  • разлад между ожиданиями и поступками людей;
  • неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);
  • возникающие трудности в процессе коммуникации;
  • несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Стоит отметить, что наблюдается закономерность в причинах возникновении конфликтов: чем беднее и дефицитнее предметы потребления в обществе, тем чаще в нем возникают конфликты. Конечно же, при удовлетворении всех потребностей общества, конфликтов бы не было, что повлекло бы за собой остановку процесса развития общества.

55 стр., 27383 слов

Грузино-абхазский конфликт

... индивидов) оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт, сигнализируя обществу и власти о существующих противоречиях, разногласиях, несовпадении позиций, стимулирует ... выраженный в лозунге «Грузия для грузин», был неприемлем для негрузинского полиэтничного населения Абхазии. Высшей точкой конфликта явилась грузино-абхазская война 1992-1993 годов. Поражение ...

Следует отметить, что проблема социального конфликта получила отражение в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Это послужило для западных ученых основанием для причисления марксисткой теории к числу конфликтных теорий. По сути, в марксизме проблема конфликта сводилась к упрощенной трактовке: к противостоянию между антагонистическими классами.

Первой сформулированной теорией конфликта, как социального явления, является социально-биологическая теория. В этой теории ученые берут за основу открытую английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882) теорию естественного отбора и сами из нее выводят идею о естественной враждебности человека. Содержание его теории биологической эволюции изложено в книге Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь (1859 г.).

Главная идея работы заключалась в том, что формирование живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, это и составило природный механизм отбора наиболее приспособленных видов.

Вскоре, вслед за социально-биологической теорией Ч. Дарвина, формируется социальный дарвинизм как течение. Ученые этого течения стали истолковывать эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора. Основанную на принципе войны за существование, но уже чисто социологическую концепцию разработал Герберт Спенсер (1820-1903гг.).

Он утверждал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей средой. Закон конфликта анализировался Спенсером как всеобщий закон, но его проявления должны отмечаться до тех пор, пока в процессе формирования общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами. Похожим идеям следовал и американский социальный дарвинист Уильям Самнер (1840 -1910гг.).

Он предложил теорию о том, что в борьбе за жизнь гибнут слабые, худшие представители человеческого рода. Победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются подлинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми. [12]

В наше время идеи социального дарвинизма имеют не много последователей, но некоторые аспекты этой теории оказываются очень полезными при разрешении нынешних конфликтов. Также представители социального дарвинизма при описании разнообразных конфликтов, выделили всевозможные типы агрессивного поведения людей:

  • территориальная агрессия;
  • агрессия доминирования;
  • агрессия родителей;
  • агрессия ребенка;
  • моралистическая агрессия;
  • агрессия грабителя;
  • агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Следующей теорией была теория насилия, которая оставила большой след в истории и послужила для развития других различных школ. Основоположниками данной теории выступали — Карл Маркс (1818-1883 гг.), Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.), В.И. Ленин (1870-1924 гг.), Мао Цзедун (1893-1976 гг.).

3 стр., 1009 слов

Социальные детерминанты агрессии

... и их взаимоотношениям. Разумеется, в этом и других примерах агрессия остается формой социального поведения и направлена против других людей. Из наиболее важных внешних детерминантов агрессии ... подавлять агрессию прямыми действиями например, давая участникам конфликта ... и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание. Внешние детерминанты агрессии Агрессию ...

Впоследствии к ним присоединились представители неомарксизма, а именно немецко-американский социолог Герберт Маркузе (1898-1979 гг.) и Чарльз Райт Миллс (1916-1962 гг.), последователь леворадикального течения.

Наблюдается закономерность повторения социального конфликта обществами, одним из главных факторов которого является наличие определенной социальной структуры. Марксистская теория внесла существенные исправления в господствовавшие представления о процессах социального формирования. В книге К.Макса К критике политической экономии (1859 г.), было изложено его материалистическое понимание истории, где структура общества была представлена четырьмя основными элементами:

  • производственные силы;
  • производственные отношения;
  • политическая надстройка;
  • формы общественного сознания.

К. Маркс утверждал, что конфликт в обществе происходит из-за разделения на разнообразные классы в связи с соответствием их тезиса в экономической системе. Он выделял два класса: буржуазия и пролетариат. Между ними происходит постоянная борьба, так как целью буржуазии является господство и использование наемных рабочих. Конфликт в этом случае приводит к революции, а революции являются локомотивами истории. Неминуемое столкновение, которое нужно верно контролировать во имя ускорения развития общества, в то время как насилие служит оправданием задачами будущего созидания.

Центральное место в марксизме занимает понятие класса, что являет собой разделение общества по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда. Вне марксизма в ядро определения классов закладываются такие критерии, как отношение к власти, доход, собственность, образ или уровень жизни, престиж, но практически все авторы придерживаются таких признаков классов как:

  • коллективное неравенство условий жизни и труда;
  • наследственная передача привилегий (в частности статуса).

Для классов характерно неравенство шансов на осуществление своих потенциалов, что вытекает из различной степени состоятельности, типа собственности, культурных преимуществ.

Марксистская теория правильно описывала события в Западной Европе середины 19в. — начало 20в. Однако это не означает беспрекословность применимости данной теории в условиях других эпох и регионов. В наше время важную роль в качестве участников политического воздействия стали играть территориальные и корпоративные группы. Принадлежность к территориальной группе с особой актуальностью воспринималась человеком, поэтому конфликты между нациями могут быть крайне ожесточенными, превосходя в этом ракурсе классовые. Корпоративные группы организуются людьми, занимающимися одинаковым или близким делом. Выполнение одного вида профессиональной деятельности часто вызывает чувство солидарности. В случаях, когда тип жизни представителей других классов не сильно похожи друг на друга, корпоративный дух может ослаблять классовую солидарность.

12 стр., 5620 слов

«общество Как Система» По Социологии (Сухарев В. А.). «общество ...

... развивается по своим собственным законам. Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, ... Системный подход при рассмотрении общества. Системный подход, рассматривающий общество как тип социальной системы, формируется в социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были ...

В теории функционалистов, конфликт рассматривается как искривление, дисфункциональный процесс в обществе, а именно наличие консенсуса, предотвращающего возникновение предпосылок конфликта в социуме. Ведущим представителем этого направления был американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1976гг.) он утверждал, что конфликт — это социальная аномалия, бедствие, которое необходимо пересиливать. Сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

  • удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;
  • эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;
  • совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

Также Парсонс описывает историческую картину, изобилующую социальными конфликтами, при этом обращая внимание на то, что напряженности и конфликты можно наблюдать как внутри некоторых обществ, так и во взаимоотношениях между обществами. Напряженности и конфликты наиболее наглядно проявляются в межгрупповых, а не внутригрупповых взаимоотношениях. Это происходит по двум причинам:

  • первая причина заключается в том, что солидарность внутри группы, включая национальное социальное сообщество, сильнее, чем связь данной группы с другими ей подобными (отсюда следует тенденция переносить конфликт в межгрупповые отношения);
  • вторая причина состоит в том, что межгрупповой порядок структурирован не так прочно, как внутригрупповой порядок на соответствующих уровнях, ибо защитные механизмы против циклического нарастания конфликта в первом случае слабее.

В международной сфере существует тенденция перерастания такой эскалации в войны, поскольку контроль над сформированной силой здесь слабее всего. Из этого следует, что история нынешних социальных систем есть история частных, если не постоянных военных действий. Несмотря на то, что система современных обществ базируется на определенных факторах самоограничения или, скорее, встроенных в нее амортизирующих конфликтных факторов, случалось так, что войны носили весьма разрушительный характер (религиозные войны 16-17 веков, войны периода Французской революции и наполеоновского правления, две мировые войны 20 столетия).

Дополнительным показателем значимости системы обществ, служит то, что самые основательные конфликты происходят между теми членами общества, которые расходятся по своим ролевым функциям и ценностям внутри системы. В качестве образца приводится Реформация и ее последствия, вызвавшие сильный раскол европейской системы. Однако, оба лагеря — католический и протестантский — оставались частью западного христианского мира. Даже марксизм в том виде, в котором он имелся в Китае, является такой же частью западного культурного наследия, какой в более ранний период был протестантизм. Наличие такого типа конфликта, по мнению Парсонса, ни в коей мере не является доказательством того, что современная система в том осмыслении, которое он предлагает, а именно искривление конфликтом системы, не существует.

В то же время возникли современные, наиболее популярные теории социального конфликта, условно названные диалектическими. Максимальную известность среди них получили концепции Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа, Кеннета Боулдинга. С их точки зрения, конфликт анализируется как обязательная часть единства социальных взаимоотношений людей, не являющих собой патологию и слабость поведения, т.е. конфликт не есть противоположность порядку, а мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созидательном общении с миром, и он играет роль рабочего процесса в разрешении конфликтов.

4 стр., 1829 слов

Религиозные конфликты и религиозная толерантность

... КОНФЛИКТЫ Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов, основанных на религиозных ... религиозной терпимости Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в ... идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий ...

В 1956 г. Американский социолог Льюис Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», где он выдвинул свою концепцию, получившую название «концепции позитивно-функционального конфликта». Он выстроил ее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пределы социологического анализа. Если структурный функционализм предполагал наличие аномалии в конфликтах, бедствие, то по теории Л. Козера, доказывающей, прямопропорциональную зависимость сложности создания единого фронта от количества скрещиваний различных конфликтов, разделяющих членов общества на два лагеря, жестко противостоящих друг другу. Следует вывод, что единство общества на прямую зависит от числа независимых друг от друга конфликтов.

Л. Козер обусловливает социальный конфликт как идеологическое явление, отображающее стремление и чувства социальных групп или индивидов в противостоянии за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей. По его словам, важность конфликтов заключается в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, раскрывают дорогу инновациям.

В отличие от теории структурного функционализма, представители которого выносят конфликты за пределы социальной системы как нечто несвойственное для нее, он аргументирует, что конфликты являются продуктом духовной жизни общества, т.е. он делает упор на их стабилизирующую роль для социальной системы.

В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира — мира власти, конфликта и динамики. Если Козер обосновывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф полагал, что в любом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, что является перманентным состоянием социального организма.

Дарендорф считает, что всякое общество изменяется в определенной своей точке, что социальные видоизменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Социальный конфликт вездесущ; каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.

Суть концепции Дарендорфа заключается в следующем:

  • любое общество подвержено в каждый момент изменению;
  • социальные изменения вездесущи;
  • любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
  • социальный конфликт вездесущ;
  • каждый элемент общества способствует его изменению;
  • любое общество опирается на принуждение одних другими.

Авторитетный американский специалист по общей теории систем К.Э. Боулдинг попробовал сформировать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата, таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты представляют собой осознанные и созревшие разногласия и столкновения интересов. Он употребляет конфликт в анализе как физических, биологических, так и социальных явлений, аргументируя, что даже неживая природа полна конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной породы против других форм».

9 стр., 4130 слов

По курсу «Социология» «Механизмы управления этническими конфликтами. ...

... в России предвидится усиление религиозных конфликтов[2,C78]. 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В практической деятельности людей особое значение имеет прогнозирование этнических конфликтов. Для этого необходимо выявить ... ресурсами, проведения своей бюджетной и налоговой политики. религиозный фактор Теоретическая модель влияния религии на жизнь общества – содействие его интеграции, сплочению. Реальный ...

Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с размером организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций. Классификацией трех организованных уровней обусловлена следующая типология:

  • конфликты между индивидуумами;
  • пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;
  • экологические конфликты между пересекающими в пространстве группами;
  • конфликты между гомогенными организациями (государствами);
  • конфликты между гетерогенными организациями (между государством и церковью);
  • конфликты между индивидуумом и группой (в семье);
  • конфликты между индивидуумом и организацией (между гражданином и государством);
  • конфликты между группой и организацией.

Боулдинг приходит к выводу о том что, конфликт неотделим от общественной жизни и все конфликты имеют общие стандарты развития. В природе человека лежит влечение к непрерывной борьбе с себе подобными. Исходя из этой концепции, можно считать, что основным понятием конфликта является конкуренция. Конкуренция обширнее понятия конфликт, в свою очередь, не каждая конкуренция перерастает в конфликт, т.к. у сторон нет осведомленности о факте их соперничества.

Главными социальными факторами, детерминирующими конфликт, как социальное явление являются:

  • социальное неравенство между людьми;

2)ограниченность ресурсов — материальных и духовных;

  • всеобщая нацеленность на достижение ограниченного набора ценных ресурсов;
  • культурные отличия, дистанции в системах ценностей;
  • различные религиозные, политические, идеологические пристрастия.

Следует отметить, что конфликт вызывает сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба отмечает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение функций конфликта на конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям конфликта относятся:

  • функция разрядки напряженности (конфликт способствует освобождению общественной жизни от напряженности и позволяет восстановить равновесие в обществе);
  • коммуникативно-информационная и связующая функции (входе осуществления которых люди могут проверить друг друга и сблизиться);
  • функция стимулятора и движущей силы социальных изменений (конфликт выступает как инструмент для изменений в обществе);
  • функция содействия формирование социально необходимого равновесия (равновесие в данном случае рассматривается между классами);
  • гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
  • оказание содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
  • оказание содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

К деструктивным функциям конфликта относятся:

21 стр., 10369 слов

Курсовая работа межличностные конфликты

... соображения и послужили причиной для выбора темы курсовой работы: "Межличностные конфликты". 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ЕГО СУЩНОСТЬ 1.1 Определение конфликта Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, ... между двумя или более сторонами - лицами или группами. Наблюдения показывают, что 80 процентов конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за ...

  • придание большого значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
  • представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
  • абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими организациями;
  • увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
  • неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение производительности труда.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо учитывать следующие факторы:

  • отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями, иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
  • большинство конфликтов имеет одновременно конструктивные и деструктивные функции;
  • степень конструктивности и деструктивности может меняться на различных стадиях его развития;

— также следует учитывать, для кого из участников конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. В конфликте могут быть не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, подсобники, организаторы).

Поэтому функции конфликта с позиции разных участников, могут оцениваться по-разному.

Из вышенаписанного можно сделать вывод о том, что конфликт, возникающий между людьми в общесте является конфликтом в широком смысле (т.е столкновение сторон, мнений и т.п.), поскольку участники конфликта имеют четкие социальные интересы, которые встречают противодействия. В узком смысле, конфликт представляет собой борьбу социальных общностей с противоположными интересами за доминирование или повышение их социального статуса. Исходя из приведенных аргументированных теорий следует, что существование общества без конфликтов невозможно. Нельзя назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведениям индивидов и групп, конфликт — необходимая форма социального взаимодействия между людьми, которая способствует дальнейшему развитию общества.

2 Характер возникновения религиозных конфликтов

Прежде чем рабираться в причинах и характере возникновения религиозных конфликтов, нужно дать определение этому феномену. В используемых для написания данной работы источниках, было приведено множество определений, но были выявлены два определения, которые отражают сущность религиозных конфликтов.

Религиозный конфликт — 1) конфронтация групп верующих и клира на основе религиозных мотивов в рамках одной церкви или религиозного объединения; 2) временное обострение либо состояние хронической напряженности в отношениях догматически и организационно самостоятельных церковно-религиозных структур, религиозных объединений и соотвествующий групп верующих, идеологически мотивируемое религиозными соображениями каждой из противоборствующих сторон.

13 стр., 6160 слов

Этнорелигиозные конфликты

... в зависимости от причин и целей этнические конфликты можно типологизировать и систематизировать. 2. Причины этнорелигиозных конфликтов В основе любого этнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которых можно выделить ...

Из первого определения вытекает, что конфронтации весьма разнообразны. В основе ее могут лежать обрядовые новшества, утрата религиозного авторитета теми или иными священнослужителями, конфликт толкований некоторых положений богослужебной, религиозно-нравственной и даже богословско-нравственной литературы, изменения канонически предусмотренного соподчинения в церковной иерархии, разногласие с политической направленостью церковного руководства и так далее.

Иногда возникающие по указанным мотивам разногласия не получают резонанса за границы конкретной общины, подвергающейся риску раскола или распада. Однако нередко их инициаторы отражают массовое общественное недовольство, обусловленное обычно церковно-государственной и общественной дискриминацией в той или иной форме, — больших социальных групп по расовым, половым, экономическим, этнонациональным, классовым, политико-государственным, социокультурным и иным — вне религиозным по своей сути — критериям. В этой закономерности раскол захватывает ряд религиозных общин; возникшие впоследствии его религиозные группы ищут вероятности сотрудничества и даже объединения на основе догматически-обрядовой близости и соображений тактической целесообразности. Напротив, уклонившиеся от этой повторной интеграции, обречены на самоизоляцию, либо на роль вечных обличителей неправды, то есть религиозных диссидентов. Периодически их деятельность ведет к возобновлению церковных смут, настроений и к опасности новых расколов.

Второе определение религиозного конфликта связано с процессами экономической, геополитической, социально-культурной экспансией, встречающей энергичное сопротивление значительных групп населения, народов и государств, ставших ее объектами. В традиционных обществах, религиозная мотивация консолидирует и мобилизует всякую из противостоящих сторон, низводит враждебность к противнику до степени бытового явления, слепого предрассудка и предубеждения (мусульмане захватили христианские святые земли, евреи нашего Христа распяли).

При исторически сформировавшейся борьбе культур и цивилизаций, каждую из которых освещают свои религиозные авторитеты, даже небольшие видоизменения в соотношении их сил сопровождаются, как правило, оживленной религиозной агитацией вплоть до объявления священных войн, крестовых походов и так далее.

В настоящее время, эти процессы типичны для всех районов земного шара. В подобных местах транснациональные монополии проникают в традиционалистские уклады общественной жизни и угрожают их существованию, в обстоятельствах противоборства сепаратизма и централизованной государственной власти, а также, в поясах традиционного стратегического противоборства великих держав, где религиозный фактор веками снабжал консолидацию коренного населения на позициях защиты традиционных ценностей.

К всеобщим особенностям религиозного конфликта относится: взрывной характер их возникновения, тенденции к быстрой эскалации. Всеобщая мобилизация и использование сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения противостояния, в том числе и запрещенных международным правом — геноцид, создание концлагерей, депортация, захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки, оказывают сильное влияние на перерастание конфликта в военные действия.

Существует четыре фактора возникновения религиозных конфликтов:

  • наличие структурных и антиструктурных тенденций в развитии любой системы общества;
  • мера совпадения или несовпадения границ государства, этноса и вероисповедания;
  • влияние процессов происходящих в обществе на религиозную систему;
  • специфика самих религиозных отношений.

Необходимо отметить, что, в целом, для верующих характерен относительно высокий уровень конфликтности (проявляемой в религиозной нетерпимости по отношению к приверженцам других религий) и довольно слабый уровень реального конфликта с иноверцами и атеистами на религиозной почве.

Все-таки если в данном случае применить системный подход, то причины религиозных конфликтов можно показать как комплекс региональных противоречий исторического, этно-территориального, политического, социального, этнокультурного и иного свойства, способного при определенных условиях реализоваться в форме конфессионального конфликта с массовым использованием насилия.

Исторические противоречия, как правило, выдвигаются в виде глубоко укорененных в религиозном сознании, пристрастных по форме и агрессивных по содержанию суждений об «исторических врагах».

Этно-территориальные противоречия обычно выступают в виде неизменных претензий на так называемые «этнические территории», как проблема «разделенных народов», или вопрос об «этно-территориальной реабилитации» ранее депортированных этнических и религиозных групп.

Политические противоречия обычно представляются как отсутствие суверенной государственности или политико-правовая неполноценность статуса национальных автономий и этнических меньшинств в государствах, основанных на взглядах этнического национализма.

Экономические противоречия часто представлены в форме борьбы этнических элит за «естественное право» на обладание ресурсами и собственностью.

Социальные и этнокультурные противоречия обычно предстают в виде разногласий, связанных с однородным социально-экономическим формированием этнических территорий, неодинаковой степенью свободы доступа всевозможных этнических групп к ресурсам и рынкам, с дискриминацией по расовому, этническому или религиозному признакам, с культурно-цивилизационными различиями и так далее.

Отсюда можно выделить следующие группы причин возникновения религиозных конфликтов:

  • незавершенность процессов формирования молодых этносов;
  • существенные различия уровней так называемого этнического статуса;
  • особая роль интеллектуальных и политических элит в мобилизации этнических чувств;
  • внутривидовая агрессивность человека.

Как правило, в природе не существует чистых религиозных конфликтов, так как много факторов влияет на их возникновение, в частности экономических, политических, социальных, национальных. Примером можно рассмотреть крестовые походы. Распространение веры и освобождение землей от язычников, такова была их основная цель, но участников мотивируют не только искуплением, но и возможностью получить там неслыханные богатства.

Проблема появления религиозных конфликтов до сих пор остается дискуссионной — специалисты различного профиля по-разному трактуют ее. Так, по мнению С. Хантингтона, конфессиональные конфликты рождаются результатом «столкновения цивилизаций». Этого же взгляда придерживаются и иные аналитики, которые в личных трудах делают вывод о том, что международные отношения будущего столетия будут характеризовать и определять столкновение цивилизаций, «нарезка» которых совершается на основе общности культуры и вероисповедания. Все-таки история не дает основания говорить о воздействии правила, согласно которому религия выступает основным, тем более единственным фактором расслоения человечества на соперничающие общности.

Так, можно выделить основные предпосылки возникновения религиозных конфликтов.

Во-первых, сами конфессии ни в общественной, ни тем более в политической связи не выступают в виде монолитного организма. Внутри них сосуществуют различные, нередко соперничающие, а то и непримиримо враждебные направления (ереси, старообрядчество в православии, ваххабизм в исламе и т.д.).

В силу этого религия может быть причиной внутри этнического конфликта.

Во-вторых, верующее единство не размывает нации и государства, не ликвидирует сплоченные с ними особенности и интересы народов. Оно не снабжает ни бесконфликтное формирование отношений межд